Научная статья на тему 'Система профильного довузовского образования как средство перспективно-опережающего обучения'

Система профильного довузовского образования как средство перспективно-опережающего обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИЧНОСТНАЯ МОТИВАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / SPECIALIZED EDUCATION / PERSONAL MOTIVATION / SOCIAL AND FOCUSED TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алонова С.В.

Раскрываются целевая направленность профильного перспективно-опережающего довузовского образования, его концептуальные положения, роль практико-ориентированного обучения как компонента профильной подготовки, формирование устой чивой личностно-ориентированной мотивации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System of specialized pre-university education as a perspective factor of modern educatio

The article deals with goal orientation on advanced specialized pre-university education, its conceptual provisions, the role of practice-based learning, as a component of the profile train ing, the formation of a stable personality-oriented motivation

Текст научной работы на тему «Система профильного довузовского образования как средство перспективно-опережающего обучения»

■ ПЕДАГОГИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ■

УДК 378.046.2

С.В. АЛОНОВА

система профильного довузовского образования как средство перспективно-опережающего обучения

Раскрываются целевая направленность профильного перспективно-опережающего довузовского образования, его концептуальные положения, роль практико-ориен-тированного обучения как компонента профильной подготовки, формирование устойчивой личностно-ориентированной мотивации.

Ключевые слова: профильное образование, личностная мотивация, социально-ориентированное обучение.

The article deals with goal orientation on advanced specialized pre-university education, its conceptual provisions, the role of practice-based learning, as a component of the profile training, the formation of a stable personality-oriented motivation.

Key words: specialized education, personal motivation, social and focused training.

В современных условиях система профильного довузовского образования Российской международной академии туризма выступает не только как средство подготовки обучающихся для поступления в вуз, но и как форма профильного перспективно-опережающего обучения, формирующего и укрепляющего профессиональную мотивацию учащихся.

Перспективно-опережающее обучение - это вид обучения, при котором краткие основы предлагаемых дисциплин даются обучающимся еще до начала их изучения в полном объеме в системе профессионального образования. Четкого определения данного понятия в педагогических исследованиях не приводится, но частные случаи применения и описания опережающего обучения присутствуют в работах

© Алонова С.В., 2015

Л.В. Занкова, С.Н. Лысенковой и других педагогов.

Мы рассматриваем этот вид обучения применительно к организации системы довузовского образования в целях формирования устойчивой личностно-ориентированной мотивации обучающихся.

Опыт первоначальной профессиональной подготовки абитуриентов в РМАТ насчитывает более двух десятков лет и подтверждает, что система профильного перспективно-опережающего обучения позволяет определить субъективно-личностные интересы индивида, сформировать внутреннее побуждение к выбору будущей профессиональной деятельности на основе полученных знаний и приобретенных профессиональных навыков.

Целевая направленность профильного перспективно-опережающего довузовского образования включает:

ПЕДАГОГИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 59

• приобретение первоначальных профессиональных знаний, раскрывающих внутренние профессиональные интересы абитуриентов;

• формирование и укрепление мотивации;

• осознанный выбор направления обучения.

Система профильного довузовского образования основывается на следующих концептуальных положениях:

• профессиональной направленности образовательных курсов;

• системности и последовательности в отборе содержания учебного материала;

• практико-ориентированности и преемственности учебного процесса;

• принципах сотрудничества и партнерства.

Современные условия рынка выдвигают на первое место требования, при которых образовательный потенциал проявляется в практически востребованных знаниях и умениях, в формировании устойчивого познавательного интереса учащихся, позволяющего раскрывать и развивать творческие способности, проявлять профессиональную активность.

В психофизиологическом плане познавательный процесс практико-ориентированного обучения управляет поведением человека, определяет его направленность, создает устойчивые профессиональные навыки.

Цель применения профильного прак-тико-ориентированного обучения заключается в том, что данный подход позволяет значительно повысить эффективность выбора направления дальнейшего обучения.

Система отбора содержания учебного материала помогает учащимся оценивать значимость, практическую вос-

требованность приобретаемых знаний и умений. В практико-ориентирован-ном учебном процессе реализуется уже имеющийся у учащихся жизненный опыт и идет его дальнейшее формирование на основе вновь приобретаемых знаний.

Значимость разработки профильного перспективно-опережающего обучения учащихся обусловлена следующими обстоятельствами:

• раскрывается связь между знаниями, повседневной жизнью людей и востребованностью профессии на рынке труда;

• в каждой изучаемой дисциплине содержится материал, отражающий ее значение и место в профессиональной деятельности;

• возрастает эффективность обучения благодаря повышению личностного статуса учащегося, укреплению его самооценки и самореализации;

• развивается интерес учащихся к творчеству, к выбору форм личностного самовыражения;

• постоянно действуют каналы обратной связи, позволяющие совершенствовать учебный процесс и ориентировать его на более высокий уровень профессиональных знаний;

• опыт становится одной из составляющих развития учащихся, формирования осознанного выбора и активной жизненной позиции.

Выбор профильных дисциплин, предлагаемых для изучения в системе профильного довузовского образования, ориентируется на направления обучения в высшей школе.

Профильное обучение как средство дифференциации и индивидуализации обучения позволяет за счет изменений в содержании и структуре организации образовательного процесса более пол-

60 ВЕСТНИК РМАТ № 3 • 2015

но учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения учащихся в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Исходя из потребностей высшей школы, система довузовского образования РМАТ предлагает для учащихся ряд профильных направлений обучения: «Основы туристско-экскурси-онной деятельности», «Основы туристской деятельности», «Основы европейской гостинично-ресторанной индустрии» (по международной программе РМАТ-УЛТЕЬ), «Дизайн архитектурной среды», «Основы предпринимательства».

Основная идея профильного перспективно-опережающего обучения состоит в том, что существенно расширяются возможности выбора каждым учащимся индивидуальной образовательной программы, раскрывая более полно интересы и способности учащегося с учетом дальнейших жизненных планов.

Л.С. Выготский обосновал положение о том, что интеллектуальное развитие происходит в учебной деятельности, имеет два уровня и является той теоретической базой, на которой основывается идея опережающего обучения.

Оптимальное развитие мотивацион-ных интересов складывается именно в период, когда учащиеся подходят к завершению школьного обучения.

Довузовское образование РМАТ как форма профильного перспективно-опережающего обучения позволяет учащимся уже на начальном этапе включиться в реальную практику осваиваемой деятельности, реализуя принцип «делаю учась» и «учусь делая». Задача формирования и укрепления мотивации решается в учебном процессе в виде двух взаимосвязанных этапов развития одной и той же деятельности.

Профильное перспективно-опережающее обучение позволяет учащимся моделировать профессиональную деятельность, создавая ситуации практической направленности, проявляя, с одной стороны, индивидуализацию, а с другой - вырабатывая коллективные формы работы.

Таким образом, построение учебного процесса на основе профильного перспективно-опережающего обучения с практико-ориентированной направленностью позволяет достичь максимизации эффекта мотивационной составляющей обучения, сформировать самоидентификацию будущих студентов, создать условия реализации профессиональной компетентности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компе-тентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 3-13.

2. Власова Т.И. Сущность понятий «активность» и «деятельный подход» в образовании // Дополнительное образование. 2002. № 2. С. 10-15.

3. Выготский Л.С. Психология. М, 2000.

4. Зорин И.В. Феномен туризма: избр. сочинения: Миссия и функции туризма. Этнологические начала путешествий. Профессиональ-

ное туристское образование. Образование и карьера в туризме. М.: Наука, 2005.

5. Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. М.: Просвещение, 1988.

6. Селевко Г.К., Маркова Н.Н., Левина О.Г. Научи себя учиться. М.: Народное образование, 2001.

7. Степанюк С.И., Кузьмова Г.Ф. Активные методы обучения в системе профессиональной подготовки // Образовательная инициатива. 2007. № 42. С. 52-57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.