МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Л.Е. Галяева, канд. экон. наук, доцент Ю.Ю. Платонова, канд. экон. наук, доцент Е.С. Павличенко, магистрант Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)
DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10465
Аннотация. В статье исследуется сектор малого и среднего предпринимательства в России, представлены меры по поддержке кредитования малого и среднего предпринимательства, которые позволят снизить операционные затраты банков и приведут к росту портфеля кредитов МСП за счет развития стимулирующего регулирования.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, Российская Федерация, Банк России, государственная поддержка, экономика.
Малые и средние предприятия (МСП) в Российской Федерации - это 5,6 млн хозяйствующих субъектов, рабочие места для 18 млн граждан. Около одной пятой валового внутреннего продукта Российской Федерации, а во многих субъектах Российской Федерации треть и более валового регионального продукта создаются такими организациями.
Сектор малого предпринимательства сосредоточен в основном в сферах торговли и предоставления услуг населению. В России создана Правительственная комиссия по вопросам конкуренции и развитию малого и среднего предпринимательства.
Следует рассмотреть роль субъектов МСП в экономике страны (рисунок).
Рисунок. Влияние МСП на экономику страны
Малое и среднее предпринимательство оказывает благоприятное влияние на весь экономический и хозяйственный процесс внутри страны, оживляет экономику, содействует занятости, укрепляет хозяйственные связи между субъектами экономики, способствует распределению благ
внутри общества, а также перераспределению финансовых ресурсов и т.д.
На сегодняшний день существуют некоторые трудности, связанные с государственной поддержкой МСП, такие как:
1. Недостаток собственных финансовых ресурсов, относительные невысокие фи-
нансовые показатели субъектов малого бизнеса, обуславливают необходимость государственных мер поддержки финансовой направленности.
2. Финансовая составляющая господдержки малого бизнеса в России имеет согласно официальной государственной доктрине три основных направления: формирование стимулирующих условий налогообложения и учета (1), снижение фактической финансовой нагрузки (2), в том числе, за счет субсидирования, софинансиро-вания и (3) - финансирование организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства. Основной формой господдержки является субсидирование в рамках целевых программ, условия предоставления и объемы которой зависят от уровня бюджета.
3. Относительно низкая эффективность финансовой составляющей господдержки малого бизнеса, среди основных причин которой можно выделить:
- ограниченность в перечне налоговых льгот, большие сложности в получении инвестиционного налогового кредита или налоговых каникул, а использование специальных режимов зачастую не дает должного эффекта;
- сложность процедур, механизмов получения доступа к бюджетными и кредитным ресурсам;
- не обоснованно высокий уровень государственного финансового контроля (особенно, по выданным субсидиям) и требовательности к составлению и ведению финансовой отчетности;
- низкая привлекательность предоставляемых малому бизнесу объектов государственной (муниципальной) собственности и (или) слишком высокая плата за ее использование в предпринимательской деятельности [1].
Банк России в 2018 г. разработал меры по поддержке кредитования малого и среднего предпринимательства. «Дорожную карту по развитию финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства» регулятор представил бизнес-объединениям и участникам финансового рынка 9 октября этого года на заседании рабочей группы при Банке России по фи-
нансированию малого и среднего предпринимательства.
В документе выделены ключевые проблемы, препятствующие развитию финансирования малого и среднего предпринимательства, обозначены направления развития, а также ожидаемый результат. Так, предполагается, что меры по развитию банковского кредитования позволят снизить операционные затраты банков и приведут к росту портфеля кредитов МСП за счет развития стимулирующего регулирования [2].
Предусматривается развитие инструментов лизинга и факторинга и, соответственно, повышение их доступности для предпринимателей. На расширение альтернативных источников финансирования направлены меры по развитию микрофинансирования, кредитных потребительских кооперативов и инвестиционных платформ. Доступность финансовых услуг для малого и среднего предпринимательства, в том числе в интернет-сегменте, планируется повысить с помощью реализации так называемой концепции «цифровой клиент».
На наш взгляд, данная карта позволит перевести некоторые этапы взаимодействия клиента малого и среднего предпринимательства с банком в электронный формат, тем самым повысив скорость обслуживания. С целью повышения доступности финансовых услуг планируется также оптимизировать взаимодействие банков с бюро кредитных историй и ФНС. Кроме того, росту эффективности финансирования предпринимателей будет способствовать повышение финансовой грамотности, полагают разработчики документа.
Изучая государственную политику в отношении частных предпринимателей, можно отметить, что действующие программы финансовой и нематериальной поддержки ориентированы преимущественно на представителей малого и среднего бизнеса. Чтобы выяснить, относится ли отдельно взятая компания к этой категории, необходимо принять во внимание среднесписочную численность работников и объем годового оборота. Таким образом,
на получение помощи ИП от государства в 2018 г. мог претендовать исключительно указанные субъекты предпринимательства при условии, что они соответствуют некоторым дополнительным требованиям:
1. Срок существования - не более двух лет
2. Субъект МСП зарегистрирован в налоговой службе
3. У предприятия нет задолженности по налоговым и фондовым отчислениям.
Средства распределяются между соискателями неравномерно: чтобы повысить вероятность успеха в привлечении стороннего финансирования, предприниматель должен работать в одном из приоритетных на сегодняшний день направлений: производство товаров первой необходимости; услуги экологического туризма; различные направления народного творчества; агропромышленный сектор; жилищно-коммунальное хозяйство; социальное предпринимательство; научно-техническая сфера [3].
Совет при Президенте по стратегическому развитию утвердил комплекс мер, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса. Данные меры включают упрощение регистрации и отчетности, получение новых льгот, а также расширение доступа к муниципальному имуществу и госзаказам. Срок реализации всех мер -2018-2024 гг.
1 января 2019 г. вступил в силу Федеральный закон от 03.08.2018 № 322-Ф3, который позволяет страховать банковские вклады или счета малого бизнеса - юридические лица - малые предприятия, которые внесены в соответствующий реестр. В
случае проблем с банком малые предприятия получат обратно часть денег, размещенных на их счетах и вкладах. Раньше это касалось только индивидуальных предпринимателей.
Максимальный размер страхового возмещения составляет 1,4 млн рублей. Сведения об организации-получателе возмещения будут вноситься в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Система страхования вкладов распространяется на организации, относящиеся к малым предприятиям (и микробизнесу). Средний бизнес закон не коснется [4].
В ходе проведенного исследования было выяснено, что поддержка для малого предпринимательства в России от государства в первую очередь нацелена на то, чтобы максимально снизить риски, связанные с ведением малого бизнеса. Необеспеченность ресурсами вынуждает государство поддерживать малый бизнес по таким основным направлениям, как:
- финансовая поддержка;
- информационная и консультативная поддержка;
- материально-техническая поддержка;
- создание рыночной инфраструктуры [5].
Для того, чтобы расширить масштабы деятельности малого и среднего предпринимательства, необходимо увеличить их вклад в экономику и сформировать социальную стабильность, что требует дальнейшей системной и комплексной поддержки развития малого и среднего предпринимательства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Библиографический список
1. Зайков В.П., Ковеза Б.Т. Финансовая составляющая в государственной поддержке малого бизнеса России // Научный форум: Экономика и менеджмент. - 2017. - №2(4). С. 56-60.
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации. - Код доступа http://static.government.ru/media/flles/jFDd9wbAbApxgEiHNaXHveytq7hfPO96.pdf(дата обращения 3.01.2019).
3. Идеи для бизнеса - Код доступа http://volgoust.ru/malyj-biznes/gosudarstvennaya-podderzhka-malogo-biznesa-v-rossii-v-2018-godu.html(дата обращения 3.01.2019).
4. Электронный журнал Современный предприниматель - Код доступа https://zen.yandex.ru/media/spmag/chto-izmenitsia-dlia-malogo-biznesa-v-2019-godu-5ba20327d657fa00aabcda85 (дата обращения 5.01.2019).
5. Железовская О.С., Полякова А.В., Крылова О.В. Государственная поддержка малого бизнеса в России // Международный научный журнал «Символ науки». - 2017. - №05. С. 91-93.
MEASURES OF STATE SUPPORT FOR SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES
AT THE PRESENT STAGE
L.E. Galyaeva, candidate of economic sciences, associate professor Yu.Yu. Platonova, candidate of economic sciences, associate professor E.S. Pavlichenko, graduate student Kuban state university (Russia, Krasnodar)
Abstract. The article examines the sector of small and medium-sized enterprises in Russia, presents measures to support lending to small and medium-sized businesses, will reduce the operating costs of banks and will lead to an increase in the portfolio of SME loans through the development of stimulating regulation.
Keywords: small and medium business, Russian Federation, Bank of Russia, state support, economy.