Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
300
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ОПЫТ ПАРТНЕРСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панова Н.В.

В статье рассматривается стратегии социального партнерства образовательной организации как инно- вационный путь развития современного образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панова Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF SOCIAL PARTNERSHIP IN MODERN EDUCATION

The article discusses the strategies of the educational organization as an innovative way of development of modern education

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ»

форм, методов и средств педагогического процесса; моделирования познавательной деятельности обучающихся; планирования системы их стимулирования; развития профессионально важных качеств и др. Он включал следующие занятия: «Диагностика уровня сформирован-ности проективных умений преподавателя», «Формирование проективно-моделирующих умений, навыков» и др. Особое значение на занятиях отводилось технологии субъект-субъектного взаимодействия, стимулирующей преподавателей на: принятие ответственности, антиципацию результата, реализацию открывающихся возможностей, принятие решения о нейтрализации активности, оценку личностно значимых преобразований (А.С. Огнев, Л.В. Абдалина).

Диагностический инструментарий включал следующие методики: «Карта диагностики уровня педагогической культуры» (Е.В. Бондаревская); «Экспертная оценка эффективности деятельности руководителя» (Н.П. Фетис-кин); «Самооценка сформированности проектировочной компетенции офицера-преподавателя» (Л.В. Абдалина, В.В. Овод). Методы обработки результатов исследования - качественный анализ, Программное обеспечение SPSS 17 для Windows «Статистика», критерий х2-Пирсона и t-критерий Стьюдента.

Полученные в ходе эксперимента результаты подтвердили, что качественные преобразования произошли в большинстве умений проектировочной компетенции офицеров-преподавателей. Итоги экспериментальной работы дали возможность по-новому оценить уровни сформированности проектировочной компетенции у преподавателей. Так, в экспериментальной группе отмечен рост проективно-творческого уровня, который составил 19%; профессионально-технологический уровень вырос до 43%; профессионально-репродуктивный уровень снизился до 22%, профессионально-адаптивный уровень проектировочной компетенции составил в итоге 16%.

Теоретические выводы и прикладные результаты исследования доказали наличие значимой потребности у

офицеров-преподавателей военного вуза в совершенствовании проектировочной компетенции, необходимой для более продуктивной профессиональной подготовки будущих офицеров; подтвердили эффективность разработанного варианта ее решения, и вместе с тем, наметили ряд направлений в дальнейшей научной разработке вопросов развития педагогического профессионализма данной категории преподавателей и перспектив их практического использования.

Список литературы

1. Абдалина Л.В. Особенности инновационной направленности личности преподавателя /Л.В. Абдалина // Современные концепции научных исследований, «ЕНО» - Москва, №2, 2015 г. - С. 225-226.

2. Вьюнова Н.И. От проектировочной деятельности -к проектировочной компетентности преподавателя вуза / Н.И. Вьюнова // Преподаватель высшей школы: от проектировочной деятельности - к проектировочной компетентности - Воронеж, 2014 г. С.3-7.

3. Желтобрюх С.П. Профессионально-педагогическая подготовка преподавателей военно-учебного заведения, http://www.km.ru/referats/ 82959Р83А9804 Е33А3086АР1ВА305А18.

4. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 40 с.

5. Кочергин В.Б. Развитие педагогической культуры военного преподавателя в условиях внутривузов-ского повышения квалификации: Дисс...канд. пед. наук. Воронеж, 2010. - 259 с.

6. Петровская М.В. Перцептивная и рефлексивная компетенции как критерий развития психологической культуры преподавателя военного вуза // Инвест вестник регион. - 2014. - №3. - С.72-80.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Панова Н.В.

кандидат педагог. наук, доцент, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина,

кафедра педагогики и педагогических технологий

TOPICAL ISSUES OF SOCIAL PARTNERSHIP IN MODERN EDUCATION

Panova N., In., the teacher candidate. Sciences, associate Professor Leningrad state University. A. S. Pushkin, Department of pedagogy and pedagogical technologies АННОТАЦИЯ

в статье рассматривается стратегии социального партнерства образовательной организации как инновационный путь развития современного образования ABSTRACT

the article discusses the strategies of the educational organization as an innovative way of development of modern education

Ключевые слова: социальное партнерство, опыт партнерства в образовательной организации Key words: social partnership, the partnership in educational organization

Система образования в нашей стране переживает этап реформирования. Разрабатываются варианты изменения финансирования учреждений общего образования, правовой организации, приведения системы образования в соответствие с европейскими стандартами. Накопленный в разных регионах страны практический опыт решения актуальных проблем повышения качества обучения и воспитания подрастающего поколения основывается на представлении о социальном партнерстве в образовании, которые связаны с сущностью образовательной деятельности и затрагивают субъекты образовательного процесса (семью, школу, ребенка), а также партнерство школы с другими (внешними) структурами и организациями. Понятие социального партнерства прочно входит в практику педагогической деятельности. Партнерские отношения как понятие пришло из экономико-политической и социологической сферы и постепенно перемещается в педагогическую. Партнерские отношения как средство повышения качества образования рассматриваются в качестве объектов взаимодействия только в последние три-четыре года. На социальное партнерство как практику совместной выработки решений и сбалансированной, разделяемой ответственности указывает А.М. Осипов.

Следует отметить, что необходимость широкого социального партнерства в образовании предусмотрена и современными теоретическими взглядами на образование, когда в отечественной педагогике разрабатывается концепция функций образования, в определенном смысле опережающая аналогичные представления в науке, яснее обозначает в приоритеты управления [8].

Достаточно отметить усилия отечественных ученых в направлении изучения социального партнерства В.А. Борисова, Н.А. Киреевой, В.А. Михеева, В.В. Панова, В.Н. Якимца.

Социологический анализ взаимодействия в образовательном процессе представлен в работах Ю.Р. Вишневского, Ю.Г. Волкова, А.В. Меренкова, Е.В. Шалагиной, В.Т. Шапко.

Понятно, что как новое для образования понятие «партнерство», отражает существо отношений и взаимодействий между разными сторонами системы образования (администрация - педагогический коллектив; педагоги - родители - обучающиеся), а также представителей системы с общественными организациями, учреждениями культуры, здравоохранения, органами социальной защиты, другими образовательными учреждениями.

Следовательно, вхождение понятия «партнерство» в образовательное пространство должно свидетельствовать об изменении сути, характера, содержания, форм тех или иных отношений и взаимодействий в нем.

Сущностные особенности социального партнерства в сфере образования проявляются в процессе достижения и сохранения согласованности действий всех субъектов, прямо или косвенно участвующих в обучении и воспитании подрастающего поколения.

Мы считаем, что партнерство - это высшая форма социального взаимодействия, основанная на социальном диалоге, предполагающем не только определенное понимание предмета обсуждения, но и «слышание» друг друга [2].

Многие участники партнерского взаимодействия не подготовлены к тому, чтобы квалифицированно и умело включаться в решение образовательных проблем современной школы.

Содержание совместной работы семьи и школы, как наиболее системно изученная форма партнерства и сотрудничества, например, указывает на типичные противоречия данных форм социального взаимодействия, которые требуют комплексного анализа:

• между потребностями образовательных учреждений и системном взаимодействии с семьей при решении задач успешной социализации подрастающего поколения;

• между необходимостью участия родителей вместе с педагогами в решении актуальных проблем совершенствования обучения и воспитания детей разного возраста и возрастающей отстраненностью части родителей от педагогического сотрудничества с учреждениями образования;

• между отсутствием у отдельных субъектов образовательного процесса четкого понимания своего места и роли в обеспечении успешной социализации обучающихся и отсутствием четкой стратегии и тактики развития партнерских отношений с родителями учащихся;

• между потребностями школы и степенью участия в решении ее проблем силами активной родительской помощи.

Однако там, где создаются и развиваются партнерские отношения семьи и школы в обучении и воспитании детей, достигаются высокие результаты образования. В то же время не все педагоги готовы к организации такого взаимодействия с учащимися, которое позволяет компенсировать отсутствие должного семейного воспитания. Опыт партнерства говорит о том, что основой отношений являются: равноправие, добровольность взаимодействия, самостоятельность в выборе и принятии решений каждой из сторон, взаимовыгодность, диалогичность, осознанность во взаимодействии. Обратимся к классификации видов взаимоотношений между семьей и школой, которую предлагает М.М. Акулич: формально-статистические, благотворительные, спонсорские, инвестиционные, кооперативные,партнерские.

• Формально-статистические - когда, с одной стороны, ребенок принадлежит семье, с другой - является членом школьного коллектива; взаимные требования семьи и образовательного учреждения минимальны.

• Потребительские - когда демонстрируется стремление внести как можно меньший вклад со своей стороны и как можно больше получить с противоположной, наблюдаются упреки и требования сторон друг к другу, а взаимные ожидания носят преимущественно негативный характер.

• Благотворительные отношения представляет собой добровольные безвозмездные и бескорыстные вложения труда или материально-финансовых ресурсов, разовые, локальные контакты, при этом благотворитель не имеет никаких полномочий в образовательном процессе.

• Спонсорские отношения - школа ожидает от родителей преимущественно материального участия в решении проблем учреждения, семья привлекается в случае, когда осознается недостаточность тех или иных ресурсов.

• Кооперативные отношения - распределение обязанностей между семьей и школой, разделение

«сфер ответственности», где каждая сторона вносит свой вклад в общее дело без особого согласования целей и ценностей сторон, привлекая родителей для выполнения разовых «трудовых акций» и других дел.

• Сотрудничество семьи и школы - взаимодействие, носящее локальный или периодический характер, направлено на достижение конкретных результатов, предполагает более активную роль и руководство со стороны школы; «сотрудники», как правило, включаются в процесс, внося свой посильный вклад, не беря на себя ответственность за результат.

• Инвестиционные отношения - семья становится частичным заказчиком образовательного учреждения, обеспечивая условия жизнедеятельности в учреждении, образовательное учреждение, со своей стороны, стремится более качественно соответствовать заказу таких родителей; отношения закрепляются контрактом или договором.

• Партнерские отношения - наличие согласованных позиций сторон, готовность в их реализации в процессе совместной взаимовыгодной деятельности, потребность в координации усилий, совместной оценке процесса и результатов деятельности, ответственности за результат воспитания и обучения, стремление каждой стороны внести свой вклад в общую деятельность, в том числе и за счет привлечения дополнительных ресурсов социума (Акулич М.М. [1]).

Социальное партнерство с учетом постановки целей образования любого уровня доказывает, что достижение высокого уровня социализации и чрезвычайно затруднительно только усилиями образовательных учреждений и родителей. Именно поэтому социальное партнерство является одним из стратегических направлений развития российского образования, которое помогает оптимизировать использование ресурсов партнеров и привлекать ресурсы общества для развития сферы образования, позволяет действовать эффективно и успешно в рамках приоритетной перспективы, общей для всех партнеров, эффективно координировать совместную деятельность с ясным пониманием своей ответственности. Партнерство обеспечивает преодоление имеющихся у субъектов различий в представлениях о методах решения общих проблем.

Свобода образовательного учреждения в выборе социальных партнеров позволяет ей в значительной степени определять собственный путь развития, основываясь на программу развития образовательного учреждения.

С точки зрения практической реализации особенно важной, но в то же время достаточно сложной и малоизученной является проблема поиска механизмов и принципов социального партнерства в образовании. Очевидно, что реальное партнерство возникает только тогда, когда стороны партнерских отношений осознают их взаимовыгодность и невозможность решения своих проблем без объединения с другими [3].

Разнообразие в трактовках партнерства как уровня отношений между образовательным учреждением и внешними социальными структурами,... как процесс спе-

циально организованной совместной деятельности... образовательного учреждения с представителями различных социальных групп, имеющих собственные интересы в сфере... , как образования с целью повышения его качества (Никольская О.Д. [7]., как разновидность социального взаимодействия, построенного на диалогическом отношении субъектов и обеспечивающего «стратегию единых действий» (Корсунов А. В. [5]) указывает на отсутствие единых подходов в понимании данного социального явления.

Среди факторов, снижающих эффективное партнерство, указывает Ю.В. Медова, выступает разобщенность субъектов воспитательных воздействий, которая выражается в бессистемности проводимых мероприятий ОУ [6].

Е.К. Кашленко проанализировала организационно-педагогические условия социального партнерства и пришла к выводу, что необходимо «сопряжение действий различных социальных институтов», выражающееся в их самоактуализации. В то время как у образовательных учреждений данный процесс носит «целенаправленный, осмысленный и профессионально выверенный характер», у других институтов он содержит, как правило, большой элемент стихийности, непредсказуемости, но, в то же время приводит к нестандартностьи в принятии решений [4].

Поскольку партнерство как вид социального взаимодействия предполагает включенность в один и тот же процесс разных сторон и их участие на всех ступенях деятельности - от планирования до оценки результата - на данном уровне взаимодействия насущно необходим орган, координирующий эту совместную деятельность.

Для того чтобы описать состояние взаимодействия, сложившееся в конкретном случае, можно воспользоваться схемой:

• направленность взаимодействия - на решение проблем ОУ (обозначить, каких именно); решение социальных проблем (назвать);

• целевая группа, на решение проблем которой направлено взаимодействие;

• субъекты взаимодействия; мотивы участия сторон, их выгода;

• виды деятельности, обеспечиваемые взаимодействием (программы, проекты, планы, акции и т. д.);

• организационные формы координации усилий сторон (совет, комитет, ресурсный центр и т. д.);

• включенность сторон в решение проблемы (благотворительный, спонсорский, товарный обмен, инвестиционный, собственно партнерский);

• ресурсы, привлекаемые к взаимодействию с каждой из сторон, - кадровые, финансовые, материальные, организационные и т. д.;

• отношения - разовые, периодические, длительные;

• изменения, предполагаемые в результате взаимодействия, - локальные, модульные, системные;

• характер взаимодействия - внутриведомственный (в пространстве образования); межведомственный (между учреждениями образования, культуры, спорта, молодежной политики, социальной защиты и т. д.).

Школа становится связующим звеном между разными партнерами, поскольку речь идет о повышении качества воспитания и образования подрастающего поколения, но при этом необходимо уйти от ее доминирования над другими сторонами взаимодействия. С этой целью образовательное учреждение выполняет роль организационно-координационную с последующей полной передачей этой роли координирующим органам вне зависимости, какие социальные партнеры в нее включены.

Задача педагогического коллектива заключается в поиске сторон проявляющих активность в сфере решения воспитательно-образовательных задач, в согласовании взаимодействия в достижении индивидуальных целей. В случае отсутствия изначальной четкой партнерской позиции у одной из сторон, необходимо первоначально повысить субъектность потенциального партнера до осознания им потребности во взаимодействии.

В настоящее время в большинстве случаев образовательной практики явления социального партнерства оказываются смешанными формами социального взаимодействия, включающими в себя элементы благотворительности, спонсорства, сотрудничества и инвестирования.

Актуальным становится разработка локальной нормативно-правовой базы социально-образовательного взаимодействия (договоры, соглашения, положения и т. д.). Нормативно-правовая база социального партнерства может включать:

• попечительский совет, не имеющий статуса юридического лица и действующий на основе Устава общеобразовательного учреждения;

• совет партнеров образовательного учреждения -общественная, некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе физических и юридических лиц, заинтересованных в реализации образовательных потребностей учреждения (например, советы ветеранов, научно-методические центры, общественные организации);

• ресурсный центр социального партнерства на базе ОУ;

• территориальный межведомственный координационный совет, управляющий разработкой и реализацией совместных воспитательных программ;

• ресурсный центр социального партнерства, интегрирующий социализирующие возможности социума.

Пискунова Е.В. обращает внимание на возможность взаимодействия с учреждениями непрерывного профессионального образования как социальными партнерами, обеспечивающими научную и методическую поддержку. В Санкт-Петербурге готовятся изменения: работники сферы образования будут получать персонифицированные бюджетные сертификаты, которые основаны на правильно выстроенном партнерстве с учреждениями высшего образования, обеспечивающие спрос на исследования, научные разработки и анализ преобразования школьной практики в целом и исследований в области социального партнерства, в частности [9].

При организации системной работы в области социального партнерства, которое в современной ситуации основывается пока на методе «ценных вкладов», важно

заинтересовать партнеров. Для этого есть несколько путей, осуществляемых по следующим направлениям:

• сопровождение развития образовательной системы на уровне школы, научное руководство инновационными процессами;

• проектирование, разработка и апробация компонентов образовательного процесса ОУ (в рамках системы среднего образования);

• исследование (в том числе в рамках международных проектов) образовательной ситуации с целью ее осмысления, научной экспертизы и поиска путей развития;

• ориентация школьных педагогических коллективов, творческих групп и отдельных учителей на партнерские отношения с вузами через создание привлекательного имиджа, разрушение стереотипов в отношении учителей-практиков к науке;

• предоставление образовательных услуг через основные и дополнительные образовательные программы в сфере повышения квалификации работников сферы образования.

Представленные возможности развития образования с помощью социального партнерства снизят имеющиеся противоречия в практике образования в настоящем и станут основой для роста на следующих основаниях: открытость и сотрудничество, общение и обмен идеями, развитие межпрофессиональных сообществ, культуры общественного самоуправления, инициирование различных учреждений, структур и организаций станут активными партнерами в решении проблем системы образования.

Список литературы

1. Акулич М.М. Социология согласия. Тюмень, 2002.237 с.

2. Аллак Ж. Вклад в будущее: приоритет образования / Пер. с англ. М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 168 с.

3. Гончар М. Социальное партнерство: роль, направление организации, формирование готовности к партнерству в школе: Материалы межрегионального семинара «Социальное партнерство» 1518.10.2001., г. Красноярск //http// www//mega. cross-edu. ru

4. Кашленко Е.К. Организационно-педагогические условия построения социального партнерства как фактора социализации личности школьника: Дис.... канд. пед. наук. Омск, 2004.

5. Корсунов А. В. Управление региональной системой подготовки кадров на основе социального партнерства: Дис.... канд. экон. наук. СПб., 2000.

6. Медова Ю.В. Педагогические возможности социального партнерства в воспитании сельских школьников: Автореф. дис.... канд. пед. наук. Калуга, 2005.

7. Никольская О.Д. Организация социально-педагогического партнерства как фактора повышения качества дошкольного образования: Автореф. дис.... канд. пед. наук: Челябинск, 2007.

8. Осипов А.М. Социология образования: Очерки теории. - Ростов н/Д, 2006

9. Пискунова Е.В. // Научно-педагогический интернет-журнал «Эмиссия. Оффлайн» www. emissia. org.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.