Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНАЯ "АНТИОТМЫВОЧНАЯ" СИСТЕМА РФ: СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ ФАТФ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ'

НАЦИОНАЛЬНАЯ "АНТИОТМЫВОЧНАЯ" СИСТЕМА РФ: СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ ФАТФ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
608
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТМЫВАНИЕ ДЕНЕГ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ТЕРРОРИЗМА / ФИНАНСИРОВАНИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ОРУЖИЯ МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ / ФАТФ / НАЦИОНАЛЬНАЯ "АНТИОТМЫВОЧНАЯ" СИСТЕМА РФ / ОЦЕНКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Писаренко Аксинья Петровна

В статье рассматриваются особенности функционирования группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), взаимодействие с ФАТФ Российской Федерации как страны - участницы группы, а также оценивается эффективность деятельности РФ в сфере противодействия отмыванию денег, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНАЯ "АНТИОТМЫВОЧНАЯ" СИСТЕМА РФ: СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ ФАТФ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ»

А.П. ПИСАРЕНКО

Старший преподаватель кафедры криминологии, ЧОУВО ТИУиЭ, г.Таганрог

НАЦИОНАЛЬНАЯ «АНТИОТМЫВОЧНАЯ» СИСТЕМА РФ: СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ ФАТФ И ОЦЕНКА

ЭФФЕКТИВНОСТИ

В статье рассматриваются особенности функционирования группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), взаимодействие с ФАТФ Российской Федерации как страны - участницы группы, а также оцени-

вается эффективность деятельности РФ в сфере противодействия отмыванию денег, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения.

Отмывание денег, финансирование терроризма, финансирование распространения оружия массового уничтожения, ФАТФ, национальная «антиотмывочная» система РФ, оценка, эффективность. Тематический рубрикатор е-ЬШгагу: 10.77.51

Одним из транснациональных преступлений, которое приобрело весьма широкое распространение в мире на рубеже XX-XXI вв., является легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем. В этой связи видится важным рассмотрение эффективности российской «анти-отмывочной» системы и особенностей её соответствия требованиям группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Данный вид преступной деятельности многогранен и оттого весьма опасен, так как включает в себя не только уголовно-правовую основу, но и затрагивает нормальное функционирование банковской системы, микро- и макроэкономические аспекты. Кроме того, данный вид преступной деятельности зачастую порождает еще более опасное для общества преступление - терроризм, так как за счет «грязных» денег происходит финансирование террористических актов. Данный вид преступной деятельности транснационален, имеет структурно сложный состав преступления, в связи с чем очевидны трудности в его квалификации.

Уже тридцать лет в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма эффективно функционирует профильная международная организация - группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ, FATF - англ. Financial Action Task Force on Money Laundering). Данная группа учреждена в 1989 г. в ходе Парижской встречи группы G7 при участии Европейской комиссии. Создание Группы ФАТФ стало ответом на возросшие объемы отмываемых преступных доходов во всем мире [1]. Группа ФАТФ устанавливает стандарты в отношении мер, направленных на противодействие отмыванию денег, финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения (сокр. ПОД/ФТ/ ФРОМУ) (в настоящее время аббревиатуры ПОД/ФТ/ ФРОМУ и ПОД/ФТ понимаются как равнозначные, а тематика ФРОМУ является составной частью тематики ФТ. Здесь и далее по тексту ПОД/ФТ/ФРОМУ и ПОД/ФТ предлагается полагать равнозначными) [2]. С учетом сложности работы по выявлению «грязных» денег в международной финансовой системе возникло понимание неотложности разработки кол-

лективных мер противодействия финансовым преступлениям - создание действенной «антиотмывоч-ной» системы. В последние годы международное сообщество активно наблюдает за эффективностью работы ФАТФ. Так, в официальных заявлениях «Большой двадцатки» и резолюциях Совета Безопасности ООН признается важная роль ФАТФ по защите целостности финансовой системы, а также указываются значительные достижения группы за три десятилетия её функционирования.

По состоянию на 2019 г. ФАТФ функционирует под председательством представителя Китая Сянмин Лю и объединяет уже 37 стран. Российская Федерация принята в члены ФАТФ в 2003 г. и председательствовала в группе в 2013 г. К секретариату ФАТФ в Париже прикомандирован российский представитель, обеспечение пребывания которого осуществляется в форме перечисления добровольного взноса в бюджет группы [3]. Суть функционирования группы ФАТФ строится на так называемых Сорока рекомендациях, которые представляют собой свод организационно-правовых мер по созданию в каждой стране-участнице эффективного режима противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Вышеупомянутые рекомендации выражаются: 1) в широком круге вопросов, связанных с организацией противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма на национальном и международном уровнях; 2) во взаимодействии с основополагающими международными правовыми актами, посвященными вопросам политики отмывания денег и финансированию терроризма; 3) в предоставлении странам-участницам гибкости в реализации Сорока рекомендаций группы ФАТФ с учетом национальной специфики и особенностей правовой системы каждой страны.

В Сорока рекомендациях группы ФАТФ содержится требование ко всем странам-участницам иметь эффективные системы для предупреждения и противодействия отмыванию денег, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения. В рекомендациях отражены: - меры, которые странам следует реализовать в рамках своих систем уголовного судопроизводства и регулирования;

- профилактические меры, которые должны применяться финансовыми учреждениями и иными предприятиями и профессиями;

- меры по обеспечению прозрачности владения юридическими лицами и образованиями;

- вопросы, касающиеся учреждения компетентных органов, наделенных соответствующими функциями и полномочиями, а также механизма сотрудничества и взаимодействия;

- вопросы, касающиеся организации сотрудничества и взаимодействия с другими странами. Периодически ФАТФ обновляет существующие

рекомендации, посвященные проблематике легализации преступных доходов и финансирования терроризма, одновременно распространяя своё регулирование на противодействие финансированию распространения оружия массового уничтожения. Указанные Рекомендации признаны Международным валютным фондом, Всемирным банком, Управлением ООН по наркотикам и преступности, и их положения, по сути, составляют фундамент международного сотрудничества в сфере противодействия отмыванию денежных средств и финансированию терроризма.

Ещё относительно недавно (конец 1990-х - начало 2000-х гг.) Российская Федерация практически не имела эффективной правовой и институциональной базы в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Однако за последние годы российское государство совершило уверенный рывок в правовом регулировании вышеуказанных отношений. Так, например, за годы формирования национальной «антиотмывочной» системы в РФ на законодательном уровне были урегулированы национальная платежная система и электронный денежный оборот. Также были внесены изменения в действующее национальное законодательство в части противодействия незаконным финансовым операциям. Кроме того, приняты своевременные необходимые изменения и дополнения в национальное законодательство - расширен перечень преступных деяний, предшествующих легализации преступных доходов. Существенно были повышены качество и эффективность межведомственного и международного взаимодействия уполномоченных в этой сфере органов и организаций.

Этапы эффективной реализации национальной политики РФ в сфере борьбы с отмыванием доходов и финансированием терроризма были положительно отмечены мировым сообществом. Так, в 2019 г. в ходе Пленарной недели ФАТФ директор Росфинмо-ниторинга Ю.А. Чиханчин представил отчет Российской Федерации о проделанной работе, в результате которого суммарно по рейтингам Российская Федерация заняла 5-е место по эффективности национальной «антиотмывочной» системы в мире [4]. Методология оценки системы борьбы с отмыванием доходов и финансированием терроризма утверждена ФАТФ в 2013 г. и предполагает рассмотрение двух элементов: технического соответствия и эффективности. Техническое соответствие предусматривает выполнение требований Сорока рекомендаций ФАТФ. Под эффективностью понимается способность участников «антиотмывочной» системы дости-

гать непосредственных результатов по ликвидации рисков отмывания доходов и финансирования терроризма.

В Отчете о взаимной оценке Российской Федерации представлен обзор действующих мер по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма в Российской Федерации по состоянию на март 2019 г. В нем содержится анализ:

- уровня соответствия Сорока рекомендациям ФАТФ;

- уровня эффективности российской «антиотмы-вочной» системы;

- рекомендаций по совершенствованию этой системы.

Рассматривая достижения Российской Федерации на пути противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма и проводя их оценку, необходимо более детально раскрыть основные из них:

1) ответственной за функционирование российского режима ПОД/ФТ организацией является Росфин-мониторинг, отвечающая за руководство и координацию выработки и реализации политики и осуществления оперативной деятельности в области ПОД/ФТ. Деятельность Росфинмонито-ринга получает всестороннюю поддержку государства, поскольку российское правительство уделяет наиболее приоритетное внимание вопросам ПОД/ФТ. Росфинмониторинг использует современные технологии и высокий уровень автоматизации процессов для определения приоритетности, инициирования и содействия в расследованиях дел, осуществляемых правоохранительными органами. Вместе с тем правоохранительные органы регулярно получают и эффективно используют эти оперативные финансовые данные в целях расследования случаев отмывания денег, финансирования терроризма и предикатных преступлений, а также для отслеживания преступных доходов;

2) правоохранительные органы регулярно проводят финансовые расследования параллельно с расследованием предикатных преступлений, так как большинство случаев отмывания денег касается приобретения или сбыта имущества, добытого преступным путем, и поэтому большинство дел связано с менее тяжкими преступлениями. Например, в России часто расследуются случаи самоотмывания в отличие от случаев отмывания денег через третьих лиц, которые выявляются и расследуются в меньшей степени. Также имеют место случаи расследования сложных дел, связанных с отмыванием доходов, однако у правоохранительных органов могут иметься дополнительные возможности для выявления и расследования более масштабных схем отмывания денег, особенно в финансовом секторе, связанных с выводом незаконных доходов, в особенности касающихся коррупции. Наказания, накладываемые на физических лиц за отмывание денег, являются умеренно эффективными. Хотя юридические лица не подлежат уголовному преследованию в России, российские власти не продемонстрировали применение административных наказаний в отношении

юридических лиц. Альтернативные меры являются существенной составной частью набора средств и инструментов, имеющихся в России для борьбы с финансовыми преступлениями и преступлениями, касающимися использования фиктивных компаний, которые потенциально связаны с отмыванием денег;

3) для борьбы с финансированием терроризма в России существует правовая база, которая в значительной степени соответствует международным стандартам. В среднем в России ежегодно осуществляется около 50 судебных преследований за финансирование терроризма. С 2013 г. в России было осуждено более 300 человек за финансирование терроризма, большинство которых были приговорены к лишению свободы на сроки от 3 до 8 лет [5]. Таким образом, российские власти наглядно демонстрируют, что они лишают террористов, террористические организации и лиц, занимающихся финансированием терроризма, активов и средств совершения преступлений посредством включения в списки террористов, административного замораживания, судебных постановлений и конфискации. При этом несмотря на то, что общая сумма конфискованных активов и средств совершения преступлений является относительно низкой, она соответствует характеру рисков, существующих в России;

4) в РФ создана действенная система для применения адресных финансовых санкций за финансирование терроризма и распространение оружия массового уничтожения, однако в некоторых её сферах имеются недоработки и недостатки. Например, безотлагательное применение адресных финансовых санкций и отсутствие в законодательстве четких, подлежащих обязательному выполнению требований, распространяющихся на всех физических и юридических лиц;

5) Российской Федерацией была усовершенствована законодательная база и оперативный подход в целях повышения прозрачности деятельности юридических лиц, что затрудняет возможность их незаконного использования. Требования о регистрации были ужесточены, а в отношении юридических лиц проводится регулярный анализ, и они исключаются из реестра за предоставление неточной информации или за отсутствие реальной коммерческой деятельности. Юридические лица хранят информацию о своих бенефициарных владельцах, и компетентные органы осуществляют надзор за соблюдением этого требования. Финансовые учреждения также собирают информацию о бенефициарных владельцах своих клиентов, но возможности по проверке этой информации являются довольно ограниченными.

Среди необходимых решений во исполнение требований ФАТФ и пока что стагнирующих высокую степень эффективности «антиотмывочной» национальной политики РФ можно обозначить следующие:

1) тенденция неисполнения обязательств, касающихся применения предупредительных мер в целях ПОД/ФТ. Проблема надлежащего исполнения заклю-

чается в том, что пороговые суммы для направления сообщений о подозрительных финансовых операциях являются низкими, а автоматизация процесса приводит к направлению довольно большого количества сообщений. Несмотря на то что эти сообщения используются подразделением финансовой разведки для анализа данных, они не содержат подробных сведений либо информации, указывающей на серьезные подозрения или операции, требующие срочного внимания. Увеличение числа направляемых сообщений, как правило, приводит к росту количества случаев прекращения деловых отношений и отказов в осуществлении операций в связи с подозрениями на ОД/ФТ;

2) Российской Федерацией были ужесточены требования к лицензированию финансовых учреждений, которые в настоящее время позволяют в значительной степени снизить риск того, что преступники смогут стать владельцами финансовых учреждений или получить контроль над ними. Однако в основе надзорной деятельности лежат, главным образом, пруденциальные факторы, и ЦБ РФ чрезмерно полагается на камеральный контроль. Несмотря на отзыв ряда лицензий, применяемые наказания не во всех случаях эффективны, а суммы налагаемых денежных штрафов невелики, что не становится сдерживающим фактором.

Таким образом, оценив обстоятельства, способствующие росту эффективности национальной «анти-отмывочной» системы, и признаки, её стагнирующие, прогноз ее действенности можно охарактеризовать в целом как позитивный. Противодействие легализации преступных доходов и финансированию терроризма является важнейшим элементом борьбы с преступностью на макроуровне, условием повышения национальной и международной безопасности, а также необходимым условием снижения коррупции. По мнению главы Росфинмониторинга Ю.А. Чихан-чина, в настоящее время России предстоит продолжить борьбу, в особенности с так называемыми «черными» офшорами, и разработать новые подходы к контролю над оборотом электронных платежей. Вместе с тем так называемая «антиотмывочная» система России в целом соответствует международным требованиям [6]. Эффективная реализация национальной политики в области противодействия легализации преступных доходов и финансирования терроризма возможна только при активном взаимодействии с международными организациями, для чего необходима соответствующая правовая и институциональная основа, приводящая к единообразию регулирования вопросов в сфере противодействия легализации преступных средств, включая криминализацию соответствующих деяний и создание системы сбора информации о подозрительных операциях.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Официальный сайт Федеральной службы по финансовому мониторингу России [Электронный ресурс]. - URL http://www.fedsfm.ru/activity/fatf (дата обращения: 2.11.2019).

2. Сорокин К.Г. Актуальные вопросы развития национальных систем противодействия легализации преступных доходов и финансированию тер-

роризма в государствах - членах ЕврАзЭС / К.Г.Сорокин. - М.: Юстицинформ, 2014. - 290 с.

3. Распоряжение Правительства РФ от 11.11.2010 №1950-р (ред. от 26.07.2019) «Об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 47. - Ст. 6166 // СПС «КонсультантПлюс». - URL: http://www.con sultant.ru/document/cons_doc_LAW_106979/ (дата обращения: 4.11.2019).

4. Россия получила высокую оценку соответствия национальной «антиотмывочной» системы международным стандартам ФАТФ [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной

службы по финансовому мониторингу России. -URL: http://www.fedsfm.ru/releases/4184 (дата обращения: 2.11.2019).

5. Информационно-аналитический портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://crimestat.ru (дата обращения: 4.11.2019).

6. Результаты Пленарного заседания ФАТФ, 16-21 июня 2019 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма. - URL: https://eura siangroup.org/ru/outcomes-fatf-plenary-16-21-june-2019 (дата обращения: 4.11.2019).

© Аксинья Петровна Писаренко, 2019 © Частное образовательное учреждение высшего образования «Таганрогский институт управления

и экономики», 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.