Научная статья на тему 'Государство как стратегический субъект развития российской системы образования'

Государство как стратегический субъект развития российской системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1595
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ГОСУДАРСТВО / GOVERNMENT / УНИВЕРСИТЕТЫ / UNIVERSITIES / МОЛОДЁЖЬ / YOUTH / ИДЕОЛОГИЯ / IDEOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старыгина Арина Михайловна

В статье рассматривается проблема исследования роли государства в модернизации российского отечественного образования. В эпоху глобальных изменений системы образования и интеграции российского образования в мировое образовательное пространство значимость государства в управлении и контроле за реформированием системы образования повышается. Именно государственные институты остаются основными регуляторами происходящих в сфере образования модернизационных процессов, способных пресечь или минимизировать ряд рисков, возникающих для отечественной образовательной системы.Рассматривая государство в роли субъекта института образования, можно выделить его ключевые функции в сфере образования: идеологическую, финансовую и организационную. Идеологическая функция заключается в определении государством общей направленности образовательного процесса, формулировании основ образовательных программ, и прежде всего воспитательной компоненты образовательной системы. Слабость идеологической функции государства в сфере образования минимизирует патриотическое воспитание молодёжи, ассимилирует малопригодные для российской социокультурной и историко-политической специфики направления образовательных программ. Недостаточность финансирования в конечном итоге влечёт за собой снижение и, возможно, полную потерю конкурентоспособности российского образования на международном рынке образовательных услуг. Организационная функция призвана обеспечить жизнеспособность такой модели организации образовательной системы, которая будет органично сочетать адекватность современным условиям, национальные традиции и исторический опыт российской системы образования.Таким образом, определяя роль государства в регулировании процессов в сфере образования, обозначая цели и основные функции в модернизации образования и управлении образовательным процессом, можно раскрыть ключевые механизмы влияния государства как стратегического субъекта развития российской системы образования на развитие института образования в современном российском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State as a Strategic Subject of Developmentof the Russian Education system

The article deals with the problem of research of the role of the state in modernization of Russian domestic education. In an era of global changes of the education system and integration of Russian education into the world educational space, the importance of the state in management and control of reforming the education system increases. State institutes remain the main regulators of modernization processes conducted in the educational sphere that can eliminate or minimize a number of risks for the domestic educational system.Considering the state as a subject of the educational institute, its key functions in education can be identified: ideological, financial, and organizational. The ideological function means definition of the general direction of the educational process by the state, formulation of the basis for educational programs and first of all educating components of the educational system. The weakness of the state’s ideological function in education minimizes patriotic education of the youth, assimilates those areas of educational programs that are hardly applicable for the Russian social, cultural, historical, and political specifics. A shortage of financing in the end leads to the decrease and perhaps even the total loss of competitiveness of the Russian education in the international market of educational services. The organizational function is intended to ensure functioning of such model of the educational system which will naturally combine relevance to modern conditions, national traditions, and historical experience of the Russian education system.Thus, defining the role of the state in education regulation, setting targets and the main functions in education modernization and management of educational process, it is possible to discover key mechanisms of influence of the state, being a strategic subject of development of the Russian education system, on the development of institute of education in the modern Russian society.

Текст научной работы на тему «Государство как стратегический субъект развития российской системы образования»

А. М. Старыгина

Государство

КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

DOI: 10.19181/snsp.2016.4.4.4762

Старыгина Арина Михайловна — кандидат социологических наук, доцент, Ростовский социально-экономический институт. 344019, Россия, Ростов-на-Дону, ул. 16-я линия, 7в E-mail: [email protected] Тел.:+7 (918) 526 78 81

Аннотация. В статье рассматривается проблема исследования роли государства в модернизации российского отечественного образования. В эпоху глобальных изменений системы образования и интеграции российского образования в мировое образовательное пространство значимость государства в управлении и контроле за реформированием системы образования повышается. Именно государственные институты остаются основными регуляторами происходящих в сфере образования модернизационных процессов, способных пресечь или минимизировать ряд рисков, возникающих для отечественной образовательной системы.

Рассматривая государство в роли субъекта института образования, можно выделить его ключевые функции в сфере образования: идеологическую, финансовую и организационную. Идеологическая функция заключается в определении государством общей направленности образовательного процесса, формулировании основ образовательных программ, и прежде всего воспитательной компоненты образовательной системы. Слабость идеологической функции государства в сфере образования минимизирует патриотическое воспитание молодёжи, ассимилирует малопригодные для российской социокультурной и историко-политической специфики направления образовательных программ. Недостаточность финансирования в конечном итоге влечёт за собой снижение и, возможно, полную потерю конкурентоспособности российского образования на международном рынке образовательных услуг. Организационная функция призвана обеспечить жизнеспособность такой модели организации образовательной системы, которая будет органично сочетать адекватность современным условиям, национальные традиции и исторический опыт российской системы образования.

Таким образом, определяя роль государства в регулировании процессов в сфере образования, обозначая цели и основные функции в модернизации образования и управлении образовательным процессом, можно раскрыть ключевые механизмы влияния государства как стратегического субъекта развития российской системы образования на развитие института образования в современном российском обществе.

Ключевые слова: образование, государство, университеты, молодёжь, идеология.

Необходимость реформирования российской системы образования назревала в течение последних десятилетий, что объясняется общемировым контекстом развития образования. На фоне интеграции российского образования в мировое пространство повышается роль государства как основополагающего

субъекта реформирования отечественной образовательной системы. Без участия государства данный процесс не представляется возможным, особенно если учитывать тот факт, что интеграция российского образования в мировое образовательное пространство влечёт за собой целый ряд рисков.

В данной ситуации именно государство является тем регулирующим фактором, который способен управлять интеграционными процессами, обеспечивая как повышение качества российской образовательной системы, так и её защиту от рисков утраты национальных образовательных традиций. Соответственно, существует потребность в научном исследовании роли государства в процессе реформирования и развития отечественной системы образования.

Среди отечественных исследователей, подробно рассматривающих данный вопрос, следует отметить работы А. С. Киселёва, А. Ж. Кусжановой, Я. Ю. Старцева и др. [Киселёв 2013; Кусжанова 1997; Старцев 2012: 74—86]. В работе А. Ж. Кусжановой в большей степени уделяется внимание рассмотрению самих основ государственной политики в сфере образования в социологическом и социально-философском ключе. А. С. Киселёв обращается к рассмотрению наиболее актуальных задач, стоящих перед российским государством в сфере модернизации системы образования. Однако существует очевидная потребность в дальнейшем изучении роли государства в процессах модернизации образования в современной России.

Целью настоящей статьи является раскрытие ключевых механизмов влияния государства на развитие института образования в современном российском обществе. Для этого потребуется решение следующих задач:

• определение роли государства в регулировании процессов в сфере образования;

• обозначение целей государства в процессе модернизации образования;

• выявление основных функций государства в управлении образовательным процессом.

Известно, что государство, как пишет А. Ж. Кусжанова, обладает наиболее мощным потенциалом, позволяющим ему реализовывать поставленные социальные задачи [Кусжанова 1997]. Естественно, что государство традиционно играет важнейшую роль и в сфере управления системой образования, причём эта роль простирается далеко за пределы финансирования образовательных учреждений. В современных условиях, когда происходит интернационализация образования и интеграция национальных образовательных систем в единое пространство, участие

государства становится более важным. Именно государственные институты остаются основным регулятором происходящих в сфере образования модернизационных процессов, способных пресечь или минимизировать негативные тенденции.

Государство ставит перед собой три ключевые стратегические цели — повышение уровня и качества жизни населения, экономическое развитие страны, закладка базиса для развития страны в будущем. Все три цели неразрывно связаны с участием государства в процессе организации и реформирования образовательной системы, поскольку обеспечение высокого интеллектуального потенциала нации является и фундаментальной основой её стабильного развития в дальнейшем, и залогом устойчивого экономического роста и повышения качества и уровня жизни населения страны [Киселёв 2013].

В современной России унаследована советская модель организации образовательного процесса, в которой главную роль играло государство. Как отмечает Я. Ю. Старцев, постсоветское образование характеризуется функционированием образовательной системы как совокупности государственных (по преимуществу) институтов, которым присущ охват или всей возрастной категории в целом (обязательное школьное образование), или отдельных профессиональных категорий, представители которых обязаны обладать определённым образованием, подтверждающим их профессиональную квалификацию [Старцев 2012: 80]. Институционализация системы образования также носит государственный характер.

Государство, являясь важнейшим фактором в сфере управления образовательным пространством, ориентировано на достижение определённой совокупности целей, к которым относятся:

1. Обеспечение качества образования и его доступности для широких слоёв российских граждан.

2. Удовлетворение потребностей отечественной экономики, науки и культуры в квалифицированных кадрах, причём как текущих потребностей, так и в перспективе.

3. Интеграция молодого поколения российских граждан в социально-экономическую, культурную, политическую жизнь Российской Федерации.

4. Активизация инновационной составляющей в образовании, науке и технике [Киселёв 2013].

Прежде всего, государство обеспечивает потребность населения в доступном и качественном образовании. Здесь важнейшую роль играет, во-первых, нормативная составляющая, представленная законами и иными нормативными актами, регулирующими деятельность института образования и предписывающими обязательность среднего общего образования для всех граждан Российской Федерации, а также вводящими ряд правил, которые регламентируют деятельность образовательных учреждений. Во-вторых, обеспечение доступности и ка-

чественности образования опирается на выполнение государством функции финансирования в отношении образовательных учреждений, речь о которой пойдёт ниже.

Удовлетворение потребностей экономики в квалифицированных кадрах достигается государственным регулированием образовательных стандартов и направленностью образовательных учреждений на выпуск специалистов конкретного профиля. Достижение этой цели требует от государства определённых финансовых ресурсов, а также развитой организационно-методической базы, позволяющей оперативно реагировать на изменения конъюнктуры рынка труда и проводить соответствующие изменения в практической деятельности образовательных учреждений. Даже в условиях формирования в постсоветской России значительного сегмента негосударственных образовательных учреждений, государственное образование остаётся вплоть до настоящего времени эталоном качества, а выдача дипломов государственного образца — критерием качества негосударственных образовательных учреждений (многие учреждения отказываются принимать на работу сотрудников, не обладающих подтверждённой дипломом государственного образца квалификацией) [Старцев 2012: 80].

Государство может стимулировать выпуск квалифицированных специалистов по востребованным специальностям, с одной стороны, — используя финансово-экономические рычаги влияния на образовательные учреждения, а также административные инструменты, поскольку образовательные стандарты и программы в стране разрабатываются ответственными органами исполнительной власти. С другой стороны, государство может обеспечивать приток молодёжи на определённые специальности в учебных заведениях посредством введения дополнительных льгот, облегчения послевузовского трудоустройства, повышения зарплат и пенсий представителям ряда профессий (в частности, так стимулируется приток молодого пополнения в военные вузы).

В рамках подготовки квалифицированных кадров в задачи государства входит и стимулирование научной деятельности образовательных учреждений, поскольку сама по себе подготовка высококвалифицированных профессионалов не представляется возможной без развития университетской науки. Студенты и аспиранты должны включаться в творческую научно-исследовательскую деятельность и совершенствовать свои профессиональные навыки, параллельно занимаясь углублением научных знаний и их практическим применением. Без системы образования отечественная наука не будет получать свежие высококвалифицированные кадры, но и подготовка последних возможна лишь в случае утверждения модели единства образовательного и научного учреждения, присутствия науки в университете в качестве неотъемлемой составляющей.

Интеграция молодого поколения россиян в политическую, экономическую и культурную жизнь страны осуществляется посредством получения ими профессионального образования, а также вовлечения в период учёбы в трудовую, научную и творческую деятельность, деятельность общественных и политических организаций. В данном направлении государство обеспечивает соответствующие условия поддержки молодёжи, в том числе её бизнес-инициатив, инновационных научных и творческих проектов, молодёжных общественных организаций общегражданской (патриотической) и конкретно-проектной направленности. Это укладывается в общую программу по реализации одной из важнейших целей института государства — укрепления фундамента для развития страны в будущем, повышения качества и уровня жизни её населения.

Данный вид деятельности для государства является профильным в русле реализации мер по улучшению социального положения молодёжи. Вместе с тем перечисленные пути интеграции молодёжи в различные сферы российского общества целесообразно развивать в общем контексте модернизации отечественной системы образования, устанавливая взаимосвязь между образовательной деятельностью вузов и молодёжной общественной, творческой, научной, экономической активностью. Образовательные учреждения здесь выступают не только в качестве трансляторов профессиональных знаний и организаторов научно-исследовательской деятельности, но и как инструмент воспитательной политики по отношению к подрастающим поколениям. При этом именно государство должно задавать стандарты воспитательной политики образовательным учреждениям, контролируя и регламентируя их деятельность в данном направлении.

С другой стороны, эта цель реализуется также и в плоскости социальной защиты населения. Прежде всего, речь идёт о социальной поддержке со стороны государства молодёжи, детей и подростков, а также молодых семей и семей с детьми. Данная поддержка призвана обеспечить надлежащие социальные условия для всестороннего развития личности ребёнка и молодого человека, достойный уровень жизни молодых семей и семей с детьми. Характер мероприятий государства в этом направлении сводится не только к их финансово-экономической поддержке, но и к развитию соответствующей социальной инфраструктуры. Во второй половине 2000-х годов важным инструментом социальной поддержки семей с детьми, детей и молодёжи стал выплачиваемый государством при рождении второго ребёнка материнский капитал, который можно потратить в том числе и на оплату образовательных услуг для ребёнка или нескольких детей.

В отношении института образования государство выполняет определённые функции, позволяющие ему выступать в роли субъекта. В первую очередь, это идеологическая функция, которая заключается в определении государством общей направленности образовательного процесса, формулировании основ образовательных программ и воспитательной компоненты образовательной системы. Идеология выступает в качестве основы социетального единства, скрепляя

индивидов и отдельные группы индивидов в единое коллективное целое [Дюркгейм 1980: 220]. В отношении института образования это проявляется прежде всего в том, что идеология задаёт вектор развития образовательной системе, обеспечивает единство её многочисленных компонентов.

Слабость идеологической функции государства отражается на образовательной системе крайне негативно. Во-первых, это проявляется в диссонансе образовательных программ, отсутствии единства учебных планов и, как следствие, влечёт за собой большие организационные проблемы, превращая образовательные учреждения в несвязанные между собой замкнутые системы. Во-вторых, без идеологической функции государства в сфере образования происходит ослабление национальной составляющей, минимизируется патриотическое воспитание учащихся и студентов, усваиваются модели и направления образовательных программ, малопригодные для российской социокультурной и историко-политической специфики.

В первую очередь, идеологические функции государства представляют особую значимость для гуманитарного образования, поскольку общественные дисциплины сами по себе предполагают наличие определённой идеологизированности. «Говорить о том, что гуманитарное образование или вообще образование деидеологизировано, это, по меньшей мере, лицемерие. Оно всегда идеологизировано в самом содержании преподаваемых дисциплин», — подчёркивает известный российский социолог В. И. Добреньков [Государственная... 2007]. Однако следует учитывать, что не меньшую потребность в крепости государственной идеологической функции испытывает естественнонаучное и инженерно-технологическое образование. Именно наличие идеологии в образовании позволяет понять, для чего проводятся образовательные реформы и какие пути следует выбирать для их осуществления, учитывая национальную специфику, политические и экономические особенности и возможности российского государства.

Вторая важнейшая функция государства по отношению к институту образования, особенно значимая в настоящее время в сложных социально-экономических условиях существования российского общества, — финансирование образования. Именно государство является единственным институтом, способным в полной мере осуществлять финансово-экономическое обеспечение образовательного процесса в стране. Несмотря на наличие самоорганизованных коммерческих вузов, централизованная система образования может поддерживаться только посредством государственного бюджета, использования ресурсного потенциала государства, в особенности если речь идёт о масштабах такой большой страны, как Россия.

Отсутствие финансирования, в свою очередь, негативно сказывается на состоянии образования и в конечном итоге влечёт за собой снижение, а в перспективе — и полную потерю конкурентоспособности российского образования на международном рынке образовательных услуг. К числу ключевых проблем финансового характера, которые следует решать современному российскому государству, необходимо отнести: повышение уровня зарплат и стипендий профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников, аспирантов и студентов; улучшение инфраструктуры вузов, включая научно-техническую базу, коммунальное хозяйство, содержание и расширение учебных и жилых корпусов; финансирование международной деятельности вузов, в том числе отправки специалистов на стажировку за рубеж; привлечение иностранных специалистов, организация экспедиций и иных научных мероприятий. В то же время государственное финансирование требуется и для поддержки молодых специалистов после окончания обучения для решения социальных проблем сотрудников образовательных учреждений, учёных и их семей.

Организационная составляющая стратегической роли государства в развитии российской системы образования подразумевает его деятельность по формированию образовательных стандартов, аккредитации высших учебных заведений, наполнению образовательных программ, открытию и закрытию специальностей по конкретным направлениям подготовки, созданию новых образовательных учреждений и закрытию вузов, не отвечающих требованиям российского законодательства, взаимодействию с образовательными системами других государств на международном уровне.

Именно в организации образовательного процесса проявляются сильные и слабые стороны идеологической функции государства в этой сфере. В частности, включение России в Болонский процесс и последовавшее за тем стремительное изменение образовательных стандартов, в том числе переход на двухуровневую систему подготовки квалифицированных кадров в системе высшего профессионального образования, вызвали много вопросов у отечественных исследователей. Связывались они с возможным риском утраты богатых традиций российской высшей школы, уходивших своими корнями в дореволюционную и советскую эпохи. Так, Ж. Т. Тощенко говорит о потере уникальной системы подготовки высококвалифицированных специалистов вследствие перехода к Болонскому процессу [Тощенко 2015: 472]. В организационном плане стратегическая роль государства заключается, таким образом, в том, чтобы представить и обеспечить жизнеспособность такой модели организации образовательной системы, которая будет органично сочетать адекватность современным условиям, национальные традиции и исторический опыт российской системы образования.

Таким образом, можно сделать следующие выводы относительно стратегической значимости государства в развитии отечественной системы образования. Ведущая роль государства в функционировании института образования определяется стоящими перед ним целями улучшения качества жизни населения, экономического развития страны и создания фундамента для жизни будущих

поколений. Три ключевые функции государства в сфере образования — идеологическая, финансовая и организационная. С их помощью государство реализует важнейшие задачи в образовательной сфере — управление подготовкой квалифицированных кадров, обеспечение доступности и качества образования, интеграцию молодого поколения в активную социальную жизнь российского общества.

Список литературы

Государственная идеология и высшее образование: стенограмма круглого стола «Философия политики: государственная идеология и высшее образование», 19 июня 2007 г. [Электронный ресурс]: Русский журнал. URL: http://www. russ.ru/ pole/Gosudarstvennaya-ideologiya-i-vysshee-obrazovanie (дата обращения: 15.09.2016).

Дюркгейм Э. Социология и теория познания // Хрестоматия по истории психологии: период открытого кризиса (нач. 10-х гг. — середина 30-х гг. XX в.): учеб. пособие для вузов / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. - М.: МГУ, 1980. - С. 273 -297.

Киселёв А. С. Управленческие задачи государства в образовании (социологический анализ). [2013] [Электронный ресурс]: Российский комитет программы ЮНЕСКО «Информация для всех». URL: http://www.ifap.ru/library/book155.pdf (дата обращения: 15.09.2016).

Кусжанова А. Ж. Государство и образование. [Электронный ресурс]: CREDO NEW. Теоретический журнал. - 1997. - № 5. URL: http://credonew.ru/content/ view/57/22/ (дата обращения: 15.09.2016).

Старцев Я. Ю. Система образования как объект государственной политики // Вопросы политологии и социологии. - 2012.- Вып. 1 (2). - С. 74-86.

Тощенко Ж. Т. Фантомы российского общества. - М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2015. - 668 с.

Дата поступления в редакцию: 10.10.2016

DOI: 10.19181/snsp.2016.4.4.4762

State as a Strategic Subject of Development of the Russian Education System

Starygina Arina Mihaylovna

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Rostov Social and Economic Institute. St. 16th line, 7V, 334019, Rostov-on-Don, Russia. E-mail: [email protected]

Abstract. The article deals with the problem of research of the role of the state in modernization of Russian domestic education. In an era of global changes of the education system and integration of Russian education into the world educational space, the

importance of the state in management and control of reforming the education system increases. State institutes remain the main regulators of modernization processes conducted in the educational sphere that can eliminate or minimize a number of risks for the domestic educational system.

Considering the state as a subject of the educational institute, its key functions in education can be identified: ideological, financial, and organizational. The ideological function means definition of the general direction of the educational process by the state, formulation of the basis for educational programs and first of all educating components of the educational system. The weakness of the state's ideological function in education minimizes patriotic education of the youth, assimilates those areas of educational programs that are hardly applicable for the Russian social, cultural, historical, and political specifics. A shortage of financing in the end leads to the decrease and perhaps even the total loss of competitiveness of the Russian education in the international market of educational services. The organizational function is intended to ensure functioning of such model of the educational system which will naturally combine relevance to modern conditions, national traditions, and historical experience of the Russian education system.

Thus, defining the role of the state in education regulation, setting targets and the main functions in education modernization and management of educational process, it is possible to discover key mechanisms of influence of the state, being a strategic subject of development of the Russian education system, on the development of institute of education in the modern Russian society. Keywords: education, government, universities, youth, ideology.

References

Gosudarstvennaya ideologiya i vysshee obrazovanie. Materialy kruglogo stola 19 iyunya 2007 g. [Elektronnyi resurs]: «Russkij zhurnal». URL: http://www.russ.ru/pole/Gosudarstvennaya-ideologiya-i-vysshee-obrazovanie [data obraschenija: 15.09.2016].

Dyurkgeym E. Sotsiologiya i teoriya poznaniya. [Sociology and theory of knowledge]. J. Khrestomatiya po istorii psikhologii. - M., 1980. - P. 273-297. (In Russ.).

Kiselev A. S. Upravlencheskie zadachi gosudarstva v obrazovanii (sotsiologicheskiy analiz). [The management objectives of the state in education (a sociological analysis)]. [Elektronnyi resurs]: Rossiiskyi komitet programmy UNESCO «Informaciya dlya vsekh». URL: http://www.ifap.ru/library/bo ok155. pdf (data obraschenija: 15.09.2016). (In Russ.).

Kuszhanova A. Zh. Gosudarstvo i obrazovanie. [The state and education]. [Elektronnyi resurs]: «Credo new». URL: http://credonew.ru/content/view/57/22/ (data obraschenija: 15.09.2016). (In Russ.).

Startsev Ya. Yu. Sistema obrazovaniya kak ob''ekt gosudarstvennoy politiki. [The education system as an object of state policy]. J. Voprosy politologii i sotsiologii. Sotsiologicheskie nauki. - 2012. - Vypusk 1.(2). - P. 74-86. (In Russ.).

Toshchenko Z. T. Fantomy rossijskogo obshchestva. [Phantoms of Russian society]. - M.: Centr social'nogo prognozirovaniya i marketinga, 2015. - 668 s. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.