Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ - ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ЦИФРОВОГО ПРОФИЛЯ СТУДЕНТА'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ - ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ЦИФРОВОГО ПРОФИЛЯ СТУДЕНТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
291
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВОЙ ПРОФИЛЬ / ЦИФРОВОЙ СЛЕД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коландария Е. М.

Статья посвящена результатам теоретических исследований в области цифрового профиля студента, рассмотрена его содержательная часть, указаны положительные стороны его наличия у студентов. В качестве необходимого элемента цифрового профиля выделена профессиональная мобильность будущего выпускника, указаны ее составляющие. Представлены промежуточные результаты эксперимента по формированию цифрового профиля студента с учетом профессиональной мобильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коландария Е. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL MOBILITY AS ONE OF THE ASPECTS OF A STUDENT’S DIGITAL PROFILE

The article is devoted to the results of theoretical research in the field of a student’s digital profile, its content is considered, the positive aspects of a student’s possessing it are indicated. Professional mobility of the future graduate is highlighted as an essential element of the digital profile, its components are indicated. The article presents the results of an experiment for the formation of a student’s digital profile, taking into account their professional mobility.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ - ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ЦИФРОВОГО ПРОФИЛЯ СТУДЕНТА»

УДК 37.013 ББК 74.4

DOI: 10.31862/1819-463X-2022-2-58-64

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ -ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ЦИФРОВОГО ПРОФИЛЯ СТУДЕНТА

Е. М. Коландария

Аннотация. Статья посвящена результатам теоретических исследований в области цифрового профиля студента, рассмотрена его содержательная часть, указаны положительные стороны его наличия у студентов. В качестве необходимого элемента цифрового профиля выделена профессиональная мобильность будущего выпускника, указаны ее составляющие. Представлены промежуточные результаты эксперимента по формированию цифрового профиля студента с учетом профессиональной мобильности.

Ключевые слова: цифровизация, цифровой профиль, цифровой след, профессиональная мобильность, компоненты профессиональной мобильности.

Для цитирования: Коландария Е. М. Профессиональная мобильность - один из аспектов цифрового профиля студента // Наука и школа. 2022. № 2. С. 58-64. DOI: 10.31862/1819-463Х-2022-2-58-64.

PROFESSIONAL MOBILITY AS ONE OF THE ASPECTS OF A STUDENT'S DIGITAL PROFILE

E. M. Kolandariya

Abstract. The article is devoted to the results of theoretical research in the field of a student's digital profile, its content is considered, the positive aspects of a student's possessing it are indicated. Professional mobility of the future graduate is highlighted as an essential element of the digital profile, its components are indicated. The article presents the results of an experiment for the formation of a student's digital profile, taking into account their professional mobility.

© Коландария Е. М., 2022

■SSL-®-

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

Keywords: digitization, digital profile, digital footprint, professional mobility, professional mobility components.

Cite as: Kolandariya E. M. Professional mobility as one of the aspects of a student's digital profile. Nauka i shkola. 2022, No. 2, pp. 58-64. DOI: 10.31862/1819-463X-2022-2-58-64.

Человечество семимильными шагами движется в будущее, где цифрови-зация и компьютеризация занимают лидирующие положение.

Цифровизация и компьютеризация в глобальном плане представляет собой концепцию экономической деятельности, основанной на цифровых технологиях, внедряемых в разные сферы жизни и производства. Очень активно этот процесс проходит в настоящее время и в сфере высшего образования.

В ноябре 2020 г. спецпредставитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков предложил заменить документы о высшем образовании «дипломами по требованию», которые будут показывать актуальные знания предъявителя [1].

Действующую в данный момент времени систему с дипломами «на всю оставшуюся жизнь» подвергают активной критике, так как нет гарантии, что выпускник будет помнить изученное в университете спустя годы. Возможно появление документа в формате «диплом по требованию», который показывает актуальное состояние знаний и компетенций специалиста в настоящий момент.

Также можно отметить, что нынешнему динамически развивающемуся обществу нужен специалист, открытый ко всему новому, который способен быстро адаптироваться в сложных условиях профессиональной и социальной действительности, самостоятельно и ответственно принимать решения, ориентированный на успех и постоянное самосовершенствование, - другими словами, специалист с высоким уровнем профессиональной мобильности.

Впоследствии в Министерстве науки и высшего образования, формулируя задачи на ближайшее будущее, одной из важных задач на 2021 г. назвали создание цифрового профиля студента [2].

Цифровой профиль студента - это визуализация компетенций, которые получает студент в результате освоения им основных и дополнительных дисциплин в процессе обучения в вузе.

Процесс создания цифрового профиля предполагает сбор данных о студентах из различных виртуальных сред обучения (например, системы Moodle, 1С:Университет и др.), где фиксируется, какие предметы изучает студент, результаты зачетов и экзаменов, полученных в сессию, итоги прохождения контрольных точек обучения (промежуточная аттестация), а также различные данные из внутренних систем управления вуза. К таким данным можно отнести мультимедийные презентации, курсовые и выпускные квалификационные работы, научные статьи, аудио- и видеозаписи различных докладов. Наполнение цифрового профиля может быть дополнено информацией об интересах студента в различных мессенджерах, социальных сетях, о его участии в различных группах, о реакции студента на происходящие события в мире, в вузе, его отношение к современным тенденциям. В этом аспекте цифровой профиль может включать в себя элементы цифрового следа, а возможно, и полностью весь цифровой след.

Цифровой след - это постоянно увеличивающийся набор данных, содержащий как значения общих (традиционных) показателей (итоги различных аттестаций,

посещение занятий и т. д.), так и тексты, сообщения, комментарии, особые мнения, написанные самим студентом. К такого рода расширенному контенту можно также отнести: обзоры литературы и рефераты, курсовые и выпускные квалификационные работы, отчеты по различным видам практик, эссе и письма-заявки на конкурсы, описания разработанных проектов.

Цифровизация достижений студента в форме электронного портфолио уже получила достаточно широкое применение. Электронное портфолио студента -это электронно-цифровой формат комплекта документов, в котором подтверждаются результаты индивидуальных достижений обучающегося по различным направлениям деятельности за определенный период времени. Электронное портфолио, например, позволяет провести отбор студентов, имеющих большое количество достижений, для поощрения их повышенной или именной стипендией. Но электронное портфолио - это результат работы самого студента по сбору данной информации, а цифровой след увеличивает объем информации о студенте, включая в него не только достижения, но и круг интересов, увлечений.

Из такого расширенного электронного портфолио студента, используя современные методы анализа больших данных, можно успешно извлечь актуальную и объективную информацию для диагностики профессиональной компетентности будущего выпускника и определить факторы, которые сказались на ее формировании.

Сравнение полученных данных дает возможность сформировать цифровой профиль будущего выпускника, составить его резюме, чтобы в соответствии с тем, как он обучался, можно было находить целевые вакансии. Для будущего работодателя появляется возможность оценить, какие навыки получил студент за время своего обучения, в каких направлениях проявлял инициативу,

какова сфера его интересов. Также возможно, что система автоматически будет рекомендовать набор возможных вакансий студентам.

Необходимо предусмотреть автоматическое обновление сведений в цифровом профиле студента при их изменении в соответствующих системах.

Цифровой профиль позволит создавать электронное резюме без участия выпускника, которое будет учитывать не только уровень образования, но и опыт работы, компетенции, хобби, волонтер-ство и т. д., при этом гарантируя подлинность данных.

Так как формирование цифрового профиля происходит в течение всего времени обучения студента, то можно предположить, что он также поможет студенту оценить уровень своих знаний и навыков в различных областях обучения, своевременно понять, куда двигаться дальше, исходя из уровня сформированных компетенций, и определить, насколько он успешен в процессе обучения как лично, так и относительно всей группы или потока. А университету - для модернизации образовательных обучающих программ, для редактирования содержания базовых курсов и включения в учебный план новых элективных дисциплин.

В течение всей жизни человеку нередко приходится принимать множество решений, выбирать, как поступить в той или иной ситуации, определять, какие действия следует предпринять и т. п. В большинстве случаев опоры на свой или чужой опыт не будет достаточно, так как приходится принимать решения жизненно важных задач в новых условиях. Поэтому те, кто не умеет анализировать нестандартные ситуации и, опираясь на анализ, планировать свои действия в них, нередко принимают неверные решения.

Чтобы быть удачным и успешным в своей жизни, человеку необходимо не только обладать хорошими знаниями, но и обладать сформированной способностью

принимать решения о том, как действовать в этом постоянно меняющимся мире, а значит, быть мобильным.

Поэтому одним из обязательных аспектов цифрового профиля студента является его профессиональная мобильность.

Профессиональная мобильность -возможность и способность успешно переключаться на другую деятельность или менять вид труда.

Понятие «профессиональная мобильность» достаточно объемное и неоднозначное. В психологическом словаре оно определяется как «способность и готовность личности достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профессиональной деятельности» [3].

Говоря о внутренней готовности человека к качественным переменам и изменениям, одним из неотъемлемых показателей социальной и профессиональной зрелости личности следует считать его мобильность.

В. А. Мищенко, с целью выявления взаимосвязи между личностными качествами человека и его потенциальной способностью проявлять профессиональную мобильность в различных социальных ситуациях, предлагает следующую типологию профессиональной мобильности, которая может быть отнесена к социально-психологической группе [4]. Согласно данной типологии, профессиональную мобильность можно разделить наследующие три типа: 1) подвижную (гибкую); 2) ситуативную; 3) статичную.

Подвижный тип профессиональной мобильности характеризует личность, которая способна радикально менять виды своей профессиональной деятельности, причинами данной смены в первую очередь выступают внутренние побуждения. Чаще всего данный тип профессиональной мобильности свойственен холерикам

и сангвиникам. Специалист принимает решение о смене профессии с целью достаточно быстро повысить свое материальное положение и изменить свой социальный статус или, возможно, поменять свою профессиональную деятельность, которая стала неинтересной и рутинной. Результат подвижной профессиональной мобильности может быть неоднозначным: от существенного увеличения благосостояния и увлечения своей новой профессией, возможно, достаточно быстрого карьерного роста до, наоборот, понижения социального статуса и разочарования в новой профессии.

Ситуативная профессиональная мобильность носит несколько иной характер. Ее проявление связано не с внутренними побудительными мотивами, а с различными внешними социальными факторами. К ним можно отнести: спады и подъемы в экономической ситуации в стране, появление новых более престижных профессий, изменение семейного положения или семейных взаимоотношений. Следует еще отметить, что схожим фактором может выступать и стремление руководства организации направить сотрудника в другое подразделение или поручить ему другой фронт работы.

Статичная профессиональная мобильность, как правило, вызвана внутренними побудительными факторами и внешними социальными обстоятельствами. Ей предшествует получение подробной информации об условиях новой работы, об особенностях новой профессии, а также предварительная взвешенная оценка возможных последствий смены профессии, как позитивных, так и негативных [4].

В процессе изучения феномена профессиональная мобильность исследователями (Л. А. Амировой, Л. В. Горю-новой, Б. М. Игошевым, Ю. И. Калинов-ским, И. В. Никулиной, С. В. Нужновой, В. А. Мищенко и др.) были выделены необходимые личностные качества

профессионально мобильного человека. К этим качествам относятся: высокая социальная активность, адаптивность, креативность, гибкость [5-7].

Именно уровень развития этих качеств и необходимо фиксировать в цифровом профиле будущего специалиста.

Опираясь на исследования ученых (Л. А. Амировой, Л. Н. Горюновой, С. А. Зенкиной, О. Г. Чеховских), мы выделили компоненты профессиональной мобильности педагога образовательного учреждения. Мотивационный компонент характеризуется наличием внутренней мотивации в профессиональной деятельности, стремлением к профессиональному росту. Когнитивный компонент предполагает наличие у педагогов педагогических знаний, способности осваивать новые формы компетенций, обновлять формы и методы педагогической деятельности, умение решать профессиональные педагогические задачи. Личностный компонент характеризуется умением гибко адаптироваться к новым обстоятельствам, активностью и готовностью к деятельности, креативностью, адекватной самооценкой [5; 6; 8].

Так как любая цифровизация начинается со сбора данных, для того чтобы система работала четко, необходимо собрать как можно больше информации. В рамках эксперимента в 2020-2021 учебном году нами был проведен ряд исследований по определению уровня сформированности профессиональной мобильности будущих выпускников (студентов 4-го и 5-го курсов) физико-математического факультета, главная цель которых - помочь студенту оценить уровень своих знаний и навыков в различных областях обучения, понять, куда двигаться дальше.

Инструментами выявления уровня развития того или иного качества стали различные опросники, тесты, методики:

• мотивационный компонент профессиональной мобильности («Изучение мотивационного профиля личности» (Ш.

Ричи и П. Мартин), «Оценка реализации потребности студента в развитии» (на основе программы, разработанной Н. В. Немовой);

• когнитивный компонент профессиональной мобильности («Проверьте, какой вы преподаватель (М. И. Станкин), копинг-тест Р. Лазаруса и С. Фолкмана (адаптирован Т. Л. Крюковой, Е. В. Куф-тяк, М. С. Замышляевой)).

• личностный компонент составляющей профессиональной мобильности (тест «Ваш творческий потенциал» (Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова), тест «Креативность» (Н. Вишнякова)).

Обучение в Благовещенском государственном педагогическом университете организовано с использованием инструментальной среды для разработки онлайн-курсов - Moodle. Функциональные возможности платформы позволяют успешно организовать проведение опросов, тестов, а также провести их анализ как персонально, так и по группам в целом.

Перечисленные методики были размещены в учебных курсах студентов в рубрике «Профессиональная мобильность», было предложено прохождение данных опросов и тестов.

Данная программа анализирует полученные данные и выдает получившийся результат. Пока наша информационная система может оперировать исключительно фактической информацией, но, возможно, в будущем она сможет и строить предположения, используя искусственный интеллект.

Результаты были зафиксированы в цифровом профиле студента, а их анализ позволил студентам скорректировать траекторию своего обучения и уделять больше внимания формированию необходимых качеств личности. Планируется после каждого семестра цифровой профиль студента дополнять, исходя из того, как он работал в течение семестра и как справился с зачетными и экзаменационными заданиями. Это

позволит отразить динамику формирования компетенций студента. Данные результаты помогут обучающимся создавать индивидуальные траектории обучения с учетом особенностей выбранной ими специальности, трендов цифровизации и даже с учетом психотипа студента.

Также анализ результатов по группам был предложен ведущим преподавателям, что позволило им подобрать формы и методы проведения занятий с целью более успешного формирования данных компетенций. Некоторые

результаты были предложены будущим работодателям (пока с разрешения выпускника) для получения более полной информации о претенденте на рабочее место.

Реальность сегодняшнего дня показывает, что без наличия хорошо развитой профессиональной мобильности специалист не имеет перспективы профессионального роста. Поэтому, по нашему мнению, в будущем подбор специалистов на основе цифрового профиля полностью заменит традиционные способы отбора кадров.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кузьмицкий В. Дипломам российских вузов могут присвоить «срок годности». URL: https:// www.dp.ru/a/2020/11/08/Diplomam_rossijskih_vuzov (дата обращения: 10.08.2021).

2. Агранович М. В Минобрнауки работают над созданием цифрового профиля студента. URL: https://rg.ru/2020/12/22/v-minobrnauki-rabotaiut-nad-sozdaniem-cifrovogo-profilia-studenta.html (дата обращения: 10.08.2021).

3. Словарь по профориентации и психологической поддержке. URL: https://vocabulary.ru/termin/ professionalnaja-mobilnost.html (дата обращения: 12.08.2021).

4. Мищенко В. А. Профессиональная мобильность выпускников вузов (на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югра) // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 1. С. 231-236.

5. Амирова Л. А., Амиров А. Ф. Развитие качеств мобильной личности на этапе допрофессио-нальной социализации: моногр. Уфа: Вагант, 2011. 194 с.

6. Горюнова Л. В. Критерии и уровни сформированности профессиональной подготовки будущего учителя // Гуманитарные и социально-эконом. науки. 2006. № 1. С. 181-184.

7. Игошев Б. М. Развитие профессиональной мобильности специалистов - перспективное направление деятельности педагогического университета // Педагогическое образование и наука. 2008. № 6. С. 123-128.

8. Чеховских О. Г. Формирование профессиональной мобильности воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе повышения квалификации: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Самара, 2013. 166 с.

REFERENCES

1. Kuzmitskiy V. Diplomam rossiyskikh vuzov mogut prisvoit "srok godnosti". Available at: https:// www.dp.ru/a/2020/11/08/Diplomam_rossijskih_vuzov (accessed: 10.08.2021).

2. Agranovich M. V Minobrnauki rabotayut nad sozdaniem tsifrovogo profilya studenta. Available at: https://rg.ru/2020/12/22/v-minobrnauki-rabotaiut-nad-sozdaniem-cifrovogo-profilia-studenta.html (accessed: 10.08.2021).

3. Slovar po proforientatsii i psikhologicheskoy podderzhke. Available at: https://vocabulary.ru/termin/ professionalnaja-mobilnost.html (accessed: 12.08.2021).

4. Mishchenko V. A. Professionalnaya mobilnost vypusknikov vuzov (na primere Khanty-Mansiyskogo avtonomnogo okruga - Yugra). Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2011, No. 1, pp. 231-236.

5. Amirova L. A., Amirov A. F. Razvitie kachestv mobilnoy lichnosti na etape doprofessionalnoy sotsializatsii: monogr. Ufa: Vagant, 2011. 194 p.

6. Goryunova L. V. Kriterii i urovni sformirovannosti professionalnoy podgotovki budushchego uchitelya. Gumanitarnye i sotsialno-ekonom. nauki. 2006, No. 1, pp. 181-184.

7. Igoshev B. M. Razvitie professionalnoy mobilnosti spetsialistov - perspektivnoe napravlenie deyatelnosti pedagogicheskogo universiteta. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2008, No. 6, pp. 123-128.

8. Chekhovskikh O. G. Formirovanie professionalnoy mobilnosti vospitateley doshkolnykh obrazovatelnykh uchrezhdeniy v protsesse povysheniya kvalifikatsii. PhD dissertation (Education). Samara, 2013. 166 p.

Коландария Елена Михайловна, старший преподаватель кафедры информатики и методики преподавания информатики, Благовещенский государственный педагогический университет

e-mail: kolandar@mail.ru

Kolandariya Elena M., Senior Lecturer, Informatics and Teaching Methods of Informatics Department, Blagoveshchensk State Pedagogical University e-mail: kolandar@mail.ru

Статья поступила в редакцию 10.08.2021 The article was received on 10.08.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.