Библиографический список
1. Дугельный, А. П. Структурные преобразования промышленного предприятия / А. П. Дугельный, В. Ф. Комаров. — Новосибирск : Новосиб. гос. ун-т, 2001. — 256 с.
2. Миллер, А. Е. Управление социально-экономической безопасностью предприятия / А. Е. Миллер, А. А. Теплоухов. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2006. — 136 с.
МИЛЛЕР Александр Емельянович, доктор экономических наук, профессор (Россия), заведующий
кафедрой экономики, налогов и налогообложения. Адрес для переписки: e-mail: [email protected]. omsk.su
МИЛЛЕР Максим Александрович, доцент кафедры экономики и социологии труда.
Статья поступила в редакцию 09.11.2011 г. © А. Е. Миллер, М. А. Миллер
УДК 336.64+658.11.017 о. Ю. ПАТЛАСОВ
А. В. ГОРДУСЕНКО
Омская гуманитарная академия
СУБЪЕКТЫ
МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА: КРИТЕРИИ, СТРУКТУРА,
ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ_________________________________
Проанализированы критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства в различных странах, а также в банках России. Исследованы структура и экономические характеристики МСП, а также направления сотрудничества с банками. Сформулированы предложения по совершенствованию взаимодействия коммерческих банков и субъектов МСП.
Ключевые слова: заемщик, малое и среднее предпринимательство, коммерческий банк, факторинг.
Актуальность темы исследования аккумулируется следующими обстоятельствами. Во-первых, отношение регионов к масштабу поддержки субъектов малого предпринимательства зависит от количества крупных налогоплательщиков и их доли в формировании региональной налоговой базы. Во-вторых, структура малого предпринимательства по видам деятельности сопряжена непосредственно с объемами привлечения внешних источников финансирования. В-третьих, в сложившейся банковской практике отсутствуют единые критерии отнесения заемщиков к субъектам МСП, кроме того отечественные коммерческие банки в своих регламентах отдельно выделяют подходы к оценке кредитных рисков ПБОЮЛ и юридическим лицам — субъектам МСП.
Каковы же критерии отнесения к малому и среднему бизнесу? Возможно использование как количественных критериев, так и качественные (статус резидента, экономическая неустойчивость, монопольное положение и др.). С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 209-ФЗ). Данным нормативным актом установлены критерии отнесения к субъектам МСП. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость, один из критериев, не должна превышать предельные значения, установленные постанов-
лением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг)» для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Новый закон был принят с учетом рекомендаций Европейской комиссии от 6 мая 2003 года для определения микропредприятий, малых и средних предприятий 2003/361/ЕС и Регламента ЕС №70/2001 о рамках государственного содействия стран-членов Европейского союза (далее — ЕС) малым и средним предприятиям. Одна из задач Федерального закона № 209-ФЗ — обеспечение соответствия законодательства по развитию малого и среднего предпринимательства ЕС законодательству Российской Федерации, что весьма актуально в преддверии вступления в ВТО
Следует отметить, что Министерство экономического развития РФ не предполагало использовать стоимостной критерий ввиду невозможности установления показателей близким к европейским, но с целью исключения из категории малых предприятий организации, являющихся частью вертикально интегрированных компаний и имеющих значительные обороты за счет этого, был введен критерии выручки.
В странах Европейского союза, США и Китае критерии отнесения предприятий к субъектам малого и среднего бизнеса несколько иные (табл. 1). В США не выделяются средние предприятия и микропредприятия. В Китае, так же как и в США,
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011
Критерии отнесения предприятий к субъектам малого и среднего бизнеса в странах Европейского союза, в Китае и США [1, 2, 3]
Страна Страны Европейского союза США Китай
Микропредприятие 1) Численность не более 10 чел.; 2) Выручка или валюта баланса до 2 млн евро Не выделяются 1) Численность не более 100 чел. в зависимости от вида деятельности 2) Выручка не более 20 млн юаней в зависимости от вида деятельности 3) Стоимость активов не более 3 млн юаней для архитектуры и 20 млн юаней для сферы недвижимости (real estate development industry)
Малое предприятие 1) Численность не более 50 чел.; 2) Выручка или валюта баланса до 10 млн евро 1) Численность от 100 до 1500 чел. в зависимости от вида деятельности 2) От 0,75 до 300 млн долларов в зависимости от отрасли и вида бизнеса 2 млн евро 1) Численность не более 300 чел. в зависимости от вида деятельности; 2) Выручка от реализации до 80 млн юаней в зависимости от вида деятельности. 3) Стоимость активов не более 50 млн юаней для архитектуры и 50 млн юаней для сферы недвижимости (real estate development industry)
Среднее предприятие 1) Численность не более 250 чел.; 2) Выручка до 50 млн евро или валюта баланса до 43 млн евро Не выделяются 1) Численность до 2000 чел. в зависимости от вида деятельности; 2) Выручка от реализации до 1200 млн юаней в зависимости от вида деятельности. 3) Стоимость активов не более 800 млн юаней для архитектуры и 100 млн. юаней для сферы недвижимости (real estate development industry)
критерии малых компании устанавливаются для каждой отрасли отдельно. Оборот и выручка предприятия, а также такой показатель, как доход ( валовой доход), могут быть аналогичными понятиями. Обычно в данном случае имеется в виду количество денег или иных благ, получаемых компанией за определенный период ее деятельности, в основном за счет продажи продуктов или услуг своим клиентам. Таким образом, проводить параллели и сравнения относительно внесения малых и средним бизнесом вклада в экономическое развитие различных стран не является корректным.
Следует отметить, что в Китае только в 2011 г. на основе Стандартов для классификации малых и средних предприятий (China's Régulations on the Standards for Classification of Small and Medium-sized Enterprises), опубликованных 18 июня 2011 г., стали выделяться микропредприятия. Также новая классификация включает самозанятое население. Новые критерии отражают текущую экономическую ситуацию и подчеркивают растущую важность малых и средних предприятий для властей Китая, на которые приходится около 90 процентов занятости.
Если оценить удельный вес малого и среднего предпринимательства в таких социально-экономических показателях России, как ВВП, среднесписочная численность работников, также произвести сравнение между среднемесячной начисленной заработной платой работников в целом в экономике и у субъектов малого и среднего предпринимательства, то мы не обнаружим преимуществ у данного сектора.
Около 40 % малых и средних предприятий в Российской Федерации работают в сфере торговли, а именно в этом секторе, согласно данным Росстата, наблюдается высокая доля числа неформально занятых и более низкий уровень заработной платы. В среднем по России распределение численности занятых в неформальном секторе по видам экономической деятельности в 2009 году, по данным Росстата,
следующее: торговля — 34,3 %, сельское хозяйство — 24,9 %, строительство — 10,1 %, транспорт и связь —
9.2 %, обрабатывающие производства — 8,9 %, предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг — 4,6 %, операции с недвижимостью —
3.2 %, гостиницы и рестораны — 2,3 %.
Более того, исходя из исследований Федеральной службы государственной статистики относительно среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций по видам экономической деятельности, в сфере торговли также наблюдается более низкий уровень заработной платы, который составлял около 85 % от среднего уровня на протяжении 2007 — 2009 гг.
Еще одним критерием служит производительность труда. В данном случае нет определенных данных об объеме произведенных товаров. Если взять за показатель производительности отношение оборота предприятий к численности работников по видам экономической деятельности, то также не обнаружится преимуществ, в особенности у малых предприятий (табл. 2).
Соответственно, существующий на сегодняшний день малый и средний бизнес не имеет значительного положительного влияния на экономику в виду его структуры, а именно, преобладание предприятий торговой сферы, что является причиной более низкой заработной платы работников, низкой производительности труда и низких поступлений в бюджетную систему Российской Федерации от малых и средних предприятий, так как неофициальная занятость способствует снижению поступлений такого налога как НДФЛ, который на 70 % зачисляется в бюджеты субъектов федерации и является одним из основных источников поступлений в бюджетную систему (5 % от поступлений консолидированного бюджета РФ и государственных внебюджетных фондов, 27,6 % поступлений консолидированных бюджетов субъектов федерации РФ).
Таблица 2
Оборот на одного занятого за 2008-2009 гг. на крупных (КП), средних (СП) и малых предприятиях МП)
(млн руб. на чел.)
Вид экономической деятельности Оборот на одного занятого
КП СП МП
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 0,156 0,160 0,178
Рыболовство, рыбоводство 0,663 1,224 0,595
Добыча полезных ископаемых 4,946 1,300 0,338
Обрабатывающие производства 1,386 0,989 0,281
Строительство 0,603 0,754 0,500
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 2,389 2,183 1,956
Гостиницы и рестораны 0,279 0,337 1,251
Транспорт и связь 1,135 0,771 0,703
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 0,729 1,082 0,565
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 0,157 0,598 0,302
Источник: составлено авторами
Таблица 3
Критерии отнесения к МСБ в банках РФ
Банк Критерий отнесения к МСБ Название продукта
Сбербанк РФ Для ИП и малых предприятий с годовой выручкой до 400 млн руб. Бизнес-оборот, Бизнес-инвест, Бизнес-актив, Бизнес-авто, Бизнес-недвижимость, Бизнес-рента
Для ИП и малых предприятий с годовой выручкой до 25 млн руб. Программа кредитовании «ГАЗ»
Для ИП и малых предприятий с годовой выручкой до 1 млрд руб. Г осзаказ
Для ООО, ИП, собственников бизнеса с годовой выручкой до 60 млн руб. «Доверие»
Росбанк Годовая выручка до 360 млн руб. — малый бизнес; от 360 до 1,8 млрд руб. — средний бизнес Все продукты
Уралсиб Годовая выручка до 400 млн руб. Все продукты
Банк Интеза Годовая выручка до 1 млрд руб. Краткосрочный кредит, бизнес-ипотека
Источник: собственные исследования
Согласно исследованиям Росстата, из всех инвестиций, которые предприятия и организации страны осуществляют для своего развития, в около 50 % они финансировали за счет своей прибыли и амортизации и только 10,3 % — за счет заемных средств кредитных организаций, при этом доля кредитов российских банков с 2000 г. в инвестициях выросла с 2,9 % до 10,3 % в 2009 г. Ситуация со средним бизнесом несколько иная — доля кредитов банков в инвестициях в основной капитал на средних предприятиях составляет 17,5 %, о малых предприятиях нет официальных статистических данных.
Использование лишь собственных средств для развития бизнеса приводит к торможению развития всей экономики. В условиях, когда лишь 9—10 % инвестиций поставляются банковским сектором, неудивительно сохранение существенной доли сырьевого сектора в экономике, даже при высоком уровне налогообложения в добывающих отраслях. Существующие структурные перекосы экономики могут быть преодолены только за счет эффективной аллокации ресурсов при посредничестве мощного банковского сектора. Следовательно, роль банков, как
и государства, в развитии малых и средних предприятий велика в виду того, что они являются одним из основных источников инвестиций предприятий и осуществления расширенного воспроизводства.
В целом банковская система призвана соответствовать целям, аналогичным тем, которые сформулированы для финансового рынка в целом в Концепции развития финансового рынка России до 2020 года, а именно:
— обеспечивать трансформацию внутренних сбережений в инвестиции с наименьшими транзакционными издержками;
— способствовать эффективной аллокации ресурсов;
— предоставлять механизмы для реализации базовых социальных функций государства;
— обеспечивать укрепление финансового суверенитета [4].
В институциональном плане банки играют главную роль в системе финансового посредничества в Российской Федерации, значительно превосходя остальных участников финансовых рынков по экономическому потенциалу, при этом российская бан-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011
%
Рис. 1. Остаток ссудной задолженности по кредитам, выданным малым и средним предприятиям, млн рублей [5]
ковская является достаточно слабой ввиду низкой капитализации и недостаточности объемных показателей — пассивов и активов. Отношение активов российского банковского сектора составляет только 75 % к ВВП, в то время как в Бразилии — 133 %, в Китае — 144 %, в европейских странах — от 200 % и выше, в США — 102 %, но там инвестиционная деятельность во многом отделена от банков и является предметом деятельности специальных инвестиционных компаний, по мощности и размерам не уступающих банкам.
Существует ряд точек зрения относительного того, кто осуществляет в большей степени взаимодействие с малыми и средними предприятиями, региональные банки или государственные. Согласно исследованию «Эксперта РА», которое основано на результатах анкетирования банков, а также проведения серии углубленных интервью с представителями рынка кредитования малого и среднего бизнеса, наибольший кредитный портфель наблюдается у Сбербанка РФ (рис. 1).
Несмотря на то, что исследование «Эксперта РА» проведено с учетом критериев отнесения к субъектам МСБ по российскому законодательству, в самих банках, как показывают результат проведенного маркетингового исследовании, данные критерии отличны (табл. 3). Не представлены в табл. 3 данные Альфа-Банка, который к малому и среднему бизнесу относит компании, размер годовой выручки которых не превышает 1,3 млрд руб. для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в Москве и Московской области, и 780 млн руб. — в других городах России.
Камнем преткновения развития сотрудничества между банками и МСБ является неудовлетворение первыми состоянием заемщиков, а также потребность в содействии государства по осуществлению программ по разделению рисков кредитования startup, недостаточной финансовой грамотностью потенциальных клиентов.
Одним из способов разделения рисков является сотрудничество с Гарантийными фондами. На начало 2011 г. в Российской Федерации создано 73 гарантийных фонда. При сотрудничестве с гарантийным фондом заключается трехсторонний договор поручительства между банком, предпринимателем (заемщиком) и фондом. Преимущество этой схемы заключается в том, что поручительство фонда не требует
ни дополнительных затрат на страхование имущества, ни долгой процедуры зачета залога в качестве обеспечения. Денежные средства из федерального и региональных бюджетов служат залоговой базой по выдаваемым банком кредитам. Более того, за счет средств фондов осуществляется возмещение части суммы процентов по кредиту, части лизинговых платежей, части страховой премии, части расходов, связанных с выплатой вознаграждения по договорам банковской гарантии, поручительства.
В Омской области 16 кредитных учреждений имеют право финансировать малый и средний бизнес региона под поручительство фонда, наибольшую активность проявляет Омское отделение № 8634 ОАО «Сбербанк России». В совокупности в фонде за 9 месяцев 2011 г. было заключено 97 договоров поручительства на общую сумму обязательств фонда 340 477,13 тыс. руб., сумма привлеченных кредитов за этот же период составила 793 447,58 тыс. руб. В сравнении с итогами работы Фонда развития малого и среднего предпринимательства Новосибирской области, в котором за три квартала 2011 года было выдано 167 поручительств в размере 532 734,14 тыс. рублей по кредитам на сумму 899 495,80 тыс. руб. результаты Омского фонда выглядят более сдержанно. Но в обоих фондах наибольшую активность в сотрудничестве проявляют предприятия торговли (46,78 % в Омской области и 55 % в Новосибирской области) и Сбербанк РФ, что подчеркивает тенденцию развития МСБ в целом по Российской Федерации.
Другим продуктом, который направлен на развитие МСБ, является факторинг. При операциях факторинга банк финансирует своих клиентов против уступки прав требования к их покупателям (дебиторам) по предоставляемым этими компаниями коммерческим кредитам. Актуальность и востребованность данного продукта также подтверждается структурой сделок в разрезе размера бизнеса клиента ( рис. 2).
В международном праве факторингу посвящена UNIDROIT Convention on International Factoring — Конвенция о международном факторинге, подготовленная Международным институтом унификации частного права и принятая в мае 1988 года на международной конференции в Оттаве. Согласно данному документу, фактор выполняет, по меньшей мере, две из следующих функций:
— финансирование поставщика, включая заем и предварительный платеж;
100%
80%
60%
40%
20%
0%
2007 г.
2008 г.
2009 г.
Крупный бизнес Средний бизнес і Малый бизнес
2010 г.
Рис. 2. Структура сделок факторинга в разрезе размера бизнеса клиента по количеству клиентов [6]
— ведение бухгалтерского учета по причитающимся суммам;
— сбор дебиторской задолженности;
— защита от неплатежеспособности дебиторов [7].
Ввиду этих причин факторинга объединяет в себе
сразу несколько функций. Во-первых, финансирование оборотного капитала. Во-вторых, фактор берет на себя работу по инкассации задолженности клиента. В-третьих, если это предусмотрено договором, фактор берет на себя риск неплатежа, выступая, таким образом, в качестве страховщика финансовых рисков. Такой комплекс функций делает факторинг незаменимым механизмом для малых и средних предприятий, доступ к кредиту у которых традиционно затруднен (при факторинге акцент переносится на кредитоспособность их клиентов), а ресурсов для инкассации задолженности недостаточно.
В России широко используется закупочный факторинг, который в классическом виде предполагает тесную кооперацию с крупным дебитором, например, торговой сетью. Схема будет представлять собой установление лимита на большую федеральную торговую сеть с предложением специальных условий для ее поставщиков, а также совместную работу по определению на каких условиях и какие компании следует переводить на факторинг. В связке «производитель—торговая сеть» главную роль занимает именно торговая сеть в виду того, работа с ними является престижной и прибыльной, поэтому поставщики готовы принимать условия, которые выдвигаются ими, в том числе отсрочку платежа. В современных условиях торговая сеть не нуждается в каких-либо факторинговых продуктах, она получает необходимую продукцию в нужном объеме и на своих условиях. Для факторинговой компании или банка взаимоотношения производителя и торговой сети ничем не отличаются от отношений поставщика и покупателя, поэтому в таком случае используется прямой факторинг, предполагающий уступку дебиторской задолженности поставщика.
При реверсивном факторинге основная задача, которую решает клиент, — привлечение финансирования на закупку продукции, когда компания не может получить отсрочку платежа. В сегменте малого и среднего бизнеса реверсивный факторинг могут использовать сборочные производства для работы с поставщиками комплектующих, в том числе мебельной фурнитуры, компонентов для производства пластиковых окон. Это могут быть предприятия, выпускающие продукты питания, — реверсивный факторинг будет способствовать получению отсрочки платежа за поставленное сырье, тару и упаковку. Следовательно, если закупочный факторинг используется в сфере торговли, то реверсивный факторинг направлен на производственные предпри-
ятия. Соответственно, он является более актуальным с точки зрения изменения структуры малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, на основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы: 1) абсолютно некорректно проводить сравнения относительно вклада в развитие экономик малого и среднего бизнеса в различных странах ввиду совершенно различных критериев отнесения к таковым; 2) существующий сегодня малый и средний бизнес не имеет значительного положительного влияния на экономику ввиду его структуры, а именно, преобладание предприятий торговой сферы; 3) отсутствие единых критериев отнесения к МСБ; 4) неразвитость финансового механизма, что тормозит развитие МСБ.
Низкая эффективность труда в малом бизнесе перекрывается другими достоинствами, в частности способностью оперативно обеспечивать занятость, как правило, большую в расчете на вложенный капитал в сравнении с крупным производством. В силу этого место поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в региональной политике определяется не только наличием/отсутствием крупных налогоплательщиков, но и масштабами проблем занятости населения.
Отказ в российских нормативных документах от уточнения критериев отнесения к субъектам МСП относительно отраслевой принадлежности является безосновательным, так как существует разброс уровня фондовооруженности, энерговооруженности и электровооруженности труда по отраслям экономики.
На наш взгляд, целесообразно рекомендательным письмом Центрального банка РФ утвердить единый подход к классификации субъектов МСП с учетом отраслевой специфики и региональных особенностей, что упростит доступ к финансовым ресурсам субъектам МСП.
Библиографический список
1. China's Regulations on the Standards for Classification of Small and Medium-sized Enterprises [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.understandingchina.eu/Chinaide-ascommunity/LatestresearchonChina/tabid/887/Default.aspx?Post ID = 2636&CurrentPage = 0&filter = 4 (дата обращения: 28.11.2011).
2. The new SME definition: User guide and model declaration [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ec.europa.eu/ enterprise/policies/sme/files/sme_definition/sme_user_guide_ en.pdf (дата обращения: 28.11.2011).
3. US Small Business Administration, FAQ: Size Standards [Электронные ресурс]. — Режим доступа: http://web.sba.gov/ faqs/faqIndexAll.cfm?areaid = 15; http://www.sba.gov/idc/groups/
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011
public/documents/sba_homepage/serv_sstd_tablepdf.pdf (дата обращения: 28.11.2011).
4. Об утверждении стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 2043-р [Электронный ресурс] // ИПЦ «Гарант«. — Режим доступа: http://base.garant.ru/12164654/ (дата обращения: 29.11.2011).
5. Ра-Эксперт. Кредитование малого и среднего бизнеса в России: притормозили [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.raexpert.ru/researches/banks/finmb_slowed_ down/part2/ (дата обращения: 28.11.2011).
6. Ра-Эксперт. Российский рынок факторинга в 2010 году: на холостых оборотах [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.raexpert.ru/researches/factoring/2010/part2/ (дата обращения: 28.11.2011).
7. UNIDROIT Convention on International Factoring [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.unidroit.org/ English/conventions/1988factoring/1988factoring-e.htm (дата обращения: 28.11.2011).
ПАТЛАСОВ Олег Юрьевич, доктор экономических наук, заведующий кафедрой коммерции, маркетинга и рекламы, проректор Омской гуманитарной академии; профессор кафедры бухгалтерского учета и экономики Омского государственного аграрного университета; профессор кафедры бухгалтерского учета, анализа и статистики Омского филиала Государственного университета Министерства финансов Российской Федерации.
ГОРДУСЕНКО Александр Владимирович, аспирант кафедры коммерции, маркетинга и рекламы Омской гуманитарной академии; специалист отдела логистики ООО «ИКЕА ДОМ».
Адрес для переписки: email: alex.gordusenko@ gmail.com
Статья поступила в редакцию 29.11.2011 г.
© О. Ю. Патласов, А. В. Гордусенко
УДК 330.83:519.86 е. Г. АНДРЕЕВА
А. Н. СУХОВА
Омский государственный технический университет
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ.
МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
В статье рассматриваются вопросы экономического роста и модели, с помощью которых они описываются. Выделяются основные модели кейнсианского типа, отражающие концепцию регулируемого экономического роста, возможности влияния политики накопления и инвестирования на темпы экономического роста, а также модели неоклассического направления, выявляющие механизм влияния сбережений, роста трудовых ресурсов и научно-технического прогресса на уровень жизни населения и на динамику этого уровня.
Ключевые слова: экономический рост, валовой внутренний продукт, инвестиции, потребление, накопление, темп роста, модели.
Экономический рост является важнейшей характеристикой общественного производства страны. Экономический рост — это количественное и качественное совершенствование общественного продукта за определенный период времени. Свое выражение он находит в увеличении национального производства, в возрастании экономической мощи страны, региона.
Экономический рост России в период, предшествующий кризису 2008 — 2009 гг, начался с 1999 г. В результате за 1999 — 2008 гг., согласно данным Росстата [1], уровень ВВП России вырос более чем на 90 %. Однако начавшийся в 2008 г. мировой кризис начал сказываться на экономике России с сентября — октября 2008 г. За последний квартал 2008 г. ВВП упал в среднем на 5,8 %. В связи с этим весьма актуально исследование моделей роста экономики, а также сохраняют свое значение разнообразные подходы, раскрывающие новые, неизученные аспекты данной проблемы.
Модели экономического роста позволяют отслеживать изменения национального дохода в зависимости от потребления, капиталовооруженности, инвестиций. В связи с этим весьма важным является
рассмотрение моделей макроэкономических процессов, их разнообразия, выделение особенностей каждой при решении экономических задач.
Основная цель построения таких моделей — это определение условий, необходимых для равновесного роста, под которым подразумевают такое развитие экономики, когда увеличивающиеся от периода к периоду объемы спроса и предложения на макроэкономических рынках всегда равны друг другу при полном использовании труда и капитала [2].
Анализируются следующие макроэкономические модели роста.
Неоклассические модели
Неоклассики при анализе экономического роста исходят, во-первых, из того, что стоимость продукции создается всеми производственными факторами (ресурсами); во-вторых, из того, что каждый фактор производства вносит свой вклад в создание стоимости продукции в соответствии со всеми предельными продуктами и получает доход, равный этому предельном продукту; в-третьих, из того, что существует количественная зависимость между выпуском