Гришай Елена Васильевна
доктор философских наук, профессор, член-корреспондент Российской академии естественных наук, Краснодарский университет МВД России (тел.: +79180372084)
Звягинцева Наталья Юрьевна
кандидат педагогических наук, Кубанский государственный университет (тел.: +79184890707)
Модернизационные тенденции российского высшего образования в условиях постиндустриального общества
В статье рассматриваются основные этапы модернизации высшего образования в условиях постиндустриального общества. Раскрывается зависимость основных этапов модернизации и реформирования системы высшего образования от потребностей государства, от политических, социальных и экономических процессов, происходящих в обществе. Указывается, что модернизация системы образования в условиях постиндустриального общества является преобразующим компонентом модернизации общества.
Ключевые слова: высшее образование, модернизация, реформирование, федеральные государственные образовательные стандарты, Болонская модель.
E.V. Grishay, Doctor of Philosophy, Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Natural Sciences, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +79180372084;
N.Yu. Zvyagintseva, Candidate of Pedagogics, Kuban State University; tel.: +79184890707.
Modernization trends of Russian higher education within post-industrial society
The article deals with the main stages of higher education modernization within post-industrial society. It reveals the dependence of the main stages of the modernization and reform of the higher education system on the governmental needs as well as political, social and economic processes taking place in the society.
Key words: higher education, modernization, reform, federal state educational standards, the Bologna model.
Образование - это одна из составляющих успешно функционирующего государства и важнейшая сфера жизни общества. Сегодня в российскую систему образования активно внедряются разнообразные нововведения, направленные не только на формирование индивидуума как социального субъекта, но и на формирование определенных компетенций, востребованных в современном обществе. В разных странах процесс модернизации и реформирования систем образования происходит постоянно и на всех уровнях.
За достаточно короткий временной промежуток реформирования российского высшего образования произошел существенный его скачок, что отражено в публикациях отечественных и зарубежных авторов по образовательной проблематике, рассматривающих и
позитивные и негативные аспекты реформ. В данной статье рассмотрим основные модернизационные тенденции российского высшего образования в условиях постиндустриального общества и глобализации (с начала XX до начала XXI в.) и его влияния на модернизацию общества в целом.
Термин «модернизация» в последние десятилетия XX в. и первое десятилетие XXI в. приобрел широкое социально-философское содержание. Как можно заключить из определений «Современного словаря иностранных слов» и «Социологического словаря», под модернизацией (от греч. moderne - новейший) понимается усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие новым требованиям и нормам, условиям, показателям качества. Под реформой
213
(от франц. reforme, от лат. reformo - преобразовываю) понимается преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений). Под реформированием образования часто понимают его модернизацию. Мы понимаем реформу как кардинальное изменение целей, структуры и содержания образования, а модернизация - обновление и совершенствование существующей системы образования. Рассматриваемые в данной статье модернизационные тенденции в высшем образовании через преобразования в содержании образования, форм и способов организации, внедрение новых технологий в образовательный процесс позволили предположить, что, возможно, они приведут к реформе образования, которое может стать действительным ресурсом развития государства в условиях изменения характера общества в эпоху информатизации и глобализации.
Цель модернизации образования, в том числе и профессионального, на определенном историческом этапе заключалась в развитии этого общества для осуществления развития экономики, политики и культуры государства и рассматривалась как средство обновления общества. Следует отметить, что создание института образования на первых его этапах проходило в трудных условиях выхода из гражданской и мировой войн, военной интервенции и хозяйственной разрухи. За этот временной промежуток институт образования возрос до отлаженного и коммунистически идеологизированного «продукта».
Основной задачей в области просвещения, сформулированной в Программе партии 1919 г. на 8-ом съезде РКП(б), явилось создание новой, социалистической системы народного образования в рамках коммунистической парадигмы. Первоочередным преобразованием явилась задача ликвидации массовой безграмотности населения, и к концу 50-х гг. неграмотность была ликвидирована практически полностью. Интенсивное развитие экономики способствовало тому, что система просвещения постепенно стала выполнять поставленные задачи -прирастала новыми учебными заведениями и организациями, основными принципами которых явились общедоступность, в том числе бесплатное образование, независимость от церкви, отсутствие гендерных и национальных ограничений. После Великой Отечественной войны система образования продолжала вы-
ступать гарантом стабильного экономического развития - развивалась фундаментальная и прикладная наука, создавались исследовательские институты.
Реформирование высшей профессиональной школы в период «оттепели» стало важным направлением перестройки образования. Одной из серьезных проблем стало трудоустройство молодых специалистов, поскольку численность вузовских выпускников увеличивалась, а доля трудоустроенных в отраслях народного хозяйства, культуры, образования не соответствовала этой динамике. Основная причина -уклонение выпускников, обучавшихся за счет бюджетных ассигнований государства, от работы по распределению, что противоречило интересам государства и выливалось в недополучение адекватной экономической отдачи. По этой причине были утверждены новые правила приема в вузы: преимущество при поступлении в вуз отдавалось лицам, имеющим стаж практической работы на производстве или уволенным из рядов Вооруженных сил. Поэтому для подготовки к поступлению при вузах создавались специальные курсы, преобразованные в середине 1960-х гг. в подготовительные отделения или рабфаки. Данная система просуществовала почти сорок лет, позволив получить высшее образование миллионам вчерашних рабочих и колхозников. Реформирование высшей школы в содержательном плане заключалось в введении самостоятельных курсов по политической экономии, диалектическому и историческому материализму и истории КПСС, направленных на десталинизацию общества, в связи с чем остро возникла потребность в новых учебниках по общественным наукам для вузов. «Политическим долгожителем» (до 1989 г.) с незначительными изменениями оставался учебник по истории КПСС, подготовленный авторским коллективом во главе с Б.Н. Пономаревым.
В конце 50-х гг. была модернизирована организация управления многими вузами, произошел переход из союзного подчинения (Министерство высшего образования СССР) под управление республиканских министерств высшего и среднего специального образования.
К середине 70-х гг. в СССР действовали около 850 вузов с серьезной базой для научных исследований (в том числе 65 университетов), в которых обучались более 4,9 млн студентов по широкому спектру направлений подготовки. По числу студентов на 10 тыс. населения СССР
214
превосходил Великобританию, Федеративную Республику Германию, Францию, Японию и др.
Все образовательные учреждения, в том числе и высшая школа, являлись государственными - выполняли социальный заказ государства, что, с одной стороны, позволяло осуществлять контроль над деятельностью, с другой - унифицировать содержательную составляющую в высшей школе. Централизация и наличие плановой экономики в целом обеспечили устойчивость образовательной структуры, но препятствовали развитию дифференцированного подхода к обучающимся и гуманистической направленности педагогического процесса. Кризис социально-экономической системы, сложившейся в СССР к концу 80-х гг. привел, с одной стороны, к перепроизводству специалистов по ряду профессий, а с другой - к нехватке их по иным профессиям. Господство централизации привело к тому, что высшая школа оказалась невосприимчивой к инновациям (количественные показатели не подкреплялись качественными изменениями), существовал валовой подход от программ обучения до распределения выпускников.
Исторические события конца XX в. (распад СССР и создание суверенного Российского государства) внесли значительные изменения в постсоветскую образовательную систему. Определенную роль в обновлении системы образования сыграло появление в 1992 г. Закона РФ «Об образовании», в котором появились новые социально-политические ориентиры и гуманистические ценности дошкольного, общего среднего, среднего профессионального, дополнительного и высшего образования и было введено понятие образовательного стандарта. Это первое десятилетие российской государственности определяется как «образовательная реформа» [1], ключевой идеей которой явилось, по мнению Э.Д. Днепрова [2], развитие образования через создание необходимых условий развития личности. Таким образом, при сохранении функциональной значимости института образования ставилась задача по модернизации его предметно-сущностной и содержательной базы.
Начавшиеся в 90-е гг. образовательные реформы в сторону дифференциации обучения и децентрализации образования повлекли за собой содержательные изменения, в частности вводятся базисный учебный план, государственные образовательные стандарты, осуществляется переход на вариативное обу-
чение. С середины 1990-х гг. начался лавинообразный процесс переименования вузов в университеты. Также были созданы, по существу, неограниченные возможности по открытию филиалов и негосударственных вузов. В итоге количество вузов стало превышать 3 тыс., из них университетов было 400 [3, с. 90]. Соответственно, институт образования «перекраивался» под новые цели и задачи, в частности в сторону сближения с европейским образовательным пространством - Россия присоединяется к Болонскому процессу (2003 г.), что определяет дальнейшее направление преобразований.
Таким образом, новым этапом реформирования образования в современной России явилось присоединение России к Болонской конвенции. Запущенный механизм европеизации и модернизации российского образования, начавшийся в 2000-е гг., приводит нас к реформам, проводимым сегодня, таким как введение двухуровневой системы подготовки; внедрение системы учета учебной работы студентов, аналогичной БОТБ (Европейская система перевода и накопления кредитов); развитие мобильности студентов, преподавателей и исследователей; интеграция образовательных программ с реальным производством; активное участие бизнес-сообщества в формировании образовательных программ и т.д. Начиная с 2009 г. утверждались федеральные государственные образовательные стандарты для высшего образования, на современном этапе действует уже третье поколение стандартов. В 2012 г. был принят Закон «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому были утверждены обновленные федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования. В рамках принятого закона определены особенности образовательных программ и стандартов, относящиеся к высшему образованию:
аспирантура становится третьим уровнем высшего образования;
появляется возможность применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий на всех уровнях образования;
предусматривается возможность для некоторых вузов самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты.
Однако пока на современном этапе процесс дальнейшего реформирования системы высшего образования сводится лишь к попытке к 2018 г. привести российское образование
215
к Болонской модели [4], вписать его в западный образовательный контекст. Понятно, что российская образовательная система должна учитывать мировые тенденции развития образования, в том числе через вхождение в европейское образовательное пространство, но ожидаемый результат, а именно получение нового поколения специалистов, «по-европейски образованного», соответствующего новой информационной и глобализационной эпохе, пока не оправдался, и сегодня все больше говорят о негативных последствиях понижения качества подготовки специалистов в России, необходимости корректировки образовательных реформ и осуществления реформирова-
1. Вяземский Е.Е. Образовательная политика постсоветской России и реформа общего исторического образования // Проблемы современного образования. 2013. № 3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-politika-postsovetskoy-rossii-i-reforma-obschego-istoricheskogo-obrazovaniya
2. Днепров Э.Д. Образование и политика. Новейшая политическая история российского образования: в 2 т. М., 2006.
3. Пещеров В.Г., Пещеров Г.И. Реформа образования в России: политологический анализ // Власть. 2011. № 9.
4. Болонский процесс и реформа российской системы образования. URL: http://www.bstu.ru/ about/important/vpo/reform
ния на основе национальных традиций, исторического опыта и интересов страны.
Таким образом, рассмотрев ретроспективно модернизационные тенденции и основные этапы реформирования системы высшего образования, можно увидеть, как менялись потребности государства в связи с политическими, социальными и экономическими процессами (изменяется характер общества - изменяется и система образования), и сделать вывод о том, что реформирование профессионального образования является преобразующим компонентом модернизации общества, способствующим созданию современного образовательного института.
1. Vyazemsky E.E. Educational policy of postSoviet Russia and the reform of the general history education // Problems of modern education. 2013. № 3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ obrazovatelnaya-politika-postsovetskoy-rossii-i-reforma-obschego-istoricheskogo-obrazovaniya
2. Dneprov E.D. Education and politics. The latest political history of Russian education: in 2 vol. Moscow, 2006.
3. Pescherov V.G., Pescherov G.I. Education reform in Russia: political analysis // Power. 2011. № 9.
4. The Bologna process and the reform of the Russian educational system. URL: http://www. bstu.ru/about/important/vpo/reform
216