УДК 316:378 ББК 60.561.8 С 77
A.M. Старыгина,
кандидат социологических наук, доцент, проректор по учебной и воспитательной работе Ростовского социально-экономического института, г. Ростов-на-Дону, тел.: +79185267881, e-mail: [email protected]
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ
( Рецензирована )
Аннотация. В статье рассматриваются особенности институциональных изменений, происходящих в системе высшего профессионального образования Российской Федерации. По мнению автора, одним из источников институциональных изменений в сфере высшего образования становится появление новых образовательных практик и структур. Автор определяет основные тенденции институциональных изменений в сфере высшего образования, предлагает рекомендации по совершенствованию функционирования института образования в современных условиях.
Ключевые слова: институциональные изменения, высшее образование, университет, модернизация, непрерывное образование, инновации, коммерциализация, глобализация.
A.M. Starygina,
Candidate of Sociology, Associate Professor, Vice Rector for Educational and Upbringing Work, Rostov Social Economic Institute, Rostov-on-Don, ph.: +79185267881, e-mail: [email protected]
INSTITUTIONAL CHANGES IN THE RUSSIAN SYSTEM OF THE HIGHER EDUCATION IN THE CONTEXT OF MODERNIZATION
Abstract. The paper discusses features of the institutional changes taking place in system of the higher education of the Russian Federation. According to the author, emergence of new educational practices and structures becomes one of sources of institutional changes in the higher education. The author defines the main tendencies in institutional changes in the higher education, and offers recommendations related to improvement of functioning of institute of education in modern conditions.
Keywords: Institutional changes, the higher education, universities, modernization, continuous education, innovations, commercialization, globalization.
Институт образования играет важнейшую роль в обеспечении внутренней социальной и политической стабильности государства, его позиций на международном
уровне. На современном этапе общественного развития повышенное внимание к проблемам образования является одним из основных условий роста экономического
благосостояния государства. Именно в институте образования заключается колоссальный потенциал социально-экономического развития государства, сохранения стабильности и социального благополучия. Однако глобальные экономические и культурные процессы современности обусловливают потребность в модернизации института образования, во внедрении инновационных моделей организации и функционирования образовательных учреждений. Повышается значимость социологического исследования институциональных изменений, которые претерпевает сфера высшего профессионального образования в контексте ее модернизации.
В настоящей статье мы попытаемся рассмотреть основные особенности институциональных изменений в отечественном высшем образовании. Институциональные изменения представляют собой неотъемлемый компонент социально-экономического развития общества и заключаются в развитии социальных институтов. Будучи базовым компонентом модернизации высшего образования, институциональные изменения могут происходить как революционным, так и эволюционным путем [1]. Путь эволюционных преобразований в системе высшего образования наиболее адекватен сложившейся в России социально-экономической, политической и социокультурной ситуации, поскольку позволяет гармонично и поэтапно производить реформирование института образования, опираясь на сочетание инновационных технологий и практик и устоявшихся традиций функционирования отечественной высшей школы.
Неудовлетворенность общества функционированием института высшего образования характерна не только для Российской Федерации, но и для других стран мира [2]. В определенной степени она является
ответом общества на несоответствие традиционных институциональных структур высшего образования вызовам современности, в первую очередь - потребностям рынка. Ключевой характеристикой современного этапа социально-экономического развития становится экспоненциальный рост научного знания, влекущий за собой стремительный рост темпов производства и внедрения новых технологий, которые опережают сроки обучения в высших профессиональных учебных заведениях традиционного типа [3; 5]. Таким образом, образование не может угнаться за инновационными технологиями, и качество подготовки специалистов в высшей школе становится неадекватным стремительным изменениям в научно-технологической сфере. Соответственно, возникает потребность в проведении таких реформ в сфере высшего образования, которые бы позволили учебным заведениям оперативно реагировать и на появление новых технологий, и на меняющуюся конъюнктуру рынка труда и образовательных услуг. Данные преобразования не могут не затрагивать институциональные основы высшего образования, поскольку без изменения последних не представляется возможным формирование адекватной стратегии модернизации образования.
Институциональная структура российского высшего образования сталкивается с многочисленными проблемами, связанными с несоответствием организационных моделей и функциональных характеристик российских образовательных учреждений потребностям современного рынка труда и рынка образовательных услуг. В современной России широко распространена точка зрения о переизбытке учреждений высшего образования, из чего выводится тезис о ежегодной подготовке чрезмерного количества лиц с высшим профессиональным образованием, в итоге
остающихся невостребованными на рынке труда [4; 96]. Следствием переизбытка высших учебных заведений становится снижение качества предоставляемых образовательных услуг, что способствует невысокому престижу российского образования на международном рынке образовательных услуг и создает дополнительные проблемы для организаций-работодателей, испытывающих трудности в поиске высококвалифицированных специалистов. Оптимизация системы высшего образования с целью повышения его адекватности запросам рынка труда подразумевает проведение существенных институциональных изменений в образовательной сфере.
Для современной России характерен большой спрос населения на высшее образование, объясняемый наличием завышенных и, в большинстве своем, неадекватных реальным потребностям организаций и учреждений требований работодателя к соискателям вакансий. Значительная часть должностей, для замещения которых в настоящее время работодатели рассматривают людей с высшим образованием, в действительности последнего не требует. Тем не менее, работодатели выдвигают наличие высшего образования в число первоочередных требований к соискателю, способствуя росту спроса на высшее образование в обществе. Реакцией общества на повышенный спрос на высшее образование становится рост количества высших учебных заведений негосударственного профиля, предлагающих платные образовательные услуги, а также появление коммерческих отделений государственных вузов. Таким образом, следствием повышенного спроса на высшее образование становится его коммерциализация и появление значительного количества коммерческих вузов, филиалов, факультетов и отделений, не отличающихся качественностью
предоставляемых образовательных услуг.
Рост количества вузов и спрос на высшее образование влекут за собой следующую проблему -учреждения среднего и начального профессионального образования превращаются в «подготовительные курсы» для поступающих в высшие учебные заведения выпускников школ. Большинство лиц, получающих образование в средних и начальных профессиональных учебных заведениях, не трудоустраиваются впоследствии по специальности - в качестве квалифицированных рабочих и специалистов, а продолжают образование в вузах. Соответственно, возникает дефицит квалифицированных рабочих и специалистов со средним профессиональным образованием на рынке труда и, одновременно, - переизбыток специалистов с высшим профессиональным образованием. Еще одна особенность отечественного высшего образования - сомнительность качества предоставляемых вузами образовательных услуг на фоне сочетания коммерциализации образования и снижения требований к абитуриентам, студентам и выпускникам вузов.
По мнению A.B. Никитова, институциональные изменения в сфере высшего образования в современной России полностью укладываются в общемировой контекст развития образовательного пространства и рынка образовательных услуг [5; 51]. Избыточность высшего образования, низкое качество коммерциализированных образовательных услуг, диспропорция специалистов с высшим и средним профессиональным образованием на рынке труда являются характерными особенностями современного российского общества, детерминируемыми, в том числе, и относительной неразвитостью в России рынка инновационных и наукоемких производств, которые могли бы трудоустроить значительную
часть выпускаемых российскими вузами специалистов [5; 52].
Инволюция российского высшего образования во многом обусловлена факторами социально-экономического характера, в первую очередь - колоссальным недофинансированием отрасли, имевшим место на протяжении первых двадцати лет существования суверенного российского государства. Любые инновационные изменения в отечественном образовании не представляются возможными без оптимизации финансово-экономического обеспечения образовательных учреждений. Недостаточный уровень финансирования вузов препятствует привлечению высококвалифицированных специалистов, стимулированию научно-исследовательской деятельности, улучшению качества образовательных услуг. В некоторой степени и коммерциализация государственных вузов является следствием недостатка финансирования. Более того, как отмечают В.Г. Ильин и A.C. Петренко, «коммерциализация в виде распространения платных услуг на все виды и уровни образования привела к легитимации социальной дифференциации российского высшего образования, делению университетов на «элитные» и «массовые» [6; 167]. Однако, на наш взгляд, социальная дифференциация высшего образования заключает в себе риск изоляции способных выпускников школ от получения качественного высшего образования в наиболее престижных высших учебных заведениях.
В то же время нельзя не отметить, что очевидным преимуществом современного высшего образования в Российской Федерации является его постепенная переориентация на нужды рынка труда и повышение внимания к региональной компоненте высшего образования, основанной на знании региональной конкретики, социальных и экономических потребностей
регионов. Переориентация на региональные нужды позволяет вузам более эффективно осуществлять подготовку специалистов по востребованным специальностям, а также трудоустраивать выпускников по специальности в государственные и коммерческие организации. Оптимизация финансирования высшего образования предполагает расширение внешней контактной среды образовательных учреждений, в первую очередь, посредством повышения открытости образования, развития взаимодействия с коммерческими организациями, прежде всего - с потенциальными инвесторами и работодателями.
Источником институциональных изменений в современном высшем образовании становится и появление новых образовательных практик и использующих их образовательных структур, деятельность которых носит инновационный характер. В первую очередь, речь идет о непрерывном образовании, которое получило большое распространение в современном мире и рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений модернизации отечественного образования. Развитие непрерывного образования потребовало проведения структурного реформирования университетов, их переориентацию на предоставление многоуровневых образовательных услуг. Университеты играют в процессе непрерывного образования весьма опосредованную роль, выполняя лишь незначительную часть функций по перманентному обучению специалистов. В связи с этим появляются новые структуры, способные организовать послевузовское дополнительное обучение специалистов на протяжении всей профессиональной деятельности последних. К ним относятся высшие школы, колледжи, курсы повышения квалификации и иные институты послевузовского образования, чаще всего ориентированные на совершенствование знаний
и профессиональных навыков без отрыва от трудовой деятельности.
Объединение вузовского и послевузовского дополнительного образования в единых институциональных структурах позволяет существенно облегчить задачи по реализации стратегии непрерывного образования. Подготовка специалистов приобретает многоуровневый характер, начинаясь с получения среднего профессионального образования или высшего образования на уровне бакалавриата [7; 113]. В условиях современного общества значимость непрерывного образования стремительно повышается, поскольку и рынок труда, и рынок образовательных услуг отличаются высоким динамизмом, регулярностью перманентных изменений спроса на отдельные специальности и направления подготовки. С помощью непрерывного образования повышается гибкость профессиональной квалификации специалистов, они получают возможность корректировать собственные жизненные стратегии в соответствии с изменениями спроса и предложения на рынке труда.
В настоящее время непрерывное образование развито в России на недостаточном уровне, что становится серьезной проблемой, особенно в условиях выхода Российской Федерации на международные рынки труда, образовательных услуг и наукоемких технологий. В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. подчеркивается, что для отечественной системы дополнительного образования характерны отраслевая разрозненность, неразвитость прямых и обратных связей с производством и сферой потребления, недостаточный уровень финансирования со стороны коммерческих организаций и отсутствие эффективной практики партнерства государства, общества и бизнеса в процессе предоставления дополнительных образовательных услуг [8].
Соответственно, возникает потребность в формировании таких структур высшего и послевузовского образования, которые обеспечивали бы непрерывность профессионального обучения и переобучения специалистов на всем протяжении их трудовой деятельности. Особое внимание следует уделить дистанционным формам получения образовательных услуг, которые в контексте развития информационно -коммуникационных технологий и информатизации общества способны взять на себя значительную часть функционала традиционных образовательных учреждений. Дистанционное образование позволит специалистам совершенствовать и обновлять свои профессиональные знания без отрыва от трудовой деятельности, вне зависимости от территориального местонахождения.
Эффективность модернизации отечественного высшего образования зависит и от качества работы профессорско-преподавательского состава вузов. В настоящее время кадровый дефицит в учреждениях высшего образования остается одним из главных препятствий к дальнейшему повышению качества предоставляемых российскими вузами образовательных услуг. При этом вузы испытывают недостаток именно в высококвалифицированных преподавателях, способных оперативно и гибко реагировать на изменения в системе образования, на рынке труда и инновационных технологий. Основными факторами, детерминирующими дефицит высококвалифицированных кадров, остаются недостаточный уровень финансирования вузов, низкие заработные платы профессорско-преподавательского состава, стагнация систем профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавательских кадров [9; 36]. Соответственно, необходимы следующие институциональные решения по преодолению рассмотренных негативных
тенденций: увеличение объема финансирования государственных высших учебных заведений, включая повышение размера заработной платы, модернизация системы переподготовки и повышения квалификации, которая должна быть ориентирована на использование инновационных технологий и методик в образовании и непрерывность процесса повышения квалификации преподавательского состава. Одной из насущных задач модернизации отечественного высшего образования должно стать также привлечение высококвалифицированных иностранных специалистов на профессорско-преподавательскую работу в российские вузы.
Таким образом, институциональная специфика системы высшего образования в Российской Федерации отражает общемировые тенденции в развитии высшего образования и заключается в повышенном спросе населения на высшее образование, переизбытке соискателей с высшим образованием на рынке труда, коммерциализации высшей школы, снижении качества предоставляемых образовательных услуг. Модернизация системы высшего образования призвана устранить существующие негативные тенденции в развитии
высшей школы, что потребует определенных институциональных изменений, связанных, в первую очередь, с реализацией следующих рекомендаций: 1) увеличение финансирования образовательных учреждений и создание эффективной системы контроля за расходованием финансовых средств;
2) развитие механизмов непрерывного и дополнительного образования, дистанционного образования;
3) внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс с целью обеспечения возможности получения дополнительного образования без отрыва от профессиональной деятельности; 4) совершенствование системы дополнительного образования, переподготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов. Институциональные изменения в системе высшего образования потребуют определенных временных, организационных, финансовых затрат, однако предпринимаемые усилия обеспечат перспективы дальнейшего развития отечественной образовательной системы и повышения ее востребованности на мировом рынке образовательных услуг и мировом рынке труда.
Примечания:
1. Иванова С.В., Кручинина М.А., Кожевникова М.А. Институциональные изменения и качество неформального педагогического образования // Концепт. 2015. № 1. URL: http://cyberleninka.rU/article/n/institutsionalnye-izmeneni.-ya-i-kachestvo-neformalnogo-pedagogicheskogo-obrazovaniya. (Дата обращения: 7.09.2015).
2. Preparing universities for an era of change. ECONOMICA. Glion Colloquium Series No. 8. / eds. Luc E. Weber, James J. Duderstadt. London; Paris; Geneve, 2014. 280 p.
3. Стронгин Р.Г., Чупрунов E.B. Инновационное образование: опережающая стратегия и интеграция // Высшее образование. 2014. № 12. С. 5-14.
4. Вольчик В.В. Реформирование российской системы высшего образования: роль мифов и институтов // TERRA ECONOMICOS. 2013. № 2, т. 2. С. 94-102.
5. Никитов А.В. Институциональные изменения сферы высшего образования: глобальный и национальный контексты // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2011. № 5. С. 49-52.
6. Ильин В.Г., Петренко А.С. Университеты Юга России: институциональные изменения // Успехи современного естествознания. 2010. № 3. С. 166-168.
7. Инновационный поиск продолжается (Из мирового опыта становления непрерывного образования) / под ред. В.И. Астаховой. Харьков, 2012. 236 с.
8. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. URL: http:// youngscience.ru/pages/main/documents/5124/6172/in-dex.shtml (дата обращения: 8.08.2015).
9. Полянская Е.Е., Рождественская И.А. Институциональные изменения в системе профессионального образования как условие ее модернизации // Вестник Российской академии естественных наук. 2014. № 3. С. 34-36.
References:
1. Ivanova S.V., Kruchinina М.А., Kozhevnikova M.A. Institutional changes and the quality of non-formal pedagogical education // Concept. No. 1. 2015. [Electronic resource] // http://cyberleninka.ru/article/n/institutsionalnye-izmeneniya-i-kachest-vo-neformalnogo-pedagogicheskogo-obrazovaniya - [Date of access: 7.09.2015].
2. Preparing universities for an era of change / Eds. Luc E. Weber and James J. Duderstadt. ECONOMICA. Glion Colloquium Series No. 8. London. Paris. Geneve, 2014. 280 pp.
3. Strongin R.G., Chuprunov E.V. Innovative education: advanced strategy and integration // Higher education. 2014. No. 12. P. 5-14.
4. Volchik V.V. Reforms of the Russian system of higher education: the role of myths and institutions // TERRA ECONOMICUS. 2013. No. 2. Vol. 2. P. 94-102.
5. Nikitov A.V. Institutional changes in the sphere of higher education: global and national context // Bulletin of Saratov State Social and Economic University. 2011. No. 5. P. 49-52.
6. Ilyin V.G., Petrenko A.S. Universities of the South of Russia: institutional changes // Progress of modern natural science. 2010. No. 3. P. 166-168.
7. The innovative search continues (From the world experience of the formation of continuous education) // ed. by Prof. Astakhova I.N. Kharkov, 2012. 236 pp.
8. The Concept of the Federal Targeted Program for the Development of Education for 2011-2015. - [Electronic resource] - URL: http: // youngscience.ru/pages/ main/documents/5124/6172/index.shtml [Date of access: 08/08/2015].
9. Polyanskaya E.E., Rozhdestvenskaya I.A. Institutional changes in the system of vocational education as a condition for its modernization // Bulletin of the Russian Academy of Natural Sciences. 2014. No. 3. P. 34-36.