Научная статья на тему 'Актуальные вопросы усиления практической направленности обучения на факультете подготовки оперативных сотрудников полиции Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя'

Актуальные вопросы усиления практической направленности обучения на факультете подготовки оперативных сотрудников полиции Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
274
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСИЛЕНИЕ / ПРАКТИКА / PRACTICE / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / ФАКУЛЬТЕТ / FACULTY / ОПЕРАТИВНЫЙ / СОТРУДНИК / EMPLOYEE / ПОЛИЦИЯ / POLICE / ПРЕПОДАВАНИЕ / TEACHING / СТАЖИРОВКА / КУРСАНТ / СЛУШАТЕЛЬ / LISTENER / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / VISUALIZATION / GAIN / OPERATIONAL / STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Любан Вячеслав Григорьевич, Парамонов Игорь Михайлович

Обосновывается необходимость усиления практической направленности обучения на факультете подготовки оперативных сотрудников полиции Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, продиктованная не только современными требованиями к подготовке оперативных сотрудников полиции, но и образовательными стандартами третьего поколения, а также сделана попытка поиска эффективных для этого мер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Любан Вячеслав Григорьевич, Парамонов Игорь Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current issues strengthen the practical help students to faculty training operating officer of moscow university of the ministry of internal affairs of Russia

The necessity of strengthening the practical orientation of training for faculty training operational police Russian Ministry of Internal Affairs of Moscow University name V Ya. Kikot, dictated not only the modern requirements for the preparation of operational police officers, but also the educational standards of the third generation, as well as an attempt to find effective measures for this.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы усиления практической направленности обучения на факультете подготовки оперативных сотрудников полиции Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя»

актуальные вопросы усиления практической направленности обучения на факультете подготовки оперативных сотрудников полиции

московского университета мвд россии имени в.я. кикотя

ВЯЧЕСЛАВ ГРИГОРЬЕВИЧ ЛЮБАН,

кандидат юридических наук, Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя

ИГОРЬ МИХАЙЛОВИЧ ПАРАМОНОВ, кандидат юридических наук, доцент, Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность;

оперативно-розыскная деятельность

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Обосновывается необходимость усиления практической направленности обучения на факультете подготовки оперативных сотрудников полиции Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, продиктованная не только современными требованиями к подготовке оперативных сотрудников полиции, но и образовательными стандартами третьего поколения, а также сделана попытка поиска эффективных для этого мер.

Ключевые слова: усиление, практика, обучение, факультет, оперативный, сотрудник, полиция, преподавание, стажировка, курсант, слушатель, визуализация.

Annotation. The necessity of strengthening the practical orientation of training for faculty training operational police Russian Ministry of Internal Affairs of Moscow University name VYa. Kikot, dictated not only the modern requirements for the preparation of operational police officers, but also the educational standards of the third generation, as well as an attempt to find effective measures for this.

Keywords: gain, practice, training, faculty, operational, employee, police, teaching, training, student, listener, visualization.

В новых образовательных стандартах третьего поколения, призванных сформировать у обучающихся не только определенные знания, умения и навыки, но и соответствующие профессиональные компетенции, ярко прослеживается задача по усилению практической направленности обучения1. Данная стратегическая задача вполне оправдана, так как очень точно отражает существующие современные реалии, причинно обусловленные повышенной потребностью общества и государства в обеспечении готовности органов внутренних дел к эффективной борьбе с преступностью и, как результат, высокими требованиями, предъявляемыми к подготовке пришедших на службу новых оперативных сотрудников полиции.

Возникает только один вопрос, как это сделать внутри ВУЗа, используя потенциал ВУЗа и возможности приглашенных практических сотрудников. Однако при этом сомнительным видится возможность усиления практической направленности обучения пусть и с участием практических сотрудников, но изолированно от самой практической деятельности.

На наш взгляд, интеграция между теорией и практикой должна быть значительно большей, нежели та

которую мы имеем сегодня при преподавании курса оперативно-розыскной деятельности (далее — ОРД) на факультете подготовки оперативных сотрудников полиции Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя (далее — ФПОСП), и не должна ограничиваться только лишь участием действующих оперативных сотрудников на практических занятиях.

В этой связи хочется посмотреть на сложившуюся ситуацию и с другой стороны, со стороны эффективности и продолжительности проходящей у курсантов и слушателей стажировки и преддипломной практики в практических подразделениях. Так, стажировка и практика у курсантов и слушателей за пять лет обучения проходит всего два раза:

• в конце 3-го курса, в течение одного месяца (например, с 01.07.2014 г. по 30.07.2014 г. в 2013-2014 учебном году);

• и в начале 5-го курса в течение пяти с половиной месяцев (например, с 01.09.2014 г. по 12.02.2015 г. в 2014-2015 учебном году), а по факту, за вычетом обязательных дней посещения и праздников, около четырех месяцев.

Вместе с тем, за время прохождения этой практики

слушателям 5-го курса необходимо написать дипломную работу, что вряд ли положительно отражается на качестве стажировки и ее результатах.

Таким образом, «чистое» совокупное время нахождения курсанта-слушателя на стажировке-практике за пять лет его обучения, совмещенное с написанием дипломной работы составляет приблизительно пять месяцев, что на наш взгляд недостаточно в свете решения рассматриваемых задач.

Поэтому в перспективе нам представляется неизбежной необходимость решения вопроса о стажировке курсантов и слушателей в практических органах на всем протяжении их обучения в ВУЗе, как вариант, скажем, посредством выделения на это одного дня в неделю. При этом потребует пересмотра и статус курсанта-стажера, чтобы он мог, к примеру, начиная с 3-го курса самостоятельно заводить какие-то дела оперативного учета, полноправно участвовать в раскрытии преступлений, а не только наблюдать за действиями работающих оперативных сотрудников и развозить запросы. С этой же целью необходимо будет решить остро стоящий сегодня вопрос оформления курсантам ФПОСП второй формы допуска, к сведениям, составляющим государственную тайну, не урегулированный в настоящий момент, а также ряд других задач.

В этом случае, результаты, которых курсант-слушатель достиг на практике, преподавателям и кафедре необходимо будет учитывать не только для выставления ему оценки или зачета за стажировку-практику в целом, но и при его переводе на следующий курс, выставлении ему итоговой оценки по курсу ОРД, защите дипломной и курсовой работы и при других формах аттестации, с целью стимулирования его на достижение высоких результатов во время прохождения практики.

Переходя к освещению проблемных вопросов участия практических сотрудников в проведении практических занятий по ОРД на факультете подготовки оперативных сотрудников полиции, необходимо проанализировать возникающие при этом трудности, обозначить некоторые пути их преодоления и привести имеющиеся положительные примеры.

Не все, но многие практические сотрудники, приглашенные к проведению практических занятий, сталкиваются с определенными трудностями, такими как:

• принудительный характер их вовлечения в этот процесс;

• отсутствие четкого понимания своих целей и задач;

• незнание организационных и методических требований, предъявляемых к подготовке и проведению занятий;

• отсутствие педагогических навыков;

• неумение четко и систематизировано изложить ту информацию, которой они овладели по долгу службы;

• стрессовая ситуация, обусловленная всем вышеперечисленным.

В этой связи организация привлечения практи-

ческих сотрудников в учебный процесс должна быть более открытая, понятная, основанная на добровольном начале и личной заинтересованности оперативных сотрудников. Для этого возможно использование таких стимулирующих механизмов как, премирование участников, награждение их грамотами от университета за взаимодействие, предоставление одного выходного дня для подготовки к занятиям и второго по требованию и т.д.

Анализируя некоторые прошедшие занятия, можно вспомнить, что были случаи, когда общение практических сотрудников с группой начиналось с предложения курсантам задавать им вопросы. Однако обучающиеся часто в силу возраста, отсутствия опыта, достаточных знаний, и не желания оказаться в глупой ситуации, как правило, не торопились этого делать. В итоге, не ожидая такого развития ситуации, практическому сотруднику приходилось выкручиваться, менять тактику, импровизировать, на ходу решая то, о чем он будет говорить. В этот момент в общение включался присутствующий на занятии преподаватель, который не давал практическому сотруднику растеряться и сам начинал направлять его своими вопросами.

В итоге, роль курсантов на таком практическом занятии сводилась к простому слуховому восприятию поступающей информации, так как само занятие, по сути, с методической стороны, мало чем отличалось от лекционного. Таким образом, коэффициент полезного действия такого практического занятия был не столь высоким из-за того, что не в полной мере удавалось достичь главной цели — выработать у студентов навыки применения теоретических знаний для решения конкретных практических задач.

Не секрет, что вопросы организации подготовки и проведения занятий, проходящих в университете в штатном режиме силами преподавательского состава, т.е. без участия лиц задействованных из вне, на сегодняшний момент строго заформализованы такими требованиями как: обязательное наличие заранее подготовленных учебно-методических материалов и плана-конспекта у преподавателя; необходимость доведения целей и задач занятия; невозможность отступления от тематического плана; требование рассмотрения всех без исключения вопросов рассматриваемой темы и т.д. Возникает вопрос, почему же приглашая практического сотрудника для занятий с курсантами-слушателями, не стоит задача хотя бы отчасти следовать этим правилам?

Устранение данного противоречия видится нами в планировании и организации на территории университета предварительных встреч с задействованными в занятиях практическими сотрудниками с целью выработки совместного плана занятия, просмотра и анализа, подготовленных ими материалов, и их корректировки в случае возникшей на это необходимости.

Хотелось бы отметить и, безусловно, имеющиеся положительные примеры участия практических

№ 11 / 2014

Вестник Московского университета МВД России

177

сотрудников в учебном процессе, заслуживающие особого внимания как по части методики проведения занятий, так и по части объема и качества заранее подготовленных ими материалов. Например, можно выделить практические занятия по теме курса ОРД «Предупреждение и раскрытие оперативными подразделениями органов внутренних дел преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ», проведенные в 2012 году совместно с начальником оперативно-профилактического отдела в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков ОРЧ №4 УУР ГУ МВД России по Московской области, подполковником полиции Морозовым Андреем Владимировичем. Помимо насыщенного материала, который Морозов А.В. представил устно, он подготовил и привез с собой богатый визуальный материал по проблемам распространения наркотиков и борьбы с ними, в числе которого:

• статистические сведения ГИАЦ МВД России;

• диаграммы, сравнительные таблицы и презентации, содержащие результаты прошедших международных симпозиумов и конференций по проблемам производства и распространения наркотиков;

• видеосюжеты с кадрами оперативной съемки из своего личного опыта, содержащие факты документирования незаконной деятельности отдельных лиц в этой сфере, а также их последующего задержания;

• наглядный раздаточный материал, включающий: образцы заявлений, и рапортов об обнаружении признаков преступлений; результаты опросов потерпевших, подозреваемых и свидетелей; протоколы допросов и осмотров мест происшествия; результаты экспертно-крими-налистических исследований и экспертиз. Характерно, что данный раздаточный материал сопровождал устное выступление практического сотрудника. Наглядные материалы раздавались курсантам непрерывно в процессе всего занятия, что, по-нашему мнению, позволило значительно повысить степень усвоения и закрепления доводимого устно материала.

К тому же, используя мультимедийные возможности зала, через видеопроектор им были продемонстрированы и сопровождались авторскими комментариями, разнообразные фототаблицы, содержащие сведения:

• о научной классификации и разновидностях наркотических средств;

• о последовательных этапах изготовления некоторых из них;

• о способах и технических приспособлениях, применяющихся для их употребления;

• о способах сокрытия и транспортировки наркотических средств;

• о последствиях употребления различных видов наркотических средств на организм человека и др.

Полагаем, ни у кого не вызовет сомнения, что данный пример взаимодействия теории и практики и в первую очередь сама подготовка практического сотрудника заслуживают самой высокой оценки.

В заключение хочется добавить, что передовые научные исследования подтверждают корреляционную зависимость между задействованием в обучении различных видов памяти и качеством запоминания информации, а, кроме того, фиксируют у современного молодого поколения наличие хорошо развитой зрительной памяти2. Поэтому, сопровождение в высшей школе учебных занятий мультимедийным материалом и активное его использование, является, на наш взгляд, чрезвычайно перспективным на сегодняшний день направлением повышения качества образования не только с участием практических сотрудников, но и силами профессорско-преподавательского состава кафедры на всех видах занятий без исключения. Думается, что только комплексный, сбалансированный подход к системе и методике преподавания курса ОРД на ФПОСП, подразумевающий наряду с визуализацией учебной информации, интенсивность участия практических сотрудников в занятиях, перманентный процесс стажировки на протяжении всего обучения, а также повышение квалификации профессорско-преподавательского состава кафедры позволит усилить практическую направленность обучения и качество образования в целом.

1 См.: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 04.06.2014, с изм. от 04.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Минобрнауки РФ от 14.01.2011 № 20 (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 031001 Правоохранительная деятельность (квалификация (степень) «специалист»)» (3арегистрировано в Минюсте РФ 11.04.2011 № 20457).

2 См., например: Ермилова Е.Б. Визуализация обучения как средство формирования учебных способностей: Дисс. ... канд. пед. наук. — Казань, 1999. 194 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.