Светлана Николаевна Булгакова
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОФИЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ЗАРУБЕЖНОГО И ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОПЫТА
Традиционная непрофильная подготовка школьников привела к нарушению преемственности образования между школой и вузом. В высшей школе сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной подготовки старшеклассников. Реформы образования большинства развитых стран мира направлены на профильную дифференциацию обучения. В статье рассмотрен опыт работы в этом направлении.
Ключевые слова: профильное обучение, дифференциация, академическая, общая, профессиональная подготовка.
Traditional non-profile teaching of schoolchildren caused the succession between seondary school and high school violation. According the high school firm position all schoolchildren need additional preparation. Educational reforms of the most developed countries in the world are directed to the teaching profile differentiation. The articles studies their experince in that direction.
Key Words: profile teaching, differentiation, academic, general, vocational preparation
С переходом на новые стандарты общего образования предметы образовательной области искусства впервые получили образовательный стандарт, в котором дисциплины федерального компонента представлены на двух уровнях - базовом и профильном.
Базовый уровень стандарта учебного предмета носит общеобразовательный характер и ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.
Профильный уровень стандарта учебного предмета выбирается, исходя из личных склонностей, потребностей учащихся, и ориентирован на подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.
Переход к профильному обучению направлен на достижение следующих целей:
- обеспечить углубленное изучение отдельных предметов;
- создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ;
- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
- расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между школой и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программы высшего профессионального образования.
В 15-16 лет у большинства учащихся складывается ориентация на определенную профессиональную деятельность, на продолжение учебы в вузе. При этом примерно 70-75 % из них в конце 9-го класса уже определяются в выборе возможной сферы профессиональной деятельности. Социологические исследования говорят о том, что более 70 % старшеклассников хотят знать основы главных предметов, а углубленно изучать предметы по выбору, чтобы в них специализироваться.
Реформы образования происходят сейчас в большинстве развитых стран мира. Особое место отводится профильной дифференциации обучения. Так, например, в некоторых странах Европы учащиеся при одинаковом уровне подготовки в течение шести лет должны определиться в выборе
87
своего дальнейшего пути на седьмой год обучения: избрать «академический» или «профессиональный» путь. «Академический» вариант в дальнейшем открывает путь к высшему образованию, а профессиональный, в котором обучаются школьники по упрощенному учебному плану, содержит прикладные и профильные дисциплины.
Японская начальная и средняя школа является наиболее интенсивной, требовательной и успешной системой образования в мире. Японские ученики проводят в школе достаточно много времени. Учебный год состоит из 44 недель (240 дней). В дополнение к занятиям в школе, около трети всех учеников начальной и половина учеников средней школ посещают школы «Юку» -для дополнительного обучения. Они предназначены не для отстающих, а для тех, кто успевает хорошо. Особое внимание уделяется математике и естественным наукам, а также иностранным языкам. Школу «Юку» можно считать профильной.
В США профильные дисциплины вводятся на последних 2-х или 3-х годах обучения. Предпрофессиональная подготовка имеет три варианта: академический, общий и профессиональный. Вариативность образовательных услуг осуществляется за счет многочисленных курсов по выбору.
Образование в Швеции занимает передовые позиции в мире. Его характерная черта - широкий охват населения. Система образования представлена начальной общеобразовательной 9-летней школой и средней школой (гимназией) для 16-летних. Характерная черта школ - производственная ориентация (посещение предприятий) и практика по профессиональной ориентации. Всего предлагается 32 основных и 550 специальных курсов.
Анализ зарубежного опыта позволяет сделать следующие выводы:
1. Общее образование на старшей ступени обучения является профильным.
Оно охватывает три, реже два последних года обучения в школе;
2. Доля учащихся, продолжающих обучение в профильной школе, возрастает и в настоящее время составляет 70 %.
3. Количество дифференциаций направлений образования невелико:
- академическое, неакадемическое (англоязычные страны);
- естественнонаучное, филологическое, социально-экономическое (Франция);
- язык - литература - искусство; социальные науки, математико-точные науки -технология (Германия);
4. Организация профильной подготовки различается по способу формирования индивидуального учебного плана обучающегося. Во Франции и Германии перечень обязательных учебных курсов жестко фиксирован. В Англии, Шотландии, США и др. странах предоставлена возможность выбора элективных курсов, предлагаемых на весь период обучения. Обычно школьники должны выбрать не менее 15 или 25 учебных курсов продолжительностью до одного семестра.
5. Как правило, старшая профильная школа выделяется как самостоятельный вид образовательного учреждения: лицей -во Франции, гимназия - в Германии, «высшая школа» - в США. Дипломы (свидетельства) об окончании старшей (профильной) школы дают право прямого зачисления в высшие учебные заведения.
Отечественный опыт профильного обучения учащихся относится к 1864 г.; соответствующий указ предусматривал организацию 7-классных учреждений 2-х видов: классическая гимназия (цель - подготовка к университету) и реальное училище (цель -подготовка к практической деятельности).
Реформы 1915 г. разделили гимназию на три ветви: новогуманитарную, гуманитарно-классическую, реальную. После революции так же выделились три направле-
88
ния: гуманитарное, естественно-математическое и техническое.
В 1934 г. ЦК ВКП(б) и Совет Народных комиссаров СССР принимают постановление «О структуре начальной и средней школы в СССР». Однако введение на всей территории Союза единой школы со временем привело к серьезной проблеме: отсутствию преемственности между единой средней школой и глубоко специализированными высшими учебными заведениями, что заставило педагогов в который раз обратиться к профильной дифференциации на старших ступенях обучения.
Академия педагогических наук в 1957 г. предложила провести дифференциацию по трем направлениям: физико-математическому и техническому; биолого-агрономическому; социально-экономическому и гуманитарному.
В 1966 г. были введены две формы дифференциации содержания образования по интересам школьников: факультативные занятия в 8-10 классах и школы (классы) с углубленным изучением предметов.
В конце 80-90-х гг. появились лицеи, гимназии, ориентированные на углубленное обучение и дальнейшее поступление в вуз. Так же развивались специализированные, художественные, спортивные, музыкальные и др. школы.
Таким образом, направление развития профильного обучения в российской школе в основном соответствует мировым тенденциям развития образования.
Концепция профильного обучения исходит из многообразия форм его реализации. К ним относится осуществление сотрудничества различных образовательных учреждений. Модель сетевой организации профильного обучения осуществляется за счет объединения нескольких образовательных учреждений вокруг наиболее сильного, обладающего достаточным материальным и кадровым потенциалом учреж-
дения, которое выполняет роль «ресурсного» центра.
Второй вариант основан на кооперации образовательного учреждения с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального образования. В этом случае учащийся получает право выбора профильного обучения не только там, где учится, но и в кооперированных с общеобразовательным учреждением структурах (дистанционные курсы, заочные школы, учреждения профессионального образования).
Так, например, образовательный центр «Школьный университет» в г. Челябинске является федеральной экспериментальной площадкой, цель которой - организация профильных классов по информатике с 8-го по 11-й классы на территории РФ и СНГ. В Челябинской области по методикам образовательного центра работают более 20 школ, обучаются около 400 ребят. Программы «Школьного университета» позволяют получить углубленные знания по информатике. Уже в старших классах школы ребята адаптируются к вузовскому режиму обучения путем сдачи сессий (у них на руках имеются зачетные книжки).
Интересен опыт Магнитогорского государственного университета и лицея при нем. В лицее существуют профильные классы с углубленным изучением математики, информатики, естественнонаучных дисциплин, лингвистики, истории, философии. Развивающие программы и элективные курсы направлены на дифференциацию: по темпу обучения; по широте и глубине изучаемого материала; на основе выбора содержания образования.
Созданный недавно единый образовательный округ Челябинской государственной академии культуры и искусств тесно связан совместной деятельностью с учреждениями дополнительного образования, колледжами культуры и искусств Уральского региона. Совместная работа положи-
89
тельно сказалась на притоке абитуриентов в ЧГАКИ в 2007 г. Но современный вуз требует не столько профессионально-ориентированного школьника, сколько профессионально сформированного выпускника школы.
Следовательно, переход вузов на бакалавриат, на уменьшенный 4-летний срок обучения, не должен влиять на качество подготовки специалиста. Требования к выпускнику вуза по-прежнему высоки. Рынку труда нужен специалист широкого профиля, способный решать самые разнообразные педагогические и творческие задачи.
Процент старшеклассников, обучающихся музыке, искусствам, невелик. Но профильное обучение для многих необходимо. В сфере музыкального образования оно может осуществляться в совместной работе кафедр вуза с учреждениями дополнительного образования (детскими школами искусств). Такая работа начата кафедрой музыкального образования ЧГАКИ и детскими школами искусств № 8, № 3, гимназией № 23.
Через профильное обучение, организованное вузом и ДШИ, школьник может продолжить образование по углубленным и сопряженным учебным планам. Консультационная помощь в разработке необходимых методических материалов, научное ру-
ководство осуществляются вузом. В планы заложены не только знакомые предметы -сольфеджио, теория музыки, основной музыкальный инструмент, - но и такие дисциплины, как основы дирижирования, основы педагогики и психологии, введение в профессию учителя музыки, основы методики музыкального образования и учебные практики.
Такая работа со старшеклассниками вооружает их начальными профессиональными знаниями, умениями и навыками, которые так необходимы будущему учителю музыки в общеобразовательной школе.
Учитывая все вышесказанное, мы можем сделать следующие выводы:
1. Актуальность профильного обучения на современном этапе обусловлена личностно-ориентированной парадигмой образования;
2. Направление развития профильного обучения в российской школе в основном соответствует мировым тенденциям развития образования;
3. Через профильное обучение мы можем обеспечить равные возможности для дальнейшего образования в высшем учебном заведении.
1. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mma.ru/article/icl10055.
2. Волков, А. М. Швеция: социально-экономическая модель: справочник / А. М. Волков. - М.: Мысль, 1991.
3. Грейсон, Дж. К. (мл.). Американский менеджмент на пороге XXI века: пер. с англ. / Дж. К. Грей-сон (мл.), К. О'Делл. - М.: Экономика, 1991.
4. Концепция профильного обучения на старшей ступени образования. - М., 2003.
90