И. В. Кощиенко, аспирант,
кафедра педагогики и психологии высшей школы, Московский гуманитарный университет, г. Москва, Россия, [email protected]
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ГРУППЕ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ
На современном этапе развития новых форм дошкольного образования группа кратковременного пребывания представлена широким видовым разнообразием, каждая из них имеет свою цель и своего потребителя. Данный вид дошкольного образования помогает успешно социализировать ребенка и приспособить его к жизни в новом детском коллективе. Однако существуют определенные сложности в организации взаимодействия педагогов и родителей, поскольку система работы групп кратковременного пребывания имеет ряд особенностей:
— повышенная гибкость в режиме функционирования, комплектования (сочетание возрастного и разновозрастного принципов);
— выстраивания отношений с родителями;
— построения образовательного процесса (содержание и применение педагогических технологий, обеспечивающих индивидуальное, личностно-ориентированное развитие ребенка);
— значительный круг дифференциации направлений подготовки воспитанников1.
Актуальность идеи внедрения эффективных технологий сотрудничества с родителями в практике социально-делового и психолого-педагогического партнерства влечет за собой создание таких организационно-педагогических условий, которые были бы
направлены на формирование ценностно-ориентационного единства педагогов и родителей.
Ценности, выполняя функцию стимулов, создают условия для реализации активности личности. Ценности являются: стимулом и основой жизнедеятельности человека; нормами, регламентирующими педагогическую деятельность, цель, средства и способы деятельности, ценностные знания и умения, качества педагога, отношения к себе и другим субъектам. Родители являются первыми педагогами своих детей, поэтому для них педагогические ценности имеют такое же значение, как и для педагогов образовательного учреждения. Несмотря на то, что педагогическая деятельность родителей не является профессиональной, она ежедневно осуществляется ими в отношении своих детей и в современных условиях требует специальной подготовки родителей, наличия у них педагогической компетентности. Педагогическая компетентность и педагогическая подготовленность родителей являются важными компонентами педагогической культуры родителей. По мнению современных исследователей (Е. В. Бондаревская, И. В. Гребенников, Т. В. Лодкина и др.), определяющим фактором для формирования педагогической культуры родителей является создание педагогических условий для получения специальных знаний в области воспитания ребенка, полноценного раз-
вития родительских умений (конструктивных, организаторских, коммуникативных) и формирования у них гностических, проективных и психологических позиций (целепо-лагание, эмоциональная сфера, психологическая способность к саморегуляции эмоций и поведения).
Учитывая актуальность и практическую значимость вышеназванной проблемы, под организационно- =
педагогическими условиями целесообразно понимать взаимосвязанную совокупность мер по организации взаимодействия педагогов и родителей в группе кратковременного пребывания. Меры, в данном случае, — это совокупность объективных возможностей содержания организационных мероприятий, форм, методов, приемов и средств повышения эффективности межличностного взаимодействия и активной практико-ориентированной среды, а также совместной деятельности субъектов воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающих ценностно-ориентационное единство педагогов и родителей.
Таким образом, организационно-педагогическими условиями взаимодействия педагогов и родителей в группе кратковременного пребывания на основе педагогического проектирования являются:
— построение диалогических отношений педагогов и родителей с целью определения единых подходов к целостному развитию ребенка, на основе ценностно-ориентационного единства совместной педагогической деятельности в группе кратковременного пребывания;
— осуществление своевременной экстраполяции образовательных запросов родителей в педагогический процесс группы кратковременного пребывания через совместное освоение проектной деятельности педагогами и родителями посредством последовательных, взаимосвя-
Актуальность идеи внедрения эффективных технологий сотрудничества с родителями в практике социально-делового и психолого-педагогического партнерства влечет за собой создание таких организационно-педагогических условий, которые были бы направ лены на формирование ценностно ориентационного единства педагогов и родителей.
занных этапов осмысления, интерпретации и рефлексии организации взаимодействия;
— практико-ориентированное освоение способов взаимодействия педагогов и родителей в группе кратковременного пребывания направлено на преодоление отчуждения между участниками образовательного процесса в контексте деятельностного подхода.
^ Рассмотрим подробнее названные условия, с кратким их описанием.
Построение диалогических отношений педагогов и родителей с целью определения единых подходов к целостному развитию ребенка на основе ценностно-ориентационного единства совместной педагогической деятельности в группе кратковременного пребывания предполагает использование модели организации взаимодействия педагогов и родителей, предусматривающей:
1) создание особого стиля отношений между педагогами и родителями в атмосфере совместного пребывания всех субъектов образования (дети, родители, педагоги, специалисты);
2) организацию единства действий педагогов и родителей в процессе всестороннего развития ребенка-дошкольника;
3) развитие коллективной деятельности с целью проявления потребности и способности к взаимодействию;
4) создание психологического климата, в котором культивируются чуткость, доброжелательность, теплые, доверительные отношения;
Родители являются первыми педагогами своих детей, поэтому для них
педагогические ценности имеют такое же значение, как и для педагогов образовательного учреждения.
5) организацию специальной просветительской работы с родителями по формированию всесторонне развитой личности ребенка;
6) активную включенность каждого родителя в деятельность, содержанием которой является забота о всестороннем развитии ребенка;
ДИСКУССИЯ
журнал научных публикаций V
7) общение на личностном уровне;
8) индивидуальный подход к ребенку.
Для развития диалога необходимо соз
дать в педагогическом коллективе атмосферу поиска эффективных решений, предельно открытого, откровенного обмена мнениями. Одним из средств выработки согласования действий и единого понимания значимости взаимодействия для целостного развития ребенка, является целенаправленная деятельность старшего воспитателя по следующим направлениям2:
— повышение педагогической культуры педагогов группы кратковременного пребывания путем освоения новых педагогических технологий интеграции деятельности педагога и специалистов группы, проектной деятельности по вопросам взаимодействия с родителями, технологий сотрудничества, игровых технологий и др.; обмена опытом совместной работы педагога и родителей с детьми и т. д.
— целенаправленная просветительская деятельность среди родителей в режиме педагогического всеобуча (в режиме дня группы; групповое и индивидуальное консультирование; клубная работа и т. д.);
— создание координационного совета по организации и управлению качеством взаимодействия.
Доброжелательность педагогов, специалистов по отношению к детям, улыбка при встрече, интерес к жизни семьи — все это дает понять родителям о неравнодушии к их ребенку, поддержке со стороны педагогического коллектива, что является условием выстраивания партнерских отношений между воспитывающими взрослыми. Реализация данного условия дает почву для сотрудничества, сплочения детского и взрослого коллективов, сохранения здоровья детей, психологического и душевного комфорта.
Осуществление своевременной экстраполяции образо-
Педагогическая компетентность и педагогическая подготовленность родителей являются важными компонентами педагогической культуры родителей.
вательных запросов родителей в педагогический процесс группы кратковременного пребывания через совместное освоение проектной деятельности педагогами и родителями посредством последовательных, взаимосвязанных этапов осмысления, интерпретации и рефлексии организации взаимодействия.
Раскроем содержание представленных этапов:
1 этап (осмысления организации взаимодействия педагогов и родителей). Педагогический аудит потребности педагогов и родителей во взаимодействии, развития партнерских отношений, стремления к целостному развитию ребенка и выделения проблемы, которая должна быть решена в процессе проектировочной деятельности. На основе анализа составляется представление о потребностях педагогов и родителей. Выявляются несовпадения точек зрения и причины рассогласования между взглядами педагогов и родителей на подходы к воспитанию и образованию ребенка. Выдвигаемая цель проектирования — формирование ценностно-ориентационного единства педагогов и родителей группы кратковременного пребывания по вопросам целостного развития ребенка.
2 этап (реализации взаимодействия педагогов и родителей). Реализация взаимодействия осуществляется через содержание совместных действий педагогов, специалистов и родителей в группе кратковременного пре-
бывания, представленных модулями, отражающими основные направления развития ребенка дошкольного возраста: модуль физического, модуль со- = циально-личностного, модуль познавательно-речевого, модуль художественно-речевого развития ребенка.
Содержание деятельности каждого участника взаимодействия включает в себя следующие аспекты:
1. Содержание деятельности педагога группы кратковременного пребывания:
— знакомство родителей с содержанием образовательного процесса, выработка совместно с родителями стратегии взаимодействия и тактики единых требований к воспитанию и образованию ребенка-дошкольника;
— организация психолого-педагогического просвещения родителей совместно со специалистами дошкольного образовательного учреждения (старший воспитатель, воспитатель по физической культуре, старшая медсестра, музыкальный руководитель, психолог), работающими в группе кратковременного пребывания;
— развитие диалогического общения на основе вовлечения родителей в совместную образовательную, продуктивную, досуго-вую, проектную и др. деятельность;
— участие в составлении индивидуального маршрута развития ребенка и оказание психо л ого-педагогической помощи в орга-
Взаимодействие педагога и родителей позволяет обеспечить единство педагогических взглядов и подходов к разрешению индивидуальных проблем ребенка, актуализировать в сознании родителей вопросы их собственной деятельности по целостному развитию ребенка, стимулировать их личностно-профессиональный рост как первых педагогов собственных детей.
низации семейного воспитания в соответствии с маршрутом;
— организация взаимодействия с орга-
нами общественного управления дошкольного образовательного учреждения: родительским комитетом группы, Управляющим Советом детского сада; в случае необходимости органами социальной опеки по месту жительства, учреждениями дополнительного образования, службами психолого-педагогической поддержки района, медико-психологическими службами районной поликлиники и т. д.;
— регулирование и корректировка взаимодействия всех субъектов образовательного процесса в решении проблем ребенка;
— пошаговое выполнение запланированных совместных действий с выбором форм взаимодействия: популярные формы общения (круглый стол, дискуссионные клубы, вечер вопросов и ответов, родительская конференция, консультации, педагогическая «гостиная», образовательно-игровой тренинг, практикумы в форме деловой игры, досуговые формы общения родителей и детей); активные методы общения (анкетирование, тестирование, интервьюирование, дискуссионные вопросы, аппеляция к авторскому мнению из литературы, открытые просмотры и активное участие в детской деятельности, анализ результатов творческой деятельности детей)3; анализ педагогических
ситуаций, решение проблемных педагогических задач, управляемое игровое взаимодействие родителей и детей, спонтанное игровое взаимодействие взрослых и детей, игровое моделирование способов родительского поведения и гуманистического стиля общения, цель которого — взаимное познание, самопознание. Отсутствие желания со стороны пе-
дагога достижения контроля над поведением родителей, над их установками или принуждение к определенным действиям и решениям.
2. Основные направления и содержание деятельности педагога, специалистов, работающих в группе кратковременного пребывания (старший воспитатель, воспитатель по физической культуре, старшая медсестра, музыкальный руководитель), и родителей воспитанников.
Взаимодействие педагога, специалистов, работающих в группе кратковременного пребывания, и родителей позволяет обеспечить единство педагогических взглядов и подходов к разрешению индивидуальных проблем ребенка, актуализировать в сознании родителей вопросы их собственной деятельности по целостному развитию ребенка, стимулировать их личностно-профессиональный рост как первых педагогов собственных детей.
Групповая сплоченность складывается из согласованности действий педагога, специалистов и родителей относительно:
— значения взаимодействия всех субъектов образования в целостном развитии ребенка;
— единых целей, ценностей, содержания взаимодействия в современных условиях;
— использования тех или иных форм, методов, средств межличностного взаимодействия.
На групповую сплоченность педагога, специалистов и родителей группы кратковременного пребывания влияют:
— уровень развития и характер межличностных отношений педагогов, специалистов и родителей как
субъектов педагогического коллектива группы;
— лидерская позиция педагога в педагогическом коллективе группы;
— характер и уровень развития профессиональных отношений членов педа- = гогического коллектива группы, имеющих общие образовательные цели, достижение
Приглашение специалистов на разные групповые мероприятия
повышает познавательную активность родителей, их интерес к проводимым делам, и, следовательно, является одним из способов психолого-педагогического сопровождения социально незащищенных семей.
которых является для них также личностно значимым.
3. Содержание деятельности педагога-психолога по организации взаимодействия педагогов и родителей группы кратковременного пребывания может быть представлено в решении следующих задач:
— психологическое сопровождение организации взаимодействия педагогов и родителей группы кратковременного пребывания, направленное на создание особого стиля отношений между педагогами; развитие коллективной деятельности и создание психологического климата, в котором культивируются чуткость, доброжелательность, теплые, доверительные отношения (индивидуальное консультирование педагогов и родителей в области взаимоотношений педагог-родитель-специалист, проведение диагностических процедур, использование методов, способствующих улучшению межличностного взаимодействия (организация тренингов, методы арт-терапии и т. д.);
— повышение психолого-педагогической компетентности педагога группы в области взаимодействия с родителями с целью проявления потребности и способности к
взаимодействию (принятие единых принципов взаимодействия, постоянное повышение профессиональной компетенции в области взаимодействия; общение на личностном уровне, овладение механизмами взаимодействия);
— осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки, с це-
лью специальной просветительской работы с родителями, процесса разработки индивидуального образовательного маршрута ребенка (лекции, семинары, практикумы; конференции; индивидуальные консультации; тематические консультации); доведение до родителей информации о предельно допустимых нормах учебной нагрузки, о содержании образовательных программ, о возможностях и правилах внесения изменений в индивидуальный образовательный маршрут;
— активное включение родителей во взаимодействие со специалистами по обеспечению психолого-педагогического сопровождения ребенка (организация взаимодействия в практико-ориентированном пространстве);
— создание условий для развития положительного психологического климата в педагогическом коллективе (педагоги, специалисты, родители) группы (участие в работе семейных клубов);
— объединение и координация усилий различных государственных и социальных служб по оказанию необходимой помощи социально незащищенным воспитанникам и их семьям. Формы сотрудничества с социальными партнерами: совместная организация и проведение групповых мероприятий, встреч с интересными людьми; совместная исследовательская и диагностическая деятельность; консультации, круглые столы; профилактическая помощь дошкольному образовательному учреждению и т. д. Приглашение специалистов на разные групповые мероприятия повышает познавательную активность родителей, их интерес к проводимым делам, и, следовательно, является одним из способов психолого-педагогического сопровождения социально незащищенных семей;
— оказание индивидуальной помощи родителям в целостном развитии ребенка (консультирование; показ способов действия, подбор литературы, подбор игр для семейной игротеки).
3 этап (рефлексия организации взаимодействия). Определение уровня организации взаимодействия и качества совместной деятельности в соответствии с разработанными критериями и показателями оценки взаимодействия педагогов и родителей в группе кратковременного пребывания.
Таким образом, поэтапная организация взаимодействия педагогов, специалистов группы кратковременного пребывания и родителей по основным линиям развития ребенка-дошкольника через реализацию содержания модулей и направлений деятельности педагогического коллектива позволяет создать в группе семейно-педагоги-ческое пространство повышенной творческой активности, задать четкий ритм жизни группового коллектива, избежать стихийности, непредсказуемости, прогнозировать и отслеживать степень воспитательного воздействия, привлекать родителей, сформировать личностные и коллективные ценности.
Практико-ориентированное освоение способов взаимодействия педагогов и родителей в группе кратковременного пребывания, направленное на преодоление отчуждения между участниками образовательного процесса в контексте деятельностного подхода, осуществляется через разнообразные методы и формы совместной деятельности всех субъектов образования (участие в организованных видах деятельности совместно с детьми; проектирование: занятий, предметной среды для двигательной активности ребенка, индивидуального образовательного маршрута, предметно-развивающей среды группы; дизайн групповой комнаты, музыкального зала; изготовление дидактических пособий, декораций и атрибутов; освоения способов игрового взаимодействия с ребенком и т. д.).
Обобщая вышесказанное, можно резюмировать, что перечисленные организационно-педагогические условия способствуют целенаправленному, творческому взаимодействию всех субъектов образования и формированию ценностно-ориентацион-ного единства педагогов и родителей. 4
1. Всероссийский эксперимент «Развитие новых форм дошкольного образования в современных социально-экономических условиях»: Сборник статей и документов / под. ред. Т. И. Оверчук — Вып. 1-4. М.: Школьная пресса, 2000-2002.
2. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы / К. Ю. Белая М.: ТЦ Сфера, 2005.
3. Городская программа «Московская семья — компетентные родители». М., 2007.