Научная статья на тему 'Что такое карнет ата?'

Что такое карнет ата? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
781
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Что такое карнет ата?»

жем, если суды двух государств относятся к иностранному праву как к вопросу факта, то это не означает абсолютной идентичности подходов, процессов доказывания и установления содержания. Напротив, такой процесс имеет в каждом государстве свои неповторимые черты, предоставляя суду, сторонам и экспертам различные по объему функции и полномочия, и придавая самим нормам и положениям иностранного права различный юридический вес.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что простого разделения стран на две группы в зависимости от подхода к применению иностранного права — как права и как факта, недостаточно. Внутри каждой группы можно выделить отдельные подвиды в зависимости от распределения конкретных прав и обязанностей, хотя опять же следует оговориться, что в каждом конкретном государстве ситуация будет уникальна и неповторима.

Здесь мы, к сожалению, не можем провести соответствующую классификацию, изложить подробный анализ ситуации, описать практическую значимость такой классификации. Вопрос установления содержания и доказывания иностранного права заслуживает дальнейшего детального рассмотрения с привлечением полного объема отечественной и зарубежной литературы, а также норм права государств, рассматриваемых при проведении исследования.

Арефкина М. Ю., аспирантка МГЮА

ЧТО ТАКОЕ КАРНЕТ АТА?

По мере развития культурного обмена и экономических связей между государствами, возникла необходимость в упрощении формальностей, связанных с перемещением товаров, предназначенных для временного ввоза, таких, как выставочные образцы, культурные ценности, театральный реквизит, а также различного рода профессиональное оборудование. Подобные товары, как правило, не предназначены для продажи, ввозятся на определенный срок, используются по своему прямому назначению и покидают территорию государства в неизменном виде. Однако таможенное законодательство большинства стран в качестве гарантий своевременного вывоза таких товаров предполагает внесение залога. В ряде стран сумма такого залога может многократно превышать стоимость самого товара, что в итоге не способствует развитию внешнеэкономических отношений.

Таким образом, возникла идея о выработке Конвенции о международном таможенном документе для временного ввоза товаров, которая предпо-

лагала бы универсальную систему международных гарантий уплаты таможенных платежей. С этой целью в 1958 г. Международной торговой палатой были разработаны соответствующие Рекомендации, в которых предлагалось учредить таможенный документ, охватывающий временный беспошлинный ввоз определенных классов профессионального оборудования и упаковочных материалов. Роль гарантов такого документа отводилась торговым палатам, объединенным в Международное информационное бюро Торговых палат (в настоящее время Всемирный Совет по карнетам АТА при Международной Торговой палате).

Основными причинами выбора торговых палат для целей гарантирования оплаты таможенных пошлин и выдачи международных таможенных документов для временного ввоза товаров явились следующие:

— торговые палаты существуют в большинстве крупных городов, что представляется наиболее удобным для экспортеров;

— торговые палаты располагают штатом квалифицированного персонала, обученного решать многие вопросы, связанные с ведением дел с таможенными органами своей страны.

Работа над проектом нового документа была начата в октябре 1960 г. В дальнейшем проект Конвенции рассматривался Рабочими Сторонами, куда входили представители ЮНЕСКО, Международной торговой палаты и Международного информационного бюро Торговых палат. Итогом этой работы стала «Таможенная конвенция о карнете ATA для временного ввоза товаров» от 6 декабря 1961 г.

Так появился международный таможенный документ для временного ввоза товаров под названием «карнет АТА». Слово карнет происходит от французского слова carnet книжка, блокнот. Документ действительно представляет собой скрепленные между собой листы зеленого, желтого, белого и голубого цветов (каждый цвет предназначен для выполнения определенной таможенной операции, как то: вывоз, ввоз, обратный вывоз, обратный ввоз). Аббревиатура «ATA» представляет собой комбинацию первых букв французских слов «admission temporaire» и английских слов «temporary admission» , что на обоих языках означает временный ввоз.

Использование карнета АТА предоставляет следующие преимущества:

1) ускоренное и значительно более дешевое таможенное оформление временно ввозимых товаров (другие таможенные документы, предусмотренные законодательством соответствующей страны, не оформляются);

2) отсутствие необходимости при временном ввозе товаров в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей предоставлять различные залоги, депозиты, банковские гарантии и т. п;

3) возможность, при соответствующем оформлении карнета АТА, посещать в течение срока действия карнета (один год) не одну, а несколько стран.

Таким образом, применение карнета АТА позволит его держателю сэкономить не только время, но и финансовые средства, которые в ряде случаев могут достигать существенных сумм.

Итогом разработки данного направления в 1950—70 гг. явилось чрезмерное количество разрозненных международных конвенций, рекомендаций, двух- и многосторонних соглашений и других международных документов по временному ввозу, что осложняло как практическую работу таможенных органов, так и создавало определенные трудности для участников внешнеэкономической деятельности. В начале 1990-х гг. в рамках ВТО было принято решение о разработке единого кодифицирующего документа по временному ввозу. Результатом этой работы стала Конвенция о временном ввозе, которая была подписана на дипломатической конференции в Стамбуле 26 июня в 1990 г. Для упрощения ссылок на вышеуказанные конвенции их официальным сокращенным названием является «Конвенции АТА». Таким образом была сформирована нормативная база международной системы АТА, содержащая в себе основные понятия и механизм ее функционирования.

Так, согласно ст. 1 Конвенции о временном ввозе 1990 г.: временный ввоз — таможенный режим, позволяющий ввозить на таможенную территорию с условным освобождением от уплаты ввозных пошлин и сборов и без применения запрещений или ограничений на импорт экономического характера некоторые товары, ввозимые с определенной целью и вывозимые в определенный срок без каких-либо изменений, за исключением естественного износа в результате их использования;

ввозные пошлины и сборы — таможенные пошлины и все другие пошлины, налоги, сборы и прочие суммы, взимаемые при ввозе или в связи с ввозом товаров, но исключая выплаты и сборы, ограниченные по величине приблизительной стоимостью оказанных услуг.

Согласно ст. 1 Приложения А к Конвенции о временном ввозе 1990 г.: документ о временном ввозе — международный таможенный документ, приравниваемый к таможенной декларации, позволяющий идентифицировать товары и включающий международно-действующую гарантию уплаты ввозных пошлин и сборов;

карнет ATA — документ о временном ввозе, используемый для временного ввоза товаров, за исключением транспортных средств.

Зарубежные страны активно используют карнеты АТА в своих внешнеэкономических связях, причем количество выданных карнетов неуклонно возрастает. В настоящее время в систему АТА входят 62 страны, среди кото-

рых основное место занимают страны Европейского союза, а также Алжир, Гибралтар, Гонконг, Израиль, Индия, Италия, Канада, Кипр, Китай, Корея, Кот-д’Ивуар, Ливан, Мавритания, Македония, Малайзия, Мальта, Марокко, Мексика, Новая Зеландия, Норвегия, Россия, Сенегал, Сингапур, США, Таиланд, Тунис, Турция, Шри-Ланка, Южная Африка, Япония и др.

Таким образом, система АТА представляет собой международную гарантирующую сеть, состоящую из национальных гарантирующих и национальных выдающих ассоциаций.

Гарантирующая ассоциация — ассоциация, признанная таможенными органами страны-участницы Конвенций АТА в качестве гаранта уплаты таможенных пошлин на территории данной страны.

Выдающая ассоциация — ассоциация, признанная таможенными органами в качестве имеющей право выдавать документы о временном ввозе.

На практике одна и та же ассоциация может быть как выдающей, так и гарантирующей, примером чего является Торгово-промышленная палата России. Однако гарантирующая ассоциация в стране-участнице Конвенций АТА может быть только одна, тогда как выдающих ассоциаций может быть несколько.

Национальные гарантирующие ассоциации являются членами международной гарантирующей сети, во главе которой стоит международная организация. В настоящее время такой организацией является Всемирный Совет по карнетам АТА при Международной торговой палате. Гарантирующие и выдающие ассоциации стран-участниц Конвенций АТА являются по отношению друг к другу ассоциациями-корреспондентами.

Российская Федерация является участницей Таможенных конвенций о карнете АТА с 1995 г.

Постановлением Правительства РФ от 2 ноября 1995 г. № 1084 «О присоединении Российской Федерации к Таможенной конвенции о карнете АТА для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961 года и Конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 года с принятием ряда приложений»1 на Государственный таможенный комитет Российской Федерации (в настоящее время — Федеральная таможенная служба Российской Федерации) были возложены функции по осуществлению общего контроля за соблюдением выполнения положений конвенций на территории России. Указанным Постановлением Торгово-промышленная палата Российской Федерации (ТПП России) была наделена правами выдающей и гарантирующей карнеты АТА ассоциации.

С момента подписания Конвенций до начала фактического функционирования системы АТА в России прошло около пяти лет. В течение этого

1 Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 45. Ст. 4339.

времени ТПП России в тесном сотрудничестве с экспертами Международного Совета по карнетам АТА при Международной Торговой палате вела активную работу по ознакомлению с опытом работы зарубежных торговых палат с карнетами АТА.

За этот период ФТС России совместно с ТПП России разработали базовую правовую основу, регламентирующую порядок использования карнетов АТА на территории Российской Федерации.

Россия применяет упрощенную процедуру таможенного оформления и таможенного контроля исключительно для тех категорий товаров, которые покрываются приложениями к Конвенции «О временном ввозе» 1990 г., к которым она присоединилась, а именно:

Приложение В.1 «О товарах для демонстрации или использования на выставках, ярмарках, конференциях или подобных мероприятиях»;

Приложение В.2 «О профессиональном оборудовании»;

Приложение В.3 «О контейнерах, поддонах, упаковках, образцах и других товарах, ввезенных в связи с коммерческой операцией»;

Приложение В.5 «О товарах, ввезенных для образовательных, научных или культурных целей».

Следует отметить, что перечень товаров, закрепленный в этих приложениях, достаточно широк, начиная с контрольно-измерительного оборудования и заканчивая предметами для религиозных обрядов.

Базовым актом, устанавливающим и определяющим порядок и методы работы с карнетами АТА на территории России, является Распоряжение ГТК России от 9 февраля 2000 г. № 01-99/152 «О таможенном оформлении товаров с применением карнета АТА»1. Торгово-промышленная палата Российской Федерации оформляет карнеты АТА в качестве выдающей и гарантирующей ассоциации в соответствии с Положением о порядке оформления, удостоверения и выдачи карнетов АТА, утвержденным Приказом ТПП РФ от 18 марта 1999 г. № 20.

Механизм обеспечения карнетов АТА

К сожалению, в процессе осуществления внешнеэкономической деятельности нередки случаи нарушения режима временного ввоза ее участниками. Нарушения могут быть самыми различными, от несоблюдения сроков, установленных таможенными органами для вывоза товаров, до продажи товаров. С целью минимизации убытков от подобных нарушений, а также их предотвращения внутреннее законодательство большинства стран предполагает внесение достаточно крупной суммы залога при временном ввозе товаров на их таможенную территорию.

1 Таможенные ведомости. 2000. № 4.

Уникальность системы АТА, а также ее отличие от ряда других упрощенных процедур для временного ввоза товаров состоит именно в механизме обеспечения карнетов АТА, предполагающем финансовую ответственность гарантирующей ассоциации за нарушение режима временного ввоза.

В соответствии с п. 1 ст. 8 гл. 4 Приложения А к Конвенции «О временном ввозе» 1990 г. каждая гарантирующая ассоциация гарантирует таможенным органам страны, на территории которой она находится, уплату ввозных пошлин и сборов и других сумм, подлежащих уплате, в случае несоблюдения условий временного ввоза или таможенного транзита товаров, ввезенных на эту территорию в соответствии с карнетом АТА, выданным ассоциацией-корреспондентом.

Гарантирующая ассоциация несет солидарную ответственность совместно с должниками за уплату вышеупомянутых сумм.

Таким образом, в случае нарушения режима временного ввоза российским держателем карнета АТА таможенные органы страны временного ввоза не пытаются самостоятельно разыскать этого держателя, а направляют соответствующий запрос в гарантирующую ассоциацию своей страны (в большинстве стран эту роль выполняют торгово-промышленные палаты). В свою очередь, торгово-промышленная палата страны временного ввоза направляет в Торгово-промышленную палату Российской Федерации запрос о предоставлении доказательств надлежащего соблюдения режима временного ввоза российским держателем карнета АТА. Перечень документов, которые могут являться такими доказательствами, а также сроки их предоставления установлены в гл. 5 Приложения А к Конвенции «О временном ввозе» 1990 г.

В случае, если такие доказательства не предоставлены в установленные сроки, гарантирующая ассоциация страны, где был выдан карнет АТА, переводит соответствующую сумму таможенных платежей на счет гарантирующей ассоциации страны временного ввоза. В свою очередь, гарантирующая ассоциация страны временного ввоза переводит эту сумму на счет таможенных органов своей страны.

Вышеописанный механизм действует и в случае нарушения режима временного ввоза иностранным держателем карнета АТА на территории России.

Основным документом в механизме обеспечения карнетов АТА на территории Российской Федерации является заявление-гарантия, согласно которой заявитель при обращении в ТПП России для оформления карнета АТА принимает на себя обязательства держателя карнета АТА.

Кроме того, используя опыт зарубежных гарантирующих ассоциаций, ТПП России заключила Генеральный договор страхования гражданской

ответственности организации, выдающей и гарантирующей карнеты АТА со Страховым обществом «Ресо-Гарантия».

Объектом страхования по данному договору являются имущественные интересы ТПП России, связанные с выполнением своих обязательств в качестве национальной гарантирующей организации (действующей в рамках Конвенций АТА) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения держателем карнета АТА своих обязательств перед иностранными гарантирующими организациями и таможенными органами РФ в части неуплаты соответствующих таможенных пошлин.

В ходе многолетнего опыта работы ТПП России с карнетами АТА вышеописанный механизм успешно действовал и полностью оправдал свою состоятельность.

В практике ТПП России нередко возникают случаи отказа российских таможенных органов осуществить таможенное оформление товаров по причине неправильного оформления карнетов АТА иностранными выдающими ассоциациями.

В этом случае ТПП России по запросу заинтересованного лица всесторонне исследует и анализирует причины и обстоятельства такого отказа, изучая необходимые документы, проводя соответствующие консультации, как с уполномоченными сотрудниками таможенных органов, так и непосредственно с держателем (представителем держателя).

Довольно часто в подобной ситуации возникает необходимость получения дополнительной информации от иностранной выдающей ассоциации, которая при необходимости направляет в ТПП России письмо, в котором признает допущенную ошибку, подтверждает выдачу соответствующего карнета АТА, а также свои обязательства по уплате таможенных платежей согласно положениям Конвенций АТА.

В свою очередь, ТПП России в целях оказания поддержки иностранному держателю карнета АТА и выдавшей карнет ассоциации направляет в адрес российских таможенных органов гарантийное письмо, в котором также подтверждает свои обязательства по уплате таможенных платежей согласно положениям Конвенций АТА.

Таким образом, представляется возможным говорить о механизме обеспечения карнетов АТА не только с точки зрения нарушения Конвенций АТА держателями карнетов, но и с точки зрения нарушений, допускаемых самими выдающими ассоциациями.

Как показывает статистика, с начала функционирования международной системы АТА на территории Российской Федерации поток товаров, временно ввозимых в Россию с применением иностранных карнетов АТА, постоянно увеличивается.

Российские участники внешнеэкономической деятельности также смогли оценить преимущества использования карнета АТА при временном вывозе товаров из России, особенно это касается временного ввоза товаров в страны Европейского Союза. Однако, несмотря на то, что прошло уже больше десяти лет с того времени, как наша страна присоединилась к «Таможенной конвенции о карнете АТА для временного ввоза товаров» 1961 г. и к Конвенции «О временном ввозе» 1990 г., система АТА в нашей стране функционирует пока недостаточно эффективно, сталкиваясь на своем пути с массой проблем, большая часть которых связана с несовершенством действующего таможенного законодательства, а также с тем, что пока еще не все участники внешнеэкономической деятельности хорошо осведомлены о всех преимуществах, которые дает карнет АТА в рамках международной гарантирующей сети.

С целью разрешения существующих проблем Торгово-промышленная палата России совместно с ФТС России проводит активную работу по совершенствованию действующего таможенного законодательства, а также осуществляет мероприятия по популяризации карнетов АТА как на территории России, так и в странах СНГ. Остается надеяться, что настоящая работа будет этому способствовать

Пилькина Н. Н., аспирантка МГЮА

ПРАВОВАЯ ОХРАНА И ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ БИОТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ИЗОБРЕТЕНИЙ В РАМКАХ ЕВРОПЕЙСКОЙ И ЕВРАЗИЙСКОЙ ПАТЕНТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Патентная охрана в сфере биотехнологии становится все более актуальной. Бурное развитие самой биотехнологии как науки и отрасли промышленности, огромная скорость появления инноваций и высокий уровень вкладываемых в данную область исследований инвестиций создали ситуацию, при которой новейшая биотехнология в огромной степени полагается на правовую охрану и стала особенно зависимой от нее1. Кроме этого, новейшая биотехнология находится в центре внимания общественности: помимо технического содержания биотехнологических патентов все большее значение придается моральной стороне решаемых проблем.

1 См.: Муфанг Р. Директива ЕС по охране биотехнологических изобретений // Биотехнология и патенты: Семинар. М., 4—5 июня 2001 г. С. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.