Научная статья на тему 'Усиление практической направленности обучения в образовательных организациях системы МВД России'

Усиление практической направленности обучения в образовательных организациях системы МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
747
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСИЛЕНИЕ / ПРАКТИКА / ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ФАКУЛЬТЕТ / ОПЕРАТИВНЫЙ СОТРУДНИК / ПОЛИЦИЯ / ПРЕПОДАВАНИЕ / СТАЖИРОВКА / КУРСАНТ / STRENGTHENING / PRACTICE / TRAINING / EDUCATIONAL / INSTITUTION / FACULTY / OPERATIVE / OFFICER / POLICE / TEACHING / INTERNSHIP / CADET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Любан Владислав Григорьевич

В статье обосновывается необходимость усиления практической направленности обучения в образовательных организациях системы МВД России, продиктованная не только современными требованиями к подготовке сотрудников полиции, но и образовательными стандартами третьего поколения, а также сделана попытка поиска для этого эффективных мер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Любан Владислав Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strengthening of practical orientation of training at the Russian MIA educational institutions

The author finds it necessary to strengthen practical orientation of training at the Russian MIA educational institutions. The reason for it lies not only in modern requirements to police training but also in 3-genation learning standards. The article attempts to search for effective measures to achieve it.

Текст научной работы на тему «Усиление практической направленности обучения в образовательных организациях системы МВД России»

УДК 378.147

УСИЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ

В. Г. Любан

В статье обосновывается необходимость усиления практической направленности обучения в образовательных организациях системы МВД России, продиктованная не только современными требованиями к подготовке сотрудников полиции, но и образовательными стандартами третьего поколения, а также сделана попытка поиска для этого эффективных мер.

Ключевые слова: усиление, практика, обучение, образовательная организация, факультет, оперативный сотрудник, полиция, преподавание, стажировка, курсант.

В новых образовательных стандартах третьего поколения, призванных сформировать у обучающихся не только определенные знания, умения и навыки, но и соответствующие профессиональные компетенции, ярко прослеживается задача по усилению практической направленности обучения Данная стратегическая задача вполне оправданна, так как очень точно отражает существующие современные реалии, причинно обусловленные повышенной потребностью общества и государства в обеспечении готовности органов внутренних дел к эффективной борьбе с преступностью и, как результат, высокими требованиями, предъявляемыми к подготовке пришедших на службу новых сотрудников полиции 2.

Возникает вопрос о том, как это сделать внутри вуза, используя его потенциал и возможности приглашенных практических работников 3. Однако при этом сомнительной видится возможность усиления практической направленности обучения, даже с участием практических работников, но изолированно от самой практической деятельности. На наш взгляд, интеграция между теорией и практикой должна быть значительно большей, нежели та, которую мы имеем сегодня в образовательных организациях системы МВД России. Она не должна ограничиваться только лишь участием действующих сотрудников полиции на практических занятиях.

Рассмотрим ситуацию на примере преподавания курса оперативно-розыскной деятельности на факультете подготовки оперативных сотрудников полиции Московского университета МВД России. В связи с этим обратим внимание на эффективность и продолжительность стажировки и преддипломной практики курсантов и слушателей в практических подразделениях 4. Так, стажировка и практика у курсантов и слушателей за пять лет обучения проходит всего два раза: в конце 3 курса, в течение одного месяца (например, в 2013/14 учебном году с 1 по 30 июля 2014 г.); и в начале 5 курса в течение пяти с половиной месяцев (например, в 2014/15 учебном году — с 1 сентября 2014 г. по 12 февраля 2015 г.), а по факту, за вычетом обязательных дней посещения и праздников, около четырех месяцев. Кроме того, за время прохождения

этой практики слушателям 5 курса необходимо написать дипломную работу, что вряд ли положительно отразится на качестве стажировки и ее результатах.

Таким образом, совокупное время нахождения курсанта-слушателя на стажировке-практике за пять лет обучения, совмещенное с написанием дипломной работы, составляет приблизительно пять месяцев. Этого, на наш взгляд, недостаточно в свете решения рассматриваемых задач.

В перспективе представляется необходимым решение вопроса о стажировке курсантов и слушателей в практических органах на всем протяжении их обучения в вузе, как вариант, например, посредством выделения на это одного дня в неделю. При этом потребует пересмотра и статус курсанта-стажера, чтобы он мог, например, начиная с 3 курса самостоятельно заводить дела оперативного учета, полноправно участвовать в раскрытии преступлений, а не только наблюдать за действиями оперативных сотрудников и развозить запросы. С этой же целью необходимо будет решить остро стоящий сегодня вопрос оформления курсантам второй формы допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, не урегулированный в настоящий момент, а также ряд других задач.

В случае воплощения данной модели в жизнь достигнутые курсантами-слушателями на практике результаты необходимо будет учитывать преподавателям кафедр не только при выставлении оценок или зачета за стажировку-практику в целом, но и при переводе на следующий курс, выставлении итоговой оценки по курсу ОРД, защите дипломной и курсовой работы, с целью стимулировать их на достижение высоких результатов во время прохождения практики.

Переходя к освещению проблем участия действующих сотрудников полиции в проведении практических занятий в образовательных организациях системы МВД России, необходимо проанализировать возникающие при этом трудности, обозначить некоторые пути их преодоления и привести имеющиеся положительные примеры.

Многие сотрудники полиции, приглашенные к проведению практических занятий в образовательные организации системы МВД России, сталкиваются с такими трудностями, как: принудительный характер их вовлечения в этот процесс; отсутствие четкого понимания своих целей и задач; незнание организационных и методических требований, предъявляемых к подготовке и проведению занятий; отсутствие педагогических навыков; неумение четко и систематизированно изложить информацию, которой они владеют по долгу службы; стрессовая ситуация, обусловленная всем перечисленным выше.

В связи с этим организация привлечения практиков в учебный процесс должна быть более открытой, понятной, основанной на добровольных началах и личной заинтересованности сотрудников полиции. Для этого возможно использование таких стимули-

рующих механизмов, как премирование участников, награждение их грамотой от учебного заведения за взаимодействие, предоставление одного выходного дня для подготовки к занятиям и второго — по требованию и т. д.

В ходе таких занятий имели место случаи, когда общение практических работников начиналось с предложения учебной группе задавать им вопросы. Однако обучающиеся часто в силу возраста, отсутствия соответствующей подготовки, опыта, достаточных знаний, нежелания оказаться в неясной ситуации не торопились это делать. Итогом нередко становились растерянность, поспешная смена тактики, выдумывание «на ходу» структуры занятия. Присутствующий на занятии преподаватель включался в дискуссию, направляя практического работника своими вопросами и не давая ему тем самым растеряться.

Что касается роли курсантов на таком практическом занятии, то она сводилась к простому восприятию поступающей информации, так как само занятие, по сути, с методической стороны мало чем отличалось от лекционного. Таким образом, коэффициент полезного действия практического занятия был невысоким из-за недостижения главной цели — выработки у студентов навыков применения теоретических знаний для решения конкретных практических задач.

Вопросы организации подготовки и проведения занятий в вузе силами преподавательского состава, т. е. без участия лиц, задействованных извне, на сегодняшний момент строго заформализованы такими требованиями: обязательное наличие заранее подготовленных учебно-методических материалов и плана-конспекта у преподавателя; необходимость доведения целей и задач занятия; невозможность отступления от тематического плана; требование рассмотрения всех без исключения вопросов рассматриваемой темы и т. д. Возникает вопрос: почему, приглашая действующих сотрудников полиции для проведения практических занятий, не ставят задачу хотя бы отчасти следовать этим правилам? Устранение такого противоречия видится нам в планировании и организации на территории вуза предварительных встреч с задействованными в занятиях практическими сотрудниками в целях выработки совместного плана занятия, просмотра и анализа подготовленных ими материалов и их корректировки в случае необходимости.

Безусловно, имеются и положительные примеры участия практических работников в учебном процессе, заслуживающие особого внимания как в части методики проведения занятий, так и в части объема и качества заранее подготовленных ими материалов. Здесь можно выделить практические занятия, проводимые кафедрой оперативно-розыскной деятельности Московского университета МВД России совместно с начальником оперативно-профилактического отдела в сфере борьбы с незаконным оборотом нар-

котиков ОРЧ № 4 УУР ГУ МВД России по Московской области А. В. Морозовым. Помимо насыщенного материала, который А. В. Морозов представлял устно, он готовил и привозил с собой богатый визуальный материал по проблемам распространения наркотиков и борьбы с ними: статистические сведения ГИАЦ МВД России; диаграммы, сравнительные таблицы и презентации, содержащие результаты международных симпозиумов и конференций по проблемам производства и распространения наркотиков; видеосюжеты оперативной съемки, содержащие факты документирования незаконной деятельности в этой сфере, а также последующего задержания отдельных лиц; наглядный раздаточный материал, включающий: образцы заявлений и рапортов об обнаружении признаков преступлений; результаты опросов потерпевших, подозреваемых и свидетелей; протоколы допросов и осмотров мест происшествия; результаты экспертно-криминалистичес ких исследований и экспертиз. Ознакомление курсантов с раздаточным материалом сопровождалось устными комментариями практического работника. Наглядные материалы давались курсантам непрерывно в процессе всего занятия, что, по нашему мнению, позволило значительно повысить степень усвоения и закрепления доводимого материала.

С использованием мультимедийных возможностей зала, через видеопроектор были продемонстрированы и сопровождались авторскими комментариями разнообразные фототаблицы, содержащие сведения: о научной классификации и разновидностях наркотических средств; о последовательных этапах изготовления некоторых из них; о способах и технических приспособлениях, применяющихся для их употребления; о способах сокрытия и транспортировки наркотических средств; о последствиях употребления различных видов наркотических средств на организм человека и др.

Приведенный пример взаимодействия теории и практики и, в первую очередь, сама подготовка практического работника заслуживают высокой оценки.

В заключение отметим, что передовые педагогические исследования подтверждают корреляционную зависимость между задействованием в обучении различных видов памяти и качеством запоминания информации, кроме того, отмечают у современных молодых людей наличие хорошо развитой зрительной памяти 5. Поэтому сопровождение в высшей школе учебных занятий мультимедийным материалом и активное его использование являются, на наш взгляд, перспективным направлением повышения качества образования не только с участием практических работников, но и силами профессорско-преподавательского состава кафедр на всех видах занятий без исключения. Только комплексный, сбалансированный подход к системе и методике преподавания в образовательных учреждениях системы МВД России, подразумевающий, наряду с визуализацией учебной информации, интенсивность участия прак-

тических работников в занятиях, перманентный процесс стажировки на протяжении всего обучения, а также повышение квалификации профессорско-преподавательского состава кафедр позволит усилить практическую направленность обучения и качество образования в целом.

1 Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 04.06.2014, с изм. от 04.06.2014) ; Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 031001 Правоохранительная деятельность (квалификация (степень) «специалист») : приказ Минобрнауки России от 14 января 2011 г. № 20 (ред. от 31.05.2011) ; и др.

2 Кубышко В. Л. Основные направления кадровой работы в органах внутренних дел // Психопедагогика в правоохрани-

тельных органах. 2012. № 1(48). С. 2-10 ; Кочетков М. В. Некоторые подходы к совершенствованию учебного процесса // Там же. 1999. № 3-4. С. 63-64.

3 Кубышко В.Л. О практико-ориентированном профессиональном обучении в вузе МВД России // Там же. 2012. № 3(51). С. 72-73 ; Кочетков М. В. Потенциал практического обучения при нетрадиционной последовательности проведения занятий // Философия образования XXI века. 2002. № 4. С. 90-96 ; Его же. Возможности практического обучения при нетрадиционной последовательности проведения занятий // Вестник Томского государственного педагогического университета. Сер. «Педагогика». 2000. Вып. 8. С. 61-64.

4 Борейко Л. И., Караваев А. Ф. Концептуальные основы модели профессиональной готовности выпускников к производственной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 3(58). С. 30-31.

5 Ермилова Е. Б. Визуализация обучения как средство формирования учебных способностей : дис. ... канд. пед. наук. Казань, 1999. 194 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.