Научная статья на тему 'Значение и особенностипрофессиональной конгруэнтности и интересау выпускников туристского вуза'

Значение и особенностипрофессиональной конгруэнтности и интересау выпускников туристского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / КОНГРУЭНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ТУ-РИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АТТРАКТИВНОСТЬ / РЕФРЕЙМИНГ / ТУРИНДУСТРИЯ / PROFESSIONAL INTERESTS / CONGRUENCE / PROFESSIONAL TOURISM EDUCATION / ATTRACTION / RE-FRAMING / TOURISM INDUSTRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хорева А. В.

Рассматривается проблема оценки степени формирования профессиональной кон-груэнтности. Связываются два понятия: профессиональная «конгруэнтность» и«интерес». Делается акцент на формирование подходов к управлению качествомпрофессиональной подготовки кадров для сферы туризма, особенно для личностно-го развития и роста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хорева А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of congruence and its peculiarity in education of tourism

This material addresses the problem of formation of professional congruence. There are twoconcepts in the article: the professional congruencies and the interests. The emphasis is onforming approaches to management quality professional training for tourism, especially forpersonality grew

Текст научной работы на тему «Значение и особенностипрофессиональной конгруэнтности и интересау выпускников туристского вуза»

10. Акинтьева В.Е. Создание детальной модели формирования коммуникативной культуры будущего специалиста военного в образовательном пространстве военного вуза // Вестник Академии военных наук. 2008. № 2. С. 8-13.

11. Жигулин С.С. Педагогическая диагно-

стика как условие формирования профессиональной компетентности будущего специалиста военного. Орел, 2008.

12. Фролова Н.В. Психолого-педагогические условия формирования языковой компетенции будущих военных специалистов в вузе. Орел, 2005.

УДК 378:14

A.B. ХОРЕВА

ЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОНГРУЭНТНОСТИ И ИНТЕРЕСА У ВЫПУСКНИКОВ ТУРИСТСКОГО ВУЗА

Рассматривается проблема оценки степени формирования профессиональной конгруэнтности. Связываются два понятия: профессиональная «конгруэнтность» и «интерес». Делается акцент на формирование подходов к управлению качеством профессиональной подготовки кадров для сферы туризма, особенно для личностного развития и роста.

Ключевые слова: профессиональный интерес, конгруэнтность, профессиональное туристское образование, аттрактивность, рефрейминг, туриндустрия.

This material addresses the problem of formation of professional congruence. There are two concepts in the article: the professional congruencies and the interests. The emphasis is on forming approaches to management quality professional training for tourism, especially for personality grew.

Key words: professional interests, congruence, professional tourism education, attraction, re-framing, tourism industry.

ФОРМАЦИЯ СФЕРЫ УСЛУГ! ОЖИДАНИЯ РАБОТОДАТЕЛЯ

Всеобщая либерализация экономики приводит к обновлению списка черт, определяющих параметры постиндустриального сообщества. Так, ведущим сектором экономики становится сфера услуг с изменением структуры в сторону наукоемких отраслей и базисом нематериальных активов; информация воспринимается как источник стоимости, на-

© Хорева А.В., 2013

правленный в будущее с ведущей ролью межличностных коммуникаций; ключевая роль отводится научным исследованиям в области теоретических знаний с выделением приоритетной роли образования. Прогрессивное развитие процессов общей системы коммуникаций, усиление взаимных связей вследствие повсеместной глобализации демонстрируют разность и непостоянство, предполагают уязвимость государств, общностей, людей, личностей. Конкуренция становится повсеместным эволюционным

способом, инструментом демонстрации превосходства. Применительно к образу личности как целостного и гармоничного восприятия индивида уровень конкурентоспособности во многом определяется через профессиональное образование. Оно представляется средством самоактуализации и самовыражения личности в ее уникальном индивидуальном наборе норм, ценностей, установок, способствующим формированию и обогащению человеческого капитала, что особенно ценно в сфере услуг и туристской деятельности в частности.

Как отмечается в ряде исследований профессионального туристского образования [1], наблюдается смена акцентов в профессиональной подготовке согласно требованиям и предпочтениям работодателей. Так, отмечено, что от выпускника вуза ожидается: проявление и инициирование самостоятельности, ответственно-

сти при принятии решения; развитие способности критического анализа собственной деятельности; использование различных видов мышления при наличии аналитических способностей; стремление к постоянному самосовершенствованию, в том числе к широкой профессиональной подготовке и переподготовке; применение навыка быстрой обучаемости; использование командного способа работы с высокими показателями корпоративной культуры и проч. Таким образом, туристская деятельность сегодня — это одно из немногих направлений современного бизнеса, сочетающее в себе не только процесс производства услуг, но и последующую их реализацию конечному потребителю.

Рассмотрение приведенных выше требований к персоналу межотраслевого комплекса туризма будет неполноценным без приведения частной исследовательской практики, рассмотренной в таблице.

Таблица

Технические и технологические требования рыночного спроса к специалисту сферы туризма1

Процесс создания туристской услуги Процесс продвижения и реализации

1 2

1. Знание международных и национальных систем бронирования услуг Amadeus, «Габриэль», «Сирена» (авиационные сегменты), GTA, Travco, Miki, Kuoni, DOTW, Expédia, Tourico, Bedson-line, 6Tour, «Академсервис», TravelClick (сегменты наземных услуг, таких как отели, трансферы, экскурсии), Doiche Bahn, УФС (ж/д билеты) и др. 1. Готовность к работе в любое время Все большее число компаний переходит на график работы 24/7. Возможность заказать услугу в любое удобное для клиента время, несмотря на разницу во времени, сроки работы конкретного специалиста, местонахождение клиента — способ привлечь индивидуальных и корпоративных клиентов. Возможность организации имплант-офисов, предоставление тревел-координаторов и персональных кураторов — за все это клиенты хотят и могут платить дополнительные средства компаниям—производителям туристских услуг. Причем этот пункт не включает в себя понятие о круглосуточной службе поддержки клиентов. На данном этапе развития бизнеса это рассматривается уже как обязательное требование к туристской компании

1 По экспертным данным ООО «Интураэро», г. Москва, 2013 г. (регистрация в ЕРТ МВТ 002919). URL: http://www.intouraero.ru

Окончание таблицы

1 2

2. Знание основных поставщиков туристских услуг на территории РФ и за рубежом, в том числе принятие ответственности перед своим работодателем, всей базой привлекаемых и используемых поставщиков Актуализация в сторону наработанной базы по поставщикам всех видов туристских услуг в любой стране мира по отношению к формальной клиентской базой, знание законов и игроков рабочего рыночного сегмента. При всем своем разнообразии конъюнктура рынка туристских услуг ограничена: создать репутацию сложно (причем как компании, так и специалисту), а потерять очень легко 2. Индивидуальный подход при стандартизированном процессе работы Клиент, отправив заявку/запрос, хочет получить стандартный ответ и услугу вне зависимости от того, в какой офис он обратился. При этом клиенту всегда приятно почувствовать себя единственным, неповторимым и значимым. Такая результативность взаимодействия ориентирует компанию на постоянство и расширение клиентской базы данных

3. Умение работать с поставщиками на микро- и макроуровнях (в том числе знание иностранных языков) Получение от поставщиков самой выгодной цены, условий работы при максимальной насыщенности и разнообразии туристского продукта — решающий фактор на конкурентном рынке. Привлечение и использование ресурсов микро- и макроуровней подразумевает знание хотя бы одного иностранного языка на уровне не ниже upper intermedíate в разговорной речи, деловой переписки, этики телефонного разговора. Минимальный, начальный уровень — один язык; для повышения своей рыночной стоимости — два-три иностранных языка. Приоритет у языков «большой четверки» (английский, немецкий, французский, испанский) с рекомендациями включения китайского и языков арабской группы 3. Умение гасить конфликты и решать спорные/нестандартные вопросы Туризм — это работа с людьми, и, как любая работа такой направленности, она сложна своими конфликтами и проблемами. Если сотрудник обладает качеством улаживать такие вопросы, не боится брать на себя ответственность за, что он может решить самостоятельно (учитывая степень децентрализации и собственных полномочий), добивается решения спорных ситуаций — ценность такого специалиста возрастает в разы

4. Знание общей законодательной, частных налоговой, финансово-валютной баз в области туризма и индустрии в целом. Стремление к дальнейшему развитию и совершенствованию аналитических, математических и бухгалтерских навыков/способно -стей Учитывая неоднозначность и специфические особенности в сфере оказания сервисных услуг комплекса туризма, компетенции специалиста расширятся в части основных знаний данных областей для сохранения и следования концепции TQM (Total Qualíty Management — концепция всеобщего управления качеством) 4. Ценность индивидуальных личностных проявлений: стрессоустойчивости, способности сохранения внутреннего самообладания, коммуникабельности, легкости на подъем, практики быстрого формирования альтернатив поиска нестандартного решения, адаптивности к меняющимся условиям рынка, умения понимать и создавать «новейшие новинки» Высокий класс специалиста — принятие во внимание ситуаций неопределенности и риска, продолжение разрешения проблем клиента, которому не важен процесс, а важен результат. Не нужно говорить о том, почему «нет», важно сделать так, чтобы было «да». Чувство рынка и его тенденций — одно из редких качеств специалиста в данной области, где процесс организации комплекса туристской услуги относительно предсказуем, меняются лишь процедурные составляющие его компонентов

По данным таблицы можно предположить, что такими признаками обладает зрелая здоровая личность с высоким уровнем взаимной согласованности профессиональных и личных качеств — это прежде всего человек конгруэнтный. Конгруэнтность, хотя и является в большей степени термином психологии, тем не менее применительно к Я-концепции выражает меру соответствия Я-реального Я-идеальному, конструируемому в процессе самооценки, в том числе и профессиональной деятельности. Это способность отдавать себе отчет в том, что происходит в собственном внутреннем мире, вести себя в соответствии с переживаниями, учитывать их социальную значимость, соотносить с реалиями внешнего мира.

Таким образом, конгруэнтность выступает неотъемлемым профессиональным качеством каждого, чья деятельность связана с общением с другими людьми, и прямым образом относится к туристской сфере деятельности как межотраслевому комплексу.

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ КОНГРУЭНТНОСТИ

Теория конгруэнтности с момента ее первого освещения Ч. Осгудом и П. Тан-ненбаумом в 1955 г. неоднократно приводится и используется для обозначения и объяснения разнообразных феноменов невербальной коммуникации, обозначения согласованности внешних проявлений и внутреннего состояния человека, и также как способ выражения социального поведения. Относясь к теориям когнитивного соответствия, теория конгруэнтности раскрывается сущностным содержанием самого термина (от лат. со^тепс, -ntis — соразмерный, соответствующий). В широком смысле подразумевает равенство, адекватность или согласованность элементов системы между собой [2]. Такой системой выступает выпускник туристского вуза, где перепле-

таются звенья психологических и возрастных особенностей индивида, структура познавательных (задатки — интересы — склонности), а затем и профессиональных интересов.

Конгруэнтность или ее отсутствие в собственном поведении и внешнем выражении не всегда осознается самим индивидом, но практически всегда ощущается в поведении другого (как сознательно, так и нет), но это всегда реалистичное восприятие действительности. Такая личность интересна, такой специалист привлекателен, такой профессионал конкурентоспособен, такая карьера мобильна. Следовательно, изучение, обоснование и принятие методов развития профессиональных интересов у студентов в процессе их образовательной деятельности во многом определяются уровнем профессиональной конгруэнтности, которая представляет собой конкурентные преимущества начала карьеры.

Исследования по изучению профессиональных интересов неоднократно показали, что выбор студентом своей будущей специальности нередко оказывается случайным [3]. Следовательно, при обучении в высшей школе, в частности в начале образовательной деятельности, большинство студентов в разной степени представляют себе особенности осваиваемой туристской профессии. Выбор направления и специализации отчасти обусловливается неосознанным стихийным интересом вследствие общепринятых мнений о привлекательности деятельности. В процессе учебной деятельности общие показатели мотивации снижаются. На старших курсах профессиональный интерес как частная форма проявления мотивации отмечается с минимальными показателями или отсутствует вовсе. Отсутствие профессионального интереса прямопропорционально уровню сложности в профессиональной адаптации, деятельности и мобильности выпускника, особенно в сфере обслуживания.

100 вестник РМАТ№ 3(9) • 2013

СООТНОШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОНГРУЭНТНОСТИ И ИНТЕРЕСОВ СТУДЕНТОВ

Исследование показало, что у студентов туристского вуза доминирующее представление об индустрии туризма формируется с позиции потребления (вследствие низкого уровня туристской профессиональной конгруэнтности) как системы личностного становления и дальнейшего профессионального роста. Таковой системой в графическом выражении является дихотомическая матрица цикличного характера. Основное направление векторов задается по степени развития: профессиональной конгруэнтности и профессионального интереса. Пе-

ресечения полей матрицы образовывают элементы, которые можно классифицировать с точки зрения состояния исследуемого объекта. При этом следует отметить, что профессиональная конгруэнтность — это общее состояние личности выпускника, связанное с требованиями внешнего сообщества к его персональной компетентностной карте (в том числе в рамках государственных образовательных стандартов третьего поколения). Профессиональный интерес — это частное, личное, которое входит в систему личностного становления и роста как модуль. Иными словами, интерес эгоистичен и проявляется в виде потребления, а конгруэнтность альтруистична и проявляется в виде профессионализма (см. рисунок).

Проявления: внутренние конфликты, страхи, формирование зависимостей (адцикция)

«Слабость»

Профессиональная конгруэнтность

как потенциальная внутренняя слабость

Проявления: ложная оценка и представление окружающего внешнего вида объект-субъектов, статуса, иерархии критериев

как потенциальная внешняя благоприятная возможность

«Сила» как внутренняя сильная сторона личности

Проявления: состояние целостности и полной искренности,

принятие единой внутриорганизационной цели, норм

«Возможность»^ „^А «Угроза»

как потенциальная внешняя угроза

Профессиональный интерес

Проявления: лесть, ложь, лицемерие, гордыня, излишняя самоуверенность, властолюбие

Соотношение профессиональной конгруэнтности и интереса в матрице личностного роста

Продолжая наш анализ, следует отметить, что более 70% опрошенных идеализируют систему будущих профессиональных обязанностей в процессе трудовой деятельности, тем самым демонстрируя несогласованность и несоответствие полученных теоретических знаний и с фактической практикой туристского рын-

ка. Следовательно, прослеживается зависимость между поверхностным владением техниками и технологиями организации процессов труда и отсутствием интереса к их дальнейшему освоению и совершенствованию, который развивается в процессе образовательной деятельности высшей школой туризма. Активное

использование знаний и опыта, полученного в ходе туристского образования, выступает особой ценностью при выполнении функциональных обязанностей во время прохождения практики или стажировки. Успешность эмпирического опыта, полученного еще в процессе образовательной деятельности, способствует:

• становлению профессионала в части личностного и карьерного роста против преимущества получения быстрой прибыли;

• предпочтению морально-нравственных ценностей взамен доминирования факторов внешней мотивации;

• укреплению позиций опыта рефлексии в противоположность потребительскому отношению к внешнему и внутреннему организационному окружению;

• использованию рациональных и оптимальных эмоциональных взаимоотношений против указательно-повелительного отношения.

Также следует отметить, что из 126 респондентов 45,5% признают, что не умеют правильно организовывать самостоятельную работу, 65,8% опрошенных вообще не владеют навыком распределения своего времени, а 85% не думают, что его вообще можно распределять. Организация и управление собственным временем, самостоятельная работа приобретают особенное компетентностное значение в свете государственных образовательных стандартов нового поколения и тем самым подлежат осознанию и еще большему продуктивному освоению.

Отмечено, что преобладающее большинство студентов к учебе относятся посредственно (77% первокурсников и 12,8% второкурсников). Отсюда низкий показатель знания (25—30%) технологических приемов межотраслевого комплекса туризма, а соответственно, и уровень профессиональных интересов к индустрии. Опрос педагогических работников в 75% случаев подтверждает важность развития интереса к образовательной деятельности в целом, 15% считают,

что необходимо формирование интереса в части специализированных туристских дисциплин в различных учебных циклах.

Таким образом, профессиональный интерес представляется нам как интегральная личностная компонента, учитывающая влияние профессиональной туристской компетентности и комплекса эмоционально-волевых, мотивационных и интеллектуальных компонентов, взаимосвязанных между собой.

МЕТОДЫ ДОСТИЖЕНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

КОНГРУЭНТНОСТИ

Для достижения устойчивого педагогического процесса туристской профессионализации с учетом соотношения профессиональных интересов и конгруэнтности представляется целесообразным:

• надлежащим образом учитывать специфику особенностей процесса обучения и воспитания в сфере туризма с позиций определения «феномена туризма», высокое его разнообразие и многогранность как сферы профессиональной деятельности;

• активно использовать методы достижения осознания своих внутренних и внешних конфликтов, конфликтов установок, принимать результаты самокритики. Сложность достижения гармоничного состояния состоит в том, что конгруэнтность подразумевает честность перед самим собой и принятие самого себя как целостную личность без какого-либо оценивания;

• применять ситуационное моделирование с выделением полей пересечения матрицы для их детальной проработки; выявлять желательное и востребованное и сводить к минимуму угрожающее и слабое;

• обращаться к рефреймингу (от англ. frame — рамка), предполагающему перестройку и переосмысление механизмов восприятия, мышления, поведения с целью избавления от неудачных (возможно, даже латентных) психических шаблонов и ложных целевых установок;

• учитывать высокую аттрактивность профессиональной деятельности в сфе-

ре туризма, ее эмоциональную притягательность;

• использовать творческий подход при формировании альтернатив принятия

управленческих решений как в ходе личностного планирования, так и профессионального прогнозирования менеджмента туризма.

ËÈTEPATVPA

1. Паукова А.М. Актуальные вопросы профессиональной ориентации обучающихся в сфере туризма // Вестник РМАТ. Научно-практический журнал. 2013. № 1 (7). С. 60—64.

2. Степанов С. Популярная психологическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2005.

3. Анохин А.Ю. Содержание и методические компоненты личностно ориентированного пространства в вузе туристского профиля: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М, 2002.

УДК 378.14

A.B. 4EPHETA, И.А. ÏETPOB

РЕФЛЕКСИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУПЕНТОВТУРИСТСКОГО ВУЗА

Рассматривается специфика развития творческой направленности студентов туристского вуза с помощью внедрения инновационных рефлексивных технологий их профессионального творческого обучения. Авторы раскрывают туристскую образовательную парадигму развития личности студентов, творческого взаимодействия, связанного с применением рефлексивных технологий. Рассмотрены подход и необходимость развития рефлексивно-управленческих технологий преодоления проблемной ситуации на уровне межсубъектного взаимодействия, направленности личности и рефлексивно-диалогических критериев.

Ключевые слова: туристское образование, творческое взаимодействие, рефлексивная направленность личности, способы поведения, рефлексивно-управленческой практика, профессиональное развитие, рефлексивно-личностный потенциал, самооценка, рефлексивные технологии.

The article discusses the specifics of the development of the creative direction of tourist high school students by means of innovative reflective technology professional creative learning students. The authors disclose the tourist educational paradigm as personality development of students, creative interaction associated with the use of reflective technologies. The approach and the need to develop reflective-management techniques to overcome the problem situation at the level of intersubjective interaction, orientation of the individual and the reflective-dialogical criteria.

Key words: tourist education, creative interaction, reflective orientation of the personality, behaviors, reflexive practice management, professional development, reflexive and personal potential, self-esteem; reflective technology.

© Чернега A.B., Петров И.А., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.