Научная статья на тему 'Трансформация целей и задач государственных программ и проектов поддержки и развития малого и среднего предпринимательства России'

Трансформация целей и задач государственных программ и проектов поддержки и развития малого и среднего предпринимательства России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1021
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЯ / ИНФРАСТРУКТУРА И ИНСТРУМЕНТАРИЙ ПОДДЕРЖКИ МСП / ДЕЕСПОСОБНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS / ECONOMIC PROGRAMMING / STRATEGY / INFRASTRUCTURE AND TOOLS FOR SME SUPPORT / LEGAL CAPACITY OF STATE ECONOMIC REGU-LATION AND MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Виленский Александр Викторович, Лылова Оксана Владимировна

Подготовка приоритетного национального проекта развития малого и среднего предпринимательства (МСП) России до 2024 года требует особого внимания к его целеполаганию. Проведенный компаративистский анализ показывает, что цели и задачи российских федеральных программ и проектов поддержки и развития малого и среднего предпринимательства с 1990-х годов по настоящее время прошли трансформацию от их рассмотрения как некой автономной сферы до включения их в общий набор целей и задач социально-экономического развития страны. Если в первые десятилетия рыночных реформ на первое место ставилось развитие инфраструктуры и наращивание объемов и форм поддержки МСП, то в дальнейшем в программах и проектах эта сфера стала рассматриваться как элемент обеспечения социально-экономического развития страны по основным ее составляющим. Полномасштабной координации целей и задач сферы МСП и всего народного хозяйства мешает отсутствие долговременной стратегии развития экономики России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Виленский Александр Викторович, Лылова Оксана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF GOALS AND OBJECTIVES OF STATE PROGRAMS AND PROJECTS OF SUPPORT AND DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES IN RUSSIA

Preparation of the priority national project for the development of small and medium-sized business in Russia until 2024 requires special attention to its goal setting. Comparative analysis was carried out. The goals and objectives of Rus-sian federal programs and projects supporting and developing small and medi-um-sized businesses since the 1990s till present time have undergone a transfor-mation from the consideration of SMEs as a self-contained autonomous sphere to their diversified inclusion in the overall set of goals and objectives of socioeco-nomic development of the country. If in the first decades of market reforms the development of infrastructure and the increase in the volume and forms of SME support were in the first place, then in the programs and projects this sphere be-gan to be considered as an element of ensuring the country's socioeconomic de-velopment in accordance with its main components. Full-scale coordination of goals and objectives of SMEs and the entire national economy is hampered by the lack of a long-term strategy for the development of the Russian economy.

Текст научной работы на тему «Трансформация целей и задач государственных программ и проектов поддержки и развития малого и среднего предпринимательства России»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ

УДК: 330 332 338 Б01: 10.24411/2071-6435-2018-10045

Трансформация целей и задач государственных программ и проектов поддержки и развития малого и среднего предпринимательства России

Подготовка приоритетного национального проекта развития малого и среднего предпринимательства (МСП) России до 2024 года требует особого внимания к его целеполаганию. Проведенный компаративистский анализ показывает, что цели и задачи российских федеральных программ и проектов поддержки и развития малого и среднего предпринимательства с 1990-х годов по настоящее время прошли трансформацию от их рассмотрения как некой автономной сферы до включения их в общий набор целей и задач социально-экономического развития страны. Если в первые десятилетия рыночных реформ на первое место ставилось развитие инфраструктуры и наращивание объемов и форм поддержки МСП, то в дальнейшем в программах и проектах эта сфера стала рассматриваться как элемент обеспечения социально-экономического развития страны по основным ее составляющим. Полномасштабной координации целей и задач сферы МСП и всего народного хозяйства мешает отсутствие долговременной стратегии развития экономики России.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, экономическое программирование, стратегия, инфраструктура и инструментарий поддержки МСП, дееспособность государственного экономического регулирования и управления

Введение

В России накоплен обширный опыт поддержки и развития малого и среднего предпринимательства (МСП). Программы поддержки малого бизнеса разрабатывались еще с начала 1990-х годов в РСФСР в созданном тогда Комитете по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Сформированная в значительной мере на базе прежних разработок первая российская государственная программа МСП была принята в 1994 году и охватывала период 1995—96 годов. Научный анализ этих документов неоднократно проводился российскими исследователями [1—9; 12—14]. Но проблемам целеполагания программ МСП в проведенных исследованиях обычно

Статья подготовлена в рамках реализации исследовательского проекта РФФИ № 17—02—00043 «Малое и среднее предпринимательство в системе стратегического планирования в Российской Федерации»

© А. В. Виленский, 2018 © О. В. Лылова, 2018

А. В. Виленский

О. В. Лылова

не уделялось большого внимания. Особую актуальность они приобрели в связи с началом разработки и принятия новых приоритетных проектов развития России, включающих в себя укрепление сектора малого и среднего предпринимательства.

Подготовка приоритетного национального проекта МСП до 2024 года

В майском 2018 года Указе Президента Российской Федерации В. В. Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» наличествует раздел о создании приоритетного национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Целями всех подготавливаемых в рамках этого Указа приоритетных национальных проектов, включая проект МСП, являются: а) обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации; б) повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году — до 80 лет); в) обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также роста пенсионного обеспечения выше уровня инфляции; г) двукратное снижение бедности в Российской Федерации; д) улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно; е) ускорение технологического развития Российской Федерации, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 процентов от их общего числа; ж) обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере; з) вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4 процентов; и) создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами [11]. Обращает на себя внимание обширность набора декларируемых целей. Они касаются базовых стратегических направлений социально-экономического развития страны.

Указ в приложении к МСП предполагает решение следующих задач: улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, включая упрощение налоговой отчетности для предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику; создание цифровой платформы, ориентированной на поддержку производственной и сбытовой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей; совершенствование системы закупок, осуществляемых крупнейшими заказчиками у субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей; упрощение доступа к льготному финансированию, в том числе ежегодное увеличение объема льготных кредитов, выдаваемых субъектам малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей; создание системы акселерации субъектов малого и среднего предприниматель-

ства, включая индивидуальных предпринимателей, в том числе инфраструктуры и сервисов поддержки, а также их ускоренное развитие в таких областях, как благоустройство городской среды, научно-технологическая сфера, социальная сфера и экология; модернизация системы поддержки экспортерами, являющихся субъектами малого и среднего бизнеса, включая индивидуальных предпринимателей, увеличение доли таких экспортеров в общем объеме несырьевого экспорта не менее чем до 10 процентов; создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации; обеспечение благоприятных условий деятельности для самозанятых граждан посредством создания нового режима налогообложения, предусматривающего передачу информации о продажах в налоговые органы Российской Федерации в автоматическом режиме, освобождение от обязанности представлять отчетность и уплачивать единый платеж с выручки, включающий в себя страховые взносы [11].

В Указе представлен набор задач, ставший уже традиционным для такого рода проектов. Новшеством условно можно считать задачу создания цифровой платформы поддержки МСП. Условно — потому, что новаторством здесь является только инструментальная оцифровка созданных направлений поддержки МСП.

Что же касается самозанятых, то это действительно новое направление, законодательно подкрепленное в 2017 году внесением изменений в Гражданский Кодекс Российской Федерации. Поддержка самозанятых в той или иной мере способствует легализации ранее неформальной деятельности в таких направлениях, как: присмотр и уход за детьми, нетрудоспособными лицами, достигшими возраста 80 лет, а также иными лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации; репетиторство; уборка жилых помещений, помощь в ведении домашнего хозяйства. Самозанятые, по своей сути, — ближе всего к социальному предпринимательству. Они оказываются объектом не столько экономической, сколько социальной политики государства. Экспертным сообществом правомерно предлагается расширить число видов деятельности, попадающих под определение «самозанятые».

Итак, цели и задачи создания приоритетного национального проекта «Малое и среднее предпринимательство» и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы в целом адекватны сложившейся в России сложной социально-экономической ситуации, соответствующей средней по уровню экономического развития страны с развивающимися рынками, и находящейся при этом под воздействием западных санкций. Среди первоочередных целей есть и вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, и обеспечение технологического прорыва, и борьба с бедностью. Задачи же обеспечения развития МСП выстроены, преимущественно, в соответствии со сложившимися, точнее, заимствованными из западной практики направлениями поддержки МСП. То есть российская система стимулирования МСП уже в целом сформировалась. Она нуждается только в дальнейшем совершенствовании, что и определено задачами приоритетного проекта МСП до 2024 года.

Программа 1994 года

Целью первой федеральной Программы развития и поддержки малого предпринимательства 1994 года было определено «обеспечение устойчивого развития малого предпринимательства в производственной, инновационной и других сферах экономики». То есть необходимо было обеспечить увеличение сферы малого бизнеса в российской экономике. Именно тогда было решено, что сфера малого бизнеса должна по своим масштабам стремиться к месту, которое занимает малое предпринимательство в высокоразвитых странах.

Очевидно, что тогда система поддержки МСП находилась только на ранней стадии ее формирования. Задачи Программы сводились к созданию правовых, экономических и организационных условий для устойчивого развития малого предпринимательства; целенаправленному формированию системы государственной поддержки малого предпринимательства; созданию новых рабочих мест, открытию и поддержке малых предприятий в производственной, инновационной и социальной сферах для обеспечения рынка отечественными товарами и услугами; поддержанию деловой и инвестиционной активности, развитию конкуренции на рынке товаров и услуг; к инициированию финансово-кредитных и инвестиционных механизмов, поиску новых источников финансирования предпринимательской деятельности, прежде всего за счет собственных возможностей эффективно развивающихся малых предприятий; к широкому распространению типовых элементов инфраструктуры [15].

Таким образом, основными направлениями государственной поддержки малого предпринимательства были определены: формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства; создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий; установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности; поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие их торговым, научно-техническим, информационным, производственным связям с зарубежными государствами; организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий. В последующем этот набор направлений переходил из программы в программу по малому, а затем и среднему предпринимательству.

Особое внимание в перечне задач привлекает пункт об открытии и поддержке малых предприятий для обеспечения рынка отечественными товарами и услугами. В тот период ни в каком виде не ставилась задача импортозамещения. Крупная обрабатывающая промышленность и особенно машиностроение просто рухнули в результате гайдаровской «шоковой терапии». Номинально считалось, что малый бизнес хотя бы частично должен был компенсировать этот крах. Но в реальности этого не случилось. Импорт доминировал. Надежды на малый бизнес оказались

сродни надеждам горбачевского периода на то, что предприятия военно-промышленного комплекса (ВПК) смогут компенсировать острую нехватку товаров широкого потребления, переключившись на производство сковородок и кастрюль.

Заметим, обязательность принятия таких программ была прописана в первом по счету Федеральном законе от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Это был прорывной документ, на 12 лет определивший новые критерии, основные направления и формы государственной и общественной поддержки малого бизнеса. В статье 7 этого закона сказано, что государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства, региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Другими словами, вся система поддержки малого бизнеса переводилась на программный уровень. Иными словами, предполагалось, что реализовываться будут только те меры поддержки, которые были заблаговременно включены в конкретную программу.

Существенно, что в приложении к федеральным программам Правительство Российской Федерации ежегодно перед представлением федерального бюджета должно было вносить на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации проект федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства для обоснования средств на ее реализацию в текущем периоде. В федеральном же бюджете ежегодно предусматривалось выделение ассигнований на реализацию программы.

Но при всех положительных моментах названного закона (ФЗ-88) в нем отсутствовали конкретные цели поддержки малого бизнеса. Основной упор делался на развитие инфраструктуры поддержки как своего рода самоцели политики содействия российскому малому предпринимательству. Это негативно сказалось на целях и задачах последующих программ развития и поддержки малого и среднего российского предпринимательства.

Последующие федеральные программы развития малого и среднего предпринимательства

Вторая федеральная Программа поддержки малого предпринимательства на 1996—97 годы по целям и задачам мало отличалась от первой. Но цель ее была прописана более детально, с краткими разъяснениям: обеспечение устойчивого развития малого предпринимательства в производственной, инновационной и других сферах как неотъемлемой части новой структуры экономики, важнейшего направления создания новых рабочих мест и эффективных институциональных преобразований повторялись задачи предыдущей программы. К ним добавилась лишь констатация возможности широкого распространения типовых элементов инфраструктуры, созданных в рамках программных разработок 1994—1995 годов.

Целью третьей по счету федеральной Программы поддержки малого предпринимательства на 1998—99 годы стало создание благоприятных условий для повышения устойчивости деятельности малых предприятий путем совершенствования нормативно-правовой базы, развития инфраструктуры, освоения новых форм и механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства.

Эта цель ставится до сих пор как главная во всей политике поддержки МСП. Правда, в Указе Президента Российской Федерации 2018 года она уже преобразована в задачу, что, на наш взгляд, правомерно. Программы призваны достигать общественно-значимых целей, а не превращаться в инструментарий ради инструментария.

Достижение основной цели третьей Программы предполагало решение следующих приоритетных задач: преодоление административных барьеров, предотвращение коррупции и ухода малых предприятий в «теневую экономику», максимальная легализация деятельности малого предпринимательства; ускоренное освоение новых кредитно-инвестиционных механизмов франчайзинга, микрокредитования, инвестиционных конкурсов, создание условий, облегчающих доступ субъектов малого предпринимательства к финансовым, информационным, производственным и другим ресурсам; поддержка образования кредитных и инвестиционных союзов, обществ взаимного страхования, кредитно-инвес-тиционных и гарантийно-инвестиционных организаций; создание расчетных центров; стимулирование малого предпринимательства в сфере инновационной деятельности; активное включение малого предпринимательства в деятельность по стандартизации, метрологическому обеспечению и сертификации продукции и услуг; разработка программ подготовки молодых менеджеров и предпринимателей; развитие международного сотрудничества в сфере малого предпринимательства; укрепление социального статуса, повышение престижа и обеспечение безопасности предпринимателей; создание условий для привлечения регионов к решению проблем малого предпринимательства [16]. Однако обращает на себя внимание, что поддержка малого предпринимательства в этой программе рассматривалась уже в контексте обеспечения экономического роста. И это являлось позитивной подвижкой в формировании целей и задач таких программ.

Начиная с четвертой федеральной Программы поддержки малого предпринимательства на 2000—2001 годы (пролонгированной на 2002 год) целью стала следующая формулировка: обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне. Инструменты и меры государственной поддержки МСП на долгие годы стали самоцелью таких программ, как и еще одна — создание благоприятных условий для развития малого бизнеса. В этой и последующих программах ничего не говорится о том, зачем вообще нужно расширять сферу малого бизнеса в экономике, если не считать деклараций о его большой важности и ссылок на зарубежный опыт (бессмысленных, поскольку эта практика не подходит для России).

Задачи четвертой Программы заключались в создании благоприятных условий

для устойчивой деятельности малых предприятий, преодолении административных барьеров на пути развития малого предпринимательства; отработке и внедрении прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства, консолидации средств и инструментов для финансирования приоритетных направлений развития малого предпринимательства, интеграции финансовых механизмов малого предпринимательства в кредитно-финансовую систему России; ускоренном создании новых рабочих мест, обеспечении импортоза-мещения, создании условий для экономического роста, пополнении бюджетов всех уровней с использованием гибких форм кредитования, государственного заказа, новых финансовых технологий, адресной методической, информационной, консультационной, учебно-образовательной и юридической поддержки, предоставляемой инфраструктурой поддержки малого предпринимательства; концентрации ресурсов и оптимизации их использования при развитии инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; практическом содействии созданию новых и эффективному развитию действующих субъектов малого предпринимательства, укреплении социального статуса, повышении престижа предпринимателей, расширении информационного поля для малого предпринимательства. То есть задачи Программы сводились к расширению и обеспечению еще большего многообразия инструментария поддержки.

На всем этом следует остановиться особо. Всю российскую систему поддержки малого предпринимательства неоднократно обвиняли в том, что она рассчитана не столько на малое предпринимательство, сколько на поддержку чиновников, призванных осуществлять содействие МСП. Такие обвинения не беспочвенны. Они прямо проистекают из нацеленности программ поддержки не на решения народнохозяйственных проблем с задействованием МСП, а на расширение инфраструктурных организаций поддержки МСП. Должностное лицо ставится во главу угла Программ, а значит, и системы поддержки МСП. Как следствие, именно чиновничество более всего лоббирует расширение как самих программ, так и наращивание финансовых объемов их реализации.

Доминирующая же часть субъектов МСП говорила и продолжает говорить: «Главное — не мешайте». В этом состоит основное противоречие всей российской системы поддержки малого и среднего предпринимательства. А характерной чертой всех этих программ было их невыполнение (частичное выполнение). В том числе, по причине острого недофинансирования. Но не только. Несмотря на все официальные декларации и предпринимаемые усилия, российское малое предпринимательство в своем развитии застопорилось на уровне примерно 1995 года. Состояние сферы российского МСП экспертами еще тогда определялось как застой. В нашей стране уже стала классической цитата из Дж. Лернера о том, что наиболее адекватные программы чаще всего реализуются в богатых странах, с более гетерогенным населением и англосаксонской правовой традицией [19]. Россия в число таких стран явно не входит.

До 2005 года разрабатывались, но официально не утверждались проекты еще двух федеральных программ. Последствия финансово-экономического кризиса

1998—99 годов подорвали финансовые и прочие основы такого программирования. Программы принимались и реализовывались (хотя бы частично) только на региональном уровне (в 2/3 субъектах Российской Федерации), причем в меру наличия скудных финансовых средств. На региональном уровне больше всего средств на Программы и всю поддержку малого бизнеса выделялось в Москве и Санкт-Петербурге. В некоторые годы объемы поддержки малого бизнеса Москвы превосходили объемы поддержки МСП федерального центра.

В дальнейшем, хотя федеральные программы поддержки, как и региональные так и муниципальные, и были прописаны в Федеральном законе о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации (209-ФЗ) 2007 года, но в реальности общие федеральные программы были преобразованы в ведомственные с соответствующими отраслевыми целями и задачами поддержки МСП. Отдельные министерства стали принимать собственные программы поддержки МСП при ведущей роли финансовой программы Министерства экономического развития Российской Федерации. Кроме того, общенациональный характер стала приобретать подпрограмма развития МСП государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика». Она была утверждена постановлением Правительства от 15 апреля 2014 года. В 2014—2017 годах на реализацию этой подпрограммы из федерального бюджета было выделено 120,5 млрд рублей [17].

Цели и задачи этой подпрограммы и четвертой федеральной программы оказались очень схожими: обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Задачи подпрограммы: обеспечение доступности финансовой, имущественной, образовательной и информационно-консультационной поддержки для субъектов малого и среднего предпринимательства; совершенствование системы налогообложения для субъектов малого и среднего предпринимательства; сокращение издержек субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с государственным регулированием [18]. Развитие инфраструктуры поддержки оказалось в положении главного смысла программы. Выставилась гипотетическая линейная зависимость — чем больше инфраструктурных организаций и методов поддержки МСП, тем благоприятнее должна становиться предпринимательская среда. А предпринимательская среда должна оцениваться итогами деятельности МСП, его вкладом в экономический рост, а вовсе не весьма формальными коэффициентами затраченного времени на отчеты, количеством проверок и так далее. Вклад определяется общим состоянием экономической системы, ее институтов, в первую очередь, защитой прав собственности. На этом фоне отдельные формальные коэффициенты оценки предпринимательской среды имеют третьестепенное значение. К сказанному добавим, что проведенные исследования не находят положительной связи между расширением системы поддержки МСП и динамикой российского МСП [3].

Существенно, что многие меры и действия организаций российской системы поддержки МСП, в массе своей заимствованные из позитивного опыта высокоразвитых стран, в нашей стране работают на порядок хуже или вообще не

работают. Так, попытки государства увеличить спрос на продукцию МСП через квотирование привлечения предприятий малого бизнеса к закупкам для государственных и муниципальных нужд, а также к заказам крупных госкорпораций пока не повлекли расширения сферы МСП. Заказы часто получает узкий круг приближенных к чиновничеству малых компаний и фирм, специально создаваемых крупными бизнес-структурами для участия в конкурсах. Очевидна слабая дееспособность российского государства.

Аналогичный эффект наблюдается с номинально титаническими, длительными усилиями государства по устранению иррациональных барьеров на пути предпринимательской деятельности и по улучшению предпринимательского климата. Здесь не стоит обольщаться улучшением положения России в рейтингах, таких как Doing Business. Сами руководители этого рейтинга неоднократно публично заявляли о его формальности и слабой обоснованности. В реальности же, снятие некоторых наиболее одиозных барьеров в нашей стране стабильно сочетается с появлением новых. В ряду последних — обязательное внедрение кассовых онлайн-аппаратов, блокировка счетов компаний, массовый снос торговых объектов по всей стране, рост налога на вмененный доход, расширение количества структур, осуществляющих контроль за МСП и так далее. Все это происходит на фоне продолжающегося застоя в российской сфере МСП, подтверждающегося тем, что легальная занятость в ней до сих пор не достигла уровня 2008 года, особенно в среднем предпринимательстве.

Подвижка в государственном понимании значения МСП для развития страны произошла при принятии в 2016 году «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» [10]. Она правомерно начинается с того, что ее миссия — это создание конкурентоспособной на мировом уровне, гибкой и адаптивной современной экономики, которая обеспечивает высокий уровень индивидуализации товаров и услуг, высокую скорость технологического обновления и стабильную занятость, а также является основой для устойчивого повышения качества жизни людей и роста доли среднего класса, — путем развития сферы малого и среднего предпринимательства. Цель Стратегии — развитие сферы малого и среднего предпринимательства как одного из факторов, с одной стороны, инновационного развития и улучшения отраслевой структуры экономики, а с другой — социального развития и обеспечения стабильно высокого уровня занятости.

Заметим, что до последнего времени российская сфера МСП не играла существенной роли ни в первом направлении, ни в сфере обеспечении занятости. В России уровень безработицы находится на одном из самых низких среди средних развивающихся и развитых стран. И обеспечивается он крупными предприятиями, а вовсе не сферой МСП. Цель Стратегии предполагает (но не раскрывает, как именно), что в экономике нашей страны к 2030 году должны произойти столь крупные преобразования (институциональные и отраслевые), которые выведут сферу МСП в то положение, в котором она находится в высокоразвитых странах в настоящее время. Не исключено, правда, что в высокоразвитых странах к 2030 году

значимость сфер МСП может значительно снизиться, как это происходит в последние годы, например, в Японии.

Задачи реализации Стратегии МСП-2030 сводятся к следующему: интеграция функций поддержки малого и среднего предпринимательства; стимулирование спроса на продукцию малых и средних предприятий, включая развитие конкуренции на локальных рынках и поддержку малого и среднего предпринимательства в социальной сфере, расширение доступа малых и средних предприятий к закупкам товаров, работ, услуг организациями государственного сектора экономики, а также развитие торговли и потребительского рынка; создание условий для повышения производительности труда на малых и средних предприятиях, включая развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих инновационную деятельность, стимулирование кооперации малых и средних предприятий и крупных предприятий в области обрабатывающих производств и высокотехнологичных услуг, совершенствование системы поддержки экспортной деятельности малых и средних предприятий, поддержку технологического развития и импортозамещения, реализацию «Национальной технологической инициативы»; обеспечение доступности финансовых ресурсов для малых и средних предприятий, включая стимулирование коммерческих банков к расширению кредитования малого и среднего предпринимательства, развитие микрофинансирования, развитие «Национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства», развитие долгосрочного финансирования, развитие рынка секьюритизации кредитов, развитие факторинга, реализацию программ субсидирования затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, развитие инструментов прямого финансирования, новых инструментов финансирования малых и средних предприятий; совершенствование политики в области налогообложения и неналоговых платежей; повышение качества государственного регулирования в сфере малого и среднего предпринимательства, включая сокращение административной нагрузки на малые и средние предприятия со стороны контрольно-надзорных органов, развитие рынка труда и обеспечение легализации работников малых и средних предприятий, устранение административных барьеров в сфере подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, упрощение процедур доступа малых и средних предприятий к использованию объектов движимого и недвижимого имущества, расширение информационной поддержки малого и среднего предпринимательства, упрощение отчетности, развитие механизмов обратной связи и общественного мониторинга решений в сфере развития малого и среднего предпринимательства; стимулирование развития предпринимательской деятельности на отдельных территориях, включая реализацию эффективной политики по развитию малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации, развитие малого и среднего предпринимательства в монопрофильных муниципальных образованиях; укрепление кадрового и предпринимательского потенциала, включая развитие механизмов подготовки квалифицированных кадров для малых и средних предприятий, раскрытие предпринимательского потенциала.

В целом Стратегия МСП 2030 оставляет положительное впечатление. В ней скоординированы, насколько это возможно, базовые народнохозяйственные цели и задачи развития МСП. Разработчики Стратегии, а это — преимущественно, сотрудники РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, впервые добились того, чтобы в официальном документе, каковым является Стратегия, сфера МСП рассматривалась как составной элемент всего народнохозяйственного комплекса. Но, к сожалению, разработка Стратегии проводилась в условиях отсутствия Стратегии социально-экономического развития России. Ее нет до сих пор. Поэтому Стратегия МСП 2030 по своей сути оказалась очередным автономным документом о развитии и поддержке малого среднего предпринимательства, в котором стратегические народнохозяйственные цели и задачи страны представлены, условно говоря, в очень общем виде, в меру их понимания разработчиками Стратегии МСП. Все это изначально сделало Стратегию МСП 2030 ущербной.

К настоящему времени остается надеяться, что уже традиционная для сложившегося российского народнохозяйственного программирования автономность сферы МСП будет преодолена в национальных приоритетных проектах, разрабатываемых в рамках реализации ранее упомянутого майского 2018 года Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Все приоритетные проекты должны взаимодополнять друг друга и быть подчинены стратегическим целям и задачам. Только в этом случае можно будет рассчитывать, что российское государственное, а вслед за ним и муниципальное программирование, смогут выйти на уровень, хотя бы в минимальной степени удовлетворяющий потребности социально-экономического развития страны. В противном случае, проекты останутся некой декорацией низко дееспособного социально-экономического регулирования и управления, каковым российское программирование оставалось вплоть до последнего времени.

Литература

1. Александрии Ю. Н. Инновационная экономика и институциональная среда малого предпринимательства // Россия и современный мир. 2011. № 4 (73). С. 101-113.

2. Алещенко В. В., Лагздин А. Ю. О методах прогнозирования уровня развития малого бизнеса и программ его поддержки. В сборнике: Двадцать первые апрельские экономические чтения, материалы Международной научно-практической конференции. Омский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. 2015. С. 213219.

3. Баринова В. А., Земцов С. П., Царева Ю. В. Предпринимательство и институты: есть ли связь на региональном уровне // Вопросы экономики. 2018. № 6 с. 92-116.

4. Большухина И. С. Финансовый механизм государственной поддержки

субъектов малого и среднего предпринимательства в России: проблемы и перспективы // Финансы и кредит. 2014. № 40 (616). С. 17—26.

5. Виленский А. Ограничения программно-целевых методов управления на региональном уровне российской экономики. Сборник научных трудов «Проблемы теории и практики реформирования региональной экономики», Институт Региональных Экономических Исследований. М., 2010. C.38—48.

6. Зингеева С. Б., Калыкулова Г. М. Проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса в России // Проблемы современной экономики. 2005. № 3-4 (15-16). С. 200-205.

7. Зиятдинов И. Т., Зайдуллина Ч. Н. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в России // Экономика и предпринимательство. 2017. № 8-2 (85). С. 412-420.

8. Иванов О. Б., Бухвальд Е. М. Проблемы импортозамещения в стратегиях развития российских регионов // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2017. № 4. С. 24-41.

9. Левина Е. И. Актуальность поддержки малого бизнеса в связи с выходом нового закона о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. № 2 (58). С. 46-51.

10. Максимчук Е. Основные аспекты финансовой поддержки малого бизнеса на современном этапе развития экономики России // Экономические науки. 2009. № 61. С. 7-10

11. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года. M., 2016. [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd= 102400738 (дата обращения: 27 сентября 2018 года).

12. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». 2018. Май. [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant. ru/hotlaw/federal/1195467/ (дата обращения: 27 сентября 2018 года).

13. Филиппова О. А., Филиппов З. С. Значение малого и среднего предпринимательства в реализации государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» // Oeconomia et Jus. 2016. № 4. С. 24-34.

14. Фрумина С. В. О государственных программах, стимулирующих развитие малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2016. № 7. С. 98-107.

15. Янушкина Ю. И. Государственная поддержка малого бизнеса в России. В сборнике: Актуальные проблемы современной когнитивной науки (сборник статей Международной научно-практической конференции). 2018. С. 127-132.

16. Электронный ресурс: Система ГАРАНТ. [Электронный ресурс]. URL:

http://base.garant.ru/105912/#ixzz5PYTCMGwh (дата обращения: 27 сентября 2018 года).

17. Электронный ресурс: Электронный Фонд правовой и нормативно-технической документации. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd. гцМоситеМ/901712390(дата обращения: 27 сентября 2018 года).

18. Электронный ресурс: РБК. [Электронный ресурс]. URL: https://www. rbc.ru/economics/07/08/2018/5b687b5e9a79477837be4cc6 (дата обращения: 27 сентября 2018 года).

19. Электронный ресурс: Электронный Фонд правовой и нормативно-технической документации. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd. ru/document/499091764 (дата обращения: 27 сентября 2018 года).

20. Lerner J. Boulevard of broken dreams: Why public efforts to boost entrepre-nereneurship and venture capital have failed and what to do about it. Prinston: Prinston University Press. 2009.

References

1. Aleksandrin Yu. N. Innovative economy and institutional environment of small business. Rossiya i sovremennyj mir [Russia and modern world], 2011, no. 4 (73), pp. 101-113 (in Russian).

2. Aleshchenko V.V., Lagzdin A. Yu. O metodah prognozirovaniya urovnya raz-vitiya malogo biznesa i programm ego podderzhki [On methods of forecasting the level of development of small business and its support programs]. Dvadcat' pervye aprel 'skie ehkonomicheskie chteniya materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Omskijfilial Finansovogo universiteta pri Pravitel'stve RF [The twenty-first April economic readings. Materials of the International Scientific and Practical Conference. Omsk Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation], 2015, pp. 213-219 (in Russian).

3. Barinova V.A., Zemcov S. P., Careva Yu. V. Entrepreneurship and institutions: is there a connection at the regional level. Voprosy ehkonomiki [Issues of economics], 2018, no. 6, pp. 92-116 (in Russian).

4. Bol'shuhina I. S. Financial mechanism of state support of small and medium-sized businesses in Russia: problems and prospects. Finansy i kredit [Finance and credit], 2014, no. 40 (616), pp. 17-26 (in Russian).

5. Vilenskij A. Ogranicheniya programmno-celevyh metodov upravleniya na regional nom urovne rossijskoj ehkonomiki [Limitations of program-targeted management at the regional level of the Russian economy]. Problemy teo-rii i praktiki reformirovaniya regional'noj ehkonomiki [Problems of theory and practice of reforming the regional economy], Institut Regional'nyh Ekonomi-cheskih Issledovanij, Moscow, 2010, pp.38-48 (in Russian).

6. Zingeeva S.B., Kalykulova G. M. Problems and prospects of development of small and medium business in Russia. Problemy sovremennoj ehkonomiki

[Problems of modern economy], 2005, 3-4 (15-16), pp. 200-205 (in Russian).

7. Ziyatdinov I.T., Zajdullina Ch. N. State support of small and medium-sized enterprises in Russia. Ekonomika i predprinimatel'stvo [Economics and Entre-preneurship], 2017, no. 8-2 (85), pp. 412-420 (in Russian).

8. Ivanov O.B., Bukhvald E. M. Problems of import substitution in development strategies of Russian regions. ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2017, no. 4, pp. 24-41 (in Russian).

9. Levina E. I. Urgency of support of small business in connection with the release of a new law on the development of small and medium-sized business in the Russian Federation. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitar-nye nauki [Bulletin of Tambov University. Series: The humanities], 2008, no. 2 (58), pp. 46-51 (in Russian).

10. Maksimchuk E. Basic aspects of financial support of small business at the present stage of development of the Russian economy. Ekonomicheskie nauki [Economic sciences], 2009, no. 61, pp. 7-10 (in Russian).

11. Strategiya razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii na period do 2030goda [Strategy for the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation for the period until 2030]. Available at: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd= 102400738 (accessed 27 September 2018) (in Russian).

12. Ukaz Prezidenta RF «O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah raz-vitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda» [Decree of the President of the Russian Federation "On national goals and strategic tasks for the development of the Russian Federation for the period up to 2024"]. Available at: (http://www.garant.ru/hotlaw/federal/1195467/ (accessed 27 September 2018) (in Russian).

13. Filippova O.A., Filippov Z. S. The importance of small and medium-sized enterprises in the implementation of the state program "Economic development and innovative economy". Oeconomia et Jus, 2016, no. 4, pp. 24-34 (in Russian).

14. Frumina S. V. About the state programs stimulating development of small and average business in the Russian Federation. Ekonomika: vchera, segodnya, za-vtra [Economy: yesterday, today, tomorrow], 2016, no. 7, pp. 98-107 (in Russian).

15. Yanushkina Yu. I. Gosudarstvennaya podderzhka malogo biznesa v Rossii [State support of small business in Russia]. Aktual'nye problemy sovremen-noj kognitivnoj nauki [State support of small business in Russia], 2018, pp. 127-132 (in Russian).

16. Sistema GARANT. Available at: http://base.garant.ru/105912/ #ixzz5PYTC-MGwh (accessed 27 September 2018) (in Russian).

17. Elektronnyj Fond pravovoj i normativno-tekhnicheskoj dokumentacii [Elec-

tronic Fund of legal and normative technical documentation]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/901712390 (accessed 27 September 2018) (in Russian).

18. RBK [RBC]. Available at: https://www.rbc.ru/economics/07/08/2018/5b687 b5e9a79477837be4cc6 (accessed 27 September 2018) (in Russian).

19. Elektronnyj Fond pravovoj i normativno-tekhnicheskoj dokumentacii [Electronic Fund of legal and normative technical documentation]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/499091764 (accessed 27 September 2018) (in Russian).

20. Lerner J. Boulevard of broken dreams: Why public efforts to boost entrepre-neurship and venture capital have failed and what to do about it. Prinston: Prinston University Press. 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.