АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ФОРМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Д. П. ДЗБОЕВА,
аспирант кафедры бухгалтерского учета Е-mail: dinaradzboeva@yandex. ru Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации
В настоящее время развитие сектора малого и среднего предпринимательства является одним из приоритетных направлений совершенствования рыночной экономики. Однако для полноценного функционирования и развития малого и среднего бизнеса необходимо устранить ряд отрицательно влияющих факторов. В статье описываются наиболее актуальные проблемы сектора малого и среднего предпринимательства; на основе теоретического и практического изучения международного опыта предлагаются возможные пути их решения, выявлены приоритетные направления развития данного сектора.
Ключевые слова: МСФО для малых и средних предприятий, финансирование, государственная поддержка, кредитная субсидия, критерии отнесения к малым и средним предприятиям.
В условиях современного экономического кризиса одним из наиболее перспективных направлений оздоровления российской экономики, наполнения потребительского рынка товарами, создания новых рабочих мест является развитие малого и среднего бизнеса. Эти предприятия обладают наибольшей мобильностью в условиях изменяющейся рыночной конъюнктуры и внедрения новых форм хозяйствования и технологий.
В настоящее время Правительство РФ уделяет большое внимание вопросам развития малых и средних предприятий (МСП). В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ
«О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» основными целями в данной области являются:
— развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;
— обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
— обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
— оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;
— увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
— обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
— увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;
— увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Однако прирост МСП в России с 1996 г. составил лишь 5,8 %!, что свидетельствует о недостаточном развитии этого сектора в силу ряда объективных и субъективных причин, главными из которых для российских предпринимателей являются, во-первых, проблема, касающаяся определяющих критериев для признания бизнеса малым, и, во-вторых, проблема предоставления льготного финансирования. Решение этих основополагающих для МСП проблем определяет перспективу дальнейшего укрепления позиций рыночной экономики страны в целом, что делает их наиболее актуальными и приоритетными направлениями государственной политики.
Чтобы спрогнозировать ситуацию в будущем, необходимо рассмотреть международные и российские тенденции, касающиеся становления и развития МСП.
Принимая во внимание определяющую роль МСП в мировой экономической системе, в июле 2009 г. Совет по МСФО утвердил отдельный комплект бухгалтерских стандартов, предназначенных для предприятий малого и среднего бизнеса — «Международные стандарты финансовой отчетности для малых и средних предприятий» (МСФО для МСП) (International Financial Reporting Standard for Small and Medium-sized Entities).
Возникновение этого факта поставило перед государственными органами, руководителями организаций и работниками бухгалтерских служб вопрос об установлении границ отнесения предприятий к категории малых и средних.
Необходимо отметить, что МСФО для МСП выделяют следующие решающие критерии отнесения организаций к данной категории:
— предприятие не обязано публиковать свою финансовую отчетность;
— предприятие представляет финансовую отчетность только для внутренних пользователей.
При этом первый критерий подразумевает два варианта публичности:
— долговые или долевые инструменты компании обращаются на рынке (имеются в виду национальные и зарубежные фондовые биржи и внебиржевые рынки, включая местные и региональные) или компания находится в процессе выпуска в обращение таких инструментов;
1 Малый бизнес в России и за рубежом. URL: http://www. smallbiznes. net/StatisticsBusiness. php.
— сферой деятельности компании является содержание или управление на доверительной основе активами широкого круга лиц. К этой категории публичных компаний относятся банки, кредитные союзы, страховые компании, брокерские / дилерские компании, паевые инвестиционные фонды и инвестиционные банки2.
В мировой практике ни один из перечисленных критериев не использовался в качестве решающего фактора отнесения к той или иной категории предприятий. Более того, принадлежность к сектору малого и среднего предпринимательства зачастую определяется несколькими показателями. Так, в законодательстве Бельгии основной акцент ставится на ограничение по квантитативному составу работников и деление по территории. Численность занятых на предприятии является одним из компонирующих факторов и в Великобритании. Италия, основу экономики которой составляют малые и средние предприятия (примерно 95 % валового национального дохода) также принимает в качестве конститутивных факторов годовой оборот и количественную составляющую трудовых ресурсов предприятия3.
В США наблюдается сочетание качественных критериев с количественными, т. е. отсутствие доминирующего положения на рынке при одновременном выполнении следующего условия — управлять организацией должны независимые собственники. В качестве дополнения используется количественное ограничение занятых на предприятии работников.
Китай, в свою очередь, как и страны Европейского Союза (ЕС) предпочтение отдает категориям численности занятых, годовому обороту и стоимости активов.
Критерии определения границ сектора МСП в Российской Федерации наиболее близки к соответствующим показателям стран ЕС, в дополнение к которым существует качественный показатель: доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и иных
2 Международные стандарты финансовой отчетности для МСП. URL: http://www. ifrs. org/IFRS+for+SMEs/IFRS+fo r+SMEs+and+related+material/IFRS+for+SMEs+and+relat ed+material. htm.
3 Италия, которую кормит малый и средний бизнес. URL: http://www. businesspress. ru/newspaper/article_mM_44_aM_ 76204.html.
Таблица 1
Критерии отнесения к категории МСП в разных странах
Страны Численность занятых Годовой оборот Стоимость активов Доля участия РФ, субъектов РФ и иных фондов в уставном капитале Управление независимыми собственниками Положение на рынке
Россия
Микропредприятия 1—14 60 млн руб. 60 млн руб. Не более 25 % — —
Малые предприятия 15—100 400 млн руб. 400 млн руб.
Средние предприятия 101—250 1 000 млн руб. 1 000 млн руб
Страны ЕС 1—249 До 50 млн евро До 43 млн евро — — —
США Отсутствие
Микропредприятия 1—9 — — — + доминирую-
Малые предприятия 10—49 щего положе-
Средние предприятия 50—499 ния на рынке
Китай
Малые предприятия 1—299 До 30 млн До 40 млн — — —
промышленности юаней юаней
Малые предприятия 1—599 До 30 млн До 40 млн
строительства юаней юаней
Малые предприятия 1—99 До 10 млн —
розничной торговли юаней
фондов в уставном капитале фирмы не должна превышать 25 %4.
С учетом сказанного, а также анализируя данные табл. 1, можно сказать, что в мире в настоящее время не достигнут консенсус в вопросе отнесения предприятий к той или иной категории. В понятие «малое и среднее предприятие» одни страны вкладывают комбинацию количественных и качественных критериев (Россия, США), другие страны основываются на применении конкретной категории (страны ЕС, Китай). Объективными факторами таких противоположных подходов, по мнению автора, являются различный уровень развития экономики и субъективное мнение научных деятелей относительно критериев отнесения предприятий к категории малых и средних.
Таким образом, отнесение предприятий к сектору малого и среднего бизнеса по признакам, утвержденным в недавно принятых МСФО для МСП, является недостаточно рациональным в связи с тем, что в мире сложилась модель, в которой определяющий характер так или иначе носят количественные критерии. И если такие страны, как ЮАР безоговорочно приняли МСФО для
4 Статья 4 п. 1 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
МСП, то для стран с развитой экономикой, где сложилась своя достаточно успешно функционирующая система, принять упомянутый стандарт без каких-либо поправок будет довольно проблематично. К тому же основными преимуществами количественных признаков перед качественными являются удобство, доступность и простота их использования.
В качестве альтернативы признаков, утвержденных в МСФО для МСП, по мнению автора, можно рекомендовать Совету по МСФО следующие критерии:
- численность занятых на предприятии работников;
- годовой оборот либо стоимость активов организации;
- отсутствие доминирующего положения на рынке.
Целесообразность этого предложения объясняется тем, что практически все МСП мира активно используют годовой оборот и численность занятых на предприятии в качестве основополагающих критериев. Что касается дополнительно введенного фактора (отсутствие доминирующего положения на рынке), который используется только в США, то в некоторых странах в разные периоды времени он включался
в определение МСП. Так, основной составляющей экономического определения малой фирмы, предложенной Болтонским комитетом, являлось отсутствие доминирующего положения на рынке. Необходимо сказать, что данное определение неоднократно подвергалось критике со стороны ученых, указывающих на то, что многие малые фирмы на практике добиваются более высокой рентабельности, нежели крупные предприятия в схожей отрасли. Однако, по мнению автора, в настоящее время существует необходимость внедрения этого показателя: предприятия, занимающие доминирующую позицию на рынке (монополисты) зачастую являются конгломератами, что неприемлемо для категории МСП.
Таким образом, законодательное принятие предложенных критериев Советом по МСФО решит проблему унификации столь различных определений малого и среднего бизнеса.
Что же касается Российской Федерации, то в настоящее время переход на МСФО для МСП является довольно затруднительным, так как отсутствует законодательная основа для осуществления данного перехода. Кроме того, согласно п. 2.2. Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 01.07.2004 № 180, можно применять только официальный текст МСФО на русском языке. Несмотря на то, что Концепция разрабатывалась с учетом рекомендаций по МСФО для крупных предприятий, грамотное применение МСФО для МСП возможно только при наличии официального перевода, отсутствующего на сегодняшний день.
Не менее важной проблемой является процесс принятия МСФО для МСП, который предполагает вовлечение в процесс адаптации высококвалифицированных специалистов (аналитиков, налоговых специалистов, рейтинговых агентств, специалистов в области международных стандартов), которых в настоящее время в стране недостаточно. Следовательно, в случае перехода на МСФО для МСП необходимо вводить курс изучения данных стандартов в программу обучения будущих специалистов, организовать курсы по повышению квалификации в данном направлении.
Рассматривая вопросы финансирования российских МСП, необходимо заметить, что в соответствии с Федеральным законом «О развитии
малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» малому бизнесу обещаны различные способы содействия, среди которых и финансовая поддержка. Однако реальное получение банковских кредитов для большинства МСП до сих пор остается непозволительной роскошью. Исследования этого вопроса показали, что уровень предоставления кредитов МСП до кризиса 2000-х г. был таким, какой невозможно было бы поддерживать впоследствии. Тем не менее международный опыт свидетельствует о том, что льготное кредитование является необходимым условием развития МСП. Так, в США огромную помощь малому предпринимательству оказывает Администрация малого бизнеса (АМБ) с помощью кредитования, выдачи гарантий либо займов. Что касается американского правительства, то оно стимулирует сектор МСП государственными заказами, предоставляемыми наравне с крупными концернами5.
Однако существуют объективные причины, препятствующие стабильному развитию данного сектора предпринимательства: МСП не в состоянии предоставить необходимые гарантии для получения кредитов.
Российские МСП также находятся под влиянием трудностей, которые возникают на пути их становления. Одним из проблемных вопросов укрепления позиций сектора МСП является вопрос их поддержки и стимулирования.
Государство уделяет особое внимание сектору МСП и в период кризиса: из доклада Минэкономразвития России следует, что на поддержку сектора МСП в 2010 г. предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 11 млрд руб. Среди приоритетных направлений — поддержка экспортно ориентированных малых и средних предприятий, так как именно эти компании производят конкурентоспособную продукцию. Следующим важным блоком поддержки является развитие лизинга МСП (на развитие лизинга в будущем году планируется направить 3 млрд руб.). В программу развития сектора МСП планируется включить выдачу грантов, микрофинансирование, строительство бизнес-инкубаторов, образовательные программы, промышленные парки. В докладе также предусмотрено существенное увеличение региональных программ поддержки малого и
5 Малый бизнес: зарубежный опыт. URL: http://www. nisse. ru/busmess/article/article_1141.html?effort=1.
30 25 20 15 10 5 0
среднего предпринимательства в субъектах, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, и муниципальных программ монопрофильных городов6.
В отношении налоговой политики предусмотрены следующие стимулирующие программы:
- с 01.01.2010 по 31.12.2012 предусмотрено повышение предельной величины доходов налогоплательщика, ограничивающее его право на применение упрощенной системы налогообложения (с 30 до 60 млн руб.);
- на заседании Комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства под председательством первого заместителя Председателя Правительства РФ И. И. Шувалова обсуждался вопрос об освобождении субъектов малого и среднего предпринимательства от уплаты НДС при выкупе недвижимого имущества в соответствии с положениями Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 7.
Работа по поддержке малого и среднего предпринимательства ведется не только в пределах государства. Активно привлекается к сотрудничеству ряд стран: в ходе третьего заседания Российско-Польской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству была подписана Программа российско-польского сотрудничества в сфере малого и среднего предпринимательства. Эта программа даст возможность привлечения дополнительных ресурсов, так как в последние месяцы наблюдается восстановление торгового обмена двух стран: в течение трех месяцев 2010 г. товарооборот в сравнении с аналогичным периодом 2009 г. увеличился в 2 раза и составил 5,2 млрд долл. США8.
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
(оценка)
Рис. 1. Объем кредитов, выданных МСП субъектов РФ, млрд. руб.
6 Минэкономразвития: планы по поддержке МСБ на 2010 год. URL: http://www. allmedia. ru/newsitem. asp?id=874736.
7 Малому и среднему бизнесу готовят налоговые меры поддержки // Российский налоговый курьер. 2010. № 6. С. 10.
8 Директор Департамента развития малого и среднего
предпринимательства А. В. Шаров на третьем заседании
1 А. В. Стахнюк. Малый бизнес: проблема доступности кредитов // Деньги и кредит. 2010. № 3. С. 23.
Несмотря на то, что государство ведет активную работу в этом направлении и в 2007 г. объем кредитов достиг своего пика (рис. 1), по данным опроса, проведенного Московским центром развития предпринимательства в 2007 г., 13 % предпринимателей не смогли взять кредит по причине неприемлемой для них ставки кредитования. Согласно результатам этого же опроса приемлемая ставка кредитования для предпринимателей на тот момент составляла около 9 %.
По мнению представителей крупных инвестиционных компаний, мировой кризис ликвидности практически не затронул российский малый бизнес. Это связано с тем, что, во-первых, по сравнению с развитыми западными странами доля малого бизнеса в российской экономике очень мала. Во-вторых, в банковском секторе российские малые предприятия не столь активно кредитуются, как это делают схожие по статусу западные компании. Гораздо заметнее кризис оказал влияние на средние предприятия, для которых более доступно внешнее финансирование, в связи с чем они ощутили наряду с увеличением банковских процентных ставок одновременное уменьшение кредитной массы9.
Важным дополнением к банковскому кредитованию является лизинг. В 2007 г. основным пользователем этого вида финансирования выступал сектор МСП (рис. 2), на долю которого приходилось, по оценкам рейтингового агентства «Эксперт РА», около 8,5 млрд долл. США, что на 90 % больше
Российско-польской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству. URL: http://www. economy. gov. ru/minec/activity/sections/foreignEconomicActivity/ cooperation/economicEurope/doc2505020101627. 9 Невлиятельный кризис // Финанс. 2007. № 49. С. 60.
данного показателя в 2006 г. 10. В период экономического кризиса рынок лизинга сократился более чем на 1/411. Однако, по мнению автора, спрос на него в качестве дополнительного финансового источника будет возрастать вследствие того, что в настоящее время одной из основных проблем любого предприятия (в особенности МСП) является изношенность основных фондов.
Что касается коммерческих кредитов поставщиков, то зачастую они используются в случае, когда нет возможности получить долгосрочные банковские ссуды. Кредиты поставщиков в большинстве своем являются невыгодными: выдаются под высокую процентную ставку, что является довольно обременительным для МСП. Кроме того, коммерческий кредит носит краткосрочный характер, а МСП нуждаются в привлечении заемных средств на долговременной основе.
Вне зависимости от формы и вида заемные средства должны подкрепляться соответствующей гарантией, активами со стороны предприятия, которых так недостает МСП.
Подобные недостатки сектора МСП во многих странах устраняются путем непосредственного участия государства в распределении рисков при кредитовании МСП. Для решения этой задачи обычно создается специализированная организация с доминирующим участием государства, с помощью которой осуществляется поддержка МСП. Подобный опыт предоставления поручительств применяется в России с 2003 г. Первое ОАО «Агентство кредитного обеспечения» было основано под учредительством правительства Ленинградской области12. Данная организация занималась предоставлением поручительств в качестве гарантии исполнения обязательств со стороны заемщика при нехватке залогового обеспечения. Создание таких организаций оказало благоприятное воздействие на МСП: их количество до создания государственных программ поддержки и организаций по стимулированию сектора МСП было 844 тыс., в последующие годы наметилась тенденция роста (табл. 2).
10 Кредитование малого и среднего бизнеса в России, 2008. URL: http://raexpert. ru/researches/fmmb08.
11 Рынок лизинга по итогам 9 месяцев 2008 г.: полный назад. URL: http://www. all-leasing. ru/press_release/detail/6443.
12 Смирнова Н. Г. О системе разделения рисков с участием государства при кредитовании субъектов малого предпринимательства. Материалы Всероссийской конференции представителей малых предприятий, 26 апреля 2005 г. М., 2005.
йй Малый бизнес
■ Средний бизнес
■ Крупный бизнес
Рис. 2. Удельный вес малых и средних предприятий в общей структуре лизингового кредитования в 2007г. в Российской Федерации
(Источник: Экономический вторник // Московский комсомолец. 2007. 30 окт. № 34. С. 10.)
Однако надо отметить, что при сравнении темпов роста сектора МСП в России с другими странами видно, что наша страна отмечена невысокими показателями развития этого сектора предпринимательства. Сдвиг в положительную сторону есть, но необходимо стимулировать предприятия для более активной деятельности, так как малый и средний бизнес наиболее мобилен для активизации возможностей и идей в период кризиса.
Таблица 2
Количество МСП в ряде стран в 1998 и 2003 гг.
Страны Количество МСП (тыс.)
1998 2003
Страны ЕС 15 770 19 270
США 19 300 22 900
Япония 6 450 4 690
Россия 844 893
Источник: Ресурсный центр малого предпринимательства. URL: http://www. rcsme. ru/default. asp.
Подводя итоги, можно сказать, что банковский кредит, безусловно, способствует ускорению производства и обращения материальных ценностей. Однако в настоящее время получение банковского кредита, выгодного для сектора МСП, достаточно затруднительно. Решение вопроса ценовой доступности кредитных ресурсов для предприятий малого и среднего бизнеса зависит от государства: необходимо выработать систему, способствующую сокращению как рисков для кредитора, так и снижению процентных ставок кредита, среди которых особое место занимает снижение ставки рефинансирования. Разработка системы протекции на национальном уровне, включающей разносторонние программы поддержки со стороны государства, позволит снизить кредиторский риск: субсидирование, помощь
в инвестиционной деятельности, налоговые льготы, снижение административных барьеров, льготное кредитование и другие меры поощрения производства позволят МСП укрепить на рынке свои позиции.
В настоящее время сектор МСП пока нуждается в серьезной поддержке со стороны государства, так как изначально проигрывает крупным предприятиям. Неустойчивость (как финансовая, так и коммерческая), изношенность основных фондов, немногочисленный рабочий персонал, достаточно значительный привлеченный капитал, небольшой масштаб деятельности — все это свидетельствует о том, что государству необходимо выработать ряд комплексных мероприятий в поддержку МСП.
Для решения этой задачи необходимо выработать наиболее приемлемый подход к определению малого предприятия в целях проведения сравнительного исследования деятельности МСП в отдельных странах. Без четкого определения критериев отнесения субъектов хозяйствования
к МСП невозможно определить объект государственной поддержки, что, в свою очередь, делает бессмысленным разработку государственной политики для этого сектора экономики.
Список литературы
1. Малому и среднему бизнесу готовят налоговые меры поддержки // Российский налоговый курьер. 2010. № 6. С. 10.
2. Невлиятельный кризис // Финанс. 2007. № 49. С. 60.
3. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ.
4. Смирнова Н. Г. О системе разделения рисков с участием государства при кредитовании субъектов малого предпринимательства. Материалы Всероссийской конференции представителей малых предприятий, 26 апреля 2005 г. М., 2005.
5. Стахнюк А. В. Малый бизнес: проблема доступности кредитов // Деньги и кредит. 2010. № 3. С. 23.