Научная статья на тему 'ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РОЛИ КУРАТОРОВ И ТЬЮТОРОВ В ВУЗАХ'

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РОЛИ КУРАТОРОВ И ТЬЮТОРОВ В ВУЗАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
320
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ИНСТИТУТ КУРАТОРОВ / ТЬЮТОРЫ / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стародубцев Вячеслав Алексеевич, Игна Ольга Николаевна, Бельская Елена Якубовна

Введение. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» вузы могут самостоятельно разрабатывать и утверждать программы воспитания и календарные планы воспитательной работы в образовательных программах бакалавриата и специалитета. Следовательно, активная фаза воспитания молодежи должна быть продолжена сегодня за пределы школьного образования в высшую школу. Это требует реанимации воспитательного потенциала университетов и обновления системы воспитания студентов в них. Основная задача реализации календарных планов воспитательных мероприятий ложится на плечи вузовских кураторов и тьюторов. Цель - сопоставление воспитательных ролей кураторов и тьюторов в высшем образовании. Материал и методы. Материалом исследования послужили диссертационные работы и статьи в педагогической периодике, посвященные исследованию деятельности кураторов и тьюторов вузов, а также результаты практической организации работы коллектива кураторов в техническом вузе. В исследовании использован метод контекстного анализа публикаций и постановки педагогического эксперимента по выявлению эффективности воспитательной работы кураторов студенческих групп. Результаты и обсуждение. Установлено, что в отличие от тьюторов профессиограмма кураторов в вузах законодательно не определена, их должностные обязанности регламентируются местными актами, устанавливаемыми вузами самостоятельно. В деятельности куратора выделен ряд функций, сопутствующих воспитанию. Сопоставление функциональных обязанностей тьюторов и кураторов показывает общность их воспитательных ролей, обе категории являются наставниками молодежи, реализующими неформальную передачу знаний и социального опыта, оказывающими помощь в личностном и профессионально развитии, адаптации, гармоничном развитии. Рассмотрена организация деятельности кураторов в Томском политехническом университете. Данная деятельность основывается на педагогике сотрудничества и направлена на создание оптимальных условий для саморазвития студентов. Определено, что куратором академической группы является сотрудник образовательного учреждения, входящий в профессорско-преподавательский состав, осуществляющий тьюторское сопровождение и академическое руководство группой студентов, организующий образовательную и внеучебную деятельность обучающихся. Заключение. Сделан вывод, что для полноценной реализации деятельности кураторов академических групп в техническом университете требуется создание соответствующей системы организационно-методического сопровождения данной деятельности, включающей психолого-педагогическую подготовку кураторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стародубцев Вячеслав Алексеевич, Игна Ольга Николаевна, Бельская Елена Якубовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSITY CURATORS AND UNIVERSITY TUTORS

Introduction. One of the goals of youth policy in the Russian Federation is the formation of a system of moral and semantic guidelines that can allow us to resist the ideology of extremism, nationalism, manifestations of xenophobia, discrimination and other negative social phenomena. Under the FSES university graduates are required to be able to navigate the socio-political environment, to have their own worldview, ideals and humanistic values, to have the ability to self-develop. Therefore, the active phase of youth education should be continued today beyond school education - in higher education. This requires the reanimation of the educational potential of universities. The main task of educating students at the university falls on the shoulders of curators of academic groups and tutors. The aim of the article is to compare the educational roles of curators and tutors in higher education. Material and methods. The material of the study was dissertations and articles in pedagogical periodicals devoted to the study of the activities of curators and tutors of universities, as well as the results of the practical organization of the work of a team of curators in a technical university. The study used the method of contextual analysis of publications and the setting of a pedagogical experiment to identify the effectiveness of the educational work of curators of student groups. Results and discussion. This article compares the educational roles of curators and tutors in higher education. It is noted that unlike tutors, the professionogram of curators of academic groups is not legally defined, their official duties are regulated by local acts established by universities independently. Comparing the functional responsibilities of tutors and curators shows the commonality of their educational roles, both categories are mentors of young people, implementing informal transfer of knowledge and social experience, providing assistance in personal and professional development. It is determined that the curator of the academic group is an employee of the educational organization from the teaching staff, who provides tutor support and academic guidance to the student group, organizes the educational and extracurricular activities of students with the aim of adaptation, harmonious development, personal and professional development of each student. It is concluded that the full implementation of the activities of academic groups’ curators requires the creation of an appropriate system of organizational and methodological support for this activity, including psychological and pedagogical training of academic groups’ curators. Conclusion. It is concluded that for the full implementation of the activities of curators of academic groups at a technical university, it is necessary to create an appropriate system of organizational and methodological support for this activity, including the psychological and pedagogical training of curators.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РОЛИ КУРАТОРОВ И ТЬЮТОРОВ В ВУЗАХ»

Вестник Томского государственного педагогического университета. 2022. Вып. 5 (223). С. 148-156.

Tomsk State Pedagogical University Bulletin. 2022, vol. 5 (223), pp. 148-156.

УДК 378

https://doi.org/10.23951/1609-624X-2022-5-148-156 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РОЛИ КУРАТОРОВ И ТЬЮТОРОВ В ВУЗАХ

Стародубцев Вячеслав Алексеевич1, Игна Ольга Николаевна2, Бельская Елена Якубовна3

1 3 Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Томск, Россия

2 Томский государственный педагогический университет, Томск, Россия

1 starodubtsev_v_a@tpu.ru

2 onigna@tspu.edu.ru

3 belpen@tpu.ru

Аннотация

Введение. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» вузы могут самостоятельно разрабатывать и утверждать программы воспитания и календарные планы воспитательной работы в образовательных программах бакалавриата и специалитета. Следовательно, активная фаза воспитания молодежи должна быть продолжена сегодня за пределы школьного образования в высшую школу. Это требует реанимации воспитательного потенциала университетов и обновления системы воспитания студентов в них. Основная задача реализации календарных планов воспитательных мероприятий ложится на плечи вузовских кураторов и тьюторов.

Цель - сопоставление воспитательных ролей кураторов и тьюторов в высшем образовании.

Материал и методы. Материалом исследования послужили диссертационные работы и статьи в педагогической периодике, посвященные исследованию деятельности кураторов и тьюторов вузов, а также результаты практической организации работы коллектива кураторов в техническом вузе. В исследовании использован метод контекстного анализа публикаций и постановки педагогического эксперимента по выявлению эффективности воспитательной работы кураторов студенческих групп.

Результаты и обсуждение. Установлено, что в отличие от тьюторов профессиограмма кураторов в вузах законодательно не определена, их должностные обязанности регламентируются местными актами, устанавливаемыми вузами самостоятельно. В деятельности куратора выделен ряд функций, сопутствующих воспитанию. Сопоставление функциональных обязанностей тьюторов и кураторов показывает общность их воспитательных ролей, обе категории являются наставниками молодежи, реализующими неформальную передачу знаний и социального опыта, оказывающими помощь в личностном и профессионально развитии, адаптации, гармоничном развитии. Рассмотрена организация деятельности кураторов в Томском политехническом университете. Данная деятельность основывается на педагогике сотрудничества и направлена на создание оптимальных условий для саморазвития студентов. Определено, что куратором академической группы является сотрудник образовательного учреждения, входящий в профессорско-преподавательский состав, осуществляющий тьюторское сопровождение и академическое руководство группой студентов, организующий образовательную и внеучебную деятельность обучающихся.

Заключение. Сделан вывод, что для полноценной реализации деятельности кураторов академических групп в техническом университете требуется создание соответствующей системы организационно-методического сопровождения данной деятельности, включающей психолого-педагогическую подготовку кураторов.

Ключевые слова: воспитание, высшая школа, институт кураторов, тьюторы, тьюторское сопровождение

Для цитирования: Стародубцев В. А., Игна О. Н., Бельская Е. Я. Воспитательные роли кураторов и тьюторов в вузах // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2022. Вып. 5 (223). С. 148156. https://doi.org/10.23951/1609-624X-2022-5-148-156

UNIVERSITY CURATORS AND UNIVERSITY TUTORS

Vyacheslav A. Starodubtsev1, Olga N. Igna2, Elena Ya. Belskaya3

1 3 National Research Tomsk Polytechnic University, Tomsk, Russian Federation

2 Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

1 starodubtsev_v_a@tpu.ru

2 onigna@tspu.edu.ru

3 belpen@tpu.ru

© В. А. Стародубцев, О. Н. Игна, Е. Я. Бельская, 2022

Abstract

Introduction. One of the goals of youth policy in the Russian Federation is the formation of a system of moral and semantic guidelines that can allow us to resist the ideology of extremism, nationalism, manifestations of xenophobia, discrimination and other negative social phenomena. Under the FSES university graduates are required to be able to navigate the socio-political environment, to have their own worldview, ideals and humanistic values, to have the ability to self-develop. Therefore, the active phase of youth education should be continued today beyond school education - in higher education. This requires the reanimation of the educational potential of universities. The main task of educating students at the university falls on the shoulders of curators of academic groups and tutors.

The aim of the article is to compare the educational roles of curators and tutors in higher education.

Material and methods. The material of the study was dissertations and articles in pedagogical periodicals devoted to the study of the activities of curators and tutors of universities, as well as the results of the practical organization of the work of a team of curators in a technical university. The study used the method of contextual analysis of publications and the setting of a pedagogical experiment to identify the effectiveness of the educational work of curators of student groups.

Results and discussion. This article compares the educational roles of curators and tutors in higher education. It is noted that unlike tutors, the professionogram of curators of academic groups is not legally defined, their official duties are regulated by local acts established by universities independently. Comparing the functional responsibilities of tutors and curators shows the commonality of their educational roles, both categories are mentors of young people, implementing informal transfer of knowledge and social experience, providing assistance in personal and professional development. It is determined that the curator of the academic group is an employee of the educational organization from the teaching staff, who provides tutor support and academic guidance to the student group, organizes the educational and extracurricular activities of students with the aim of adaptation, harmonious development, personal and professional development of each student. It is concluded that the full implementation of the activities of academic groups' curators requires the creation of an appropriate system of organizational and methodological support for this activity, including psychological and pedagogical training of academic groups' curators.

Conclusion. It is concluded that for the full implementation of the activities of curators of academic groups at a technical university, it is necessary to create an appropriate system of organizational and methodological support for this activity, including the psychological and pedagogical training of curators.

Keywords: education, higher school, institute of curators, tutors, tutor support

For citation: Starodubtsev V. A., Igna O. N., Belskaya E. Ya. Vospitatel'nye roli kuratorov i t'yutorov v vuzakh [University Curators and University Tutors]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta -Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2022, vol. 5 (223), pp. 148-156 (In Russ.). https://doi. org/10.23951/1609-624X-2022-5-148-156

Введение

В недавно принятом Федеральном законе «О молодежной политике в Российской Федерации» [1] термин «молодежь» определен как «демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно, имеющих гражданство Российской Федерации». Это значит, что нормативно зафиксирован сдвиг возрастной страты в демографии населения нашей страны. В этих рамках период юношеского возраста, как этапа развития личности, был установлен в 1965 г. на симпозиуме Академии педагогических наук СССР: для мужчин - от 17 до 21 года; для женщин - от 16 до 20 лет. Подростковый возраст: для мужчин - от 13 до 16 лет; для женщин - от 12 до 15 лет.

В силу неразрывной связи этапов становления личности человека в современных условиях следует ожидать адекватного сдвига возрастных границ и для этих возрастных групп.

Как отмечено в работе [2], проявлением инфантилизма у части абитуриентов является стремление продлить привычный школьный образ жизни, избежать призыва в Российскую армию, остаться еще на несколько лет на иждивении родителей.

Аналогичные проявления инфантилизма у части выпускников вузов заключаются в желании получения материальных благ сразу и в большом объеме, инертности самостоятельного трудоустройства, несформированности критического мышления и в равнодушии к проблемам общественной жизни.

Одной из целей молодежной политики в нашей стране выступает «формирование системы нравственных и смысловых ориентиров, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, проявлениям ксенофобии, коррупции, дискриминации по признакам социальной, религиозной, расовой, национальной принадлежности и другим негативным социальным явлениям» [1]. Компетенции ФГОС также требуют от выпускников вузов умения обладать собственными гуманистическими ценностями и мировоззренческими идеалами, ориентируясь в социально-политической обстановке, а также способностью к самосовершенствованию, саморазвитию, самостоятельности в принятии решений. Следовательно, активная фаза воспитания должна быть продолжена сегодня за пределы школьного образования в выс-

шую школу. Это требует реанимации воспитательного потенциала университетов и обновления системы воспитания студентов в них. На эти цели направлен Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 304-Ф3 от 31.07.2020

Здесь определенным препятствием становится неумение и нежелание части профессорско-преподавательского состава (ППС) вузов воспитывать «взрослых» людей, особенно когда приоритетной оценкой деятельности ППС стала их публикационная активность в престижных журналах из перечня Scopus и WoS. Например, отмечается недостаточный уровень квалификации кураторов из числа преподавателей, «выключенность» из воспитательного процесса большинства ППС, отсутствие единой системы воспитания обучающихся в инженерном вузе [2]. Это снижает воспитательный потенциал высшего учебного заведения.

Целью работы является сопоставление воспитательных ролей кураторов и тьюторов в высшем образовании и обоснование необходимости системы психолого-педагогической и организационно-методической подготовки кураторов в вузах.

Материал и методы

Традиционным для системы образования России является институт кураторства, призванный реализовать педагогическую поддержку процессов абилитации студентов к новой среде жизнедеятельности и помощи в личностном и профессиональном развитии. В инструкции для кураторов Томского технологического института (утверждена в 1903 году российским императором Николаем II) сказано, что куратор обязан заботиться о материальных, духовных потребностях студентов и выполнять функции наставника во всех областях его учебной и внеучебной активности (URL: http:// portal.tpu.ru:7777/departments/centre/csr/inst_kur/ Tab).

Историческим прецедентом тьюторства в России служит опыт Царскосельского лицея. Как цитируется в [3], «туторская служба лежит в основе всего учебно-воспитательного дела. Сосредоточение возможно большего числа учебных предметов в руках одного тутора и работа одного и того же тутора в классе возможно большее число лет наиболее целесообразны и в педагогическом, и в дидактическом отношениях». Тутор лицея, одновременно являясь преподавателем класса, должен был следить за тем, как ученики выполняют домашние задания, еженедельно анализировать их достижения и составлять план корректирующих мер для неуспевающих, одновременно оказывая индивидуальную поддержку и руководящую помощь ученикам, не мешая самостоятельности, отслежи-

вая посильность и равномерность труда воспитанника.

В настоящее время описание обязанностей тьюторов дано в Квалификационном справочнике (ЕКС) в разделе «Должности работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала». В частности, тьютор «способствует формированию у обучающихся (студентов, слушателей) способности к самостоятельному действию: оказывает помощь в осознании неопределенности наличной ситуации, планировании шагов по достижению образа будущей профессиональной деятельности, ориентации в существующих информационном и образовательном пространствах в контексте поставленной задачи, выстраивании партнерства и взаимодействия с другими обучающимися (студентами, слушателями) и преподавателями, а также для решения своих задач, анализе и переоценке значимости своих результатов и целей. Помогает обучающимся (студентам, слушателям) в построении индивидуальной образовательной траектории: выборе элективных курсов, тем учебно-научного исследования, осуществляет консультации при подготовке к проведению групповых занятий-практикумов (тьюториалов)».

В профессиональном стандарте «Специалист в области воспитания» (http://fgosvo.ru/uploadfiles/ profstandart/01.005.pdf) обобщенной трудовой функцией тьютора, как специалиста в области воспитания, обозначено тьюторское сопровождение обучающихся, трудовые функции регламентированы в двух областях - педагогического сопровождения обучающихся и организации образовательной среды для реализации их индивидуальных образовательных маршрутов, проектной деятельности (в том числе обучающихся с ОВЗ и инвалидностью). Описаны трудовые действия тьютора в этих областях, необходимые ему умения и знания. Хотя в явном виде функции воспитания для тьюторов в данном профстандарте не представлены, общая направленность трудовых действий тьютора оказывает воспитывающее воздействие и может быть отнесена к деятельности всех ППС вузов.

Как следует из работ [4, 5], личностно ориентированный подход для развития личности через выбор и освоение образовательных путей является основным для тьюторского сопровождения.

Подготовка магисторов-тьюторов по образовательной программе «Тьюторство в сфере образования» ведется на кафедре педагогики ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» с 2009 г. [4], появились первые выпуски магистров-тьюторов и в других университетах, например, в Сибирском федеральном университете, Архангельском областном институте открытого образования. Поскольку профессия тьютора не

внесена в перечень профессий преподавательского состава вузов, их появление в штатном расписании представляется проблематичным. Тем не менее поскольку в [4] предлагается магистерский уровень подготовки тьюторов после приобретения ими базового специального (предметного) образования на уровне бакалавриата, принципиальная возможность появления преподавателей-тьюторов в вузах имеется.

В отличие от тьюторов, профессиограмма кураторов нормативно не определена и их должностные обязанности регламентируются местными актами, устанавливаемыми вузами самостоятельно. Как показывают работы [6-10], наблюдается заметная корреляция разработанных в вузах положений и методических указаний по организации института кураторства. Как правило, в положениях предусмотрено оказание организационно-педагогической помощи обучающимся в процессе их адаптации, осуществление индивидуальной и групповой воспитательной работы с ними, содействие созданию и воспитанию коллектива студенческой группы, помощь студентам в самореализации, повышении потенциала и потребности в саморазвитии (интеллектуального, духовного, нравственного), привитие им ценностей и норм корпоративной культуры, патриотического отношения к стране, национального самосознания и т. д.

Эти документы ориентированы на рекомендации Министерства образования и науки РФ («О рекомендациях по организации воспитательного процесса в вузах»: письмо Минобрнауки России от 22.02.2006 № 06-197), предусматривающие направленность на полноценную адаптацию обучающихся младших курсов и оказание содействия в личностном и профессиональном становлении будущих специалистов через реализацию запланированных воспитательных мероприятий, обеспечение реализации задач воспитательной деятельности в группе. Таким образом, воспитательная функция куратора вуза является приоритетной.

Тем не менее в деятельности куратора выделяют также ряд сопутствующих воспитанию функций [11-15]: системно-организационная, диагностическая, социально-адаптационная, имитационная, творческая, коммуникативная, консультативная, информационная, педагогическая, развивающая, посредническая, интеграционная, аналитико-рефлексивная, профессионально-смыслового саморазвития, профессионально-идентификационная, практико-ориентационная, планово-отчетная.

Реализация приведенных функций невозможна без создания вузовской системы воспитательной работы и соответствующей подсистемы психолого-педагогической и организационно-методической подготовки кураторов из числа преподавате-

лей университетов. Недостатками здесь являются отсутствие у большинства кураторов технического вуза профильного педагогического или психологического образования и сложности проведения полноценного повышения квалификации для всех преподавателей-кураторов (в силу большого количества кураторов, их частной сменяемости, нежелания самих кураторов, неготовности к внедрению педагогических инноваций).

Учитывая сложности внедрения профессиональных (дипломированных) тьюторов в вузах, в последнее время в педагогической литературе стали дискутировать содержание тьюторского сопровождения в отличие от педагогического сопровождения обучаемых [3, 4, 16]. Как отмечено в работе [3], педагогическое сопровождение является учебно-воспитательным взаимодействием, в процессе которого обучающийся действует по заранее известным нормам, в то время как педагогу необходимо создать условия для эффективности данных действий.

В тьюторском сопровождении важна направленность на привлечение самого обучающегося к дизайну образовательного процесса, на самостоятельную разработку приемлемых для данного обучающегося средств и способов обучения, которые далее подлежат обсуждению с наставником. Реализуется «образовательная проба» и ее результаты становятся предметом совместного анализа [3].

То есть тьюторское сопровождение «заключается в организации такого образовательного движения, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений (настоящего и прошлого) с интересами и устремлениями (образом будущего). Целью тьюторского сопровождения является полноценная реализация потенциала саморазвития, самоактуализации через образование и удовлетворение потребностей субъекта деятельности» [4], где раскрытие обучающимся возможностей выбора является основной задачей данного сопровождения. Студенты не всегда могут видеть данное поле выборов из-за их недостаточного жизненного опыта и знаний. «Раскрывая такое поле выборов, воспитатель не должен, да и не может скрыть своего оценочного отношения к тому или иному выбору. Следует только избегать слишком однозначных и директивных способов выражения этих оценок, всегда сохраняя за воспитанником право на самостоятельное принятие решения. В противном случае ответственность за любые последствия принятых решений он с себя снимет и переложит на воспитателя» [16].

Здесь же отмечено, что опытный специалист имеет не только специфический набор профессиональных компетенций, но и определенные жизненные установки, собственное мировоззрение, опре-

деленные взгляды на культуру, особенности поведения. Поэтому куратор из числа ППС в большей степени передает, приобщает курируемого студента к культуре. Для развития, передачи и приобщения к культуре необходимо живое общение куратора со студентом.

Результаты и обсуждение

В СССР воспитательную работу в вузах на уровне деканатов организовывали заместители деканов по общественно-политической практике студентов. В их обязанности входили организация мероприятий по:

- гражданско-правовому воспитанию (соблюдение социальных норм и порядка в общежитиях, предупреждение правонарушений и конфликтов, работа групп помощи правоохранительным органам и др.);

- патриотическому воспитанию (вовлечение в ДОСААФ, общества охраны памятников культурного наследия и поисковые отряды, праздничные демонстрации и др.);

- пропаганде здорового образа жизни (спортивные общества, соревнования, отказ от табакокурения и др.);

- трудовому воспитанию (субботники, студенческие трудовые отряды, получение рабочих профессий и др.).

В современных вузах эти функции частично сохранены и актуализированы в работе проректоров по воспитательной работе и подчиненных им подразделений. В частности, можно привести опыт Белорусского государственного университета (БГУ, Республика Беларусь), где была создана система студенческого самоуправления. Данная система содержала различные молодежные общественные организации и комиссии, структуры студенческого самоуправления на уровнях академических групп, курсов и подразделений вуза, например, в 20142015 гг. участниками данной системы в БГУ являлось более 27 500 человек [17]. В Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена разработаны основные концептуальные идеи развития воспитательной работы в вузе [18]. Программы воспитательной работы существуют в Московском государственном университете, Российском государственном технологическом университете, Российском государственном университете нефти и газа, Уральском государственном техническом университете, Пятигорском государственном лингвистическом университете, Московском государственном технологическом университете «Станкин», Петербургском университете путей сообщения и ряде других вузов.

В соответствии с основной целью воспитания студентов в Московском государственном техниче-

ском университете в Концепции воспитательной работы со студентами (https://mkgtu.ru/upload/files/ koncepcija_vr_v_mgtu.pdf) в качестве основных приняты три интегрированных направления: профессионально-трудовое, гражданско-правовое и культурно-эстетическое, нравственное воспитание.

В Положении о кураторе студенческого коллектива Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения (ГУАП) установлено, что выполнение обязанностей куратора академической группы, курса является одной из основных форм воспитательной работы в вузе и что целями работы кураторов являются формирование у студентов социально активной гражданской позиции, развитие их общей культуры, профессионально-трудовых навыков, содействие повышению качества учебно-воспитательного процесса в университете. Принцип воспитывающего обучения в ГУАП предусматривает использование воспитательного потенциала содержания учебных дисциплин образовательных программ (основных и дополнительных) в целях личностного развития обучающихся, формирование у них мотивации к самообразованию, направленность на творческо-практическую внеучебную деятельность [19].

Организация деятельности кураторов в Томском политехническом университете (ТПУ) основывается на педагогике сотрудничества и направлена на решение первостепенной задачи воспитания в вузе - создание оптимальных условий для саморазвития личности студента. Данная деятельность осуществляется на двух уровнях - на уровне вуза и на уровне подразделений (инженерных школ). В компетенцию администраций вуза (подразделений), Центра социальной работы (ЦСР), Психологической службы, Совета кураторов, Студенческого совета входит организация кураторской деятельности и отслеживание качества данной деятельности соответственно на уровне вуза и подразделений.

Развитие личностных и профессиональных компетенций кураторов, повышение и обогащение их опыта осуществляют все структурные подразделения и субъекты реализации организационно-методической системы подготовки кураторов. ЦСР организует курсы повышения квалификации, обучающие семинары, школы кураторов, профессиональные конкурсы мастерства для развития личностных и профессиональных компетенций кураторов. Например, ЦСР ежегодно организует проведение конкурса «Лучший куратор года» между подразделениями, проводит награждение кураторов на университетском уровне (грамоты, премии). Старший куратор подразделения инициирует организацию конкурса «Лучший куратор подразделе-

ния», организацию и проведение заседаний Клуба кураторов, участие в курсах повышения квалификации. Например, основная часть кураторов Инженерной школы энергетики прошли курсы повышения квалификации по воспитательной, кураторской деятельности (85 %), профессиональную переподготовку по программе «Преподаватель высшей школы» (более 50 %) [20].

Основной целью Клуба кураторов ТПУ является объединение деловой активности кураторов, обмен мнениями по вопросам кураторской деятельности, образовательного процесса, интеграция профессионального потенциала кураторов в интересах развития кураторской деятельности, а также повышение профессионального уровня и развитие личностных качеств за счет обмена практическим опытом кураторов и других вопросов, интересующих участников Клуба на данный момент.

Круглый стол по актуальным вопросам кураторской деятельности проводится ежегодно в рамках конференций ТПУ. Тезисы докладов кураторов печатаются в различных сборниках научно-практических конференций. Отмечается положительная динамика участия в круглом столе «Актуальные вопросы кураторской деятельности» кураторов из числа преподавателей и кураторов-студентов (например, в 2014 - 4 доклада, в 2017 - 21 доклад).

В ТПУ, помимо традиционного повышения квалификации кураторов, разработан ряд мероприятий профессиональной направленности для студентов, таких как инженерный кейс для студентов первого курса Инженерной школы энергетики, деловая игра «Energy star» (разработана сектором практик и трудоустройства), интеллектуально-спортивные квесты «Черный ящик» и «Закон Кулона», мастер-классы «Мое резюме», «Карьера и я», профессиональные праздники «Декада энергетика» и другие. Эти мероприятия проводят кураторы академических групп вместе с другими сотрудниками университета [20].

Несколько лет в Интернете функционирует блог «Кураторский час» (http://kurshas.blogspot.com/). Организационно-методические материалы, расположенные в блоге, помогают кураторам академических групп при подготовке к занятиям с группой. Отмечается положительная динамика просмотров страниц блога для кураторов, начиная с 2014 г. Например, среднее количество просмотров блога -50, наибольшее количество просмотров в день -807, за весь период - 34 802. Наибольший интерес к просмотру страниц блога отмечается у пользователей России (23,2 тыс.). Надо отметить, что пользователи Казахстана, Украины, Белоруссии и США также проявляют интерес к блогу кураторской деятельности. Можно констатировать, что блог стал постоянно действующим сервисом повышения

квалификации кураторов ТПУ и других организаций [21].

Электронные учебник «Коммуникативные тренинги как форма кураторских часов» и пособия «Шпаргалка начинающего тренера», «Справочник куратора академической группы 1 курса», разработанные в ТПУ, содержат необходимую информацию для кураторов, теоретический материал и сценарии коммуникативных тренингов на такие темы, как знакомство, создание коллектива, тайм-менеджмент, целеполагание и т. д. Данные пособия располагаются на страничке блога, и кураторы академических групп имеют постоянный доступ к ним через мобильный интернет.

На странице блога «Галерея почета» размещены фотографии преподавателей-кураторов и студентов-кураторов, участвующих в творческом конкурсе, имеющих звание «Лучший куратор», «Лучший студент-куратор», как на уровне подразделения, так и на уровне вуза.

Сетевое сообщество «Студенты-кураторы ЭНИН» начало свою деятельность в социальной сети «ВКонтакте» в 2013 г. с развитием студенческого кураторства в подразделении вуза. Участниками данного сообщества являются не только студенты-кураторы, но и кураторы из числа преподавателей. Сообщество содержит записи о мероприятиях, ссылки на другие сообщества и файлы по кураторской деятельности, фотоальбомы и видеофильмы с мероприятий, проводимых студентами-кураторами совместно с группами первокурсников.

Проведенные опросы студентов Инженерной школы энергетики (ранее ЭНИН) показывают достаточную результативность воспитательной деятельности кураторов. Студенты 1-го и 2-го курсов (85 %) считают, что в группе необходим куратор. Студенты готовы к нему обратиться в первую очередь в случае возникновения проблем (44 % - 1-й курс и 55 % - 2-й курс). Студенты отметили, что чувствуют внимательное отношение и заинтересованность куратора (65 % - 1-й курс и 54 % - 2-й курс), положительно оценивают его помощь в развитии компетенций (65 %), самореализации (62 %), определении образовательной траектории (61 %), адаптации (57 %), приобщении к корпоративным ценностям ТПУ (56 %), а также активное вовлечение во внеучебную жизнь вуза (61 %) [21].

Участники опроса также выделили интересные темы часов куратора, такие как будущая профессия (60 %), возможность самореализации (51 %), успеваемость (39 %), тайм-менеджмент (38 %), толерантность, культура поведения, здоровый образ жизни (от 15 до 21 %). Им интересны часы куратора в форме тренингов (68 %) и экскурсий (58 %).

Студенты отметили разнообразие форм деятельности кураторов, регулярность и полезность

проведения часа куратора, сохранность контингента кураторов (более 60 %), системную деятельность сетевого сообщества «Студенты-кураторы». Анализ показателей деятельности кураторов академических групп показал положительную динамику роста уровня адаптации и мотивации студентов к обучению, рост уровня академической успеваемости в группах лучших кураторов, увеличение публикационной активности кураторов по темам их деятельности, активное участие в круглом столе кураторов. В целом опросы подтвердили необходимость усиления воспитательной работы в техническом университете.

Заключение

Куратор академической группы - это сотрудник из числа профессорско-преподавательского состава образовательной организации, осуществляющий тьюторское сопровождение и академическое руководство студенческой группой, организующий образовательную и внеучебную деятельность обучаемых в целях адаптации, гармоничного развития, личностного и профессионального становления каждого обучающегося.

Кураторы вузов являются проводниками государственной политики в сфере патриотического воспитания, формирования активной гражданской позиции, уважительного отношения к историко-культурным традициям и их преемственности, сохранения и развития национальной культуры, меж-

конфессионального согласия, противодействия проявлениям экстремизма, содействия молодежи в добровольческой (волонтерской) деятельности.

В контексте усиления роли воспитания и социализации нового поколения студентов в вузах возникала инновационная задача подготовки кураторов к тьюторскому сопровождению образовательного процесса. Поэтому система организационно-методической подготовки корпуса кураторов в вузах должна совершенствоваться на принципах аксиоло-гичности, гуманитарной и профессиональной направленности, многоаспектности и легитимности.

Образовательное пространство школ, сузов и вузов обогатилось ресурсами глобальной информационно-коммуникационной сети, включая социальные сети и медиа. В системе подготовки кураторов студенческих групп имеет смысл использовать эти новые возможности для неформального повышения их квалификации, тиражирования опыта деятельности и профессионально-личностного развития.

Эффективность воспитательного процесса, реализуемого кураторами академических групп, определяется личностной и профессиональной компетентностью куратора, его готовностью к самообразованию и самосовершенствованию, системным подходом к повышению психолого-педагогической подготовки кураторов, содержательным организационно-методическим сопровождением их деятельности.

Список источников

1. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации». URL: https:// rg.ru/2021/01/11/molodez-dok.html (дата обращения 25.06.2021).

2. Трушников Д. Ю. Система воспитания инженерных кадров в условиях университетского комплекса. Тюмень. 2009. URL: http://lit.lib.rU/t/trushnikow_d_j/sistemawospitanijainzhenernyhkadrowhtm.shtml (дата обращения 25.06.2021).

3. Шрамко Н. В. Основы тьюторства: курс лекций: учебное пособие для студентов высших учебных заведений; Уральский гос. пед. ун-т. Екатеринбург: 2018. URL: http://elar.uspu.rU/bitstream/uspu/10144/1/uch00274.pdf (дата обращения 25.06.2021).

4. Ковалева Т. М., Кобыща Е. И., Попова (Смолик) С. Ю. Профессия «тьютор». Москва; Тверь: СФК-офис, 2012. 246 с.

5. Гедгафова Л. М. Тьюторское сопровождение студентов высших учебных заведений: сравнительный анализ зарубежной и российской практики: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Владикавказ, 2014. 22 с.

6. Гафурова Н. В., Бугаева Т. П. Воспитательный процесс в вузе как система // Высшее образование в России. 2009. № 6. С. 102-106.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Резниченко М. Г. Проектирование воспитательного пространства в практике высшей школы // Высшее образование в России. 2009. № 8. С. 151-154.

8. Макарова В. Н. Воспитательный процесс в современном вузе: проблемы и пути их решения // Ученые записки Орловского гос. ун-та. 2015. № 2 (65). С. 280-285.

9. Рогалева Г. И. Опыт работы вузов в организации воспитательной деятельности // Вестник Бурятского гос. ун-та. 2012. № 1. С. 228-234.

10. Зимина Е. В., Могутнов В. П., Смирнова В. М. Институт кураторства в инновационном вузе: учебное пособие. Н. Новгород: НГТУ им. Р. Е. Алексеева, 2015. 194 с.

11. Бугаева Т. П. Деятельность куратора в современном вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Новокузнецк, 2010. 26 с.

12. Ерошенкова Е. И. Формирование профессионально-ценностной установки будущего учителя в деятельности куратора студенческой группы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Белгород, 2008. 26 с.

13. Акутина С. П., Щелина Т. Т. Современные модели кураторства в высшем образовании // Вестник Нижегородского ун-та им. Н. М. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2016. № 1 (41). С. 173-178.

14. Исаев И. Ф., Ерошенкова Е. И. Воспитательный функционал кураторской деятельности в организациях высшего образования // Наука. Теория. Практика. 2015. № 2. С. 14-18.

15. Стародубцев В. А. Практико-центрированное обучение в высшей школе // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 5. С. 75-87.

16. Столяренко Л. Д. Психология и педагогика. URL: https://studme.org/47018/psihologiya/vospitanie_vuze (дата обращения: 25.06.2021).

17. Жук О. Л., Богомазов А. П. Теоретико-методические основы воспитания студентов в современном университете // Вышэйшая школа. 2014. № 6. С. 3-8.

18. Богданова Р. У Инновации в воспитании студентов высших учебных заведений: метод. пособие. СПб.: Центр информатизации образования КИО, 2008. Вып. 9. 87 с.

19. Платова Е. Э., Сафин Ф. Ю., Фортунатов В. В. Воспитание студентов в современных условиях: проблемы и пути их решения / под ред. проф. А. А. Оводенко; ГУАП. СПб., 2006. 112 с.

20. Бельская Е. Я. Система организационно-методического сопровождения деятельности кураторов академических групп в техническом университете: дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2021. 214 с.

21. Belskaya E., Moldovanova E., Rozhkova S., Tsvetkova O., Chervach M. University Smart Guidance Counselling // Smart Innovation, Systems and Technologies. 2016. Vol. 59. P. 39-49. URL: http://dx.doi.org/10.1007/978-3-319-39690-3_4 (дата обращения 25.06.2021).

References

1. Federal'nyy zakon ot 30 dekabrya 2020 g. № 489-FZ "O molodezhnoy politike v Rossiyskoy Federatsii" [Federal Law of December 30, 2020 No. 489-FZ "On Youth Policy in the Russian Federation"] (in Russian). URL: https://rg.ru/2021/01/11/ molodez-dok.html (accessed 25 June 2021).

2. Trushnikov D. Yu. Sistema vospitaniya inzhenernykh kadrov v usloviyakh universitetskogo kompleksa [The system of education of engineering personnel in the conditions of the university complex]. Tyumen, 2009 (in Russian). URL: http://lit.lib.ru/tZ trushnikow_d_j/sistemawospitanijainzhenernyhkadrowhtm.shtml (accessed 25 June 2021).

3. Shramko N. V. Osnovy t'yutorstva: kurs lektsiy: uchebnoye posobiye dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy [Basics of tutoring: a course of lectures: study guide for students of higher educational institutions]. Ekaterinburg, 2018 (in Russian). URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/10144/1/uch00274.pdf (accessed 25 June 2021).

4. Kovaleva T. M., Kobyshcha E. I., Popova (Smolik) S. Yu. (2012). Professiya "t'yutor" [The profession "tutor"]. Moscow; Tverm, SFK-office Publ., 2012. 246 p. (in Russian).

5. Gedgafova L. M. T'yutorskoye soprovozhdeniye studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy: sravnitel'nyy analiz zarubezhnoy i rossiyskoy praktiki. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Tutor support of students of higher educational institutions: a comparative analysis of foreign and Russian practice. Abstrct of thesis cand. ped. sci.]. Vladikavkaz, 2014. 22 p. (in Russian).

6. Gafurova N. V., Bugaeva T. P. Vospitatel'nyy protsess v vuze kak sistema [System approach to pedagogical process]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii - Higher Education in Russia, 2009, no. 6, pp. 102-106 (in Russian).

7. Reznichenko M. G. Proektirovaniye vospitatel'nogo prostranstva v praktike vysshey shkoly [Designing educational space in the practice of higher education]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii - Higher Education in Russia, 2009, no. 8, pp. 151-154 (in Russian).

8. Makarova V. N. Vospitatel'nyy protsess v sovremennom vuze: problemy i puti ikh resheniya [Upbringing process in a modern university: problems and solutions]. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta - Scientific notes of Orel State University, 22015, no. 2(65), pp. 280-285 (in Russian).

9. Rogaleva G. I. Opyt raboty vuzov v organizacii vospitatel'noj deyatel'nosti [Experience in educational work of universities]. VestnikBuryatskogo gosudarstvennogo universiteta - BSUBulletin, 2012, no. 1.1, pp. 228-234 (in Russian).

10. Zimina E. V., Mogutnov V. P., Smirnova V. M. Institut kuratorstva v innovatsionnom vuze: uchebnoye posobiye [Institute of curatorship in an innovative university: study duide]. Nizhny Novgorod, NNSTU named after R. E. Alekseev Publ., 2015. 194 p. (in Russian).

11. Bugayeva T. P. Deyatel'nost' kuratora v sovremennom vuze. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Curator's activities in a modern university. Abstract of thesis cand. ped. sci.]. Novokuznetsk, 2010. 26 p. (in Russian).

12. Eroshenkova E. I. Formirovaniye professional'no-tsennostnoy ustanovki budushchego uchitelya v deyatel'nosti kuratora studencheskoy gruppy. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Formation of the professional-value attitude of the future teacher in the activities of the student group curator. Abstract of thesis cand. ped. sci.]. Belgorod, 2008. 26 p. (in Russian).

13. Akutina S. P., Shchelina T. T. Sovremennye modeli kuratorstva v vysshem obrazovanii [New models of tutorship in higher education]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. M. Lobachevskogo. Seriya: Sotsial'nye nauki - Vestnik of Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod. Social Sciences, 2016, no. 1(41), pp. 173-178 (in Russian).

14. Isaev I. F., Eroshenkova E. I. Vospitatel'nyy funktsional kuratorskoy deyatel'nosti v organizatsiyakh vysshego obrazovaniya [Upbringing functional curatorial activities in the organization of higher education]. Nauka. Teoriya. Praktika - Science. Theory. Practice, 2015, no. 2, pp. 14-18 (in Russian).

15. Starodubtsev V. A. Praktiko-tsentrirovannoye obucheniye v vysshey shkole [Practice-centered education in higher school]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii - Higher Education in Russia, 2021, vol. 30, no. 5, pp. 75-87 (in Russian).

16. Stolyarenko L. D. Psikhologiya ipedagogika [Psychology and pedagogy]. URL: https-studme-org-47018-psihologiya-vospitanie-vuze (in Russian).

17. Zhuk O. L., Bogomazov A. P. Teoretiko-metodicheskiye osnovy vospitaniya studentov v sovremennom universitete [Theoretical and methodological foundations of student education at a modern university]. Vysheyshaya shkola, 2014, no. 6, pp. 3-8 (in Russian).

18. Bogdanova R. U. Innovatsii v vospitanii studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy: metodicheskoye posobiye [Innovations in education of students of higher educational institutions: study guide]. Issue 9. Saint Petersburg, Center for Informatization of Education KIO Publ., 2008. 87 p. (in Russian).

19. Platova E. E., Safin F. Yu., Fortunatov V. V. Vospitaniye studentov v sovremennykh usloviyakh: problemy i puti ikh resheniya [Education of students in modern conditions: problems and ways to solve them]. Ed. A. A. Ovodenko. Saint Petersburg, GUAP Publ., 2006. 112 p. (in Russian).

20. Bel'skaya E. Ya. Sistema organizatsionno-metodicheskogo soprovozhdeniya deyatel'nosti kuratorov akademicheskikh grupp v tekhnicheskom universitete. Dis. kand ped. nauk [The system of organizational and methodological support for the activities of curators of academic groups at a technical university. Diss. cand. ped. sci.]. Tomsk, 2021. 214 p. (in Russian).

21. Belskaya E., Moldovanova E., Rozhkova S., Tsvetkova O., Chervach M. University Smart Guidance Counselling. Smart Innovation, Systems and Technologies, 2016, vol. 59, pp. 39-49. URL: http://dx.doi.org/10.1007/978-3-319-39690-3_4 (accessed 25 June 2021).

Информация об авторах

Стародубцев В. А., доктор педагогических наук, профессор, профессор учебно-научного центра «Организация и технологии высшего профессионального образования», Национальный исследовательский Томский политехнический университет (пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050).

Игна О. Н., доктор педагогических наук, доцент, профессор, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061).

Бельская Е. Я., кандидат педагогических наук, ведущий эксперт управления проректора по образовательной деятельности, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, (пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050).

Information about the authors

Starodubtsev V. A., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, National Research Tomsk Polytechnic University (pr. Lenina, 30, Tomsk, Russian Federation, 634050).

Igna O. N., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061).

Belskaya E. Ya., Candidate of Pedagogical Sciences, National Research Tomsk Polytechnic University (pr. Lenina, 30, Tomsk, Russian Federation, 634050).

Статья поступила в редакцию 28.02.2022; принята к публикации 01.08.2022 The article was submitted 28.02.2022; accepted for publication 01.08.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.