Научная статья на тему 'Формирование постановки целейкак фактор поведенческой компетентностиучащихся довузовской подготовки'

Формирование постановки целейкак фактор поведенческой компетентностиучащихся довузовской подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОЗИ-ТИВНЫЕ ЦЕЛИ / ФОРМИРОВАНИЕ УВЕРЕННОСТИ / САМОУТВЕРЖДЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕ-НИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАЦИОННЫХ НАВЫКОВ / PROFESSIONAL ORIENTATION / POSITIVE GOALS / ASSERTIVENESS / SELF-ASSERTION / INDIVIDUALTRAINING / THE FORMATION OF COMMUNICATION SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алонова С. В.

Поднимается вопрос о необходимости формирования у учащихся в системе довузов-ского профессионального образования постановки эффективных целей, способствую-щих определению круга профессиональных интересов, выработке поведенческой ком-петентности путем развития уверенности в себе и самоутверждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of setting goals as a factor in the behavioral competence of studentsof pre-university vocational education

This article raises the question of the necessity of forming the students in pre-universityvocational education setting effective goals that help to identify the circle of professionalinterests, the development of behavioral competence by developing self-confidence and self-assertion

Текст научной работы на тему «Формирование постановки целейкак фактор поведенческой компетентностиучащихся довузовской подготовки»

принимать оптимальные решения в реальных производственных ситуациях.

В этой связи необходимо подчеркнуть, что арсенал оценочных средств, которым сегодня располагает дидактика высшей школы, безусловно, должен расширяться. Прежде всего, речь должна идти об активном внедрении кейс-ситуаций в учебный процесс вуза. В содержании кейс-ситуаций может быть удачно реали-

зован предлагаемый подход к учебным и профессиональным задачам. Одним из эффективных средств может быть порт-фолио как отражение совокупности достижений студента в процессе освоения профессиональной деятельности. Возможны и другие варианты оценочных средств, интегративно представляющих профессиональные достижения выпускника вуза.

УДК 37.048.45:37.032

С.В. АЛОНОВА

ФОРМИРОВАНИЕ ПОСТАНОВКИ ЦЕЛЕЙ КАК ФАКТОР ПОВЕПЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Поднимается вопрос о необходимости формирования у учащихся в системе довузовского профессионального образования постановки эффективных целей, способствующих определению круга профессиональных интересов, выработке поведенческой компетентности путем развития уверенности в себе и самоутверждения.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, поведенческая компетентность, позитивные цели, формирование уверенности, самоутверждение, индивидуализация обучения, формирование коммуникационных навыков.

This article raises the question of the necessity of forming the students in pre-university vocational education setting effective goals that help to identify the circle of professional interests, the development of behavioral competence by developing self-confidence and self-assertion.

Key words: Professional orientation, positive goals, assertiveness, self-assertion, individual training, the formation of communication skills.

Недавно созданная в экономике страны отрасль туризма нуждается в притоке перспективной творческой молодежи, способной развивать туризм как сферу профессиональной деятельности в соответствии с международными стандартами.

Согласно статистике, только 25% выпускников вузов остаются работать в сфе-

© Алонова С.В., 2013

ре профессиональной деятельности в соответствии с профессиональным образованием, что свидетельствует о недостаточной предвузовской профориентаци-онной работе с выпускниками школ.

Сознательный выбор профессии каждым учащимся повышает качество учебного процесса в вузе и обеспечивает подготовку специалистов высокой квалификации. В то же время анализ существую-

щей ситуации показывает, что проблема подготовки школьников к выбору профессии не в полной мере решается традиционными методами и средствами, сложившимися в практике работы школ и вузов. Так, по нашим данным, 27,3% школьников принимают ошибочное решение при выборе профессионального обучения; 53,3% не знают, какое направление обучения выбрать.

Современный туристский рынок требует нового подхода к формированию кадров — обучению и воспитанию таких специалистов, которые бы отвечали профессиональным международным стандартам. Спрос на квалифицированных молодых профессионалов постоянно растет.

И.В. Зорин отмечает: «Туризм — та сфера, которая в настоящее время создает каждое восьмое рабочее место в нашей стране» [1, с.169]. Рост российского туризма ставит перед высшей школой задачу подготовки высокопрофессиональных специалистов.

А.Д. Чудновский считает, что в области национального и международного туризма российским компаниям приходится конкурировать с четко организованным туризмом зарубежных фирм. Целью профессионального обучения является подготовка персонала для выполнения определенной работы как с высоким уровнем профессиональных знаний, так и комплексом личностных психоэмоциональных характеристик [2, с. 37].

По мнению В.П. Беспалько, только в том случае, когда приобретение каждым учащимся конкретной профессиональной специальности становится целью образования, возникает возможность постепенного втягивания его в определенный круг профессиональных интересов с присущим ему языком общения, критериями и престижем профессиональной компетентности [3, с. 28].

Цель — идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; конечный резуль-

тат, на который преднамеренно направлен процесс; «доведение возможности до ее полного завершения» [4].

Роб Янг утверждает, что когда у человека есть цель, он получает то, на чем стоит фокусироваться. Установка эффективных целей оказывает очень мощное психологическое влияние на учащегося. Цель, несомненно, должна быть амбициозной, чтобы человек мог на самом деле стремиться к успеху [4, с. 148]. Люди, формулирующие положительные цели относительно того, чего они хотят добиться, скорее их достигнут, чем те, которые устанавливают для себя отрицательные цели, связанные с тем, чего они хотят избежать. Цели, содержащие слова «не» или «меньше», являются саморазрушительными [5, с.150].

Целевая особенность профильной довузовской подготовки — это формирование у учащихся еще на этапе школьного образования сознательного профессионального выбора, обеспечение условий учебно-воспитательного процесса. Это направлено на приток в вуз целеустремленных абитуриентов со сформировавшимися профессиональными интересами. Практика показывает, что наиболее успешно учатся те студенты, которые заранее познакомились с будущей профессией и у которых еще в школе определился интерес к ней. Учащиеся, прошедшие довузовскую подготовку, будучи студентами 3-го курса, более активно выбирают специализацию (практически 100%) и не меняют ее до окончания обучения. В то же время только 25% студентов, поступивших на общих основаниях, способны выбрать специализацию и не менять ее до окончания обу-чения.Выпускники вуза, поступившие в вуз после довузовского обучения, более успешны в профессиональной карьере: так, в течение трех лет профессиональной деятельности после окончания вуза 70% из них заняли должности управленцев, старших администраторов и директоров предприятий гостеприимства.

Традиционная общеобразовательная школа предоставляет учащимся базовые знания, умения и навыки, не ориентированные профессионально. Формирование видения будущей профессии связано не только со знанием сферы деятельности, но и с наличием у абитуриентов необходимых личностных качеств, способствующих успешной карьере. Еще греческий драматург Эврипид утверждал, что один и тот же человек может быть в равной степени мастером во всем; но у каждого из нас есть собственная область совершенства [6].

Несомненно, что в юношеском возрасте молодые люди в основном тратят свои силы на ту деятельность, которая им интересна и которая дает положительные результаты. Помочь найти такую сферу деятельности, сформировать положительную мотивацию, предоставить возможности для осознанного выбора, т.е. помочь определить цель, — задача профильного довузовского образования.

Профильное образование еще на стадии школьного обучения помогает учащимся гораздо лучше формулировать свои цели позитивно. Достижение первоначальных целей может стать процессом, формирующим привычку. Начиная видеть процесс своего дальнейшего профессионального развития и становления, учащиеся еще больше стараются добиваться успехов. Таким образом, чем более высоких показателей человек добивается, тем сильнее становится его уверенность, а чем она сильнее, тем большего он хочет добиться.

Уровень профессиональных качеств закладывается еще на раннем этапе профессионального ориентирования и обучения, т.е. на предпрофильном и профильном этапах довузовского обучения. Практика показывает, что 15—25% учащихся, поступающих на довузовскую подготовку в сфере туризма, в процессе обучения переосмысливают свои профессиональные интересы, что дает возможность вузам и обществу избежать на-

прасных затрат на подготовку несостоявшихся в будущем специалистов.

Изменение социальной позиции школьников в подростковом возрасте, их стремление занять определенное место в жизни, в обществе находят свое отражение в переосмыслении их отношения к учебной деятельности, в стремлении к самопознанию, самообразованию и самосовершенствованию. Процесс «само» развивается постепенно. Школьники начинают сознавать себя в системе различных социальных зависимостей, прав, обязанностей, норм, требований, а это способствует формированию самостоятельности, самопроявления, самодисциплины, самооценки, самоконтроля, самолюбия.

Поведение человека — характеристика личностных качеств. В школе у старших подростков снижается уровень любознательности. Активность школьников блокируется сложившейся формой общения в процессе обучения, а за пределами школьной программы они чувствуют себя более свободно, равнодушное отношение к учению в школе сменяется высокой степенью заинтересованности в приобретении профессиональных знаний. Однако молодые люди в возрасте 15—16 лет имеют еще не всегда четко сформированную профессиональную ориентацию и часто стоят перед выбором нескольких направлений дальнейшего образования.

Формирование у учащихся визуализации целей дает стимул к развитию мышления, которое становится более глубоким, полным, разносторонним и более абстрактным, что оказывает решающее влияние на выработку потребности в интеллектуальной деятельности и стремления применять знания на практике. Учет социально-психологических характеристик учащихся позволяет эффективнее развивать способности абитуриентов и рациональнее строить учебно-воспитательный процесс. Учитывая изменения социальных условий, образо-

вание становится личностно ориентированным. Живой интерес к профессии формируется в процессе практической деятельности, его невозможно заменить только теоретическими занятиями.

Установка эффективных целей позволяет ориентироваться на эмоциональное состояние учащихся, что создает очень мощное психологическое влияние. Исследования подтверждают, что люди добиваются самых больших успехов, если в ходе достижения своих целей они знают, когда, где и каким образом они могут применить приобретаемые знания, умения и навыки.

Чтобы цель была эффективной, она должна быть видима для других людей. В частности, занятия в группах, подготовка как индивидуальных, так и коллективных заданий, их практическое выполнение в кратчайшие сроки позволяют формировать устойчивые связи между зарождением цели, ее созреванием, развитием и реализацией. Формирующиеся навыки и умения укрепляют уверенность учащихся в своих силах, одновременно подтверждая правильность выбранного направления образования или четко ориентируя на другую профессиональную деятельность. Уверенная социализация связана с чувством комфорта, который абитуриент испытывает, когда понимает, что вот это для него полезно, а это нет.

Профильное довузовское образование — это система, формирующая мотивацию, создающая осознанную цель и одновременно являющаяся психологическим усилителем формирования уверенности. Программа обучения представлена в виде мини-планов, по которым легко создавать и отслеживать перспективное движение в реализации уверенности в себе каждого учащегося. Уже с первых шагов обучения начинает действовать принцип «надо = могу», а не расплывчатый «хотелось бы».

Решение профессиональных задач, ориентированных на индивидуальные

психологические характеристики учащихся, позволяет в достаточно короткий промежуток времени помочь им поверить в свои силы. Действие предшествует уверенности, поэтому практические занятия помогают победить страх, почувствовать удовлетворение от достигнутых результатов, создать еще очень шаткое, но самостоятельно принятое решение, стимулирующее желание к дальнейшей деятельности, и, наконец, приобрести навык позитивного творческого мышления и поведения.

Для организации эффективного учебного процесса были разработаны учебные программы, цель которых — развитие и укрепление мотивационных интересов, формирование механизмов самореализации учащихся. В них особое внимание уделяется межпредметным связям и интеграции дисциплин, что, на наш взгляд, позволяет учащимся в процессе подготовки более осознанно подойти к выбору дальнейшего направления образования. Развитие умений и навыков в данном направлении обучения является доминирующим. Совокупность теоретических занятий и практико-ориентированной деятельности способствует, с одной стороны, обеспечению универсальных знаний, умений и навыков, а с другой — создает условия для индивидуализации обучения, получения специального полноценного и качественного образования в соответствии с интересами и склонностями школьников.

Любая цель — это путеводитель. Формирование перспективных целей у учащихся начинается с осознания ближайшей цели, которая при ее реализации позволит выстроить цепочку взаимосвязанных этапов для достижения главного желаемого результата. Коллективная работа, формирование коммуникационных навыков позволяют учащимся упрочить свое положение в коллективе. Конечно, хорошие связи с другими людьми устанавливаются тогда, когда мы находим с ними что-то общее, что нас связывает.

Система довузовского профильного образования объединяет молодых людей общим профессиональным интересом, усливая его в каждом абитуриенте при постоянном общении.

Любой успех связан с умением выстраивать отношения и работать в команде. Процесс формирования уверенности в себе во многом зависит от мнения окружающих. Первоначальная неуверенность, робость, свойственные многим школьникам, при одобрительной поддержке сверстников и положительной оценке педагога уступают место самоутверждению и уверенности и создают условия для целенаправленного движения вперед.Таким образом, оценка достигнутого, т.е.обратная связь, сохраняет целенаправленность и поддерживает формирующуюся уверенность, так как

она является заразительным феноменом. При осознанном признании своих талантов, навыков, умений и усилий можно добиться существенного повышения своей уверенности [5, с. 92, 247].

Как отмечает А.Д.Чудновский, подготовка специалистов в сфере туризма — это образовательный комплекс, содействующий повышению кадрового потенциала, построенный на реализации четырех факторов: информированности, мотивации, поведения и знаний [2, с. 301]. Несомненно, что все эти факторы являются проявлением главного компонента — целеполагания. Формирование постановки целей создает у учащихся поведенческую компетентность, ориентирует на осознанное принятие решений на основе выработки уверенности и самоутверждения.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Зорин И.В., Зорин А.И. Профессиональное образование и карьера в туризме: учеб. для вузов. М.: Советский спорт,2005.

2. Чудновский А.Д., Жукова М.А., Се-нин В.С. Управление индустрией туризма. 2-е изд. М.: КНОРУС,2005. 448 с.

3. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспита-

тельного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989. 144 с.

4. URL: http://www.ru.wikipedia.org/wiki^mb

5. Роб Янг. Уверенность в себе. Умение контролировать свою жизнь: пер. с англ. М.: Претекст,2012. 376 с.

6. URL: http://www.ru.wikipedia.org/wiki/ Еврипид

УДК 37.048.45

A.M. ПАУКОВА

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СФЕРЕ ТУРИЗМА

Поднимается вопрос о необходимости проведения мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся в сфере туризма, которая является одним из средств повышения адаптивности и конкурентоспособности выпускников.

Ключевые слова: сфера туризма, деятельность, профессиональная направленность, профессиональная ориентация, компетенции, самоопределение.

The article addresses the matter of necessary career guidance for students in tourism which is considered to be one of the means for versatility and competitive growth of the graduates.

Key words: tourism, performance, career guidance, professional orientation, competency, self-determination.

Потребность современного туристского рынка труда во всесторонне подготовленных кадрах — менеджерах туризма, способных к непрерывной адаптации к новым технологиям обслуживания клиентов, вызывает необходимость в смене акцентов и в системе профессиональной подготовки. Профессиональную подготовку специалиста в широком смысле слова можно рассматривать как процесс и результат формирования знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения конкретных функций в системе общественного разделения труда, решения профессиональных задач, с которыми специалисты сталкиваются в своей профессиональной деятельности.

Деятельность — это система, в которой выпадение любого элемента приводит к утрате системного свойства: система перестает выполнять свою основную функцию, деятельность перестает быть целесообразной. Применительно к структуре профессиональной деятельно -сти современного специалиста профессиональная деятельность характеризуется многообразием.

© Паукова А.М., 2013

Миссией высшего профессионального образования является профессионализация туризма, т.е.обеспечение среднего и высшего звена управления в индустрии туризма профессиональными кадрами и создание предпосылок к их рациональному использованию, трудоустройству дипломированных специалистов в различных секторах туризма с перспективой продвижения и карьеры как по вертикали (на более высокий уровень управления) так и по горизонтали (на тот же уровень одного из секторов туризма). Актуальным становится взгляд на профессиональное образование как на средство самовыражения человека в соответствии с теми ценностями, которые он себе выбрал.

Анализ предпочтений работодателей и исследователей в области туризма и туристской деятельности показал, что для студентов туристского вуза с точки зрения их будущей профессии — менеджера туризма высшей квалификации — необходимо формирование целой системы качеств и компетенций, ориентирующих их на максимальную профессиональную направленность и самореализацию уже на стадии обучения в вузе. Они следующие:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.