Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия взаимодействия педагогов и родителей в группе кратковременного пребывания'

Организационно-педагогические условия взаимодействия педагогов и родителей в группе кратковременного пребывания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
569
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ГРУППЕ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОЕ ЕДИНСТВО / INTERACTION OF TEACHERS AND PARENTS IN GROUPS OF SHORT-TERM STAY / ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS / TSENNOSTNO-ORIENTATION UNITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кощиенко И. В.

Данная статья посвящена проблеме создания условий для совместной педагогической деятельности педагогов и родителей группы кратковременного пребывания, с использованием методов, повышающих инициативность родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кощиенко И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and pedagogical conditions of teachers and parents interaction in the short-stay group

This article focuses on creating the conditions for joint pedagogic activity of teachers and parents for short stay groups using the parents' initiative methods.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия взаимодействия педагогов и родителей в группе кратковременного пребывания»

И. В. Кощиенко, аспирант,

кафедра педагогики и психологии высшей школы, Московский гуманитарный университет, г. Москва, Россия, ds2725@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

УСЛОВИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ГРУППЕ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ

На современном этапе развития новых форм дошкольного образования группа кратковременного пребывания представлена широким видовым разнообразием, каждая из них имеет свою цель и своего потребителя. Данный вид дошкольного образования помогает успешно социализировать ребенка и приспособить его к жизни в новом детском коллективе. Однако существуют определенные сложности в организации взаимодействия педагогов и родителей, поскольку система работы групп кратковременного пребывания имеет ряд особенностей:

— повышенная гибкость в режиме функционирования, комплектования (сочетание возрастного и разновозрастного принципов);

— выстраивания отношений с родителями;

— построения образовательного процесса (содержание и применение педагогических технологий, обеспечивающих индивидуальное, личностно-ориентированное развитие ребенка);

— значительный круг дифференциации направлений подготовки воспитанников1.

Актуальность идеи внедрения эффективных технологий сотрудничества с родителями в практике социально-делового и психолого-педагогического партнерства влечет за собой создание таких организационно-педагогических условий, которые были бы

направлены на формирование ценностно-ориентационного единства педагогов и родителей.

Ценности, выполняя функцию стимулов, создают условия для реализации активности личности. Ценности являются: стимулом и основой жизнедеятельности человека; нормами, регламентирующими педагогическую деятельность, цель, средства и способы деятельности, ценностные знания и умения, качества педагога, отношения к себе и другим субъектам. Родители являются первыми педагогами своих детей, поэтому для них педагогические ценности имеют такое же значение, как и для педагогов образовательного учреждения. Несмотря на то, что педагогическая деятельность родителей не является профессиональной, она ежедневно осуществляется ими в отношении своих детей и в современных условиях требует специальной подготовки родителей, наличия у них педагогической компетентности. Педагогическая компетентность и педагогическая подготовленность родителей являются важными компонентами педагогической культуры родителей. По мнению современных исследователей (Е. В. Бондаревская, И. В. Гребенников, Т. В. Лодкина и др.), определяющим фактором для формирования педагогической культуры родителей является создание педагогических условий для получения специальных знаний в области воспитания ребенка, полноценного раз-

вития родительских умений (конструктивных, организаторских, коммуникативных) и формирования у них гностических, проективных и психологических позиций (целепо-лагание, эмоциональная сфера, психологическая способность к саморегуляции эмоций и поведения).

Учитывая актуальность и практическую значимость вышеназванной проблемы, под организационно- =

педагогическими условиями целесообразно понимать взаимосвязанную совокупность мер по организации взаимодействия педагогов и родителей в группе кратковременного пребывания. Меры, в данном случае, — это совокупность объективных возможностей содержания организационных мероприятий, форм, методов, приемов и средств повышения эффективности межличностного взаимодействия и активной практико-ориентированной среды, а также совместной деятельности субъектов воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающих ценностно-ориентационное единство педагогов и родителей.

Таким образом, организационно-педагогическими условиями взаимодействия педагогов и родителей в группе кратковременного пребывания на основе педагогического проектирования являются:

— построение диалогических отношений педагогов и родителей с целью определения единых подходов к целостному развитию ребенка, на основе ценностно-ориентационного единства совместной педагогической деятельности в группе кратковременного пребывания;

— осуществление своевременной экстраполяции образовательных запросов родителей в педагогический процесс группы кратковременного пребывания через совместное освоение проектной деятельности педагогами и родителями посредством последовательных, взаимосвя-

Актуальность идеи внедрения эффективных технологий сотрудничества с родителями в практике социально-делового и психолого-педагогического партнерства влечет за собой создание таких организационно-педагогических условий, которые были бы направ лены на формирование ценностно ориентационного единства педагогов и родителей.

занных этапов осмысления, интерпретации и рефлексии организации взаимодействия;

— практико-ориентированное освоение способов взаимодействия педагогов и родителей в группе кратковременного пребывания направлено на преодоление отчуждения между участниками образовательного процесса в контексте деятельностного подхода.

^ Рассмотрим подробнее названные условия, с кратким их описанием.

Построение диалогических отношений педагогов и родителей с целью определения единых подходов к целостному развитию ребенка на основе ценностно-ориентационного единства совместной педагогической деятельности в группе кратковременного пребывания предполагает использование модели организации взаимодействия педагогов и родителей, предусматривающей:

1) создание особого стиля отношений между педагогами и родителями в атмосфере совместного пребывания всех субъектов образования (дети, родители, педагоги, специалисты);

2) организацию единства действий педагогов и родителей в процессе всестороннего развития ребенка-дошкольника;

3) развитие коллективной деятельности с целью проявления потребности и способности к взаимодействию;

4) создание психологического климата, в котором культивируются чуткость, доброжелательность, теплые, доверительные отношения;

Родители являются первыми педагогами своих детей, поэтому для них

педагогические ценности имеют такое же значение, как и для педагогов образовательного учреждения.

5) организацию специальной просветительской работы с родителями по формированию всесторонне развитой личности ребенка;

6) активную включенность каждого родителя в деятельность, содержанием которой является забота о всестороннем развитии ребенка;

ДИСКУССИЯ

журнал научных публикаций V

7) общение на личностном уровне;

8) индивидуальный подход к ребенку.

Для развития диалога необходимо соз

дать в педагогическом коллективе атмосферу поиска эффективных решений, предельно открытого, откровенного обмена мнениями. Одним из средств выработки согласования действий и единого понимания значимости взаимодействия для целостного развития ребенка, является целенаправленная деятельность старшего воспитателя по следующим направлениям2:

— повышение педагогической культуры педагогов группы кратковременного пребывания путем освоения новых педагогических технологий интеграции деятельности педагога и специалистов группы, проектной деятельности по вопросам взаимодействия с родителями, технологий сотрудничества, игровых технологий и др.; обмена опытом совместной работы педагога и родителей с детьми и т. д.

— целенаправленная просветительская деятельность среди родителей в режиме педагогического всеобуча (в режиме дня группы; групповое и индивидуальное консультирование; клубная работа и т. д.);

— создание координационного совета по организации и управлению качеством взаимодействия.

Доброжелательность педагогов, специалистов по отношению к детям, улыбка при встрече, интерес к жизни семьи — все это дает понять родителям о неравнодушии к их ребенку, поддержке со стороны педагогического коллектива, что является условием выстраивания партнерских отношений между воспитывающими взрослыми. Реализация данного условия дает почву для сотрудничества, сплочения детского и взрослого коллективов, сохранения здоровья детей, психологического и душевного комфорта.

Осуществление своевременной экстраполяции образо-

Педагогическая компетентность и педагогическая подготовленность родителей являются важными компонентами педагогической культуры родителей.

вательных запросов родителей в педагогический процесс группы кратковременного пребывания через совместное освоение проектной деятельности педагогами и родителями посредством последовательных, взаимосвязанных этапов осмысления, интерпретации и рефлексии организации взаимодействия.

Раскроем содержание представленных этапов:

1 этап (осмысления организации взаимодействия педагогов и родителей). Педагогический аудит потребности педагогов и родителей во взаимодействии, развития партнерских отношений, стремления к целостному развитию ребенка и выделения проблемы, которая должна быть решена в процессе проектировочной деятельности. На основе анализа составляется представление о потребностях педагогов и родителей. Выявляются несовпадения точек зрения и причины рассогласования между взглядами педагогов и родителей на подходы к воспитанию и образованию ребенка. Выдвигаемая цель проектирования — формирование ценностно-ориентационного единства педагогов и родителей группы кратковременного пребывания по вопросам целостного развития ребенка.

2 этап (реализации взаимодействия педагогов и родителей). Реализация взаимодействия осуществляется через содержание совместных действий педагогов, специалистов и родителей в группе кратковременного пре-

бывания, представленных модулями, отражающими основные направления развития ребенка дошкольного возраста: модуль физического, модуль со- = циально-личностного, модуль познавательно-речевого, модуль художественно-речевого развития ребенка.

Содержание деятельности каждого участника взаимодействия включает в себя следующие аспекты:

1. Содержание деятельности педагога группы кратковременного пребывания:

— знакомство родителей с содержанием образовательного процесса, выработка совместно с родителями стратегии взаимодействия и тактики единых требований к воспитанию и образованию ребенка-дошкольника;

— организация психолого-педагогического просвещения родителей совместно со специалистами дошкольного образовательного учреждения (старший воспитатель, воспитатель по физической культуре, старшая медсестра, музыкальный руководитель, психолог), работающими в группе кратковременного пребывания;

— развитие диалогического общения на основе вовлечения родителей в совместную образовательную, продуктивную, досуго-вую, проектную и др. деятельность;

— участие в составлении индивидуального маршрута развития ребенка и оказание психо л ого-педагогической помощи в орга-

Взаимодействие педагога и родителей позволяет обеспечить единство педагогических взглядов и подходов к разрешению индивидуальных проблем ребенка, актуализировать в сознании родителей вопросы их собственной деятельности по целостному развитию ребенка, стимулировать их личностно-профессиональный рост как первых педагогов собственных детей.

низации семейного воспитания в соответствии с маршрутом;

— организация взаимодействия с орга-

нами общественного управления дошкольного образовательного учреждения: родительским комитетом группы, Управляющим Советом детского сада; в случае необходимости органами социальной опеки по месту жительства, учреждениями дополнительного образования, службами психолого-педагогической поддержки района, медико-психологическими службами районной поликлиники и т. д.;

— регулирование и корректировка взаимодействия всех субъектов образовательного процесса в решении проблем ребенка;

— пошаговое выполнение запланированных совместных действий с выбором форм взаимодействия: популярные формы общения (круглый стол, дискуссионные клубы, вечер вопросов и ответов, родительская конференция, консультации, педагогическая «гостиная», образовательно-игровой тренинг, практикумы в форме деловой игры, досуговые формы общения родителей и детей); активные методы общения (анкетирование, тестирование, интервьюирование, дискуссионные вопросы, аппеляция к авторскому мнению из литературы, открытые просмотры и активное участие в детской деятельности, анализ результатов творческой деятельности детей)3; анализ педагогических

ситуаций, решение проблемных педагогических задач, управляемое игровое взаимодействие родителей и детей, спонтанное игровое взаимодействие взрослых и детей, игровое моделирование способов родительского поведения и гуманистического стиля общения, цель которого — взаимное познание, самопознание. Отсутствие желания со стороны пе-

дагога достижения контроля над поведением родителей, над их установками или принуждение к определенным действиям и решениям.

2. Основные направления и содержание деятельности педагога, специалистов, работающих в группе кратковременного пребывания (старший воспитатель, воспитатель по физической культуре, старшая медсестра, музыкальный руководитель), и родителей воспитанников.

Взаимодействие педагога, специалистов, работающих в группе кратковременного пребывания, и родителей позволяет обеспечить единство педагогических взглядов и подходов к разрешению индивидуальных проблем ребенка, актуализировать в сознании родителей вопросы их собственной деятельности по целостному развитию ребенка, стимулировать их личностно-профессиональный рост как первых педагогов собственных детей.

Групповая сплоченность складывается из согласованности действий педагога, специалистов и родителей относительно:

— значения взаимодействия всех субъектов образования в целостном развитии ребенка;

— единых целей, ценностей, содержания взаимодействия в современных условиях;

— использования тех или иных форм, методов, средств межличностного взаимодействия.

На групповую сплоченность педагога, специалистов и родителей группы кратковременного пребывания влияют:

— уровень развития и характер межличностных отношений педагогов, специалистов и родителей как

субъектов педагогического коллектива группы;

— лидерская позиция педагога в педагогическом коллективе группы;

— характер и уровень развития профессиональных отношений членов педа- = гогического коллектива группы, имеющих общие образовательные цели, достижение

Приглашение специалистов на разные групповые мероприятия

повышает познавательную активность родителей, их интерес к проводимым делам, и, следовательно, является одним из способов психолого-педагогического сопровождения социально незащищенных семей.

которых является для них также личностно значимым.

3. Содержание деятельности педагога-психолога по организации взаимодействия педагогов и родителей группы кратковременного пребывания может быть представлено в решении следующих задач:

— психологическое сопровождение организации взаимодействия педагогов и родителей группы кратковременного пребывания, направленное на создание особого стиля отношений между педагогами; развитие коллективной деятельности и создание психологического климата, в котором культивируются чуткость, доброжелательность, теплые, доверительные отношения (индивидуальное консультирование педагогов и родителей в области взаимоотношений педагог-родитель-специалист, проведение диагностических процедур, использование методов, способствующих улучшению межличностного взаимодействия (организация тренингов, методы арт-терапии и т. д.);

— повышение психолого-педагогической компетентности педагога группы в области взаимодействия с родителями с целью проявления потребности и способности к

взаимодействию (принятие единых принципов взаимодействия, постоянное повышение профессиональной компетенции в области взаимодействия; общение на личностном уровне, овладение механизмами взаимодействия);

— осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки, с це-

лью специальной просветительской работы с родителями, процесса разработки индивидуального образовательного маршрута ребенка (лекции, семинары, практикумы; конференции; индивидуальные консультации; тематические консультации); доведение до родителей информации о предельно допустимых нормах учебной нагрузки, о содержании образовательных программ, о возможностях и правилах внесения изменений в индивидуальный образовательный маршрут;

— активное включение родителей во взаимодействие со специалистами по обеспечению психолого-педагогического сопровождения ребенка (организация взаимодействия в практико-ориентированном пространстве);

— создание условий для развития положительного психологического климата в педагогическом коллективе (педагоги, специалисты, родители) группы (участие в работе семейных клубов);

— объединение и координация усилий различных государственных и социальных служб по оказанию необходимой помощи социально незащищенным воспитанникам и их семьям. Формы сотрудничества с социальными партнерами: совместная организация и проведение групповых мероприятий, встреч с интересными людьми; совместная исследовательская и диагностическая деятельность; консультации, круглые столы; профилактическая помощь дошкольному образовательному учреждению и т. д. Приглашение специалистов на разные групповые мероприятия повышает познавательную активность родителей, их интерес к проводимым делам, и, следовательно, является одним из способов психолого-педагогического сопровождения социально незащищенных семей;

— оказание индивидуальной помощи родителям в целостном развитии ребенка (консультирование; показ способов действия, подбор литературы, подбор игр для семейной игротеки).

3 этап (рефлексия организации взаимодействия). Определение уровня организации взаимодействия и качества совместной деятельности в соответствии с разработанными критериями и показателями оценки взаимодействия педагогов и родителей в группе кратковременного пребывания.

Таким образом, поэтапная организация взаимодействия педагогов, специалистов группы кратковременного пребывания и родителей по основным линиям развития ребенка-дошкольника через реализацию содержания модулей и направлений деятельности педагогического коллектива позволяет создать в группе семейно-педагоги-ческое пространство повышенной творческой активности, задать четкий ритм жизни группового коллектива, избежать стихийности, непредсказуемости, прогнозировать и отслеживать степень воспитательного воздействия, привлекать родителей, сформировать личностные и коллективные ценности.

Практико-ориентированное освоение способов взаимодействия педагогов и родителей в группе кратковременного пребывания, направленное на преодоление отчуждения между участниками образовательного процесса в контексте деятельностного подхода, осуществляется через разнообразные методы и формы совместной деятельности всех субъектов образования (участие в организованных видах деятельности совместно с детьми; проектирование: занятий, предметной среды для двигательной активности ребенка, индивидуального образовательного маршрута, предметно-развивающей среды группы; дизайн групповой комнаты, музыкального зала; изготовление дидактических пособий, декораций и атрибутов; освоения способов игрового взаимодействия с ребенком и т. д.).

Обобщая вышесказанное, можно резюмировать, что перечисленные организационно-педагогические условия способствуют целенаправленному, творческому взаимодействию всех субъектов образования и формированию ценностно-ориентацион-ного единства педагогов и родителей. 4

1. Всероссийский эксперимент «Развитие новых форм дошкольного образования в современных социально-экономических условиях»: Сборник статей и документов / под. ред. Т. И. Оверчук — Вып. 1-4. М.: Школьная пресса, 2000-2002.

2. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы / К. Ю. Белая М.: ТЦ Сфера, 2005.

3. Городская программа «Московская семья — компетентные родители». М., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.