Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИИ / ЭКСПЕРИМЕНТ / ВОСПИТАТЕЛЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ / ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аббасова Левиза Иловиевна

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирование профессиональной мобильности воспитателей в процессе повышения квалификации. Целью проводимого исследования является выявление педагогический условий, обеспечивающих становление и формирование профессиональной мобильности воспитателей в процессе повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL MOBILITY OF EDUCATORS IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT

The article is devoted to the current problem of the formation of professional mobility of educators in the process of professional development. The purpose of the research is to identify pedagogical conditions that ensure the formation and formation of professional mobility of educators in the process of professional development.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ»

Педагогика

УДК 371

доцент кафедры дошкольного образования и педагогики Аббасова Левиза Иловиевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирование профессиональной мобильности воспитателей в процессе повышения квалификации. Целью проводимого исследования является выявление педагогический условий, обеспечивающих становление и формирование профессиональной мобильности воспитателей в процессе повышения квалификации.

Ключевые слова: педагогические условии, эксперимент, воспитатель, формирование профессиональной мобильности, повышения квалификации, дошкольная образовательная организация.

Annotation. The article is devoted to the current problem of the formation of professional mobility of educators in the process of professional development. The purpose of the research is to identify pedagogical conditions that ensure the formation and formation of professional mobility of educators in the process of professional development.

Key words: pedagogical conditions, experiment, educator, formation of professional mobility, professional development, preschool educational organization.

Введение. Формирование профессиональной мобильности педагогов образовательной организации, определяются содержанием повышения квалификации, которые разрабатываются в соответствии с федеральными и региональными требованиями Крыма и развития системы дошкольного образования. Педагогические условия позволяют так же педагогам дошкольной организации быть заинтересованы и позволяющие, оценить в настоящее время, стартовые шансы и достижения педагогов в применении современных форм повышения квалификации в процессе формирования профессиональной компетентности.

О.Г. Чеховский рассматривает «педагогические условия как внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательного сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата» [6]. Исследователем представлен опыт формирования в процессе роста профессиональной компетентности, что представляет большую ценность в контексте данного исследования.

Изложение основного материала статьи. Исследование выявило следующие условия формирования эффективной профессиональной мобильности специалистов образовательной организации: разработка направлений мотивации к самообучению, которые эффективно повышают профессиональный интерес воспитателей; персонализированные пути формирования профессиональной компетентности; использование позитивных и современных технология формирования профессиональной компетентности.

Реализация педагогических условий при формировании профессиональной мобильности педагогов определен мотивационная сфера, которая способствует эффективному развитию у педагогов интерес к профессиональному росту и к собственному самообразованию.

В системе образования требуется существенных и качественных изменений в практической деятельности педагогов дошкольной организации. Все большую актуальность приобретают вопросы, связанные с усилением непрерывного характера развития профессиональной компетентности педагога как его активной приспособлению к новым обстоятельствам, также при готовности к профессиональной мобильности при решении его профессиональных задач. При определении, того факта что большинство новых знаний приобретенные в процессе обучение, теряют свою актуальность в среднем уже через пять лет. Дошкольная образовательная организация требует от педагога постоянного совершенствования своих профессиональных компетентностей. Залогом успешного формирования профессиональной мобильности коллектива ДОО в целом является повышение профессиональной компетентности каждого педагога, и при невозможности рассматривать без мотивации на самообразовательную деятельность.

Учитывая, что в экспериментальной образовательной группе МБДОУ работает много молодых специалистов, имеющих стаж работы менее 3 лет, мы помогали молодым специалистам адаптироваться к среде дошкольной образовательной организации.

При работе с педагогами ДОО были использованы различные формы повышения профессиональной компетентности, такие как: наставничество, самообразование, участие в методических советах, мероприятиях дошкольного учреждения. Совместно со старшим воспитателем были подготовлены и проведены следующие семинары: постояннодействующий коллоквиум и семинар-практикум для респондентов: «Самообразование педагогов».

Несмотря на то, что педагогический коллектив экспериментальной группы достаточно небольшой, все же в нем также имеются прогрессивные педагоги, которые стремятся к саморазвитию, самообразованию. Педагоги ДОО выступили в качестве наставников для своих коллег. Они презентовали личный опыт работы по теме самообразования.

При мотивировании воспитателей начать работу над самообразованием, они приняли участие в проектной деятельности тем для углубленной работы. Всем молодым педагогам были предложены темы для самообразования, предложены практические рекомендации по углубленной работе над выбранной темой. Так, среди рекомендуемых тем для самообразования, были выбраны следующие: «Формирование экономических представлений дошкольников», «Робототехника «Мини робот bee bot» для детей подготовительной группы», «Развитие эмпатии у детей младшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности», «Формирование социальной адаптации детей к условиям современного мира», «Активизация познавательных процессов старших дошкольников через проектную деятельность и экспериментирование». Каждая тема предполагала ее углубленное изучение и разработку в течение 2-3 лет.

Экспериментальная работа при формирование профессиональной мобильности осуществлялась со следующими этапами.

На установочно-образовательном этапе - респонденты настраивались на самообразовательную работу, выбирали тему для углубленного изучения.

На практическом этапе шло накопление педагогических фактов, анализ и проверка новых способов работы. В ходе самостоятельной работы воспитатели осмысливали, анализировали и обобщали педагогические факты, проводили намеченные по плану мероприятия с детьми и их родителями. Чтобы обеспечить системность и последовательность работы на этом этапе, были введены дневники самообразования. Воспитатели в них фиксировали свои наработки.

На последнем итогово-контрольном этапе подводились итоги самообразовательной работы, которая отражалась в творческих отчетах. Форма предоставления отчета была свободной, воспитатели сами выбирали удобную для себя форму презентовать свои темы исследования.

В основу организации положены следующие принципы: систематичность и последовательность в работе, связь самообразования с практической деятельностью педагога; взаимосвязь научных и методических знаний в самообразовательной готовности специалистов, комплексное исследование темы, соответствие содержания самообразования.

В процессе самообразования воспитателей осуществлялась методическая поддержка, с помощью таких форм работы как беседы, обмен мнениями, совместное моделирование системы занятий и режимных процессов, консультации. Также воспитателям оказывалась методическая помощь по использованию дидактического материала на занятиях, осуществлялись взаимопосещения и открытые показы НОД, они участвовали с докладами о промежуточных результатах углубленной работы над темой самообразования в семинарах, конференциях, демонстрируя педагогический опыт.

Таким образом, воспитателями было усвоено, что потребность в самообразовании является характерным качеством развитой личности, необходимым компонентом духовной жизни. Вне самообразования идея личностного и профессионального формирования профессионально мобильного педагога не может быть осуществлена. Воспитатели стали осознавать себя как творческих личностей, стали не бояться проявлять свой индивидуальный стиль педагогической работы, потому что работали над интересными темами, в первую очередь для себя, совершенствуя свои профессиональные компетенции и тем самым, повышая профессиональную мобильность.

Реализация второго условия являлось наличие у педагога индивидуальной траектории профессионального развития. При реализации данного условия важная роль была отведена методической работе ДОО.

ДОО, выступившее в качестве экспериментальной группы, относительно молодое, становление методической службы находится в самом начале, соответственно не все механизмы данной работы еще налажены. Повышения квалификации имели накопительный эффект, позволяя воспитателям конструировать свой индивидуальный образовательный маршрут, самостоятельно отбирая содержание, сроки, подходящий им режим обучения с учетом своих профессиональных потребностей и уровня квалификации.

Реализация третьего педагогического условия - использование активных и современных технология повышения профессиональной квалификации. Для респондентов проведен краткий практический курс «Уверенный пользователь ПК», чтобы помочь использовать в профессиональной деятельности современные программные продукты и пакеты прикладных программ, использовать в полной мере функционально-педагогические возможности современных технологий, применяемых в профессиональной деятельности воспитателя.

Воспитатели учились использовать программы пакета Microsoft Office, чтобы красиво оформлять свою документацию, делать яркие красочные презентации, реализуя личный творческий потенциал, регистрироваться на различных платформах, площадках для воспитателей, использовать электронные образовательные ресурсы в своей работе.

Также воспитателям была предложена помощь в оформлении и сборе индивидуальных папок профессиональных достижений - портфолио. Получив практические опыт работы с информационно-коммуникационными технологиями, они стали проявлять творческую активность.

В предлагаемой программе был выбран в качестве приоритетного, поскольку он соответствует одному из критериев и показателей профессиональной мобильности педагогов. Использование активных методов обучения также является важной дополнительной ценностью в этом процессе профессионального развития и вносит вклад в основные элементы профессиональной мобильности. Например, модуль «Вариативность системы дошкольного образования» способствует как ценностной мотивации, так и критериям эффективности, поскольку позволяет преподавателям формировать собственное профессиональное развитие, стимулируя личный интерес.

Каждый модуль посвящен теме, которая имеет отношение не только к воспитанию детей дошкольного возраста, но и к личному развитию педагога. Четыре модуля рассчитаны на весь учебный год, и каждый модуль завершается за один квартал. Индивидуальное и групповое наставничество помогло сориентироваться в потоке знаний и спланировать карьерный путь с учетом индивидуального подхода.

Данная программа повышения квалификации способствовала обобщению профессиональных знаний воспитателей с точки зрения федеральных и нормативных документов, адекватного оценивания своих компетенций и действий, актуализации нового опыта по поиску, переработке и применения информации для профессионального развития.

Благодаря проблемным занятиям и анализу нормативных документов педагоги смогут понять необходимость профессионального развития. С помощью проектов, круглых столов, дискуссий, обсуждений, дебатов, прикладных игр и упражнений педагоги могут развивать личные качества, необходимые для выполнения своих обязанностей в новых условиях: динамизм, креативность, гибкость и адаптивность.

Приведем примеры использованных в ходе формирующей работы активных форм повышения квалификации и их краткое описание.

Участвуя в деловой игре «Педагогическое мастерство педагога», воспитатели способствуют общему развитию всех аспектов профессиональной мобильности педагогов. Они активизируют свои педагогические и правовые знания через игры и конкурсы. Во время деловых игр преподаватели решают профессиональные задачи и обмениваются идеями. В конце игр демонстрируют свое творчество и изобретательность, создавая педагогическую модель.

Дискуссии учат воспитателей, как участвовать в профессиональных и конструктивных обсуждениях, которые помогают решать проблемы и достигать консенсуса. В детских садах профессиональная мобильность педагогов обсуждалась в форме круглых столов, где педагоги обогащали свои знания, высказывали свое мнение и размышляли о своих профессиональных качествах.

Серия тренингов «Современный педагог - это профессия или призвание?» является позитивным способом развития навыков учителей. Учебный раунд состоял из соревнования. Данная форма работы с педагогами позволила усовершенствовать психолого-педагогическую культуру воспитателей; способствовала развитию инициативности, творчества, артистизма; интерес к педагогическому поиску, познанию себя.

Особое место среди различных способов и методов работы с преподавателями занимает тренинг. Обучение повышает профессиональные навыки воспитателей и развивает их творческий потенциал. Тренинг «Страна Вообразилия», включал шесть упражнений с преподавателями: «Приветствие», «Мои творческие качества», «Представь и коснешься», «Работа по мини группе», «Рефлексия», «Прощание».

Выводы. Эффективность формирующего эксперимента обеспечивается созданием педагогических условий для профессиональной мобильности воспитателей дошкольных учреждений через повышение их квалификации без отрыва от педагогической деятельности. Занятия по решению проблем, дискуссии и круглые столы охватывали широкий спектр тем, представляющих интерес для педагогов ДОО, что сделало курс гибким и отвечающим потребностям и запросам

практикующих педагогов. Респонденты экспериментальной группы отмечали необходимость регулярного освоения новых компетенций, необходимых для педагогической деятельности, что особенно актуально в период пандемии. Также они подтвердили эффективность прохождения курсов для повышения их уровня профессиональной мобильности.

Литература:

1. Загвязинский, В.И. Педагогическая инноватика: проблемы стратегии и тактики: монография / В.И. Загвязинский, Т.А. Строкова. - Тюмень, 2011. - 176 с.

2. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / Э.Ф. Зеер // Образование и наука. - 2004. - №3. - С. 42-53

3. Соловей, Л.Б. Развитие личностных качеств и профессиональных компетенций воспитателей ДОУ в системе повышения квалификации / Л.Б. Соловей // Образование и саморазвитие. - 2014. - №1 (39) - С. 153-156

4. Штанько, И.В. Модель индивидуальной образовательной траектории профессионального совершенствования педагога в условиях модернизации образования / И.В. Штанько // Вестник ЯрГУ. Серия Гуманитарные науки. - 2012. - № 2. - С. 70-75

5. Щербаков, А.В. Потенциал профессиональной общности в развитии педагога как воспитателя в условиях повышения квалификации / А.В. Щербаков, К.С. Задорин // Современное педагогическое образование. - 2019. - № 9. - С. 72-78

6. Чеховских, О.Г. Условия формирования профессиональной мобильности воспитателей ДОУ / О.Г. Чеховских // Непрерывное профессиональное образование в XXI веке: материалы международной научно-метод. конф. 26-28 июня 2008 г. - Москва; Самара: МГЛУ, 2008. - С. 310-314

Педагогика

УДК 371

доцент кафедры дошкольного образования и педагогики Аббасова Левиза Иловиевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ В

ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирование профессиональной мобильности воспитателей в процессе повышения квалификации. В статье получены результаты экспериментального исследования профессиональной мобильности воспитателей, описаны уровни (высокий, средний, низкий) сформированности профессиональной мобильности воспитателей в процессе повышения квалификации.

Ключевые слова: компетентность, воспитатель, формирование профессиональной мобильности, повышения квалификации, дошкольная образовательная организация.

Annotation. The article is devoted to the current problem of the formation of professional mobility of educators in the process of professional development. The article presents the results of an experimental study of the professional mobility of educators, describes the levels (high, medium, low) of the formation of professional mobility of educators in the process of professional development.

Key words: competence, educator, formation of professional mobility, professional development, preschool educational organization.

Введение. Дошкольное образование претерпевает изменения, которые будут продолжаться, и образование чутко реагирует на социальные факторы, которые становятся все более динамичными в современном обществе. Для того чтобы реализовать себя в профессии и чувствовать себя комфортно в обществе, чтобы быть востребованным на рынке труда, нужно быстро адаптироваться к условиям труда и быть готовым к новым веяниям в общественной и профессиональной деятельности. Профессиональная мобильность педагогов дошкольной становится необходимым условием в дошкольной образовательной организации, позволяющим им быстро адаптироваться к изменениям содержания своей профессиональной деятельности. Важность поиска путей подготовки педагогов к профессиональной мобильности в учреждениях дошкольного образования делает эту проблему одной из самых значимых.

В работах отражены проблемы повышения квалификации педагогов образовательными нашли свое отражение в работах Л.А. Амирова [1], Е.Н. Герасимова [2], Л.В. Горюнова [4], Л.В. Поздняк [8].

Так, по мнению П.А. Сорокина: «мобильность - любой переход индивида или социального объекта (ценности), т.е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую» [9].

Рассматривая понятие мобильности с точки зрения трудового аспекта и общественного развития Л.В. Горюнова выделяет профессиональную мобильность как готовность человека к трудовой карьере. Ею отмечается, что профессиональная мобильность квалифицированного рабочего - это качество личности, необходимое для успешной жизнедеятельности личности в современном обществе, которое проявляется в работе и обеспечивает самоопределение, самореализацию в жизни и профессии через сформированность ключевых компетенций и ключевых квалификаций и стремлении личности изменить только себя, но и профессиональное поле и жизненную среду [3].

Изложение основного материала статьи. Профессиональная мобильность предполагает готовность квалифицированного рабочего до изменения выполняемых профессиональных задач, к изменению рабочего места, способность быстро осваивать новые виды работ, новые специальности. Системообразующим фактором подготовки современного квалифицированного рабочего является его подготовка к профессиональной компетентности. Определены следующие критерии и показатели, которые основаны на работах Л.А. Амировой [1], И.А. Карпачева [5], О.Г. Чеховских [10]:

- мотивационно-ценностный: сформированность положительного отношения к избранной профессиональной деятельности - профессии воспитателя; профессиональная мотивация к карьерному росту, мотивация самореализации, достижения успеха; стремление к рефлексии, переосмыслению личного и профессионального опыта; желание непрерывно повышать свою квалификацию;

- когнитивный: знание функционально-педагогических возможностей современных технологий, применяемых в профессиональной деятельности; владение ключевыми педагогическими компетенциями; знание особенностей использования современных программных продуктов и пакетов прикладных программ в профессиональной деятельности;

- деятельностный: целеполагание, адаптивность (быстрое переключение с одного вида деятельности на другой, моделирование и проектирование собственной деятельности в измененяющихся условиях); активность в профессиональной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.