Научная статья на тему 'Актуальные вопросы реформирования и модернизации системы видов, типов вузов и уровней высшего профессионального образования в России в постсоветский период'

Актуальные вопросы реформирования и модернизации системы видов, типов вузов и уровней высшего профессионального образования в России в постсоветский период Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
519
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / ИНТЕГРАЦИЯ / DEVELOPMENT AND MODERNIZATION OF HIGHER EDUCATIONAL SYSTEM / EDUCATIONAL LEVEL / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цзян Нань

Статья посвящена актуальным проблемам реформирования и модернизации системы видов, типов и уровней высшего профессионального образования в России постсоветского периода. Автором описаны основные стратегические цели модернизации системы видов, типов и уровней ВПО; определены основные проблемы совершенствования данных образовательных категорий в современной России, в частности несогласованность образовательных классификаций и классификаторов профессий; недостаточное финансирование и материальная база; неэффективность системы образования и т. п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BURNING ISSUES OF RESTRUCTURING AND MODERNIZATION OF THE SYSTEM OF KINDS AND TYPES OF UNIVERSITIES AND LEVELS OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION IN POST-SOVIET RUSSIA

The article is devoted to the burning issues of restructuring and modernization of the system of kinds and types of universities and levels of higher professional education in post-Soviet Russia. The main strategic aims of modernization of the system of kinds and types of universities and levels of higher professional education are described. The author also defines the main problems of the development of these educational categories in the modern Russia, in particular, incoherence of educational classifications and occupational classifiers, insufficient funding and facilities, educational system inefficiency.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы реформирования и модернизации системы видов, типов вузов и уровней высшего профессионального образования в России в постсоветский период»

ИЗ ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ FROM THE HISTORY OF EDUCATION

УДК/UDC 378(470+571) Цзян Нань

Jian Nan

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВИДОВ, ТИПОВ ВУЗОВ И УРОВНЕЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

BURNING ISSUES OF RESTRUCTURING AND MODERNIZATION OF THE SYSTEM OF KINDS AND TYPES OF UNIVERSITIES AND LEVELS OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION IN POST-SOVIET RUSSIA

Статья посвящена актуальным проблемам реформирования и модернизации системы видов, типов и уровней высшего профессионального образования в России постсоветского периода. Автором описаны основные стратегические цели модернизации системы видов, типов и уровней ВПО; определены основные проблемы совершенствования данных образовательных категорий в современной России, в частности несогласованность образовательных классификаций и классификаторов профессий; недостаточное финансирование и материальная база; неэффективность системы образования и т. п.

The article is devoted to the burning issues of restructuring and modernization of the system of kinds and types of universities and levels of higher professional education in post-Soviet Russia. The main strategic aims of modernization of the system of kinds and types of universities and levels of higher professional education are described. The author also defines the main problems of the development of these educational categories in the modern Russia, in particular, incoherence of educational classifications and occupational

classifiers, insufficient funding and facilities, educational system inefficiency.

Ключевые слова: развитие и модернизация системы высшего образования, образовательный уровень, интеграция.

Keywords: development and modernization of higher educational system, educational level, integration.

На современном этапе развития системы высшего образования возникает необходимость акцентуации на человекоцентричных, аксиологических, акмеологических императивах. Устранение определенных пробелов в изучении истории отечественного высшего образования будет оказывать содействие воспроизведению его адекватного и целостного современного образа.

Приоритетный национальный проект «Образование», государственная программа развития образования в России на 2013-2020 гг., концептуальные основы высшего образования определяют векторность развития высшей школы в РФ, предусматривают переосмысле-

ние современного образовательного процесса, оптимизацию и совершенствование образовательных систем.

Вектор развития системы высшего образования в РФ в направлении Болонского процесса требует совершенствования институциональной составляющей образования, подходов к конструированию его содержания, определения критериев и принципов его отбора.

При этом проблематика, связанная с особенностями модернизации и реформирования современной системы видов, типов и уровней высшего профессионального образования, до сих пор не была объектом отдельного анализа. Однако к отдельным ее аспектам исследователи обращались.

Так, В. А. Алексеенко [1] акцентирует внимание на ведущей роли Болонской декларации в управлении созданием «единого европейского пространства высшего образования».

Рассматривая приоритетные направления государственной политики РФ в сфере модернизации государственного управления образованием, И. Б. Тарасова [2] указывает на необходимость внедрения государством механизма внешнего оперативного и объективного оценивания достигнутого состояния в образовании, определения эффективности и результативности образовательных реформ и конкретных управленческих решений. Более того, механизм оценивания качества образования определяется исследователем как одно из обязательных условий вхождения РФ в европейское и мировое образовательное пространство.

Внедрение идей Болонской декларации Д. С. Ерофеевым [3] рассматривается как база для модернизации системы высшего образования и науки с помощью создания разнообразия учебных программ на основе диверсификации, обеспечения соответствия между содержанием образования, уровнем подготовки выпускников и нуждами рынка, трансформации образования взрослых с расширением программы и увеличением сроков обучения, отладкой новых связей с международными организациями, формированием условий для мобильности участников внутреннего и внешнего образовательного рынка услуг и рынка труда.

Анализируя процессы реализации требований Болонского процесса, А. Н. Бакушина [4] освещает ряд проблем в реформировании высшего образования, связанных не столько с его развитием и обретением новых качественных признаков, сколько с угрозой потерять лучшие образовательные традиции, снизить на-

циональные стандарты качества образования. Большое значение приобретает мониторинг и выявление особенностей приближения деятельности российских вузов к Болонскому процессу и проблем для их обобщения, систематизации и на этой основе поиск средств их решения.

Систему подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров в РФ, организационную и законодательно-нормативную деятельность органов управления высших учебных заведений и научных учреждений относительно создания национальной системы подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров и функционирование этой системы исследует в своей кандидатской диссертации И. К. Степанян [5].

Проблемам государственного контроля и автономии вузов в России и некоторых зарубежных странах (в частности, США, ФРГ, Франции, Японии) посвящено исследование А. И. Га-лаган [6].

В статье М. А. Каплюк речь идет о проблемах определения понятия и видов высших учебных заведений в юридическом аспекте этого вопроса [7].

Формы, статусы, типы и виды современного высшего профессионального образования в РФ описаны на портале «Вестник абитуриента» [8].

В монографии И. И. Гребенюк, Н. В. Голуб-цова, В. А. Кожина, К. О. Чехова, О. Э. Чеховой, О. В. Федорова приведен анализ статистических исследований инновационной деятельности высших учебных заведений России, освещаются основные социально-экономические предпосылки развития инновационной деятельности вузов в современных экономических условиях. Ученые обосновали роль инноваций в системе устойчивого развития. В монографии даны авторские трактовки категорий: «инновационная деятельность вузов», «инновация образовательного процесса», «анализ особенностей инновационной деятельности вузов»; рассмотрены методика оценки инновационной деятельности вузов России и особенности внедрения инновационных проектов в государственных и негосударственных вузах [9].

Типам вузов и аспектам вузовской науки посвящена статья, размещенная на портале научной библиотеки Хабаровского социально-гуманитарного университета [10].

Значительный интерес для развития темы представляет коллективная монография «Стратегии развития российских вузов: отве-

ты на новые вызовы», посвященная анализу современных закономерностей и тенденций в стратегическом развитии организаций системы высшего профессионального образования России. Это исследование базируется на официальных статистических данных о результатах развития вузов с 1999 по 2005 г и информации о практической деятельности двадцати объектов разных регионов и профилей деятельности. В монографии рассмотрены вопросы дифференциации вузов, их конкурентоспособности, качества управленческих решений, инноваций и вхождения в Болонский процесс. Раскрыты и проблемы финансирования вузов [11].

Принципы ранжирования современных российских вузов предлагаются в монографии «Методология национальной системы ранжирования российских вузов» [12].

Исследование Р. В. Приходько посвящено состоянию высших учебных заведений в России и возможности их развития во взаимодействии с крупным бизнесом [13].

Проблемы современного образования в России и модернизации экономики поднимает Л. А. Беляева [14].

Е. П. Попова в своей статье об ориентирах развития вузов в России утверждает, что сложившиеся подходы к проблеме организационного развития в рамках общей теории и социологии организаций позволяют выявить не только причины неудач проводимых реформ, но и прогнозировать тенденции развития системы высшего профессионального образования в России [15].

Проблемы аттестации научных кадров на современном этапе раскрыты в работах О. Аникеевой [16], О. П. Шрейн, Е. А. Штумпф [17] и др.

Анализ данных исследований и публикаций свидетельствует, что проблемы и особенности развития системы высшего образования РФ содержательно раскрываются исследователями в разных контекстах и аспектах — государственно-управленческом, просвещенческом, национальном, международном. Вместе с тем комплексное исследование специфики реформирования системы видов, типов и уровней высшего профессионального образования в России постсоветского периода еще не проводилось.

Недостаточная изученность проблемы, ее тесная связь с современностью (что имеет важное научное и практическое значение в контексте развития национальной образова-

тельной системы) обусловливает актуальность статьи.

Целью статьи является выявление актуальных проблем, значимых для реформирования и модернизации системы видов, типов вузов и уровней высшего профессионального образования в России в постсоветский период.

Современная система высшего образования, которая в полной мере отвечает требованиям времени, является одним из главнейших факторов роста качества человеческого капитала, генератором новых идей, ручательством динамического развития экономики и общества в целом. Для того чтобы отечественное высшее образование по-настоящему эффективно выполняло эти важные задачи, необходимо его обновление с учетом актуальных мировых тенденций развития образования в широком социально-экономическом контексте.

Модернизация высшего образования в РФ требует преодоления ряда проблем, среди которых наиболее актуальными являются: несоответствие структуры подготовки специалистов реальным нуждам экономики, снижение качества образования, коррупция в системе высшего образования, оторванность от научных исследований, медленные темпы интеграции в европейское и мировое интеллектуальное пространство. Специалисты также указывают на значительное расширение системы высшего образования, которое происходило в РФ с середины 1990-х гг., имея в виду как увеличение самого количества высших учебных заведений, так и стремительный рост общего количества студентов и выпускников вузов. С быстрым ростом системы высшего образования прямо и опосредованно связывают такие проблемы, как разрушение системы профессионально-технического образования, дефицит квалифицированных кадров рабочих специальностей, невозможность для многих выпускников вузов найти работу по специальности, инфляция образовательных и профессиональных стандартов, чрезмерная нагрузка на преподавателей и недостаточное финансирование университетов, рост уровня коррупции в вузах и пр.

Система образования как научное направление интегрированного исследования сферы педагогики позволяет проанализировать развитие образования в его историческом и институционном становлении с учетом взаимовлияний и взаимосвязей с другими сферами жизнедеятельности общества (политической, правовой, экономической, социальной и т. п.).

Такой анализ особо целесообразен, когда речь идет о реформировании и модернизации образования, поскольку обозначенные процессы являются откликом на трансформации, соприкасающиеся с образованием в других общественных сферах, вызванных, в свою очередь, объективными изменениями, к которым можно отнести цивилизационные, транснациональные, и изменения в образовании на национальном уровне [18].

Для анализа, направленного на изучение динамики изменений в сфере типов и видов высшего образования и их подсистем, важным является осознание разного содержания понятий «реформирование» и «модернизация» системы высшего образования, являющихся на современном этапе малоисследованной областью.

Реформирование образования можно рассматривать как необходимую предпосылку модернизации, создающую концептуальные и нормативно-правовые основы системных изменений в сфере образования соответственно векторам развития, избранных обществом. Реформа в образовании воспринимается как переорганизация деятельности сферы образования, которое направлено на исполнение новых задач, как правило, на основе внедрения существенно обновленной (или совершенно новой) парадигмы образования.

Реформирование системы образовательных учреждений связывают также с приведением политических, финансово-экономических и общественных институтов государства, причастных к сфере образования, в соответствие с определенной целью развития образования, которой, в частности, для российского образования является удовлетворение интересов и развития личности каждого гражданина общества, а также ресурсное обеспечение построения независимого демократического, экономически и политически стабильного, духовно развитого государства, интегрированного в мировое пространство.

Модернизация образования может рассматриваться как изменения, поддерживающие и обеспечивающие динамическое развитие образования в соответствии с такими целями реформ, как создание и реализация моделей опережающего развития образования, адекватных потребностям общества, определение направлений «прорыва» и сосредоточения усилий на достижении поставленной образовательными реформами цели. А значит, процесс модернизации образования возможен

только после реформирования его основ соответственно требованиям времени [19].

Образовательный контекст применения термина «реформирование» требует от нас переосмысления состояния образования сквозь призму ее ценности (государственной, общественной, личностной); механизмов функционирования в обществе; функционирования принадлежащих к сфере образования сфер жизнедеятельности общества, влияющих на развитие образования и без реформирования которых соответственно определенным векторам развития образования невозможно реформирование самой сферы образования.

Применение термина «модернизация» с позиции изучения образовательной системы диктует нам переосмыслить состояние образования сквозь призму понимания ее как системы разнообразных учебных заведений и образовательных учреждений; особого процесса; разноуровневого результата; социокультурного феномена; социального института, влияющего на состояние независимости государства, его экономическую стабильность и формирование сознания общества; необходимости кардинального (соответственно целям реформирования) обновления содержания образования, его форм, методов и технологий. Реформирование и модернизация образования должны рассматриваться как важная общественная проблема, поскольку сфера образования является посредником между личностью, обществом и государством, реально влияет на гармонизацию их отношений [20].

Сфера образования наиболее полно удовлетворяет не только интересы, нужды, запросы личности, осуществляет ее подготовку к жизни в социуме, но и способствует формированию у молодого человека гражданского сознания общества, способности к пониманию и восприятию общественных трансформаций, изменений и их следствий, активной жизненной позиции в общественных процессах. Вместе с тем рациональной является мысль Т. Левовицкого о том, что «государство и образование, которое в нем функционирует, призваны служить людям, их развитию. Отбрасывается обратный порядок (который существует до сих пор), когда личность должна адаптироваться к образцам, которые ей навязываются образованием, образованием служебным, которое обслуживает государственные учреждения» [21].

Главная коллизия российской системы образования заключается на сегодня в оторванности образовательной области от нужд стра-

ны [22]. Именно на решение этой проблемы должна быть направлена модернизация российского образования.

С точки зрения науки можно выделить три причины реформирования образования [23].

Первую причину можно считать общей или глобальной, поскольку она вызывает необходимость реформирования образования во всех без исключения странах и связана с цивили-зационными изменениями. Они порождаются эволюционным развитием человечества, поскольку расширение и углубление человеческого интеллекта в определенные исторические периоды приводит к таким изобретениям человеческого ума, которые кардинально изменяют мир и наше представление о нем. Именно в такой точке бифуркации вследствие инновационных изменений в общественном развитии происходят межцивилизационный сдвиг, становящийся причиной транснациональных изменений, и, как следствие, реформирование и модернизация сферы образования как наиболее массового социального института формирования и развития человеческого интеллекта и человеческих ресурсов. Глобальной причиной современных цивилизационных изменений является изобретение информационно-коммуникационных технологий. Именно «информационный взрыв» человеческого интеллекта в значительной степени породил процессы глобализации и интеграции, хотя, расставляя приоритеты, мы часто располагаем их в такой последовательности: процессы глобализации, интеграции и информатизации общества [24]. Информатизация сделала наше общество быстро изменяемым, информацию — доступной, знания — быстро устаревающими, а требования к профессиональным и личностным качествам человека — непостоянными и динамическими. Информационно-коммуникационные технологии, сеть Интернет радикально изменили образовательную среду, средства межличностной коммуникации оказали содействие формированию качественно нового молодого поколения информационного общества, углубили разрыв поколений и преемственность традиций.

Именно информатизация общества выдвинула принцип непрерывности образования на позиции приоритетного принципа современного образования, а медиапространству предоставила статус влияющего не только на формирование и развитие человека, но и на общественное сознание и общественную организованность. Вследствие глобали-зационных процессов, как отмечается в части

современных исследований национального образования России, активно формируются такие инновационные системы, как: «мировое образовательное пространство», «европейское образовательное пространство», «мировые образовательные сети». Разные равные интеграции образовательных, научных, педагогических, правительственных, общественных организаций создают невиданные возможности для их сотрудничества, взаимодействия в условиях интернационализации разных сфер жизни обществ. Происходит глобализация учебной, исследовательской, инновационной деятельности благодаря формированию новых систем дистанционного обучения и исследовательских сетей, действующих в мире независимо от географических и политических границ [25].

В условиях изменчивого глобального мира знания и квалификация личности становятся не только ее капиталом, личностной ценностью, но и приобретают общественную и государственную ценность. От квалификации и образованности каждого человека становится зависимым экономическое и социальное развитие страны, ее национальная безопасность, а потому сфера, которая продуцирует человеческий ресурс, — сфера образования — выходит на приоритетные позиции и равноправно начинает взаимодействовать с другими общественными сферами.

С одной стороны, совокупный человеческий интеллект, человеческий ресурс в целом играют ведущую роль в современном обществе, а их развитие становится объектом исследования как социальных, так и экономических наук. С другой — уникальность современного этапа развития общества состоит в том, что оно нуждается в человеческом таланте, индивидуальности, неповторимости, креативности, нестандартности и инновационности своих граждан. Так, образовательные реформы уже не воспринимаются как исключительно отраслевые, они становятся мощным механизмом развития общества.

Ко второй причине реформирования образования можно отнести социально-экономические трансформации, происходящие в разное время в разных странах. Изменение политического устройства, механизмов хозяйствования, формирование финансовых рынков создают необходимость реформирования образования как наиболее массового социального института развития человеческого капитала, формирование общественного сознания и сознания каждого гражданина общества [26].

Третьей причиной в отдельной стране можно назвать ее намерения относительно присоединения к определенному интегрированному экономическому и образовательному пространству, например такому, как европейское.

Реформирование образования в РФ, которое началось после распада СССР, было обусловлено сразу тремя причинами: значительными социально-экономическими трансформациями в стране, изменением векторов в политическом, социальном и экономическом развитии государства; распространением гло-бализационных и интеграционных процессов в мире, бурным развитием информационно-коммуникационных технологий. Сегодня РФ находится в процессе присоединения к Болон-скому процессу, что вызвало не только значительные изменения в содержании и организации высшего образования, но и повлияло на все другие звенья образования.

Сложность реформирования и дальнейшей модернизации образования с научной позиции состоит в том, что сфера образования в РФ не имеет возможности постепенного реформирования. Образование должно было сразу отреагировать не только на значительные социально-экономические трансформации в самой стране, но и на исторические цивили-зационные изменения, учитывать глобализа-ционные и интеграционные процессы, реагировать на процесс информатизации общества, внедрять требования Болонского процесса. Правительства многих стран Европейского Союза также сталкиваются с большинством тех проблем, которые стоят перед Россией, хотя и в менее острой форме [27]. Такие проблемы касаются упадка и старения населения, реструктуризации экономики от производственного сектора к сектору обслуживания, возникновения новых социальных вызовов, углубления социальных неровностей, а также ослабления общественной солидарности. Соприкоснувшись с подобными трудностями, РФ вынуждена преодолевать еще вызовы, связанные с фундаментальными изменениями в ее экономической модели — переход от командно-авторитарной к рыночной экономике, от однопартийной политической системы к многопартийному демократическому правительству, что в свою очередь вызвало нестабильность в экономической и политической системах. В этом контексте благоприятной является мысль, что для любых социальных систем есть определенные ограничения относительно ко-

личества изменений и реформ, которые они могут безболезненно абсорбировать [28]. Как отмечает В. Г. Столяров, «общество является не машиной, а живым организмом, развивающимся и самоорганизующимся по собственным законам, которые не могут нарушить энтузиасты-реформаторы. Отечественный опыт показал, что попытки абстрагироваться от логики и темпов исторического развития, вместить жизнь в рамки прекрасного идеала, не отвечающего уровню культуры, приводят к нарушению целостности системы самоорганизации общества» [29]. На наш взгляд, эти слова можно отнести и к реформированию сферы образования в РФ. Именно из-за перенасыщенности коренных изменений российская система образования реформировалась болезненно. Таким образом, реформирование сферы образования в России нельзя охарактеризовать как постепенное, этапы реформы были размытыми во времени, накладывались один на другой, что в значительной мере привело к накоплению целей реформирования и модернизации образования, их непоследовательности при правильной, в целом, постановке проблем. Во многих исследованиях национального образования РФ отмечается, что развитие российского образования одновременно с развитием государственной независимости происходит в условиях противоречивых внутренних влияний политических, экономических, культурных и собственно образовательных факторов. К основным из них, в частности, отнесены [30]:

1)политическая нестабильность на определенном этапе, неопределенность ориентиров относительно идеологической консолидации общества;

2) непоследовательность, недостаточная научная обоснованность государственной политики в области образования;

3) разрушительные социальные эффекты образования (коррупция, политизация управления, неравенство в возможностях получения качественного образования;

4) отсутствие мониторинга качества проведенных реформ, низкий уровень участия общественности в реформировании образования, оценивании его качества;

5) периодические экономические кризисы; демографические изменения (снижение рождаемости, миграция, увеличение количества безлюдных населенных пунктов);

6) кризис семьи как социального института;

7) взрывное развитие средств массовой информации и коммуникации (Интернета), наращивающих свое противоречивое влияние на детей и молодежь;

8)недостаточно урегулированное государством и местной властью развитие просвещенческих сетей;

9) разбалансирование количественных и качественных показателей профессионально-технического и высшего образования с нуждами экономики, рынка труда;

10) разрыв во времени и содержании мо-дернизационных процессов в общем среднем и высшем образовании;

11)необеспеченность системности мероприятий, как того требуют ценности антро-поцентричного образования относительно утверждения этих ценностей на всех уровнях образования.

Стратегические цели реформирования образования в любой стране определяются образовательной политикой и законодательно закрепляются образовательным правом.

Приоритетные цели реформирования высшего образования в РФ можно классифицировать как:

1) связанные с мировыми процессами глобализации, интеграции и информатизации общества;

2) направляющие образование на гармонизацию развития личности, общества и государства, как ответы на вызовы, которые появились перед страной и ее гражданами вследствие значительных социально-экономических изменений в стране и нуждались в адаптации к новым политическим, правовым и экономическим условиям каждого гражданина и общества в целом;

3) связанные с реформированием образования соответственно выбранному страной вектору развития.

Основные принципы реформирования образования в РФ были очерчены правительством еще в 1992 г. Приоритетный проект «Образование» [31], предложенный позже В. Путиным, сегодня определяет стратегические задачи реформирования образования в РФ: возрождение и развитие национальной системы образования как важнейшего звена воспитания сознательных граждан; формирование просвещенной, творческой личности; вывод образования в РФ на уровень развитых стран мира путем коренного реформирования его концептуальных, структурных, организационных основ. Также предполагается создание

на равноправной основе традиционных и негосударственных учебно-воспитательных учреждений [32].

В разделе относительно высшего образования были выделены направления его реформирования, касающиеся таких важных изменений, как доступ к высшему образованию; содержание и координация системы высшего образования; методы преподавания; автономия высших учебных заведений; государственный контроль за образованием; диверсификация образовательного планирования и финансирования; демократизация управления учебными заведениями.

Рассмотрим основные проблемы, появившиеся в связи с реформированием и модернизацией высшего образования и которые не отражены в научных публикациях.

Стоит отметить, что в РФ государственная политика в сфере высшего образования пребывает в компетенции Государственной Думы РФ, управление этой же сферой — в компетенции кабинета министров. Министерство образования РФ отвечает за характер и развитие высшего образования значительно больше, чем аналогичные министерства во многих других европейских странах.

Основные положения государственной политики в сфере высшего образования [33]:

1) граждане РФ имеют право получать высшее образование в государственных и муниципальных высших учебных заведениях бесплатно на конкурсной основе. Заметим, что с 1997 г. те, кому не удалось получить «бюджетное» место для обучения, имеют возможность поступить в вуз на контрактной основе;

2) следующие важные положения государственной образовательной политики касаются того, что на процесс получения высшего образования не должны влиять политические партии, общественные и религиозные организации;

3) российское высшее образование должно быть интегрированным во всемирную систему высшего образования, сохраняя при этом свои ценности и традиции;

4) должна существовать государственная поддержка приоритетных областей исследований по фундаментальным и прикладным наукам.

Законодательной основой для высшего образования в России является Конституция РФ, закон «Об образовании в Российской Федерации», дополненный более узкими законодательными актами, а также указами и постановлениями президента и кабинета министров.

Присоединение России к Болонскому процессу послужило причиной появления других нормативных документов относительно организации образовательного процесса в высшей школе. Внедрение этих законов требовало серьезных изменений в структуре, содержании, финансировании и управлении образованием. Реформы имели целью приблизить российскую национальную систему образования к европейской. Сравнительно с европейскими странами значительной проблемой для российского высшего образования является проблема автономии высших учебных заведений, которая в РФ довольно ограничена.

В контексте целей и достижений реформирования и модернизации высшего образования в РФ значительный интерес представляют выводы европейских экспертов относительно реформирования высшего образования в России. Относительно образовательного права в РФ экспертная группа европейских экспертов пришла к выводу, что существует определенная непоследовательность между законодательством в сфере образования и трудовым законодательством, которое ограничивает эффективность его выполнения.

Недостаточная согласованность между образовательной и профессиональной классификациями, с одной стороны, и классификационной структурой перечня профессий — с другой, отрицательно сказывается на трудоустройстве выпускников высших учебных заведений, в частности со степенью «бакалавра», на утверждении этой степени как законной степени образовательно-квалификационного уровня высшего образования, предоставляющей доступ к рынку труда.

Эксперты считают, что необходимо пересмотреть связь между профессиональными классификациями и образовательными квалификациями. Кроме того, хотя законодательство предоставляет возможность высшим учебным заведениям получить большую автономность соответственно демократическим принципам управления образованием путем введения на разных уровнях в учреждениях органов самоуправления, на практике это существенно нивелируется сохранением за министерствами полномочий относительно утверждения большинства из этих новых свобод [34].

Надо сказать, что централизованный контроль и сохранение влияния на содержание учебных программ и дидактических требований подрывают инициативу и возможности

высших учебных заведений по вопросу реагирования на запросы рынка труда.

Относительно организационной структуры высших учебных заведений следует отметить, что практически все высшие учебные заведения в РФ реорганизовали традиционную систему подготовки специалистов с целью введения и приспособления к степени «бакалавра», получение которой требует четырех лет обучения, и степени «магистра», которая требует один-два года обучения, хотя в разных учебных заведениях наблюдается много отличий как в сроках обучения, так и в его содержании (перечне учебных дисциплин).

Наибольшим препятствием для внедрения двухступенчатой системы подготовки специалистов является существующая взаимосвязь между наслоением образовательно-профессиональных, квалификационных и профессиональных уровней. Например, в Ярославском государственном медицинском университете существует подобное наслоение: довузовская подготовка (специальные курсы); среднее профессиональное образование; высшее образование — бакалавриат, специалитет; кадры высшей квалификации: ординатура (интернатура); аспирантура и образование.

Также наука страдает на национальном уровне от недостаточного финансирования, фрагментации мероприятий и слабой концен-трированности ресурсов — человеческих и финансовых. Для преодоления такой ситуации необходимо тесное сотрудничество между научно-исследовательскими учреждениями Российской академии наук и университетами, имеющими основательную научную базу. Именно такое сотрудничество будет оказывать содействие концентрации человеческих ресурсов и увеличению финансовой поддержки научной деятельности.

Для оценки реформирования и модернизации высшего образования большое значение имеют контакты высших учебных заведений с внешними организациями и частными бизнес-структурами. Связь между высшим образованием и производственным сектором, которая существовала в советский период, была утрачена с 1991 г. Россия пытается восстановить модернизованную версию этого сотрудничества в соответствии с европейской политикой инноваций, предпринимательства и непрерывного обучения. Работодатели в РФ указывают на несоответствующий уровень подготовки выпускников университетов к тем задачам, которые на них возлагаются при устройстве на ра-

боту. По их мнению, проблема заключается в куррикулуме учебных программ, являющемся слишком затеоретизированным, и методах обучения, не оказывающих содействие развитию тех навыков, которых требует новая экономическая реальность. Эксперты указывают, что существующая в РФ система высшего образования несовместима с рыночной экономикой и представляет серьезное препятствие для инновационного развития куррикулума учебных программ и мобильности специалистов [35].

Существует острая необходимость проведения постоянного и основательного анализа национального и регионального рынков труда для формирования политики трудоустройства в соответствии с потребностями рыночной экономики, для создания структуры информирования работодателей об изменениях в национальной системе квалификаций и квалификационных возможностей степени «бакалавр». Это будет оказывать содействие введению инновационных изменений в куррикулум учебных программ, повышению эффективности непрерывных программ обучения и развитию служб трудоустройства и карьерного роста студентов. Модернизация высшего образования, которая осуществляется в РФ с целью приспособления к Болонским принципам, не будет эффективной для российской экономики и национальных амбиций страны, если останется существующий уровень централизованного контроля над определением того, какой образовательно-квалификационный уровень является обязательным для каждой должности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рыночная экономика связана с гибким рынком труда. Этот вопрос, по сути, является аспектом более широкой проблемы: автономии и самоуправления высшего учебного заведения.

Большинство из очерченных проблем в области высшего образования РФ можно свести к одному ключевому вопросу: поиск баланса между автономным правом высшего учебного заведения развивать образование и научными исследованиями для российской экономики и общества, а также ответственностью государства за обеспечение качества, подотчетности, честности и доступности. Именно поэтому необходимым является дальнейшее развитие институциональной автономии высших учебных заведений. Сектор высшего образования в РФ также нуждается в капиталовложениях для улучшения условий обучения и исследовательской деятельности, обновления учебных корпусов и общежитий, мастерских, корпу-

сов для практических занятий и лабораторий, средств обучения, оборудования и инструментов. Следует подчеркнуть, что решение этой проблемы нуждается в развитии экономики образования, проведении специальных исследований различных механизмов финансирования и систем бюджетирования и финансового управления в зарубежных странах на предмет рассмотрения их модифицированного применения в системе высшего образования России.

Трансформационные процессы в России побуждают к формированию оптимальной сети высших учебных заведений и созданию их разнообразия. Такая сеть в РФ включает: университеты с особым статусом — национальные (2, Московский государственный университет имени М. И. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет), федеральные университеты (10) и национальные исследовательские университеты (29). Федеральные университеты создаются в форме государственных автономных учреждений, имеют официальный статус и включаются в видовую классификацию высших учебных заведений. Особой категорией высших учебных заведений являются национальные исследовательские университеты. Правительством Российской Федерации определен порядок создания и статус национальных исследовательских университетов (определяется на 10 лет по результатам конкурсного отбора программ развития университетов), что связано с их дополнительным финансированием. К группе элитарных высших учебных заведений, которые, сохраняя основную миссию университета, расширяют функции и полностью берут на себя ответственность за качество подготовки специалистов, входят только два университета: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет.

Однако модернизация высшего образования в РФ продолжается. Объективное развитие российского общества, взаимодействие РФ с миром требует от российской системы высшего образования преодоления ее современного состояния, которое характеризуется одним ключевым словом — неэффективность [36]. Вместе с тем, по нашему мнению, в значительной мере эта неэффективность заложена в образовательной политике, образовательном праве, управлении образованием, в недостаточной разработанности решения социологических и культурологических проблем образования, недостаточном осмыслении

исторического опыта развития российского образования.

Таким образом, одними из ключевых задач модернизации и реформирования высшего образования являются обеспечение его качества, построение эффективной образовательной системы высших учебных заведений с действенной экономикой и управлением, которая отвечает как запросам современной жизни, потребностям развития страны, общества, государства, так и нуждам и интересам личности. При этом нужно четко иметь в виду еще одну фундаментальную задачу модернизации, продиктованную вхождением высшего образования в принципиально новую стадию своего развития. На современном этапе общественной жизни и своей собственной истории образование, в частности высшее, становится не только важнейшей социальной сферой, но и в прямом значении важнейшей экономической областью. Оно играет все более важную роль в развитии человеческого капитала. Поэтому перспективы роста благосостояния страны связаны с увеличением значимости образования. Образовательные реформы и модернизация образования должны не только декларироваться, но и реализовываться как общенациональная задача, масштабная акция всей страны, происходящая при эффективном сотрудничестве всего общества и государства. Только в таком случае можно достичь нового качества образования, отвечающего современным запросам каждого гражданина, общества и государства. При этом стоит учитывать, что достижение нового качества образования зависит от реорганизации системы института образования соответственно задачам образовательных реформ (в частности, внедрения новых видов образования, типов вузов, европейской системы уровней высшего профессионального образования).

В качестве перспектив дальнейшего исследования стоит рассматривать обзор формирования системы типологии высшего образования в России на современном этапе в контексте реформирования и модернизации системы образования в России с привлечением зарубежного опыта, а также описание специфики трансформаций видов и уровней высшего профессионального образования в РФ на постсоветском этапе развития.

1. Алексеенко В. А. Система управления качеством высшего образования: содержание, моделирование, оптимизация : дис. ... д-ра филол. наук: 09.00.11. М., 2010. 439 с.

2. Тарасова И. Б. Управление развитием муниципальной системы образования: историко-педагогической анализ : дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. Нижний Новгород, 2009. 565 с.

3. Ерофеев Д. С. Развитие современных классических университетов в России в контексте Болонского процесса: педагогический аспект : дис. . канд. пед. наук: 13.00.01. Краснодар, 2006. 170 с.

4. Бакушина А. Н. Подготовка кадров высшей квалификации в системе постдипломного педагогического образования : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. СПб, 2009. 250 с.

5. Степанян И. К. Педагогические условия повышения квалификации преподавателей вузов средствами проектных технологий в системе дополнительного профессионального образования : дис. . канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2011. 233 с.

6. Галаган А. И. Проблемы государственного контроля и автономии вузов в России и некоторых зарубежных странах [Электронный ресурс]. URL: http://www. edupolicy.ong.ua/files/Pnobl_gos_kontnolja.pdf (дата обращения: 27.06.2015).

7. Каплюк М. А. Проблемы определения понятия и видов высших учебных заведений [Электронный ресурс]. URL: http://www.centen-beneg.nu/l3207.html (дата обращения: 27.06.2015).

8. Вестник абитуриента [Электронный ресурс]. URL: http://www.postupil63.nu/index.php/2009-11-15-11-38-57 (дата обращения: 11.06.2015).

9. Анализ инновационной деятельности высших учебных заведений России : моногр. [Электронный ресурс] / И. И. Гребенюк, В. А. Кожин, К. О. Чехов и др. ; под. ред. И. И. Гребенюк. М. : Изд-во «Академия Естествознания», 2012. 464 с. URL: http://www.nae.nu/ monognaphs/143 (дата обращения: 10.06.2015).

10. Типы высших учебных заведений и аспекты вузовской науки [Электронный ресурс]. - URL: http://lib.hsgm.nu/ stati/i4447/ (дата обращения: 27.06.2015).

11. Стратегии развития российских вузов: ответы на новые вызовы [Электронный ресурс] / под науч. ред. Н. Л. Титовой. М. : МАКС Пресс, 2008. 668 с. URL: http:// www.ifap.nu/libnany/book445.pdf (дата обращения: 15.06.2015).

12. Методология национальной системы ранжирования российских вузов [Электронный ресурс]. М., 2012. URL: http://nanking.ntf.nu/DswMedia/ metodologiyananjinovaniyainezul-tatyiapnobacii.pdf (дата обращения: 15.06.2015).

13. Приходько Р. В. Состояние высших учебных заведений в России и возможности их развития во взаимодействии с крупным бизнесом [Электронный ресурс]. URL: http://www.ibl.nu/konf/031209/115.html (дата обращения: 07.06.2015).

14. Беляева Л. А. Образование в России и модернизация экономики (по результатам Европейского социального исследования) // Социологические исследования.

2011. № 12. С. 13-24.

15. Попова Е. П. Выбор ориентиров развития вузов: взгляд с позиций организационной теории // Социология образования. 2012. № 9. С. 59-70.

16. Аникеева О. Профессорско-преподавательский состав вузов - субъект и фактор процесса модернизации высшего профессионального образования // Ректор вуза.

2012. № 5. С. 28-33.

17. Преподаватель в XXI веке : рек. указ. / О. П. Шрейн, Е. А. Штумпф ; под ред. О. И. Ткаченко. Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2010. 147 с.

18. Ткач Г. Ф., Филиппов В. М., Чистохвалов В. Н. Тенденции развития и реформы образования в мире. М. : РУДН, 2008. 303 с.

19. Скворцов К. В. Модернизация образования как фактор совершенствования социализации молодежи / К. В. Скворцов ; Ин-т повышения квалификации информ. работников. М. : ИПКИР, 2010. 183 с.

20. Тарасова М. В. Культура и образование: принципы взаимодействия: моногр. [Электронный ресурс]. URL:

https://books.google.com.ua/books?id=IQU0BwAAQBA

J&pg=PT107&lpg=PT107&dq=%D0%BE%D0%B1%D1 %80%D0%B0%D0%B70/oD0%BE%D0%B2%D0%B0% D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D0%BA%D0%B0%D0% BA+%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D 1%83%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9+%D0%BF %D0%BE%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0% BD%D0%B8%D0%BA&sounce=bl&ots=iiwtggq5oN&sig= zi1bG4nv9j7664qwx-jnu0XawFk&hl=nu&sa=X&ei=aA-MV aCxHYvoyw032IPgBA&ved=0CCsQ6AEwAzgK#v=onep age&q=%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B 7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0 %B5%20%D0%BA%D0%B0%D0%BA%20%D0%BA% D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80 %D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BF%D0%BE%D 1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B8 %D0%BA&f=false (дата обращения: 20.06.2015).

21. Lewowicki T. Pedagogika - od wiedzy potocznej ku synergii do wiadczenia, refleksji i wiedzy naukowej [Электронный ресурс]. URL: http://www.pan.poznan.pl/ nauki/N_407_04_Lewowicki.pdf (дата обращения: 27.06.2015).

22. Володин А. Оторванность российского образования от потребностей страны [Электронный ресурс]. URL: http://topwan.ru/19668-otonvannost-nossiyskogo-obrazovaniya-ot-potrebnostey-strany.html (дата обращения: 21.06.2015).

23. Богуславский М. В. Проблемы реформирования российского образования (историко-педагогический контекст) [Электронный ресурс]. URL: http://cybenleninka.ru/ anticle/n/pnoblemy-nefonminovaniya-nossiyskogo-obnazovaniya-istoniko-pedagogicheskiy-kontekst (дата обращения: 27.06.2015).

24. Шафранов-Куцев Г. Ф. Профессиональное образование в условиях информационного взрыва [Электронный ресурс]. - URL: http://cybenleninka.nu/ anticle/n/pnofessionalnoe-obnazovanie-v-usloviyah-infonmatsionnogo-vznyva (дата обращения: 27.06.2015).

25. Дворовенко В. Н. Информационные ресурсы в образовательном процессе вуза [Электронный ресурс]. URL: http://uchebnik-online.net/book/752-novye-

infonmacionnye-texnologii-v-obnazovanii-chast-2-matenialy-konfenencii/93-ne-inzhinining-infonmacionnyx-obnazovatelnyx-pnocessov.html (дата обращения: 22.06.2015).

26. Лобовская Т. А., Молочников Н. Р., Дедкова И. Ф. Реформа системы высшего образования: преимущества и недостатки // Современные наукоемкие технологии. 2005. № 5. С. 38-41.

27. Болонский процесс и реформа российской системы образования [Электронный ресурс]. URL: http://www. bstu.ru/about/impontant/vpo/nefonm (дата обращения: 23.06.2015).

28. Реформа образования в России: реальность и перспективы [Электронный ресурс]. URL: http://www.hse.nu/ news/34167660/36620576.html (дата обращения: 24.06.2015).

29. Столяров В. Г. Философия современного образования // Вопросы образования. 2013. № 7. С. 72.

30. Андреева И. А. Содержание образования: факторы развития и обновления [Электронный ресурс]. URL: http://cybenleninka.nu/anticle/n/sodenzhanie-obnazovaniya-faktony-nazvitiya-i-obnovleniya (дата обращения: 23.06.2015).

31. Приоритетный национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]. - URL: http://dogm.mos.nu/ pnojects/the-pnionity-national-pnoject-education/ (дата обращения: 20.06.2015).

32. Развитие идеи демократизации профессионального образования как усиление его социальной направленности. Принципы реализации идеи демократизации образования [Электронный ресурс]. URL: http:// pedagogics-student.nu/index.php?action=full&id=284 (дата обращения: 19.06.2015).

33. Законы РФ об образовании [Электронный ресурс]. URL: http://www.nussia.edu.nu/infonmation/legal/law/ fz/ (дата обращения: 04.06.2015).

34. Правовое регулирование отношений в сфере образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.lexed.nu/ pnaktika/kommentanii/?ELEMENT_ID=3018 (дата обращения: 11.06.2015).

35. Ализаде Д. В. В систему образования внедряется национальный куррикулум [Электронный ресурс]. URL: http://azeni.nu/papens/echo-az_info/20756/ (дата обращения: 25.07.2015).

36. Неэффективные вузы России [Электронный ресурс]. URL: http://nia.nu/tnend/univensities_efficiency_ 02112012/ (дата обращения: 28.06.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.