Научная статья на тему 'Актуальные вопросы внедрения цифровых карнетов ата: проблемы и перспективы использования'

Актуальные вопросы внедрения цифровых карнетов ата: проблемы и перспективы использования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
653
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ВРЕМЕННЫЙ ВВОЗ (ДОПУСК) / КАРНЕТ АТА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЭЛЕКТРОННОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ / МЕРКУРИЙ II / CUSTOMS AUTHORITIES / TEMPORARY ADMISSION / CARNET ATA / DIGITALIZATION / ELECTRONIC DECLARATION / MERCURY II

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хапко Ю.Р.

The main purpose of this work is to study and systematize information on the introduction and use of a new format of documents used in the movement of goods across the customs border of the EAEU, placed under the customs procedures of temporary import (admission).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual issues of the introduction of digital ATA carnets: problems and prospects of use

The main purpose of this work is to study and systematize information on the introduction and use of a new format of documents used in the movement of goods across the customs border of the EAEU, placed under the customs procedures of temporary import (admission).

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы внедрения цифровых карнетов ата: проблемы и перспективы использования»

Актуальные вопросы внедрения цифровых карнетов АТА: проблемы и перспективы

использования

Actual issues of the introduction of digital ATA carnets: problems and prospects of use

Хапко Ю.Р.

Студент 5 курса, ф-т таможенного дела, Ростовский филиал Российской таможенной академии,

РФ, г. Ростов-на-Дону e-mail: uliyahapko@mail. ru

Khapko Y.R.

5rd year student, faculty of customs activities, Russian ^stoms Academy, Russia, Rostov-on-Don e-mail: uliyahapko@mail.ru

Научный руководитель

Михайлова С.А.

Старший преподаватель кафедры ОТО и ТК, Ростовский филиал Российской таможенной академии

РФ, г. Ростов-на-Дону

Scientific adviser Mikhajlova S.A.

Senior Lecturer of the Department of customs control Russian ^stoms Academy, Russia, Rostov-on-Don

Аннотация.

Основной целью данной работы является изучение и систематизация информации о внедрении и использовании нового формата документов, используемых при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС, помещаемых под таможенные процедуры временного ввоза (допуска).

Annotation.

The main purpose of this work is to study and systematize information on the introduction and use of a new format of documents used in the movement of goods across the customs border of the EAEU, placed under the customs procedures of temporary import (admission).

Ключевые слова: таможенные органы, временный ввоз (допуск), карнет АТА, цифровизация, электронное декларирование, Меркурий II.

Key words: customs authorities, temporary admission, Carnet ATA, digitalization, electronic declaration, Mercury II.

Исследование данной проблематики актуально именно на сегодняшний день, когда в результате ежедневных значительных объёмов международного товаропотока таможенные службы различных государств и участники внешнеэкономической деятельности стремятся наладить взаимные отношения путём открытости контроля, унификации таможенных документов, следования букве закона и, конечно же, упрощения таможенных формальностей. Для этого в эпоху цифровизации стали активно использоваться информационные таможенные технологии, которые позволяют участникам ВЭД сэкономить время и денежные средства, а таможенным органам обеспечить высокую эффективность проводимого таможенного контроля. К таким относительным нововведениям можно отнести систему предварительного информирования, систему автоматической регистрации декларации и удалённого выпуска.

Но наиболее ярким и глобальным примером данного утверждения непосредственно выступает применение электронного таможенного декларирования во многих странах. Российская Федерация не исключение. В России процесс перехода на электронное заявление сведений о товарах начал зарождаться ещё в 90-х годах. Постепенно на данный момент произошёл практически полный отказ от бумажной декларации на товары и всех документов, подтверждающих сведения в ней, которые ранее также предоставлялись в письменной форме в таможенные органы.

При заявлении любой из таможенных процедур используется декларация на товары, кроме таможенной процедуры таможенного транзита - в данном случае используется транзитная декларация. Кроме того, пунктом 6 статьи 105 Таможенного кодекса ЕАЭС установлено право декларанта на подачу иных документов вместо декларации на товары и транзитной декларации. В качестве таких документов могут выступать транспортные (перевозочные), коммерческие и иные документы, порядок использования которых регламентирован «Инструкцией о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары», утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 263.

Отдельного внимания заслуживает право декларанта на подачу документов, предусмотренных международными договорами государств-членов с третьей стороной, содержащих сведения, необходимые для выпуска товаров. Специфика некоторых таможенных процедур предусматривает подачу таких документов с целью ускорения и упрощения процесса таможенного декларирования и контроля. В частности, речь идёт о процедуре временного ввоза (допуска) - это таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой такие товары временно находятся и используются на таможенной территории Союза при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой, с частичной уплатой ввозных таможенных пошлин, налогов и без уплаты специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин либо без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без уплаты специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.

Нередко возникают ситуации, при заявлении данной таможенной процедуры подаётся не электронная таможенная декларация, а карнет АТА. Международная Таможенная конвенция о карнете АТА для временного ввоза товаров (Конвенция АТА) была принята 6 декабря 1961 года в Брюсселе (был утверждён данный документ). Следом в Стамбуле 26 июня 1990 года была принята конвенция о временном ввозе товаров (внесла в него изменения). Россия присоединилась разом к обеим конвенциям в 1995 году.

Карнет АТА - международный таможенный документ, заменяющий таможенные декларации и позволяющий осуществлять упрощенное и ускоренное оформление временного ввоза товаров в связи с проведением выставок и ярмарок, а также для перемещения через таможенную границу товарных образцов, профессионального оборудования и некоторых других категорий товаров.

В России функции выдающей карнеты АТА и гарантирующей ассоциации выполняет Торгово-промышленная палата РФ (ТИП), что связанно со сложившейся международной практикой, согласно которой ассоциациями-гарантами функционирования системы АТА в странах участницах таможенных конвенций выступают, как правило, национальные торговые палаты, образующие международную гарантирующую сеть АТА Всемирной Федерации Палат (ВФП) .

Зарубежные страны активно используют карнеты АТА в своих внешнеэкономических связях с начала 60-х годов, причем количество выданных карнетов неуклонно возрастало, что свидетельствует о их большой эффективности. В настоящее время в данную систему входит 78 стран, и Катар является самой последней страной, присоединившейся к глобальной сети.

Только в 2018 году было выпущено около 350 000 книжек АТА, охватывающих товары на сумму 500 миллиардов долларов США, в связи с этим важно обеспечить максимально возможную продуктивность деятельности таможенных органов, участников ВЭД и ТПП.

Данный документ подавался всегда в письменном виде, и сегодня возник вопрос перехода на электронную форму в рамках электронного таможенного декларирования. В связи с этим ВФП Международной торговой палаты запустила первый этап пилотного проекта по цифровизации книжки ATA Меркурий II. После обширных тренингов и внутренних тестов, проводимых с июня 2019 года, цифровая система управления жизненным циклом карнета начала функционировать. Начиная со 2 октября 2019 года и в течение шестимесячного периода, реальные испытания будут проводиться в шести странах: Бельгии, Китае, России, Швейцарии, Великобритании и США. Процесс отбора стран для участия в проекте был основан на следующих критериях:

1. Техническая оснащённость;

2. Объём выдачи карнетов АТА и статистика их использования.

3. Географическое положение государства.

4. Информационно-техническая инфраструктура в таможенных пунктах пропуска.

5. Взаимодействие между таможенными органами и ТПП.

6. Человеческие и финансовые ресурсы.

Федеральная таможенная служба Российской Федерации принимает активное участие в процессе перехода от бумажного карнета АТА к электронному, поскольку данная работа сопровождалась разработкой собственной информационной системы.

Рассмотрим алгоритм получения и использования электронного карнета АТА в Российской Федерации, который планируется после этапа апробирования.

Декларант на сайте национальной гарантирующей ассоциации (ТПП РФ) предоставляет в электронном виде сведения, необходимые для выдачи карнета АТА. Указанные сведения проходят форматно-логический контроль (проверку по структуре и правильности их заполнения), и принимается решение о присвоении уникального идентификационного номера (УИН) электронному документу карнета АТА (далее - ЭДКА) и его последующей выдачи. Выданный ЭДКА подгружается в базу данных Меркурий II.

На следующем этапе извещается карнетодержатель путём отправления УИН, который он использует для ввода в приложение «Carnet ATA», доступного для скачивания на платформах IOS и Android мобильных телефонов. Таким образом формализуется бумажный карнет АТА декларанта и в приложении указываются все сведения, ранее представленные в гарантирующую ассоциацию. На рисунке 1 представлен алгоритм заполнения отдельных полей декларантом при использовании приложения «Carnet ATA» только на английском языке, так как оно ещё не адаптировано под использование российскими участниками ВЭД.

Рисунок 1. Использование приложения «Carnet ATA» на мобильном устройстве

После этого посредством смартфона необходимо сформировать «путешествие» (выбор страны убытия и назначения), далее предоставляется возможность выбрать ту или иную таможенную операцию, например, заявление процедуры временного ввоза или открытие транзита, если таможенный орган обладает необходимой компетенцией. Каждой таможенной операции присваивается QR-код, предоставляемый должностному лицу таможенного органа, который, в свою очередь, считывает его с помощью специального сканера или же вводит в соответствующую строку в компьютерном модуле.

Полученную информацию должностное лицо таможенного органа вносит в собственный отдельный модуль «Меркурия II», где визуализируются полностью вся история по конкретному карнету АТА, в том числе и информация о перевозимых товарах и операциях, совершаемых с ними.

Таможенный орган применяет необходимые формы таможенного контроля и принимает решение о выпуске товаров.

На данный момент эксперимент, описанный выше, будет проводится в несколько этапов. Первый этап подразумевает апробирование системы: страны-участницы проекта в лице гарантирующих ассоциаций отбирают конкретных участников ВЭД, согласных использовать ЭДКА совместно с бумажным носителем, для взаимного сотрудничества. Проект распространяется только на товары, перемещаемые автомобильным и воздушным видом транспорта. Кроме того, выбраны отдельные таможенные органы ФТС России, которые будут выступать участниками:

• МАПП Убылинка Псковская таможня

• Таможенный пост Аэропорт Шереметьево (пассажирский)

• Таможенный пост Аэропорт Шереметьево (грузовой)

• Таможенный пост Аэропорт Домодедово (пассажирский)

• Таможенный пост Аэропорт Домодедово (грузовой)

Второй этап реализации эксперимента подразумевает полный отказ от бумажного носителя карнета АТА, осуществление его планируется к 2025 году.

Перспективы взаимодействия БД «Меркурий II» с информационными системами таможенных органов следующие:

а) ФТС России на площадке ВТамО реализует инициативу по интеграции национальных систем таможенных органов стран участниц Конвенции с БД «Меркурий II» в целях ускорения совершения таможенных операций с товарами, перемещаемыми с применением карнета АТА;

б) Полная реализация электронного взаимодействия ФТС России с ТПП России при совершении таможенных операций в отношении ЭДКА до 2025 года.

Таким образом, наблюдается активное участие таможенной службы Российской Федерации и участников ВЭД в экспериментах и пилотных проектах, разрабатываемых международными организациями в рамках торговых отношений, с целью стимулирования роста предпринимательской и производственной деятельности на территории нашей страны, улучшения инвестиционного климата, и в последствии, роста важнейших экономических показателей государства.

Список используемой литературы:

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном Кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «КонсультантПлюс».

2. Решение КТС от 20.05.2010 № 263 "О порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары" // СПС «КонсультантПлюс».

3. Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 03.08.2018 № 289-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

4. Приказ ФТС России от 28.12.2012 N 2675 (ред. от 17.02.2015) "Об утверждении Методических рекомендаций о применении карнета АТА" (вместе с "Конвенцией о временном ввозе" (Заключена в г. Стамбуле 26.06.1990)) // СПС «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.