Научная статья на тему 'О системе высшего образования в России'

О системе высшего образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2549
297
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / БОЛОНСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / РОССИЙСКОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION REFORM / BOLOGNA SYSTEM OF EDUCATION / RUSSIAN HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виноградов Константин Александрович, Посохова Наталья Викторовна, Игнатова Вера Сергеевна

В данной статье поднимается проблема модернизации российского высшего образования. Основное внимание автором акцентируется на подходах современных исследователей к оценке реформы высшего образования в России и ее последствий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON HIGHER EDUCATION SYSTEM IN RUSSIA

This article deals with the problem of modernization of Russian higher education. The author pays special attention to the approaches of contemporary researchers to the evaluation of higher education reform in Russia and its consequences.

Текст научной работы на тему «О системе высшего образования в России»

УДК/UDC 378 (470) К. А. Виноградов, Н. В. Посохова, В. С. Игнатова

K. Vinogradov, N. Posokhova, V. Ignatova

О СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ ON HIGHER EDUCATION SYSTEM IN RUSSIA

В данной статье поднимается проблема модернизации российского высшего образования. Основное внимание автором акцентируется на подходах современных исследователей к оценке реформы высшего образования в России и ее последствий.

This article deals with the problem of modernization of Russian higher education. The author pays special attention to the approaches of contemporary researchers to the evaluation of higher education reform in Russia and its consequences.

Ключевые слова: реформирование образования, Болонская система образования, российское высшее образование.

Keywords: education reform, Bologna system of education, Russian higher education.

В современных условиях глобализации важнейшими задачами, стоящими перед государством, становятся повышение конкурентоспособности национальной экономики, завоевание прочных позиций на мировой арене. В связи с этим возникает острая потребность в развитии инновационных технологий, разработка и реализация которых напрямую зависит от научного потенциала страны. Это позволяет сделать вывод о том, что система высшего образования, поставляющая высококвалифицированные кадры стране, представляет собой основополагающий фактор роста конкурентоспособности государства. В настоящее время рынок образовательных услуг России характеризуется проблемами и противоречиями, существенно влияющими на эффективность использования человеческого капитала. Главная и основная проблема состоит в отсутствии согласованности механизма динамики спроса экономики на специалистов и функционирования системы высшего образования, проявляющаяся в невостребованности на рынке труда имеющегося человеческого капитала. Таким образом, особую актуальность приобретает проблема реформирования высшего образования в России.

Сложность процесса реформирования образования заключается в том, что все предста-

вители российской научной и педагогической общественности имеют различные точки зрения по этому вопросу. Одни и другие уверены в необходимости проведения реформы, однако цели и методы ее осуществления, как и результаты, они видят по-разному. Что касается их суждений по поводу настоящего состояния системы российского высшего образования и ее тенденции интеграции в европейское образовательное пространство за счет присоединения России к Болонской конвенции, то здесь можно выделить две основные точки зрения. Прежде целесообразно будет раскрыть сущность самого Болонского процесса и изменений, которые он привнес в российское высшее образование.

Болонским принято считать процесс создания странами Европы единого образовательного пространства. Его стартом послужило подписание в 1999 году в городе Болонье (Италия) Болонской декларации, которая заключала в себе ключевые цели единения образовательных систем высшего образования различных стран Европы и рынка труда для работников высшей квалификации. Также подписанная декларация предоставила свободный доступ к европейскому образованию в рамках академической мобильности [4].

19 сентября 2013 года Российская Федерация стала 47-й страной, которая присоединилась к Болонскому процессу. С введением в России Болонской системы образование претерпело немалые изменения.

Двухуровневая система, появившаяся в России после подписания Болонской декларации, подразумевает под собой обучение по программе 4+2, где после 3-4 лет обучения студенты получают степень бакалавра, в период следующих 1-2 лет—степень магистра. Еще одно изменение после перехода на Болонскую систему касается сокращения аудиторных часов: лекций и практических занятий. Дело в том, что в Болонской системе большая часть подготовки студентов отводится самообразованию, при котором студент должен самостоятельно освоить определенный объем знаний

Актуальные проблемы профессиональной педагогики

по дисциплине. Академическая мобильность как одна из составляющих Болонского процесса предполагает право российских выпускников работать в десятках стран Европы без процедуры подтверждения диплома.

Это лишь малая часть изменений, произошедших за последние более чем десять лет в российском высшем образовании, на которые, как уже было отмечено ранее, представители научной и педагогической элиты отреагировали по-разному. Одни исследователи в своих трудах говорят о том, что предварительный результат перехода России на Бо-лонскую систему образования позволил ей войти не только в мировое образовательное пространство, но, благодаря признанию российских дипломов во всех странах-участницах Болонского процесса, дал возможность своим выпускникам беспрепятственно трудоустроиться за рубежом, а преподавателям — получить неоценимый опыт за счет учебной и педагогической практики в европейских высших учебных заведениях. Достоинствами данной реформы они считают расширение доступа к высшему образованию и появление возможности участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией.

Другие исследователи наряду с положительными оценками настоящей системы высшего образования высказывают определенную тревогу по поводу потери традиций своего образования, которое вследствие насильственного, по их мнению, навязывания России западных форм в образовании практически лишилось традиционных для нашей страны форм обучения. Такого мнения придерживается и заместитель председателя Научного совета Российской академии наук по изучению и охране культурного и природного наследия, который в своем выступлении на заседании круглого стола «Болонский процесс и традиции российского образования» подчеркнул: «...Многие государства принимают Декларацию в ущерб своим многовековым национальным стандартам и наработкам высшей школы. Тотальный переход на «болонские рельсы» может привести к потере той фундаментальности, которая присуща нормальному, хорошему вузу» [3].

Сторонники данной точки зрения также выделяют проблему «утечки мозгов» из России как следствие произошедших преобразований в сфере высшего образования. Сокращение индекса интеллектуального потенциала страны стало результатом присоединения к Болон-скому процессу, который за счет конвертации

дипломов и академической мобильности спровоцировал отток научного потенциала страны за рубеж. «В России системе образования в настоящее время Болонский процесс не выгоден. Он способствует «утечке мозгов», причем лучших человеческих ресурсов за границу, то есть это хорошо построенный процесс откачки лучших интеллектуальных ресурсов за рубеж», — высказал свою позицию в интервью ведущий научный сотрудник Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ), постоянный эксперт ряда ведущих аналитических центров и экспертных клубов России И. В. Задорин [1].

По поводу перехода российской системы образования на болонскую советский журналист и публицист А. Вассерман заявил: «К Бо-лонской системе я отношусь как к преступлению против человечества. Болонская система переворачивает образование с ног на голову. Болонизация нашей страны вдвойне преступна. Она ведется под лозунгом признания на Западе наших дипломов. Но может ли нынешняя Россия тратить силы и средства на то, чтобы ее лучшие умы сразу после обучения покидали страну, не сделав для нее ничего полезного? Я уж и не говорю о том, что наши специалисты востребованы на Западе именно потому, что там уже вкусили многие — хотя пока далеко не все — горькие плоды болонизации. Как только мы ухудшим свое образование до европейского уровня, окажемся там никому не нужны» [2].

Учитывая идеи и мнения представителей российской научной и педагогической общественности по проблемам и специфике высшего образования в России, можно сделать вывод, что в настоящее время действительно существует потребность в реформировании системы высшего образования в нашей стране, однако подходить к этому процессу необходимо осторожно, принимая во внимание современное состояние российского рынка образовательных услуг и потребности инновационной экономики.

1. Болонский процесс: Частное мнение социолога [Электронный ресурс] : фрагмент интервью И. В. Задорина по теме «Высшее и поствысшее образование в России» // Социология образования и детства. — 2007.— URL: http://www.zircon.ru/publications/sotsiologiya-obrazovaniya-i-detstva/bolonskiy-protsess-chastnoe-mnenie-sotsiologa-fragment-intervyu-zadorina-i-v-po-teme-vysshee-i-postv/ (дата обращения: 08.02.2016).

2. Васильев А. Болонская система — это преступление против человечества [Электронный ресурс] : фрагмент интервью А. Вассермана // Голос Белогорья. — 2011. —

70

Профессиональное образование в России и за рубежом 4 (24) 2016

№ 36 (308). - URL: http://www.golosbel.ru/anatolii-vasserman-bolonskaya-sistema-prestuplenie-protiv-chelovechestva (дата обращения: 04.02.2016).

3. Шаракшанэ С. Укороченные стандарты — наше будущее? // Российская философская газета. — 2009. — № 6 (32).

4. Шевченко Е. В. Будущее европейского образования: Бо-лонский процесс // Зона европейского высшего образования: Совместное заявление европейских министров образования (г. Болонья, 19 июня 1999 г.). — СПб. : Изд-во СПбГТУ, 2002.

УДК/UDC 37(470.325) И. А. Гричаникова, А. Ю. Ковалев, О. А. Киреева

I. Grichanicova, A. Kovalev, O. Kireeva

РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ОПЕРЕЖАЮЩЕМ РАЗВИТИИ ГОРОДА

THE RESOURCE POTENTIAL OF THE MUNICIPAL EDUCATION SYSTEM IN A FASTER DEVELOPMENT OF THE CITY

В статье представлен анализ развития муниципальной системы образования Белгорода с позиций рассмотрения ее как одного из основных ресурсов опережающего развития города. Прослеживая динамику позитивных изменений и механизмов достижения стратегических ориентиров в сфере дошкольного, общего и дополнительного образования, авторы акцентируют внимание на структуроформирующх факторах моделирования школы 2025 года.

The article presents the analysis of the development of the municipal educational system in Belgorod from the viewpoint of considering it as one of the main resources of the city>s advancing development. Following the dynamics of the positive changes and the mechanisms to achieve strategic guidelines in the sphere of pre-school, compulsory and additional education, the authors concentrate their attention on the structure forming factors of modeling the school of 2025.

Ключевые слова: муниципальная система образования, дошкольное, общее и дополнительное образование, доступность и качество образования, федеральные государственные образовательные стандарты, технологии здоро-вьесбережения.

Keywords: the municipal educational system, pre-school, compulsory and additional education, the availability and quality of education, National Education Standards, health protection technologies.

Интенсивное развитие современного российского общества, становление приоритетов ускорения научно-технического прогресса,

развития высокотехнологичных производств и инновационных основ экономики обусловливает растущую потребность опережающего развития образовательного потенциала общества. Существующая система образования характеризуется определенной инерционностью, что замедляет ее реагирование на внешние требования. Поэтому современные исследователи все чаще говорят о необходимости создания условий для опережающего развития образования, которое будет отвечать перспективным потребностям общества.

Смысл опережающего развития образовательного потенциала общества состоит в том, что изменения в области образования, следуя за научно-технологическим прогрессом, опережают изменения в экономике, производстве и создают для них основания не только содержательные, но и социальные. Отсутствие же в образовательной политике ориентации на опережение развития экономики приводит к стагнации и самой системы образования. При этом нужно отметить, что инвестирование государством в образовательный потенциал общества по вторичному принципу после ожидаемой стабилизации экономической сферы ставит под угрозу сохранение инфраструктуры, способной к освоению этих вложений и их качественному преобразованию в содержательный результат. Поэтому опережающее развитие образовательного потенциала общества становится все более актуальным и для современных ученых, и для практиков.

Опережающее развитие образования предполагает ряд содержательно важных постулатов. Первый — система образования ориентиро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.