Научная статья на тему 'Социально-педагогическое партнерство как условие развития образовательной среды ДОУ: теоретическое обоснование'

Социально-педагогическое партнерство как условие развития образовательной среды ДОУ: теоретическое обоснование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
857
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СРЕДА / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ / INTERACTION / SOCIAL PARTNERSHIP / ENVIRONMENT / SOCIOCULTURAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балалиева О. В.

Современное ДОУ может строиться только за счет создания новой гуманистической образовательной среды, оптимизации взаимодействия личности и социума. Образовательная среда — социально-педагогическая система, приспосабливающаяся к условиям изменяющейся внешней среды, в том числе социокультурной. Анализ основных подходов к изучению партнерского взаимодействия и развитию среды в дошкольном учреждении, позволил определить содержание понятий «социально-педагогическое партнерство» и «образовательная среда», отметить сущность педагогического партнерства и развивающей среды в ДОУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and pedagogical partnership as a condition of development of education environment in pre-school educational institutions: theoretical background

Modern preschool institutions should be based only on the new humanistic educational environment development and the optimization of person and society interaction. Educational environment is a social-pedagogical system which adapts to changing conditions of external environment including sociocultural one. The analysis of main approaches to studying partnership interaction and development of the environment in preschool institutions allows defining the meaning of such terms as «social-pedagogical partnership» and «educational environment». It also helps to define the main point of pedagogical partnership and developing environment in preschool institutions.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическое партнерство как условие развития образовательной среды ДОУ: теоретическое обоснование»

О. В. Балалиева, соискатель, кафедра педагогики и психологии, Институт развития образования, г. Екатеринбург, Россия, balalievao@mail.ru

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОУ: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Социальное партнерство — важная проблема управления образованием. Необходимость социального партнерства в образовании, прежде всего, вызвана непрерывным процессом нарастания социального и культурного разнообразия в современном обществе. Исследованиям партнерства в образовании еще присущ дефицит социологического понимания спектра рассматриваемых проблем, в первую очередь, его социальной обусловленности, организационных форм, правовых норм, уровней активности, содержания, «внутренних» = и «внешних» факторов (степень социально-субъектной зрелости потенциальных партнеров, информационное и мотивационное обеспечение взаимодействий, распределение ответственности в социуме)1. = Министерство образования РФ отмечает, что «наличие воли к партнерству» по вопросам воспитания должно быть основано на согласовании различных позиций субъектов образовательной политики, к которым, согласно концепции модернизации образования, относятся все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные,

Основной принцип организации

социального партнерства -сплочение разных социальных групп, имеющих разные интересы в сфере образования, вокруг одной цели - всестороннего развития личности ребенка.

культурные, коммерческие и общественные институты.

Дошкольное образование сегодня претерпевает существенные изменения. Эти изменения обуславливают как позитивные тенденции развития дошкольного образования, так и сложные проблемы, требующие решения: обеспечение качества образования как главной задачи российской образовательной политики на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, а также привлечение социально-педагогических сил как потенциала развития образовательной среды дошкольных учреждений.

Актуальность проблемы статьи так же обосновывается необходимостью осуществления нового подхода к анализу процессов, происходящих в социально-педагогической сфере.

На социально-педагогическом уровне актуальность определяется еще и тем, что в стране изменилась роль образования в решении общественных проблем. Если сегодня ведущую роль в управлении образованием России продолжает играть государство, то по научным предположениям в перспективе некоторые функции управления

будут переданы социально-педагогическим силам. Основной принцип организации социального партнерства — сплочение разных социальных групп, имеющих разные интересы в сфере образования, вокруг одной цели — всестороннего развития личности ребенка.

Социальное партнерство в дошкольном образовании — это особая организация совместной деятельности дошкольных образовательных учреждений с участниками социально-педагогического партнерства: государственными и местными органами власти, общественными организациями и социальными группами, нацеленная на согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса. Способ осуществления социального партнерства — социальный диалог, в который вступают стороны с целью достижения согласия по вопросам, которые представляют взаимный интерес. Именно социальный диалог способен содействовать развитию и организации новой образовательной среды ДОУ.

Результаты исследований позволяют сегодня ставить вопрос о социально-педагогическом партнерстве в дошкольном образовании как потенциале развития образовательной среды в дошкольных образовательных учреждениях. Вышеизложенное свидетельствует об актуальности проблемы на научно-теоретическом уровне.

На научно-методическом уровне проблема определяется тем, что в современной науке и практике малоисследованным остается вопрос социально-педагогического партнерства как потенциала развития образовательной среды ДОУ: формирование и широкое использование новых вариантов методического обеспечения деятельности ДОУ, разработка интегрированных программ и «здоровьесберегающих» техно-

логий, интенсификация психологического сопровождения образовательного процесса.

Сегодня социальное партнерство как межсубъектные отношения представляет собой новое явление общественной жизни.

Партнерство является предметом изучения и вспомогательным средством во многих сферах деятельности человека и рассматривается как процесс взаимодействия между участниками какой-либо совместной деятельности.

Формирование общей концепции в осмыслении взаимодействия вовсе не означает полного сходства взглядов ученых.

Одни ученые трактуют взаимодействие наиболее обобщенно: как объективную, универсальную, проявляющуюся основу всего сущего, поэтому в качестве определяющего, раскрывающего понятия используется процесс.

«Взаимодействие — это процесс взаимного влияния тел друг на друга, наиболее общая, универсальная форма изменения их состояний. Без способности к взаимодействию материя не могла бы существовать».

Другие исследователи, подчеркивая активную, инициирующую сущность взаимодействия, обращаются к понятию взаимодействия:

«Взаимодействие — понятие для обозначения воздействия вещей друг на друга, для отображения взаимосвязей между различными объектами...»2. Нетрудно заметить, что определения первого ряда носят более обобщенный характер, предполагая, что взаимодействие может реализоваться в форме как активной, так и пассивной связи. В то же время определения, опирающиеся на «воздействие», подчеркивают переменно активный, направленный характер связи объектов.

Социальное партнерство (от фр. partenaire — участник совместных действий) — цивилизованная форма социальных отношений, обеспечивающих добровольное сотрудничество при соблюдении интересов всех сторон, объединяющих усилия в достижении общих целей на основе диалога и из «педагогического взаимодействия», взаимовыгодного социального обмена идеями, информацией, ресурсами. Сотрудничество базируется на общих ценностных ориентирах,

этических принципах, взаимном уважении и доверии. Его особенность заключается в необходимости «думать вместе и действовать сообща» (О. Конт), а суть — в признании чужих интересов как основного условия существования собственных3.

Социальное партнерство — это идеология, подчеркивает Б. М. Генкин, формы и методы согласования интересов социальных групп для обеспечения их конструктивного взаимодействия.

Основой понятия «социальное партнерство» выступает конструктивное взаимодействие заинтересованных сторон. Так, в исследовании О. Д. Никольской социальное партнерство в сфере дошкольного образования рассматривается как особый тип взаимодействия образовательных учреждений с участниками образовательного процесса, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленного на согласование и реализацию интересов участников этого процесса.

Помочь в укреплении социально-педагогического партнерства в системе дошкольного образования в контексте образовательного пространства страны призваны государственные документы, определяющие перспективы его дальнейшего развития.

Первое акцентирование внимания по проблеме социально-педагогического партнерства в нормативных документах можно отметить в Концепции дошкольного воспитания (1988). В Законе РФ «Об образовании» (1982) уважение к семье признается одним из принципов образования. Семья из объекта педагогического воздействия превращается в активного участника субъект-субъектного взаимодействия (ст. 18). Социальный заказ государства, направленный на развитие социально-педагогического

партнерства ДОУ находит свое отражение в Типовом положении о ДОУ (2008), а основным документом, определяющим отношения в сфере взаимодействия всех социально-педагогических партнеров, является Национальная доктрина образования в РФ до 2025 г.

В трудах Е. П. Арнаутовой, Т. Н. Доро-новой, Т. И. Даниловой, В. М. Ивановой, О. Д. Никольской и многих других исследователей были разработаны новые подходы к реализации социально-партнерских отношений в ДОУ, формы и направления их практической реализации. Исследователи предлагают свои формы и методы активизации позиций родителей в воспитании детей, в сотрудничестве с детским садом, разработали свои структурно-функциональные модели данного взаимодействия. Но авторы сходятся в одном, что «семья и детский сад выступают одновременно для ребенка своеобразной школой социального поведения. Но и в этом случае семья остается для него первой опорой, где он рассчитывает всегда найти поддержку своим душевным и эмоциональным силам»4.

С учетом позиций О. С. Газмана, И. В. Дубровиной, В. Т. Кудрявцева, Е. А. Панько, Д. И. Фельдштейна и др. характеристика условий, в частности, социально-педагогического партнерства, обеспечивающих личностный рост дошкольника, может быть представлена в следующих положениях:

— определение совместной деятельности взрослых и детей как движущей силы развития ребенка; ориентация на творческую направленность этого развития;

— формирование ценностных ориентиров взаимодействия дошкольника с окружающим миром, с людьми и самим собой с опорой на развернутое оценочное мнение взрослого о значении тех или иных явлений и поступков окружающих.

Сопоставление методических и психолого-педагогических аспектов позволило представить терминологическое поле в следующем виде:

Социально-педагогическое партнерство — процесс взаимодействия ДОУ с представителями различных социальных групп, имеющих собственные интересы в сфере дошкольного образования, с целью развития образователь-

ной среды и повышения эффективности данного взаимодействия.

Очевидно, что социально-педагогическое партнерство включает в себя:

1) выбор, согласно миссии ДОУ, социально-педагогических партнеров, которые имеют собственные интересы в сфере дошкольного образования, процесс взаимодействия с которыми приведет к развитию образовательной среды в данном ДОУ и повышению эффективности данного взаимодействия;

2) совокупность совместных коллективных договоров, принимаемых заинтересованными сторонами, направленных на интеграцию усилий социально-педагогических партнеров с целью развития образовательной среды данного ДОУ;

3) реализация совместных мероприятий в практической деятельности дошкольных образовательных учреждений;

4) развитие образования как открытой системы, гибко реагирующей на меняющиеся социально-экономические реалии и соответствующие им индивидуальные и групповые образовательные потребности;

5) воспитание и развитие в новых условиях воспитательных функций как неотъемлемой части системы образования, ориентированной на приобретение индивидуумом комплекса ключевых компетенций: социальных, поликультурных, языковых, информационных.

Анализ социально-педагогического партнерства в системе дошкольного образования как явления и связанная с этим проблема выявления и обоснования данного взаимодействия как условия развития образовательной среды дошкольного учреждения приводят к необходимости рассмотрения сути понятия «образовательная среда».

Рассмотрение феномена образовательной среды осуществляется с позиций, связанных с современным пониманием образования как сферы социальной жизни, а среды — как фактора образования. В самом общем смысле «среда» понимается как окружение, как совокупность условий и влияний, окружающих человека. Идеи развития образовательной среды обстоятельно разрабатываются как в исследова-

ниях отечественных педагогов и психологов (Г. А. Ковалев, В. П. Лебедева, А. Б. Орлов, В. И. Панов, А. В. Петровский, В. В. Рубцов, И. М. Улановская, Б. Д. Эльконин, В. А. Ясвин и др.), так и в зарубежной психологии (А. Бандура, К. Левин, К. Роджерс и др.)

Образовательная среда ДОУ относится к сложным, многоаспектным педагогическим явлениям, которые характеризуются не столько количественными, сколько качественными показателями. Образовательная среда ДУ представляет собой совокупность локальных образовательных сред, которые находятся во взаимодействии («встроены») друг с другом. В структуре образовательной среды ДУ можно выделить два основных уровня и вида локальных образовательных сред: на уровне деятельности образовательного учреждения — культурная педагогическая среда ДУ; на уровне индивидуальной деятельности педагога — среда профессионального функционирования педагога.

В исследованиях, посвященных теории и практике дошкольного образования, отсутствует понятие «образовательная среда», вместо него используются понятия «развивающая среда», «предметно-развивающая среда». Наиболее полной и учитывающей специфику деятельности ДУ, ориентиры развития, заданные Концепцией дошкольного воспитания, является концепция развивающей среды, разработанная группой исследователей в составе В. А. Петровского, Л. М. Клариной, Л. А. Смывиной и Л. П. Стрелковой.

В рамках этой концепции развивающая среда рассматривается как целесообразно организованная совокупность материальных объектов, предметов, находящихся в определенных пространственных взаимоот-

ношениях и непосредственно включенных в контекст развития ребенка5. Научно-психологические основы развивающего образования и основы организации развивающей среды как неотъемлемой части такого образования применительно к дошкольной ступени намечены в трудах выдающихся отечественных ученых двадцатого столетия — Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. Д. Б. Эль-конина. В этом направлении работали и работают их последователи — Л. А. Венгер, Ф. А. Сохин, Н. Н. Поддъяков, О. М. Дьяченко, Г. Г. Кравцов. Это психологическое движение сочеталось с аналогичными поисками в области педагогической теории — исследования А. П. Усовой, Н. В. Ветлуги-ной, С. Л. Новоселовой, В. А. Петровского, Л. П. Стрелковой и др. Некоторые авторы исследуют РС с позиции «предметной среды», «предметного пространства», с учетом эргономических требований к жизнедеятельности; антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателей этой среды.

По мнению Л. С. Выготского, предметно-развивающая среда имеет особую форму, часто не внешнюю, а воображаемую, т. е. внутреннюю.

Психологи и педагоги обращались к проблеме предметно-развивающей среды (Г. Фейн, Р. И. Жуковская, Д. В. Мендже-рицкая, А. П. Усова). Аналогичную проблематику изучала С. Л. Новоселова, рассматривавшая развивающую предметную среду детства как среду предметно-игровую, проектируемую с помощью вариативных дизайн-проектов.

Однако предметно-развивающая среда чаще всего связывается с предметным пространством, отождествляющимся с игровой средой.

Надо подчеркнуть, что О. А. Комаровой под предметно-игровой средой понимается организованное пространство, включающее в себя специально подобранные игрушки, игровое оборудование, предметы мебели для осуществления специ фичных видов детской деятельности, глав ным образом игры, личностно-ориентиро ванного взаимодействия. Однако среда бу

Предметный мир детства - среда развития всех специфических его видов деятельности.

дет являться стимулом к развитию только в том случае, если будет иметь определенную направленность и структуру в соответствии с актуальными потребностями, возможностями ее субъектов6.

Автор понимает предметно-развивающую среду как место, рамки которого могут быть обозначены предметами материального мира, а могут быть и не обозначены, но иметь место в детских представлениях, образах, о которых взрослый может узнать, только обратившись к ребенку с вопросом или участвуя в игре. То есть предметно-развивающая среда — это не конкретное место, а собирательный образ места, который создается педагогом и чаще всего связан со словесным обозначением предметов.

Само это понятие предметно-развивающая среда было введено в лексикон педагогов и дизайнеров после 1988 г., когда вышла Концепция дошкольного воспитания: Концепция построения развивающей среды служит ее теоретической основой.

Таким образом, по мнению автора, предметно-развивающая среда — организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка.

Предметно-развивающая среда — составная часть развивающей среды дошкольного детства. Некоторые современные ученые понимают ее как совокупность предметов, представляющих собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры, в которых запечатлен опыт, знания, вкусы, способности и потребности многих поколений.

Через такие предметы ребенок познает самого себя, свою индивидуальность, находит свою «вторую жизнь» в предметах культуры, в образе взаимоотношений людей друг с другом. Поэтому с психологической точки зрения от того, в каких взаимоотношениях со средой находится ребенок, с учетом изменений, происходящих в нем самом и в среде, зависит динамика его развития, формирование качественно новых психических образований. Отношение ребенка к среде определяет и его актив-

ность в ней. Предметный мир детства — среда развития всех специфических его видов деятельности.

Предметно-развивающая среда детского сада предполагает развитие широкого круга детских интересов и форм деятельности. С. Л. Новоселова дает ей следующее определение: предметно-развивающая среда — система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика7.

Социализирующую роль предметно-развивающей среды в своей концепции социального развития отмечает С. А. Козлова: «социальный портрет окружения» (библиотека, школа, кинотеатр и др.) обеспечивает условие социально-нравственного развития ребенка дошкольного возраста.

Это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей. Развивающая среда является таковой, если помогает ребенку осваивать генетические задачи возраста.

Таким образом, организация соответствующей предметно-развивающей среды, наполненной благоприятной атмосферой, способствует овладению детьми компетент-ностями (интеллектуальной, языковой, социальной), развитию креативности, инициативности, произвольности, формированию самостоятельности и ответственности, самосознания и самооценки, произвольности, создает условия для свободы поведения и безопасности воспитанников.

Организовать среду в детском саду необходимо таким образом, чтобы ребенок с самого начала располагал необходимыми «степенями свободы» не только в проявлении уже сложившихся у него духовно-практических возможностей, но и в освоении новых возможностей и горизонтов развития (Н. Н. Поддъяков, В. Кудрявцев).

Итогом развития развивающей среды ДОУ будет считаться:

— активное взаимодействие всех участников социального партнерства, направленное на развитие личности ребенка;

— личностно-ориентированная модель воспитания, отношения взрослого и ребенка;

— единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка;

— базисные компоненты, необходимые для всестороннего развития детей;

— подготовленность, компетентность взрослого, его доброжелательность и заинтересованность к детям;

— качество пространственно-предметного содержания среды и социальных отношений в данной среде.

Результативным аспектом реализации социально-педагогического партнерства ДОУ является интегративная деятельность всех участников социально-педагогического партнерства с целью создания наиболее эффективной развивающей среды. ^

1. Осипов А. М. О социальном партнерстве в сфере образования // Социологические исследования. 2008. № 11. С. 110.

2. Слободчиков В. Российское образование: перспективы развития // Директор школы. 2000. № 2. С.73-74.

3. Буева И. Социальное партнерство. Детский сад и дополнительное образование // Дошкольное воспитание. 2008. № 7. С. 30-31.

4. Волошина Л., Кокунько Л. Современная воспитательная система детского сада // Дошкольное воспитание. 2004. № 3. С. 17.

5. Сорина А. К. Проектирование образовательной среды в дошкольном учреждении: Научно-методическое пособие. - СПб.: СПбАППО, 2004.

6. Комарова О. А. Взаимодействие педагога и детей в условиях среды дошкольного образовательного учреждения // Дискуссия: журнал научных публикаций. 2011. № 10 (18) декабрь. С. 104-107.

7. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда: методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. — М.: Центр инноваций в педагогике, 1995. С. 64.

8. Кучер В. А. Теоретико-методологические подходы к пониманию образовательной среды // Дискуссия: журнал научных публикаций. 2011. № 8 (16) октябрь. С. 94-97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.