ми и межличностными проблемами, и опыт решения этих проблем значит для них в дальнейшем значительно больше, чем знание конкретной области или навыки работы на компьютере.
Все участники проекта получают возможность создавать собственное информационное пространство и пользоваться в рамках этого пространства целым рядом сервисных служб-консультации специалистов, конференции, списки рассылки, пространство для хранения больших объемов информации, достаточно уникальное оборудование.
Другой не менее важной целью совместных проектов АКИПКРО и муниципальных методических служб является актуализация общественного ресурса модернизации образования на основе организации сетевых общественных отношений и эффективной коммуникации ме^ду различными стратами региона, содействие продвижению идеи и ценностей регионального развития в массовое общественное сознание, инициирование сетевых партнерских социально-образовательных проектов. Сеть муниципальных ресурсных центров призвана способствовать восстановлению целостного контекста развития региона, вовлечению образования в более широкий социокультурный контекст и его становлению как сферы социального партнерства, привлекательной для инвестиций и общественных вкладов.
Список литературы:
1. Прозументова Г.Н. Открытое образовательное пространство и управление профессиональным развитием: процессы субъективации. -Томск: ЦПКЖК, 2002. - С. 31-41
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОГРАММ РОДИТЕЛЬСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
© Зикратов В.В.*
Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования», г. Барнаул
В статье раскрыты организационно-педагогические принципы и условия реализации комплексных программ родительского образования в условиях начальной школы, предложена примерная структура программы.
* Заведующий кафедрой Коррекционной и специальной педагогики, кандидат педагогических наук.
Важнейшим фактором содействия формированию значимых социальных и духовных качеств личности ребенка является создание единого социально-педагогического и образовательного пространства «семья - образовательное учреждение - ребенок». Чем теснее взаимосвязь семьи, ребенка и школы качественнее комплексные программы родительского обра-зования, тем реальнее отдача от проводимой работы по повышению воспитательного потенциала семьи и воспитательной работы по семейному воспитанию с младшими школьниками.
Под родительское образование - это обогащение знаний, установок и умений, необходимых для ухода за детьми и их воспитания, гармонизации семейных отношений, выполнение родительских ролей в семье и в обществе [1].
Программная форма организации и управление реализацией программы - новый вид деятельности для образовательного учреждения, поскольку требуют интеграции воспитательной работы по формированию и развитию культуры семейных отношений у младших школьников, повышения педагогической компетентности родителей, повышения профессиональной компетентности педагогических работников. Проведение просветительской работы с семьями, воспитательной работы по формированию и развитию культуры семейных отношений у младших школьников, управление повышением профессиональной компетентностью педагогических работников по данному направлению позволит принять семью, ребенка и педагогических работников как реальных субъектов образовательного пространства, что приводит к формированию субъектной позиций каждого члена триады «родитель - педагогический работник - ребенок».
В качестве ведущих целей реализации комплексных программ родительского образования в условиях начальной школы могут быть обозначены: содействие повышению уровня ответственного родительства и родительской компетентности в вопросах воспитания детей, обеспечение единства подходов школы и семьи к процессу воспитания и социализации младшего школьника с целью создания оптимальных условий для его личностного развития, реализация адресных мер поддержки младших школьников в процессе обучения и воспитания. Эго ведет к изменениям в социальном заказе общества в лице родительской общественности образовательному учреждению.
В ходе достижения поставленных целей программа позволит обеспечить:
- теоретическое и практическое овладение родителями основами педагогических знаний, необходимых для успешной социализации, воспитания и личностного развития младших школьников;
- единство воспитательного пространства «семья - образовательное учреждение - ребенок»;
- взаимодействие семьи и образовательного учреждения на условиях социального партнерства в области социализации, воспитания и личностного развития младших школьников;
- превенцию у родителей наиболее распространенных ошибок семейного воспитания;
- профессиональную интеграцию специалистов образовательного учреждения;
- привлечение родителей к активному участию в воспитательной работе класса.
Специалисты образовательного учреждения (учитель начальных классов, социальный педагог, педагог-психолог и другие), родители и учащиеся начальной школы являются непосредственными субъектами реализации намеченной программы, а родители - еще и одним из заказчиков образовательных услуг.
На основе анализа принципов, методических особенностей работы школы с детьми и семьей в социуме, организационно-педагогических условий реализации социально-педагогической поддержки можно выделить принципы и организационно-педагогические условия реализации программы. К ним мы относим:
- принципы государственной политики в сфере образования, определенные Закон Российской Федерации «Об образовании» [2];
- принципы социально-педагогической помощи и поддержки (гуманизма, гуманизации, комплексности, динамичности, адресности и конфиденциальности социально-педагогической помощи и поддержки, межведомственного взаимодействия);
- группа деятельностно-функциональных принципов, обозначенных Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьевой (адресность, гарантированность помощи и получения социально-педагогической поддержки, оперативность, конфиденциальность, сохранение ребенка в привычной социальной среде и его микросоци-альных связей, личностно-индивидуальный подход, комплексность, приоритет воспитательных форм воздействия и т.д.) [3];
- принципы обучения взрослых или андрагогические принципы обучения (принципы совместной деятельности, опоры на опыт обучающихся, системности и контекстности обучения, актуализации результатов обучения, развития образовательных потребностей, осознанности обучения) [4];
- общепедагогические принципы обучения и воспитания (принцип целенаправленной ориентированности на ценностные отношения, субъектности, целостности, развивающего и воспитывающего характера обучения, наглядности, доступности обучения и др.) [1, 5].
Все выделенные принципы взаимосвязаны между собой, поэтому игнорирование одного из них неизбежно влечет за собой нарушение других принципов и, как следствие, разрушение целостной системы.
К организационно-педагогическим условиям реализации программы отнесены учет задач развития возраста, реализация технологического компонента профессиональной деятельности специалиста, принятие семьи-системы в образовательной деятельности ОУ как субъекта совместной деятельности, четкое разграничение полномочий субъектов и их делегирование с учетом специфики деятельности педагогических работников.
В работе с младшими школьниками в рамках программы учитываются условия, сформулированные В.И. Максаковой, - это посильность преодолеваемых трудностей, их адекватность индивидуальным особенностям ребенка, разнообразие, эмоциональная и интеллектуальная насыщенность его деятельности, признание окружающими успешности реализации ребенком позиции ученика, расширение собственного пространства жизни ребенка, сохранение здоровья и дальнейшее развитие организма [6].
Отбор материала для программы определен рядом условий:
- повышение родительской компетентности (родительского образования) и формирование ответственного родительства базируются на практико-ориентированном (от запроса родителей по результатам входящей диагностики) изучении психолого-педагогических особенностей личностного развития ребенка, знание которых является одной из составляющих воспитательного потенциала семьи;
- материал, отобранный для работы с родителями, должен отвечать их запросам, быть доступным их восприятию, а также соответствовать целевым ориентирам программы и способствовать решению поставленных задач;
- вариативность построения, использования содержания, форм и методов работы на занятиях;
- право выбора руководителем образовательного учреждения программы (ряда программ) и технологии социально-педагогической поддержки семей в повышении их воспитательного потенциала;
- возможность создания авторской программы занятий с родителями учителем начальных классов, специалистом, предполагающим осуществлять социально-педагогическую поддержку младших школьников из дисфункциональных семей и самих семей, исходя из потребностей и задач конкретного образовательного учреждения, класса, семьи, ребенка;
- учет особенностей повышения воспитательного потенциала семей, имеющих детей разных возрастных групп (моно- и полинук-леарные семьи).
Весь корпус материала в программе компонуется вокруг центральных проблем, основанных на закономерностях развития ребенка и задачах развития возраста на начальном этапе обучения в школе. Такое построение
программы обеспечивает последовательность изучения воспитательных явлений, обобщения, закрепления и углубления психолого-педагогических знаний родителей. Также это обеспечивает формирование у родителей навыков педагогической поддержки младших школьников в семейной обстановке, анализа типичных трудностей детско-родительских отношений и коррекции собственной родительской позиции при разрешении этих трудностей, ранней профилактики девиантного поведения младших школьников, создания единого воспитательного пространства «семья - образовательное учреждение - ребенок» на условиях социального партнерства.
В структуре программы условно выделено три модуля: модуль воспитательной работы с младшими школьниками, модуль развития педагогической компетентности родителей, модуль повышения профессиональной компетентности педагогических работников (заместителей директора по воспитательной работе, социальных педагогов, учителей начальных классов, педагогов-психологов) в области взаимодействия с семьей.
Каждый модуль включает в себя четыре блока: нормативно-правовой, социально-педагогической диагностики, деятельностный (технологический), рефлексивно-аналитический.
Содержание модулей раскрывается через организацию занятий с педагогическим коллективом, родителями и учащимися класса и включает:
- рассмотрение вопросов нормативно-правового обеспечения работы с семьей, организации и проведения диагностических процедур, повышения профессиональной компетентности и интеграции специалистов в реализации социально-педагогической поддержки младших школьников и их семей, организации мониторинга реализации программы;
- деятельность учителя начальных классов с учащимися по пособиям Е.Н. Жарковой и Н.Г. Калашниковой, Л.С. Колмогоровой, В.И. Максаковой, в которых отражены отдельные аспекты гармонизации родительско-детских взаимоотношений, основы формирования культуры семейной жизни и личностного развития младшего школьника;
- повышение родительской компетентности в сфере гармонизации родительско-детских взаимоотношений и формирование ответственного родительства.
Содержание каждого блока предусматривает разноплановую работу с младшими школьниками, родителями и педагогическими работниками. Например, модуль социально-педагогической диагностики включал в себя необходимый диагностический инструментарий, обеспечивающий экспресс-диагностику результативности проводимых занятий и обратную связь. Это такие методики, как опросник родительского отношения (ОРО) Я.А. Варга - В.В. Столина (модификация Р.С. Немова), матрица определения обобщенного показателя социального благополучия семьи как инсти-
тута воспитания (Т.И. Шульга, Л.Я. Олиференко, И.Ф. Дементьевой, адаптация В.В. Зикратова), методика изучения социализированное™ учащегося (М.И. Рожков), методика выявления уровней педагогического просвещения родителей (И.А. Хоменко) и ряд других методик.
Таким образом, при разработке комплексных программ родительского образования должны учитываться организационно-педагогические принципы и условия реализации таких программ, а также их блочно-модульное построение, согласованность запроса родителей, детей и кадровый потенциал обеспечения образовательного учреждения.
Список литературы:
1. Словарь-справочник по педагогике / Авт. - сост. А.В. Мижериков; под ред. П.И. Пидкасистого. М.: ТЦ «Сфера», 2004. - 448 с.
2. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Справочноправовая система «Консультант плюс»
3. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. М.: ИЦ «Академия», 2002. - 256 с.
4. Змеев С.И. Андрагогика: теоретические основы обучения взрослых. М.: Ин-т общего образования, 1999. - 216 с.
5. Лихачев Б.Т. Педагогика. М.: Юрайт-Издат, 2003. - 607 с.
6. Максакова В.И. Организация воспитания младших школьников. М.: Просвещение, 2003. - 254 с.
КОМПОНЕНТЫ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В УПРАВЛЕНИИ СРЕДНИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ НОВОГО ТИПА
© Макарова Т.П.*
Альметьевск™ государственный нефтяной институт, г. Альметьевск
В статье рассмотрены некоторые специфические принципы, которые необходимо учитывать в вопросе управления средними образовательными учреждениями нового типа.
Опыт управления в системе учреждений образования нового типа показывает на необходимость учета некоторых специфических принципов:
Принцип технологичности
Данный принцип включает в себя ряд требований к содержанию и форме реализации управленческих решений, выполнение которых оптимизирует процесс их применения.
* Доцент кафедры Прикладной химии.