Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ / ПОРТРЕТ ГРАЖДАНИНА РФ / МОДУЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Ирина Александровна

Обосновывается необходимость разработки рабочей программы воспитания вуза, играющей системообразующую роль в процессе подготовки будущих педагогов. Представлено два варианта проектирования программы - институциональный и личностный. Отражено включение воспитательной работы в основную профессиональную образовательную программу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макарова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN OF THE EXEMPLARY WORKING PROGRAM OF EDUCATION IN THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION FOR TEACHING TRAINING PROGRAMS

The article deals with the substantiation of the necessity of the development of the working program of education in universities playing a strategic role in the process of training of future teachers. There are presented two variants to the design of the program: institutional and personal. There is reflected the inclusion of the educational work in the basic professional educational program.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ»

известия вгпу

И.А. МАКАРОВА (Волгоград)

проектирование примерной рабочей программы воспитания образовательной организации высшего образования для педагогических направлений

Обосновывается необходимость разработки рабочей программы воспитания вуза, играющей системообразующую роль в процессе подготовки будущих педагогов. Представлено два варианта проектирования программы - институциональный и личностный. Отражено включение воспитательной работы в основную профессиональную образовательную программу.

Ключевые слова: рабочая программа воспитания, портрет гражданина РФ, модульная архитектура.

Возрастающий в современном российском обществе интерес к проблеме воспитания подрастающего поколения, нашедший отражение в новых ключевых государственных нормативных документах [5], побуждает профессиональное педагогическое сообщество к пересмотру целей и содержания подготовки будущих педагогов. Так, в профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном, общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» в качестве одной из трех общепедагогических функций педагога обозначена «воспитательная деятельность».

В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся» (приказ № 829 от 21 мая 2020 г.), с 1 сентября 2020 г. школы приступили к разработке программы воспитания обучающихся всех уровней образования. Отправной точкой, по замыслу Министерства просвещения РФ, является Примерная программа воспитания, разработанная Институтом стратегии развития образования Российской академии образования и внедряемая в целях решения задач Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. Данный документ задает некий образец, показывающий образователь-

ным организациям реальные пути и способы воспитательной работы с детьми.

Исходя из этого, можно признать очевидной необходимость пересмотра подготовки будущих педагогов, заключающуюся в подготовке не только учителя-предметника, но и прежде всего педагога-воспитателя, умеющего создавать воспитательную среду - пространство возможностей для самореализации личности каждого участника образовательных отношений.

Н.Е. Щуркова определяет воспитательную среду как «совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру» [6]. Следовательно, будущий педагог в вузе не только сам воспитывается, но и сам должен быть подготовлен к осуществлению воспитательной деятельности, к созданию и использованию возможностей воспитательной среды в образовательных организациях для достижения образовательных результатов обучающихся.

Одним из направлений подготовки будущего педагога к созданию воспитательной среды в образовательных организациях, в соответствии с принятой Минобрнауки РФ и Мин-просвещения РФ концепцией, является разработка рабочей программы воспитания для студентов, учитывающая новые реалии времени. Ведущими специалистами в сфере воспитания Волгоградского государственного социально-педагогического университета (ВГСПУ) -доц. И.А. Макаровой, проф. Е.М. Сафроно-вой, проф. Е.И. Сахарчук, проф. И.А. Солов-цовой, доц. Н.И. Тихоненковым - была разработана Примерная рабочая программа воспитания образовательной организации высшего образования для педагогических направлений.

Коллектив разработчиков исходил из того, что программа должна играть системообразующую роль в процессе воспитания студентов педагогического вуза. При разработке содержания и структуры Примерной рабочей программы воспитания учитывались два аспекта. По замыслу Минобрнауки России, содержание Примерной рабочей программы воспитания должно отражаться через направления воспитательной работы, определенные в Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года, и приоритетные виды деятельности обучающихся в воспитательной системе образовательных организаций высшего образо-

О Макарова И.А., 2021

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

вания. Позиция Минпросвещения России, которая учитывалась коллективом разработчиков ВГСПУ, заключается в обеспечении преемственности Программы воспитания школьного уровня, разработанной в 2019 г. и внедряемой в настоящее время в широкую образовательную практику страны Институтом стратегии развития образования Российской академии образования, и Примерной рабочей программы воспитания образовательной организации высшего образования. При этом данные программы строятся по принципу модульной структуры.

Назначение Примерной рабочей программы воспитания - помочь педагогическим вузам создать и реализовать собственные эффективные рабочие программы воспитания, направленные на решение задач по созданию условий, содействующих развитию социальной, профессиональной и культурной компетентности будущих педагогов, развитию личности, способной к самостоятельному жизненному выбору, уважающей права и свободы других людей, способной осуществлять конструктивное социальное взаимодействие.

Другой особенностью разработанной рабочей программы воспитания является нацеленность на активное включение студентов в ее создание и реализацию, что, в соответствии с замыслом, становится важнейшим средством подготовки студентов - будущих педагогов -к воспитательной деятельности с детьми (обучение через пример, через проживание, в действии, через служение), средством усиления практико-ориентированности педагогического образования.

Общенаучная основа Примерной рабочей программы воспитания отражается в комплексе следующих методологических подходов: компетентностного, системно-деятель-ностного, аксиологического, ситуационно-событийного.

Компетентностный подход направлен на успешную интеграцию выпускника педагогического вуза в профессиональное сообщество при овладении им всеми необходимыми для успешной профессиональной педагогической деятельности базовыми компе-тентностями и сформированной у него социально значимой ценностной основе выполнения своей профессиональной миссии.

С позиции системно-деятельност-ного подхода необходимо учитывать специфику структуры воспитательной системы педагогического вуза. Деятельностная составляющая подхода предполагает организацию

разных видов целенаправленной социально и личностно значимой деятельности студентов, направленной на поиск ценностей, норм, законов и правил организации жизни, учебной и профессиональной деятельности, с целью становления гражданской и профессиональной позиции студента, его становления субъектом собственной жизни и деятельности.

Аксиологический подход обеспечивает концептуальное осмысление гуманистических ценностных оснований построения воспитательной работы в вузе. Активная роль ценностей обучающихся образовательной организации высшего образования проявляется в их мировоззрении через систему ценностно-смысловых ориентиров и установок, принципов и идеалов, взглядов и убеждений, отношений и критериев оценки окружающего мира, что в совокупности образует реальный профессионально значимый духовно-нравственный нормативно-регулятивный механизм всей их жизнедеятельности.

Содержание календарного плана воспитательной работы вуза и шаги по его реализации прописываются с использованием идей ситуационно-событийного подхода, предполагающего создание воспитывающих ситуаций, каждая из которых становится событием для будущего педагога, поскольку наполнена ценностным содержанием, основана на диалогическом взаимодействии, объединяет ее участников в ценностно-смысловом, эмоциональном и деятельностном отношении. При этом воспитывающая ситуация должна содержать в себе социальные факторы, инициирующие проявление разнообразных духовных потребностей, формирование рефлексии, способности к осмыслению и оценке, мотивов социально и личностно значимой созидательной деятельности и условий для осуществления такой деятельности. особую роль в решении воспитательных задач играют ситуации духовного и нравственного выбора, обеспечивающие становление смысловой сферы личности и личностно-профессиональной позиции будущего педагога.

При организации воспитательной деятельности и реализации Рабочей программы воспитания образовательной организации высшего образования, на наш взгляд, целесообразно руководствоваться системой принципов, которые согласуются с указанными методологическими подходами. она включает:

- принцип социальной направленности, предполагающий ориентацию на развитие со-

ИЗВЕСТИЯ ВГПУ

циальной активности будущих педагогов и обусловленный общественной природой профессии учителя - необходимость передавать обучающимся свои знания, духовный опыт, нравственные установки;

- принцип гуманистической направленности профессионального воспитания, ориентированный на уважение личности, ее суверенитета как высшей ценности общества;

- принцип единства профессионального воспитания и обучения, предполагающий усиление когнитивных, мотивационных, эмоционально-ценностных составляющих в учебной, внеучебной и профессиональной деятельности;

- принцип демократизации процесса профессионального воспитания, направленный на обеспечение демократических норм в освоении общей и профессиональной культуры;

- принцип индивидуально-личностной ориентации профессионального воспитания, утверждающий необходимость ориентации на индивидуальный исходный уровень воспитанности и культуры каждого обучающегося, отбор содержания, форм и методов воспитательной работы в связи с особенностями студентов;

- принцип полисубъектности, указывающий на особенности современного амбивалентного процесса развития и воспитания личности, который имеет полисубъектный, мно-гомерно-деятельностный характер;

- принцип творческого начала, предусматривающий приоритет разнообразной творческой деятельности в профессиональном и личностном становлении будущих педагогов, совместную творческую деятельность преподавателей и студентов, отвечающую их интересам и потребностям.

Остановимся подробнее на структуре Примерной рабочей программы воспитания образовательной организации высшего образования. Она включает в себя шесть разделов.

Содержание первого раздела «Особенности организуемого в вузе воспитательного процесса» отражает специфику воспитывающей среды образовательной организации. Здесь описывается специфика расположения вуза, особенности его социального окружения, источники положительного или отрицательного влияния на студентов, значимые партнеры вуза, особенности контингента студентов. Основной акцент в этом разделе необходимо сделать на оригинальные воспитательные находки, а также важные для образовательной организации принципы и традиции воспита-

ния, которые отражают специфику педагогического вуза.

Во втором разделе «Цель и задачи воспитания» на основе базовых общественных ценностей формулируются цель воспитания и задачи, которые образовательной организации высшего образования предстоит решать. цель следует конкретизировать применительно к особенностям каждого курса обучения студентов, главными задачами которых выступают: на 1-м курсе - ценностно-смысловое самоопределение; для 2-3-х курсов - профессионализация; на 4-5-х курсах - профессиональная социализация.

При определении цели воспитательной работы образовательной организации высшего образования рекомендуется исходить из ключевых задач воспитания, которые сформулированы в Федеральном законе от 31 июля 2020 г. № 304-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся»: «Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» [3]. Грамотно продуманная целевая установка воспитания позволит организовать в вузе интересную и событийно насыщенную жизнь обучающихся и педагогов.

В третьем разделе «Направления воспитательной работы» рекомендуется раскрыть особенности и традиции образовательной организации высшего образования в соответствии с приоритетными направлениями воспитательной работы (гражданское, патриотическое, духовно-нравственное), а также взять за основу вариативные направления (культурно-просветительское, научно-образовательное, профессионально-трудовое, экологическое, здо-ровьесберегающее) либо иные профессионально и личностно значимые направления, ставшие традиционными для вуза.

В четвертом разделе «Виды деятельности обучающихся в воспитательной системе вуза» необходимо указать, какие приоритетные виды деятельности обучающихся в воспитательной системе образовательной организации высшего образования будут реализовы-ваться на практике (например, проектная деятельность; учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность; волонтерская (добровольческая) деятельность и др.).

В пятом разделе «Виды, формы и содержание деятельности» образовательная организация высшего образования показывает, каким образом будет осуществляться достижение поставленных цели и задач воспитания. данный раздел может состоять из нескольких основных и дополнительных модулей, каждый из которых ориентирован на одну из поставленных образовательной организацией высшего образования задач воспитания и соответствует одному или нескольким (из) направлений(ям) и видам деятельности обучающихся в воспитательной системе вуза.

Основными модулями здесь являются «Учебно-профессиональная деятельность», «Институт кураторства и наставничества», «Студенческое самоуправление и развитие студенческих клубов», «Профессиональная социализация», «Волонтерство», «Социокультурное творчество», «Противодействие экстремизму и ксенофобии в молодежной среде». дополнительными модулями могут быть «ключевые вузовские события и мероприя-

кие науки -

тия», «Вузовские медиа», «Молодежные общественные объединения», «Международное студенческое сотрудничество», «Организация предметно-эстетической среды вуза», «Социально-педагогическое взаимодействие студенчества с лицами с инвалидностью и ОВЗ (в условиях инклюзии)» и др.

Образовательная организация высшего образования, разрабатывая собственную рабочую программу воспитания, вправе включать в нее те дополнительные модули, которые помогут ей в наибольшей степени реализовать свой воспитательный потенциал с учетом имеющихся у нее кадровых и материальных ресурсов. Поскольку практика воспитания в каждом вузе многообразна, и Примерная рабочая программа воспитания не может охватить все это многообразие, допускается, что каждая образовательная организация высшего образования по заданному примеру в Примерной рабочей программе воспитания может добавлять в свою рабочую программу собственные модули. Тот или иной дополнительный модуль включается в рабочую программу воспитания при следующих условиях: новый модуль отражает реальную деятельность обучающихся и педагогов, эта деятельность является значимой для обучающихся и педагогов, эта деятельность не может быть описана ни в одном из модулей, предлагаемых Примерной рабочей программой воспитания.

В связи с тем, что воспитательная работа является частью образовательного процес-

Таблица 1

Соотношение направлений воспитательной работы, видов деятельности обучающихся, форм работы с формируемыми компетенциями в рамках опоп

Учебные дисциплины Компетенции УК / ОПК Направления воспитательной работы Виды деятельности обучающихся в воспитательной системе вуза Формы работы

Адаптивная физическая культура ОПК-6 Профессионально-трудовое Здоровьесберегающее Спортивно- оздоровительная Проектная Научно-исследовательская Проект (название...)

Безопасность жизнедеятельности УК-7 УК-8 Гражданское Патриотическое Духовно-нравственное Профессионально- трудовое Здоровьесберегающее Проектная Научно-исследовательская Проект (название.)

ИЗВЕСТИЯ вгпу

са и составляющей университетской среды, разработчики Примерной рабочей программы воспитания рассматривают модуль «Учебно-профессиональная деятельность» как связующее звено в ОПОП между образовательной и воспитательной деятельностью. Другими словами, в этом модуле необходимо прописать воспитательную работу в рамках ОПОП, реализуемую через направления воспитательной работы и виды деятельности обучающихся, а остальные модули (представленные выше) «работают за пределами» ОПОП, направлены на создание воспитывающей среды вуза.

Результаты воспитательной работы являются частью образовательных результатов ФГОС ВО 3++ и формулируются в терминах универсальных и общепрофессиональных компетенций. Следовательно, результатом реализации рабочей программы воспитания будет сформированная на основе использования ресурсов как учебной, так и внеучебной, социально ориентированной деятельности система универсальных и общепрофессиональных компетенций.

Данный подход обусловлен тем, что процесс воспитания осуществляется не через отдельные дисциплины или компетенции, а через ОПОП в целом. В любой компетенции есть ценностный аспект, который формирует отношение к получаемому знанию и особенностям его применения в будущей профессиональной деятельности. В табл. 1 показано, как это может выглядеть.

В шестом разделе «Мониторинг качества организации воспитательной деятельности в образовательной организации высшего образования» необходимо показать, каким образом в вузе осуществляется анализ организуемой в нем воспитательной работы. здесь приводятся не результаты самоанализа, а лишь перечень основных его направлений, который может быть дополнен указанием на критерии, показатели и способы его осуществления. На основе полученных данных выделяются достоинства и недостатки существующей системы воспитательной работы, перспективные траектории развития системы, необходимые для принятия дальнейших управленческих решений.

к Примерной рабочей программе воспитания прилагаются методические рекомендации, где подробно представлены методологические основы и принципы организации воспитательной деятельности в вузе, описана рекомендуемая структура рабочей программы воспитания, охарактеризована специфика организа-

ции воспитательного процесса в вузе, его цель и задачи, направления воспитательной работы, виды, формы и содержание воспитательной деятельности (модульная архитектура), а также содержание мониторинга качества организации воспитательной деятельности в вузе [2].

Обсуждение Примерной рабочей программы воспитания на Всероссийском семинаре-совещании «Воспитание в педагогических вузах», проходившем в г. Ульяновске на базе УлГПУ имени И.Н. Ульянова (27 мая 2021 г. -28 мая 2021 г.), показало, что может быть и другой путь проектирования программы воспитания образовательной организации высшего образования - не институциональный (через направления воспитательной работы), а личностный, когда мы говорим о результате программы воспитания, предполагающей воспитание Гражданина России. Ключевая идея данного подхода состоит в том, что миссией педагогических вузов должна стать подготовка специалиста к формированию личности Гражданина России. А поскольку воспитать гражданина может только гражданин, необходимо прежде всего таковым воспитывать и самого будущего педагога!

Сегодня в педагогическом сообществе идет обсуждение «Портрета гражданина России 2035 года», предложенный А.М. Кондаковым [1]. Он включает в себя 9 маркеров.

1. Патриотизм. Хранящий верность идеалам Отечества, гражданского общества, демократии, гуманизма, мира во всем мире. Действующий в интересах обеспечения безопасности и благополучия России, сохранения родной культуры, исторической памяти и преемственности на основе любви к Отечеству, малой родине, сопричастности к многонациональному народу России, принятия традиционных духовно-нравственных ценностей человеческой жизни, семьи, человечества, уважения к традиционным религиям России. Уважающий прошлое родной страны и устремленный в будущее.

2. Гражданская позиция и правосознание. Активно и сознательно принимающий участие в достижении национальных целей развития России в различных сферах социальной жизни и экономики, творчески участвующий в деятельности общественных организаций, объединений, волонтерских и благотворительных проектах. Принимающий и учитывающий в своих действиях ценность и неповторимость, права и свободы других людей на основе развитого правосознания.

3. Социальная направленность и зрелость. Проявляющий самостоятельность и ответственность в постановке и достижении жизненных целей, активность, честность и принципиальность в общественной сфере, нетерпимость к проявлениям непрофессионализма в трудовой деятельности, уважение и признание ценности каждой человеческой личности, сочувствие и деятельное сострадание к другим людям. Сознательно проектирующий свой жизненный путь, использующий для разрешения проблем и достижения целей средства саморегуляции, самоорганизации и рефлексии.

4. Интеллектуальная самостоятельность. Системно, креативно и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, самореализующийся в профессиональной и личностной сферах на основе этических и эстетических идеалов.

5. Коммуникация и сотрудничество. Доброжелательно, конструктивно и эффективно взаимодействующий с другими людьми - представителями различных культур, возрастов, лиц с ограниченными возможностями здоровья (в том числе в составе команды); уверенно выражающий свои мысли различными способами на русском и родном языке.

6. Зрелое сетевое поведение. Эффективно и уверенно осуществляющий сетевую коммуникацию и взаимодействие на основе правил сетевой культуры и сетевой этики, управляющий собственной репутацией в сетевой среде, формирующий «здоровый» цифровой след.

7. Экономическая активность. Проявляющий стремление к созидательному труду, успешно достигающий поставленных жизненных целей за счет высокой экономической активности и эффективного поведения на рынке труда в условиях многообразия социально-трудовых ролей, мотивированный к инновационной деятельности.

8 . З д о р о в ь е и б е з о п а с н о с т ь . Стремящийся к гармоничному развитию, осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни и поведения, безопасного для человека и окружающей среды (в том числе и сетевой), воспринимающий природу как ценность, обладающий чувством меры, рачительно и бережно относящийся к природным ресурсам, ограничивающий свои потребности.

9. Мобильность и устойчивость. Сохраняющий внутреннюю устойчивость в

кие науки -

динамично меняющихся и непредсказуемых условиях, гибко адаптирующийся к изменениям, проявляющий социальную, профессиональную и образовательную мобильность, в том числе в форме непрерывного самообразования и самосовершенствования.

Такой портрет, с точки зрения автора, является:

- инструментом обеспечения преемственности личностных результатов образования по линии «дошкольное - общее - профессиональное»;

- основой для построения преемственных портретов выпускника по уровням образования (включая среднее профессиональное);

- основой для проектирования требований к современному педагогу;

- не является нормативно-правовым документом;

- не может использоваться для непосредственной оценки качества результатов воспитательного процесса [1].

Предлагая второй вариант разработки Примерной рабочей программы воспитания образовательной организации высшего образования, мы оставляем логику изложения Примерной рабочей программы воспитания, как и в предыдущем варианте, но меняем содержание модулей, исходя из маркеров «Портрета гражданина России 2035 г.». При этом не выделяются направления воспитательной работы и основные виды деятельности обучающихся в воспитательной системе вуза.

Макет Примерной рабочей программы воспитания в данном контексте может выглядеть следующим образом.

1. Обоснование общенаучной основы рабочей программы воспитания с описанием комплекса методологических подходов.

2. Определение принципов, которыми следует руководствоваться при организации воспитательной деятельности и реализации рабочей программы воспитания.

3. Описание особенности организуемого в вузе воспитательного процесса.

4. Цель и задачи, учитывающие курс обучения студентов.

5. Виды, формы и содержание деятельности (модульная архитектура).

1-й модуль - «Гражданско-патриотиче-ский». Содержательное наполнение этого модуля может быть следующим: «Патриотизм», «Гражданская позиция и правосознание», «Противодействие экстремизму и ксенофобии в молодежной среде», «Волонтерство».

известия вгпу

Таблица 2

Соотношение модулей, дисциплин и ФоС с формируемыми компетенциями

в рамках опоп

Компетенции УК / ОПК Индикатор компетенций Модули Дисциплины ФОС

1. ОПК-6 ОПК-6.2. Реализует психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности в целях индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями Здоровье-сберегающий Адаптивная физическая культура Кейс

2-й модуль - «Социально-культурный». Содержательное наполнение этого модуля: «Социальная направленность и зрелость», «Интеллектуальная самостоятельность», «Коммуникация и сотрудничество», «Экономическая активность», «Институт кураторства и наставничества», «Профессиональная социализация», «Студенческое самоуправление и развитие студенческих клубов», «Социокультурное творчество», «Международное студенческое сотрудничество», «Ключевые вузовские события и мероприятия», «Молодежные общественные объединения».

3-й модуль - «Информационная безопасность». Здесь могут быть модули «Зрелое сетевое поведение», «Мобильность и устойчивость», «Вузовские медиа».

4-й модуль - «Здоровьесберегающий». Он предполагает такие модули, как «Здоровье и безопасность», «Организация предметно-эстетической среды вуза», «Социально-педагогическое взаимодействие студенчества с лицами с инвалидностью и ОВЗ (в условиях инклюзии)».

6. Мониторинг качества организации воспитательной деятельности в образовательной организации высшего образования.

Таким образом, в основу представленных модулей заложены две составляющие: маркеры «Портрета гражданина России», а также основные и дополнительные модули, которые рассмотрены выше в первом варианте Примерной рабочей программы воспитания.

Такая модульная архитектура дает возможность содержательно наполнять в зависимости от уровня образования тот или иной модуль. По сути, с каждым уровнем образования будет происходить укрупнение модуля. Это конструктор, который не ставит рамки возможного, а позволяет включать в модули все целевые установки и воспитательные

практики (в зависимости от уровня образования: ДОУ - СШ - СПО - вуз). При таком подходе понятно, что рабочая программа воспитания образовательной организации высшего образования будет представлена более содержательно, по сравнению с ДОУ и СШ.

Что касается включения воспитательного аспекта в ОПОП, предлагается отразить воспитательные индикаторы УК и ОПК компетенций через модули Рабочей программы воспитания и дисциплины, которые изучаются студентами, а также создать унифицированные ФОС воспитательного характера для всех дисциплин (кейсы, сетевые проекты, виртуальные квесты и пр.).

При реализации второго варианта Примерной рабочей программы воспитания вуза именно такая логика и прежде всего содержательное наполнение модулей будут способствовать проявлению у будущих педагогов активной гражданской позиции, социальной активности и ответственности, нетерпимости к нарушениям норм морали и права, а также базовых национальных ценностей в предстоящей профессиональной деятельности.

Безусловно, остается еще очень много вопросов. Каковы критерии оценки воспитательной работы вуза? Можно ли оценить личностный результат каждого студента? Какой должен быть диагностический инструментарий?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На наш взгляд, перспективы дальнейшей практики разработки и реализации Р-абочей программы воспитания в педагогическом вузе связаны:

- с развитием в вузе экспериментальных исследований по актуальным проблемам воспитательной работы;

- с разработкой и реализацией системы внутривузовских проектов на исследования по проблемам воспитательной работы и реализации модели воспитания;

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

- с разработкой методик оценки качества воспитательной работы, обеспечивающих обратную связь в функционировании воспитательной системы, в том числе в ее процессе корректировки, обновления;

- с регулярным проведением мониторинговых исследований состояния и качества воспитательной работы;

- с подготовкой и изданием методических материалов в помощь организаторам воспитательной работы.

Список литературы

1. Кондаков А.М. Портрет гражданина России 2035 года [Электронный ресурс]. URL: https:// pokrovkaschool.nubex.ru/26918/ (дата обращения: 10.04.2021).

2. Методические рекомендации по разработке программы воспитания образовательной организации высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений 44.00.00 «Образование и педагогические науки» / И.А. Макарова [и др.]. М., 2021.

3. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся: федер. закон от 31 июля 2020 г. № 304-Ф3 (последняя редакция): принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 22 июля 2020 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 24 июля 2020 г. // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_358792/ (дата обращения: 10.04.2021).

4. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 окт. 2013 г. № 544н [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ: информационно-правовой портал. URL: https://base. garant.ru/70535556/ (дата обращения: 10.04.2021).

5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р [Электронный ресурс] // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты в Российской Федерации. URL: https://legalacts.ru/doc/ras porjazhenie-pravitelstva-rf-ot-29052015-n-996-r/ (дата обращения: 10.04.2021).

6. Щуркова Н.Е. Теория воспитания // Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2003.

* * *

2. Metodicheskie rekomendacii po razrabotke programmy vospitaniya obrazovatel'noj organizacii vysshego obrazovaniya po ukrupnennoj gruppe spe-cial'nostej i napravlenij 44.00.00 «Obrazovanie i pe-dagogicheskie nauki» / I.A. Makarova [i dr.]. M., 2021.

3. O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» po voprosam vospitaniya obuchayushchihsya: feder. zakon ot 31 iyulya 2020 g. № 304-FZ (poslednyaya redakciya): prinyat Gos. Dumoj Feder. Sobr. Ros. Federacii 22 iyulya 2020 g.: odobr. Sovetom Federacii Feder. Sobr. Ros. Federacii 24 iyulya 2020 g. // Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_358792/ (data obrashcheniya: 10.04.2021).

4. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere do-shkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo ob-shchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vos-pitatel', uchitel')»: prikaz Ministerstva truda i social'noj zashchity RF ot 18 okt. 2013 g. № 544n [Elektronnyj resurs] // GARANT.RU: informacionno-pravovoj portal. URL: https://base.garant.ru/70535556/ (data obrashcheniya: 10.04.2021).

5. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda: Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 maya 2015 g. № 996-r [Elektronnyj resurs] // Zakony, kodeksy i nor-mativno-pravovye akty v Rossijskoj Federacii. URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-29052015-n-996-r/ (data obrashcheniya: 10.04.2021).

6. Shchurkova N.E. Teoriya vospitaniya // Peda-gogika / pod red. P.I. Pidkasistogo. M., 2003.

Design of the exemplary working program of education in the educational institutions of higher education for teaching training programs

The article deals with the substantiation of the necessity of the development of the working program of education in universities playing a strategic role in the process of training of future teachers. There are presented two variants to the design of the program: institutional and personal. There is reflected the inclusion of the educational work in the basic professional educational program.

Key words: working program of education, portrait of the citizen of Russian Federation, modular architecture.

1. Kondakov A.M. Portret grazhdanina Rossii 2035 goda [Elektronnyj resurs]. URL: https://po krovkaschool.nubex.ru/26918/ (data obrashcheniya: 10.04.2021).

(Статья поступила в редакцию 10.05.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.