Научная статья на тему 'Подготовка будущих воспитателей к проектированию инновационной образовательной среды'

Подготовка будущих воспитателей к проектированию инновационной образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / AN INNOVATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / DESIGN / ВОСПИТАТЕЛЬ / TEACHER / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / DESIGN OF INNOVATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аббасова Левиза Иловиевна

В статье рассматривается сущность понятий «образовательная среда», «инновационная образовательная среда». В работе рассмотрена проблема подготовке будущих воспитателей к проектированию инновационной образовательной среды в психолого-педагогической литературе, в частности относительно ее формирования в системе начального образования. В статье раскрыты подходы, условия формирования подготовки будущих воспитателей к проектированию инновационной образовательной среды в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аббасова Левиза Иловиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARING FUTURE EDUCATORS TO DESIGN INNOVATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article deals with the essence of the concepts of "educational environment", "innovative learning environment." The paper considers the problem of preparing future teachers to design innovative educational environment in psychological and pedagogical literature, in particular with respect to its formation in primary education. The article deals with approaches, conditions for the formation of training future teachers to design innovative educational environment in their professional activities.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущих воспитателей к проектированию инновационной образовательной среды»

Педагогика

УДК: 378.1

доцент кафедры педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений Аббасова Левиза Иловиевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация. В статье рассматривается сущность понятий «образовательная среда», «инновационная образовательная среда». В работе рассмотрена проблема подготовке будущих воспитателей к проектированию инновационной образовательной среды в психолого-педагогической литературе, в частности относительно ее формирования в системе начального образования. В статье раскрыты подходы, условия формирования подготовки будущих воспитателей к проектированию инновационной образовательной среды в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: образовательная среда, инновационная образовательная среда, проектирование, воспитатель, проектирование инновационной образовательной среды, профессиональная деятельность, дошкольная образовательная организация.

Annotation. The article deals with the essence of the concepts of "educational environment", "innovative learning environment." The paper considers the problem of preparing future teachers to design innovative educational environment in psychological and pedagogical literature, in particular with respect to its formation in primary education. The article deals with approaches, conditions for the formation of training future teachers to design innovative educational environment in their professional activities.

Keywords: educational environment, an innovative educational environment, design, teacher, design of innovative educational environment, professional activity, preschool educational organization.

Введение. Модернизация образовательного процесса в современной дошкольной образовательной организации, настоятельно требует углубления теоретической и практико-ориентированной подготовки педагогов ДОО. Теоретическая подготовка обучающих должна быть ориентирована на выпуск высокообразованных, мотивированных специалистов, владеющих как общими, так и профессиональными компетенциями. Реформа образования, начальной ступенью которой является дошкольное воспитание, актуализирует проблему ретроспективы становления и развития системы подготовки педагогических кадров для дошкольных учреждений, как в целом, так и в отдельных ее регионах. Успех преобразований во многом зависит от использования всего лучшего и ценного, созданного в государстве в предыдущие десятилетия.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является исследование проблемы подготовки будущих воспитателей к проектированию инновационной образовательной среды, выделены подходы, условия и принципы профессиональной подготовки.

Изложение основного материала статьи. В современных педагогических исследованиях проблема подготовки будущих воспитателей к проектированию инновационной образовательной среды рассматривается разносторонне. Различные аспекты эффективной организации образовательного процесса на инновационной основе в системе непрерывной подготовки специалистов в целом рассмотрены и проанализированы широким кругом исследователей.

Для научного базиса нашего исследования приведем уточнения таких понятий как «образовательное среда» и «инновационное образовательное среда». Образовательная среда выступает функциональным и пространственным объединением субъектов образования, между которыми устанавливаются тесные разноплановые групповые взаимосвязи, которое может рассматриваться как модель социокультурного пространства, где происходит становление личности [6, с. 8].

Объединяя субъективный и объективный взгляды на «образовательная среда» - это совокупность природных, физических и социальных объектов и субъектов, которые влияют на формирование студента, на его творческий, профессиональный и личностный развитие, способствуют становлению межсубъектных взаимодействий и личностно ориентированных педагогических коммуникаций в образовательном процессе, обеспечивают условия комфортной жизнедеятельности студента в учебном заведении и за его пределами. Эта среда составляет поле воздействий на ребенка: педагогических, воспитательных, образовательных, профессиональных, социокультурных» [8].

Инновационная образовательная среда является «синтез основополагающих факторов развития личности - среды жизнедеятельности, воспитания, самообразования и самовоспитания, направленных на реализацию творческого потенциала обучаемого. Такая среда представляет собой комплексную форму функционирования и реализации основополагающих принципов инновационной педагогики и является единым образовательным пространством учебного заведения, позволяющим кооперировать усилия всех заинтересованных субъектов и объектов в качественной подготовке будущих специалистов» [1].

Формирование инновационной среды направлено на развитие инновационного потенциала, на развитие инновационной активности личности как основного критерия готовности к инновационной деятельности в профессиональной сфере. Повышение качества подготовки будущих воспитателей требует научно обоснованного подхода к выбору оптимальных вариантов построения учебно-воспитательного процесса. Методологическими основами подготовки будущих воспитателей к проектированию инновационной образовательной среды есть подходы: системный; индивидуально-дифференцированный; деятельностный; компетентностный.

Определенным в формировании теоретико-методологических основ профессиональной готовности есть системный подход, который широко представлен в исследованиях И. В. Блауберга, В. А. Лугового, В. А. Семиченка, Е. Г. Юдина. Системный метод научного познания и преобразования мира предусматривает: рассматривание объекта теоретической и практической деятельности как системы, то есть как отдельного множества взаимодействующих элементов; обозначение состава, структуры и организации

элементов и частей системы, нахождение существенных взаимодействий между ними; обозначение внешних связей отделение среди них главных; обозначение функции системы и ее роли среди других систем; анализ структуры и функций системы; в-шестых, обозначение на ней основных закономерностей и тенденций развития системы [6].

Индивидуально-дифференцированный подход, считает И. Д. Бех, направлен на осознание студентов себя как личности, на его свободное самовыражение. Индивидуально-дифференцированный подход предусматривает, что в центре обучения находится студент как личность, а уже выходя с уровня его знаний, умений и навыков, преподаватель определяет задания занятий и направляет свой образовательный процесс развития его личности [4].

Деятельностный подход предполагает понимание психологической готовности к деятельности, способу и решению условий развития личности; требует специальных условий, направленных на подбор и организацию деятельности студента. Активизацию и перемещение его в позицию субъекта познания, труда и общения, что предусматривает формирование умений определения цели, планирования деятельности, организовать, выполнять, контролировать ее, анализировать и оценивать ее результаты.

Компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причём в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Надо отметить, что, подчеркивая деятельностную природу компетентности педагога, считают, что она отражает не только и не столько предметные знания, но и прежде всего процедурные и ценностно-смысловые знания. Компетенция выступает в качестве понятия, связанного с содержанием области будущей профессиональной деятельности. Можно выделить условно три блока компетенций, которые необходимы молодому специалисту для успешного осуществления воспитательной деятельности в образовательном учреждении. В первый блок следует включить теоретические знания, знание систем и теории воспитания, психологической структуры личности, знание проблем формирования ее мотивационной сферы, содержания обучения, направленного на развитие педагогических способностей. Теоретические знания наиболее полно реализуются через методическую функцию воспитательной деятельности. Именно с этой функцией связано достижение наиболее высоких результатов в профессиональной деятельности педагога.

Метод моделирования основывается на функции воссоздания качеств и отношений предметов и процессов в ходе осуществления исследования. Оригинальные предметы и процессы замещаются моделью, причем выбирают те отношения и взаимосвязи объекта, что выступают без посредственно предметом исследования.

В подготовки будущего воспитателя дошкольной образовательной организации профессиональная деятельность имеет высокие требования к комплексу психолого-педагогических качеств воспитателя, с учетом данными требованиями в процессе подготовки в образовательных организациях высший школы будущих воспитателей играет важную роль в дальнейшей профессиональной деятельности обучающихся.

Образовательная организация высшей школы должна обеспечить подготовку будущего воспитателя в соответствии с требованиями современности, способного к творческой реализации различных образовательных задач и программ, формирование активной, креативной, компетентной, самодостаточной личности. Выполнению этой задачи подчинена вся система подготовки специалистов в образовательной организации высший школы, что формирует профессионализм педагога в области дошкольного образования. Качество профессиональной подготовки специалистов зависит от степени обоснованности трех основных моментов: цели обучения, содержание обучения и принципов организации учебно-воспитательного процесса.

В соответствии с требованиями современного общества специалист должен иметь высокий уровень профессиональной подготовки гуманистические убеждения, ориентированные на общечеловеческие ценности. Специалист должен сочетать широкую фундаментальную и практическую подготовку в совершенстве владеть своей профессией, уметь на практике применять полученные знания, владеть педагогическим инструментарием и методами работы педагога дошкольной образовательной организации. Целью подготовки будущего воспитателя к проектированию образовательной среды, можно предложить язык знаний и умений.

Воспитатель в профессиональной деятельности должен овладеть, прежде всего, системой умений, связанных с проектированием цикла обучения: конструктивным описанием целей обучения; расчета показателей, с которыми необходимо сформировать у обучаемых заданные виды деятельности, подбором упражнений, адекватных этим показателям; выбором методов и определением их последовательности; определением параметров, по которым необходимо получить информацию о ходе усвоения, и многим другими.

На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы были выявлены теоретические основы подготовки будущих воспитателей к проектированию инновационной образовательной среды, что позволило сконструировать модель подготовки будущего воспитателя к проектированию инновационной образовательной среды. Ориентиром при подготовки будущих воспитателей являются принципы организации инновационной деятельности, обоснованные в концепции развития образовательной организации: сочетания традиционного и инновационного в организации педагогического процесса, который отражается в следующих требованиях; развития инновационной среды предполагает формирование в дошкольной образовательной организации норм отношений, стимулирующих инновационную деятельность всех участников образовательно-воспитательного процесса; педагогического сопровождения реализации инновационного развития профессионально-педагогического потенциала компетентности педагогов предполагает; сохранения и развития творческой доминанты в педагогическом процессе отражается в следующих требованиях; развития творческой самостоятельности педагога.

Потребность в определении оптимальных педагогических условий, выделение профессиональных способностей, которые требует современный воспитатель, для подготовки к проектированию инновационной образовательной среды обострилась в течение последних лет. Это, в свою очередь, требует выделения и теоретического обоснования педагогических способностей будущих воспитателей к проектированию инновационной образовательной среды.

В результате анализа педагогических условий наиболее значимыми, существенно влияющими на эффективность подготовки будущего воспитателя к проектированию инновационной образовательной среды являются следующие педагогические условия: непрерывность процесса подготовки педагога-воспитателя;

наличие творчески работающих преподавателей вуза; формирование мотивационно-ценностных ориентации молодых специалистов на воспитательную деятельность; организационное стимулирование активной субъектной позиции студентов в воспитательном процессе в образовательном учреждении; личная заинтересованность студентов к будущей профессии [3]. Для эффективного осуществления подготовки будущего воспитателя к проектированию инновационной образовательной среды следует формировать у него теоретические, методические и практические умения и их формирование должно осуществляться с учетом выше указанных педагогических условий.

Кроме того, проблемность выражается в противоречии и личностного характера: между известными или сложившимися формами поведения будущего воспитателя как личности с теми реальными требованиями, которые предъявляет ему реальная ситуация. В решении данных проблем происходит самостоятельное преодоление возникшего противоречия между интеллектуальными и личностными стереотипами и требованиями инновационных технологий. Самостоятельное преодоление этого противоречия выступает в итоге как открытие нововведения и одновременно как интеллектуальное и личностное развитие.

Выводы. Таким образом, проблема профессиональной подготовки профессионализм воспитателя к проектированию инновационной образовательной среды заключается, прежде всего, в глубоком осознании значения периода детства в жизни человека. Высшей формой подготовки будущего воспитателя является профессиональное мастерство в проектирование инновационной образовательной среды дошкольной образовательной организации. Особенности проектирование инновационной образовательной среды в подготовке специалиста характерны стадии теоретического освоения педагогических инноваций, стадии овладения педагогическими инновациями, уровень включенности будущих воспитателей к проектированию инновационной образовательной среды определяется профессионально-педагогической компетентностью и личностной потребностью воспитателя в этой деятельности, его профессиональными интересами.

Литература:

1. Андреев А. А. Педагогика высшей школы. Новый курс - М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. - 264 с. URL: http://window.edu.ru/resource/025/24025/ files/book_10.pdf (дата обращения: 15.01.2017).

2. Алексеев Н.Г. Методологические принципы проектирования образовательной системы // Проектирование в образовании: проблемы. Поиски, решения. М.,1994. С. 36 58.

3. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие // К. Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 161 с.

4. Бех, I. Д. Готовшсть педагога до шновацшно! дiяльностi. -Режим доступу: http://eprints.zu.edu.Ua/87/1/03bidpnd.rtf (дата обращения: 12.01.2017).

5. Горбунова Н. В. Проектирование и создание инновационной образовательной среды высшего учебного заведения // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Сб. статей: Ялта: РИО ГПА, 2015. Вып. 46. Ч. 1. С. 223-229

6. Луков В.А. Социальное проектирование: Учебное пособие. М., 2007

7. Сластёнин, В. А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластёнин, Л. С. Подымова. -М.: Магистр, 2003. - 308 с.

8. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.

Педагогика

УДК 371

аспирант Александров Александр Петрович

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЧАСТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КРЫМУ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация. В статье рассматривается актуальность изучения становления и развития частного образования с целью выявления положительного исторического опыта и применения его в современных условиях.

Ключевые слова: частное образование, частное образовательное учреждение, образовательная система, специфика развития частного образования.

Annotation. The article examines the relevance of studying the formation and development of private education in order to identify positive historical experience and its application in modern conditions.

Keywords: private education, private educational institution, educational system, specificity of the development of private education.

Введение. Происходящее в Российской Федерации общественное развитие, формирование нового открытого демократического общества, и его интеграция в мировое и европейское культурно-образовательное пространство привели к активному увеличению инноваций в педагогической концепции и практике, одной из которых представляет частное образование. На сегодняшний день концепция развития образования определяется отказом от директивного государственного управления. Это вызывает необходимость исследования становления частных учебных заведений в процессах образовательного реформирования и их место в государственной системе образования.

В условиях расширения спектра образовательных услуг и сокращения государственного финансирования образования, которое происходит во всех странах, заинтересованность общества и науки к такому сегменту системы образования как частное образование увеличивается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.