Научная статья на тему 'Малое и среднее предпринимательство в России и проблемы его развития'

Малое и среднее предпринимательство в России и проблемы его развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3904
388
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малый и средний бизнес (МСП) / структура МСП / стимулирование МСП / smalland medium-scale business / structure of smalland medium-scale business / stimulation of smalland medium-scale business

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крылова М. В.

В статье раскрывается значение малого и среднего предпринимательства (МСП) на современном этапе развития России. Акцентируется внимание на проблемах, возникающих при функционировании МСП. Рассмотрены меры по стимулированию и поддержанию данного сектора экономики. Приводится статистика по доле и структуре малого и среднего предпринимательства в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Крылова М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the significance of smalland medium-scale entrepreneurship at the present stage of Russia's development. The author stresses the problems of its financing, describes measures that can stimulate and support this sector of economy, and presents statistical data on the share and structure of smalland medium-size entrepreneurship in Russia.

Текст научной работы на тему «Малое и среднее предпринимательство в России и проблемы его развития»

номики, и их влиянием на деятельность сектора МП. Функцией данного блока является анализ количественных и качественных изменений в теневом секторе.

Научно-методическое обеспечение предлагается поручить Байкальскому Государственному Университету Экономики и Права (БГУЭП) с привлечением научного потенциала Иркутской области.

Реализация механизма противодействия теневой деятельности сектора МП с учетом предлагаемого снижения налоговой нагрузки позволит через развитие сектора МП диверсифициро-

вать структуру экономики, усилить социальную защищенность населения и приведет к увеличению добавленной стоимости производимой продукции.

Государственное воздействие на теневую экономику должно принять форму комплексной программы государственной политики, рассчитанной на длительную перспективу. Эта тема приобретает еще большую актуальность, если учесть, что в стране формируется новая политическая обстановка, повышается экономическая роль государства и его ответственность перед гражданами России.

Литература

1. Чепуренко А.Ю. Малый бизнес в рыночной среде. — М.: Изд. дом Междунар. ун-та в Москве, 2006.

2. Мигин С., Шестоперов О., Шеховцов А., Щетинин О. Оценка доли теневого оборота в малом предпринимательстве в 20022006 гг. // http://www.nisse.ru/work/experts/.

3. Бокун Н., Кулибаба И. Проблемы статистической оценки теневой экономики // Вопросы статистики. — 1997. — № 7. — С. 11-19.

4. Буров В.Ю. Теневая деятельность средних и малых предприятий // ЭКО. — 2008 — № 4. — С. 67-74.

5. Буров В.Ю. Определение количественных показателей характеризующих последствия теневой деятельности субъектов малого предпринимательства: Сб. науч. тр. / Под ред. В.И. Самарухи. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009. — С. 58-65.

6. Латов Ю.В., Ковалев С.Н. Теневая экономика: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В.Я. Кикотя, Г.М Казиахмедова. — М,: Норма, 2006. — 336 с.

7. Николаева М.И., Шевяков А.Ю. Теневая экономика: методы анализа и оценки. — М.: Экономика и математические методы, 1990. Т. 26. — С. 926-935.

8. Попов В.В. Методы измерения теневой экономики и их использование в постсоветской России // Экономическая теория преступлений и наказаний. Теневая экономика в советском и постсоветском обществах / Под ред. Л.М. Тимофеева и Ю.В. Латова. — М., 2002. — Вып. 4/2.

1 Исследования проведены в 2008-2009 гг. по Иркутской области, Забайкальскому краю, Республике Бурятия. Обследовано 246 респондентов.

2 Финансовый результат, выявленный на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организаций, представляет собой сумму прибыли от продажи товаров, продукции (работ, услуг), основных средств, иного имущества организаций и доходов от прочих операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Данные по сальдированному финансовому результату (прибыль минус убыток) приводятся по кругу малых предприятий в фактически действовавших ценах, структуре и методологии соответствующих лет. Данные приведены по малым предприятиям (без малых предприятий, перешедших на упрощенную систему налогообложения), представившим бухгалтерскую отчетность

3 Малое предпринимательство в России 2007 год.

МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО РАЗВИТИЯ

М.В. Крылова,

аспирант кафедры мировой экономики Санкт-Петербургского государственного университета, заместитель генерального директора по финансам корпорации «Пентакон»

mariakrylova@inbox.ru

В статье раскрывается значение малого и среднего предпринимательства (МСП) на современном этапе развития России. Акцентируется внимание на проблемах, возникающих при функционировании МСП. Рассмотрены меры по стимулированию и поддержанию данного сектора экономики. Приводится статистика по доле и структуре малого и среднего предпринимательства в России.

Ключевые слова: малый и средний бизнес (МСП), структура МСП, стимулирование МСП

УДК 334; ББК 65.29

Стратегической целью государственной политики, заявленной в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., является вхождение России в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта, что означает, в том числе, и переход страны на новый инновационный путь экономического развития. В условиях усиления глобальной конкуренции и продолжающегося кризиса производства, сопровождаемого снижением цен на сырье и замедлением темпов роста, вопрос о переходе России на инновационный путь экономического развития становится проблематичным, но не снимается с повестки дня. В свою очередь инновационный путь экономического развития требует от государства создания максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы, повышения

конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских частных компаний, расширения их способности к работе на открытых глобальных рынках в условиях жесткой конкуренции, поскольку именно частный бизнес является основной движущей силой экономического развития. Проблема развития малого и среднего бизнеса в период перехода от сырьевого к инновационному сценарию развития экономики приобретает особый интерес. Кроме того, в условиях финансового кризиса вопрос развития и поддержки малого и среднего предпринимательства приобретает особое значение, так как именно этот бизнес способен «смягчить» последствия кризиса, обеспечив дополнительную занятость и рост производства.

Согласно статье 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринима-

тельства в Российской Федерации» в качестве субъектов малого и среднего предпринимательства понимаются «внесенные в единый государственный реестр юридических лиц: потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства». Основными критериями отнесения того или иного предприятия к малому и среднему бизнесу являются: во-первых—суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, а также юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, в уставном капитале (для юридических лиц — не более 25%); во-вторых — средняя численность работников за предшествующий календарный год (от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий, до ста человек включительно для малых предприятий, кроме того, среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек); в-третьих — выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год (микропредприятия — не более 60 млн рублей, малые предприятия — не более 400 млн рублей, средние предприятия — не более 1000 млн рублей).

Значение малого и среднего бизнеса обусловлено тем, что его полноценное развитие является основой по поддержанию здоровой конкуренции внутри страны, а также необходимым условием повышения конкурентоспособности производимых на ее территории товаров и услуг на мировой арене. В условиях высокой монополизации значительного числа региональных и продуктовых рынков динамичные малые и средние предприятия являются важнейшими составляющими конкуренции. Именно малый и средний бизнес обеспечивает экономике необходимую гибкость, поскольку быстрее реагирует на появление новых рыночных ниш и новых потребностей. Кроме того, малый и средний бизнес во всех странах традиционно является важнейшей средой изобретения и дельнейшего внедрения инноваций, обеспечивая наряду с крупными компаниями успешное функционирование экономики страны. Особо важную роль субъекты малого и среднего предпринимательства играют в настоящее время, частично поглощая избыточную массу высвободившихся в результате мирового финансового кризиса трудовых ресурсов и обеспечивая дополнительную занятость населения.

Однако для того, чтобы малые и средние предприятия успешно выполняли вышеперечисленные функции, в стране должны быть созданы соответствующие условия. На практике же малый и средний бизнес в России развит слабо и работает неэффективно, о чем свидетельствует текущая структура МСП в стране. Так, в России в 2007 г. по оценке Минэкономразвития Российской Федерации доля малых предприятий в ВВП страны составила лишь 17%. Это в 2-4 раза ниже подобного показателя не только ведущих экономик мира, но и восточноевропейских стран, а также ряда бывших советских республик. (Для сравнения — в Европе малыми и средними предприятиями создается до 70% ВВП, в США — около 40%) [9]. При этом в российском малом бизнесе занято порядка 13% трудоспособного населения, в то время, как в странах Европы этот показатель в среднем составляет 50-70% [5].

Явно нерациональной выглядит и отраслевая структура малого бизнеса в России. На 1 января 2008 года около 71% оборота малого и среднего бизнеса приходилось на долю оптовой и розничной торговли, причем на обрабатывающие производства приходится только порядка 9%, на строительство — 8%, на операции с недвижимым имуществом — 6%, а на наукоемкие инновационные отрасли — лишь 2,5% [10, 7].

Аналогично и структура инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий по видам экономической деятельности. Так, в январе — марте 2009 г. более 3/5 совокупного объема инвестиций приходилось на оптовую и розничную торговлю, строительство и операции с недвижимым имуществом. Инвестиции в основной капитал МСП в промышленности составляли 18,0%, сельского хозяйства — 8,2%, в наукоемких областях — немногим более 1% [2].

Таблица 1 Оборот малых предприятий по видам экономической деятельности в млрд руб.

2007 г. %

Всего, в т.ч.: 15468,9 100,0%

с/х, охота и лесное хозяйство 122 0,8%

рыболовство, рыбоводство 23,8 0,2%

добыча полезных ископаемых 59,4 0,4%

обрабатывающие производства 1401,1 9,1%

производство и распределение электроэнергии, газа и воды 41 0,3%

строительство 1265,6 8,2%

оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 10999,8 71,1%

гостиницы и рестораны 96 0,6%

транспорт и связь 384,4 2,5%

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 959,3 6,2%

образование 3,7 0,0%

здравоохранение и предоставление социальных услуг 33,8 0,2%

Составлено по: данные Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru)

Приведенная выше статистика по доле и структуре малого и среднего предпринимательства в России свидетельствует об отсутствии эффективной системы поддержки МСБ в стране и

о наличии множества нерешенных проблем, возникающих на пути его развития. Основное, с чем приходится сталкиваться игрокам малого и среднего бизнеса — это, в первую очередь, недостаточное и неэффективное правовое регулирование в сфере МСП, а также сложность и дороговизна получения банковских кредитов и недоступность альтернативных источников внешнего финансирования. Так, главным источником финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства является собственная прибыль — 61%, средства учредителей составляют 23%, а кредиты банков — лишь 16% [9]. Здесь стоит отметить, что большинство кредитов малым и средним предприятиям предоставляются на короткие сроки (более 83% кредитов выданы на срок до 1 года). В свою очередь это ограничивает сферу применения денежных ресурсов отраслями с коротким сроком оборачиваемости и высокой нормой прибыли, которая будет являться достаточной для покрытия больших прямых и косвенных расходов субъектов малого и среднего предпринимательства. В связи с чем, более 60% всех кредитов, выданных малому и среднему бизнесу, приходится на предприятия, занимающиеся торговлей [9].

Согласно заявленному курсу инновационного развития страны правительство Российской Федерации уже начало осуществлять комплекс мер, направленных на поддержание малого и среднего предпринимательства и улучшения условий его функционирования с целью изменения отраслевой структуры и структуры финансирования МСП. Усиление поддержки данного сектора экономики продиктовано осознанием значения предприятий малого и среднего бизнеса как одного из важнейших резервов роста национальной экономики, что является особенно актуальным в условиях мирового финансового кризиса.

Меры правительства РФ по улучшению положения предприятий микро-, малого и среднего бизнеса коснулись разных аспектов их деятельности и могут быть условно разделены на три блока: меры в области финансового и налогового стимулирования, меры имущественно-инфраструктурной поддержки и меры по снижению административного давления.

Одной из ключевых мер по поддержанию малого и среднего бизнеса в области финансового и налогового стимулирования явилось расширение порога для перехода малых предприятий на упрощенную систему налогообложения с годового дохода в 30 млн руб. до 60 млн руб. (ст. 346.12 и 346.13 части второй Налогового кодекса РФ). Данная мера позволит увеличить число малых предприятий, а значит, существенно снизить налоговую

нагрузку для плательщиков, применяющих в настоящее время общую схему налогообложения. Кроме того, реализация данной меры может способствовать легализации некоторой части «теневых» доходов малых предприятий. В этой связи субъектам Российской Федерации с 2009 г. было предоставлено право устанавливать пониженную ставку налога для упрощенной системы налогообложения в диапазоне с 15 до 5% (ранее существовала единая ставка в 15%). Тем не менее, минимальная процентная ставка действует в настоящее время лишь в семи субъектах Российской Федерации (Кемеровской, Псковской, Липецкой, Смоленской, Ростовской областях, Якутии и ЯмалоНенецком автономном округе), тогда как в других субъектах региональные власти пока активно не продвигают эту инициативу, не желая терять дополнительный доход.

С расширением порога перехода малых предприятий на упрощенную систему налогообложения, начиная с 1 января 2010 г. единый социальный налог заменяется на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по единой ставке 26%, 5,1%; в фонды обязательного медицинского страхования и 2,9%; в фонд социального страхования (на доходы работника, превышающие 415 тыс. руб. в год, взносы начисляться не будут). Таким образом, общий размер ставок страховых тарифов увеличивается с текущих 26% до 34% [11]. Это, в свою очередь, имеет своим прямым следствием увеличение налоговой нагрузки на предприятия в сфере малого и среднего бизнеса, что будет особенно чувствительно в контексте современных кризисных явлений в национальной экономике. Здесь стоит отметить, что в связи с таким увеличением налоговой нагрузки на МСП правительство РФ вводит переходный период в течение всего 2010 г. В течение 2010 г. страховые отчисления в Пенсионный фонд РФ и фонды медицинского и социального страхования будут уплачиваться по действующим в настоящее время тарифам, а новые тарифы страховых взносов должны вступить в силу с 1 января 2011 г.

В конце июня принят Федеральный закон «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»«. Согласно данному закону у предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход (ЕНВД), появилась возможность добровольного применения контрольно-кассовой техники в своей деятельности при условии выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего факт покупки (товарный чек, квитанцию и др.). Данная мера поможет сократить расходы в первую очередь микро- и малых предпринимателей на покупку и дальнейшее ежемесячное обслуживание ККТ.

Что же касается мер по поддержанию малого и среднего бизнеса непосредственно в области финансового стимулирования, то здесь можно отметить следующее: увеличение объема финансовой поддержки малого бизнеса до 40 млрд рублей и увеличение срока выдаваемых кредитов. Кроме того, дополнительно планируется финансировать различные бизнес-инкубаторы, деловые центры, образовательные учреждения и прочие организации, оказывающие малому и среднему бизнесу имущественную и другие виды поддержки.

Утверждено дополнительное финансирование региональных гарантийных фондов, под поручительство которых малый бизнес сможет получить займы. На пополнение таких фондов уже выделено 3,5 млрд рублей, принято решение выделить еще 15 млрд рублей на эти цели [2]. В результате реализации программы кредитования малого бизнеса ставки по кредитам должны стать более приемлемыми для предпринимателей, особенно на фоне тех, которые банки предлагают сейчас (порядка 20-30% годовых). Однако практическая реализация механизма распределения средств на кредитование МСБ протекает крайне медленно, в результате чего по состоянию на начало июля 2009 г. ни одного кредита на эти нужды не выдано. Кроме того, порядок отбора региональных банков-партнеров предъявляет жесткий перечень требований к финансовым институтам, претендующим на получение государственной поддержки. Вероятнее всего, «небольшие» банки не смогут соответствовать

заявленным требованиям, в то время как именно «небольшие» банки в развитых странах составляют основу кредитования малого бизнеса.

В части мер имущественно-инфраструктурной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства можно выделить следующие. Во-первых, упрощается доступ малых и средних предприятий к государственному и муниципальному заказу: с 5% до 2% снижаются требования по обеспечению заявки на участие малых предприятий в конкурсах и аукционах, что позволит малому бизнесу сэкономить около 24 млрд руб. в год; открыты 3 электронные площадки для проведения аукционов по размещению государственных заказов — при правительстве Москвы, правительстве Татарстана и Сбербанке РФ — с перспективой увеличения числа электронных площадок до 5 — 7, что призвано обеспечить более прозрачный и открытый доступ предпринимателей к торгам [6]. Должна заработать обязательная квота на закупки для малого и среднего предпринимательства при проведении аукциона, которая распространяется теперь не только на государственных, но и на муниципальных заказчиков.

Во-вторых, правительством Российской Федерации было подписано постановление о совершенствовании порядка подключения к электросетям, которое предусматривает установление упрощенной процедуры льготных тарифов за присоединение. Так, при подключении мощности до 100 кВт можно будет внести только авансовый платеж в размере 5% от стоимости услуги с правом выплаты оставшейся суммы с беспроцентной рассрочкой в течение 3 лет. При этом подключение должно быть осуществлено в течение полугода.

К мерам по снижению административного давления на малые и средние предприятия относится вступивший в силу с

1 июля 2009 года новый Федеральный закон (ФЗ №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора)»). В соответствии с ним закреплен принцип уведомительного начала предпринимательской деятельности.

Несмотря на довольно внушительный список мер, осуществляемых правительством Российской Федерации по поддержание малого и среднего бизнеса, среди них отсутствуют наиболее востребованные и необходимые для инновационного пути развития России меры, направленные на содействие модернизации производственных мощностей действующих малых и средних предприятий. Это существенно замедляет заявленного в Концепции переходу страны на инновационный путь развития.

Современный мировой экономический кризис показал слабость экономической политики России, ограниченность и отсталость источников поступления денежных средств в бюджет страны. Несмотря на все заявленные в последние годы усилия, направленные на поддержание и стимулирование отечественного производства, российский бизнес за малым исключением до сих пор не изобретает и не создает необходимую конкурентоспособную продукцию и технологии. Громоздкие и неповоротливые государственные компании работают с крайне низкой производительностью и энергоэффективностью, без применения современных инновационных решений, что не позволяет увеличить свое влияние России на уровне глобальных экономических процессов. В сложившейся ситуации именно малые и средние предприятия обладают тем огромным потенциалом развития, который в условиях все накаляющейся конкуренции экономик мировых держав, жизненно важен РФ. МСП в России — это предприятия, работающие в основном на современной технике, с применением новых интеллектуальных систем и ресурсов, на новых информационных базах, способные стать локомотивом модернизации в стране. Малый и средний бизнес более гибок и быстрее реагирует на возникновение новых рыночных потребностей, изобретая новые универсальные знания или совершенствуя уже существующие. Однако для того, чтобы малые и средние предприятия заработали с полной силой, заняли значительное место в структуре российской экономике и вышли на качественно новый уровень, важно своевременно и полно планировать и реализовывать меры по их поддержанию.

Литература

1. Гайдар Е., Синельников-Мурылев С., Главацкая Н. Российская экономика в 2008 году. Тенденции и перспективы // Институт экономики переходного периода. 2009 // http://www.iet.ru/ru/rossiiskaya-ekonomika-v-2008-godu-tendencii-i-perspektivy-vypusk-30-

2.html

2. Изряднова О., Фомина Е., Казанцев Д. Малое предпринимательство в России: состояние и проблемы // Саморегулируемая межрегиональная ассоциация оценщиков. 26.08.2009 // http://smao.ru/ru/tp/analytics/article_1023.html

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года // http:// www.kremlin.ru

4. Малое предпринимательство в России, 2008 г. // http://www.gks.ru

5. Необходимость и направления развития господдержки среднего бизнеса в России // Общероссийская общественная организация «Деловая Россия». 15.12.2009 // http://www.deloros.ru/main.php?mid=22&doc=19101

6. Правительство жертвует 100 миллиардами рублей для поддержки малого бизнеса // Агентство экономической информации «ПРАЙМ-ТАСС». 22.04.2009 // http://www.prime-tass.ru/news/articles/-201/%7B434FD7B5-E49D-492A-9824-34AD92FF91CF%7D.uif

7. Статистическое обозрение — 2008 г. // http://www.gks.ru

8. Статистическое обозрение — 2009 г. // http://www.gks.ru

9. Финансовая и гарантийная поддержка развития малого и среднего предпринимательства // Российский Банк Развития // http://www.rosbr.ru/files//Doc1.doc

10. Шаповалов А. Малый бизнес осваивает ресурсы Эльвиры Набуллиной // Коммерсантъ. — 2008. — № 30 (26 февр.)

11. В настоящее время по общему правилу (т.е. при годовом доходе работника в размере до 280 тыс. руб.) суммарный размер социальных отчислений в результате уплаты единого социального налога составляет 26%, их них: 14% — на обязательное пенсионное страхование; 6% — для финансирования выплат базовой части трудовой пенсии; 3,1% — в фонд обязательного медицинского страхования; 2,9% — в фонд социального страхования.

ПОДГОТОВКА ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИМИ СТРУКТУРАМИ

Т.В. Терентьева,

заведующий кафедрой бухгалтерского учета и аудита Владивостокского государственного университета экономики и сервиса,

кандидат экономических наук

В статье рассмотрены и классифицированы проблемы подготовки качественной информации для принятия экономических решений. Представлены исследования по оценке восстановительной стоимости активов организации. Предложен новый формат бухгалтерского баланса и новая классификация дебиторской задолженности.

Ключевые слова: управленческие решения, финансовая отчетность, стоимость активов, формат отчетности, дебиторская задолженность

УДК 658.511.2; ББК 65.291.213+65.052.20

Отчетность является важнейшим инструментом управления устойчивым развитием предпринимательскими структурами, так как содержит все основные показатели деятельности организации. Документами ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» и МСФО 1 «Представление отчетности» определяются требования и качественные характеристики, которым должна соответствовать отчетность организации, исходя из интересов пользователей.

В 1980 г. Бюро разработки стандартов финансового учета выпустило положение о понятиях финансового учета — «Качественные характеристики бухгалтерской информации», которое предназначено для изучения характеристик финансовой отчетности, делающей ее полезной для принятия экономических решений.

Для использования показателей отчетности достаточно, чтобы они были достоверными, релевантными, надежными и интерпретируемыми [1]. Некоторые добавляет такое свойство, как сравниваемость. Если отчетность составлена в соответствии с принципом начисления и такими качественными характеристиками как понятность, уместность, надежность, то будет соблюдаться требование достоверности и объективного представления [2].

В соответствии с МСФО в Принципах подготовки и составления финансовой отчетности отмечено, что пользователи должны иметь возможность как сопоставлять финансовую отчетность предприятия за различные периоды, так и сравнить финансовую отчетность разных компаний. Качественные характеристики учетной информации представляют собой совокупность свойств, позволяющих составить и представить финансовую информацию в отчетности как максимально полезную, актуальную и надежную по отношению к заинтересованным пользователям. Основной целью финансовой отчетности является

«предоставление необходимой полезной информации всем потенциальным пользователям, заинтересованным в получении информации о финансовом положении предприятия и его изменениях, о результатах хозяйственной деятельности, эффективности управления и степени ответственности руководителя за порученное дело» [3].

Отчетность многих российских предприятий не соответствует требованиям релевантности в силу того, что около 30% бизнеса российских компаний находится в тени от налогообложения, а значит, отчетность этих организаций не отражает действительного состояния дел. Такая отчетность не может быть использована в системе обратной связи, так как не обладает прогностической ценностью.

По мнению ряда авторов, основная задача финансовой отчетности — формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и о ее имущественном положении. Она необходимо внутренним и внешним пользователям: руководителям, учредителям, инвесторам, кредиторам и другим пользователям для контроля над соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций [4]. По мнению автора, качественному решению основных задач финансовой отчетности сопутствуют следующие проблемы (табл. 1)

Основами пользователями финансовой отчетности по праву считаются инвесторы и кредиторы. Именно эта группа пользователей способна повлиять на увеличения объема экономических ресурсов в организации, соответственно, на увеличение доходов организации. Управление предпринимательскими структурами часто рассматривается как взаимоотношение между инвесторами, кредиторами и командой топ-менеджмента, которым необходима релевантная информация о деятельности организации [5].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.