Научная статья на тему 'Правовое регулирование системы АТА в Российской Федерации. Проблемы российских держателей карнетов АТА'

Правовое регулирование системы АТА в Российской Федерации. Проблемы российских держателей карнетов АТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
534
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование системы АТА в Российской Федерации. Проблемы российских держателей карнетов АТА»

Арефкина М.Ю.,

аспирантка Московской государственной юридической академии

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ATA В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКИХ ДЕРЖАТЕЛЕЙ КАРНЕТОВ АТА

Историческая справка

По мере развития культурного обмена и экономических связей между государствами возникла необходимость в упрощении формальностей, связанных с перемещением товаров, предназначенных для временного ввоза, таких как выставочные образцы, театральный реквизит, а также различного рода профессиональное оборудование. Подобные товары, как правило, не предназначены для продажи, ввозятся на определенный срок, используются по своему прямому назначению и покидают территорию государства в неизменном виде. Однако таможенное законодательство большинства стран в качестве гарантий своевременного вывоза таких товаров предполагает внесение залога. В ряде стран сумма такого залога может многократно превышать стоимость самого товара, что в итоге не способствует развитию внешнеэкономических отношений.

Таким образом, возникла идея о выработке Конвенции о международном таможенном документе для временного ввоза товаров, которая предполагала бы универсальную систему международных гарантий уплаты таможенных платежей. С этой целью в 1958 году Международной торговой палатой были разработаны соответствующие Рекомендации, в которых предлагалось учредить таможенный документ, охватывающий временный беспошлинный ввоз определенных классов профессионального оборудования и упаковочных материалов. Роль гарантов такого документа отводилась торговым палатам, объединенным в Международное информационное бюро торговых палат (в настоящее время Всемирный Совет по карнетам АТА при Международной Торговой палате).

Работа над проектом нового документа была начата в октябре 1960 года. В дальнейшем проект конвенции рассматривался Рабочими сторонами, куда входили представители ЮНЕСКО, Международной торговой палаты и Международного информационного бюро торговых палат. Итогом этой работы стала «Таможенная конвенция о карнете A.T.A. для временного ввоза товаров» от 6 декабря 1961 года.

Так появился международный таможенный документ для временного ввоза товаров под названием «Карнет АТА». Слово «карнет» происходит от французского слова carnet — книжка, блокнот. Документ действительно представляет собой скрепленные между собой листы зеленого, желтого, белого и голубого цветов (каждый цвет предназначен для выполнения определенной таможенной операции, как то — вывоз, ввоз, обратный вывоз, обратный ввоз). Сокращение «ATA» представляет собой комбинацию французских слов «admission temporaire» и английских слов «temporary admission», что на обоих языках означает временный ввоз.

В начале 1990-х годов в рамках Всемирной торговой организации было принято решение о разработке единого кодифицированного документа по временному ввозу. Результатом этой работы стала Конвенция о временном ввозе, которая и была подписана в Стамбуле 26 июня в 1990г. Для упрощения ссылок на вышеуказанные конвенции их совместным официальным сокращенным названием является «Конвенции АТА». Таким образом была сформирована нормативная база международной системы АТА, содержащая в себе основные понятия и механизм ее функционирования.

Система АТА

Зарубежные страны активно используют карнеты АТА в своих внешнеэкономических связях, причем количество выданных карнетов неуклонно возрастает. В настоящее время в систему АТА входят 64 страны, среди которых основное место занимают страны Европейского союза, а также Алжир, Гибралтар, Гонконг, Израиль, Индия, Италия, Канада, Кипр, Китай, Корея, Кот-д'Ивуар, Ливан, Мавритания, Македония, Малайзия, Мальта, Марокко, Мексика, Новая Зеландия, Норвегия, Россия, Сенегал, Сингапур, США, Таиланд, Тунис, Турция, Шри-Ланка, Южная Африка, Япония, Пакистан и др.

Таким образом, система АТА представляет собой международную систему, гарантирующую временный беспошлинный ввоз товаров для определенных целей. Участниками данной системы являются таможенные органы, национальные гарантирующие и национальные выдающие ассоциации, а также физические и юридические лица в качестве держателей и представителей держателей карнетов АТА.

Гарантирующая ассоциация — ассоциация, признанная таможенными органами страны — участницы Конвенций ATA в качестве гаранта уплаты таможенных пошлин на территории данной страны.

Выдающая ассоциация — ассоциация, признанная таможенными органами в качестве имеющей право выдавать документы о временном ввозе.

На практике одна и та же ассоциация может быть как выдающей, так и гарантирующей; примером такой ассоциации является Торгово-промышленная палата России. Однако гарантирующая ассоциация в стране — участнице Конвенций ATA может быть только одна, тогда как выдающих ассоциаций может быть несколько.

Гарантирующие ассоциации являются членами гарантирующей сети, во главе которой стоит международная организация. В настоящее время такой организацией является Всемирный Совет по карнетам ATA при Международной торговой палате. Гарантирующие и выдающие ассоциации стран — участниц Конвенций ATA являются по отношению друг к другу ассоциациями — корреспондентами.

Российская Федерация является участницей Конвенций ATA с 1995 года.

Постановлением Правительства РФ № 1084 от 02 ноября 1995 года «О присоединении Российской Федерации к Таможенной конвенции о карне-те ATA для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961 года и Конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 года» с принятием ряда приложений 1 на Государственный таможенный комитет Российской Федерации (в настоящее время Федеральная таможенная служба Российской Федерации) были возложены функции по осуществлению общего контроля за соблюдением выполнения положений конвенций на территории России. Указанным Постановлением Торгово-промышленная палата Российской Федерации (ТПП России) была наделена правами выдающей и гарантирующей карне-ты ATA ассоциации.

Россия применяет упрощенную процедуру таможенного оформления и таможенного контроля исключительно для тех категорий товаров, которые подпадают под приложения к Конвенции «О временном ввозе» 1990 г., к которым она присоединилась. Из тринадцати приложений Российская Федерация присоединилась к пяти, а именно:

Приложение A «О документах временного ввоза — карнетах ФТФ и CPD»;

Приложение B.1 «О товарах для демонстрации или использования на выставках, ярмарках, конференциях или подобных мероприятиях»;

Приложение B.2 «О профессиональном оборудовании»;

1 Собрание законодательства Российской Федерации от 6 ноября 1995 г. № 45. Ст. 4339.

Приложение B.3 «О контейнерах, поддонах, упаковках, образцах и других товарах, ввезенных в связи с коммерческой операцией»;

Приложение B.5 «О товарах, ввезенных для образовательных, научных или культурных целей».

Следует отметить, что перечень товаров, закрепленный в этих приложениях, достаточно широк, начиная с контрольно-измерительного оборудования и заканчивая предметами для религиозных обрядов.

Базовым актом, устанавливающим и определяющим порядок и методы работы с карнетами АТА на территории России, является приказ ФТСРоссии от 25 июля 2007г. № 895 «Об утверждении методических рекомендаций о применении карнета АТА» (далее — Методические рекомендации)1. Торгово-промышленная палата Российской Федерации оформляет карнеты АТА в качестве выдающей и гарантирующей ассоциации в соответствии с Положением о порядке оформления, удостоверения и выдачи карнетов АТА, утвержденным Приказом ТПП РФ № 20 от 18 марта 1999 г.

В соответствии с п. 5 Методических рекомендаций выдавать карнеты АТА от имени и по поручению ТПП России могут территориальные торгово-промышленные палаты.

В настоящее время право выдавать карнеты АТА получили следующие территориальные торгово-промышленные палаты:

1. Волгоградская ТПП (г. Волгоград);

2. ТПП Восточной Сибири (г. Иркутск);

3. Краснодарская ТПП (г. Краснодар);

4. Московская ТПП (г. Москва);

5. ТПП Нижегородской области (г. Нижний Новгород);

6. Санкт-Петербургская ТПП (г. Санкт-Петербург);

7. Приморская ТПП (г. Владивосток);

8. ТПП Ростовской области (г. Ростов-на-Дону);

9. Уральская ТПП (г. Екатеринбург);

10. Самарская ТПП (г. Самара);

11. Калининградская ТПП (г. Калининград);

12. Северная ТПП (г. Мурманск);

13. ТПП Республики Татарстан (г. Казань);

14. ТПП Республики Башкортостан.

При этом территориальные палаты будут выполнять функции выдающих ассоциаций. Выдающие ассоциации ведут учет карнетов АТА и обязаны ежеквартально направлять в ТПП России отчеты о количестве выданных

Таможенные ведомости. № 10, октябрь, 2007 (извлечение). Таможенный вестник, № 16, август, 2007.

ими карнетов ATA. ТППРоссии, являясь в свою очередь национальной гарантирующей ассоциацией, будет аккумулировать ежегодные взносы, причитающиеся с каждого выданного карнета ATA, и перечислять их во Всемирную Федерацию Палат.

Передача права выдавать карнеты ATA территориальным торгово-промышленным палатам стала итогом двухлетней совместной работы ТПП России и ФТС России. В частности, был подготовлен проект типового договора о передаче полномочий по оформлению карнетов ATA между ТПП РФ и территориальной ТПП. Указанный договор устанавливает круг прав и обязанностей территориальной ТПП как выдающей ассоциации по отношению к ТПП России как национальной гарантирующей ассоциации. Таким образом, на основе типового договора ТПП России были подписаны соответствующие договоры с 14 территориальными палатами.

В целях подготовки к передаче полномочий по выдаче карнетов АТА 12 ноября 2005 года был проведен обучающий семинар для сотрудников территориальных ТПП по вопросам оформления, удостоверения и выдачи карнетов АТА. Представителям палат были переданы нормативные материалы (сборник документов), регламентирующие порядок применения карнетов АТА на территории страны и за рубежом. Следует отметить, что в сентябре 2007 года свои первые карнеты АТА уже оформили Санкт-Петербургская и Приморская торгово-промышленные палаты.

Наделение территориальных ТПП правом оформления карнетов АТА дало возможность крупнейшим региональным театрам, выставочным и спортивным организациям, а также другим участникам внешнеэкономической деятельности оформлять карнеты АТА по месту своего нахождения, что должно существенно увеличить число выданных в России карнетов АТА. Таким образом, предоставление полномочий по выдаче карнетов АТА территориальным ТПП в крупнейших регионах России имеет важное значение не только для системы торгово-промышленных палат в Российской Федерации, но и для всей системы АТА в целом.

Проблемы российских держателей карнетов ATA

Российские участники внешнеэкономической деятельности смогли по достоинству оценить преимущества использования карнета АТА при временном вывозе товаров из России, особенно это касается использования карнетов АТА в странах Европейского Союза. Однако, несмотря на то, что прошло уже больше десяти лет с того времени, как наша страна присоединилась к Таможенной конвенции о карнете АТА для временного ввоза товаров 1961 года и к Конвенции о временном ввозе 1990 года, система АТА в нашей стране функционирует пока недостаточно эффективно, сталкиваясь на своем пути с множеством проблем.

Серьезную озабоченность вызывает позиция таможенных органов Российской Федерации по вопросам применения карнетов АТА российскими участниками внешнеэкономической деятельности.

Так, в соответствии с п. 21 и п. 73 Методических рекомендаций при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом временного вывоза, используется национальный таможенный документ — таможенная декларация, форма которой установлена в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации. Кар-нет АТА может оформляться дополнительно по желанию декларанта.

Таким образом, российские таможенные органы при вывозе товаров наряду с карнетом АТА требуют также оформления грузовой таможенной декларации (ГТД).

В силу приказа ГТК России № 1389 от 4 декабря 2003 года «О совершенствовании отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима временного вывоза»1 декларирование товаров в соответствии с таможенным режимом временного вывоза производится с использованием грузовой таможенной декларации за исключением случаев, когда нормативными правовыми актами ГТК России установлено применение либо возможность применения таможенной декларации иной формы. (Указанному документу корреспондируют также положения п. б ст. 1 приложения к приказу ФТС России № 536 от 25 апреля 2007 года 2, определяющего перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом.)

В целях совершенствования таможенного контроля и ускорения таможенного оформления товаров с применением карнетов АТА в соответствии с распоряжением ГТК России № 16-р от 20 января 2004 3 года на Шереметьевской и Московской северной таможнях был организован эксперимент, в соответствии с которым для таможенного оформления товаров, временно вывозимых с таможенной территории Российской Федерации для проведения выставок и других зрелищных мероприятий за рубежом, карнет АТА принимался в качестве таможенной декларации.

Указанный эксперимент длился в общей сложности два года, в итоге приказом ФТС № 101 от 8 февраля 2006 года его действие было распространено на Калининградскую, Мурманскую, Санкт-Петербургскую, Пулковскую, Краснодарскую, Татарстанскую, Екатеринбургскую и Иркутскую таможни.

1 Российская газета. № 7, 20 января 2004; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 6, 09 февраля 2004.

2 Российская газета. № 124, 14 июня 2007.

3 Таможенные ведомости. № 4, 2004 (извлечение); Таможенный вестник. № 5, 2006.

По информации крупнейших российских театров, а также ряда выставочных организаций, эксперимент существенно упростил таможенное оформление товаров и был признан ТПП России удачным. Однако, несмотря на неоднократные просьбы ТПП России о распространении подобной практики на постоянной основе, указанный эксперимент был полностью прекращен с 1 июля 2006 года.

Сложившаяся ситуация вызывает крайнее недовольство российских участников внешнеэкономической деятельности, использующих в своей профессиональной деятельности карнеты АТА, поскольку действующее таможенное законодательство ставит иностранных держателей карнетов АТА в привилегированное положение по сравнению с российскими держателями.

Существенным фактором, затрудняющим использование карнетов АТА внутри таможенной территории России, является процедура внутреннего таможенного транзита (ст. 79—92 гл. 10 Таможенного кодекса Российской Федерации). Безусловно, указанная процедура вызвана необходимостью контроля за товарами внутри обширной территории нашей страны, однако зачастую, для того чтобы проследовать по карнету АТА в какой-либо отдаленный регион России, держателю приходится затратить значительное количество времени.

Проблема осложняется еще и тем, что в соответствии с Приказом ФТС № 558 от 20 июня 2005 года «Об утверждении перечня таможенных органов, компетентных совершать таможенные операции с товарами, перемещаемыми с применением карнетов АТА»1, от общего количества таможенных постов на территории Российской Федерации всего 150 уполномочено работать с карнетами АТА. Таким образом, создается ситуация, при которой осуществить временный ввоз товаров в отдельные регионы страны фактически невозможно. Следует отметить, что ФТС России ежегодно увеличивает количество таких постов, однако для успешного функционирования системы АТА в России их все еще недостаточно.

В итоге, комплексным решением проблемы мог бы стать дифференцированный подход к процедуре внутреннего таможенного транзита товаров, перемещаемых с применением карнета АТА, при одновременном увеличении количества уполномоченных таможенных постов. В этой связи видится существенно необходимым внедрение в России международной практики оформления выставочных грузов, ввозимых в страну по карнетам АТА, непосредственно в месте проведения международной выставки. Аналогичный подход может быть применен и к таможенному оформлению товаров, предназначенных для проведения таких зрелищных мероприятий, как гаст-

1 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 30, 25 июля 2005.

роли театров, концерты и спортивные соревнования. Кроме того, российскими таможенными органами может быть использован международный опыт оформления карнетов АТА в приграничных таможенных постах.

Подводя итог, хочется отметить, что причиной большинства проблем, связанных с функционированием системы АТА в Российской Федерации, является несовершенство действующего таможенного законодательства, а также с тем, что пока еще не все участники внешнеэкономической деятельности хорошо осведомлены о всех преимуществах, которые дает карнет АТА в рамках международной гарантирующей сети.

С целью разрешения существующих проблем Торгово-промышленная палата России проводит активную работу по совершенствованию действующего таможенного законодательства, а также осуществляет мероприятия по популяризации карнетов АТА как на территории России, так и в странах СНГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.