Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ / СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абиева Эльмира Гаджибалаевна, Хаджиалиев Курбан Идрисович

Обоснована актуальность воспитательного процесса в вузе. Проанализирована рабочая программа воспитания, в которой отражены приоритетные направления и виды воспитательной деятельности вуза. В исследовании дан анализ мнения студентов и проведена первичная диагностика организации воспитательной работы в университете. Сделан вывод о том, что основная часть опрошенных студентов знает, что в ДГМУ имеется система управления воспитательной работой. Полученные результаты также свидетельствуют о достаточно полной информированности студентов ДГМУ о работе органов студенческого самоуправления в университете и их активном участии в организации воспитательной работы, в реализации программы воспитания в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абиева Эльмира Гаджибалаевна, Хаджиалиев Курбан Идрисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF THE IMPLEMENTATION OF THE EDUCATION PROGRAM AT THE UNIVERSITY

The relevance of the educational process at the university is substantiated. The work program of education is analyzed, which reflects the priority directions and types of educational activities of the university. The study analyzes the opinion of students and provides a primary diagnosis of the organization of educational work at the university. It is concluded that the main part of the interviewed students knows that there is a system of educational work management in DGMU. The obtained results also indicate that the students of DGMU are sufficiently fully aware of the work of student self-government bodies at the university and their active participation in the organization of educational work, in the implementation of the education program at the university. In recent years, special emphasis has been placed on the system of civic and patriotic education of young people, designed to ensure the purposeful formation of an active position among students, promote their inclusion in solving national tasks, create conditions for the development of state thinking, habits of acting in accordance with the national interests of Russia.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ»

используемыми в дошкольной образовательной организации. В процентном соотношении общий уровень профессиональной мобильности воспитателей по мотивационно-ценностному критерию представлен в таблице 1.

Таблица 1

Уровни сформированности профессиональной мобильности воспитателей (в %)

Уровни Группа А Группа Б

кол-во воспитателей % кол-во воспитателей %

Высокий 1 6,3 1 6,7

Средний 4 25,0 5 33,3

Низкий 11 68,7 9 60,0

Всего педагогов 16 100 15 100

В соответствии с полученными данными отметим, что высокий уровень профессиональной мобильности в педагогическом коллективе имеют 6,3% воспитателей в группе А и 6,7% - в группе Б. Средний уровень - 25,0% воспитателей в группе А и 33,3% - в группе Б. Низкий уровень - 68,7% воспитателей в группе А и 60,0% - в группе Б. Из полученных данных следует вывод, что большинство воспитателей в группах А и Б имеют средний уровень профессиональной мобильности. Дальнейшей работой было определение контрольной и экспериментальной групп. В качестве экспериментальной группы был выбран педагогический коллектив группы А, чьи результаты хоть и не значительно, но все же были ниже, соответственно контрольной группой выступил педагогический коллектив группы Б.

Выводы. Таким образом, говоря о сформированности профессиональной мобильности в педагогическом коллективе образовательной организации, мы пришли к выводу, что у большинства воспитателей она на низком уровне. В целом воспитатели обеих групп характеризуются слабой профессиональной мотивацией к карьерному росту, стремлению к самореализации в профессии. Несмотря на то, что многие воспитатели владеют базовыми ключевыми педагогическими компетенциями, знают функционально-педагогические возможности современных технологий. Воспитателям сложно адаптироваться к требованиям стандартов дошкольного образования; часто избегают активности в своей профессиональной деятельности, не используют возможности курсов повышения квалификации для повышения уровня своей профессиональной мобильности.

Литература:

1. Амирова, Л.А. Развитие профессиональной мобильности педагога в пространстве его личностной самореализации / Л.А. Амирова. - Уфа: Восточный университет, 2006. - 460 с.

2. Герасимова, Е.Н. Профессиональная мобильность педагога: Монография / Е.Н. Герасимова, М.А. Захарова, И.А. Карпачева. - Елец: Издательство: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2017. - 183 с.

3. Горюнова, Л.В. Научно-педагогические проблемы развития профессиональной мобильности специалиста / Л.В. Горюнова. - Ростов н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 2005. - 148 с.

4. Горюнова, Т.М. Развитие профессиональной мобильности будущего специалиста дошкольного образования / Т.М. Горюнова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2009. - № 2 (3). - С. 126-129

5. Карпачева, И.А. Факторы развития профессиональной мобильности учителя / И.А. Карпачева // Казанский педагогический журнал. - 2015. - №6. - С. 279-282

6. Махкамова, М.Ю. О проблемах совершенствования системы подготовки воспитателей дошкольных образовательных учреждений / М.Ю. Махкамова // Бюллетень науки и практики. - 2019. - № 12. - С. 397-400

7. Мильковская, И.Ю. Исследование профессиональной мобильности педагогов дошкольной образовательной организации / И.Ю. Мильковская // Вестник ВИЭПП. - 2019. - № 1. - С. 36-40

8. Поздняк, Л.В. Теоретические основы управления современным дошкольным образовательным учреждением / Л.В. Поздняк // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2006. - № 3. - С. 8-18

9. Сорокин, П.А. Главные тенденции нашего времени / П.А. Сорокин. - М.: Наука, 1997, - 126 с.

10. Чеховских, О.Г. Курсы повышения квалификации как средство формирования профессиональной мобильности воспитателей дошкольных образовательных учреждений / О.Г. Чеховских // Вестник СамГУ, 2011. - №4 (85). - С. 233-239

Педагогика

УДК 378

доктор философских наук, профессор кафедры педагогики и психологии Абиева Эльмира Гаджибалаевна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» Минздрава РФ (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Хаджиалиев Курбан Идрисович

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» Минздрава РФ (г. Махачкала)

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ

Аннотация. Обоснована актуальность воспитательного процесса в вузе. Проанализирована рабочая программа воспитания, в которой отражены приоритетные направления и виды воспитательной деятельности вуза. В исследовании дан анализ мнения студентов и проведена первичная диагностика организации воспитательной работы в университете. Сделан вывод о том, что основная часть опрошенных студентов знает, что в ДГМУ имеется система управления воспитательной работой. Полученные результаты также свидетельствуют о достаточно полной информированности студентов ДГМУ о работе органов студенческого самоуправления в университете и их активном участии в организации воспитательной работы, в реализации программы воспитания в вузе.

Ключевые слова: воспитание, воспитательный процесс, программа воспитания, студенческое самоуправление. Annotation. The relevance of the educational process at the university is substantiated. The work program of education is analyzed, which reflects the priority directions and types of educational activities of the university. The study analyzes the opinion of

students and provides a primary diagnosis of the organization of educational work at the university. It is concluded that the main part of the interviewed students knows that there is a system of educational work management in DGMU. The obtained results also indicate that the students of DGMU are sufficiently fully aware of the work of student self-government bodies at the university and their active participation in the organization of educational work, in the implementation of the education program at the university. In recent years, special emphasis has been placed on the system of civic and patriotic education of young people, designed to ensure the purposeful formation of an active position among students, promote their inclusion in solving national tasks, create conditions for the development of state thinking, habits of acting in accordance with the national interests of Russia.

Key words: education, educational process, educational program, student self-government.

Введение. За последние годы делается особый акцент на организации гражданско-патриотического воспитания современной молодежи. Это особенно актуально в сложившихся непростых условиях, что делает данное направление исследований актуальным уже несколько десятилетий, но каждый раз разрабатываются новые формы, методы работы с молодёжью в соответствии с особенностями постоянно изменяющейся социокультурной ситуацией.

С 2021 года в соответствии с принятыми поправками к ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся была определена система организации воспитательной работы. которая легла в основу формирующейся молодёжной политики.

Важным пунктом поправок стало то, что программа воспитания стала неотъемлемой частью основных образовательных программ. «Вуз сегодня призван решать задачи предоставления каждому гражданину возможности для интеллектуального, культурного и нравственного развития, поскольку именно в нем молодые люди проходят важнейший этап социализации, гражданственности, осознавая, принимая или отрицая общественно значимые ценности» [1].

Отметим, что актуальность воспитательного процесса в вузе обусловлена постоянно возрастающими требованиями как к профессиональной подготовке, так и к всестороннему развитию личности будущего специалиста. Безусловно, единство компетентностного и воспитательного подходов в обучении, на котором основывается профессиональная подготовка, способствует творческому развитию и самореализации личности молодого специалиста, что обеспечивает его конкурентоспособность на рынке труда.

В государственных образовательных стандартах уменьшение роли и значения функций воспитания привело к резкому снижению опыта общественной деятельности у молодых и активных людей и опыта в организации этой деятельности у профессорско-преподавательского состава. И только внедрение ФГОС ВО определило требование организации воспитательного процесса со студентами, способствующей формированию универсальных компетенций посредством создания социокультурной среды в вузе.

На сегодняшний день в вузе ведущими формами воспитания студентов могут быть рефлексия, проекты, тренинги [2].

Изложение основного материала статьи. Реализация воспитательного процесса в Дагестанском государственном медицинском университете основывается на общей Рабочей программе воспитания и Комплексном плане мероприятий, которые разрабатываются на каждый на учебный год.

Рабочая программа воспитания в вузе учитывает специфику медицинского образования и строится на следующих концептуальных идеях:

• ориентация на общечеловеческие идеалы и ценности;

• организация воспитания в контексте будущей профессиональной деятельности в сфере медицины;

• направленность на межкультурный диалог;

• опора на социальные, психологические, культурные и другие особенности обучающихся;

• реализация принципа инклюзии в воспитательной работе;

• учёт социально-экономических, культурных и других особенностей Северо-Кавказского региона;

• открытость, преемственность, гибкость системы воспитательной деятельности ДГМУ.

Важно отметить, что процесс воспитания определяется значимыми для студента личными и общественными проблемами, опыт решения которых он приобретает на основе получаемого им профессионального образования.

Соответственно, программа призвана обеспечить взаимосвязь организационных, учебно-методических, научных и информационных условий для развития и совершенствования различных подходов к организации воспитания молодёжи.

Разработанная и утверждённая Программа воспитания является обязательной для исполнения всеми структурными подразделениями университета.

С целью выявления мнения студентов Дагестанского государственного медицинского университета, был организован анкетный опрос студентов вторых курсов лечебного и стоматологического факультетов вуза.

Наиболее приоритетными в исследовании были определены следующие задачи:

1. осведомленность студентов о проводимой в вузе воспитательной политике;

2. общая оценка студентами медуниверситета уровня организации воспитательной работы вузе;

3. выявление уровня участия студентов вуза в организации воспитательной работы и реализации программы воспитания.

В анкету были включены вопросы, касающиеся:

• возраста,

• общей удовлетворенности студентов вузовской жизнью,

• осведомленности проводимой вузом работы по решению проблем студентов и др.

Анкетным опросом было охвачено 60 человек (по 2 группы с лечебного и стоматологического факультетов). Количество студентов по отношению к полу было примерно 3:1, т.е. более трети студентов(75%) составляли девочки и около 25% - юноши.

Что же касается возраста, то средний возраст студентов стоматологического факультета в этих группах выше на 2 года, чем у студентов лечебного факультета.

Анкетирование показало, что большинство респондентов (61%) - это представители студенчества в возрасте от 17до 19 лет. Около 27% студентов имеют средний возраст 20-22 года, и совсем немного (по 6%) студентов возрастной категории от 23-25 и более 25 лет.

Необходимо отметить, что среди опрошенных студентов имеются и те, кто поступил в вуз на базе высшего образования или после медучилища, что позволяет нам говорить о том, что у них уже имеется определенный уровень осведомленности о проводимой в вузах воспитательной работе и опыт участия в различных мероприятиях по данному важному направлению деятельности вуза.

Более 88% молодых людей высказали мнение, что удовлетворены студенческой жизнью в вузе, воспитательными мероприятиями и внеучебной жизнью в университете. Всего 12% опрошенных высказали мнение, что не совсем удовлетворены студенческой жизнью.

Анализ третьего вопроса анкеты «Имеется ли система управления воспитательной работы в ДГМУ? Если да, то кем(чем) она представлена?» показал, что более 90% опрошенных студентов знают о существовании такой системы в вузе.

По поводу второй части вопроса студенты предложили следующие варианты:

• наличие проректора по воспитательной работе (88,4%),

• наличие структурного подразделении ответственного за воспитательную работу (90,2%),

• наличие кураторов в учебных группах (95%), наличие Совета по воспитательной работе (60,5%).

Отсюда можно сделать вывод, что основная часть опрошенных студентов знает, что в Дагестанском государственном медицинском университете имеется система управления воспитательной работой.

Определенный интерес представляют результаты ответов студентов по основным формам воспитательной работы, используемым в вузе. Здесь можно было выбирать только один вариант ответа. Более 52% опрошенных в качестве основной формы выбрали посещение мероприятий в университете. На втором месте оказался вариант «разъяснения студентам правил внутреннего распорядка в учебных корпусах, общежитиях» - 30%. Вариант «контроль за успеваемостью и посещаемостью студентов» набрал, соответственно, 18%.

Что касается осведомленности студентов о работе органов студенческого самоуправления, результаты распределились следующим образом:

1. КДМ - 98%;

2. Профсоюзная организация - 92,5%;

3. СНО - 69%;

4. Студенческие ассоциации, творческие коллективы, клубы - 83%;

5. Студенческие отряды - 38%.

Полученные результаты свидетельствуют о достаточно полной информированности студентов ДГМУ о работе органов студенческого самоуправления в университете и их активном участии в организации воспитательной работы, в реализации программы воспитания в вузе.

Нас в определенной степени удивили результаты опроса по поводу участия студентов в работе общественных студенческих организаций и органов студенческого самоуправления. Почти 34% респондентов указали на то, что они не принимают участия в работе студенческих организаций. Мы склонны объяснить такую пассивность значительного количества студентов во внеучебной работе тем, что на первом курсе им пришлось больше акцентировать свое внимание на учебных проблемах и еще не приобрели опыт участия в деятельности таких органов. Очень возможно, что на третьем и выше курсах результаты были бы совсем другие. Наиболее популярными формами участия студентов 2-го курса во внеучебной деятельности оказались волонтерство (26%), органы студенческого самоуправления (34%), СНО (6%).

Нам также было интересно узнать мнение студентов по оценке ими воспитательной работы университета и их заинтересованности в проводимых мероприятиях. 46% студентов на «5» оценили организацию культурно-массовых и спортивных мероприятий (была предложена пятибалльная шкала оценки). Высокий процент студентов оценили на «4» деятельность студенческого актива (28%) и пропаганда и внедрение физической культуры и здорового образа жизни (21%). Низкие оценки по другим позициям ориентируют нас на усиление организации воспитательной работы по этим направлениям.

Немаловажным является и то, что более 85% опрошенных отметили позитивное влияние вуза на свое воспитание.

Таким образом, можно констатировать, что организация воспитательной работы в медицинском университете достигает большинство поставленных перед ним целей.

В рамках гражданско-патриотического проводилась большая работа. Это и ежегодные массовые мероприятия вуза, связанные с государственными праздниками, с празднованием Дня Победы (Бессмертный полк, Георгиевская ленточка, Письмо Победы, торжественное возложение цветов к обелиску медиков-участников ВОВ, книжные тематические экспозиции Научной библиотеки, мероприятия к Дню защитника Отечества, конкурсы на военную тематику, в том числе онлайн на официальных страничках в социальных сетях университета и т.д.).

На постоянном контроле у руководства вуза находятся вопросы правового воспитания обучающихся. Это вопросы дисциплины в университете, профилактика правонарушений, ознакомление обучающихся с локальными нормативными актами, касающимися непосредственно правил поведения на территории вуза, мер, сюда же относятся вопросы профилактики наркомании, экстремизма, терроризма, коррупции и других асоциальных явлений в студенческой среде.

В этом направлении ведется систематическая комплексная работа с управлением по безопасности, помощником ректора по безопасности, межведомственное сотрудничество с МВД РД, ЦПЭ, Муфтиятом РД, ОП по Советскому району, Республиканским наркодиспансером, Управлением по борьбе с оборотом наркотиков по РД, Миннацем РД, Минмолодежи РД, Минобрнауки РД и др.

В рамках этой работы постоянно проводятся беседы на кафедрах с сотрудниками и студентами на тему профилактики правонарушений, асоциального поведения обучающихся, лекции, направленные на геополитическое просвещение молодежи, а также на формирование представления о современных вызовах и угрозах в области информационной безопасности и т.д.

Кроме того, уделяется большое внимание духовно-нравственному (и религиозному) воспитанию обучающихся. За прошедший год работой в этих направлениях были охвачены все студенты первых курсов универститета и большая часть остальных обучающихся.

В реализации программы воспитания вуза значительную роль играет работа студенческих объединений. Активисты вуза проводят большую работу по разным направлениям.

Это и организация и проведение массовых мероприятий, просветительских, здоровьесберегающих, донорских, экологических акций, тренингов, мастер-классов среди студентов и жителей города, проведение благотворительных мероприятий с подопечными детских домов, реабилитационных центров, профориентационная работа со школьниками, участие в фестивалях, конкурсах республиканского, всероссийского уровня и мн. др.

Назовём наиболее значимыми мероприятиями за предыдущие 2018-2022 годы:

• первый в Дагестане Мужвузовский конкурс «Горянка-2019»,

• I Всероссийская олимпиада по анатомии и гистологии «Medical Venatus»,

• Всероссийский марафон ценностей здорового образа жизни «Поколение ZОЖ»,

• первый в Дагестане Межвузовский турнир по женскому футболу,

• межрегиональный образовательный форум лидеров студенческого самоуправления СКФО «Вектор-2020»,

• межрегиональный форум «Вектор добра»,

• форум лидеров студенческого самоуправления СКФО «Вектор-2021»,

• межвузовские интеллектуально-дискуссионные соревнования «Терки»,

• Школа тьюторов и т.д.

Согласно проведённым опросам, именно вышеобзначенные мероприятия оставили существенный след и запомнились студентам Дагестанского государственного медицинского университета.

Выводы. Основная часть опрошенных студентов считает, что в ДГМУ на высоком уровне осуществляется воспитательная работа, организованная специальным воспитательным подразделением.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целом, в процессе практической реализации в ДГМУ воспитательной политики, удаётся решать такие задачи, как:

- формирование патриотического сознания, основанного на верности Отечеству;

- формирование правовой культуры и правовой грамотности;

- формирование отношения к социокультурным реалиям современности на основе общечеловеческих ценностей и др.

Литература:

1. Прохина, М.И. Организация воспитательной работы со студентами в ВУЗах / М.И. Прохина. - ИЦРОН. - 2015. -URL: http://izron.ru/articles/sovremennyy-vzglyad-na-problemypedagogiki-i-psikhologii-sbomik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezhduna/sektsiya-2- teoriya-i-metodika-obucheniya-i-vospitaniya-spetsialnost-13-00-02/organizatsiyavospitatelnoy-raboty-so-studentami-v-vuzakh/ (дата обращения: 06.11.2022).

2. Селезнева, А.В. Проектный подход в социально значимой деятельности студентов / А.В. Селезнева // Вестник Пермского государственного технического университета. Машиностроение, материаловедение. - 2011. - № 2. - С. 130-135

3. ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации», №273-Ф3. [Электронный ресурс]: URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru

Педагогика

УДК 378

соискатель ученной степени, директор Авайсов Шамиль Ризванович

ФБГОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный), МБОУ «СОШ №15» (г. Грозный);

доктор педагогических наук, профессор Магомеддибирова Зульпат Абдулгалимовна

ФБГОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ НА УРОКАХ РОДНОГО ЯЗЫКА

Аннотация. Рассматриваются некоторые вопросы, связанные с эффективным использованием информационно-телекоммуникационных технологий в ходе организации и проведения уроков родного языка в общеобразовательной школе. Для достижения поставленной цели в первую очередь исследуется ситуация с преподаванием родных языков в системе школьного образования Российской федерации. Доказывается необходимость модернизации процесса обучения школьников соответствующему предмету. В частности, демонстрируется потенциал широкого внедрения в него средств ИКТ. Далее описываются средства ИКТ, интеграция которых в учебно-воспитательный процесс представляется авторам возможной на современной стадии развития школьного образования в РФ. Демонстрируется их влияние на оптимизацию преподавания предмета «Родной язык». При этом особое внимание уделяется тому факту, что средства ИКТ являются мощными инструментариями реанимации и популяризации родных языков народов нашей страны. Также говорится об их роли в диверсификации методов обучения родным языкам, принятых в отечественной школе.

Ключевые слова: преподавание родного языка в школе, информационно-коммуникационные технологии в школьном образовании, модернизация школьного образования, учитель, ученик.

Annotation. Some issues related to the effective use of information and telecommunication technologies in the organizing and conducting native language lessons in a secondary school are considered. To achieve this goal, first of all, the situation with the native languages teaching in the Russian Federation school system is being investigated. The necessity of the relevant subject teaching process modernization is proved. In particular, the potential of the ICT widespread introduction into it is demonstrated. The following describes the ICT tools, the integration of which into the educational process seems possible to the authors at the current school education in the Russian Federation development stage. Their influence on the optimization of teaching the subject «Native language» is demonstrated. At the same time, special attention is paid to the fact that ICT tools are powerful means for resuscitation and popularization of the native languages. The article also talks about their role in diversifying the methods of teaching native languages adopted in the Russian school.

Key words: teaching the native language at school, information and communication technologies in school education, modernization of school education, teacher, student.

Введение. Для последних трёх десятилетий истории человеческого общества характерна существенная интенсификация процессов глобализации [2; 13-14; 16; 191.

Помимо позитивных данная тенденция несёт с собой также некоторые негативные последствия. В частности, глобализационными процессами обусловлена угроза гибели языков и самобытной культуры, присущих народам России, особенно малочисленным [4; 8; 10; 15; 18-191.

Другой значимый тренд современности - компьютеризация всех сфер жизни, не исключая школьное образование [1-2; 12-131. Информационные и телекоммуникационные технологии представляют собой мощное средство его дальнейшего совершенствования. Также следует учесть, что в русле глобализационных процессов возрастает необходимость приобщения представителей подрастающего поколения к ценностям их национальных языков и культур.

Действительно, современные дети и подростки для общения в большинстве случаев выбирают виртуальное пространство. В нём же во многом осуществляется их познавательная деятельность. В сети Интернет современные школьники проводят значительную часть своего времени (Табл. 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.