№ 2 (36), 2010
"Культурная жизнь Юга России" 2^
Культура и образование
л.я.ХОРОНЬКО
российское образование в поиске стратегии развития
в статье раскрываются основные направления модернизации российской системы высшего образования в условиях становления постиндустриального информационного общества.
Ключевые слова: модернизация, развитие, стратегия высшего профессионального образования.
Динамичные изменения социально-экономических отношений, задача развития конкурентных преимуществ России в современной мировой экономике требуют серьезной модернизации образования, превращения его в гибкую саморазвивающуюся систему, адекватно отвечающую на вызовы времени. Образование должно стать той движущей силой, которая способна существенно повысить качество жизни граждан. Изменения в сфере образования неразрывно связаны с процессами, происходящими в социально-политической и экономической жизни мирового сообщества.
Национальные интересы России, а также общемировые тенденции (переход к постиндустриальному, информационному обществу; динамичное развитие экономики, усиление конкуренции; расширение возможностей политического и социального выбора; возникновение глобальных проблем, решение которых возможно только путем международного сотрудничества; возрастание роли человеческого капитала и др.) диктуют необходимость реформ в системе образования. Они призваны обеспечить: повышение профессиональной квалификации и мобильности; формирование у молодого поколения современного мышления, коммуникабельности и толерантности; опережающее развитие образования и др. [1].
С этих позиций мы попытаемся выделить и проанализировать необходимость стратегии развития российского образования, обусловленной современной образовательной ситуацией в мире.
Высшее образование и наука выдвигаются в число наиболее важных национальных и общемировых приоритетов, выступают «в качестве важнейших компонентов культурного, социального и экономически устойчивого развития людей, сообществ, наций» [2]. В этой связи авторы концепций постиндустриального общества (Д. Белл, М. Кастельс, И. Масуда, А. Тоффлер и др.) обосновывают положение о том, что высшее образование превращается в определяющий гуманитарно-социальный институт, а лидировать будет та нация, которая создаст наиболее эффективную систему непрерывного образования - «образования в течение всей жизни» (long life education).
Современные стратегии развития унивеситет-ского образования включают в себя такие направления, как фундаментализация (В. Г. Кинелев, В. А. Садовничий), регионализация (Г. Ф. Шаф-
ранов-Куцев, Л. И. Лурье, В. А. Журавлев), совершенствование человеческого потенциала (С. И. Плаксий, И. М. Ильинский, Н. Н. Моисеев, Ю. М. Лотман, А. Печчеи, П. Кууси), создание инновационного университета (И. И. Ганчеренок).
В международных проектах и программах, направленных на формирование новых взглядов и расширение возможностей высшего образования в современном мире (Университетская хартия, Сорбонская декларация, документы Болонского процесса), цели высшего образования связываются с концепцией единого образовательного пространства, понимаемого обычно в двух значениях:
- как фактор непрерывности образования, обеспечивающего формально равные возможности в рамках его системы и основывающегося на международном признании документов об окончании учебных заведений;
- как совокупность единых (глобальных) элементов образовательного процесса, характерных для мирового сообщества в целом при передаче научного и культурного опыта.
Всесторонний анализ и разработку обоснования стратегического развития и модернизации образования осуществляет ЮНЕСКО. На основе мирового опыта разрабатываются механизмы по распространению положительных результатов, согласованию и корреляции политики в сфере образования разных стран с общими тенденциями в данной сфере [3].
Актуальность развития высшего образования в России, где процесс реформ по масштабу и сложности решаемых проблем не имеет аналогов в мировой практике, бесспорна. Особенностью развития системы высшего образования в России является то, что она находится в стадии модернизации. Однако не следует забывать, что информация и теоретическое знание являются стратегическими ресурсами страны и, наряду с уровнем развития образования, во многом определяют ее суверенитет и национальную безопасность.
В начале XXI века глобализация распространилась на все сферы социально-экономической жизни. В информационном обществе образование пересекается с экономической сферой и образовательная деятельность становится важнейшей составляющей экономического развития. В таких условиях существенно возрастает роль университетов, призванных формировать новую
"Культурная жизнь Юга России"
№ 2 (36), 2010
парадигму, ориентированную на сохранение жизнеутверждающих ценностей.
Открытость мировым процессам является условием развития общества в целом и вуза в частности.
Инновационная деятельность, наравне с обучением и научными исследованиями, провозглашается «третьей миссией университетов», что определяет название данного этапа - инновационный. При всем различии национальных систем высшего образования именно университеты становятся центрами инновационной активности в регионе. Инновационная деятельность приводит к расширению влияния на социально-экономическую жизнь общества и проявляется в самых различных сферах (образование, промышленность, бизнес, социальная политика и др.); благодаря ей формируется особая среда, в которой исследовательский поиск соединяется с предпринимательством.
Классическая модель образования, просуществовавшая несколько веков и сыгравшая определяющую роль в цивилизационном и культурном развитии мирового сообщества, накопившая богатейший теоретический материал и практический опыт, к началу XXI века во многом исчерпала свои позитивные возможности, хотя по-прежнему остается действующей. Она практически всегда представляет собой простую трансляцию культуры, точнее - некоторой монокультуры, господствующей в данном обществе и государстве в определенное время. Основным смыслом такого образования обычно является обучение, понимаемое как простое усвоение учащимися некоторой суммы знаний, накопленных человечеством в различных областях. Это в значительной степени разрозненные знания для подготовки специалиста, готового включиться в существующие социально-экономические институты и комплексы.
Кризис образования в XX веке привел мировое университетское сообщество к новому видению университета: он должен ориентироваться на служение обществу, нации, региону и вести подготовку специалистов, обладающих знаниями и необходимых для бизнеса, промышленности, сферы услуг. В последние десятилетия поиски путей преодоления кризиса в образовании привели к радикальным изменениям и формированию новой образовательной системы. Вызовы времени требуют повышения качества образовательной подготовки, воспитания личности, соответствующей масштабу проблем, решаемых в современных условиях. Содержание университетского образования необходимо совершенствовать, формируя у выпускников понимание проблем современного мира и готовность находить нравственные пути их решения.
В условиях информационного общества работники несколько раз в течение жизни вынуждены менять профессию, а также постоянно повышать свою квалификацию.
Целью модернизации высшей школы является приведение системы высшего образования в
соответствие с изменившимися условиями, которые прежде всего вызваны превращением образования в «массовое благо» [4]. Поскольку образованный человек может стать специалистом высокого уровня в любой области, обновленное образование необходимо рассматривать как самую эффективную в стратегическом плане инвестиционную сферу и для отдельной личности, и для государства.
Одним из принципов государственной политики, зафиксированной Федеральным законом «О высшем и послевузовском образовании», является интеграция высшего профессионального образования РФ в мировую систему при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы.
Инструментами интернационализации выступают обмен студентами, преподавателями и исследователями, признание дипломов и ученых степеней других государств, общие стандарты образования и др. Примером подобного опыта являются программы ЭРАЗМУС и КОМЕТТ, разработанные для объединения усилий по подготовке специалистов для «европейской экономики» в рамках пространства высшего образования, создаваемого в соответствии с основными положениями Болонского процесса.
Болонская декларация - рамочный документ, определяющий формирование единого европейского образовательного пространства, развитию которого способствуют интенсивные совместные переговоры, взаимные консультации и обсуждение общих проблем министрами образования стран Европы. Декларация предусматривает: повышение конкурентоспособности европейской системы высшего образования на мировом рынке образовательных услуг путем использования прозрачных и сопоставимых ступеней; принятие многоуровневой системы; внедрение перезачетных и аккумуляционных кредитов; содействие мобильности студентов и преподавателей; разработка сопоставимых критериев и методологий с целью повышения качества образования.
Одной из перспектив модернизации высшего образования является смена «линейной» (последовательной) системы обучения, которая практикуется в российских вузах, на «асинхронную». Для такой трансформации организации учебного процесса и структуры учебных подразделений вузов необходимо создать институт консультантов по академическим проблемам (тьюторов), осуществляющих помощь студентам в персональном решении вопросов стратегии и тактики формирования индивидуального образовательного плана.
Указанные процессы свидетельствуют о том, что образование начинает в большей степени играть роль стабилизатора. С. П. Мэграт выделил основные факторы «глобализации», определяющие условия, в которых функционируют вузы, независимо от места их расположения, традиций, используемой практики, целей:
1) экономическая взаимозависимость наций;
№ 2 (36), 2010
"Культурная жизнь Юга России" 25
2) поворот мирового сообщества к демократии, рыночным механизмам в противовес «командным и регулируемым»;
3) стимулирование потребительского спроса, движущей философией которого является постулат «Человек прежде всего»;
4) перестройка национальных и международных организаций и правительственных структур в направлении децентрализации;
5) приоритет горизонтальных, а не иерархических организационных структур. Идея предоставления личностям и небольшим группам самостоятельности и свободы в выполнении их миссии;
6) глобальность экологических проблем;
7) появление глобальных мультикультурных ценностей, уравновешивающих «этническую напряженность» более глубоким пониманием наследия различных культур, языков и рас. Правильная оценка мультикультурных ценностей представляет собой реалии новой мировой системы;
8) сочетание всех предыдущих факторов как наиболее существенный фактор [5].
В многополярном и поликультурном мире ведущими тенденциями образования являются его гуманизация и гуманитаризация, а также интернационализация и глобализация. Изменение сущности образования неминуемо влечет за собой адекватное трансформирование применяемых форм образовательной деятельности и типов образовательных пространств. Стратегический модус представлен в национальном проекте «Образование», в ходе реализации которого подвергаются
модернизации региональные системы развития высшей школы в России.
Сегодня меняются образовательные методологии и технологии, совершенствуются образовательные программы и учебные планы. Ядром формирования содержания высшего профессионального образования должна стать концепция сохранения и укрепления системы базовых национальных ценностей в области образования, науки, культурных и исторических традиций, включающая конкретный механизм ее реализации в условиях усиливающейся международной интернационализации и глобализации.
литература
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Инновации в образовании. 2002. № 3. С. 3.
2. Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры: заключ. докл. Всемир. конф. по высш. образованию ЮНЕСКО. Париж, 5-9 окт. 1998 г. С. 6.
3. Соуза Э. Г. Университет ООН: глобальная миссия // Перспективы: вопросы образования (Париж). 1990. № 3. С. 10.
4. Железов Б. В. Осмысление опыта реформ высшего образования в ЕС // Вестник международных организаций. 2008. № 8. С. 27-35.
5. Мэграт С. П. Глобализация и ее влияние на высшее образование в планетарном масштабе // Высшее образование в Европе. Бухарест, 2001. Т. 25. № 1. URL: http://www.cepes.ru
д. с. ЗАГУТИН
актуальные аспекты непрерывного профессионально-технического образования
Предлагая свою модель непрерывного профессионально-технического образования, автор ставит вопрос об оптимальном соотношении общего и профессионального образования, раскрывает идею социального партнерства.
Ключевые слова: непрерывное образование, социальное партнерство, творчество, культура производства.
l. ya. khoronko. Russian education is in search of strategy of development
The article reveals the basic directions of modernization of the Russian system of higher education in the conditions of formation of a postindustrial information society.
Key words: modernization, development, strategy of higher education.
В период непрерывных экономических, социальных и технологических преобразований навыки и знания быстро устаревают, поэтому усиливается потребность в переориентации воспитательно-образовательной системы. По мнению ученых, при этом должен быть сделан акцент не столько на постижении законообразного и регулярного, сколько на воспитании творчес-
кого отношения к делу, «синергийного» стиля мышления - способности «решать принципиально новые задачи, справляться с тяжелейшими кризисными ситуациями» [1].
Качественное профессионально-техническое образование способствует углублению знаний в широкой профессиональной сфере, требующей общих и специальных знаний, конкретных