ния рекреационных ресурсов в туристский бизнес необходимы:
♦ Разработка новых учебных специальностей. направлений и дисциплин, предметом изучения которых стала бы туристско-рекреационная деятельность в особой экономической зоне (деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения. медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию, деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод).
♦ Системная подготовка туристских кадров в области туристско-рекреационной деятельности.
♦ Переподготовка и повышение квалификации работников туристской, лечебно-курортной, производственных отраслей с целью изучения туристско-рекреационной деятельности особой экономической зоны на территории Российской Федерации.
♦ Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава туристских вузов.
♦ Создание системы профессиональной ориентации среди школьников.
Одновременно существенным началом образовательного процесса становится социальный заказ на подготовку специалистов для работы в ту ристско-рекреационной особой экономической зоне. В социальном заказе должны отражаться потребности в подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов, требования к уровню их компетентности.
Таким образом, изучение туристско-рекреационных ресурсов должно стать обязательным компонентом подготовки специалистов профессионального туристского образования, так как они являются исходной составляющей туристского бизнеса. При этом необходимо отметить, что туристско-рекреационная деятельность достаточно многопланова и многофункциональна. Следовательно, отсюда вывод, что каждый вид деятельности должен выполняться специалистом, имеющим определенные знания, умения и навыки. Вот почему в системе образования туристского профиля (начального, среднего и высшего) должен быть создан ряд новых направлений для работы в туристско-рекреационных особых экономических зонах.
Б. М. ПРАНОВ, Т. В. РАССОХИНА
ПОСТРОЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ВУЗЕ
УДК 378:001.891
Определена важность информационных технологий в изменении модели учебного процесса. Дистанционное образование рассмотрено с позиции .шчносшни-орнентированного способа обучения. Сформулированы основные направления и проблемы создания и раь витин единого информационного образовательного пространства.
Ключевые слова: туризм, профессионачьное образование, информационная образовательная среда. Болонский процесс, виртуальная мобильность студентов, качество образования, личностно-ориентированное обучение.
Information technology importance in educational process modeling iv identified Distance education is considered from the perspective of learner-centered teaching. The main directions and problems in creation and development of common information educational environment are formulated.
Key words: tourism, professional education, informational educational environment, Bolonga Process, student virtual mobility, education quality, learner-centered teaching.
Одной из основных задач Болонского процесса является содействие мобильности студентов, преподавателей, ученых и административно-управленческого персонала. Мобильность является неотъемлемым условием существования и развития европейского пространства высшего образования (ЕВПО). Мобильность студентов предполагает возможность частичного обучения в европейских ву-зах-партнерах с последующим признанием как времени обу чения в зарубежном вузе, так и полученных там переводных зачетных единиц (европейская система переводных зачетных единиц - ЕСТ8). Мобильность студентов предполагает также доступ к сопутствующим услугам в принимающем вузе. В этом контексте особого внимания заслуживает виртуальная мобильность на базе единой информационной образовательной среды как альтернатива физической мобильности.
Одно из определений информационной образовательной среды формулирует се понимание как информационной системы. объединяющей посредством сетевых технологий программные и технические средства, организационное, методическое и математическое обеспечение, предназначенное для повышения эффективности
и доступности образовательного процесса подготовки специалистов [1].
Сегодня одной из характерных черт образовательной среды является возможность студентов и преподавателей обращаться к структурированным У’чебно-методическим материалам, обучающим мультимедийным комплексам всего образовательного пространства в любое время и в любой точке мира. Помимо доступности учебного материала, необходимо обеспечить обучаемому возможность связи с преподавателем, получение консультации в он-лайн или офф-лайн режимах, а также возможность получения индивидуальной «навигации» в освоении того или иного предмета.
Разработчики дистанционного образования (ДО) конкретизируют индивидуализацию образовательного поведения следующим образом, считая, что в ДО наиболее ярко проявляются черты личност-но-ориентированного способа обучения:
Гибкость - обучающийся волен саую-стоятельно планировать время, место и продолжительность занятий.
Модульность - материалы для изучения предлагаются в виде модулей, что позволяет обучаемому генерировать траекторию своего обучения в соответствии
со своими запросами и потенциальными возможностями.
Доступность - независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения позволяет не ограничивать в образовательных потребностях население страны.
Рентабельность - экономическая эффективность проявляется за счет уменьшения затрат на содержание площадей образовательных учреждений, экономии ресурсов временных, материальных (печать, размножение материалов и пр.).
Мобильность - эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса ДО.
Охват - одновременное обращение ко многим источникам у чебной информации (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и пр.) большого количества обучающихся.
Технологичность - использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.
Социальное равноправие - равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.
Интернациональность - экспорт и импорт мировых достижений на рынке образовательных услуг.
Информационные технологии приносят возможность и необходимость изменения самой модели учебного процесса: переход от репродуктивного обу чения - «перелива» знаний из одной головы в другую, от преподавателя к студентам -к креативной модели (когда в учебной аудитории с помощью нового технологи-
ческого и технического обеспечения моделируется жизненная ситуация или процесс, студенты под руководством преподавателя должны применить свои знания, проявить творческие способности для анализа моделируемой ситуации и выработать решения на поставленные задачи). Специалисты считают, что развитие традиционных и новых технологий должно идти по принципу дополнительности и взаимокоррелирования, что, в свою очередь, позволяет говорить о принципиально новом измерении образовательной среды - глобальном измерении, существующем в реальном времени и ассоциирующем в себе всю совокупность образовательных технологий.
Интернет - гипсртсхнология, включающая в себя все остальные, и ее успех объясняется тем, что она может дать всем все. Тем не менее, всегда найдется область для применения технологий низшего уровня, таких как компьютерные конференции или электронная почта. Равным образом еще не пришло время отказаться от курсов дистанционного обучения, имеющих глобальный характер, но не использующих никакие компьютерные или коммуникационные технологии.
Благодаря Интернету различные стороны глобализации (научная, технологическая. экономическая, культурная и образовательная) оказали весьма значительное влияние как на традиционные очные учебные заведения, так и на развитие разнообразных образовательных новшеств, таких как дистанционное обу чение и виртуальные университеты. Во всех этих организациях глобализация требует глубоких и радикальных перемен структуры, методики преподавания и исследований, а также подготовки управленческого и преподавательского персонала.
Анализ достоинств и недостатков существующих информационных образовательных сред (НОС) и современного состояния информационных технологий и средств телекоммуникаций позволяет сформулировать следующие принципы, на которых должны строиться проектируемые в настоящее время информационно-образовательные среды:
Многокомпонентность - информационно-образовательная среда представляет собой многокомпонентную среду, включающую в себя учебно-методические материалы, наукоемкое программное обеспечение, тренинговые системы, системы контроля знаний, технические средства базы данных и информационно-справочные системы, хранилища информации любого вида, включая графику, видео и пр., взаимосвязанные между собой.
Интегральность - информационная компонента ИОС должна включать в себя всю необходимую совокупность базовых знаний в областях нау ки и техники с выходом на мировые ресурсы, определяемых профилями подготовки специалистов. учитывать междисциплинарные связи, информационно-справочную базу дополнительных учебных уштериалов, детализирующих и углубляющих знания.
Распределенность - инфорутционная компонента ИОС оптимальным образом распределена по хранилищам инфорут-ции (серверам) с учетом требований и ограничений современных технических средств и экономической эффективности.
Адаптивность - информационно-образовательная среда не должна отторгаться существу ющей системой образования, не нарушать ее структуры и принципов построения. также должна позволить гибко модифицировать инфорущционное ядро ИОС, адекватно отражая потребности общества.
Сформулированные принципы построения ИОС делают необходимым рассмотрение информационно-образовательной среды, с одной стороны, как части традиционной образовательной системы, а. с другой стороны, как сауюстоятельной системы, направленной на развитие активной творческой деятельности учащихся с применением новых информационных технологий.
Сегодня проблема образования в целом - это проблема не технологий, а человека, преподавателя, который приходит в аудиторию. Поэтому главное вшша-ние в системе образования должно быть в первую очередь направлено на повышение квалификации профессорско-преподавательского состава с целью внедрения современных образовательных информационных технологий в их повседневную работу с обучающимися. Совместив педагогическое образование и образование в области новых информационных технологий, можно будет обеспечить прорыв в создании новой образовательной среды.
При организации и внедрении дистанционного обучения в системы образования различных стран возникает проблема оценки эффективности дистанционного образования в сравнении с традиционным образованием. Как показывают исследования. продолжающиеся уже не одно десятилетие, проблема оценки эффективности является достаточно сложной и многоплановой и не имеет окончательного решения.
Развитие и расширение использования образовательных ИТ напряупю связываются с проблемой измерения эффективности обучения. Определение эффективности какого-либо метода, технологии обучения включает измерение достигнутого результата затрат материальных
ресурсов и времени на его достижение. Эффективность обучения измеряют либо по результатам контрольных работ в баллах, либо по результатам тестирования в процентах решенных задач. При этом обычно сравнивают группы учащихся, пользовавшихся и не пользовавшихся компьютерными средствами поддержки обучения.
Оценку эффективности методов обучения с применением информационных технологий дают обычно в сравнении с так называемыми традиционными методами и ограничиваются измерением результата обучения, иногда учитывая и затраты времени учащихся. Возможно ли применение традиционных критериев качества к ключевым аспектам дистанционного образования в технологичной учебной среде? Применение такого подхода к оценке информационных технологий в обучении подразумевает, что последние не вносят ничего нового в цели и задачи обучения. На самом деле внедрение информационных технологий влияет на качество и содержание образования.
По мнению экспертов, новые информационные технологии обу чения позволяют повысить эффективность практических и лабораторных занятий по естественнонаучным дисциплинам не менее чем на 30 %. объективность контроля знаний учащихся - на 20-25%. Успеваеуюсть в контрольных группах, обучающихся с использованием образовательных ИТ, как правило, выше в среднем на 0,5 балла (при пятибалльной системе оценки). В частности, скорость накопления словарного запаса при компьютерной поддержке изучения иностранных языков повышается в 2-3 раза.
Вместе с тем существует подход, предполагающий применение традиционных критериев качества и эффективности
в технологичном высшем образовании. Ключевыми аспектами принято считать: (I) квалифицированный пре-
подавательский состав; (II) педагогическое мастерство; (III) разработку курса с добавлением элементов, обусловленных примененисУ! технологичных средств обучения; (IV) работу студенческих служб.
Например, в у ниверситете Реджис, гуманитарном университете ордена иезуитов. расположенном в Денвере, штат Колорадо (США), в настоящее время разработка стандартов качества ведется в следующих направлениях:
• процесс подбора преподавателей и подготовка их к он-лайн преподаванию;
• постоянная переподготовка и поддержка преподавателей;
• разработка технологичной учебной среды:
• техническая и академическая поддержка студентов, обучающихся он-лайн;
• технологические политики обеспечения постоянного контроля и усовершенствования:
• организация студенческих служб для дистанционного обучения [3].
Важный вклад в разработку теории оценки систсУ! дистанционного образования внесли Д. Гуллер и Г. Рамбл.
Д. Гуллер предлагает использовать для оценки программ ДО следующие критерии:
• доступ к образованию (критерий касается возможностей для новых групп населения получить необходимое им образование); соответствие программ ДО общенациональным, региональным интересам и потребностям отдельных граждан:
• качество предлагаемых программ;
• степень достижения учащимися поставленных целей;
♦ стоимостная эффективность;
♦ воздействие программ ДО на общество. на другие программы, учреждения и институты, отдельных граждан;
♦ объем новых знаний о взрослом учащимся и применяемых новых технологиях обучения.
В основу модели оценки Г. Гамбла заложены четыре показателя:
♦ время, затраченное на подготовку выпускника;
♦ доля выпускников от общего числа принятых;
♦ соответствие количества выпускников и уровня их подготовки целям учебного заведения, потребностям общества в образованной рабочей силе, общественным потребностям в образовании и потребностям непривилегированных слоев общества;
♦ экономическая и социальная эффективность |4).
Российская концепция акцентирует внимание:
♦ на важности создания единой национальной системы ДО;
♦ необходимости стандартизации курсов ДО;
♦ сертификации учебных заведений в системе ДО.
Оценка функционирования системы ДО или отдельного учебного заведения может проводиться на основе выработанных критериев или на нормативной базе.
Оценка на основе критериев требует, чтобы суждения качественного и количественного характера вытекали из сопоставления действительного положения вещей с неким «идеалом» (образовательным стандартом), который должен быть определен и использован в качестве своего рода эталона, по которому производится оценка.
Оценка на основе нормативной базы представляет собой альтернативный подход. Нормы, принятые для оценки открытых университетов, нередко напоминают нормы оценки функционирования традиционных университетов.
Специалисты подчеркивают исключительную сложность в определении идеальных показателей (норм) деятельности вузов и считают, что нормативный подход. при котором сопоставляется деятельность традиционного и открытого университетов, с учетом различий в социальных, культурных и экономических условиях, является наиболее приемлемым.
Информационные и коммуникационные технологии, по признанию специалистов. являются одним из приоритетных направлений науки и техники, которые в XXI в. станут решающими, критическими.
Под критическими понимают такие технологии, которые носят межотраслевой характер, создают существенные предпосылки для развития многих технологических областей или направлений исследований и разработок, дают в совокупности главный вклад в решение ключевых проблем развития и прогресса.
В образовании роль критических несомненно принадлежит базовым информационным технологиям, т. е. таким, которые являются основой образовательных технологий, использующих средства информационно-вычислительной техники и в совокупности образу ющих технологическую инфрастру ктуру учебного заведения.
Критические образовательные технологии обеспечивают создание на основе инфраструктуры корпоративных телекоммуникационных сетей образовательных учреждений распределенных баз
образовательных технологий, которые благодаря этой инфраструктуре могут использоваться в любом месте образовательного пространства, в том числе и в процессе реализации идеологии дистанционного образования.
В этой связи важнейшими направлениями информатизации образования являются:
• реализация виртуальной информационно-образовательной среды на уровне учебного заведения, предусматривающая выполнение комплекса работ по созданию и обеспечению технологии его функционирования;
• системная интеграция информационных технологий в образовании, поддерживающих процессы обучения, научных исследований и организационного управления;
• построение и развитие единого образовательного информационного пространства.
По существу речь идет о решении проблемы качественного изменения состояния всей информационной среды системы образования, о представлении новых возможностей как для опережающего, развивающего образования каждой личности, так и для роста совоку пного общественного интеллекта.
Важным и эффективным условием прогресса любого общества являлось и является создание и расширение единого интерактивного информационного пространства. Именно единые информационные пространства исторически в значительной степени способствовали ускорению развития всего человечества в целом. являлись решающим фактором совершенствования цивилизации во всех сферах (духовной, профессиональной, телесной, культурной и других). Обмен знаниями, объединение усилий по даль-
нейшему познанию природы, по развитию нау ки, техники, культуры - все это способствует эффективному повышению качества образования. Поэтому создание единого интерактивного информационного пространства можно считать стратегической целью обеспечения академической мобильности и формирования European Higher Education Area (EHEA). Основные цели построения единого информационного пространства в образовании связаны с предоставлением принципиально новых возможностей для познавательной творческой деятельности человека. Это может быть достигну то благодаря современному информационному и техническому оснащению основных видов деятельности в образовании: учебной, педагогической, научно-исследовательской, организационно-управленческой, экспертной и др.
Построение единого информационного пространства в образовании позволит добиться:
• повышения эффективности и качества процесса обу чения;
• интенсификации процесса научных исследований в образовательных учреждениях;
• сокращения времени и улучшения условий для дополнительного образования и образования взрослых;
• повышения оперативности и эффективности управления отдельными образовательными учреждениями и системой образования в целом;
• соблюдения принципа социальной направленности Болонского процесса, так как значительно снизит сопутствующие бытовые расходы обучающихся;
• интеграции национальных информационных образовательных систем в мировую сеть.
Специалисты так формулируют основные направления и проблемы создания и развития единого информационного образовательного пространства:
□ 1. Техническое оснащение учебных заведений является одной из первоочередных задач, решение которой сдерживается в основном организационно-экономическими факторами, связанными с тем, что «малая» информатизация оказывается неэффективной, а «большая» - чрезмерно дорогостоящей, не дающей сиюминутной отдачи. Все более актуальной становится проблема реализации образовательных информационных технологий в инвариантных средах и стандартах.
□ 2. Организация подготовки специалистов. Нехватка специалистов в области новых информационных технологий (особенно - сетевых технологий) усугубляется процессами их «вымывания» из сферы образования в коммерческие и другие структуры, что особенно характерно для стран с переходной экономикой.
□ 3. Организационные мероприятия. Создание единой системы информационных ресурсов невозможно без постоянного координирующего участия и контроля со стороны педагогической и научной общественности, выраженного в той или иной форме.
□ 4. Перевод информационных ресурсов общества на электронные носители. Только перевод большей части накопленной вузами информации на воспринимаемые компьютерами носители позволит создать реальные возможности досту па к этой информации всех членов сообщества. Совершенствование существующих технологий такого перевода ос-
тается одной из актуальных проблем развития информационных технологий.
□ 5. Интеграция национальных информационных ресурсов в мировую информационную среду.
Еще одним перспективным направлением развития системы образования является широкое внедрение методов дистанционного обучения и самообразования на основе использования информационных и телекомму никационных технологий и средств удаленного доступа к распределенным базам данных и знаний. Разработка соответствующих рекомендаций составляет первое направление необходимых исследований.
Второе направление исследований заключается в необходимости разработки психолого-педагогического сопровождения применения ИКТ на всех уровнях образования.
Вместе с тем новые информационные технологии в образовании оказывают в ряде аспектов очевидные негативные влияния: (I) различный, но неравноправный доступ; (II) неоправданно высокие ожидания; (III) утрата личного общения:
(IV) эквивалентность диплома работе:
(V) движение к международной стандартизации.
Неравномерное вложение средств и заинтересованность в участии в электронном обучении окажут заметное влияние на положение дел в высшем образовании. Помимо элитарных вузов, политическое влияние которых достаточно прочно (за счет богатых выпускников и солидных фондов), остальные учреждения высшего образования окажутся в очень уязвимой позиции. Только те вузы, которые планомерно инвестируют в электронное обучение, постоянно создают программы
и вступают в партнерские отношения, успешно переживут это десятилетие.
Перспективная система образования должна учитывать основные вызовы
XXI века и связанные с ними важнейшие проблемы человека в современном и наступающем информационном обществе.
ЛИТЕРАТУРА и электронные ресурсы
1. Кечиев Л. Н., Путилов Г. П., Тумков-ский С. Р. Информационно-образовательная среда технического вуза. URL: http://www. cnews.ru/reviews/free/edu/it russia./ institute.shtml
2. Федорова E. Ф. Системное представление дистанционного образования. URL: http: scholar.urc.ac.ru/pedJournal
3. Кассой У., Уотермен Э. Критерии качества дистанционного образования Выс-
шее образование в Европе. Том XXVII. 2002. № 3.
4. Rumble G. Universites pour L 'ensignement a distance en Europe // Higher education in Europe. 1983. lol. 8. М3. P. 5 14.
5. European Association for Quality Assurance in Higher Education (ENQA): Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Волошин Н. И. - канд. юрид. наук, доцент, профессор кафедры правового регулирования в туризме РМАТ
Гилёва Л. Г. - ст. преподаватель кафедры иностранных языков и зарубежного страноведения РМАТ
Гуляев В. Г.-д-р экон. наук, профессор, академик РАЕН Ефимов Д. А. - канд. экон. наук, доцент
Забелин А. А. - аспирант Академии повышения квалификации руководящих работников и специалистов курортного дела, спорта и туризма (г. Сочи)
Забелина К. В. - аспирант Академии повышения квалификации руководящих работников и специалистов курортного дела, спорта и туризма (г. Сочи)
Здоров М. А. - преподаватель кафедры РМАТ, аспирант РМАТ Зернов В. А. - д-р техн. наук, профессор, ректор Российского нового университета Квартальное А. В. - д-р пед наук, директор Воскресенского института туризма -филиала РМАТ
Келлер Петер - президент Международной ассоциации научных экспертов по туризму (АЕЭТ), директор Института туризма факультета бизнеса и экономики Лозаннского университета (Швейцария)
Коровушкина Е. А. - доцент кафедры иностранных языков Московского филиала РМАТ Коршунова У. Н. - преподаватель кафедры Псковского филиала РМАТ, аспирант РМАТ