Научная статья на тему 'Тенденции развития международной системы ата. Опыт таможенных союзов'

Тенденции развития международной системы ата. Опыт таможенных союзов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
476
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА АТА / КАРНЕТ АТА / УЧАСТНИК МЕЖДУНАРОДНОЙ СИСТЕМЫ АТА / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Арефкина М. Ю.

The legal basis of international ATA system consist of Customs Convention on the ATA Carnet for the Temporary admission of Goods 1961 and Convention on Temporary admission 1990 (ATA Conventions). The ATA Carnet is an international customs document that permits duty-free and tax-free temporary import of some categories of goods up to one year. The initials "ATA" are an acronym of French and English words "Admission temporaire /Temporary admission." The members of ATA system are: the customs authorities of member states of ATA Conventions, international guarantee chain (International Chamber of Commerce World Chambers Federation), ATA carnet holders and their representatives (individuals and entities of the member state of the ATA Conventions). According to the author the global trends in the international ATA system are: association of states into a customs union; adherence of the member states to the new applications of the Convention on Temporary Admission of 1990; the entry of new members into the ATA system

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития международной системы ата. Опыт таможенных союзов»

Публичный порядок зачастую являлся основанием непризнания авторских прав и в стране места происхождения произведения, что также было видно, исходя из приведенных примеров.

Это означает, по сути, что содержание произведения напрямую влияет на возможность полноценного осуществления и реализации авторских прав, а иногда и на возможность признания произведения объектом авторского права в принципе.

Следует отметить, что в современной российской правоприменительной практике также имеются случаи ограничения исключительного права автора из-за аморального содержания произведения1. Смещение приоритетов исследования института оговорки о публичном порядке в область, связанную с анализом составляющей роли морали в определении содержания и практическом применении оговорки о публичном порядке, сыграло в понимании значения содержания произведения далеко не последнюю роль. В современной российской юридической науке высказываются мнения об отказе в предоставлении защиты произведениям, не лояльным по отношению к основам правопорядка и нравственности2.

Ввиду готовящихся изменений в Гражданский кодекс РФ имеется довольно высокая вероятность того, что вопрос об ограничении исключительного права на аморальные произведения также получит свое отражение.

М.Ю. Арефкина

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ СИСТЕМЫ АТА.

ОПЫТ ТАМОЖЕННЫХ СОЮЗОВ

Ключевые слова: международная система АТА, карнет АТА, участник международной системы АТА, таможенный союз, тенденции развития.

The legal basis of international АТА system consist of Customs Convention on the ATA Carnet for the Temporary admission of Goods 1961 and Convention on Temporary admission 1990 (ATA Conventions). The ATA Carnet is an international customs document that permits duty-free and tax-free temporary import of some categories of goods up to one year.

1 Такого рода примерами, в частности, являются телевизионная передача «Дом-2»; мультфильмы «Папский городок», транслируемый на телеканале 2x2; художественный фильм «Борат».

2 См.: Корнеев В.А. Программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральных микросхем как объекты интеллектуальных прав: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 8

Эксперт Договорно-правового департамента Торгово-промышленной палаты Российской Федерации; соискатель Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина. [arelkina.marina@mail.ru]

The initials “АТА” are an acronym of French and English words “Admission tempo-raire /Temporary admission. ” The members of AT A system are: the customs authorities of member states of AT A Conventions, international guarantee chain (International Chamber of Commerce World Chambers Federation), ATA carnet holders and their representatives (individuals and entities of the member state of the ATA Conventions). According to the author the global trends in the international ATA system are: association of states into a customs union; adherence of the member states to the new applications of the Convention on Temporary Admission of 1990; the entry of new members into the ATA system.

По мере развития культурного обмена и экономических связей между предпринимателями разных стран возникла необходимость в упрощении формальностей, связанных с перемещением товаров, предназначенных для временного ввоза, таких как выставочные образцы, театральный реквизит, а также различного рода профессиональное оборудование. Подобные товары, как правило, не предназначены для продажи, ввозятся на определенный срок, используются по своему прямому назначению и покидают территорию государства в неизменном виде. Однако таможенное законодательство большинства стран в качестве гарантий своевременного вывоза таких товаров предполагает внесение залога. В ряде стран сумма такого залога может многократно превышать стоимость самого товара, что в итоге не способствует развитию внешнеэкономических отношений.

Таким образом, возникла идея о выработке конвенции о международном таможенном документе для временного ввоза товаров, которая предполагала бы универсальную систему международных гарантий уплаты таможенных платежей. С этой целью в 1958 г. Международной торговой палатой были разработаны соответствующие Рекомендации, в которых предлагалось учредить таможенный документ, охватывающий временный беспошлинный ввоз определенных классов профессионального оборудования и упаковочных материалов. Роль гарантов в данной системе отводилась Торговым палатам. Итогом разработки данного направления стали две международные конвенции — Таможенная конвенция о карнете АТА для временного ввоза 1961 г. и Конвенция о временном ввозе 1990 г. (Конвенции АТА). Так появилась международная система АТА.

Карнет АТА является стандартным международным таможенным документом, признаваемым за рубежом в качестве таможенной декларации, позволяющим беспошлинно ввезти, а также идентифицировать временно ввозимые товары и включающим в себя действующую в международном обращении финансовую гарантию по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и сборов.

Слово карнет происходит от французского слова carnet — книжка, блокнот. Документ действительно представляет собой скрепленные между собой листы зеленого, желтого, белого и голубого цвета (каждый цвет предназначен для выполнения определенной таможенной операции, как то — вывоз, ввоз, обратный вывоз, обратный ввоз).

Сокращение «АТА» представляет собой комбинацию французских слов «admission temporaire» и английских слов «temporary admission», что на обоих языках означает временный ввоз.

Международная система АТА — это сложная взаимосвязь участников по поводу упрощения процедуры временного беспошлинного ввоза товаров, а также обеспечения уплаты таможенных платежей.

Участниками международной системы АТА являются:

1) таможенные органы стран — участниц Конвенций АТА (основные операторы системы);

2) международная гарантирующая сеть, состоящая из национальных гарантирующих и национальных выдающих карнеты АТА ассоциаций;

На сегодняшний день в мире существует только одна сеть выдающих и гарантирующих карнеты АТА ассоциаций — это сеть, учрежденная Всемирной Федерацией Палат при Международной торговой палате. Роль выдающих и гарантирующих ассоциаций, как правило, выполняют торгово-про-мышленные палаты стран — участниц Конвенций АТА, при этом гарантирующая ассоциация в стране — участнице Конвенций АТА может быть только одна, а выдающих — несколько;

3) держатели карнетов АТА.

Держателями карнетов АТА в основном являются юридические лица. При этим важно иметь в виду, что в роли держателей карнетов АТА не могут выступать различного рода посредники;

4) представители держателей карнетов АТА.

Представителями держателей карнетов АТА в основном являются физические лица. Держатель карнета АТА имеет право выдать соответствующую доверенность любому лицу, это может быть сотрудник компании — держателя карнета АТА, сотрудник компании-перевозчика или сотрудник компании — организатора зрелищного мероприятия.

Начало создания специальных институтов и механизмов деятельности международной системы АТА в России было положено еще в 1995 г. с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 2 ноября 1995 г. № 1084 «О присоединении Российской Федерации к Таможенной конвенции о карнете АТА для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961 г. и Конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 г. с принятием ряда прило-

жений»1. Указанным Постановлением правами выдающей и гарантирующей карнеты АТА ассоциации на территории России была наделена Торгово-промышленная палата Российской Федерации. С 15 мая 2000 г. международная система АТА, предназначенная существенно упростить и ускорить для российских участников внешнеэкономической деятельности процедуру таможенного оформления временного ввоза товаров, начала функционировать на территории Российской Федерации.

Россия применяет упрощенную процедуру таможенного оформления и таможенного контроля исключительно для тех категорий товаров, которые покрываются приложениями к Конвенции «О временном ввозе» 1990 г., к которым она присоединилась, а именно:

Приложение В.1 «О товарах для демонстрации или использования на выставках, ярмарках, конференциях или подобных мероприятиях»;

Приложение В.2 «О профессиональном оборудовании»;

Приложение В.З «О контейнерах, поддонах, упаковках, образцах и других товарах, ввезенных в связи с коммерческой операцией»;

Приложение В.5 «О товарах, ввезенных для образовательных, научных или культурных целей».

Что касается современных тенденций развития системы АТА, то основным фактором, их определяющим, являются процессы мировой интеграции. Все больше стран в мире создают различные таможенные и экономические союзы, что, в свою очередь, отражается и на функционировании международной системы АТА. Наиболее ярким и успешным примером такой интеграции является Европейский союз (ЕС).

Опыт слияния европейских стран в единый таможенный союз был учтен Советом таможенного сотрудничества (ныне Всемирная таможенная организация) еще в 1990 г. при разработке Конвенции о временном ввозе (ст. 1, п. «е»), в которой предусматривается возможность присоединения к документу не только отдельной страны, но и Таможенного союза, включающего территорию нескольких государств. Любое государство — член Всемирной таможенной организации или ООН и ее специализированные учреждения, равно как и таможенный либо экономический союз, могут стать участниками Конвенций АТА.

Согласно ст. 24 Конвенции о временном ввозе, такой таможенный или экономический союз информирует депозитария о своих полномочиях в отношении вопросов, регулируемых Конвенцией. В отношении вопросов, входящих в его компетенцию, таможенный или экономический союз, как сторона Конвенции, от собственного имени осуществляет права и выполняет

1 Собрание законодательства РФ. 1995. № 45. Ст. 4339.

обязанности. В таком случае государства — члены Союза неправомочны самостоятельно осуществлять эти права, включая право на участие в голосовании. 15 марта 1993 г. Совет ЕС принял Решение № 93/329/ЕЕС о присоединении Сообщества к Конвенции о временном ввозе 1990 г. с принятием приложений. Решение предусматривает присоединение всех стран-чле-нов от имени Европейского экономического сообщества к тексту Конвенции и 13-ти ее Приложениям. Согласно ст. 24 (7), Сообщество в качестве таможенного или экономического союза уведомляет депозитария о компетенции самого Сообщества и сферах, находящихся в исключительно национальной компетенции входящих в него стран.

Таким образом, в целях применения Стамбульской конвенции ЕС выступает как единая таможенная территория для временного ввоза товаров из третьих стран. В том случае, если товары перемещаются внутри территории Таможенного союза из одного пункта назначения в другой, пересекая при этом территорию третьей страны — члена ЕС, таможенный контроль и формальности по оформлению карнета АТА будут осуществляться на тех приграничных пунктах, где товары ввозятся на таможенную территорию Союза и впоследствии вывозятся с нее. Следовательно, контроль за перемещением товаров на таможенной территории ЕС переносится с внутренних границ государств-членов на внешние границы Сообщества. Таким образом, в части применения международных Конвенций АТА, становятся очевидными существенные преимущества для участников внешнеэкономической деятельности из третьих стран, получаемые ими при пересечении границ европейских стран внутри Сообщества.

Что же касается нашей страны, то в данном случае важно упомянуть о создании Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭс). ЕврАзЭс — это международная организация, в состав которой входят Российская Федерация, Республика Белоруссия, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан (статус наблюдателей имеют Молдова, Армения, Украина). ЕврАзЭС создано в целях углубления интеграции и формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства. ЕврАзЭс формируется в соответствии с Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г. и Договором об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г.

По политическим и экономическим мотивам ЕврАзЭС создано из государств, одновременно имеющих значительную, исторически обусловленную общность и большие, реально существующие различия политических и социально-экономических условий.

В рамках ЕврАзЭС получены позитивные результаты в области взаимного сотрудничества в торгово-экономической сфере, либерализации взаимной торговли. В торговле между странами Сообщества практически устранены имевшиеся ограничения и действует режим свободной торговли без изъятий. Проводится работа по формированию единой таможенной территории, гармонизации и унификации национальных внешнеэкономических законодательств государств — членов ЕврАзЭС.

В целях оптимизации процесса формирования Таможенного союза и единого экономического пространства решением глав государств — участников ЕврАзЭС от 16 августа 2006 г. (г. Сочи) предусмотрено, что формирование Таможенного союза, а в дальнейшем и единого экономического пространства будет осуществляться первоначально на базе трех стран — России, Белоруссии и Казахстана — с последующим присоединением других государств — членов ЕврАзЭС. На 19-м заседании Межгоссовета ЕврАзЭС 6 октября 2007 г. главами трех государств Сообщества подписаны документы, являющиеся ключевыми для функционирования Таможенного союза, формирующие его институциональную структуру и определяющие механизм присоединения к Таможенному союзу других государств:

Договор о Комиссии таможенного союза1.

Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза.

Протокол о порядке вступления в силу международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним.

Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭс от 27 ноября 2009 г. № 172 принят Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза, вступающий в силу с 6 июля 2010 г. В Республике Казахстан и Российской Федера-ции данный Договор применяется с 1 июля 2010 г. В связи с введением в действие с 1 июля 2010 г. на территории Российской Федерации Таможенного кодекса Таможенного союза Таможенный кодекс России до его отмены действует в части, не противоречащей Таможенному кодексу Таможенного союза.

Формирование Таможенного союза в рамках ЕврАзЭс имеет самое прямое отношение к функционированию системы АТА в России. В настоящее время существует множество нерешенных вопросов, касающихся применения Конвенций АТА на территории государств — членов Таможенного союза. Во-первых, в документах Комиссии Таможенного союза существует некоторая юридическая неточность. Дело в том, что во всех этих документах дела-

1 Комиссия таможенного союза — единый постоянно действующий регулирующий орган таможенного союза.

2 Таможенньш вестник. 2010. № 2.

ется ссылка только на Таможенную конвенцию о карнете АТА для временного ввоза товаров 1961 г. Данная ссылка представляется автору не совсем верной, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02 ноября 1995 г. № 1084 «О присоединении Российской Федерации к Таможенной конвенции о карнете АТА для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961 г. и Конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 г. с принятием ряда приложений» Россия присоединилась также к Конвенции о временном ввозе 1990 г., в которую, в свою очередь, полностью имплементирована Таможенная конвенция о карнете АТА для временного ввоза товаров 1961 г. Принимая во внимание изложенное, автору представляется необходимым рекомендовать законодателю указать ссылки на обе Конвенции АТА.

Во-вторых, из трех государств — членов Таможенного союза участниками Конвенций АТА являются только Россия и Белоруссия. Так, Решением Комиссии Таможенного союза № 252 от 20 мая 2010 г. его участники обратились с просьбой к казахстанской стороне о рассмотрении возможности присоединения к Таможенной конвенции о карнете АТА для временного ввоза товаров 1961 г., а также обратились с просьбой к белорусской и российской сторонам об исключении возможности ввоза на территорию Республики Казахстан товаров, ввезенных с применением карнета АТА на их территории.

По мнению автора, указанных мер явно недостаточно, поскольку, несмотря на усилия ТПП России и ТПП Белоруссии, таможенными органами двух стран до сих пор не разделены полномочия по таможенному контролю и таможенному оформлению товаров с применением карнетов АТА. Учитывая особую важность территории Белоруссии для транзита товаров с территории Российской Федерации в страны Европы, представляется возможным рекомендовать таможенным органам двух стран завершить процесс переговоров по вопросу разделения полномочий по таможенному контролю и таможенному оформлению товаров с применением карнетов АТА как можно скорее.

Что же касается присоединения Казахстана к Конвенциям АТА, то, по мнению автора, этот шаг просто необходим для функционирования системы АТА в Таможенном союзе. Важно отметить, что для полноценного вхождения в международную систему АТА Республике Казахстан необходимо пройти сложную процедуру. Кроме присоединения к Таможенной конвенции о карнете АТА для временного ввоза 1961 г., а также к Конвенции о временном ввозе 1990 г., необходимо определить национальную гарантирующую ассоциацию, которая должна быть одобрена таможенными органами Казахстана. В дополнение к официальному признанию таможенными орга-

нами гарантирующей ассоциацией должно быть получено разрешение подготовительного комитета Всемирной федерации палат на вступление в члены гарантирующей сети, для чего необходимо представить целый пакет документов, определяющих обязательства национальной гарантирующей ассоциации перед другими членами сети, а также предоставить финансовую гарантию.

В настоящее время Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана только проходит стадию становления. Для того чтобы созданный в рамках ЕврАзЭс Таможенный союз начал полноценно работать, государствам-чле-нам придется пройти долгий и трудный путь, и опыт Европейского союза, по мнению автора, в данной связи является просто незаменимым, особенно в отношении системы АТА. Так, при условии присоединения Казахстана к Конвенциям АТА, государства — члены Таможенного союза в соответствии с процедурой, установленной Конвенцией о временном ввозе, могут быть представлены в системе АТА не каждая сама по себе, а как единый таможенный союз.

Таким образом, Таможенный союз в рамках ЕврАзЭс по примеру Европейского союза мог бы выступать как единая таможенная территория для временного ввоза товаров из третьих стран. Таким образом, контроль за перемещением товаров, временно ввезенных с применением карнета АТА, на таможенную территорию Союза может быть перенесен с внутренних границ государств-членов на внешние границы Таможенного союза.

Важно также отметить, что Таможенный кодекс Таможенного союза не содержит упоминания ни о системе АТА в целом, ни о карнетах АТА в частности. При этом согласно ст. 282 ТК ТС перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также условия такого освобождения, включая его предельные сроки, определяются в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза и (или) решениями Комиссии Таможенного союза. Поскольку к настоящему времени в рамках Таможенного союза перечень товаров временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты пошлин, налогов пока не определен, в соответствии с письмом ФТС РФ от 29 июня 2010 г. № 01-11/31847 применяется п. 1 ст. 212 Таможенного кодекса РФ.

На практике подобное регулирование данного вопроса привело к тому, что в настоящее время временный беспошлинный ввоз определенных категорий товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных платежей, по информации автора, регулируется сразу несколькими различными документами. Данный подход создает значительные трудности для

участников внешнеэкономической деятельности, существенно затрудняя процедуру временного ввоза товаров на территорию Российской Федерации.

Выходом из сложившейся ситуации, по мнению автора, могло бы стать принятие в соответствии со ст. 282 ТК ТС в рамках Таможенного союза единого унифицированного перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также вхождение Таможенного союза в систему АТА. При этом весьма важно, чтобы принятый в рамках Таможенного союза перечень не дублировал те категории товаров, которые могут быть ввезены по карнету АТА.

Возможен также иной вариант выхода из сложившейся ситуации. Дело в том, что общемировой тенденцией развития системы АТА является расширение сферы применения системы АТА странами — участницами Конвенций АТА на их территории путем присоединения к большему количеству приложений к Конвенции о временном ввозе.

Так, например, в рамках организации Олимпиады в Сочи в 2014 году весьма вероятно присоединение Российской Федерации к приложению В.6 «О личном имуществе путешественников и товарах, ввезенных в спортивных целях». По информации автора, соответствующие консультации ведутся Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и ФТС России. По нашему мнению, присоединение России к данному приложению могло бы значительно упростить временный ввоз спортивного оборудования на территорию России, что весьма облегчило бы решение организационных вопросов для участников будущей Олимпиады.

Что же касается применения ст. 282 ТК ТС, в соответствии с которой перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также условия такого освобождения, включая его предельные сроки, могут определяться в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза, то присоединение к большему числу приложений Конвенции о временном ввозе 1990 г. могло бы по примеру Евросоюза сделать применение системы АТА преимущественным на территории государств — членов Таможенного союза. При этом карнеты АТА должны быть полностью приравнены к национальным таможенным декларациям, как при временном ввозе, так и при временном вывозе товаров. По мнению автора, данный вариант решения проблемы применения системы АТА в Таможенном союзе наиболее предпочтителен.

Подводя итог, отметим, что дальнейшее успешное функционирование международной системы АТА в Российской Федерации напрямую зависит от работы по унификации и гармонизации таможенного законодательства в

рамках ЕврАзЭс. В этой связи автору хотелось бы выразить пожелание законодателю ускорить работу по применению международной системы АТА в Таможенном союзе.

Для этого, по нашему мнению, необходимо следующее:

— указать в документах Комиссии Таможенного союза ссылки на обе Конвенции АТА;

— включение Республики Казахстан в международную систему АТА;

— разделение полномочий между национальными таможенными органами и гарантирующими ассоциациями государств — членов Таможенного союза по вопросам, предусмотренным Конвенцией о временном ввозе 1990 г.;

— уведомление Таможенным союзом депозитария Конвенции о временном ввозе 1990 г. о компетенции самого Союза в отношении применения системы АТА, а также о сферах, находящихся в исключительной национальной компетенции государств-участников;

— согласование в рамках Таможенного союза в соответствии со ст. 282 ТК ТС единого унифицированного перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов. При этом весьма важно, чтобы принятый в рамках Таможенного союза перечень не дублировал те категории товаров, которые могут быть ввезены по карнету АТА;

или:

— по примеру Евросоюза сделать применение системы АТА преимущественным на территории государств — членов Таможенного союза посредством присоединения к большему числу приложений к Конвенции о временном ввозе 1990 г.; при этом карнеты АТА должны быть приравнены к национальным таможенным декларациям, как при временном ввозе, так и при временном вывозе товаров.

Автору хотелось бы выразить искреннюю надежду, что решения, принятые законодателем в рамках Таможенного союза, будут отражать интересы большинства участников внешнеэкономической деятельности и упрощать процедуру временного ввоза на территории государств — участников Союза. В этой связи хочется надеяться, что преимущества, которые дает система АТА в целом и гарантия в системе АТА в частности, не останутся без внимания законодателя.

Слияние стран во многих частях мира в таможенные союзы и, как следствие этого, возможное снижение интереса к включению в систему АТА не может не волновать Всемирный совет по карнетам АТА. Есть и некоторые субъективные факторы в пользу интенсификации работы Всемирного совета по карнетам АТА, ведь финансовые поступления в его фонд прямо пропорциональны сборам от выданных карнетов. Одним из главных приорите-

тов Всемирной федерации палат при Международной торговой палате является необходимость распространения системы АТА в новых регионах мира и стимулирование процесса включения в нее новых членов. Кроме того, отмечена важность осуществления ряда финансовых нововведений, направленных на компенсацию финансовых убытков системы координации деятельности гарантирующих ассоциаций.

Учитывая слабую динамику роста числа стран — участниц системы АТА в странах Центральной Америки, Африки, Азиатско-Тихоокеанского региона, Административным комитетом Всемирного совета по карнетам АТА проводится интенсивная работа по информированию заинтересованных кругов в этих странах о преимуществах системы АТА. Важной частью деятельности по привлечению новых членов стало проведение семинаров для представителей министерств, ведомств, таможенных органов и торговых палат в Гватемале, Гондурасе, Сальвадоре, Никарагуа, Коста-Рике, Индонезии и на Филиппинах. Идея вступления этих стран в систему АТА рассматривается положительно, однако данный процесс идет чрезвычайно медленно. Вызвано это тем, что количество карнетов АТА, прогнозируемых к выдаче в указанных странах будет крайне незначительным.

В то же время стабильное движение вперед по практическому внедрению системы АТА в большинстве стран мира обусловлено слаженной работой международной гарантирующей сети гарантирующих и выдающих ассоциаций. Выполнение обязательства выплачивать таможенным органам стран, где они созданы, ввозные пошлины и платежи, которые могут быть взысканы в связи с ввозом товаров по выданным другими ассоциациями карнетам АТА, определяет ведущую роль гарантирующих ассоциаций в системе АТА.

Подводя итог, автору представляется необходимым выделить основные общемировые тенденции развития международной системы АТА:

1) объединение государств в таможенные союзы, что в рамках системы АТА влечет за собой перенос таможенного оформления временно ввозимых товаров с внутренних границ государств — членов Таможенного союза на его внешние границы;

2) присоединение государств — участников Конвенций АТА к новым приложениям Конвенции о временном ввозе 1990 г., что в итоге способствует расширению сферы действия системы АТА во всем мире;

3) присоединение новых государств к Конвенциям АТА, а также вхождение в систему АТА новых участников.

ПРОБЛЕМЫ СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ. ГОСУДАРСТВО

И ПРАВО ЗА РУБЕЖОМ

С. Ч. Тагиева

СОТРУДНИЧЕСТВО ПРИКАСПИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ В БОРЬБЕ ЗА СОХРАНЕНИЕ ЭКОСИСТЕМЫ КАСПИЙСКОГО МОРЯ

Кгючевые слова: окружающая среда, экология, Тегеранская конвенция, Каспийская экологическая программа, Трансграничный диагностический анализ, Конференция Сторон.

This article highlights the environmental problems of the Caspian Sea, including which were not obsetyed previously in the Caspian Sea: the emergence of new invasive alien species — Mnemiopsis leidyi and Anomalous algal bloom. In addition, the article provides a legal assessment of the Framework Convention for the Protection of the Marine Environment of the Caspian Sea. Special attention is paid to the role of the Caspian Environment Programme (including Transboundary diagnostic analysis) in achieving the objectives of the Convention. Also attention is paid to the Conference of the Parties to the Tehran Convention, its functions, place and date of the Third Meeting of the Conference of the Parties of the Framework Convention for the Protection of the Marine Environment of the Caspian Sea.

В XXI в. защита окружающей среды стала одной из первостепенных задач, стоящих перед человечеством, а проблемы ее защиты многократно являлись предметом обсуждений на международном уровне, завершаясь заключением ряда важнейших международных соглашений, в числе которых: Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., в соответствии со ст. 192 которой «государства обязаны защищать и сохранять морскую среду»; Стокгольмская декларация по проблемам окружающей среды человека 1972 г., Рио-де-Жанейрская декларация 1992 г., Конвенция Совета Европы о гражданской ответственности за ущерб, причиненный в результате деятельности, опасной для окружающей среды 1993 г., Конвенция ООН о биологическом разнообразии 1992 г., Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г., Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1999 г. и др.

Сегодня существует множество универсальных международных договоров, в которых содержатся нормы, направленные на защиту Мирового океана: Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г., Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами

$

Аспирант Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина. [Sevinj86@mail.ru].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.