УДК 316.7
Старыгина Арина Михайловна
кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента Ростовского социально-экономического института st.ar79@mail.ru
Глобальные тенденции в
МИРОВОМ ОБРАЗОВАНИИ КАК ПРИЧИНА МОДЕРНИЗАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Arina M. Starygina
candidate of sociology Sciences, associate professor at the Department of Management. Rostov Social and Economic Institute st.ar79@mail.ru
Global trends in world
EDUCATION AS THE REASON FOR THE MODERNIZATION OF THE NATIONAL EDUCATIONAL SYSTEM
Аннотация. В настоящей статье рассматриваются актуальные проблемы детерминирующего воздействия глобальных тенденций в мировом образовании на модернизацию образования в современной России. Автор определяет основные тенденции в развитии современного образования, выделяет ключевые риски глобальных трансформаций образовательного процесса, определяет пути преодоления выявленных угроз в общем контексте модернизации российской системы образования.
Автор обращает внимание на сочетание глобального и национального в мировом образовательном пространстве, определяет достоинства, и недостатки интернационализации образования. В статье выявляются основные традиционные принципы организации российского образования, и актуализируется важность их сохранения в процессе модернизации национальной образовательной системы.
Ключевые слова: образование, мировое образовательное пространство, высшие учебные заведения, рынок образовательных услуг, модернизация образования, образовательный процесс, интернационализация образования, национальная образовательная система, риски, глобальные трансформации.
Annotation. This article discusses the current problems of the determining impact of global trends in the global education for the modernization of education in modern Russia. The author defines the main trends in the development of modern education, identifies the key risks of global transformations of the educational process and defines the ways to overcome the identified threats in the overall context of the modernization of the Russian education system.
The author draws our attention to the combination of global and national in the world educational space, determines the advantages and disadvantages of internationalization of education. The paper identifies the main principles of traditional Russian education and updates the importance of their conservation in the process of modernization of the national education system.
Keywords: education, global educational environment, higher education, education market, modernization of education, educational process, internationalization of education, national education system, risks, global transformation.
Реформирование отечественной системы образования детерминируется, в первую очередь, не только потребностями в совершенствовании подготовки квалифицированных специалистов для российской экономики, но и ключевыми мировыми тенденциями в образовательном процессе. В условиях развития современного общества, характеризующегося глобализацией экономики и культуры, национальные образовательные системы более не могут существовать в полной или относительной изоляции, поскольку они неизбежно вовлекаются в единое общемировое образовательное пространство.
Соответственно, национальные образовательные системы должны быть в состоянии найти адекватный ответ тем вызовам и тенденциям,
которые характеризуют развитие образования в мировом масштабе, на современном этапе развития человеческого общества. Речь идет, в первую очередь, о выработке соответствующей программы деятельности для отечественной образовательной системы. Именно потребностями в разработке данной программы, имеющей стратегическое значение для российского образования и России как государства в целом, и объясняется актуальность научного исследования проблем модернизации образовательной системы, в том числе и в его социологических аспектах.
Социологическое исследование глобальных проблем и тенденций развития образовательной системы предполагает обращение к работам отече-
284
ственных и зарубежных ученых, рассматривавших данный вопрос. Среди них мы можем отметить, в первую очередь, работы В.А. Бейзерова, М.М. Лебедевой, О.Н. Барабанова, В.И. Панарина, Г. В. Паниной и др. исследователей [2, 3, 6, 7].
В работах перечисленных авторов уделяется детальное внимание различным аспектам развития современной системы образования в мировом масштабе, влиянию общемировых тенденций развития образования на российскую образовательную систему. Тем не менее, стремительность глобальных изменений в мировом образовании, а также реформ с целью совершенствования отечественной образовательной системы, оставляют большое поле для дальнейшей исследовательской деятельности социологов, в том числе - и для настоящей статьи.
Целью представленной статьи является выявление основных тенденций развития современного образования в контексте их влияния на необходимость модернизации отечественной образовательной системы. Для этого необходимо решение следующих исследовательских задач:
- рассмотрения ключевых тенденций развития и трансформации мирового образовательного пространства;
- выявления основных вызовов глобальных тенденций в современном образовании;
- определения детерминирующего влияния глобальных тенденций в развитии образования на процесс модернизации российской системы образования.
Таким образом, в первую очередь необходимо более подробно остановиться на рассмотрении глобальных тенденций в развитии современного образовательного пространства. Отметим, что очевидные изменения в сущностных характеристиках мировой образовательной системы наблюдаются с конца XX века и связываются исследователями с процессами глобализации, отражающимися на приспособлении образования в мировом масштабе к нуждам мирового рынка. Первостепенной глобальной тенденцией развития мирового образования, по мнению ВИ. Панарина, является подавление региональных и национальных образовательных систем посредством их подчинения неким общим стандартам, определяющим развитие образовательного процесса в международном масштабе [6]. Это подавление определяется потребностями развития образовательных систем в контексте их интеграции в мировое образовательное пространство. Появляется международный рынок образовательных услуг, который существует по экономическим принципам. Соответственно, национальные образовательные системы должны отличаться конкурентоспособностью, позволяющей им выгоднее продавать образовательные услуги, становясь более привлекательными на международном рынке.
Среди основных тенденций развития системы высшего образования в мировом масштабе
можно выделить следующие: интернационализацию образования, повышение мобильности студентов в международном масштабе, коммер-ци ализацию образования, повышение адекватности образования запросам рынка [5]. Данные тенденции отражаются на сущностных характеристиках образования в сторону повышения их практической востребованности. Это проявляется, в первую очередь, в том, что происходит переориентация с академической составляющей образовательного процесса на его практическую востребованность. Как отмечают исследователи, интернациональной тенденцией развития образования становится вторичность традиционных академических дисциплин по сравнению с ры-ночно оправданными дисциплинами, в развитии которых заинтересованы транснациональные корпорации [4, с. 121].
Профессиональное обучение студентов осуществляется с целью повышения их востребованности на международном рынке труда, что требует усвоения дисциплин, предполагающих наличие определенной практической составляющей. Последняя задает вектор гибкости современного образования, поскольку образовательные учреждения с целью повышения своей рентабельности и конкурентоспособности на международном рынке образовательных услуг должны постоянно трансформировать учебные программы, оперативно реагируя на изменение спроса на определенные специальности.
Образование становится более мобильным, следуя за мобильностью контингента учащихся и преподавателей. Последние мигрируют в поисках наиболее адекватных условий учебы и труда в международном масштабе. Перспективными преподавателями оказываются те, кто востребован на международном рынке образовательных услуг и может без проблем мигрировать между национальными вузами, следуя за изменениями конъюнктуры рынка. В равной степени это относится и к студентам, только последние выбирают те вузы, которые пользуются наибольшей конкурентоспособностью в силу их адекватности потребностям международного рынка труда.
Однако, перечисленные тенденции в развитии мирового образовательного пространства предполагают и наличие определенных вызовов, сталкиваться с которыми приходится, в первую очередь, национальным образовательным системам. Прежде всего, можно выделить два ключевых риска для национальных образовательных систем в контексте глобальных тенденций развития мирового образования - это снижение качества образования вследствие его коммерциализации и практической ориентированности на нужды и запросы рынка и утрата национальных традиций образования, в том числе тех, что формировались веками и определяли лицо и самобытность национальных образовательных систем.
Что касается первого риска, то он прямо проистекает из стремления подстроить высшие учебные заведения под нужды мирового рынка, а они являются, как известно, весьма проходящими.
285
Гибкость современного образования, рассматриваемая как одно из его несомненных достоинств, в то же время может играть и негативную роль в плане профессиональной подготовки студентов, поскольку ориентирует последних не столько на усвоение академических знаний по получаемым специальностям, сколько на формирование профессиональных навыков, востребованных в конкретный момент. Между тем, конъюнктура рынка меняется, исчезает потребность в специалистах определенного профиля и появляется потребность в людях иной профессии, что предполагает необходимость постоянного совершенствования своих навыков. Но в непрерывном обучении на протяжении всей жизни не только есть сильные стороны - колоссален риск получить специалиста с поверхностными знаниями, лишенными фундаментальной основы, ориентированного на рыночные потребности и лишенного даже определенной профессиональной этики. Коммерциализация образования отвлекает внимание студентов на оплату учебного процесса, способствуя их двойной загруженности - на учебе и на работе, что также не способствует усвоению программ вуза в полной степени. Тем более, что большинство студентов не работает в годы учебы по специальностям своего вузовского образования [4, с. 121].
Другой опасностью, как подчеркнуто выше, является утрата национальных образовательных традиций. Это - непосредственный результат глобальной тенденции к унификации образования, интеграции в единое образовательное пространство [5]. Между тем любая унификация представляет собой усредненность, поскольку предполагает ориентацию на некие средние стандарты, что снижает общее качество образования. Те сильные стороны национальных образовательных систем, которые имели место вследствие многолетнего, а во многих случаях и многовекового развития образовательных традиций, нивелируются вследствие «подгонки» под единые образовательные стандарты. В результате теряется позитивное наполнение национальных образовательных систем, однако сильные стороны других национальных образовательных систем, также интегрирующихся в мировое образовательное пространство, приобретаются далеко не во всех случаях.
Следствием унификации образования становится его неизбежное упрощение, предполагающее однообразие образовательных систем, лишающее их оригинального наполнения, обусловленного национальными образовательными традициями. Между тем, единство разнообразия, как подчеркивает В.И. Панарин, неизбежно богаче и эффективнее, нежели упрощенное однообразие [6]. Унификация образовательных систем способствует и отторжению национального образования от других сторон жизни в национальных государствах, интеграцию его в мировое образовательное пространство без адекватности национальной специфике, в том числе экономической, политической и социокультурной.
Вопрос о сочетании глобального и национального в мировом образовательном пространстве
остается одним из важнейших и наиболее проблематичных [3, с. 265]. В первую очередь, это объясняется тем, что интернационализация образования неизбежно разделяет отечественное образовательное пространство на элитарный и массовый сегменты. Ряд вузов, наиболее интегрированных в мировое образовательное пространство и пользующихся некоторой конкурентоспособностью на мировом рынке образовательных услуг, оказываются в элитарном сегменте. Тогда как большинство высших учебных заведений, прежде всего провинциальных, испытывает серьезные затруднения в интеграции в мировое образовательное пространство, вызванные более низким финансированием, качественными различиями преподавательского и студенческого состава.
Для современной России данная проблема особенно актуальна, учитывая, что в течение последних двух-трех десятилетий происходила неуклонная массовизация высшего образования, сопровождающаяся ростом количества учащихся и открытием новых высших учебных заведений в провинции. Между тем, место этих образовательных учреждений в мировом образовательном пространстве весьма спорное, учитывая их качественные характеристики и отличия от мировых образовательных стандартов. Их интеграция в мировое образовательное пространство в качестве полноценных структурных единиц, обладающих конкурентоспособностью на мировом образовательном рынке, будет значительно затруднена, но и закрытие их, исключение из системы отечественного образования принесет огромные проблемы для отечественной экономики, поскольку лишит многие отрасли квалифицированных специалистов массового уровня. Сохранение вузов, работающих на локальном уровне, повлечет за собой огромные сложности в образовательном пространстве в связи со степенью оценки дипломов и квалификационных степеней, присваиваемых в данных образовательных учреждениях.
Таким образом, очевидна глубокая потребность в совершенствовании отечественной образовательной системы, повышении ее конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг и мировом рынке труда. В противном случае, оставаясь в числе стран - аутсайдеров на мировом образовательном рынке, Россия неизбежно будет проигрывать более развитым государствам и в экономическом, и в научнотехнологическом, и в культурном отношениях, постепенно теряя свою привлекательность в качестве одного из мировых политических и экономических лидеров.
Достижение задачи по повышению конкурентоспособности России на мировом рынке образовательных услуг, между тем, требует интеграции российского образования в мировое образовательное пространство, а значит - принятия тех правил игры, по которым функционируют образовательные учреждения интегрированных в единое образовательное пространство стран мира. Однако это, как мы выяснили выше, чревато наличием определенных рисков, которые
286
окажут негативное воздействие на отечественную образовательную систему и могут повлечь за собой разрушительные для нее последствия.
Следовательно, существует необходимость в выработке такого курса модернизации российской системы образования, который будет предполагать возможность уклонения от основополагающих рисков глобальных тенденций в развитии образовательного пространства современного мира или, по крайней мере, их минимизацию. Среди предлагаемых механизмов модернизации системы отечественного образования, позволяющих интегрировать ее в мировое образовательное пространство, одновременно избегая связанных с этим процессом рисков, прежде всего, можно выделить следующие:
- повышение финансирования российского высшего образования - как из государственных, так и из негосударственных источников, в том числе самофинансирования;
- контроль за массовизацией образования с целью предотвращения дальнейшего снижения качества учащейся молодежи и преподавательского состава;
- повышение внутринациональной мобильности и гибкости высших образовательных учреждений;
- решение проблемы соотношения элитных и локальных вузов.
Проблема финансирования высшего образования для России является одной из ключевых, поскольку во многом именно она определяет несколько негативных тенденций, характеризующих современное российское образование - отток национальных научных кадров за границу, отсутствие притока иностранных специалистов в отечественные вузы, коммерциализацию образования с одновременным резким снижением его качества.
Недостаточный уровень оплаты труда профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников вузов способствует малой престижности преподавательской и научной деятельности в стране, постепенному оттоку специалистов, прежде всего молодых и наиболее востребованных, в зарубежные университеты и научные организации [1]. С другой стороны - низкие зарплаты в российских вузах не являются привлекательными для иностранных специалистов, что не позволяет приобретать наиболее талантливые и перспективные иностранные кадры. Наконец, попытка решения вопросов финансовой рентабельности российских вузов самостоятельным путем влечет за собой коммерциализацию образования, оборачивающуюся его профанацией, превращением вузов в фирмы по продаже дипломов о высшем образовании. Соответственно, именно решение финансовых проблем российских вузов должно стать одной из основополагающих задач в контексте общей модернизации российской системы образования.
С данной проблемой тесно связана массовиза-ция российского образования, существенно сни-
жающая его качество. Многие высшие учебные заведения, в особенности провинциальные, не дают качественного образования своим выпускникам, что определяет невозможность трудоустройства последних в организации, нуждающиеся действительно в грамотных специалистах. Соответственно, данные вузы являются совершенно неконкурентоспособными на мировом рынке образовательных услуг, хотя в процессе интеграции России в мировое образовательное пространство дипломы о присуждении квалификационных степеней, выдаваемые данными вузами, предполагают равенство с дипломами других образовательных учреждений, дающих качественную профессиональную подготовку. Целесообразным был бы перевод данных вузов в разряд средних специальных учебных заведений или институтов, осуществляющих подготовку бакалавров. Параллельно возникает потребность в общем повышении контроля за качеством образовательных программ в вузах, отбором студентов, присуждением ученых степеней.
С другой стороны, необходимо повышение внутринациональной мобильности российских вузов. Прежде всего, речь идет о превращении отечественных вузов в открытые образовательные учреждения, готовые к обмену студентами и преподавателями, сотрудничеству с другими образовательными учреждениями, что станет залогом преодоления внутренней замкнутости образовательных учреждений и будет способствовать повышению качества образовательного процесса. В то же время это не означает обязательную унификацию вузов и уничтожение их автономии и сложившихся исторических традиций.
Наконец, важной тенденцией в развитии современного образования является его информатизация. Информационно-коммуникационные технологии приобретают все большую значимость в процессе обучения и научного поиска, что выводит в число первостепенных навыков умение находить и обрабатывать информацию, используя потенциал информационно-коммуникационных технологий [8]. В этом контексте необходима информатизация отечественных вузов в направлении дальнейшего расширения использования интернет-технологий в образовательном процессе, оснащения вузов и научно-исследовательских организаций современной компьютерной техникой, внедрения обучения информационным технологиям в учебные программы всех специальностей.
Заключая настоящую статью, необходимо сделать вывод о том, что потребность в модернизации российской системы образования детерминируется глобальными тенденциями развития и трансформации образовательного процесса, однако существует значительная необходимость в минимизации присущих данным глобальным тенденциям рисков. К этим рискам относятся унификация образования со снижением его качества, ориентированность на интересы рынка в ущерб академизму, исчезновение национальных образовательных традиций, дуализация отечественного образовательного пространства на элитарные и провинциальные вузы. Минимизация данных рисков является одной из ключевых
287
задач модернизации отечественной системы образования и подразумевает исполнение следующих шагов: повышение финансовой состоятельности российских вузов, укрепление внутриЛитература:
1. Андрущак Г.М. Высшее образование в россии: заработная плата и контракты// как платят профессорам. Глобальное сравнение систем вознаграждения и контрактов / Г.М. Андрущак, М. Юдкевич; под ред. Ф. Апьтбаха, Л. Райсберг, М. Юдкевич, Г. Андрущака, И. Пачеко. М. : Изд. Дом ВШЭ, 2012. 297 с.
2. Бейзеров В.А. Основные тенденции развития систем высшего образования в начале XXI века // Социология образования, 2014, № 1. С. 76-87.
3. Лебедева ММ. Глобальные тенденции развития университетов и трансформация российской образовательной политики / М.М. Лебедева,
О.Н. Барабанов // Вестник МГИМО-Университета. 2012. № 6. С. 265-269.
4. Нагимова AM. Совмещение обучения в вузе и трудовой занятости студентов в г. Казани / А.М. Нагимова, Ф.Р. Сафиуллина // Социологические исследования. 2014, № 4. С. 121-124.
5. Основные тенденции развития высшего образования: глобальные и болонские измерения; под науч.ред. Д-ра пед.наук проф. В. И. Байден-ко. М., 2010.
6. Панарин В.И. Глобальные и региональные тенденции развития отечественного образования : автореферат дис. ... доктора филос. Наук. М., 2009.
7. Панина Г.В. Образование как фактор модернизации современного общества // Социология образования. 2014, № 5. С. 55-65.
8. Сабуров ХМ. Влияние основных тенденций
развития современного образования на формирование личности учащегося // фундаментальные исследования. 2014, № 3 (3). URL://
rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_-id=100029
национальной мобильности российских вузов, контроль за массовизацией образования с целью сохранения его качественных характеристик.
Literature:
1. Andrushchak G.M. Higher Education in Russia: wages and contracts / Andrushchak G.M. Yudkevich M. // How to pay professors. Global comparison of pay and contracts; ed. F. Altbach, L. Raisberg, M. Yudkevich, G. Andrushchak, I. Pacheco. M. : HSE, 2012. 297 p.
2. Baser V.A. The main trends in the development of higher education systems in the beginning of the XXI century // Sociology of Education. 2014. № 1. P. 76-87.
3. Lebedeva M.M. Global trends of university development and transformation of the Russian educational policy / M.M. Lebedeva, O.N. Barabanov // MSUIR Bulletin. 2012. № 6. P. 265-269.
4. Nagimova A.M. The combination of studies and employment of students in Kazan / A.M. Nagimova, F.R. Safiullin // Sociological Researches. 2014. № 4. P. 121-124.
5. The main trends in higher education: global and Bologna measurement; ed. Dr. of ped. Sciences, full prof. V.I. Baidenko. M., 2010.
6. Panarin V.I. Global and regional trends in the development of national education : author's abstract diss. ... Doctor of Philosophy. Moscow, 2009.
7. Panin G.V. Education as a factor of modernization of modern society // Sociology of Education. 2014. № 5. P. 55-65.
8. Saburov Kh.M. The impact of major trends in the development of modern education in the formation of student's personality // Basic Researches. 2014. № 3 (3). URL:// rae.ru/fs/?section=content&op=show_-article&article id=100029
288