дактика народов России: материалы межд-ой конф-и. - Нижнекамск: «Чишмэ», 2005. - С. 39-42.
3. Воловикова М. Поликультурное образование как часть педагогической культуры преподавателя. http:www.relga.rsu.ru
4. Магомедова Л.И. Этнопедагогическая подготовка социальных педагогов // Педагогика. - 2007. - № 7. - С. 65-67.
5. Мельничук О., Яковлева А. Модель специалиста (к вопросу о гуманизации образования) // Высшее образование в России. - 2000. - № 5. -С. 19-25.
6. Умаев А.У., Ахмедова А.М. Педагогические условия профессионального саморазвития будущего учителя // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2007. - № 1. - С. 49-51.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОСТРОЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПАРТНЕРОВ
© Касимова Т.Н.*
Тобольский государственный педагогический институт им. Д.И. Менделеева, г. Тобольск
В данной работе рассматриваются организационно-педагогические условия, необходимые для осуществления социально - педагогического партнерства в системе «семья - образовательные учреждения», выявленные в ходе диссертационного исследования, а также практика их реализации.
Социально-педагогическое партнерство в системе «семья - образовательное учреждение» возможно при реализации определенных организационно-педагогических условий, к которым отнесены:
- принципы построения взаимодействия: открытости, динамичности, целеполагания, командообразования, событийности, корпоративности, гуманизации, созависимых отношений, интеграции, ответственности, добровольности, социальной адекватности, предсказуемости, недетерминированности и др.;
* Старший преподаватель кафедры Иностранных языков, канд. педагогич. наук
- доверительная основа в отношениях в условиях формирования мо-тивационной готовности педагогов, администрации образовательного учреждения, семей к построению партнерских отношений, направленных на решение образовательных и воспитательных задач ребенка;
- изменение целевых установок деятельности образовательных учреждений при работе с семьей, принятие социально-педагогического партнерства как эффективной формы взаимодействия, позволяющей решать образовательные и воспитательные задачи;
- подготовка педагогического корпуса к реализации деятельности в форме социально-педагогического партнерства образовательного учреждения с семьями (знакомство с видами, планированием совместной деятельности, функциями, возможностями, процессуальным аспектом и др.);
- изменение содержания социально-педагогической, просвещенческой деятельности образовательных учреждений с семьями (знакомство с проблемами образовательного учреждения, со стратегическими задачами развития образовательной системы в России и ролью школы при этом, информация о новых дополнительных услугах образовательного учреждения, о потребностях школы по преобразованию образовательной среды, необходимой для обеспечения образовательного и воспитательного процесса и др.);
- организация совместной (командной) деятельности в системе «педагоги - дети - родители» на основе событийных мероприятий в образовательном учреждении (стратегическое и тактическое планирование развития школы, обозначение приоритетных задач, участие в конкурсах, поездках, в разрешение проблемных ситуаций с детьми и др.).
Выявление организационно-педагогических условий обозначило проблему их реализации. Нами выявлен процессуальный аспект реализации организационно-педагогических условий как социально-педагогических партнеров, который представлен в виде пошаговых действий, который начинается от обозначения целевых установок, организации взаимодействия, стратегического и тактического планирования до построения отношений.
Процессуальный аспект социально-педагогического партнерства семьи и образовательного учреждения может быть представлен в виде пошаговых действий (рис. 1).
Рис. 1. Процессуальный аспект взаимодействия семьи и образовательного учреждения как социально-педагогических партнеров
При реализации условий организации социально-педагогического партнерства в качестве цели во взаимодействии рассматриваемых субъектов обозначено формирование системы добровольных и равноправных взаимоотношений и взаимовыгодной поддержки субъектов, приводящих к позитивным и ожидаемым изменениям. В качестве предмета социально-педагогического партнерства во взаимодействии семьи и образовательного учреждения обозначена разработка ведущих направлений в построении комфортной образовательной среды. Механизм построения социально-педагогического партнерства предполагает отработку системы взаимодействия, формулировку правил, порядка, оглашений, договоров между партнерами, регулирующих их отношения, характер и содержание партнерства затрагивает управленческую, социально-педагогическую, экономическую, хозяйственную, коммуникативную, социальную, организационную составляющие, позволяющие привлекать различные типы семей к решению как стратегических, так и тактических задач образовательного учреждения.
Реализация организационно-педагогических условий и пошаговых действий, отражающих процессуальный и организационный аспекты взаимодействия семьи и образовательного учреждения как социальных партнеров в ходе опытно-экспериментальной работы, позволяет говорить о правомерности рассмотрения социального партнерства как фактора, позитивно влияющего на решение образовательных и воспитательных
задач, социализацию личности ребенка и образовательную среду, имидж образовательного учреждения, расширение сферы педагогических услуг в рамках конкретного социума и общую координацию воспитательных воздействий внешнего социума, приближая его к задачам и проблемам образования.
Приведем ряд результатов, полученных в ходе опытно-экспериментальной деятельности.
Вовлечение субъектов во взаимодействие в форме социально-педагогического партнерства показывает количество семей, включенных в эту деятельность, и является индикатором результативности деятельности образовательного учреждения (рис. 2).
Рис. 2. Динамика показателей результативности при реализации условий построения социально-педагогического партнерства в системе «семья -образовательное учреждение»
где А - динамика одобрения педагогами взаимодействия семьи и ОУ как СПП;
Б - совместные решения проблемы свободного времени детей;
В - решение финансово-экономических проблем школы (разные аспекты);
Г - количество семей, включенных в социальное партнерство с ОУ;
Д - влияние на имидж ОУ (по количеству заявлений на зачисление детей в школу);
Е - включение семей в процесс проведения мероприятий (событий) в ОУ;
Ж - динамика взглядов семей на использование непедагогических методов воспитания и других педагогических аспектов.
В ходе реализации организационно-педагогических условий изменилось число событий, проводимых в образовательных учреждениях, которые стали общим делом участников (родителей, детей, педагогов) социально-педагогического партнерства (Конкурс семейных рисунков «Толерантная школа», коллективное эссе родителей, детей, классных руководителей - «Моя школа в будущем», «Что мы можем сделать вместе в оказании помощи нуждающимся», фокус-групповые исследования родителей по месту работы на тему «Дети разных типов семей в школе - плюсы и минусы», совместные консилиумы родителей, педагогов, детей: «Пере-
гружен ли ребенок в школе?», «Встречи социальных партнеров по обсуждению проблем, нужд образовательного учреждения» и др.).
По всем показателям в ходе опытно-экспериментального исследования получена позитивная динамика, что позволяет судить о решении обозначенных задач и значимости социально-педагогического партнерства для развития образовательного учреждения, решающего образовательные и воспитательные задачи в процессе развития личности ребенка.
Итак, внедрение отношений в форме социально-педагогического партнерства в системе «семья - образовательное учреждение», при определенных организационно-педагогических условиях, способствует получению позитивных результатов при решении педагогических задач.
Список литературы:
1. Жуков А. Л. О социологическом партнерстве, коллективных договорах и оплате труда. - М.: Экономика, 1995. - 85 с.
2. Кашленко Е.К. Организационно-педагогические условия построения социального партнерства как фактора социализации личности школьника: Автореферат диссертации канд. пед. наук: 13.00.01. - Омск, 2003. - 22 с.
3. Киселев В.Н. Социальное партнерство в России / В.Г. Смольков. -М.: Экзамен, 1998. - 185 с.
4. Методы и методики социально-педагогического исследования / Под ред. С.Г. Вершловского. - СПб.: ИОВРАО, 1999. - 123 с.
5. Феннето Э. Интервью и опросник. - СПб.: Питер, 2004, - 160 с.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДИЗАЙНА ВНЕУЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ СТУДЕНТОВ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
© Кривощекова М.С.*
Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург
Статья раскрывает возможности дизайна внеучебных проектов студентов в процессе развития профессиональной направленности будущих педагогов в вузе.
* Ассистент кафедры Педагогики и психологии детства