Научная статья на тему 'Основные тенденции современного развития высшего образования в условиях глобализации и особенности их проявления в России'

Основные тенденции современного развития высшего образования в условиях глобализации и особенности их проявления в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1455
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНДЕНЦИИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / ЗНАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / РЕФОРМА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ СТОИМОСТИ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / КВАЛИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиев Адик Тагирович, Салов Александр Игоревич, Урумова Фатима Михайловна

Рассматриваются основные тенденции современного развития высшего образования в индустриально развитых странах мира и особенности их проявления в России, вызванные главным интеграционным процессом мирового сообщества глобализацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN TRENDS OF THE MODERN DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION AND THE PECULIARITIES OF THEIR MANIFESTATIONS IN RUSSIA

The main trends of the modern development of higher education in the industrialized countries and especially their manifestations in Russia, mainly due to integration processes of the international community globalization.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции современного развития высшего образования в условиях глобализации и особенности их проявления в России»

7. ПРОБЛЕМЫ И РИСКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ДОКТРИНЫ ОБРАЗОВАНИЯ

7.1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ В РОССИИ

Алиев Адик Тагирович, д-р экон. наук, профессор

Место работы: ГБОУ ВО МО «Академия социального управления»

alievadik@yandex. ru Салов Александр Игоревич, канд. полит. наук, доцент, Место работы: ГБОУ ВО МО «Академия социального управления»

[email protected]

Урумова Фатима Михайловна, д-р экон. наук

Место работы: ГБОУ ВО МО «Академия социального управления»

[email protected]

Аннотация: Рассматриваются основные тенденции современного развития высшего образования в индустриально развитых странах мира и особенности их проявления в России, вызванные главным интеграционным процессом мирового сообщества - глобализацией. Ключевые слова: тенденции, высшее образование, глобализация, информация, знания, информационное общество, болонский процесс, реформа, образовательные услуги, информационная теория стоимости, человеческий капитал, квалификация.

THE MAIN TRENDS OF THE MODERN DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION AND THE PECULIARITIES OF THEIR MANIFESTATIONS IN RUSSIA

Aliyev Adik T., Dr. of Sciences, professor Work place: Academy of social management

[email protected]

Salov Alexander I., PhD, associate professor Work place: Academy of social management

[email protected]

Urumova Fatima M., Dr. of Sciences Work place: Academy of social management

[email protected]

Annotation: The main trends of the modern development of higher education in the industrialized countries and especially their manifestations in Russia, mainly due to integration processes of the international community - globalization.

Keywords: trends, higher education, globalization, information, knowledge, information society, the Bologna process, the reform of educational services, information theory of value, human capital, skills.

Исследование тенденций развития системы образования необходимо, прежде всего, для того, чтобы научно-обоснованно осмыслить наиболее эффективные формы взаимодействия человеческого фактора как носителя знаний в комплексе с другими факторами производства современного общественно-экономического прогресса, определяющими поступательное развитие человеческой цивилизации. Особый интерес в исследовании теоретико-методологических основ такого взаимодействия представляют высшее образование, роль которого возрастает в общественном развитии всех стран мира, что требует пристального изучения данной проблемы как одного из важнейших социальных институтов современного человеческого сообщества.

В историческом разрезе высшее образование развивается на протяжении тысячи лет (первый университет в Европе был создан в 1088 году в Болонье).

Большинство европейских высших учебных заведений (университетов и университетских колледжей) создавались по причине повышенного интереса на образовании со стороны, прежде всего, просвещенных монархов и религиозных иерархов. А развитие рыночных отношений, превратило сферу образования в объект системной эволюции и вызвало необходимость применять в этой сфере деятельности наработанные механизмы рыночного функционирования.

На современном этапе общественного развития высшее образование приобретает массовый характер, поскольку главными факторами производства становятся информация, наука и технологии (наряду с традиционными факторами), применение которых требуют профессиональных знаний и высокой квалификации труда. Оно выступает как одно из звеньев производства знаний

в общей цепи передачи их от одних субъектов к другим, от старших поколений - новым.

В настоящее время в ходе общественного развития наблюдается ряд противоречивых тенденций, вызванных главным интеграционным процессом мирового сообщества - глобализацией. С одной стороны, про-мышленно развитые страны во главе с США достигли предела своего развития и все больше втягивают все остальные страны в водоворот кризисных процессов, которые имеют тенденцию их устойчивой повторяемости, особенно в социально-экономической сфере. С другой стороны, бурно и масштабно развиваются информационные технологии на основе глобальной коммуникации, компъютеризации и электронизации, создавая принципиально новую архитектуру информационного пространства мирового человечества, охватывая и кардинально меняя все его сферы общественной жизни деятельности, включая и социальные аспекты образования.

Это дополняется тенденциями постиндустриализации, качественно меняющими роль человеческих ресурсов в составе факторов производства в пользу усиления предпочтений развития информации, знаний и технологий.

Под натиском нарастания глобализации различия исторически сложившихся национальных образовательных систем отдельных стран стираются, унифицируются и постепенно приобретают трансграничные и мультикультурные характеристики. Причем размывается критическая дискоммуникация между национальными особенностями сформированных моделей образования и выравнивающими их социально-традиционный облик под мировые стандарты и нормы. Для России в этом глобальном процессе практическое значение имеют стандарты образования, связанные с внедрением Болонских требований.

Социальное измерение Болонского процесса стало «неотъемлемой составной частью европейского пространства высшего образования и необходимым условием повышения его привлекательности и конкурентоспособности. При этом социальное измерение включает предпринимаемые правительствами меры финансовой и экономической поддержки студентов, особенно из числа социально незащищенных слоев населения, а также предоставление профориентаци-онных и консультационных услуг, необходимых для повышения доступа к образованию» [10].

28-29 апреля 2009 г. в Лувен-ла-Нев (Бельгия) европейские министры сформулировали приоритеты для высшего образования: «В грядущем десятилетии до 2020 года европейское высшее образование должно внести существенный вклад в развитие «Европы знания» как творческого, так и инновационного процесса». Участники встречи выразили свою безусловную приверженность целям и задачам Европейского пространства высшего профессионального образования, высшее

образование было признано сферой общественной ответственности: «Мы признаем ключевую роль высшего образования для успешного решения стоящих перед нами проблем и для дальнейшего социально-культурного развития наших обществ. Поэтому мы считаем, что государственные инвестиции в высшее образование имеют первостепенное значение» [9].

В настоящее время специфика проявления этой тенденции в нашей стране, по сравнению с развитыми европейскими странами, заключается в том, что проводимое реформирование высшего образования в соответствии с требованиями Болонского процесса происходит в условиях усиления санкционного внешнего давления развитых стран на Россию, что подрывает интеграционные процессы в рамках глобализации и требует принципиально нового подхода к дальнейшему развитию вузов. В такой период, который переживает сегодня Россия, жизненно важным является разработка на перспективу продуманной, общепонятной и пропорциональной политики с учетом внешних и внутренних факторов и угроз, вызванных известными политическими событиями, с тем, чтобы проводимые общественные трансформации, и в наибольшей степени те, которые непосредственно затрагивают интересы всех слоев населения для доступа к получению высшего образования, (платность или бесплатность образования и др.), имели минимальные негативные социальные последствия.

В российском законодательстве об образовании, как и большинства развитых европейских стран, на первом месте в качестве общественного блага позиционируется образование. В этих же странах в реальной образовательной политике и практике все большее предпочтение отдается трактовке образования как услуги (причем, как правило, платной), выступающей основной социальной функцией образования (высшего и даже среднего профессионального образования). Между тем платные формы обучения предполагают условия достаточно высокого уровня развития рыночных отношений и соответственно формирование стоимости этих услуг на развитом рынке. Однако недостаточная зрелость рыночных отношений в России, огромная социально значимая роль образования для российского общества, а также большой разрыв в доходах населения между его социальными группами и регионами страны, не позволяют определить образовательные услуги как чисто рыночные. Поэтому для российского образования необходим глубокий, научно-обоснованный, взвешенный подход к его определению как услуги или как общественного блага и, соответственно, использованию в реальной образовательной практике с учетом пространственных особенностей России, ее действительного состояния социальной сферы и экономики.

Вместо этого в России трансформация высшего образования идет по пути массового количественного сокращения вузов, их представительств и филиалов, в ущерб качеству и эффективности, понимая их поверхностно, по степени соответствия формально-бюрократическим процедурам, выдуманным без достаточного обоснования Минобрнаукой. Это, так называемая реформа высшего образования, особенно болезненно проявляется в провинциальных городах и сельской местности РФ, выступающими в них, к тому же, традиционными культурными центрами. Она проводится без учета уровня пространственных, культурных и национальных российских различий, детерминированных главным образом сложившимися ценностями, которые имеют сильную тенденцию к самосохранению, что накапливает потенциал социально-политического недовольства проживающего на отдельных территориях населения со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.

Между тем в последние годы в организации образовательного процесса российского высшего образования все таки наметились некоторые позитивные изменения роли как учебных заведений, так и самих обучающихся. Распространение получают внедрение инновационных методов и приемов обучения, педагогических новаций. Развивается конкурентоспособный рынок образовательных услуг. Меняются схемы государственного финансирования (правда при общем сокращении его объема), предпринимаются попытки со стороны государства активизировать участие частного бизнеса в организации и финансовом обеспечении системы образования.

Известно, что в современном общественном прогрессе образование и квалификация становятся ведущими факторами успешного экономического развития отдельных стран и корпораций. Однако в России частные корпоративные структуры не заинтересованы осуществлять инвестиции в развитие человеческого капитала и повышение его квалификации. В таких условиях первоочередная роль должна принадлежать государству, которое побуждало бы владельцев частных капиталов вкладывать средства в развитие интеллектуального потенциала страны в интересах всего общества. А это, в свою очередь, выступает одной из решающих предпосылок обеспечения конкурентоспособности национальной экономики, что вызывает необходимость непрерывного совершенствования системы образования, улучшения механизмов его функционирования и экономически обоснованного финансирования.

Глобализация развернула тенденцию усиления конкуренции, которая обострилась сегодня не только между странами, но и между транснациональными корпорациями, выступающими носителями интересов многих государств с их национальными образова-

тельными системами, академической и прикладной наукой, финансовым и торгово-промышленным капиталом, функционирующими в глобализирующемся мире. Функционирование таких транснациональных систем формирует новый облик мирового экономического пространства. На эту тенденцию обращают внимание многие зарубежные и отечественные исследователи, которые справедливо указывают, что именно развитие системы образования наряду с наукой способствуют расширению мирового экономического пространства. Поэтому в условиях глобальной конкуренции выигрывают, в первую очередь, страны, создающие благоприятные условия для развития образования, академических и прикладных исследований, инновационных разработок и всего научно-технологического прогресса.

Одним из основных современных проявлений глобализации в образовательной сфере является стабильный рост числа иностранных студентов в образовательных учреждениях отдельных стран. Как сообщалось в ежегодном докладе Института международного образования, в вузах США в 2011/2012 учебном году обучалось около 761320 иностранных студентов, что на 5,7% больше, чем в предыдущем году [18]. Наглядно видно, что американская модель образования становится все более привлекательной для других стран мира.

В настоящее время международное образование всё больше развивается как экспортная отрасль, одно из наиболее эффективных направлений привлечения дополнительных иностранных инвестиций. В ближайшей перспективе мировой рынок образовательных услуг достигнет более 90 млрд. долларов. По данным статистики, оказание образовательных услуг иностранцам стало пятой статьей экспорта США по размеру вклада в национальную экономику[4].

Под воздействием глобализации развитие и совершенствование образования в мире вступило в качественно новую фазу - фазу международной интеграции, которая является следствием интернационализации образовательной сферы [7]. Взаимное сближение, взаимодополняемость и взаимозависимость национальных образовательных систем, синхронизация процессов их развития посредством наднациональных институтов является закономерной тенденцией создания единого мирового образовательного пространства.

Глобализацию образования, по мнению А.И. Дюпюи, «...можно рассматривать с нескольких сторон:

- как ступень эволюции образования, характерную для формирующегося информационного общества;

- как характеристику экономического пространства, проявляющуюся через систему прямых и обратных связей между наукой, культурой, образованием и предпринимательством, формирующих жизненную среду экономических субъектов;

- как процесс конвергенции, приводящий национальные образовательные системы к единым структурным характеристикам на базе стандартизации требований к уровню и качеству подготовки специалиста высшей квалификации, позволяющей человеку становится «гражданином мира» [7].

По мере эволюции человеческого общества, в том числе и российского, накопление знаний и их практическая востребованность все больше возрастает во всех его сферах. Особенно это касается хозяйственного развития в связи с расширением инновационного характера экономики, что требует новых подходов к формированию организационно - финансового механизма управления образовательной деятельностью, иначе говоря, управления процессами создания, распространения и применения инновационных технологий и услуг, обладающих научно-технической новизной и удовлетворяющих современные общественные потребности. Формирование такого управленческого механизма на основе создания, освоения и внедрения инноваций преобразует систему образования, ориентированную на непрерывный процесс обучения человека в течение всей жизни.

В ходе становления инновационной экономики важно осознавать, что образование не может быть лишь пассивной услугой, направленной на удовлетворение текущих запросов. В современных условиях оно призвано быть инициатором трансформационных изменений, как в общественном сознании, так и в бизнес-среде.

Следует отметить, что в настоящее время возрастающая роль информации и знаний нашла всестороннее отражение в так называемой концепции «информационного общества», которое приходит на смену постиндустриального общества и характеризуется всесторонней информатизацией как экономических, так и социальных сфер общества. Это сопровождается коренными изменениями возможностей обработки информации и знаний. Их сбор и передача осуществляется намного быстрее и в больших масштабах с многократно меньшими затратами по сравнению с теми, которые имели место раньше. Возникают все новые программные и аппаратные возможности генерирования и переработки информации в форме конкретных знаний, непосредственно участвующих в процессе воспроизводства и создающих добавленную стоимость. Информационные ресурсы становятся доминирующими в создании общественных благ. Облик современной цивилизации во многом определяют информационные технологии, позволяющие применять принципиально новые эффективные методы управления бизнес-процессами и т.д.

В этой связи весьма актуальным является выдвинутый американским исследователем Э.Тоффлером тезис, что «... в прошлом земля, труд и капитал были ключевыми элементами производства. Завтра - а во многих отраслях промышленности это завтра уже

наступило - информация станет главной составляющей» [17]. Здесь же вполне уместно привести получившую широкое распространение в мире науки, «Информационную теорию стоимости» Д.Белла, согласно которой «знания, инновации и способы их практического применения» становятся главным источником роста доходов общества. Таким образом, в постиндустриальном и сменяющем его информационном обществе концепция трудовой теории стоимости, недооценивавшая основополагающую роль знаний и информационных ресурсов в экономике, должна быть, безусловно заменена современной концепцией информационной теории стоимости: «Когда знание в своей систематической форме вовлекается в практическую переработку ресурсов (в виде изобретения или организационного усовершенствования), можно сказать, что именно знание, а не труд выступает источником стоимости» [2].

Отличительной особенностью информационной теории стоимости является то, что «...информация и теоретическое знание есть стратегические ресурсы информационного общества... В своей новой роли они представляют поворотные пункты современной истории. Первый поворотный пункт - это изменение самого характера науки, которая, как «всеобщее знание», стала основной производительной силой современного общества. Второй поворотный пункт - это освобождение технологии от ее «императивной» направленности, почти полное ее превращение в послушный инструмент...» [2]. Эти положения уже сейчас находят свое полное практическое воплощение в хозяйственных процессах многих стран.

Так, в самом конце XX века стратегия создания информационного общества была сформулирована в качестве приоритетного направления научных исследований и поэтапно начала реализовываться промыш-ленно развитыми странами - в США, Германии, Великобритании, Японии, Дании, Италии, Канаде, Финляндии, Франции и в настоящее время развитие образовательных проектов занимает одно из ведущих мест.

Как считают многие исследователи, по сравнению с другими странами в США достигнут высокий уровень образования населения, что, в частности, объясняется практической реализацией основных положений информационной теории стоимости. Для обоснования используются макроэкономические показатели СНС, «при определении величины ВВП, произведенного работниками трех образовательных групп, имеющих суммарное образование 10,5; 12,5 и 14,5 лет было установлено, что именно третья группа, в которую входит занятое население, имеющее наиболее высокий уровень образования (неуниверситетское и университетское высшее), производит более 50% ВВП. Подобные научные работы проводились и в бывшем СССР. Полученные результаты позволили сделать вывод, что работники с

образованием в 14,5 лет, составляющие 24% от общей численности трудоспособного населения, производят 56% прибавочной стоимости» [16].

Таким образом, формирование информационного общества, как показывает мировой опыт, осуществляется одновременно с ростом его интеллектуального потенциала на основе качественного развития образовательных систем. В последующем развитии информационного общества знания должны превратиться в основной источник создания новой стоимости, качественно изменяя роль и место системы образования в сфере социально-экономических отношений. А это требует, чтобы образовательный уровень населения адекватно соответствовал к восприятию инновационных знаний и технологий на основе преобразования и освоения современных образовательных моделей.

Данный вывод подкрепляется так называемой «теорией человеческого капитала», которая в научной среде до сих пор вызывает острые дискуссии [5; 6; 13; и др.]. Многие отечественные исследователи полагают, что понятие «человеческий капитал» применительно к российской действительности не приемлемо как с теоретической, так и с практической точки зрения. Более подходящими понятиями, с их позиции, выступают понятия «человеческий потенциал» и «человеческие ресурсы». Как нам представляется, данная дискуссия для целей нашего исследования и с учетом адекватности смысловой нагрузки не имеет существенного значения, и в дальнейшем будем использовать все эти дефиниции как синонимы.

Как отмечал Т. Стоуньер «Человеческий капитал -важнейший ресурс постиндустриального общества. Техника, созидающая богатство, приходит в жизнь через технологические знания и организационные усовершенствования. Опытность технических экспертов и компетентность управляющего персонала должны быть дополнены квалифицированностью рабочей силы, иначе новая техника не даст практического эффекта» [15].

По официальным статистическим данным, в странах Западной Европы каждый год, использованный работником для обучения, впоследствии обеспечивает ему увеличение заработной платы в среднем на 10%. Всемирный банк по итогам обследования более 190 стран, сделал вывод о том, что вклад в экономический рост обусловлен физическим капиталом только на 16%, природным капиталом - 20%, а остальные 64% - социальным и человеческим капиталом [19].

Таким образом, образование на современном этапе общественного развития должно выступать не только ведущим фактором производства (ресурсом), но и одной из главных целей направленной на повышение качества жизни населения социально-экономической политики государства, и за счет этого - роста и эффективности экономики в целом. При этом, необходимо

исходить из того, что образование и непрерывное обучение во всем жизненном цикле экономически активного населения одновременно превращается в важный параметр рабочей силы и в социально-общественную ценность.

Исследование научных трудов, посвященных образованию, в обобщенном виде позволит сформулировать основные теоретические взгляды и наметить методологические подходы к развитию образовательной деятельности и роли национальных образовательных систем в современных трансформационных общественных преобразованиях [1; 3; 5; 8; 11; 14].

Одним из важных аспектов такого исследования для России является проблема усиления взаимодействия государства и частного бизнеса в развитии образования, в том числе формирование эффективного механизма финансирования подготовки и повышении квалификации кадров для народного хозяйства.

Существенные изменения в содержании организационно - финансового механизма системы высшего образования вызваны современными требованиями к рабочей силе. Высокая квалификация кадров, степень их гибкости и компетентности, коммуникативные умения и др. - основные требования современного общественного производства. Это, в свою очередь, предъявляет новые требования к конкурентоспособности российского образования в целях массовой и непрерывной подготовки кадров высшей квалификации и принципиально по новому подчеркивает качества и возможности человека, его роль в информационном обществе.

В таких условиях меняющаяся роль человеческого фактора в развитии общества ставит и по новому проблему финансирования образования в инновационной среде развития. В этой связи образование можно рассматривать в качестве инвестиции в развитие человеческого капитала, которое важно не только для устойчивого экономического роста страны, но и как новые вложения в инновационно-технологические решения.

Создание современной инновационной системы требует развития непрерывного образования, которое выходит за пределы традиционализма, ограниченного в основном педагогическим сообществом. В новых условиях непрерывное образование предполагает свое функционирование на высоком профессиональном уровне, поскольку инвестирование в образование обеспечивает будущее, формируемое самим обществом. Поэтому инвестиционные затраты в образование необходимо рассматривать как критически значимые вложения в развитие человеческого капитала, являющейся сердцевинной и основой инновационной деятельности, а не как не воспроизводимые, «проедаемые» общественные издержки. Следовательно, на этапе современных инновационных преобразований инвестирование в образование и науку

превращается в основной инструмент экономического роста, которое необходимо осуществлять даже в случае замедления экономического развития. В противном случае из-за стремительного устаревания знаний страна будет отброшена назад.

Научно-технологический прогресс изменяет направленность, источники и факторы инвестиционного процесса. Ведущие страны мира принципиально отличает от других государств то, что они в первую очередь инвестируют сферу образования, науки и человеческий капитал.

Образование - это система воспроизводства человеческого капитала, используемого в дальнейшем для наращивания производительных сил общества. Иначе происходит общественный регресс, что особенно наглядно наблюдалось на примере постсоветской России, которая после развала СССР в результате радикальных рыночных реформ, приведших к существенному ослаблению научного и человеческого потенциала, быстро превратилась в третьестепенную страну. К тому же «утечка мозгов» привела к потере наиболее квалифицированных кадров и продолжает оказывать свое разрушительное воздействие на нашу науку и реальную экономику. Россия до сих пор не смогла осуществить переход к инновационной экономике высоких технологий. Больше того, в период кризиса, который переживает в настоящее время наша страна, государство должно всемерно поддерживать образование, в том числе за счет роста бюджетных инвестиций в развитие человеческого капитала, (а не их «оптимизировать», т.е. сокращать, как это происходит сегодня у нас). И таким образом создать базовые стратегические предпосылки для развития экономики страны, что еще раньше было научно обоснованно положениями традиционной неоклассической теории к оценке экономического роста: рост производительности труда и капитала происходит по мере концентрации физического капитала, роста рабочей силы и технологического прогресса.

Список литературы:

1. Арутюнов В.С., Лисичкин Г.В., Малинецкий Г.Г. «Наука России. От настоящего к будущему». Книжный дом «Либ-роком», 2009.

2. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. с. 330-342.

3. Белоцерковский А.В. Российское высшее образование: о вызовах и рисках. // Высшее образование в России. -2012. - № 7 - с. 3-9.

4. Дмитриев Н.М. Экспортный потенциал российских вузов. - М.: Центр соц. прогнозирования, 2003. 336 с.

5. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2011 г. / Под редакцией А.А. Аузана и С.Н. Бобылева. М.: ПРООН в РФ / Дизайн-макет, допечат-

ная подготовка, печать: ООО «Дизайн-проект «Самолет», 2011. - 146 с.: табл., рис., вставки.

6. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2004 год. / Под общей редакцией С.Н. Бобылева М.: Права человека, 2004.

7. Дюпюи И.А. Международные интеграционные процессы в образовании. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003. - 104 с.

8. Жуков В.И. Социальное развитие России: историко-социологическая компаративистика: в 3 т. - М.: Изд-во РГСУ. - 2012.

9. Коммюнике Конференции европейских министров, ответственных за высшее образование (Левен /Лувен-ла-Нев, 28-29 апреля 2009 г.) // Высшее образование в России. 2009. - № 7. - с. 156-162

10. Коммюнике Конференции европейских министров, ответственных за высшее образование (Берген, 19-20 мая 2005 г.) // Европейское пространство высшего образования: добиваясь поставленных целей.

11. Кузьминов Я.И. Образование и реформа / Я.И. Кузь-минов // Отечественные записки. - 2002. - № 2.

12. Малинецкий Г.Г. Образование России - последний рубеж. // Е.А. Солодова. новые модели в системе образования. Синергетический подход. - М.: Книжный дом «ЛИБ-РОКОМ». 2012. с. 10

13. Морозюк Ю.В., Морозюк С.Н. Человеческий фактор в управлении социально-экономическими системами: Монография. - М.: Финакадемия, 2009. - 184 с.

14. Образование, которое мы можем потерять / Сборник под общей ред. В.А. Садовничего. Изд-во МГУ, 2003. 368 с.

15. Стоуньер Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики // Новая технократическая волна на Западе. Под ред. П.С. Гуревича. М.: Прогресс, 1986 г. с. 393.

16. Сударенков В., Грачев В., Буслов Е. К вопросу о разработке национальной доктрины образования // Alma mater, 1998. - № 10. - с. 10-12.

17. Тоффлер Э. Прогнозы и предпосылки // Социологические исследования. - М., 1987. - №5. - с. 118-131

18. The Open Doors Report on International Education Exchange 2013. http://oncampus.ru/publicacii/v-vuzah-ssha-rastet-kolichestvo-inostrannyh-studentov#ixzz2QecqSrRg

19. World Bank. Monitoring Environmental Progress. Washington, D.C., 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.