Научная статья на тему 'Актуальные направления оптимизации и повышения эффективности образовательных организаций высшей школы'

Актуальные направления оптимизации и повышения эффективности образовательных организаций высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМИРОВАНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ / ОПТИМИЗАЦИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / РЕЗУЛЬТАТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / УЧЕБНО-ПЛАНИРУЮЩАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ / HIGHER EDUCATION REFORM / EDUCATION / EDUCATIONAL PROCESS / HIGH SCHOOL / IMPROVING THE EFFICIENCY OF EDUCATION / OPTIMIZATION OF THE HIGHER SCHOOL / THE RESULTS OF THE REFORM OF EDUCATION / QUALITY OF TRAINING OF STUDENTS / THE PLANNING WORK OF THE TEACHER / TRAINING PLANNING DOCUMENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимофеев Виктор Владимирович

В статье рассматриваются проблемные вопросы, касающиеся организационных аспектов повседневной деятельности современных отечественных образовательных организаций высшего образования. Автором предпринята попытка анализа реальных результатов реформаторской деятельности в сфере высшего образования, интенсивно проводимой в последние годы, выполненная на основе публикаций в профильных изданиях и собственного опыта педагогической деятельности в сфере высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual direction of the optimization and increase of efficiency of educational organizations high schools

The article considers the problematic issues related to organizational aspects of daily activities of modern national educational institutions of higher education. Auto-rum is an attempt to analyze the real results of the reform activities in the field of higher education, intensively carried out in recent years, made on the basis of publications in professional journals and our own experience of pedagogical activity in the field of higher education.

Текст научной работы на тему «Актуальные направления оптимизации и повышения эффективности образовательных организаций высшей школы»

Тимофеев Виктор Владимирович

кандидат технических наук,

Барнаульский юридический институт МВД России

(e-mail: v.v.timofeev@bk.ru)

Актуальные направления оптимизации и повышения эффективности образовательных организаций высшей школы

В статье рассматриваются проблемные вопросы, касающиеся организационных аспектов повседневной деятельности современных отечественных образовательных организаций высшего образования. Автором предпринята попытка анализа реальных результатов реформаторской деятельности в сфере высшего образования, интенсивно проводимой в последние годы, выполненная на основе публикаций в профильных изданиях и собственного опыта педагогической деятельности в сфере высшего образования.

Ключевые слова: реформирование высшего образования, образовательная сфера, образовательный процесс, высшая школа, повышение эффективности образования, оптимизация высшей школы, результаты реформирования образования, качество подготовки обучающихся, планирование работы преподавателя, учебно-планирующая документация.

V.V. Timofeev, Candidate of Technics, Barnaul Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: v.v.timofeev@bk.ru

Actual direction of the optimization and increase of efficiency of educational organizations high schools

The article considers the problematic issues related to organizational aspects of daily activities of modern national educational institutions of higher education. Auto-rum is an attempt to analyze the real results of the reform activities in the field of higher education, intensively carried out in recent years, made on the basis of publications in professional journals and our own experience of pedagogical activity in the field of higher education.

Key words: higher education reform, education, the educational process, high school, improving the efficiency of education, optimization of the higher school, the results of the reform of education, the quality of training of students, the planning work of the teacher, training planning documentation.

Трудно переоценить значение образовательной сферы для общества. Современные инновационные тенденции неизбежно затрагивают образовательную сферу и всех участников образовательного процесса.

Сегодня высшая школа в России является одним из активных участников социальной и экономической жизни общества, средой трудовой и учебной деятельности существенного количества людей - участников образовательного процесса.

Наряду с этим, высшая школа выступает в качестве одного из потребителей современных научных достижений и источника формирования рынка труда. Она является кузницей кадров для общества, оказывая огромное влияние как на образовательную составляющую, так и на воспитательный аспект. Это неизбежно, поскольку всесторонне развитая личность,

член современного социума - это человек не только образованный и профессионально подготовленный, но и обладающий высоким уровнем культуры, социально активный, ориентированный на постоянное приобретение и актуализацию имеющихся знаний [1, с. 109111; 2, с. 130-132]

Российская высшая школа традиционно является одной из подсистем национальной образовательной системы. Она постоянно находится в состоянии активного поиска ответов на вопросы, возникающие к ней со стороны современного общества.

В настоящее время к положительным результатам реформирования сферы высшего образования можно отнести существенное обновление содержания высшего образования, определенное возрастание степени академических свобод, в том числе выражающееся в активном использовании различных образовательных моделей и технологий, формирова-

162

нии развитой информационно-образовательной среды организаций высшего образования [2; 3, с. 144-146; 4, с. 188-191].

Отдельно, с положительной стороны, следует отметить сам факт формирования пристального внимания различных слоев общества к проблемам образовательной сферы и наличие социальной дискуссии на эту тему.

В то же время ряд мероприятий, призванных оптимизировать образовательный процесс, не приносят значимого результата.

В течение многих лет в российском обществе идет дискуссия по поводу необходимости повышения качества подготовки обучающихся в образовательных организациях отечественной высшей школы. Это актуальная и достойная внимания цель, не подлежащая сомнению.

Качество в любой сфере деятельности человека должно быть на первом месте, будь это производство, наука, здравоохранение или рассматриваемая сфера высшего образования. Уровень присутствующего качества может быть различным и является предметом обсуждения.

В то же время очевидно, что мероприятия, направленные на повышение качества высшего образования, должны давать результат, которого, к сожалению, на практике нет. Так, например, можно вспомнить и с позиций достигнутых результатов оценить переход на Бо-лонскую систему образования.

В 1998 г. министры образования четырех европейских стран (Франции, Германии, Великобритании и Италии) сошлись во мнении, что сегментация европейского высшего образования в Европейском сообществе (ЕС) мешает развитию науки и образования. Ими была подписана Сорбоннская декларация, цель которой заключалась в создании общих положений по стандартизации европейского пространства высшего образования, по поощрению мобильности студентов и выпускников, повышению квалификации персонала. Кроме того, Сорбоннская декларация должна была обеспечить соответствие квалификаций современным требованиям на рынке труда.

Цели Сорбоннской декларации были подтверждены в 1999 г. при подписании Болон-ской декларации. В ней 29 стран выразили свою готовность взять на себя обязательство повысить конкурентоспособность европейского пространства высшего образования, подчеркивая необходимость сохранения незави-

симости и самостоятельности всех высших учебных учреждений. Все положения Болон-ской декларации были установлены как меры добровольного процесса согласования, а не как жесткие юридические обязательства.

Вводимая в России многоуровневая система высшего образования, ориентированная на унификацию с европейской системой образования и интеграцию в нее, коренным образом отличалась от исторически сложившейся в Российской Федерации. Многое пришлось менять, что-то - ломать и строить заново.

В этом заключается и достоинство вводимых инноваций, и их потенциальные угрозы [5, с. 58-60]. В подобных случаях существует опасность потерять то ценное, что было достигнуто в процессе развития отечественного высшего профессионального образования. И эта опасность является вполне реальной в связи с отменой специалитета как уровня подготовки профессионалов в техническом университете.

Присоединение России к Болонскому процессу привело к возникновению путаницы с учебными программами, чередой сменяющими друг друга до настоящего времени.

Все современные степени высшего образования являются полноценными, но некоторые из них в большей мере предназначены для научно-педагогической деятельности в образовательной или научно-исследовательской организации, чем на производстве, например степень магистра. Степень бакалавра до настоящего времени не вполне вписывается, например, в требования нормативно-правовой документации, регулирующей строительную отрасль. И это спустя почти 20 лет после перехода на новую образовательную систему! Вопрос о степени доктора философии также остается открытым.

Имевшаяся же в России степень специалиста в ЕС и большинстве стран, которые участвуют в Болонском процессе, отсутствует. Одна из серьезных проблем интеграции российской системы образования в Болонский процесс - недостаточно полная информированность должностных лиц стран ЕС как о текущем положении дел в российском и европейском образовании, так и о целях Болонско-го процесса.

В связи с этим возникает два вполне закономерных вопроса. Первый - отчего же возникла недостаточная информированность чиновников ЕС, получавших свое образование по Болонской системе? И второй - что им меша-

163

ет повысить уровень своей информированности по интересующему их вопросу, используя многочисленные российские официальные информационные ресурсы и источники?

Для российского общества положительным результатом присоединения к Болонской системе образования ее сторонники считали перспективу конвертации национального документа о высшем образовании в странах ЕС и интеграцию выпускников российских вузов в трудовой рынок ЕС. Уже на этом этапе подобная мобильность выпускников российских вузов для России означала лишь одно - утечку кадров за рубеж, со всеми вытекающими последствиями, начиная с экономических заканчивая демографическими. Отечественный рынок труда конца 90-х гг. не мог составить достойной конкуренции европейскому, в связи с этим перспективы подобных «инноваций» в сфере высшего образования уже настораживали.

Итогом «болонизации» стали снижение уровня массового образования, фрагментация знаний (в силу европейской ориентации на узких специалистов), делающая невозможным формирование критического и аналитического мышления, свойственного зрелой личности, социальная пассивность студентов. Социальные и экономические результаты подобного подхода к образованию и воспитанию обучающихся можно ежедневно наблюдать в выпусках новостей из Европы.

Показательна в этом плане работа, представленная Национальным союзом студентов Европы (ЕБ!В) в 2005 г. и названная «Чёрной Книгой Болонского процесса». Она была составлена на основании материалов, представленных студентами из 31 страны - участницы процесса, и перечисляла многочисленные провалы этой «реформы», среди которых неэффективность кредитной системы оплаты образовательных услуг, проблемы со структурой ступеней обучения «бакалавриат-магистратура» и многие другие проблемы.

В итоге все новое и привлекательное в системе оказалось на практике абсолютно недееспособным, зато по традиционно сильным сторонам отечественного высшего образования был нанесен мощный удар.

Никакой конвертации отечественных образовательных документов так и не последовало. Однако это не помешало нашим соотечественникам, получившим «советское»

образование, успешно конкурировать на европейском рынке труда.

Очень жестко и крайне критично оценивают Болонский процесс и авторы французских исследований 2008 г. («Кошмар Гумбольдта», «Губительные последствия университетской "модернизации" в Европе», «Европейская Лиссабонская стратегия, на пути к рынку исследований»), показавшие, какими разрушительными процессами обернулись описанные «реформы».

Сегодня как-то не принято вспоминать про этот этап «реформирования» сферы отечественного высшего образования. Но его «результаты» - нескончаемый поток часто меняющихся образовательных стандартов, квалификационных требований к обучающимся и выпускникам образовательных организаций, горы документации, вероятно, призванные оградить высшее образование от всех проблем, - и преподаватели, и обучающиеся ощущают на себе.

Следует отдельно рассмотреть инновации, связанные с технологиями конструирования педагогического процесса, новыми формами ведения учебных занятий и модернизацией известных форм, алгоритмами организации выполнения практических заданий, воспитательные методики и многие другие направления.

В общем виде образовательная система высшей школы, вне зависимости от ведомственной принадлежности вуза, направлений подготовки специалистов и особенностей организации образовательного процесса, состоит из двух компонентов. Первый - это сама система, представляющая собой совокупность необходимых для ее функционирования компонентов, взаимодействующих по определенным алгоритмам, регулируемым нормативно-правовыми, социальными и экономическими взаимоотношениями. Второй компонент - это интеллектуальная среда, представленная личностями субъектов образовательного процесса -преподавателями и обучающимися, их идеями, интеллектуальными наработками и перспективными стремлениями.

На этапе анализа следует отметить, что в научной и педагогической среде современного российского высшего образования отсутствует единый концептуальный подход к инновационной деятельности. Предпринимаемые попытки концептуализации рассматриваемого

164

направления деятельности в основном сводятся к оценке их экономической эффективности, причем преимущественно в коммерческом аспекте.

Судя по ожидаемым результатам, декларируемым разработчиками инновационных мероприятий, факт достижения которых не всегда подтвержден, уровень отечественного высшего образования уже должен был достигнуть невообразимых высот по отношению к образовательным системам других стран. Однако на практике ничего подобного в отечественной высшей школе наблюдать не приходится.

Сложившаяся ситуация усугубляется отсутствием единых объективных критериев оценки эффективности внедрения отдельных мероприятий инновационного характера, а также инновационных технологий целиком в классический образовательный процесс. Более того, отсутствует возможность объективного сравнительного анализа образовательных технологий, имеющих частично или принципиально различную ориентацию в отношении достигаемых целей. Нет единых критериев для выполнения такого сравнения.

Например, абсолютно неочевидно взаимное соотношение достоинств образовательных технологий, реализованных по информационно-развивающему принципу, и личностно ориентированных технологий. Неясно, какими критериями пользоваться в этом случае для комплексной оценки преимуществ одной технологии перед другой, какова шкала оценки этих критериев. Понятно, что по отдельным аспектам педагогического процесса приведенные для примера технологии можно сравнить, но это не даст комплексной оценки для их ранжирования.

В свете рассмотренных выше проблемных вопросов различных аспектов организации и планирования образовательного процесса в сфере высшей школы предлагается следующее.

Минимизировать до реально необходимого количества объем и перечень учебно-планирующей документации. Реализация данного предложения, помимо прямого результата, позволит упростить гармонизацию требований различных нормативных документов, в настоящее время зачастую прямо противоречащих друг другу.

Ввести практику кумулятивного накопления изменений учебно-планирующей документации и комплексную ее реализацию в межсеме-

стровый период, в рамках подготовки учебной документации к следующему учебному году. Выполнение данного предложения позволит в существенной степени упорядочить процесс планирования индивидуальной работы профессорско-преподавательского состава образовательной организации.

Исключить необоснованное изменение учебно-планирующей документации, организуемое в принудительном порядке, заключающееся зачастую в особенностях ее оформления или отдельных частных вопросах содержания.

Разработать адекватные модели реализации требований экономической эффективности образовательной организации, обосновывая предъявляемые требования.

Сегодняшний процесс организации и планирования образовательного процесса настолько громоздок и забюрократизирован, что отодвигает на второй план саму образовательную составляющую деятельности образовательной организации.

Современный образовательный процесс в образовательных организациях высшего образования - это сложный механизм, который должен обладать гибкой структурой и содержательным наполнением учебным материалом. В этом случае он мог бы в полной мере соответствовать требованиям, предъявляемым к нему всеми его участниками: обучающимися, профессорско-преподавательским составом, потенциальными работодателями выпускников и контролирующими органами.

В настоящее время на образовательный процесс, наряду с его текущими, плановыми изменениями, оказывается влияние многочисленных изменений федеральной и ведомственной нормативной базы. Они требуют постоянной актуализации содержания учебного материала и коррекции соотношения отдельных дидактических единиц образовательной программы. Преподавателю ежедневно приходится решать широкий круг задач обучения, воспитания и разностороннего развития обучающихся. В связи с этим представляется актуальным ориентирование на модульность построения учебного материала по отдельным темам.

Поэтому при изучении технических дисциплин преподавательский состав кафедры уделяет большое внимание активным формам обучения, в которых субъектный подход заменен активной позицией обучающегося по

165

отношению к преподавателю, учебному материалу, другим обучающимся и иным составляющим образовательного процесса [1-3].

Следует также отметить, что при использовании активных методов обучения меняется роль обучаемого: он превращается в активно-

го участника образовательного процесса. Эта новая роль и свойственные ей характеристики активизируют образовательную деятельность обучающегося и позволяют формировать личность, обладающую всеми необходимыми навыками и качествами современного человека.

1. Кирюшин И. И. Информационные технологии как фактор оптимизации обучения в Барнаульском юридическом институте МВД России // Гарантии качества профессионального образования: тезисы докладов Меж-дунар. науч.-практ. конф. Барнаул, 2015.

2. Литвинов В.А. Унификация электронной информационно-образовательной среды образовательных организаций МВД России // Вестн. Барнаул. юрид. ин-та МВД России. 2015. № 1(28).

3. Тимофеев В.В., Имамова В.Р. Психологические аспекты подготовки обучающихся кра-боте со средствами служебной радиосвязи // Вестн. Барнаульск. юрид. ин-та МВД России. 2015. № 1(28).

4. Тимофеев В. В. Источники и современные направления инновации образовательного процесса современной высшей школы // Гарантии качества профессионального образования: тезисы докладов Междунар. на-уч.-практ. конф. Барнаул, 2015.

5. Дружилов С.А. Интеграция с европейской системой высшего образования: преимущества и возможные «подводные камни» // Междунар. журн. экспериментального образования. 2010. № 5.

1. Kiruyshin I.I. Information technologies as a factor in the optimization of education in Barnaul Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia // Guarantees of the quality of professional education: thesis of the Intern. sci. and pract. conf. Barnaul, 2015.

2. Litvinov V.A. Unification of the electronic information and educational environment of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Bull. of Barnaul Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia. 2015. № 1(28).

3. Timofeev V.V., Imamova V.R. Psychological aspects of preparing students for work with the means of service radio communication // Bull. of Barnaul Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia.2015. № 1(28).

4. Timofeev V. V. Sources and modern directions of innovation of the educational process of the modern higher school // Guarantees of the quality of professional education: thesis of Intern. sci. and pract. conf. Barnaul, 2015.

5. Druzhilov S.A. Integration with the European system of higher education: advantages and possible «pitfalls» // International journal of experimental education. 2010. № 5.

166

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.