Научная статья на тему 'Персональнаяответственность студентов туристского вузакак профессионально важное качество личности'

Персональнаяответственность студентов туристского вузакак профессионально важное качество личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ТУРИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕКАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / ПЕРСОНАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / КРИТЕРИИ И УРОВНИ РАЗВИТИЯ ПЕР-СОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / PROFESSIONAL TOURIST EDUCATION / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF THE INDIVIDUAL / PERSONAL RESPONSIBILITY / CRITERIA AND THE DEVELOPMENT LEVEL OF THE PERSONAL RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сеселкин А. И., Лямин А. В.

Рассмотрены проблемы формирования персональной ответственности студентовтуристских вузов как профессионально важного качества личности будущих специа-листов менеджеров по туризму. Выделяются критерии и уровни развития персо-нальной ответственности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Персональнаяответственность студентов туристского вузакак профессионально важное качество личности»

интересов. Таким образом, основными развитие способностей к самообучению,

задачами профориентации на сегодняш- самоанализу и развитие умений искать,

ний день являются: подготовка человека находить и принимать (на основе выбо-

к профессиональному самоопределению; ра) адекватные решения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Новиков А.М. Развитие «самости» сту- фия образования в условиях духовного обнов-дента (категориальный аспект) // Высшее ления России. Барнаул: Изд-во Барнаул. гос. образование в России. 2011. № 11. пед. ун-та, 1994.

2. Гончаров В.Н., Филиппов В.Н. Филосо-

УДК 37.034

А.И. С ЕСЕЛКИН, А.В. ЛЯМИН

ПЕРСОНАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ ТУРИСТСКОГО ВУЗА КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОЕ КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ

Рассмотрены проблемы формирования персональной ответственности студентов туристских вузов как профессионально важного качества личности будущих специалистов — менеджеров по туризму. Выделяются критерии и уровни развития персональной ответственности студентов.

Ключевые слова: профессиональное туристское образование, профессионально важные качества личности, персональная ответственность, критерии и уровни развития персональной ответственности.

The article considers the problems of the tourist institutes students personal responsibility formation as the important quality of the future specialists — tourism managers. The author reveals the criteria and the development level of the students' personal responsibility.

Key words: professional tourist education,professionally important qualities of the individual, personal responsibility, criteria and the development level of the personal responsibility.

В условиях образования в современном туристском вузе персональная ответственность будущего специалиста-менеджера проявляется в общей социальной и индивидуальной профессиональной ответственности за принятие рационально обоснованных решений и добросовестное выполнение обязанно-

© Сесёлкин А.И., Лямин А.В., 2013

стей и задач учебно-профессиональной деятельности. Персональная ответственность как значимое качество личности повышает у студентов активность и успешность должных действий, эффективность рационального взаимодействия в конкретной образовательной среде, что позволяет им конструктивно решать учебно-профессиональные задачи и добросовестно осуществлять свои обяза-

тельства и социально-ролевые функции в деловых отношениях и взаимодействиях с коллективом без потери чести и личного достоинства.

Персональная ответственность как профессионально важное качество деятельности будущего специалиста-менеджера включает в себя накопленный опыт обучающегося в неукоснительном выполнении предъявляемых нормативно-функциональных требований в процессе практического участия в учебно-профессиональной деятельности. В итоге персональная ответственность будущего специалиста-менеджера пробуждает личную удовлетворенность от успешного выполнения учебного и профессионального долга, формирует честь, достоинство и позитивный образ профессионального будущего [1].

Формирование персональной ответственности студентов в туристском вузе имеет свои специфические особенности. В первую очередь к ним относятся те из них, которые связаны с туризмом как социальной сферой жизни, ее богатым историко-культурным опытом, познавательными возможностями и серьезными требованиями к социальной ответственности туризма и сохранению культурного многообразия. Включение студентов в общественную деятельность начинается с первого курса, причем целостный образовательный процесс охватывает и учебную, и воспитательную, и научно-исследовательскую, и туристскую стороны.

Существенное значение в развитии персональной ответственности будущего специалиста-менеджера имеют социальная значимость профессии в обществе, организация обучения и воспитания в вузе, действия педагога, использующего те или иные способы воздействия на мотивационную сферу студента, образовательная среда вуза в целом. В качестве социально-педагогических условий, способствующих развитию персональной ответственности личности студента, на практике можно выделить его активное

участие в определении цели, самостоятельный поиск способов ее достижения, осознание объективного значения, общественного и личностного смысла профессиональной деятельности.

В работе по формированию социальной ответственности студентов целесообразно ориентироваться на возможные уровни ее развития. Понятие «уровень» отражает диалектический характер процесса развития, позволяющий рассмотреть предмет во всем многообразии его свойств, связей и отношений. Уровень определяется на основе критериев и показателей развития персональной ответственности личности и уровневой дифференциации. Для определения уровней персональной ответственности студентов туристского вуза воспользуемся следующими критериями, каждый из которых раскрывается через соответствующую совокупность показателей [2].

Мотивационно-ценностный критерий персональной ответственности составляют стремление студента овладеть выбранной профессией, увлеченность учебно-профессиональной деятельностью, личностная значимость мотивов выбора профессии, удовлетворенность профессией в процессе обучения.

Социально-нравственный критерий персональной ответственности раскрывается в том, насколько активно и самостоятельно студент осваивает нормы профессионально-ролевого поведения в коллективе, сознательно и честно соблюдает правила достойного поведения в ближайшем социуме, как развита степень его ответственности во взаимоотношениях с одногруппниками и насколько у него социально зрелы отношения во взаимодействии с коллективом. Определение социально - нравственного критерия проявления персональной ответственности позволяет на практике устанавливать, насколько осознанно студент выполняет налагаемые на него обязанности; понимает ли причины безответственного отношения к предъ-

являемым требованиям; насколько видит свои личные возможности и способности, необходимые для качественного выполнения социальных обязанностей; осмысливает ли содержание роли взрослого человека — будущего специалиста-менеджера.

Гностический критерий персональной ответственности является своеобразным стержнем всех вышеназванных. Он включает в себя способность студента извлекать новые знания из различных источников, из исследования собственной деятельности; самостоятельно и ответственно работать с различными источниками информации; выделять главное, существенное при отборе и структурировании учебного материала и его изложении; анализировать учебно-профессиональные и жизненные ситуации; ставить перед собой цели и формулировать задачи; добывать новые знания, анализировать решения и результаты; сопоставлять искомый и реальный результаты; осуществлять исследовательскую деятельность. Осознание студентом своих обязанностей как неотделимых от социальной роли и собственного «Я» (представления индивида о самом себе) влияет на степень реализации личных обязанностей в том или ином виде деятельности и в целом говорит об уровне развития персональной ответственности будущего специалиста.

Содержание регулятивно-волевого критерия персональной ответственности составляют чувства как устойчивые эмоциональные состояния, отражающие отношение студента к выполнению учебных обязанностей и полученным результатам; способность к произвольному поведению в типичных ситуациях жизнедеятельности, а также способности решать трудные вопросы в нестандартной ситуации. Наличие самостоятельной и объективной самооценки своего поведения с позиции профессионального долга, умение сознательно убеждать других в необходимости ответственного поведения

также содержательно наполняют критерий персональной ответственности. Обучающиеся не только самостоятельно принимают ответственные решения, но и анализируют условия их выполнения, выбирают оптимальные средства, организуют свою деятельность, проявляют целеустремленность, сравнивают достигнутые результаты с требуемыми и корректируют их.

Степень выраженности (высокую, достаточную, среднюю, допустимую и низкую) опознавательных признаков во всех критериях персональной ответственности с учетом их проявления в конкретных условиях позволяет оценить общий уровень ее развития у конкретного студента и соотнести с уровнями персональной ответственности, выделенными В. Жандаровым, А. Клименко, А. Семиной и Н.И. Козловым [3].

Низкий уровень развития персональной ответственности студента соответствует ролевой позиции иждивенца. Этот уровень характеризуется отказом от любой ответственности, уверенностью, что кто-то обязан заботиться о студенте и решать его проблемы.

Допустимый уровень персональной ответственности студента соответствует ролевой позиции исполнителя. Студент живет по принципу: сказали — сделал, не сказали — не сделал, причем качество реализуемой деятельности его не волнует, он выполняет задание (поручение) формально, не вкладывая душу.

Средний уровень персональной ответственности студента соответствует ролевой позиции специалиста. Студент выполняет работу как следует, качественно, но без души. Для него это только обязанность по необходимости, часто ради хорошей оценки, инициативы он не проявляет, если другому нужна помощь — не подскажет и не поможет, его дело — сторона.

Достаточный уровень персональной ответственности студента соответствует ролевой позиции ответственного студента. Он выполняет работу и учится с ду-

шой. Ему не безразличны результаты его деятельности, он проявляет инициативу, он поможет, напомнит и подскажет. К делу относится ответственно, люди, которые с ним учатся или трудятся для него, как его семья, во благо которых он работает.

Высокий уровень — начинающий руководитель. Такой студент способен организовать не только свою учебно-профессиональную деятельность, но и деятельность других, чтобы обеспечить выполнение поставленной задачи. Его ответственность уже иного порядка — не только за себя, но и за других. Ему присущи отсутствие страха отдавать распо-

ряжения, смелость принимать решение, касающееся многих.

Определение уровней персональной ответственности студентов туристского вуза обусловливает необходимость уровневого проектирования педагогических условий и комплекса учебно-профессиональных задач в организации системы воспитательной работы в вузе, а также координацию требований к должному выполнению норм деятельности и построению ответственных отношений в целом. Все это обеспечит успешность процесса развития персональной ответственности будущего специалиста-менеджера.

IЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ!

1. Борцова М.В. Факторы становления начальных форм ответственности: теоретический аспект: монография. Славянск-на-Кубани, 2007.

2. Дорофеев Е.Д. Внутригрупповая ответственность в условиях совместной деятельности. М, 1995.

3. URL: http://www. psychologos.ru

ПОДПИСКА Вестник РМАТ

Научно-практический журнал, рассматривающий проблемы развития туристики как науки, экономики туриндустрии, педагогические проблемы профессионального туристского образования

Рубрики:

Туристика Экономика туризма Педагогика профессионального образования

Журнал выходит три раза в год.

Для публикации в журнале приглашаются авторы и рекламодатели.

Подписаться на журнал можно в любом почтовом отделении по каталогу «Роспечать»: индекс 70032

Розничная продажа журнала производится в библиотеке Российской международной академии туризма по адресу: г.о. Химки, мкр-н Сходня, ул. Горького, 7.

УДК 37.035.6

С.В. ПАВЛОВ

ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

Рассматривается патриотизм как качество личности. Автор описывает особенности формирования у молодого поколения осознанного отношения к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему.

Ключевые слова: патриотизм, гражданственность, патриотическое воспитание, Родина, Отечество, самосознание, социальная активность личности.

The patriotism as the individual's quality is considered in this article. The author describes the formation peculiarities of the young generation's conscious relation to the native land, its past, present and future.

Key words: patriotism, civic consciousness, patriotic education, native land, fatherland, consciousness, individual's social activity.

Современное российское общество остро осознает необходимость решения проблем воспитания молодежи, особенно связанных с реализацией такой цели воспитания, как формирование гражданственности, патриотизма и нравственности.

Содержание и направленность патриотизма определяются прежде всего духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений. Роль и значение патриотизма возрастают на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются повышением напряжения сил его граждан (войны, нашествия, социальные конфликты, революционные потрясения, обострение кризисных явлений, борьба за власть, стихийные и иные бедствия и т.д.). Проявления патриотизма в такие периоды отмечены высокими благородными порывами, особой жертвенностью во имя своего народа, своей Родины, что заставляет говорить о патриотизме как о сложном и, безусловно, неординарном явлении.

Начало традиции изучения патриотизма было положено в трудах античных мыслителей. В своих размышлениях

© Павлов С.В., 2013

Аристотель, Платон, Цицерон обращались к вопросу о любви к Отечеству [1].

Позже проблемы патриотизма рассматривались в работах таких представителей мировой философии, как Гегель, Ш. Монтескье, Жан-Жак Руссо и др. На этом этапе зародилась идея государственного патриотизма, поскольку в качестве объекта патриотических чувств мыслители рассматривают государство в целом.

В России изучение патриотизма начинается с XIX в. Разработка патриотизма осуществлялась различными течениями и направлениями русской философской мысли в трудах H.A. Бердяева, Н.Я.Данилевского, H.A. Добролюбова, B.C. Соловьева, E.H. Трубецкого, П.Я. Чаадаева и др.

В настоящее время в большей степени навязывается приоритет материальных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также патриотическими чувствами. «Традиционные основы воспитания и образования подменяются "более современными", западными: христианские добродетели — общечеловеческими ценностями гуманизма; педагогика уважения старших и совместного труда — развитием творческой эгоистической личности; целомудрие, воздержание, самоограничение — вседозволенностью и удовлетворением сво-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.