Научная статья на тему 'Актуальные вопросыпрофессиональной ориентации обучающихсяв сфере туризма'

Актуальные вопросыпрофессиональной ориентации обучающихсяв сфере туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
399
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СФЕРА ТУРИЗМА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / TOURISM / PERFORMANCE / CAREER GUIDANCE / PROFESSIONAL ORIENTATION / COMPETENCY / SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Паукова А. М.

Поднимается вопрос о необходимости проведения мероприятий по профессиональнойориентации обучающихся в сфере туризма, которая является одним из средств по-вышения адаптивности и конкурентоспособности выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

High profile issues of career guidance for students in tourism

The article addresses the matter of necessary career guidance for students in tourism whichis considered to be one of the means for versatility and competitive growth of the graduates.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросыпрофессиональной ориентации обучающихсяв сфере туризма»

УДК 37.048.45

A.M. ПАУКОВА

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СФЕРЕ ТУРИЗМА

Поднимается вопрос о необходимости проведения мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся в сфере туризма, которая является одним из средств повышения адаптивности и конкурентоспособности выпускников.

Ключевые слова: сфера туризма, деятельность, профессиональная направленность, профессиональная ориентация, компетенции, самоопределение.

The article addresses the matter of necessary career guidance for students in tourism which is considered to be one of the means for versatility and competitive growth of the graduates.

Key words: tourism, performance, career guidance, professional orientation, competency, self-determination.

Потребность современного туристского рынка труда во всесторонне подготовленных кадрах — менеджерах туризма, способных к непрерывной адаптации к новым технологиям обслуживания клиентов, вызывает необходимость в смене акцентов и в системе профессиональной подготовки. Профессиональную подготовку специалиста в широком смысле слова можно рассматривать как процесс и результат формирования знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения конкретных функций в системе общественного разделения труда, решения профессиональных задач, с которыми специалисты сталкиваются в своей профессиональной деятельности.

Деятельность — это система, в которой выпадение любого элемента приводит к утрате системного свойства: система перестает выполнять свою основную функцию, деятельность перестает быть целесообразной. Применительно к структуре профессиональной деятельно -сти современного специалиста профессиональная деятельность характеризуется многообразием.

© Паукова А.М., 2013

Миссией высшего профессионального образования является профессионализация туризма, т.е.обеспечение среднего и высшего звена управления в индустрии туризма профессиональными кадрами и создание предпосылок к их рациональному использованию, трудоустройству дипломированных специалистов в различных секторах туризма с перспективой продвижения и карьеры как по вертикали (на более высокий уровень управления) так и по горизонтали (на тот же уровень одного из секторов туризма). Актуальным становится взгляд на профессиональное образование как на средство самовыражения человека в соответствии с теми ценностями, которые он себе выбрал.

Анализ предпочтений работодателей и исследователей в области туризма и туристской деятельности показал, что для студентов туристского вуза с точки зрения их будущей профессии — менеджера туризма высшей квалификации — необходимо формирование целой системы качеств и компетенций, ориентирующих их на максимальную профессиональную направленность и самореализацию уже на стадии обучения в вузе. Они следующие:

• ярко выраженная склонность к стратегическому управлению;

• умение принимать самостоятельные и своевременные решения;

• стремление после завершения какого-либо этапа деятельности не останавливаться на достигнутом;

• стремление к расширению масштабов своей деятельности;

• умение принимать нестандартные решения;

• отсутствие страха перед ответственностью;

• хорошая и быстрая обучаемость;

• хорошо развитая интуиция при наличии аналитических способностей;

• способность к критическому анализу собственной деятельности;

• стремление концентрировать свое внимание на решении задачи;

• стремление к постоянному самосовершенствованию;

• широкая профессиональная подготовка, выходящая за пределы узкой специализации;

• понимание важности своего подразделения и значения других подразделений;

• оптимизм и способность влиять на подчиненных;

• готовность к совместной работе с другими специалистами и др.

Важными профессиональными характеристиками, которыми должен обладать специалист в области туризма, являются: ценностное отношение к профессиональной деятельности; профессиональный интерес; коммуникабельность и личностная самореализация.

Таким образом, структура и содержание туристской деятельности обусловливают содержание туристского образования. Сферу деятельности специалиста тур-индустрии определяют структурные составляющие: области деятельности, объекты деятельности, виды деятельности. Связи между видами профессиональной деятельности, ее областями и объектами позволяют установить широту теоретических профессиональных знаний, направ-

ленность этих знаний на виды профессиональной деятельности, области совпадения и направленность смежных профессиональных знаний в сфере туристской деятельности. Туристское образование предполагает наличие у специалиста в туристской деятельности определенных личностных качеств, без которых невозможен профессиональный успех. Их формирование является задачей и результатом воспитательной работы, осуществляемой в рамках единого образовательного процесса. Цель подготовки и результат профессионального обучения должны обеспечить готовность специалиста к деятельности определенного уровня, т.е. эталоном являются именно туристская деятельность и ее кадровое обеспечение, так как в индустрии туризма характер труда, его товарность определяют конечный результат.

В настоящее время подчеркивается, что правильный выбор профессии и нацеленная на это профориентация важны не только с позиции определения жизненных планов человека, но и с точки зрения развития общества в целом.

Профессиональная ориентация является одним из средств повышения адаптивности и конкурентоспособности людей. Она определяется направленностью на формирование соответствия профессиональных притязаний человека ситуации на рынке труда, активизацией возможностей человека по обеспечению индивидуальной занятости, формированием мотивации к профессиональному обучению как средству повышения гарантии занятости. Возрастает значение ранней допро-фессиональной подготовки подрастающего поколения, а также потребность в таком виде образования, причем общество предъявляет допрофессиональному образованию высокие требования. В соответствии с этим происходит усиление внимания к процессам вхождения выпускника общеобразовательной школы на рынки труда и образования, к стартовым этапам профессиональной карьеры, что обуслов-

ливает потребность в реализации их профессионального самоопределения и профессиональной ориентации.

Академик А.М. Новиков подчеркивает: «Важным аспектом самоопределения человека является профессиональное самоопределение. Профессиональное самоопределение личности трактуется как "Я"-концепция индивида, отражающая его понимания, переживания, намерения, предметные действия в профессиональной деятельности в конкретных социальных условиях» [1].

Профессиональное самоопределение рассматривается учеными как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность. К основным составляющим этого процесса на этапе выбора профессии относятся следующие компоненты: получение школьниками знаний о себе (образ «Я»), о мире профессионального труда (анализ профессиональной деятельности), соотнесение знаний о себе и знаний профессиональной деятельности (профессиональная проба).

Следует отметить, что согласно исследованиям профориентация, являясь целостной системой, состоит из взаимосвязанных подсистем (компонентов), объединенных общностью целей, задачами и единством функций.

Организационно-функциональная подсистема — деятельность различных социальных институтов, ответственных за подготовку школьников к сознательному выбору профессии, выполняющих свои задачи и функциональные обязанности на основе принципа координации.

Логико-содержательная подсистема — профессиональное просвещение учащихся, развитие их интересов и склонностей, максимально приближенных к профессиональным; профессиональная консультация, профессиональный подбор, социально-профессиональная адаптация.

Личностная подсистема — личность школьника рассматривается в качестве

субъекта развития профессионального самоопределения. Последнее характеризуется активной творческой позицией, т.е. стремлением к творческой деятельности, самовыражением и самоутверждением в профессиональной деятельности; направленностью, т.е. устойчивой доминирующей системой мотивов, убеждений, интересов, отношением к усваиваемым знаниям, социальным нормам и ценностям; уровнем нравственной и эстетической культуры; развитием самосознания; представлением о себе, своих способностях, особенностях характера.

Процесс профессионального самоопределения обусловлен расширением и углублением творческой, общественно значимой (трудовой, познавательной, игровой, коммуникативной) деятельности учащихся, формированием нравственной, эстетической и экологической культуры.

Все подсистемы профориентации связаны между собой и в этой взаимосвязи приобретают новые интегрированные качества. Система профориентации выполняет диагностическую, обучающую, формирующую и развивающую функции. Профориентация является непрерывным процессом, осуществляется целенаправленно на всех возрастных этапах, а также предполагает широкий, выходящий за рамки педагогики и психологии комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, куда входит и профкон-сультация как индивидуально ориентированная помощь в самоопределении.

На профессиональное самоопределение оказывает непосредственное влияние личностное самоопределение, которое является необходимым условием первого. Личностное самоопределение отнюдь не завершается в подростковом возрасте — в ходе дальнейшего развития человек приходит к новому личностному самоопределению (переопределению). Но диалектика здесь такова, что личностное самоопределение выступает основанием собственного развития.

Такое понимание позволяет нам выстроить целостную картину самоопределения в подростковом и юношеском возрасте, в рамках которой обретет смысл пестрая мозаика различных «самоопределений», встречающихся в литературе. Мы согласны с исследователями, что личностное самоопределение задает лич-ностно значимую ориентацию на достижение определенного уровня в системе социальных отношений, требования, предъявляемые к нему, т.е. задает социальное самоопределение. На основе социального самоопределения вырабатываются требования к определенной профессиональной области, осуществляется (естественно, не без влияния многих других факторов) профессиональное самоопределение.

По-иному с этих позиций выглядит и проблема профориентации. Широко практикующиеся и практически ни к чему не приводящие попытки напрямую ориентировать молодежь на те или иные массовые профессии не имеют смысла без знания особенностей личностного и социального самоопределения молодежи, не говоря уже о воспитательной работе в этом направлении.

Изложенные соображения о природе и функциях личностного самоопределения в подростковом и юношеском возрасте представляют собой схематический набросок. На пути построения целостной теории самоопределения предстоит решить такие вопросы, как установление типологии личностного самоопределения, уточнение и конкретизация его механизмов, изучение онтогенеза самоопределения, соотношение различных видов самоопределения.

Таким образом, следует отметить, что к любой профессиональной деятельности необходимо готовиться целенаправленно и интенсивно, последовательно проходя шаг за шагом новые ступени в овладении деятельностью. Для того чтобы такое движение соответствовало желаемому результату, его надо

планировать и уметь управлять им, что относится к самоорганизации личности, ее высокой внутренней мотивационной составляющей, психической зрелости. Профессиональное самоопределение — достаточно длительный процесс, в течение которого человек проходит и стадию выбора профессии, и стадию проб, и воплощение ее в деятельности. Порой в силу социальных или личностных изменений человек меняет профессию или направления внутри нее.

Что касается профессиональных мотивов учащихся старших классов, еще не включенных в профессиональную деятельность, то о них можно говорить с определенной долей условности, так как они пока находятся в стадии развития и формирования собственного «Я». Большое влияние на этот процесс оказывают образ и стиль жизни, а самое главное — социальная роль, существующий в сознании социальный стереотип и мировоззрение.

Мировоззрение — это призма индивидуального сознания, через которую личность воспринимает и преломляет все внешние воздействия. «Понятия "цель" и "смысл" жизни концентрируют в себе внимание личности на предельно общем уровне состояния сознания, в котором воплощаются отношения человека к миру сквозь призму его души и духовности, — отмечают академики В.Н. Гончаров и В.Н. Филиппов. — Душа человека — это то, как он чувствует, переживает; духовность — какие ценности он при этом утверждает. Значит, чувства, переживания, ценностные установки вместе со всем объемом усвоенных знаний формируют мировоззренческую направленность сознания» [1]. Следовательно, мировоззрение современной молодежи должно содержать адекватные требованиям среды смысл и цели существования. Исходя из этого, общей целью профориентации старшеклассников является формирование у них осознанного профессионального самоопределения на основе согласованности личных и общественных

интересов. Таким образом, основными развитие способностей к самообучению,

задачами профориентации на сегодняш- самоанализу и развитие умений искать,

ний день являются: подготовка человека находить и принимать (на основе выбо-

к профессиональному самоопределению; ра) адекватные решения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Новиков А.М. Развитие «самости» сту- фия образования в условиях духовного обнов-дента (категориальный аспект) // Высшее ления России. Барнаул: Изд-во Барнаул. гос. образование в России. 2011. № 11. пед. ун-та, 1994.

2. Гончаров В.Н., Филиппов В.Н. Филосо-

УДК 37.034

А.И. С ЕСЕЛКИН, A.B. ЛЯМИН

ПЕРСОНАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

СТУДЕНТОВ ТУРИСТСКОГО ВУЗА КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОЕ КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ

Рассмотрены проблемы формирования персональной ответственности студентов туристских вузов как профессионально важного качества личности будущих специалистов — менеджеров по туризму. Выделяются критерии и уровни развития персональной ответственности студентов.

Ключевые слова: профессиональное туристское образование, профессионально важные качества личности, персональная ответственность, критерии и уровни развития персональной ответственности.

The article considers the problems of the tourist institutes students personal responsibility formation as the important quality of the future specialists — tourism managers. The author reveals the criteria and the development level of the students' personal responsibility.

Key words: professional tourist education,professionally important qualities of the individual, personal responsibility, criteria and the development level of the personal responsibility.

В условиях образования в современном туристском вузе персональная ответственность будущего специалиста-менеджера проявляется в общей социальной и индивидуальной профессиональной ответственности за принятие рационально обоснованных решений и добросовестное выполнение обязанно-

© Сесёлкин А.И., Лямин А.В., 2013

стей и задач учебно-профессиональной деятельности. Персональная ответственность как значимое качество личности повышает у студентов активность и успешность должных действий, эффективность рационального взаимодействия в конкретной образовательной среде, что позволяет им конструктивно решать учебно-профессиональные задачи и добросовестно осуществлять свои обяза-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.