Научная статья на тему 'Международно-правовые основы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности'

Международно-правовые основы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1409
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / CUSTOMS CONTROL / ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / FOREIGN TRADE ACTIVITY / ТАМОЖЕННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / CUSTOMS PROCEDURES / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТАМОЖЕННАЯ КОНВЕНЦИЯ / INTERNATIONAL CUSTOMS CONVENTION / НОРМАТИВНАЯ БАЗА ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / REGULATORY BASE OF CUSTOMS REGULATION / РАЗВИТИЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РФ / DEVELOPMENT OF CUSTOMS AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Меркулов Павел Александрович, Филонов Владимир Иванович, Резникова Елена Викторовна

В статье рассмотрены актуальные проблемы системы таможенного контроля в условиях глобализации внешнеэкономических отношений. Выявлена направленность международного таможенного сотрудничества государств на унификацию и гармонизацию норм и принципов международного таможенного права. Определены международно-правовые основы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article urgent problems of system of customs control in the conditions of globalization of the external economic relations are considered. The orientation of the international customs cooperation of the states on unification and harmonization of norms and principles of the international customs law is revealed. International legal bases of customs regulation of foreign economic activity are defined.

Текст научной работы на тему «Международно-правовые основы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности»

УДК: 372.881.1

Меркулов Павел Александрович, доктор исторических наук, доцент, зав. кафедрой политологии и государственной политики, Среднерусский институт управления -филиал, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Российская Федерация, г. Орёл), e-mail: [email protected] Филонов Владимир Иванович, доктор исторических наук, доцент, зав. кафедрой истории и международных отношений, Среднерусский институт управления - филиал, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Российская Федерация, г. Орёл), e-mail: [email protected]

Резникова Елена Викторовна, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева (Российская Федерация, г. Орёл), e-mail:[email protected]

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассмотрены актуальные проблемы системы таможенного контроля в условиях глобализации внешнеэкономических отношений. Выявлена направленность международного таможенного сотрудничества государств на унификацию и гармонизацию норм и принципов международного таможенного права. Определены международно-правовые основы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Ключевые слова: таможенный контроль, внешнеторговая деятельность, таможенные процедуры, международная таможенная конвенция, нормативная база таможенного регулирования, развитие таможенных органов РФ.

Merkulov P.A, Doctor of Historical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Political Science and Public Policy, Central Russian Institute of Management - a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: [email protected]

Filonov V. I., Doctor of Historical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of History and International Relations, Central Russian Institute of Management - a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: [email protected] Reznikova E. V., Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor at the Department of Civil Proceedings, Orel State University named after Turgenev I.S. (Russian Federation, Orel), e-mail: [email protected]

104 JOURNAL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION »VOLUM 6*ISSUE № 2• 2017

INTERNATIONAL AND LEGAL FRAMEWORK OF CUSTOMS REGULATION OF FOREIGN

ECONOMIC ACTIVITY

In the article urgent problems of system of customs control In the conditions of globalization of the external economic relations are considered. The orientation of the international customs cooperation of the states on unification and harmonization of norms and principles of the international customs law is revealed. International legal bases of customs regulation of foreign economic activity are defined.

Keywords: customs control, foreign trade activity, customs procedures, international customs convention, regulatory base of customs regulation, development of customs authorities of the Russian Federation.

Развитие международных интеграционных процессов проявляется в стремлении государств к объединению, например, Европейский союз, Центральноамериканский общий рынок, Арабский общий рынок, Таможенный союз и Единое экономическое пространство России, Беларуси и Казахстана. Одной из задач объединения является создание единого экономического пространства, способствующего развитию торговых отношений между государствами. Международная торговля является одним из наиболее значимых аспектов во взаимоотношениях государств между собой. Необходимость регулирования международных торговых отношений влечет заключение многосторонних межгосударственных соглашений и достижение различного рода договоренностей, что способствует созданию унифицированной правовой основы внешнеэкономической деятельности. В целях стимулирования торговых отношений страны используется таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности. «Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности выступает важнейшим фактором, определяющим привлекательность страны для других стран, участвующих во внешнеэкономической деятельности» [1, с. 71].

Развитие международных отношений способствует формированию международно-правовой основы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности. Заключаемые государствами международные договоры, в том числе по вопросам таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности, влияют на изменение функций таможенных органов в сфере регулирования внешнеэкономической деятельности, на организацию таможенных органов. Одним из основных механизмов международно-правового воз-

действия на развитие международных торговых отношений является организация и работа таможенной службы. «Институциональная составляющая механизма международно-правового регулирования внешнеэкономической, таможенной деятельности - серьезный пробел в науке международного права» [2, с. 45].

Расширение сферы международных торговых отношений, необходимость поиска новых партнеров, новых рынков сбыта товаров и услуг способствует развитию международных отношений, требует повышения уровня сотрудничества в области таможенного дела. И как следствие, необходимость законодательного урегулирования таможенных процедур, направленного на упрощение перемещения товаров через таможенную границу союзных государств, таможенное декларирование, выпуск и использование в соответствии с таможенными процедурами, проведение таможенного контроля, уплату таможенных платежей. Основными направлениями законодательного урегулирования международных таможенных отношений является унификация законодательных норм и правил, регламентирующих вопросы таможенного дела, подготовка международных соглашений по таможенным вопросам, а также расширение практики заключения соглашений о межведомственном информационном обмене и помощи в таможенных вопросах и др.

Российская Федерация является членом Всемирной торговой организации (ВТО), что вызывает необходимость унификации таможенного законодательства разных государств, требует постоянного совершенствования внешнеэкономической деятельности и оказывает огромное влияние на формирование таможенного законодательства России. «Интеграция России в мировую экономику (присо-

единение к ВТО, сотрудничество с международными организациями) повлечет изменения в системе импортного лицензирования, нетарифного регулирования экспорта и импорта товаров, таможенной оценки импортных товаров, совершенствование российской системы преференций, создание системы государственной поддержки экспорта, применение мер по защите российских экспортеров на зарубежных рынках и т. д., что соответственно потребует изменений полномочий и функций таможенной службы России» [3, с. 36]. Являясь субъектом международных экономических отношений, Российская Федерация должна учитывать не только интересы мирового сообщества, но осуществлять таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности в своих национальных интересах, обеспечивать государственную поддержку и развитие экспортного производства. Таким образом, законодательное регулирование таможенной деятельности Российской Федерации должно учитывать, с одной стороны, интересы членов глобальной международной системы, а с другой - интересы России как субъекта этой международной глобальной системы. Унификация и гармонизация таможенных процедур направлена на соблюдение баланса интересов между всеми государствами-участниками внешнеэкономической деятельности и следование принципу соблюдения неприкосновенности национального экономического суверенитета.

Всемирной таможенной организацией был разработан ряд международных конвенций, в том числе международные таможенные конвенции по упрощению процедуры временного ввоза товаров, которые содержат основы развития международного, регионального и межгосударственного сотрудничества в таможенной сфере. Так, например, международной таможенной конвенцией «О карне-те А.Т.А. для временного ввоза товаров» от 6 декабря 1961 года (Конвенция А.Т.А.) [4] и конвенцией «О временном ввозе» от 26 июня 1990 года (Стамбульская конвенция) [5] устанавливаются основные принципы современных таможенных процедур, необходимых для временного беспошлинного ввоза определенных категорий товаров, а также для транзита по единому международному таможенному документу - карнету А.Т.А. Карнет

А.Т.А. выступает стандартным международным таможенным документом, имеющим силу таможенной декларации, позволяет идентифицировать товары, которые временно ввозятся на территорию государств-участников и является финансовой гарантией по уплате таможенных пошлин и сборов. «Конвенции закрепляют основные характеристики и принципы действия международного таможенного института карнета А.Т.А., способы и методы реализации принятых норм, определяют перечень категорий товаров, которые этот унифицированный документ покрывает, и многие другие понятия, и дефиниции, связанные с применением карнета А.Т.А. в международной экономической деятельности» [6, с. 62].

Нормативная база таможенного регулирования процедур временного ввоза сложилась в результате переговоров и закрепляет сложившуюся практику, создает основу для развития внешнеторгового сотрудничества государств. Международно-правовое регулирование, заложенное в конвенциях, затрагивает вопросы обеспечения экономической безопасности государств, защиты законных интересов общества и получения доходов, а также устанавливает возможности участия в формировании общих принципов и норм по применению таможенных процедур импорта товаров на принципах равноправия всех партисипантов международного торгового сотрудничества.

В соответствии с утвержденной Правительством РФ в 2005 году Концепцией развития таможенных органов Российской Федерации [7] определяются наиболее эффективные методы реализации задач в области таможенного дела в соответствии с международными стандартами и законодательством Российской Федерации. Определяются направления развития таможенных органов РФ, одним из которых является внесение изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации и иные нормативные правовые акты с учетом анализа правоприменительной практики и изменений, вносимых в международные стандарты. Указанная Концепция определяет направления государственно-правового регулирования внешней торговли, закрепляет правовой статус Российской Федерации как полноправного участника международного интеграционного процесса.

106 ЮШМАНЭР РиВЫС АШ М111\11С1РА1_ АОМ11\115ТИАТ10М «УОШМ б.^УЕ № 2• 2017

В результате деятельности международных организаций регулируются вопросы международного таможенного сотрудничества государств, направленные на унификацию и гармонизацию норм и принципов международного таможенного права. На международном уровне в рамках деятельности универсальных и специализированных организаций создаются международные таможенные стандарты, применяемые сотрудничающими государствами.

Участвуя в региональных таможенных объединениях, например, СНГ, ЕС, ЕврАзЭС и других, государства-члены стремятся к обоюдовыгодному и приемлемому сотрудничеству, которое закрепляется в международно-правовых актах, направленных на оптимизацию таможенных процедур, упрощение правил торговли, а также унификацию таможенных процедур и совершенствование национального таможенного законодательства государств-участников.

Российская Федерация как участница международных таможенных конвенций, принимая во внимание процессы международной интеграции российской экономики в международное экономическое пространство, учитывает международные принципы Всемирной таможенной организации, осуществляет правовое регулирование таможенной деятельности в соответствии с международными стандартами и законодательством Российской Федерации.

Библиография:

1.Чечельницкий И.В. К вопросу о понятии международного таможенного права II Таможенное дело. -2013. -№ 3.

2.Багаев И.В. Политические аспекты правового регулирования современных международных отношений. М., 2004.

3. Филатова М.А. Соотношение правопорядков и иерархия международных и национальных норм: новые вопросы и подходы к их решению в практике Конституционного суда России II Международное правосудие. - 2016. - № 3.

4.Таможенная конвенция о карнете А.Т.А. для временного ввоза товаров (Конвенция А.Т.А.) (заключена в Брюсселе 06.12.1961) II Таможенные ведомости. - 1996. - № 1.

5. Конвенция о временном ввозе (заключена в Стамбуле 26.06.1990) II Таможенные ведомости, 1996,-№2.

6. Немирова Г.И., Костин A.A., Костина О.В. Актуальные проблемы системы таможенного контроля и методы их разрешения в Евразийском экономическом союзе// Таможенное дело. - 2016. -№ 4.

7. Распоряжение Правительства РФ от 14.12.2005 № 2225-р «О Концепции развития таможенных органов Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. - 09.01.2006. -№ 2. - Ст. 260.

References:

1 .Chechel'nickij I.V. К voprosu о ponjatii mezh-dunarodnogo tamozhennogo prava II Tamozhennoe delo.-2013.-№ 3. (InRuss.)

2.Bagaev I.V. Politicheskie aspekty pravovogo regulirovanija sovremennyh mezhdunarodnyh otnoshenij. M„ 2004. (In Russ.)

3. Filatova M.A. Sootnoshenle pravoporjadkov I Ierarhlja mezhdunarodnyh I naclonal'nyh norm: novye voprosy I podhody k Ih reshenlju v praktike Konstltuclonnogo suda Rossll II Mezhdunarodnoe pravosudie. - 2016. - № 3. (In Russ.)

4.Tamozhennaja konvenclja o karnete A.T.A. dlja vremennogo woza tovarov (Konvenclja A.T.A.) (zakljuchena v Brjussele 06.12.1961) II Tamozhennye vedomosti. - 1996. - № 1. (In Russ.)

5. Konvenclja o vremennom woze (zakljuchena v Stambule 26.06.1990) II Tamozhennye vedomosti, 1996,-№2. (InRuss.)

6. Nemirova G.I., Kostin A.A., Kostina O.V. Ak-tual'nye problemy slstemy tamozhennogo kontrolja I metody Ih razreshenlja v Evrazljskom jekonomlche-skom sojuze// Tamozhennoe delo. - 2016. - № 4. (In Russ.)

7. Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 14.12.2005 № 2225-r «O Koncepcü razvitija tamozhennyh organov Rossljskoj Federacii»// Sobranle zakonodatel'stva RF. - 09.01.2006. - № 2. - St. 260. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.