Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЦ, ПОДЛЕЖАЩИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЦ, ПОДЛЕЖАЩИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
91
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сотрудники государственной защиты / защищаемые лица / профессионально-психологическая подготовка / state defense officers / protected persons / professional psychological training

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гайнуллина Айгуль Вильевна

Рассматриваются проблемы психологической подготовки сотрудников государственной защиты, раскрываются психологические особенности их деятельности и требования к личности, поднимаются вопросы психологического сопровождения защищаемых лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL ISSUES OF PROFESSIONAL PSYCHOLOGICAL TRAINING OF EMPLOYEES OF SECURITY DEPARTMENTS OF PERSONS SUBJECT TO STATE PROTECTION

The article discusses the problems of psychological training of state defense employees, reveals the psychological characteristics of their activities and personality requirements, raises the issues of psychological support of protected persons.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЦ, ПОДЛЕЖАЩИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ»

УДК 159.9; ББК 88.4

DOI 10.24411/2658-63 8Х-2020-10058

© Гайнуллина А.В. 2020

ACTUAL ISSUES OF PROFESSIONAL PSYCHOLOGICAL TRAINING OF EMPLOYEES OF SECURITY DEPARTMENTS OF PERSONS SUBJECT TO STATE PROTECTION

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЦ, ПОДЛЕЖАЩИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ

Aigul V. Gainullina,

Associate Professor of the Chair of Psychology and Ppedagogy in the Activities of the Staff of Internal Affairs Offices of the Ufa Law Institute of the MIA of Russia, Candidate of Psychological Sciences E-mail: lswetok@mailru

Айгуль Вильевна Гайнуллина,

доцент кафедры педагогики и психологии в деятельности сотрудников ОВД Уфимского юридического института МВД России, кандидат психологических наук E-mail: lswetok@mailru

Для цитирования: Гайнуллина А.В. Актуальные вопросы профессионально-психологической подготовки сотрудников подразделений по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите. Психология и педагогика служебной деятельности. 3/2020. С. 19-22.

Научная специальность: 19.00.06 - юридическая психология. Рецензент: В. Л. Линевич, кандидат психологических наук, доцент.

Abstract. The article discusses the problems of psychological training of state defense employees, reveals the psychological characteristics of their activities and personality requirements, raises the issues of psychological support of protected persons.

Keywords: state defense officers, protected persons, professional psychological training.

Аннотация. Рассматриваются проблемы психологической подготовки сотрудников государственной защиты, раскрываются психологические особенности их деятельности и требования к личности, поднимаются вопросы психологического сопровождения защищаемых лиц.

Ключевые слова: сотрудники государственной защиты, защищаемые лица, профессионально-психологическая подготовка.

Министерством внутренних дел обращается внимание на снижение мотивации к службе в полиции за последние годы, и необходимость, в связи с этим, в укреплении кадрового ядра, совершенствовании профессионализма сотрудников органов внутренних дел (далее ОВД), повышении качества профессиональной подготовки1, проходящей преимущественно в ведомственных образовательных организациях.

От уровня профессиональной подготовленности сотрудников полиции зависит эффективность их деятельности, связанной, прежде всего, с противодействием преступности, охраной общественного порядка и обеспечением общественной безопасности. Высокие требования к уровню профессионализма предъявляются к сотрудникам

подразделений государственной защиты как к специалистам, социально-психологическая компетентность которых во многом определяет степень безопасности защищаемых лиц.

Вопросы психологической подготовки сотрудников ОВД нашли отражение в трудах А. М. Столяренко, В. Н. Смирнова, В. Л. Цветко-ва, М. И. Марьина, И. Ю. Кобозева, В. В. Вахни-ной, Л. Н. Костиной, И. О. Котенева, С. Е. Кора-блева, С. Е. Борисовой; проблемы психологической подготовки сотрудников государственной защиты затронуты В. Е. Петровым, В. Л. Лине-вичем, А. А. Тагановой, Е. И. Замылиным и др. Вместе с тем, проблемам повышения уровня профессионально-психологической подготовленности данной категории сотрудников ОВД

в юридической психологии уделяется не достаточно внимания.

Основным видом деятельности сотрудников подразделений государственной защиты является оперативно-розыскная деятельность, носящая экстремальный характер, связанная как с физическим, так и с психологическим противодействием криминальной среды2 и, соответственно, возможностью возникновения конфликтных, экстремальных и нестандартных ситуаций. По данным исследований, на защищаемых лиц оказываются: угрозы убийством, причинением вреда здоровью, уничтожением, повреждением имущества - 41 %; подкуп - 32 %; шантаж, провокации - 29 %; физическое насилие, вплоть до лишения жизни - 22 %; уничтожение и повреждение имущества - 19 %; распространение порочащих сведений - 11,8 %3.

Деятельность сотрудников государственной защиты связана также с необходимостью продолжительной изоляции при выполнении профессиональных задач, осуществлением наблюдения за защищаемым лицом и тщательным контролем его поведения. Сотрудники данной службы, постоянно находясь в состоянии повышенной готовности к отражению возможного нападения на граждан, испытывают значительное стрессовое напряжение, также им свойственен высокий уровень личной ответственности за жизнь защищаемых ими лиц.

В целях эффективного выполнения функциональных обязанностей сотрудник подразделений государственной защиты должен быть способен к ролевому перевоплощению; к разумному риску; к ситуациям силового единоборства; обладать психофизиологической выносливостью; быть готовым к самостоятельным и ответственным решениям; к длительной интеллектуальной активности.

Высокие требования предъявляются к уровню коммуникативной, в том числе конфликтной компетентности сотрудников государственной защиты. Защищаемые лица, как свидетели или объекты преступления испытывают стресс, страх, фрустрацию, неуверенность в личной безопасности, что усиливается их вынужденной изоляцией4. В связи с этим учет сотрудником государственной защиты психического состояния защищаемого лица и его психологическое сопровождение является одной из основных должностных обязанностей5.

Под психологическим сопровождением защищаемого лица понимается совокупность организационных и психопрактических мероприятий, направленных на профилактику и преодоление

негативных личностных проявлений, нормального течения психической жизни лица, под влиянием социально опасных последствий, связанных с его участием в раскрытии и расследовании преступлений6.

Защищаемые лица обладают разным уровнем правосознания, интеллекта, культуры и воспитанности, что требует от сотрудников подразделений государственной защиты дифференцированного подхода к гражданам. Особого внимания заслуживает взаимодействие с лицами, склонными к деви-антному поведению и отказывающимися соблюдать установленные меры безопасности.

Повышенные требования предъявляются к коммуникативной7, в том числе конфликтной компетентности сотрудников государственной защиты, которые должны уметь устанавливать психологический контакт, обладать навыками экспресс-диагностики личностных особенностей и психического состояния защищаемых лиц, уметь прогнозировать межличностные события, вырабатывать адекватные ситуации стратегии поведения в межличностных конфликтах, регулировать психоэмоциональное состояние граждан, оказывать корректирующее воздействие на их правосознание и поведение.

Освоение обучающимися основных образовательных программ высшего образования согласно ФГОС ВО по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность» (уровень специалите-та), утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1424 от 16 ноября 2016 г., который включает формирование общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и профессионально-специализированных компетенций.

Обучение будущих специалистов государственной защиты осуществляется по дисциплине «Психология в деятельности сотрудников подразделений, по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите», которое предусматривает формирование общекультурной компетенции (ОК-6) - способность проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях и профессиональной компетенции (ПК-20) - способность применять при решении профессиональных задач психологические методы, средства и приемы, что в целом отражает подход к сущности профессиональной психологической подготовленности сотрудников правоохранительных органов, представленный А. М. Столяренко8.

Согласно данному исследователю структуру профессионально-психологической подготовлен-

ности сотрудников состоит из таких компонентов, как профессионально-психологические знания, профессионально-психологические умения, (ана-литико-перцептивные, тактико-психологические и технико-психологические) профессионально развитые психологические качества и профессионально-психологическая устойчивость9.

Формирование общекультурных и профессиональных компетенций у обучающихся предусмотрено при проведении семинарских и практических занятий в интегративных формах. При проведении семинарских занятий с применением анализа конкретных ситуаций обучающиеся обсуждают проблемную ситуацию из практики деятельности сотрудников государственной защиты и вырабатывают общий алгоритм взаимодействия с защищаемым лицом.

Одной из наиболее эффективных психотехнологий, применяемых на практических занятиях, выполняющих не только формирующую и коррекционную функции, но и диагностическую функцию является социально-психологический тренинг. На практических занятиях, проводимых в форме социально-психологических тренингов, обучающиеся занимаются самоанализом профессионально-важных качеств, отработкой навыков оказания экстренной психологической помощи защищаемым лицам, находящимся в кризисной ситуации, обсуждением резервов и путей самосовершенствования социально-психологической компетентности в работе с людьми.

В целом, повышение качества профессионально-психологической подготовки сотрудников государственной защиты требует дальнейших исследований психологических особенностей их труда и разработки профессиограммы и психограммы10, накопление банка проблемных ситуаций взаимодействия сотрудников государственной защиты с защищаемыми лицами, совершенствования форм и методов обучения данной категории сотрудников.

Литература

1. Бикчинтаева, Л. Г. Психологические составляющие профессиональной компетентности в контексте ее формирования у обучающихся образовательной организации МВД России / Л. Г. Бикчинтаева // Вестник Московского университета МВД России. - 2019. - № 4. - С. 296-300.

2. Гайнуллина, А. В. Проблемы развития коммуникативной компетентности сотрудников ОВД / А. В. Гайнуллина // Вестник Московского университета МВД России. - 2020. - № 1. - С. 251-256.

3. Деулин, Д. В. Психолого-социологическое

исследование современного состояния психологического обеспечения органов внутренних дел / Д. В. Деулин, И. В. Усачева // Вестник Московского университета МВД России. - 2020. - № 1. -С.257-261.

4. Замылин, Е. И. Тактика и психология общения с лицами, подлежащими государственной защите, на стадии предварительного расследования : учебное пособие / Е. И. Замылин. - Волгоград : ВА МВД России, 2018. - 128 с.

5. Колокольцев, В. А. Выступление на расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации от 26 февраля 2020 г. / В. А. Колокольцев [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/62860 (дата обращения: 10.06.2020 г.).

6. Оперативно-розыскная психология : учебное пособие для вузов / под общ. ред. Ю. Е. Авру-тина. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2020. -252 с.

7. Петров, В. Е. Проблемы осуществления мер безопасности в отношении защищаемых лиц, имеющих социально-личностные и психические расстройства (психологический аспект) : методическое пособие / В. Е. Петров. - Домодедово : ВИПК МВД России, 2014. - 47 с.

8. Линевич, В. Л. Психологические, социальные и правовые аспекты обеспечения лиц, подлежащих государственной защите : монография /

B. Л. Линевич, Янбухтин, Т. Н. Нуркаева, И. Р. Ди-ваева. - Уфа : Уфимский ЮИ МВД России, 2018. -138 с.

9. Столяренко, А. М. Психология личности юриста. Прикладная юридическая психология : учебное пособие для вузов / под ред. проф. А. М. Столяренко. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001. -

C. 181-182.

10. Федеральный закон № 119-ФЗ от 20 августа 2004 г. «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных частников уголовного судопроизводства» (ред. от 28.12.2013 г. № 432-ФЗ) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.05.2020 г.).

1 Колокольцев, В. А. Выступление на расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации от 26 февраля 2020 г. / В. А. Колокольцев [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/ president/ news/62860 (дата обращения: 10.06.2020 г.).

2 Оперативно-розыскная психология : учебное пособие для вузов / под общ. ред. Ю. Е. Аврутина. 2-е изд., испр. и доп. М. : Юрайт, 2020. С. 15.

3 Замылин Е. И. Тактика и психология общения с лицами, подлежащими государственной защите, на стадии пред-

варительного расследования : учебное пособие. - Волгоград : ВА МВД России, 2018. С. 18.

4 Психологические, социальные и правовые аспекты обеспечения лиц, подлежащих государственной защите : монография / В. Л. Линевич, Янбухтин, Т. Н. Нуркаева, И. Р. Диваева. Уфа : Уфимский ЮИ МВД России, 2018. С. 25.

5 Федеральный закон № 119-ФЗ от 20 августа 2004 г. «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных частников уголовного судопроизводства» (ред. от 28.12.2013 г. N 432-Ф3) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.05.2020 г.).

6 Петров В. Е. Проблемы осуществления мер безопасности в отношении защищаемых лиц, имеющих социально-личностные и психические расстройства (психологический аспект) : методическое пособие. Домодедово : ВИПК МВД России, 2014. С. 27.

7 Гайнуллина А. В. Проблемы развития коммуникативной компетентности сотрудников ОВД // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 1. С. 251-256.

8 Бикчинтаева Л. Г. Психологические составляющие профессиональной компетентности в контексте ее формирования у обучающихся образовательной организации МВД России // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 4. С. 300.

9 Столяренко А.М. Психология личности юриста. Прикладная юридическая психология : учебное пособие для вузов / под ред. проф. А. М. Столяренко. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001. С. 181-182.

10 Деулин Д. В., Усачева И. В. Психолого-социологическое исследование современного состояния психологического обеспечения органов внутренних дел // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 1. С. 259.

Методология научного познания : учебное пособие / Г. И. Руза-вин. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 287 с. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник".

Учебное пособие посвящено проблемам методологии научного познания, в том числе классификации способов и методов, которые являются специфическими для науки и отличают ее от других способов познания, постижения реального мира. Подробно рассмотрены методы анализа существующего знания и методы научного исследования, представляющие наибольший интерес для будущих исследователей.

Для студентов и аспирантов высших учебных заведений, соискателей ученой степени, а также для всех интересующихся философией науки.

ПОЗНАНИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.