Научная статья на тему 'Образование и глобализация: социологический анализ'

Образование и глобализация: социологический анализ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
411
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / HIGHER EDUCATION / GLOBALIZATION / COMMON EDUCATIONAL SPACE / THE SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION / PROFESSIONALIZATION / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вершинина Ирина Альфредовна, Павлова В. Г.

В статье рассмотрено влияние процессов глобализации на развитие высшего образования в разных странах мира и особенно в России, а также на процессы интеграции национальных систем образования в единое мировое образовательное пространство. Проанализированы проблемы многоуровневой системы высшего профессионального образования в современном российском обществе. Выделены ориентиры образовательной политики, позволяющей индивидам адаптироваться к социально-экономическим переменам и активно участвовать в социальной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вершинина Ирина Альфредовна, Павлова В. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education and professionalization: a sociological analysis

The article looks at the influence of globalization processes on the development of higher education in different countries, especially Russia, and the processes of integration of national systems into common educational space of the world. We analyse the problems of multilevel system of higher professional education in contemporary Russian society. The guidelines of educational policy, which enables individuals to adapt to social and economic changes and actively participate in social life, are shown.

Текст научной работы на тему «Образование и глобализация: социологический анализ»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2011. № 3

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

И.А, Вершинина, канд. социол. наук., доц. кафедры истории и теории социологии социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова*

В.Г. Павлова, асп. кафедры истории и теории социологии социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова"

ОБРАЗОВАНИЕ И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

В статье рассмотрено влияние процессов глобализации на развитие высшего образования в разных странах мира и особенно в России, а также на процессы интеграции национальных систем образования в единое мировое образовательное пространство. Проанализированы проблемы многоуровневой системы высшего профессионального образования в современном российском обществе. Выделены ориентиры образовательной политики, позволяющей индивидам адаптироваться к социально-экономическим переменам и активно участвовать в социальной жизни.

Ключевые слова: высшее образование, глобализация, единое образовательное пространство, система непрерывного образования, профессионализация, адаптация.

The article looks at the influence of globalization processes on the development of higher education in different countries, especially Russia, and the processes of integration of national systems into common educational space of the world. We analyse the problems of multilevel system of higher professional education in contemporary Russian society. The guidelines of educational policy, which enables individuals to adapt to social and economic changes and actively participate in social life, are shown.

Key words: higher education, globalization, common educational space, the system of continuous education, professionalization, adaptation.

Глобализация является многогранным процессом, который затрагивает все стороны жизнедеятельности мирового социума, все страны и континенты, людей различных рас, национальностей и вероисповеданий. Образование также не могло не испытать на себе воздействия глобализации. На примере нашей страны мы можем видеть, сколь велика на сегодняшний день та сила, которая действует в мировом масштабе. Россия присоединилась к Болон-скому процессу, который является одной из многих форм глобализации, такой же, как мировые рынки или мировые СМИ.

В сфере образования можно отметить некоторые тенденции, общие для целого ряда стран:

* Вершинина Ирина Альфредовна, e-mail: theory@socio.msu.ru " Павлова В.Г., e-mail: theory@socio.msu.ru

1. Растет спрос на высшее образование. Сегодня немодно быть необразованным. Заработная плата "белых воротничков" значительно выше, нежели у "синих". Чтобы больше зарабатывать, нужно больше учиться. Во всем мире число поступлений в вузы растет на 10—15% в год, в том числе в странах Азии, Африки и Латинской Америки, где средние или даже низкие доходы надушу населения.

В мире почти не осталось регионов, в которых высшее образование является прерогативой элиты общества. Возможности для получения образования растут. Благодаря тому, что образование можно получить в кредит, армия "белых воротничков" все увеличивается. Параллельно идет процесс роста и безработицы среди высококвалифицированных специалистов, а одновременно с ростом безработицы отмечается и нехватка специалистов в ряде отраслей. Например, исследователи Международной ассоциации консультантов по поиску руководителей высшего звена (AESC), опросив 141 HR-директора крупнейших компаний США, Западной и Восточной Европы и Азии, пришли к выводу, что в 2007 г. в мире значительно ухудшилась ситуация с поиском менеджеров высшего звена и это приведет к глобальному дефициту руководящих кадров в ближайшее десятилетие1. Около 60% опрошенных PR-директоров констатировали, что найти новых специалистов высшего звена стало значительно сложнее. Самые пессимистические прогнозы компании строят в отношении специалистов в области финансов, социологии (об этом говорят 39% респондентов), IT, PR и ритейла (36%) и производства (29%). Президент AESC Питер Феликс причину сложившейся ситуации видит в демографической сфере: поколение демографического взрыва уходит в отставку, на смену ему приходит следующее, не столь многочисленное. Компании нуждаются в притоке новых специалистов.

2. Еще одна характерная для многих стран тенденция — стремление к повышению качества образования. Современные информационные технологии совершили революцию в образовательном процессе. Критерии качества кардинально изменились. Качественное высшее образование теперь требует наличия современной электроники в классах, общежитиях, библиотеках, научных лабораториях и аудиториях для занятий2. Информация для студентов сканируется и размещается в Интернете. Студенты могут получить доступ к учебной информации не только в своем вузе, но и в любой точке земного шара, где бы они ни жили и куда бы они ни ездили.

1 Малыхин М. Хедхантеры предрекают дефицит руководителей во всем мире // Сайт газеты "Ведомости". [Электронный ресурс] URL:http://www.vedomosti.ru/ newsline/news/2007/12/12/521455 (дата обращения 13.11.2010).

2 Хейнеман С. Глобальные проблемы высшего образования // Сайт Центра университетских стратегий и технологий PRO BOLOGNA. [Электронный ресурс] URL:http://www.almamater.md/articles/2215/ru.litml (дата обращения 18.11.2010).

"Качественная" академическая библиотека традиционно славилась своими фондами, а качественное образование — фундаментальностью. На сегодняшний день качество определяется количеством предоставляемых способов доступа к информации. Хорошая академическая библиотека должна иметь в своем распоряжении достаточно денег, для того чтобы присоединиться к эксклюзивным "информационным сетям", в которых различные библиотеки обмениваются друг с другом своими ресурсами. Сети академических библиотек носят транснациональный характер и включают в себя университетские библиотеки Европы, Азии и Северной Америки. Ведущие университеты мира предоставляют студентам возможность дистанционного обучения. "Фактически рейтинги университетов сейчас учитывают скорость предоставляемого университетом доступа в Интернет"3. Оксфорд, входящий в десятку лучших университетов мира, в 2007 г. объявил набор абитуриентов для онлайн-курса по нанотехнологиям, пройти который можно из любой точки мира, получив в результате сертификат о дополнительном образовании магистерского уровня.

3. Еще одна тенденция — равенство при получении образования. Проблема доступности образования в одинаковой мере для всех слоев населения решается с помощью стипендий, которые выплачиваются одаренным студентам из малообеспеченных семей или регионов. Однако о равных возможностях для всех говорить пока преждевременно. Например, в Индии до сих пор существуют межкастовые барьеры, в том числе и в высшем образовании, несмотря на то что в 2005 г. эта страна вышла на третье место по числу выпускников инженерных вузов4. Главная проблема — дефицит педагогических кадров, сказывающийся и на качестве образования, и на возможности получить доступ к нему.

Сложная ситуация сложилась не только в сфере высшего образования и не только в развивающихся, но и в развитых странах. Для достижения лишь всеобщего начального образования в мире потребуется дополнительно 18 млн учителей. Из них 4 млн потребуется на африканском континенте5. Во многих странах мира есть дети, которые не имеют возможности посещать школу или иным образом приобретать элементарные навыки чтения, письма и счета в силу нехватки квалифицированных преподавателей. Даже в про-

3 Там же.

4 Бейзеров В.А. Университеты в глобализирующемся мире // Социология образования. 2010. № 2. С. 87.

5 Для достижения всеобщего начального образования в мире потребуется дополнительно 18 миллионов учителей // Сайт Организации Объединенных Наций. [Электронный ресурс]. URL: http://www.un. org/rassian/news/fullstorynews. asp?NewsID=8356 (дата обращения 05.10.2010).

мышленно развитых странах катастрофически не хватает учителей, а многие из преподавателей недостаточно квалифицированы.

По данным Организации объединенных наций, в настоящее время в мире число молодежи (в возрасте от 15 до 24 лет) является рекордным и составляет 1,2 млрд человека, это 24% населения трудоспособного возраста6. Современная молодежь — самая образованная молодежь за всю историю человечества, она — важный ресурс национального развития. Сегодня молодые люди в возрасте от 15 до 24 лет по-прежнему сталкиваются с бедностью и безработицей не только в развивающихся, но и в развитых странах. 85% людей в возрасте от 15 до 24 лет живут в развивающихся странах. Однако молодежь сталкивается с безработицей не только в этих странах, но и по всему миру. В странах Центральной и Восточной Европы не учатся и не работают почти 34% молодых людей7. В большинстве стран мира безработица среди молодых людей намного превышает безработицу среди населения в целом.

В странах с высокой долей молодежи (как правило, это не самые развитые в экономическом плане государства) возникают две основные проблемы:

1) дать молодым людям образование, специальность, которые могли бы обеспечить рост благосостояния не только их собственный, но и страны в целом;

2) обеспечить молодых рабочими местами.

Решение этих проблем, ставших глобальными, является задачей всего мирового сообщества. Обеспечение достойных рабочих мест для всех — основа устойчивого развития человечества. Отсутствие возможностей для получения образования, и особенно для трудоустройства, провоцирует миграцию населения и рост социальной напряженности в экономически более благополучных странах. Достойная занятость людей — это ключ к ликвидации бедности и разрыва между странами Севера и Юга, который стремительно растет.

Поляризация между Севером и Югом, во многом являющаяся следствием глобализации, существует и в сфере образования. Бюджетные средства на образование в таких государствах, как Великобритания, Германия или Франция, во много раз превышают расходы на эти цели всех стран Африки к югу от Сахары вместе

6 В ООН стартовал Международный год молодежи // Сайт Организации Объединенных Наций. [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/russian/news/ fullstorynews.asp?NewsID=14052 (дата обращения 05.12.2010).

7 США расходуют на образование больше средств, чем шесть регионов мира, вместе взятые // Сайт Организации Объединенных Наций. [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/russian/news/fiillstorynews.asp?NewsID=8391 (дата обращения 11.10.2010).

взятых. Самым большим инвестором в сферу образования являются США. Бюджет сектора государственного образования в этой стране почти равен сумме бюджетов шести регионов — арабских государств, Центральной и Восточной Европы, Центральной Азии, Латинской Америки и Карибского бассейна, Южной и Западной Азии и региона Африки к югу от Сахары. На долю всех стран тропической Африки приходится 2,4% мировых расходов на образование, и это при том, что в этой части планеты проживает 15% всех лиц школьного и студенческого возраста. В США живут и учатся 4% школьников и молодежи мира и сосредоточены 28% мировых расходов на образование. На весь регион Центральной и Восточной Европы приходится 6,7% этих средств, а на все страны Центральной Азии — всего 0,3%8. Ежегодно 14 млн молодых людей в Восточной и Центральной Европе и странах СНГ вступают во взрослую жизнь, не имея за плечами аттестата об окончании школы и какого-либо образования9. Даже в США, которые вкладывают в науку и образование больше, чем какая-либо другая страна в мире, существуют серьезные проблемы: "По прогнозам, к 2015 году стране не будет хватать 280 ООО преподавателей по математике и естественным наукам"10. Американский президент Б. Обама говорит о низком качестве образования, несмотря на то что для многих стран США являются эталоном: "Наши школы продолжают уступать учебным заведениям развитых (а иногда и развивающихся) стран"11. Однако он обещает дополнительное финансирование и новые программы, которые должны сделать США мировым лидером в сфере открытий и позволят достойно ответить на те вызовы, перед лицом которых человечество оказалось в начале XXI столетия.

Одной из глобальных проблем в сфере образования является на сегодняшний день борьба с коррупцией. Незаконные поборы при зачислении в высшие учебные заведения, взяточничество на экзаменах, подделка документов и другие злоупотребления распространены как в развитых, так и в развивающихся странах. Эксперты ЮНЕСКО в докладе, опубликованном летом 2007 г., отмечают, что в России ежегодная общая сумма взяток за поступление в вузы составляет 520 млн долл., а на Украине подготовка в престижный

8 Там же.

9 Девять миллионов взрослых в Центральной и Восточной Европе не умеют ни читать, ни писать // Сайт Организации Объединенных Наций. [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/rassian/news/fullstorynews.asp?newsID=9578 (дата обращения 06.10.2010).

10 С каждым новым открытием, увеличивающим наши возможности, возрастает наша ответственность. Выступление Барака Обамы в Национальной академии наук 27 апреля 2009 года // Социология образования. 2010. № 3. С. 22.

11 Там же. С. 15.

вуз обходится в 10 тыс. долл. при средней зарплате 100 долл.12 В качестве положительного примера и образца для подражания эксперты ЮНЕСКО приводят Азербайджан, где внедрение информационных технологий и контроль со стороны Независимой комиссии помогли добиться прозрачности при проведении и оценке вступительных экзаменов.

Итак, повторим, что в сфере образования можно выделить тенденции, свойственные целому ряду стран: спрос на высшее образование, стремление к повышению качества образования, равенство при получении образования. Для России характерны многие из только что рассмотренных тенденций. Наша страна пытается идти по пути других стран в сфере образования, одно из доказательств этого — ее присоединение к Болонскому процессу.

Болонский процесс — это часть общего сценария, в котором люди, идеи и информация свободно перемещаются через национальные границы: "одна из ключевых сфер национальной идентичности — высшее образование — все более интернационализуется по мере того, как государства адаптируют свою политику к этому нововведению"13. Наша страна отказывается от сложившихся традиций в сфере образования, чтобы дипломы выпускников высших учебных заведений соответствовали мировым стандартам.

Государство в России всегда пыталось курировать сферу образования. Реформа российского образования изначально вызвала нарекания со стороны научного сообщества. Разногласия между властью и научно-образовательным сообществом не преодолены до сих пор.

Качество образования в нашей стране падает. Мы традиционно гордились уровнем образованности российских граждан, однако последние исследования, проведенные Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), свидетельствуют о том, что поводов для гордости остается все меньше. В результате исследования, проведенного ВЦИОМ в апреле 2007 г. среди 1600 взрослых жителей 153 городов и населенных пунктов, оказалось, что 28% россиян уверены, что Солнце вращается вокруг Земли, а 30% считают, что первые люди были современниками динозавров. В целом основательные научные знания (10—13 правильных ответов из 13) продемонстрировали 22% россиян14. Слабые знания (не более

12 Коррупция в сфере образования угрожает будущему молодежи // Сайт Организации Объединенных Наций. [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ russian/news/Mlstorynews.asp?newsID=7693 (дата обращения 06.05.2010).

13 Медведев С. Болонский процесс, Россия и глобализация // Высшее образование в России. 2006. № 3. С. 31.

14 Научные знания россиян и европейцев // Сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения. [Электронный ресурс]. URL: http://wciom.ru/index. php?id=268&uid=4448 (дата обращения 12.11.2010).

5 правильных ответов из 13) показали 27% опрошенных. Остальные участники дали правильные ответы на 6—9 вопросов. Такой же опрос был проведен среди жителей стран Евросоюза. Его данные показывают, что среди жителей Европы число людей, обладающих очень хорошими научными знаниями, оказалось значительно выше, нежели в России, — 43% респондентов сумели дать правильные ответы как минимум на 10 предложенных вопросов. Лишь 5% европейцев не сумели ответить более чем на 5 вопросов.

Кризис в российском образовании налицо. Данные опроса свидетельствуют в первую очередь о слабости среднего образования, потому что утверждения, предложенные респондентам, не выходят за рамки школьной программы. Можно ли готовить квалифицированных специалистов в высшей школе, если качество среднего образования стремительно падает?

Проблемы в сфере образования существуют не только в области качества. Приоритеты молодежи при выборе профессий неадекватно отражают потребности рынка труда. Существует разрыв между требованиями рынка труда и желанием молодежи обучаться так называемым престижным специальностям. Президент России Д.А. Медведев неоднократно отмечал переизбыток юристов и экономистов, который характерен для нашей страны на фоне дефицита инженерно-конструкторских кадров и квалифицированных рабочих. Это привело к тому, что готовность к смене деятельности у молодежи очень высока. Вчерашние студенты хотят работать не в той сфере, для которой были подготовлены, а там, где есть возможности для трудоустройства. Только 51,2% молодежи работают по специальности, которую они получили в учебном заведении15. Другая половина вообще никогда не работала по своей специальности, т.е. годы, потраченные на обучение, были использованы неэффективно.

Реформы в сфере образования назрели. Но какими они должны быть?

Высшие учебные заведения были против введения единого государственного экзамена (ЕГЭ) и отмены вступительных экзаменов. Их обвинили в коррупции, препятствующей поступлению в вузы одаренных детей из малообеспеченных семей. Но "университетскую реформу нельзя свести ни к борьбе со злоупотреблениями, ни даже к простому исправлению. Реформа — это всегда создание новых обычаев"16. И такие обычаи создаются. С 2009 г. вузы обязаны принимать абитуриентов с результатами ЕГЭ.

15 Насибуллин P.P. Молодежь на рынке труда крупного города // Социологические исследования. 2007. № 11. С. 141.

16 Ортега-и-Гассет X. Миссия университета // Электронная библиотека "Ист Вью". [Электронный ресурс]. URL: http://www.ebiblioteka.ra/sources/article.jsp?id= 13096605 (дата обращения 21.09.2010).

Система "бакалавр—магистр" также вызывала волну критики со стороны научного сообщества. "Я считаю, что бакалавриат не является полноценным высшим образованием. Хотя в некоторых случаях он и оправдан. Я считаю, что специалист — наиболее приемлемая ступень для подготовки квалифицированных людей", — сказал ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова В.А. Садовничий в ходе он-лайн пресс-конфе-ренции в РИА "Новости"17. По мнению В.А. Садовничего, ученым лучше всего видно, как сохранить конкурентоспособность своего университета на образовательном рынке, и здесь очень важно не принимать волевых решений. Но и в этом вопросе голос научного сообщества не был услышан. Высшее образование в России разделено на два уровня — бакалавриат и магистратуру. Государственная Дума приняла соответствующий закон о двухуровневом высшем образовании в октябре 2007 г.

Новая система образования вызывает сомнения даже у некоторых чиновников. После принятия законопроекта во втором чтении зампред думского комитета по образованию О.Н. Смолин сказал, что "правительственный законопроект сильно улучшился: теперь российскому образованию отрежут не обе ноги, а только одну"18. Принятая редакция, считает он, "ведет к поражению прав и студентов, и вузов. Сейчас программу обучения — бакалавриат, магистратуру, специалитет — выбирает вуз, а после вступления закона в силу — чиновники"19. Президент России Д.А. Медведев называет ЕГЭ первым опытом общегосударственной аттестации знаний, причем полагает, что эта аттестация является независимой20. Однако даже он соглашается с тем, что единый госэкзамен не должен быть единственным способом проверки знаний, хотя, по его мнению, основным он все-таки остаться должен.

В Российской Федерации в 2005 г. была принята программа, направленная на повышение качества образования, — национальный проект с одноименным названием "Образование", который начал реализовываться в 2006 г. Приоритетный национальный проект "Образование" призван ускорить модернизацию россий-

17 Ректор МГУ: бакалавриат не является полноценным высшим образованием // Сайт РИА Новости. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rian.ru/society/20050624/ 40759117.html (дата обращения 14.09.2010).

18 Ганипровский П. Российское образование перешло на два уровня // Сайт "Юридический гид". [Электронный ресурс]. URL: http://www.lawlinks.ru/view_data. php?id= 127478 (дата обращения 18.10.2010).

19 Там же.

20 Выступление Президента РФ Д.А. Медведева на открытии Первой педагогической ассамблеи и Года учителя в России // Социология образования. 2010. № 3. С. 8.

ского образования, результатом чего должна стать новая система образования, соответствующая меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям.

В национальном проекте заложены два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании. Во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров — "точек роста" нового качества образования. Во-вторых — внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов.

Поддержка на конкурсной основе лучших учителей и школ, внедряющих инновационные программы, способствует повышению открытости образовательной системы, ее восприимчивости к запросам общества. Поощрение талантливых молодых людей призвано сформировать основу для реализации инновационного потенциала российской молодежи. Важным институциональным изменением является внедрение новой системы оплаты труда учителей. На это системное изменение работает и вводимое в рамках национального проекта вознаграждение за классное руководство: принцип установления размеров доплат стимулирует развитие подушевого финансирования в образовании.

Государственная поддержка инновационных программ вузов, учреждений начального и среднего профессионального образования, а также создание новых федеральных университетов направлены на модернизацию материально-технической базы учреждений, внедрение новых программ и технологий и в целом на повышение качества профессионального образования, его взаимозависимости с экономикой страны и отдельных регионов. Открытие новых бизнес-школ также напрямую ориентировано на прорывное развитие отечественной экономики, на формирование собственной системы подготовки управленческих кадров высокого уровня.

Интернетизация российского образования нацелена на распространение через образование современных технологий во все сферы производства и общественной жизни. Выравнивание возможностей всех российских школьников и учителей обеспечивает принципиально новое качество образовательных услуг. Кроме того, разработка электронных образовательных ресурсов нового поколения приведет к принципиальным изменениям результатов образования, расширению возможностей реализации индивидуальных образовательных программ. Поставляемые в рамках нац-проекта учебное и учебно-наглядное оборудование, а также автобусы для сельской местности существенно повышают доступность качественного образования для всех российских школьников.

Все вышеназванные направления тесно связаны с еще одним направлением национального проекта — модернизацией региональных систем образования, которое предполагает введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей, переход на нормативное подушевое финансирование, развитие региональной системы оценки качества образования, обеспечение условий для получения качественного образования независимо от места жительства и расширение общественного участия в управлении образованием.

Таким образом, направления приоритетного национального проекта "Образование" составляют целостную мозаику, различные компоненты которой дополняют друг друга, с разных сторон направляя образовательную систему к единым целям, обеспечивая системные сдвиги.

По мнению Министра образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко, "...национальный проект — не разовая акция, возникшая потому только, что появились деньги и надо их потратить. Это логический шаг в развитии реформы образования. Если хотите, это катализатор тех системных изменений, которые давно назрели, готовность к которым наконец-то сформировалась в обществе, а теперь еще и ресурсно обеспечены"21. Программа "Образование" отражает инновационный подход и характеризуется фразой: "не догонять прошлое, а создавать будущее". Она ориентирована не столько на передачу знаний, которые постоянно устаревают, сколько на овладение базовыми компетенциями, позволяющими затем — по мере необходимости — приобретать знания самостоятельно.

В июне 2007 г. ВЦИОМ провел социологическое исследование, чтобы выяснить, насколько россияне информированы о приоритетном национальном проекте "Образование", его направлениях, как оценивают темпы его реализации за время, прошедшее с момента его запуска22. Информированы о проекте в сфере образования 48% респондентов, из них только 5%, по собственным оценкам, осведомлены хорошо, а 43% "кое-что слышали". Ничего не известно о проекте 44% опрошенных. Чем выше уровень образования респондентов, тем выше степень их информированности о проекте. Так, в группе с образованием ниже среднего более-менее осведомлена о проекте четверть опрошенных (26%, в том числе

21 Приоритетный национальный проект "Образование" // Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http:// mon.gov.ra/pro/pnpo/ (дата обращения: 04.12.2010).

22 Нацпроект "Образование": россияне о результатах первого года реализации // Сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения. [Электронный ресурс]. URL.: http://wciom.ru/index.php?id=268&uid=8321 (дата обращения: 12.12.2010).

только 1% знает об этом много), а в группе с высшим и незаконченным высшим образованием — две трети (65%, в том числе 9% информированы хорошо).

Большинство осведомленных о проекте респондентов (85%) в качестве источника информации называют центральное телевидение. Наиболее известные опрошенным направления проекта "Образования" — это поощрение лучших учителей (60%); подключение школ к интернету, компьютеризация классов (59%); оснащение школ учебными наглядными пособиями, оборудованием (45%), предоставление денежных выплат талантливой молодежи (44%); стимулирование вузов и школ, внедряющих новые образовательные программы (42%); приобретение школьных автобусов для сельской местности (38%); дополнительное ежемесячное вознаграждение за классное руководство (23%). Менее известны такие направления проекта, как создание федеральных университетов в Южном и Сибирском округах (15%); разработка и размещение в открытом доступе информационных образовательных ресурсов (14%); создание бизнес-школ в московском регионе и Санкт-Пе-тербурге (12%). Еще меньше респонденты знают о направлениях, касающихся военнослужащих, — организации обучения на подготовительных отделениях вузов лиц, отслуживших не менее трех лет по контракту в Вооруженных Силах РФ (8%), и создании в воинских частях учебных центров начального профобразования для военнослужащих срочной службы (7%).

Почти половина опрошенных (46%) затрудняется оценить успешность реализации национального проекта "Образование" у себя в регионе. Остальные оценивают ее скорее позитивно (31%), чем негативно (23%).

Другое исследование ВЦИОМа, проведенное в сентябре 2008 г., было посвящено изучению значимости для соотечественников наличия диплома о высшем образовании.

Подавляющее большинство наших соотечественников считают, что высшее образование обеспечивает человеку успешную карьеру и облегчает достижение жизненных целей (76%)23. Причем наиболее активно этот тезис поддерживают люди с низким уровнем образования (80%), а также высокообразованные респонденты (79%). Россияне разделились во мнении о том, насколько наличие высшего образования сказывается на будущей карьере. Так, 45% россиян полагают, что в наше время можно сделать удачную карьеру и без высшего образования. 44% склонны полагать, что для удачной карьеры диплом о высшем образовании все же необхо-

23 Зачем учиться в вузе? // Сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения. [Электронный ресурс]. URL: http://wciom.ra/index.php?id=268&uid= 10699 (дата обращения: 04.12.2010).

дим. Последняя позиция наиболее характерна для высокообразованных граждан (48%). Половина россиян не согласны с тем, что без высшего образования человек обречен на неквалифицированную и низкооплачиваемую работу (50%). К такой оценке наиболее склонны люди со средним уровнем образования (50—53%). Половина наших сограждан не разделяют мнения, что ради получения высшего образования в наше время хороши любые средства (51%). Это характерно для людей с высшим образованием (54%) и со средним специальным образованием (51%), а также для респондентов с неполным средним, начальным или неполным начальным образованием (48%). Несогласие с этим тезисом наиболее склонны выражать и 35—44-летние респонденты (57%). В остальных возрастных группах (кроме молодежи: 18—24 года) доля тех, кто также отрицает эту позицию, составляет 50% для каждой группы. А вот респонденты в возрасте от 18 до 24 лет (44%), напротив, наиболее склонны полагать, что цель получения высшего образования оправдывает любые средства. Несогласие 45% опрошенных вызвало утверждение о том, что "на получение высшего образования никаких денег не жалко". Причем это наиболее характерно для россиян, уже окончивших вузы или имеющих неоконченное высшее образование (43%). 38% респондентов согласились, что для получения диплома можно потратить значительные денежные суммы. Поддерживать позицию о том, что диплом о высшем образовании оправдывает любые финансовые расходы, менее всего склонны респонденты с низким уровнем образования (29%).

По результатам исследований, проведенных ВЦИОМ, можно сделать вывод о том, что национальный проект "Образование" реализуется вполне успешно. Об этом свидетельствуют высокий уровень информированности россиян о нацпроекте и отношение граждан к высшему образованию как к гарантии успешной карьеры и достижения жизненных целей. Причем ценность высшего образования растет: "Диплом о высшем образовании стал подтверждением наличия некоторого культурно значимого минимума компетенций, которые должны обеспечить адаптацию работника к производственной среде и наработку первичного социального капитала"24. Работодатели начинают рассматривать учебу в вузе как необходимый этап социализации, который должен быть пройден большинством работников вне зависимости от их профессиональной специализации.

Глобализация предъявляет высокие требования к конкурентоспособности экономики, политики государств на международной

24 Добренькое В.И., Зырянов В.В., Темнова Л.В. Вопросы качества подготовки социологов в условиях реформирован™ высшей школы в России // Социология образования. 2010. № 9. С. 36.

арене. Необходимо выдерживать конкуренцию и в области образования. В связи с этим современная система российского образования должна реализовывать доступные и эффективные образовательные программы высокого качества (и даже делает это).

Современная ситуация в России требует не только новых качественных подходов в области профессионального образования, но и определяет новые требования к профессиональному и личностному поведению. Как полагает H.A. Коваль, "задача институтов образования — подготовить будущего специалиста к самореализации посредством обучения его общечеловеческим ценностям, развившимся в ходе исторической эволюции общества. Задача каждого индивида — осознанно реализовать свои социально-профессио-нальные и духовные приобретения в обществе"25.

В современном обществе каждый человек должен не только получить и усвоить информацию, но и осознать то, что в постоянно меняющихся условиях для достижения успеха он должен быть ответственным, гибким и уметь быстро адаптироваться к новым условиям. Требования к квалификации работников продолжают усложняться, и в такой ситуации человеку постоянно необходимо наращивать свои профессиональные умения, навыки, осваивать что-то новое.

Е.М. Авраамова предлагает классификацию адаптационных ресурсов индивидов и групп, которые оказываются наиболее востребованными в современном мире26: 1) образовательный капитал (уровень образования ниже общего среднего, общее среднее, среднее специальное, высшее и незаконченное высшее, наличие ученой степени кандидата или доктора наук); 2) профессиональный капитал (самооценка профессионализма, дополненная востребованностью труда); 3) информационно-культурный капитал (комбинация используемых возможностей развития этого ресурса: посещение театров, музеев и т.д., чтение книг, газет и т.д.; просмотр телепрограмм; работа с компьютерными программами, базами данных; владение иностранным языком); 4) капитал социальных связей, или социальный капитал (получение помощи при взаимодействии с социальными институтами, от друзей, знакомых в решении важных проблем).

Предлагаемые личностные ресурсы указывают на то, что современному человеку в эпоху глобализации необходимо обладать не только определенным уровнем образования, но и постоянно повышать свой уровень профессионализма. Профессиональное об-

25 Коваль H.A. Духовность в системе профессионального становления специалиста. М., 1997.

26 Авраамова Е.М. Адаптационные процессы в России: успехи и провалы // Народонаселение. 2003. № 3 (июль—сентябрь). С. 17.

разование не только является средством самореализации, карьерного роста, но и должно подготовить личность к непрерывному самообучению для поддержания конкурентоспособности индивида на рынке труда и более полного раскрытия способностей: "Цель сегодняшнего образования заключается в том, чтобы подготовить конкурентоспособную личность, востребованную на рынке труда, развивать у учащихся потребности в самоизменении, заинтересованность в знаниях-трансформациях, психологических знаниях, знаниях-инструменте, которые позволят обрести не только высокий уровень профессионализма, но и укрепить этнокультурную идентичность и сформировать положительное эмоционально-нравственное отношение к жизни"27. Непрерывное самообучение, забота о своей конкурентоспособности не только на рынке труда Российской Федерации, но и на международном уровне требует постоянного контроля за уровнем своего профессионализма. А соответственно необходимо поднимать проблему профессионализации граждан, создания условий для непрерывного образования.

Ученые выделяют несколько групп определений профессионализации:

1) педагогические определения: профессионализация как профессиональное обучение. Чаще всего под профессионализацией понимается специальная профессиональная подготовка субъекта к будущей профессиональной деятельности, т.е. профессиональное образование28;

2) социологические (деятельностные) определения: профессионализация как профессиональная реализация. Профессионализация рассматривается как принадлежность к определенному профессиональному сообществу, одна из форм самореализации человека в ходе его профессиональной деятельности, т.е. профессионализация в данном случае отождествляется с самим процессом профессиональной деятельности29;

3) социологические (стратификационные) определения: профессионализация как обретение социального статуса через профессию. В рамках данных определений профессионализация понимается как "процесс, посредством которого должность влечет претензию на статус и, следовательно, вознаграждение и привилегии профессии"30;

27 Гуров В.Н., Степанов C.B. Формирование конкурентоспособного образовательного учреждения (на материалах экспериментального исследования) // Социология образования. 2009. № 11. С. 14.

28 Миронова T.JI. Самосознание профессионала. Улан-Удэ, 1999. С. 10.

29 Цвык В.А. Профессионализация как социальный процесс // Вестн. РУДН. Сер. Социология. 2003. № 4-5. С. 258.

30 Джерри Д., Джерри Дж. Большой толковый социологический словарь: В 2 т. Т. 2. М., 1999. С. 104.

4) социально-экономические определения: профессионализация как развитие и реализация человеческих трудовых ресурсов в ходе трудовой деятельности. В рамках данного подхода профессионализация понимается как условие развития человеческих трудовых ресурсов, как процесс включения индивида в социально-экономическую практику через сферу занятости (либо исключения из нее). Исследование экономической сущности профессионализации позволяет сделать вывод о ее противоречивом характере, поскольку социально-экономические условия ведут к нарушению принципов свободы и добровольности профессионального выбора. В основе профессионализации также лежит противоречие между уровнем профессионального потенциала работника и характеристиками, предъявляемыми к этому потенциалу на рынке труда.

Обобщая определения, В.А. Цвык указывает на то, что профессионализация представляет собой процесс овладения необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками, адаптацию к профессиональной среде31. Профессионализм есть результат этого процесса, показатель успешности его осуществления, качественная характеристика специалиста. Профессионализация есть становление и развитие профессионализма.

Глобализация приводит к необходимости формирования профессионализма специалиста, и соответственно его конкурентоспособности на рынке труда в международном плане. В связи с данным положением интересным являются предложенные уровни и этапы профессионализма по соотношению требований профессии к человеку и человека к профессии Л.А. Обуховой32:

1. Допрофессионализм:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— этап профессионального образования и развития: получение общего образования;

— этап овладения основами государственной службы.

2. Профессионализм:

— этап адаптации человека к профессии: первичное усвоение норм, необходимых технологий профессии;

— этап индивидуализации и интеграции человека в профессии: осознание человеком своих индивидуальных особенностей выполнения профессиональной деятельности, максимальная самореализация в профессии;

— этап свободного овладения человеком профессией, проявляющийся в форме гармонизации человека и профессии; усвоение высоких стандартов, эталонов профессиональной деятельности;

— этап ротации, выдвижения: адаптация нового уровня.

31 Цвык В.А. Указ. соч. С. 259.

32 Обухова Л.А. Профессионализация кадрового обеспечения органов государственного управления Российской Федерации. Абакан, 2006. С.169.

3. Мастерство:

— этап свободного овладения профессией в творческой форме: обогащение специалистом опыта своей профессии за счет личного творческого, профессионального вклада, внесение авторских традиций, усовершенствований, достижение вершин в профессиональной деятельности, профессиональное преобразование или проектирование новой профессиональной среды, иногда создание человеком новой профессии;

— этап свободного овладения несколькими профессиями, методами перехода от одной к другой;

— этап творческой самореализации, самопроектирования себя как личности профессионала, т.е. формирование таких профессиональных качеств, как самосозидание, достижение вершин в развитии своей профессиональной личности.

4. Постпрофессионализм:

— этап профессиональной деятельности вне органов власти;

— этап завершения профессиональной деятельности.

Данная классификация позволяет нам осознать, какой путь до

профессионализма, мастерства должен пройти человек, сколько вкладывает усилий, однако каждый день он должен совершенствоваться, чтобы быть конкурентоспособным.

Т. Парсонс, исследуя роль профессионалов в современном обществе в своей работе "Профессии и социальная структура" (1939), назвал одной из главных характеристик профессионала "отсутствие интереса", что ставит его в оппозицию к "деловому человеку". Профессиональный человек не мыслит себя как индивид, занятый извлечением частной прибыли, он озабочен оказанием услуг своим клиентам или пациентам или безлично оцениваемым продвижением науки.

Т. Парсонс полагает, что можно достаточно четко выделить критерии определения профессиональной роли. Первый критерий — требование формальной "технической подготовки", сопровождающейся институционализированными моделями контроля за адекватностью образования и в отношении компетенции обученных индивидов. Процесс обучения преобладает в передаче интеллектуального компонента, который создает ценностный вектор для профессионала, действующего в рамках инструментальной рациональности. Второй критерий — наличие навыков реализации полученных профессиональных знаний. Третий критерий (наиболее значимый, с точки зрения американского социолога) — наличие у свободных профессионалов уверенности, что их компетенция используется в интересах всей социальной системы33.

33 Цит. по: Абрамов Р.Н. Профессиональный комплекс в социальной структуре общества (по Т. Парсонсу) // Социологические исследования. 2005. № 1. С. 54—66.

Предложенные Т. Парсонсом критерии актуальны и сегодня. Профессионал современного общества — в основном человек, занятый извлечением частной прибыли и не интересующийся, как его компетенции используются всей социальной системой. Таким образом, необходимо менять сознание человека в эпоху глобализации, направлять его на осознание ответственности, что вклад каждого человека формирует целое.

Идея непрерывности образования не нова. Однако в эпоху глобализации она приобрела новый оттенок. Профессионализация становится процессом формирования и развития человеческого потенциала. Достижение профессионализма посредством профессионализации является условием социальной стратификации, фактором социальной мобильности.

Российское образование поступилось своими традициями ради того, чтобы соответствовать тем требованиям, которые предъявляет глобальный рынок. Одним из основных противоречий современного мира является противостояние между глобализацией и стремлением к сохранению своей национальной идентичности. Взаимосвязь этих двух противоборствующих сил отражается в отношении России к Болонскому процессу: "...с одной стороны, Бо-лонский процесс — это проявление глобализации, и Россия заинтересована в использовании предоставляемых возможностей и глобальных перспектив"34, с другой стороны, России нужно постараться сохранить свою культурную и образовательную идентичность. Мы принимаем межгосударственные, наднациональные образовательные стандарты, чтобы сохранить свою конкурентоспособность, преодолеть несоответствие современного российского высшего профессионального образования требованиям рынка труда. В данном случае торжество глобализации очевидно. Запад стал образцом, к которому стремится Россия в своих реформах, в том числе и в сфере образования, "идентификация с Западом выступила как бы в роли нормы"35. Выиграет ли Россия в результате унификации национальных систем образования в рамках единых европейских стандартов? На этот вопрос поможет ответить только время.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Абрамов Р.Н. Профессиональный комплекс в социальной структуре общества (по Т. Парсонсу) // Социологические исследования. 2005. № 1.

Авраамова Е.М. Адаптационные процессы в России: успехи и провалы // Народонаселение. 2003. № 3 (июль—сентябрь).

34 Медведев С. А. Болонский процесс, Россия и глобализация // Высшее образование в России. 2006. № 3. С. 35.

35 Гударенко Ю.А. Становление многоуровневой системы высшего профессионального образования в России // Социология образования. 2010. № 8. С. 10.

Бейзеров В. А. Университеты в глобализирующемся мире // Социология образования. 2010. № 2.

Выступление Президента РФ Д.А. Медведева на открытии Первой педагогической ассамблеи и Года учителя в России // Социология образования. 2010. № 3.

Гударенко Ю.А. Становление многоуровневой системы высшего профессионального образования в России // Социология образования. 2010. №8.

Гуров В.Н., Степанов С.В. Формирование конкурентоспособного образовательного учреждения (на материалах экспериментального исследования) // Социология образования. 2009. № 11.

Джерри Д., Джерри Дж. Большой толковый социологический словарь: В 2 т. Т. 2. М., 1999.

Добренькое В.ГГ., Зырянов В.В., Темнова Д.В. Вопросы качества подготовки социологов в условиях реформирования высшей школы в России // Социология образования. 2010. № 9.

Малыхин М. Хедхантеры предрекают дефицит руководителей во всем мире // Сайт газеты "Ведомости". [Электронный ресурс]. URL: http://www. vedomosti.ru/newsline/news/2007/12/12/521455.

Медведев С.А. Болонский процесс, Россия и глобализация // Высшее образование в России. 2006. № 3.

Миронова Т.Д. Самосознание профессионала. Улан-Удэ, 1999.

Насибуллин P.P. Молодежь на рынке труда крупного города // Социологические исследования. 2007. № 11.

Обухова Д.А. Профессионализация кадрового обеспечения органов государственного управления Российской Федерации. Абакан, 2006.

Ортега-и-Гассет X. Миссия университета // Электронная библиотека "Ист Вью". [Электронный ресурс]. URL: http://www.ebiblioteka.ru/sources/ article.jsp?id= 13096605.

С каждым новым открытием, увеличивающим наши возможности, возрастает наша ответственность. Выступление Барака Обамы в Национальной академии наук 27 апреля 2009 года // Социология образования. 2010. № 3.

Хейнеман С. Глобальные проблемы высшего образования // Сайт Центра университетских стратегий и технологий PRO BOLOGNA. [Электронный ресурс]. URL: http://www.almamater.md/articles/2215/ru.html.

Цвык В.А. Профессионализация как социальный процесс // Вестн. РУДН. Сер. Социология. 2003. № 4-5.

Сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения. [Электронный ресурс]. URL: http://wciom.ru

Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://mon.gov.ru/pro/pnpo

Сайт Организации Объединенных Наций. [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/russian

Сайт РИА "Новости". [Электронный ресурс]. URL: http://www.rian.ru

Сайт "Юридический гид". [Электронный ресурс]. URL: http://www. lawlinks.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.