Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ, ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА И РАСПРОСТРАНЕНИЮ ОРУЖИЯ МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ, ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА И РАСПРОСТРАНЕНИЮ ОРУЖИЯ МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
379
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ И РАСПРОСТРАНЕНИЮ ОРУЖИЯ МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ГРУППА ФАТФ / РЕКОМЕНДАЦИИ ФАТФ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Писаренко Аксинья Петровна

В статье отражены актуальные вопросы противодействия легализации преступных доходов, финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ ФРОМУ), а также приведен анализ основных выводов Группы ФАТФ по итогам четвертого раунда взаимных оценок национальной системы России в сфере противодействия легализации преступных доходов, финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Писаренко Аксинья Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ, ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА И РАСПРОСТРАНЕНИЮ ОРУЖИЯ МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ»

А.П. ПИСАРЕНКО

Старший преподаватель кафедры уголовного права и процесса ЧОУВО ТИУиЭ, г. Таганрог

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ, ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА И РАСПРОСТРАНЕНИЮ ОРУЖИЯ МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ

В статье отражены актуальные вопросы противодействия легализации преступных доходов, финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ ФРОМУ), а также приведен анализ основных вы-

водов Группы ФАТФ по итогам четвертого раунда взаимных оценок национальной системы России в сфере противодействия легализации преступных доходов, финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения.

Противодействие легализации преступных доходов, противодействие терроризму и распространению оружия массового уничтожения, международные организации, группа ФАТФ, рекомендации ФАТФ. Тематический рубрикатор е-ЫЬгагу: 10.77.51.

Одной из наиболее сложных и значимых сфер современных общественных отношений выступают международные отношения - каждое государство стремится быть признанным в мировом сообществе. Своеобразной ареной для признания легитимности государства являются международные организации, в которых признанные государства имеют свои представительства. Деятельность международных организаций в сфере противодействия легализации преступных доходов, финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ФРОМУ) трудно переоценить. Для такого рода деятельности необходима консолидация усилий исключительно на международном уровне. Учитывая транснациональный характер преступлений, связанных с легализацией преступных доходов, финансированием терроризма и распространением оружия массового уничтожения, залог эффективного противодействия указанным преступным вызовам заключается в активной интеграции стран, заинтересованных в поддержании государственной безопасности.

Развивающаяся экономическая глобализация порождает проблемы, которые затрагивают интересы всех государств. Важнейшей среди стоящих перед международным сообществом является проблема теневого экономического сектора, что актуализирует вопросы противодействия легализации преступных доходов, финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения, которые продолжают оставаться одними из наиболее острых и дискуссионных в стратегии борьбы с преступностью в целом. Для успешного развития международного сотрудничества в рассматриваемой сфере необходима соответствующая правовая и институциональная основа, приводящая к единообразию регулирования вопросов в сфере противодействия легализации преступных доходов, финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения, включая унификацию и криминализацию соответствующих рассматриваемой проб-

лематике деяний, а также создание разноуровневых систем сбора информации.

Российская Федерация, являясь полноправным членом многих международных специализированных организаций в сфере противодействия легализации преступных доходов, финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения, активно участвует в их деятельности. Тем самым Россия, принимая принципы и нормы международного права и заключая международные договоры, признает, что осознает себя частью мирового сообщества. Правовым основанием заключения международных договоров являются положения Конституции РФ и ФЗ от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ [1]. В 2018 году Президентом РФ была принята Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Данный акт определяет основные риски в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также основные направления развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и задачи по реализации этих направлений. Кроме того, в документе вводится принципиально новая терминология. Концепция даёт определение национальной системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма как совокупности федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов и организаций, реализующих государственную политику в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма во взаимодействии с организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальными предпринимателями, являющимися страховыми брокерами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку,

куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, индивидуальными предпринимателями, оказывающими посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами, лицами, оказывающими услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы, и лицами, имеющими право осуществлять клиринговую деятельность на основании лицензии на осуществление клиринговой деятельности, посредством принятия мер организационного, координационного, аналитического, оперативного, нормативно-правового и информационного характера [2]. В результате успешной реализации положений Концепции национальная система России ожидаемо должна соответствовать международным стандартам в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, иметь оптимальную институциональную структуру и достаточное ресурсное и нормативно -правовое обеспечение, что указывает на необходимость укрепления следующих позиций:

- во-первых, повышение уровня прозрачности экономики, в том числе за счет применения механизма установления бенефициарных владельцев хозяйствующих субъектов;

- во-вторых, обеспечение прозрачности финансовых операций в соответствии с международными стандартами;

- в-третьих, формирование по рекомендациям Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) перечня публичных должностных лиц;

- в-четвертых, повышение финансовой грамотности населения и предпринимателей в целях недопущения их вовлечения в совершение незаконных финансовых операций.

Россия на правах членства участвует в деятельности более чем 300 международных организаций, которые можно условно подразделить на следующие группы:

- органы и специализированные организации (учреждения) системы ООН;

- экономические, торговые, финансово-инвестиционные, научно-технические;

- культурно-образовательные, правоохранительные, экологические и иные международные организации;

- международные клубы, союзы и сообщества (в том числе и неформальные).

При этом ведущей в мире организацией, в том числе координирующей вопросы международного взаимодействия и сотрудничества государств и международных организаций, является Организация Объеденных Наций. В сфере противодействия легализации преступных доходов, финансированию терроризма и распространению оружия массового

уничтожения выделяют следующие основные международные организации:

- Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ);

- Совет Европы/МАНИВЭЛ;

- Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ);

- Европейский союз (ЕС);

- Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР);

- Содружество Независимых Государств (СНГ);

- Базельский комитет по банковскому надзору (БКБН);

- Группа Эгмонт;

- Вольфсбергская группа;

- Группа 20.

Ключевую роль в распространении международных стандартов в сфере противодействия легализации преступных доходов, финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения играет их регулярное развитие и закрепление в международных конвенциях, принимаемых Организацией Объединенных Наций, Советом Европы и другими международными организациями. Противодействие легализации преступных доходов, финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения является центральным элементом борьбы с отмыванием денег и терроризмом, условием повышения национальной и международной безопасности, а также необходимым условием снижения коррупции в мире.

В правовом аспекте противодействие легализации преступных доходов и финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения основывается на таких глобальных международных актах, как Палермская конвенция ООН против транс -национальной преступности (2000), Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (2000), Резолюция Совета Безопасности ООН (2001). Страной-участницей указанных соглашений является, в том числе, и Россия.

На национальном уровне основным актом в аспекте противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма является профильный Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [3]. К мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, закон относит:

- организацию и осуществление внутреннего контроля;

- обязательный контроль;

- запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, за исключением информиро-

вания клиентов о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, о приостановлении операций, а также об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о расторжении договора банковского счета (вклада) и их причинах, о необходимости предоставления документов;

- иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.

Необходимо отметить, что нормы Закона № 115-ФЗ ежегодно корректируются, к примеру, в 2020 году было принято девять нормативных правовых актов, вносящих изменения в его отдельные статьи. Столь частые корректировки основного профильного национального закона направлены на повышение эффективности правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения, а также на приведение российского законодательства в соответствие с международными стандартами в этой сфере. В настоящее время Российская Федерация занимает лидирующие позиции в международной системе противодействия отмыванию преступных доходов, чему во многом способствует регулярная законодательная деятельность по совершенствованию правового регулирования рассматриваемых отношений в соответствии с рекомендациями ведущих международных организаций.

На национальном уровне Росфинмониторинг является центром по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения, а также по выработке мер противодействия этим угрозам. В международном поле это же направление курирует профильная международная организация - Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), устанавливающая стандарты в отношении мер, направленных на противодействие отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. В настоящее время членами ФАТФ являются 35 стран и два международных объединения. В функционировании ФАТФ принимают участие 26 наблюдателей. Ассоциированными членами ФАТФ являются девять региональных групп по типу ФАТФ. Таким образом, глобальная международная сеть по ПОД/ФТ/ФРОМУ охватывает более 190 государств и территорий. Российская Федерация принята в члены ФАТФ в 2003 году. ФАТФ разработаны Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (Рекомендации ФАТФ), которые должны быть имплемен-тированы в национальные законодательства. Рекомендации ФАТФ для национальных законодательств

- это 40 основных пунктов, направленных на противодействие финансовым преступлениям, и девять специальных, направленных на противодействие

терроризму. Рекомендации ФАТФ являются базовым международным документом и основой для создания эффективных систем ПОД/ФТ/ФРОМУ, в них также содержится требование ко всем странам иметь эффективные системы для предупреждения и противодействия отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. В Отчете о взаимной оценке Российской Федерации представлен обзор действующих мер по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) в Российской Федерации в период проведения выездной миссии (март 2019г.). Отчет отражает анализ уровня соответствия 40 Рекомендациям ФАТФ, а также уровня эффективности российской системы ПОД/ФТ. В целом по оценкам ФАТФ в России имеется адекватная система для применения адресных финансовых санкций за финансирование терроризма и распространение оружия массового уничтожения, но в некоторых сферах имеются недоработки и недостатки. Это касается, в том числе, недостатков в безотлагательном применении адресных финансовых санкций и отсутствия в законодательстве четких, подлежащих обязательному выполнению требований, распространяющихся на всех физических и юридических лиц, а также недостаточной проработки норм и исполнения требований в отношении публичных должностных лиц. Все вышеуказанные рекомендации и замечания ФАТФ позволяют сделать вывод о том, что российский бизнес должен стать более прозрачным. В частности, необходимо четкое понимание важнейшего фактора: кто является реальным собственником бизнеса. Также важно недопущение возможности конфликта интересов между государственными чиновниками и их бизнесом. В отношении эффективности «антиотмывочной» системы России группа ФАТФ делает основной акцент на более детальной проработке норм и их исполнении в отношении публичных должностных лиц. В частности, в Отчете отмечаются следующие необходимые критерии:

- родственники наряду с членами семьи являются ближайшим окружением публичных должностных лиц;

- бенефициары должны отдельно проверяться на признаки публичных должностных лиц финансовой разведкой;

- публичными должностными лицами должны признаваться высокопоставленные лица, выполняющие определенные функции в государстве, вне зависимости от способа их назначения. Среди прочего группа ФАТФ указывает на эффективное взаимодействие и сотрудничество на национальном уровне, что является сильной стороной российской системы ПОД/ФТ. Для эффективизации международной системы ПОД/ФТ группа ФАТФ периодически обновляет существующие рекомендации, посвященные проблеме легализации преступных доходов и финансирования терроризма, одновременно распространяя своё регулирование на противодействие финансированию распространения оружия массового уничтожения. Так, в конце 2020 года

группа ФАТФ выпустила Обновленные стандарты в части рекомендаций [4].

По результатам четвертого раунда взаимных оценок ФАТФ Россия была оценена как частично соответствующая рекомендациям [5]. Проанализировав положения Отчета, можно сделать вывод о том, что законодательство в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения в дальнейшем будет меняться в сторону ужесточения, о чем свидетельствуют замечания группы ФАТФ, отражающие статистику. Россия сталкивается с высоким уровнем риска вовлеченности публичных должностных лиц и их родственников в схемы отмывания доходов, прежде всего, из-за массива преступлений в государственном секторе, напрямую связанных с налогообложением и коррупцией. Понимание риска на уровне кредитной организации основано на подверженности определенным рисковым операциям и степени их информированных нарушений. Думается, что его можно улучшить, уделив дополнительное внимание оценке возможного несоблюдения, а также характеристикам бизнес-направлений, продуктов и клиентской базы каждой кредитной организации. Санкции, наложенные на некредитные финансовые организации с 2013 по 2017 год, усилились, а затем были ослаблены в 2018 году, что соответствует тенденциям действий, предпринятых надзорными органами в указанный период. Превентивные меры усилились в 2018 году посредством регулярных встреч и призывов к информированию о недостатках, выявленных в деятельности некредитных финансовых организаций, и рекомендаций по исправлению в результате надзора. Вплоть до 2016 года нарушения по идентификации бенефициарных владельцев и публичных должностных лиц были выявлены фрагментарно и на минимальном уровне. Однако надо отметить, что их число увеличилось с 2017 года, что свидетельствует о повышенном внимании к эффективности финансовых организаций в этих областях. Большинство выявленных нарушений было связано с внутренним контролем, ведением учета и замораживанием активов. Так, уже в 2017 году было выявлено около 3800 нарушений (по каждому клиенту и транзакции), которые были обнаружены в некредитных финансовых организациях, большинство из которых связано с внутренним контролем и идентификацией клиентов. Данные цифры могут

свидетельствовать о том, что надзорные органы ужесточили контроль и снизили терпимость к нарушениям в период с 2014 по 2017 год. В то же время они показывают, что нарушения носят постоянный характер, и, как представляется, несоблюдение требований не имеет тенденции к снижению. На фоне указанной статистики необходимо отметить тот факт, что поскольку новый инструмент дистанционного контроля в виде личных кабинетов участников информационного обмена был представлен относительно недавно, для оценки эффективности удаленного контроля, а также для оптимизации превенции и противодействия требуется больше времени для его апробации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. О международных договорах Российской Федерации : Федеральный закон от 15 июля 1995 г. (с изм. от 8.12.2020) № 101-ФЗ // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». - URL: https://base. garant.ru/10103790/ (дата обращения: 05.04.2021). - Текст : электронный.

2. Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (утв. Президентом РФ 30 мая 2018г.) // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». - URL: https://www.garant.ru/products /ipo/prime/doc/71858442/ (дата обращения: 05.04.2021). - Текст: электронный.

3. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма : Федеральный закон от 7 августа 2001 г. (с изм. от 24.02.2021) № 115-ФЗ // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». - URL: https://base.garant.ru/ 12123862/ (дата обращения: 05.04.2021). - Текст: электронный.

4. Международный стандарт по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма : рекомендации ФАТФ (октябрь 2020). - URL: www.fatf-gafi.org (дата обращения: 07.04.2021). -Текст: электронный.

5. Четвертый раунд взаимных оценок ФАТФ : Официальный сайт Федеральной службы по финансовому мониторингу РФ. - URL: https://www.fedsfm.ru/preparation-fatf-fourth-round (дата обращения: 07.04.2021). - Текст: электронный.

© Аксинья Петровна Писаренко, 2022 © Частное образовательное учреждение высшего ния «Таганрогский институт управления и экономики», 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.