Научная статья на тему 'К вопросу оказания психологической помощи защищаемым лицам сотрудниками органов государственной защиты'

К вопросу оказания психологической помощи защищаемым лицам сотрудниками органов государственной защиты Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
476
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОСТОЯНИЕ КРИЗИСА / СТРЕССОВОЕ СОСТОЯНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПЕРВАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ЭКСТРЕННАЯ "ДОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ" ПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бикчинтаева Л.Г., Липина А.В.

Статья посвящена индивидуально-психологическим особенностям личности защищаемого лица в состоянии кризиса. Авторы анализируют виды оказания первой психологической помощи сотрудниками подразделений по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу оказания психологической помощи защищаемым лицам сотрудниками органов государственной защиты»

УДК 159.96

Л. Г. БИКЧИНТАЕВА, доцент кафедры педагогики и психологии Уфимского юридического института МВД России, кандидат психологических наук, доцент (г. Уфа)

L. G. BIKCHINTAYEVA, associate professor of the chair of pedagogic and psychology in the work of employers of department of internal affairs of Ufa Law Institute of the Interior Ministry of Russia, candidate of psychology, docent (Ufa)

А. В. ЛИПИНА, курсант факультета по подготовке сотрудников полиции Уфимского юридического института МВД России (г. Уфа)

A. V. LIPINA, cadet of the faculty for the training of police officers of Ufa Law Institute of the Interior Ministry of Russia (Ufa)

<N

К <N

a a

о

о $

Ч S"

«

а о

0 «

¥ а -с а

1

о

о «

?

а £

а «

S

К ВОПРОСУ ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ПОМОЩИ ЗАЩИЩАЕМЫМ ЛИЦАМ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ

PSYCHOLOGICAL ASSISTANCE OF THE PROTECTED PERSONS PROVIDED BY EMPLOYEES OF BODIES OF THE STATE PROTECTION

Аннотация. Статья посвящена индивидуально-психологическим особенностям личности защищаемого лица в состоянии кризиса. Авторы анализируют виды оказания первой психологической помощи сотрудниками подразделений по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите.

Ключевые слова: состояние кризиса, стрессовое состояние, психологическое сопровождение, первая психологическая помощь, экстренная «допсихологическая» помощь.

Annotation. Article is devoted to individual psychologic peculiarities ofprotected person in crisis condition. Author analyzed various kinds of first psychological help carried by officers who serve in enforcements of government protection.

Key words: crisis condition, state of stress, psychological support, first psychological help, emergency «before psychologic» help.

Кризисные состояния, переживаемые защищаемыми лицами, являющиеся следствием резких изменений условий жизни, в теории психологии относятся к ненормативным кризисам. Ненормативные кризисы развития рас-

сматриваются психологами как следствие случайных, непредвиденных или сверхнормативных событий: выделение этого типа кризисов обусловлено пониманием того, что естественное, нормативное развитие в любой момент может

быть нарушено возникновением незакономерной жизненной ситуации, которая предъявит к личности требования, превышающие ее обычный адаптивный потенциал [1]. Психолого-психиатрические исследования показали, что наиболее длительной, интенсивной и разрушительной оказывается реакция пострадавшего на человеческий стрессор, то есть угрозу, исходящую от людей. Следовательно, экстремальная ситуация социального характера, разрушительно воздействуя на личность, дезорганизует поведение защищаемого лица, вызывая личностные изменения на когнитивном, эмоциональном, поведенческом уровне.

Организация и осуществление психологического сопровождения защищаемого лица относится к одной из основных функций подразделений государственной защиты [2]. В рамках реализации мер безопасности защищаемого лица проведение с ним психореабилитационных мероприятий, оказание психологической помощи возможно осуществить ведомственными специалистами - психологами. Для профильной психологической помощи защищаемым лицам, находящимся в кризисном состоянии, наиболее приемлемой моделью является психологическое сопровождение - особый, пролонгированный, специально организованный процесс, направленный на выход лица из негативного кризисного состояния. Средства помощи, которыми могут воспользоваться профессионалы - практические психологи, в психологическом сопровождении защищаемых лиц, достаточно разнообразны и определяются ими соответственно исходной ситуации [3; 4]. В частности, широко практикуется психотехника «кризисное вмешательство» («кризисная интервенция»), заключающаяся в том, чтобы защищаемое лицо смогло обрести контроль над ситуацией, обратиться к своим ресурсам (внутренним и внешним). Кризисное психологическое вмешательство часто предполагает однократную интервен-

цию, включающую выявление психо-травмирующих переживаний, создание условий для реагирования, улучшение актуального состояния и формирование образа позитивного будущего у клиента, и должно быть направлено на усиление (перестройку) психологической защиты и укрепление личностных ресурсов клиента [5].

Вследствие отсутствия должностей ведомственных психологов в подразделениях по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, задачи оказания психологической помощи и реабилитации фактически в той или иной степени возлагаются на оперативных сотрудников [6]. Психологическое сопровождение защищаемого лица В. Е. Петровым определяется как совокупность организационных и психопрактических мероприятий, направленных на предотвращение нарушения внутренней устойчивости личности и социальной общности, нормального течения психической жизни лица, подлежащего государственной ^ защите, его поведения под влиянием ¡^ нежелательных и социально вредных ^ последствий, связанных с участием § данного человека в раскрытии преступ- ^ лений. Таким образом, в данном автор- ^ ском подходе реализуется более широ- ВД кое исходное представление о психоло- ^ гическом сопровождении защищаемого § лица, включающее три направления | (уровня): организационное, социальное, | личностное. §

Вид специфической помощи, § оказываемой сотрудниками подразделений по обеспечению безопасности лиц, у

а

подлежащих государственной защите, Ц системы МВД России, можно отнести к ^ «полупрофессиональным видам помощи» [7, с. 176], так как она оказывается | сотрудником полиции, не являющимся | профессиональным консультантом, в ^ рамках своих профессиональных обя- «

занностей, носит неотложный характер §

§

и осуществляется в контексте решения ^ других важных проблем. ^

Ведущая роль коммуникативной подструктуры в психологической структуре профессиональной деятельности сотрудников подразделений госзащиты, прежде всего, требует компетентности в вопросах тактики установления психологического контакта и развития доверительных отношений с защищаемыми лицами. Основой оказания психологической помощи сотрудниками подразделений по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, системы МВД России, Т. В. Гав-риловой и С. Р. Салпагаровой признается логическая аргументация, включающая в себя разъяснение, внушение, эмоциональное воздействие, изучение и коррекцию личности, дидактические и риторические приемы, также некоторые способы оказания помощи при обычных реакциях на стресс [8].

В целях совершенствования психологического сопровождения мер безопасности В. Е. Петров предлагает к гц применению следующие рекомендации ^ в работе с защищаемыми лицами: достижение понимания, снятие психологи-гц ческого напряжения, предотвращение а конфликтов, диагностику собеседника, ^ взаимодействие на перспективу, ¡^ обеспечение безопасности самого соЙ трудника.

щ Основой успешного осуществле-

§ ния психологического сопровождения | защищаемых лиц может служить систе-§ ма первой психологической помощи а (известной также как первая эмоцио-| нальная помощь). Первая психологическая помощь определяется большинст-| вом профессионалов сферы психическо-1 го здоровья как «специфический набор навыков, используемых либо непрофессионалами, прошедшими тренинги, либо специалистами в области психического здоровья, либо сотрудниками спа-^ сательных служб для обеспечения под-« держки лицам, пострадавшим от кризи-| са или чрезвычайной ситуации», и на-^ правлена на: достижение стабилизации ^ у пострадавших; уменьшение уровня

дистресса; удовлетворение основных потребностей; оказание помощи в решении основных проблем и восстановлении контроля над ситуацией; при желании или в случае необходимости - на обеспечение пострадавшим доступа к другим ресурсам [9].

Т. С. Павловой при обзоре стратегий оказания кризисной психологической помощи описаны основные требования к оказанию первой психологической помощи: идея данной помощи, по аналогии с медицинской помощью, заключается в раннем вмешательстве и предложении эмпатической поддержки для активации адаптивных стратегий совладания. Автором выделяются следующие основные действия при оказании первой психологической помощи: установление контакта, обеспечение безопасности, стабилизация эмоционального состояния, помощь в решении проблем, обеспечение практической помощи, активация сетей социальной поддержки, активация адаптивных видов копинга, направление в необходимые организации [10].

Н. Агазаде, исходя из собственного практического опыта и литературных данных, суммирует основные аспекты оказания помощи в следующем виде: первая психологическая помощь является отдельным вмешательством, которое оказывается при очевидной для этого необходимости; должна быть оказана при утрате лицами контроля над своим поведением и эмоциональными реакциями, не соответствующими их личностным особенностям. Помощь, включающая компоненты физической защиты и обеспечения собственной безопасности, должна быть оказана независимо от желания лица принять ее. Также успешное оказание первой психологической помощи предполагает продолжение обеспечения поддержки [11].

Требования к оказанию первой психологической помощи пострадавшему неспециалистами перечисляются

А. Демкиным и И. Дорофеевым. Во-первых, психологические нарушения пострадавшего расцениваются как результаты травмы, и симптомы являются его реакцией на дистресс. Во-вторых, пострадавшему необходимо выражать поддержку минимумом слов, подкрепляя ее невербальными средствами (физический контакт, мимика, жесты). В-третьих, оказывающему помощь следует принять позицию гибкости и внимания ко всем психологическим проявлениям у пострадавших; поддержка и симпатия выказываются пострадавшему вне зависимости от содержания материала, который он излагает; любые оценки и осуждения действий и мыслей пострадавшего категорически недопустимы. В-четвертых, необходимо поддерживать вербализацию переживаний пострадавшего прежде всего методом активного эмпатического слушания: в рамках этой техники используются повторение вслух фраз пострадавшего, краткий пересказ его изложения с просьбой уточнить или разъяснить отдельные моменты, выдерживание паузы с невербальной демонстрацией внимания к пострадавшему. В-пятых, если есть необходимость задать вопросы, то они формулируются таким образом, чтобы подкреплять самооценку пострадавшего. В-шестых, все инструкции и сообщения пострадавшему необходимо выдавать в простых, понятных и четких формулировках [12]. Таким образом, первая психологическая помощь рассматривается не как психотерапия, а как вмешательство, ориентированное на удовлетворение базовых потребностей защищаемого лица, обеспечение социальной поддержки, содействие продолжению оказания помощи.

Кроме того, сотрудник должен уметь в кратчайшее время оказать первую помощь защищаемому лицу при резко возникших эмоциональных реакциях деструктивного характера. Экстренная психологическая помощь - это краткосрочная помощь после сильного

негативного стрессогенного воздействия (дистресса). Данная психологическая помощь заключается в психологических поддержках. А. А. Таганцева утверждает, что именно психологические поддержки (коммуникативная, телесная, физическая, деловая, эмоциональная) со стороны сотрудника для защищаемого лица создают атмосферу доброжелательности, покоя и уверенности в своих силах, способствуют снижению тревоги и остроты переживания, и в редких случаях - полному выходу из данных состояний [13].

Помимо этого, от сотрудника органов государственной защиты, не обладающего психологическим образованием, требуется овладеть элементарными психотехниками, приемами экстренной «допсихологической» помощи с целью кратковременного облегчения последствий данных ситуаций для защищаемого лица. При оказании данного вида помощи следует руководствоваться рекомендациями по оказанию крат- ^ косрочных мер регуляции актуальных ^ психологических и психофизиологиче- g ских эмоциональных состояний: страха, ^ тревоги, плача, истерики, апатии, чувст- § ва вины, злости, гнева, неконтролируе- ^ мой дрожи, двигательного возбуждения. fe^ Рекомендации по оказанию экстренной ^ «допсихологической» (по аналогии с | первой доврачебной) помощи представ- ^ лены Ю. С. Шойгу [14]. Так, например, | помощь при плаче заключается в том, ^ чтобы выразить человеку свою под- ® держку и сочувствие, и не обязательно ф делать это словами: можно просто сесть ^ рядом, приобнять человека, поглаживая s по голове и спине, дать ему почувство- « вать сочувствие и сопереживание, дер- 2 жа его за руку. Иногда протянутая рука § помощи значит гораздо больше, чем | сотни сказанных слов. В то же время ^ слезы - это способ выплеснуть свои ^ чувства, и, по мнению автора, не следу- s ет сразу начинать успокаивать человека, § если он плачет. «й

Таким образом, реальная помощь лицу, подлежащему государственной защите, требует от сотрудника органов защиты элементарных знаний в области

психологии, психиатрии, особенностей переживания кризиса, поведенческих проявлений острых кризисных состояний.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об утверждении Типового положения по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, территориального органа МВД России на региональном уровне и примерной модели организационного построения оперативно-разыскной части (центра) по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, территориального органа МВД России на региональном уровне: приказ МВД России от 28.05.2013 № 297 // Российская газета. 26 июня 2013.

2. Линевич В. Л. Психологическое обеспечение лиц, подлежащих государственной защите в процессе осуществления мер безопасности // Деятельность органов внутренних дел по обеспечению лиц, подлежащих государственной защите в современных условиях: вопросы теории и практики: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ч. 3. Уфа, 2016. С. 26-33.

3. Линевич В. Л., Суицидологическая помощь: актуальные тенденции // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2016. № 4. С. 87-92.

4. Исхаков Э. Р., Линевич В. Л., Бикчинтаева Л. Г., Гайнуллина А. В. Психолого-педагогические и медицинские аспекты обеспечения профессиональной деятельности сотрудников ОВД: монография. Уфа: Уфимский ЮИ МВД России, 2016. 72 с.

5. Никольская И. М. Кризисная психологическая помощь в совладании с переживанием ^ утраты близкого: учебное пособие. СПб., М.: Речь, 2016. 80 с.

^ 6. Петров В. Е. Проблемы осуществления мер безопасности в отношении защищаемых

лиц, имеющих социально-личностные и психические расстройства (психологический аспект): а методическое пособие. Домодедово: ВИПК МВД России, 2014. 47 с.

^ 7. Лютова-Робертс Е. К. Техники психологического консультирования в повседневной

жизни. СПб.: Речь, 2010. С. 176.

8. Гаврилова Т. В., Салпагарова С. Р. Методика экспресс-оценки и стабилизации психо-^ логического состояния защищаемого лица при осуществлении мер безопасности: методические I рекомендации. М., 2015. 39 с.

g* 9. Agazade Nazim. Individual Coping Strategies at Times of Crises // Azerbaijani Journal of

Л Psychiatry. 2010. Vol. 18 (1). P. 24-37.

u 10. Павлова Т. С. Система оказания кризисной психологической помощи субъектам об-

s разовательной среды (опыт США) // Психологическая наука и образование. 2012. № 2. С. 951 102.

и 11. Агазаде Н. Первая психологическая помощь в доклинической практике // Медицин-

ам ская психология в России. 2013. № 2 (19) / URL: http://medpsy.ru (дата обращения: | 16.01.2017 г.).

^ 12. Демкин А., Дорофеев И., Концепция первой психологической помощи при профес-

о сиональном дистрессе сотрудников правоохранительных органов //

м

§ http://www.town812.ru/psichologicheskaya-pomosh.shtml (дата обращения: 18.01.2017 г.).

;г 13. Таганцева А. А. Вопросы психологического обеспечения оперативно-служебной

^ деятельности подразделений государственной защиты. Краснодар: КрУ МВД России, 2012.

^ 159 с.

а 14. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / под общей ред.

| Ю. С. Шойгу. М.: Смысл, 2007. 319 с.

Л © Бикчинтаева Л. Г.

© Липина А. В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.