Научная статья на тему 'ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ'

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ / ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аббасова Левиза Иловиевна

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирование профессиональной мобильности воспитателей в процессе повышения квалификации. В статье получены результаты экспериментального исследования профессиональной мобильности воспитателей, описаны уровни (высокий, средний, низкий) сформированности профессиональной мобильности воспитателей в процессе повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL STUDY OF PROFESSIONAL MOBILITY OF EDUCATORS IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT

The article is devoted to the current problem of the formation of professional mobility of educators in the process of professional development. The article presents the results of an experimental study of the professional mobility of educators, describes the levels (high, medium, low) of the formation of professional mobility of educators in the process of professional development.

Текст научной работы на тему «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ»

практикующих педагогов. Респонденты экспериментальной группы отмечали необходимость регулярного освоения новых компетенций, необходимых для педагогической деятельности, что особенно актуально в период пандемии. Также они подтвердили эффективность прохождения курсов для повышения их уровня профессиональной мобильности.

Литература:

1. Загвязинский, В.И. Педагогическая инноватика: проблемы стратегии и тактики: монография / В.И. Загвязинский, Т.А. Строкова. - Тюмень, 2011. - 176 с.

2. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / Э.Ф. Зеер // Образование и наука. - 2004. - №3. - С. 42-53

3. Соловей, Л.Б. Развитие личностных качеств и профессиональных компетенций воспитателей ДОУ в системе повышения квалификации / Л.Б. Соловей // Образование и саморазвитие. - 2014. - №1 (39) - С. 153-156

4. Штанько, И.В. Модель индивидуальной образовательной траектории профессионального совершенствования педагога в условиях модернизации образования / И.В. Штанько // Вестник ЯрГУ. Серия Гуманитарные науки. - 2012. - № 2. - С. 70-75

5. Щербаков, А.В. Потенциал профессиональной общности в развитии педагога как воспитателя в условиях повышения квалификации / А.В. Щербаков, К.С. Задорин // Современное педагогическое образование. - 2019. - № 9. - С. 72-78

6. Чеховских, О.Г. Условия формирования профессиональной мобильности воспитателей ДОУ / О.Г. Чеховских // Непрерывное профессиональное образование в XXI веке: материалы международной научно-метод. конф. 26-28 июня 2008 г. - Москва; Самара: МГЛУ, 2008. - С. 310-314

Педагогика

УДК 371

доцент кафедры дошкольного образования и педагогики Аббасова Левиза Иловиевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ В

ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирование профессиональной мобильности воспитателей в процессе повышения квалификации. В статье получены результаты экспериментального исследования профессиональной мобильности воспитателей, описаны уровни (высокий, средний, низкий) сформированности профессиональной мобильности воспитателей в процессе повышения квалификации.

Ключевые слова: компетентность, воспитатель, формирование профессиональной мобильности, повышения квалификации, дошкольная образовательная организация.

Annotation. The article is devoted to the current problem of the formation of professional mobility of educators in the process of professional development. The article presents the results of an experimental study of the professional mobility of educators, describes the levels (high, medium, low) of the formation of professional mobility of educators in the process of professional development.

Key words: competence, educator, formation of professional mobility, professional development, preschool educational organization.

Введение. Дошкольное образование претерпевает изменения, которые будут продолжаться, и образование чутко реагирует на социальные факторы, которые становятся все более динамичными в современном обществе. Для того чтобы реализовать себя в профессии и чувствовать себя комфортно в обществе, чтобы быть востребованным на рынке труда, нужно быстро адаптироваться к условиям труда и быть готовым к новым веяниям в общественной и профессиональной деятельности. Профессиональная мобильность педагогов дошкольной становится необходимым условием в дошкольной образовательной организации, позволяющим им быстро адаптироваться к изменениям содержания своей профессиональной деятельности. Важность поиска путей подготовки педагогов к профессиональной мобильности в учреждениях дошкольного образования делает эту проблему одной из самых значимых.

В работах отражены проблемы повышения квалификации педагогов образовательными нашли свое отражение в работах Л.А. Амирова [1], Е.Н. Герасимова [2], Л.В. Горюнова [4], Л.В. Поздняк [8].

Так, по мнению П.А. Сорокина: «мобильность - любой переход индивида или социального объекта (ценности), т.е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую» [9].

Рассматривая понятие мобильности с точки зрения трудового аспекта и общественного развития Л.В. Горюнова выделяет профессиональную мобильность как готовность человека к трудовой карьере. Ею отмечается, что профессиональная мобильность квалифицированного рабочего - это качество личности, необходимое для успешной жизнедеятельности личности в современном обществе, которое проявляется в работе и обеспечивает самоопределение, самореализацию в жизни и профессии через сформированность ключевых компетенций и ключевых квалификаций и стремлении личности изменить только себя, но и профессиональное поле и жизненную среду [3].

Изложение основного материала статьи. Профессиональная мобильность предполагает готовность квалифицированного рабочего до изменения выполняемых профессиональных задач, к изменению рабочего места, способность быстро осваивать новые виды работ, новые специальности. Системообразующим фактором подготовки современного квалифицированного рабочего является его подготовка к профессиональной компетентности. Определены следующие критерии и показатели, которые основаны на работах Л.А. Амировой [1], И.А. Карпачева [5], О.Г. Чеховских [10]:

- мотивационно-ценностный: сформированность положительного отношения к избранной профессиональной деятельности - профессии воспитателя; профессиональная мотивация к карьерному росту, мотивация самореализации, достижения успеха; стремление к рефлексии, переосмыслению личного и профессионального опыта; желание непрерывно повышать свою квалификацию;

- когнитивный: знание функционально-педагогических возможностей современных технологий, применяемых в профессиональной деятельности; владение ключевыми педагогическими компетенциями; знание особенностей использования современных программных продуктов и пакетов прикладных программ в профессиональной деятельности;

- деятельностный: целеполагание, адаптивность (быстрое переключение с одного вида деятельности на другой, моделирование и проектирование собственной деятельности в измененяющихся условиях); активность в профессиональной

деятельности (участие в различных мероприятиях, конкурсах, курсах повышения квалификации), творческий подход к решению профессиональных задач; способность осваивать новые формы компетенций, необходимых для педагогической деятельности.

В соответствии с данным диагностическим инструментарием общий уровень сформированности профессиональной мобильности воспитателей ДОУ определялся по трем уровням.

Высокий уровень характеризуется сформированностью положительного отношения к избранной профессиональной деятельности - профессии воспитателя; обладанием устойчивой профессиональной мотивации к карьерному росту, стремлению к самореализации, достижению успеха; проведением рефлексии, переосмысления личного и профессионального опыта; желанием непрерывно повышать свою квалификацию. Такие воспитатели знают функционально-педагогические возможности современных технологий, применяемых в профессиональной деятельности; владеют ключевыми педагогическими компетенциями; знают особенности использования современных программных продуктов и пакетов прикладных программ в профессиональной деятельности. Эти педагоги адаптивны, умеют быстро переключаться с одного вида деятельности на другой; проявляют активность в профессиональной деятельности, участвуя в различных мероприятиях, конкурсах, курсах повышения квалификации, используют творческий подход к решению профессиональных задач; способны осваивать новые формы компетенций, необходимые для педагогической деятельности.

Средний уровень характеризуется неустойчивым отношением к избранной профессиональной деятельности -профессии воспитателя; обладанием слабой профессиональной мотивацией к карьерному росту, стремлению к самореализации в профессии, достижению успеха; ситуативным проведением рефлексии, переосмысления личного и профессионального опыта; не устойчивым желанием повышать свою квалификацию. Такие воспитатели владеют базовыми ключевыми педагогическими компетенциями, знают функционально-педагогические возможности современных технологий, но не применяют их в профессиональной деятельности; знают особенности использования современных программных продуктов и пакетов прикладных программ в профессиональной деятельности, но зачастую ими не пользуются. Эти педагоги не всегда могут проявлять адаптивность, с трудом переключаясь с одного вида деятельности на другой; часто избегают активности в профессиональной деятельности, испытывая страх от участия в различных мероприятиях, конкурсах, курсах повышения квалификации, редко используют творческий подход к решению профессиональных задач; способны осваивать новые формы компетенций, необходимые для педагогической деятельности, но не проявляют инициативности.

Низкий уровень характеризуется отрицательным отношением к избранной профессиональной деятельности -профессии воспитателя; отсутствием профессиональной мотивации к карьерному росту, стремления к самореализации в профессии, достижению успеха; не желанием рефлексировать, переосмысляя личный и профессиональный опыт; отсутствием желания повышать свою квалификацию. Такие воспитатели не знают функционально-педагогические возможности современных технологий, применяемых в профессиональной деятельности; владеют фрагментарными знаниями и ключевыми педагогическими компетенциями; не знают особенности использования современных программных продуктов и пакетов прикладных программ в профессиональной деятельности. Эти педагоги не адаптивны, не умеют быстро переключаться с одного вида деятельности на другой; не проявляют активность в профессиональной деятельности, не желая участвовать в различных мероприятиях, конкурсах, курсах повышения квалификации, не используют творческий подход к решению профессиональных задач; не желают осваивать новые формы компетенций, необходимые для педагогической деятельности. Для определения степени сформированности положительного отношения к избранной профессиональной деятельности была использована методика В.М. Снеткова «Диагностика привлекательности труда». Воспитателям был предложен опросник, содержащий 56 различных утверждений о разных аспектах трудовой деятельности. Каждое из утверждений необходимо было оценить в баллах от 1 до 10. На вопросы методики нужно было ответить дважды, заполнив 2 бланка с ответами: в первом, оценивая данные суждения относительно своей профессии воспитателя.

В целом методика показала, что большая часть педагогов ориентирована на материальное и социальное обеспечение условий труда, не придавая особого значения личностному развитию, а также развитию всего педагогического коллектива. Для уточнения результатов предыдущей методики была проведена беседа с педагогами. Цель беседы: определить профессиональную мотивацию воспитателей к карьерному росту, их стремление к рефлексии, желанию повышать свою квалификацию.

В целом методика показала, что большая часть педагогов ориентирована на материальное и социальное обеспечение условий труда, не придавая особого значения личностному развитию, а также развитию всего педагогического коллектива. Для уточнения результатов предыдущей методики была проведена беседа с педагогами. Цель беседы: определить профессиональную мотивацию воспитателей к карьерному росту, их стремление к рефлексии, желанию повышать свою квалификацию.

Анализируя результаты беседы, было выявлено, что большая часть педагогов Группы А - 8 человек имеют стаж работы 5-10 лет, но также есть и более опытные воспитатели, со стажем работы более 10 лет (4 воспитателя) и стажем работы менее 5 лет (5 воспитателей). У воспитателей этого образовательного учреждения нет педагогов уровень квалификации, которых, соответствует требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационной категории, 6 воспитателей подтвердили соответствие занимаемой должности. В группе Б - 7 человек имеют стаж работы 5-10 лет, со стажем работы более 10 лет - 6 воспитателей и стажем работы менее 5 лет - 2 воспитателей. У 2 воспитателей уровень квалификации соответствует требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории, 2 воспитателей готовятся к предстоящей аттестации, 5 воспитателей подтвердили соответствие занимаемой должности. Только 12% опрошенных полностью профессионально удовлетворяются в процессе работы с детьми, около 48 % не видят возможностей карьерного роста, 35 % воспитателей хотят сменить работу, потому что не справляются с новой системой дошкольного образования. 5 % опрошенных не смогли ответить на вопрос.

Треть педагогов считают, что выбрали не ту профессию, но не видят других возможностей для трудоустройства. Результаты исследования свидетельствуют о том, что педагоги ощущают потребность знать о сущности и значении профессиональной мобильности, хотели бы иметь возможность опережать личностное и профессиональное развитие. Среди наиболее предпочитаемых форм повышения квалификации самообразование было выбрано 26% воспитателей; методические формы (семинар-практикум, методический час, творческая группа и т.п.) - 58% воспитателей; курсы повышения квалификации предпочитают лишь 16% воспитателей. Обобщая результаты, полученные в ходе беседы, был сделан вывод, что половина воспитателей не видят возможностей для своего профессионального и карьерного роста, несмотря на то, что не в полной мере удовлетворены выбором профессии. Также педагоги нуждаются в разъяснении сущности понятия профессиональной мобильности, ее роли в профессиональной деятельности. Беседа показала, что воспитатели недооценивают и избегают курсов повышения квалификации, требующих от них активности и инициативности, предпочитая быть пассивными участниками методических форм повышения квалификации,

используемыми в дошкольной образовательной организации. В процентном соотношении общий уровень профессиональной мобильности воспитателей по мотивационно-ценностному критерию представлен в таблице 1.

Таблица 1

Уровни сформированности профессиональной мобильности воспитателей (в %)

Уровни Группа А Группа Б

кол-во воспитателей % кол-во воспитателей %

Высокий 1 6,3 1 6,7

Средний 4 25,0 5 33,3

Низкий 11 68,7 9 60,0

Всего педагогов 16 100 15 100

В соответствии с полученными данными отметим, что высокий уровень профессиональной мобильности в педагогическом коллективе имеют 6,3% воспитателей в группе А и 6,7% - в группе Б. Средний уровень - 25,0% воспитателей в группе А и 33,3% - в группе Б. Низкий уровень - 68,7% воспитателей в группе А и 60,0% - в группе Б. Из полученных данных следует вывод, что большинство воспитателей в группах А и Б имеют средний уровень профессиональной мобильности. Дальнейшей работой было определение контрольной и экспериментальной групп. В качестве экспериментальной группы был выбран педагогический коллектив группы А, чьи результаты хоть и не значительно, но все же были ниже, соответственно контрольной группой выступил педагогический коллектив группы Б.

Выводы. Таким образом, говоря о сформированности профессиональной мобильности в педагогическом коллективе образовательной организации, мы пришли к выводу, что у большинства воспитателей она на низком уровне. В целом воспитатели обеих групп характеризуются слабой профессиональной мотивацией к карьерному росту, стремлению к самореализации в профессии. Несмотря на то, что многие воспитатели владеют базовыми ключевыми педагогическими компетенциями, знают функционально-педагогические возможности современных технологий. Воспитателям сложно адаптироваться к требованиям стандартов дошкольного образования; часто избегают активности в своей профессиональной деятельности, не используют возможности курсов повышения квалификации для повышения уровня своей профессиональной мобильности.

Литература:

1. Амирова, Л.А. Развитие профессиональной мобильности педагога в пространстве его личностной самореализации / Л.А. Амирова. - Уфа: Восточный университет, 2006. - 460 с.

2. Герасимова, Е.Н. Профессиональная мобильность педагога: Монография / Е.Н. Герасимова, М.А. Захарова, И.А. Карпачева. - Елец: Издательство: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2017. - 183 с.

3. Горюнова, Л.В. Научно-педагогические проблемы развития профессиональной мобильности специалиста / Л.В. Горюнова. - Ростов н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 2005. - 148 с.

4. Горюнова, Т.М. Развитие профессиональной мобильности будущего специалиста дошкольного образования / Т.М. Горюнова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2009. - № 2 (3). - С. 126-129

5. Карпачева, И.А. Факторы развития профессиональной мобильности учителя / И.А. Карпачева // Казанский педагогический журнал. - 2015. - №6. - С. 279-282

6. Махкамова, М.Ю. О проблемах совершенствования системы подготовки воспитателей дошкольных образовательных учреждений / М.Ю. Махкамова // Бюллетень науки и практики. - 2019. - № 12. - С. 397-400

7. Мильковская, И.Ю. Исследование профессиональной мобильности педагогов дошкольной образовательной организации / И.Ю. Мильковская // Вестник ВИЭПП. - 2019. - № 1. - С. 36-40

8. Поздняк, Л.В. Теоретические основы управления современным дошкольным образовательным учреждением / Л.В. Поздняк // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2006. - № 3. - С. 8-18

9. Сорокин, П.А. Главные тенденции нашего времени / П.А. Сорокин. - М.: Наука, 1997, - 126 с.

10. Чеховских, О.Г. Курсы повышения квалификации как средство формирования профессиональной мобильности воспитателей дошкольных образовательных учреждений / О.Г. Чеховских // Вестник СамГУ, 2011. - №4 (85). - С. 233-239

Педагогика

УДК 378

доктор философских наук, профессор кафедры педагогики и психологии Абиева Эльмира Гаджибалаевна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» Минздрава РФ (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Хаджиалиев Курбан Идрисович

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» Минздрава РФ (г. Махачкала)

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ

Аннотация. Обоснована актуальность воспитательного процесса в вузе. Проанализирована рабочая программа воспитания, в которой отражены приоритетные направления и виды воспитательной деятельности вуза. В исследовании дан анализ мнения студентов и проведена первичная диагностика организации воспитательной работы в университете. Сделан вывод о том, что основная часть опрошенных студентов знает, что в ДГМУ имеется система управления воспитательной работой. Полученные результаты также свидетельствуют о достаточно полной информированности студентов ДГМУ о работе органов студенческого самоуправления в университете и их активном участии в организации воспитательной работы, в реализации программы воспитания в вузе.

Ключевые слова: воспитание, воспитательный процесс, программа воспитания, студенческое самоуправление. Annotation. The relevance of the educational process at the university is substantiated. The work program of education is analyzed, which reflects the priority directions and types of educational activities of the university. The study analyzes the opinion of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.