Научная статья на тему 'Психологическая помощь лицам, подлежащим государственной защите, при кризисных психических состояниях'

Психологическая помощь лицам, подлежащим государственной защите, при кризисных психических состояниях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
256
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИСНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ЛИЦАМ / ПОДЛЕЖАЩИМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ РЕАГИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Линевич В.Л.

Статья посвящена методам психологической поддержки лицам, подлежащим государственной защите, находящимся в кризисном психическом состоянии. Рассматриваются причины и условия возникновения кризисных состояний у данных лиц. Анализируются индивидуальные особенности личности защищаемых лиц, обусловливающие форму реагирования на драматические жизненные ситуации. Приведены общие принципы оказания психологической поддержки в кризисных психических состояниях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая помощь лицам, подлежащим государственной защите, при кризисных психических состояниях»

Таким образом, использование компьютерной графики на лекциях по экономическим дисциплинам позволяет

уплотнить занятие, сделать лекцию более доступной, повысить заинтересованность и активность обучающихся.

© Рахматуллин М. А.

УДК 159.98:343.123.12(470)

В. Л. ЛИНЕВИЧ, начальник кафедры педагогики и психологии в деятельности сотрудников органов внутренних дел Уфимского юридического института МВД России, кандидат психологических наук, доцент (г. Уфа)

V. L. LINEVICH, the head of the department of pedagogy and psychology in law enforcement bodies activity of Ufa Law Institute of the Ministry of internal affaires of Russia, candidate of psychological sciences, associate professor (Ufa)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ЛИЦАМ, ПОДЛЕЖАЩИМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ, ПРИ КРИЗИСНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЯХ

THE PSYCHOLOGICAL SUPPORTING FOR PEOPLE WHO ARE UNDER STATE PROTECTION DURING CRISIS PSYCHO CONDITION

Аннотация. Статья посвящена методам психологической поддержки лицам, подлежащим государственной защите, находящимся в кризисном психическом состоянии. Рассматриваются причины и условия возникновения кризисных состояний у данных лиц. Анализируются индивидуальные особенности личности защищаемых лиц, обусловливающие форму реагирования на драматические жизненные ситуации. Приведены общие принципы оказания психологической поддержки в кризисных психических состояниях.

Ключевые слова: кризисные психические состояния, психологическая помощь лицам, подлежащим государственной защите, индивидуальные формы реагирования.

Annotation. This article is about methods ofpsychological supporting for people who are under state protection during crisis psycho condition. Discussed reasons and objectives for development of critical psychological conditions of the people who are under state protection and have safety measures. Analyzed individual features person of the people under state protection which is formed reaction to drama life situation. Showed common principles caring of the psychological supporting during crisis psycho situation.

Keywords: crisis psycho condition, psychological supporting for people who are under state protection, individual forms of reaction.

Психологическое обеспечение лиц, подлежащих государственной за-

щите, в процессе осуществления мер безопасности является одним из основ-

ных вопросов современной деятельности подразделений по обеспечению безопасности данной категории лиц. Выделяют следующие психологические проблемы осуществления мер безопасности в отношении защищаемых лиц: организация взаимодействия сотрудников с защищаемым лицом, осуществление личной охраны, обеспечение конфиденциальности, обоснование переселения на другое временное или постоянное место жительства, участие в уголовном судопроизводстве. Данная психологическая помощь представляет известную трудность, поскольку психологи (сотрудники, выполняющие функции психологов) подразделений по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите [1], не всегда своевременно могут оценить риски в поведении защищаемых лиц, вызванных кризисными психическими состояниями.

Исследователи считают, что кризисные психические состояния, наряду с ситуативными, обусловлены субъективной оценкой ее драматичности для личности защищаемого лица и предполагаемых деструктивных последствий [1]. Кризисные психические состояния обусловлены нейродинамическими особенностями функционирования высшей нервной деятельности, степенью корреляции полушарий мозга, связями коры и подкорковых структур головного мозга и личностными, биологически и социально-психологически детерминирова-ными особенностями психической саморегуляции [2].

Особенности протекания кризисных состояний определяются механизмами функционирования высшей нервной деятельности, проявляясь адекватными или деструктивными реакциями на воздействия внешней среды, включая прямые и вторичные (косвенные) приспособительные эффекты. Первичные являются специфическим ответом личности на конкретный стимул (ситуацию), вторичные приводят к

нарушениям общей психофизиологической активности.

Выявляют три формы психофизиологической саморегуляции, что соответствует трем типам общефункциональных состояний психической активности: вторичные реакции адекватны первичным; вторичные реакции превышают уровень первичных; вторичные реакции слабее необходимых первичных реакций. Если в первом случае психологическая помощь может быть рекомендована, т. к. индивид способен самостоятельно справиться с критической ситуацией, то второй и третий тип психических состояний, вызывая избыточность или недостаточность физиологического обеспечения психической активности, предполагают оказание квалифицированной психологической помощи. Именно данный вид психологической помощи со стороны сотрудников полиции для защищаемого лица создает атмосферу доброжелательности, покоя и уверенности в своих силах, способствует снижению тревоги и остроты переживаний [3, с. 13-19]. Поддержка может быть коммуникативной, телесной, физической, деловой и эмоциональной.

Коммуникативная поддержка. Применяется техника активного слушания с правильной внутренней и внешней активностью. Активное слушание помогает установить контакт и расположить к себе защищаемое лицо, понять его точку зрения и при необходимости изменить ее в соответствии со стоящими перед сотрудниками полиции задачами. Внешним выражением активного слушания являются знаки слушания: поворот или наклон тела в сторону собеседника, кивки, поддакивания в знак согласия, повтор последней фразы и т. д. Могут применяться следующие речевые приемы поддержки: 1) мягкая поддержка: - одобрение, похвала: «Ты молодец!», «Ты умница!», «Ты сильный!», «Держись!», «Я восхищаюсь тобой.

Ты здорово держишься!», «Ты очень сильный человек!» и т. д.;

- выслушать, разделить позицию, согласиться, найти разумное в словах собеседника: «Да, ты прав», «Ты сделал все, что было в твоих силах» и т. д.;

- позитивное внушение: «Понятно, что ты, как сильный человек, поступил благородно. Ты правильно сделал» и т. д.;

2) жесткая поддержка:

- резкие слова (чаще глаголы повелительного наклонения) на фоне позитивной интонации: «Соберись!», «Держи себя в руках!», «Проснись!», «Делай, я сказал!» и т. д.;

- мотивационный текст: объединение резких слов в энергетизирующий текст, похвала или позитивное внушение. Лучше, если текст содержит «цепляющие» фразы. Произносить такой текст нужно громко, скандируя каждое слово быстро, практически без остановок.

Телесная поддержка. Касание рукой руки, предплечия, иногда плеча, между близкими людьми - объятия. Поддержка делом. Сделать, например, важный для человека звонок, который можете сделать только Вы. Подсказать, из-за чего у человека не получаются те или иные действия и т. д.

Физическая поддержка. Она разнообразная: от рукопожатия до помощи в совместном выполнении каких-либо действий.

Эмоциональная поддержка. Способность оказать психологическую поддержку защищаемому лицу - это во многом не алгоритмизированное умение, а искусство, которое обеспечивается механизмами интуиции, рефлексии, сопереживания и т. д. Психологическая поддержка - это ненавязчивая теплота и забота сотрудника полиции по отношению к защищаемому лицу. Теплота к другому человеку передается также невербально, через взгляд, интонацию голоса, выражение лица, позу и прикосно-

вения. Сотрудник полиции должен осознавать невербальные сообщения, которые он посылает защищаемому лицу, он должен учиться передавать свою теплоту и отношение невербально.

Психологическая эмоциональная поддержка защищаемого лица оказывает существенное влияние на облегчение изменения поведения; совершенствование способностей лица, подлежащего государственной защите, устанавливать и поддерживать взаимоотношения; увеличение продуктивности защищаемого лица и его способности к преодолению трудностей; помощь в процессе принятия решений.

Важно обращать внимание на чувства, когда они вызывают проблемы в общении или могут поддержать защищаемое лицо, помочь ему.

Таким образом, в ряде случаев психические состояния являются результатом доминирования устойчивых (характерных, типичных) личностных состояний или ситуативных (эпизодических) состояний личности, которые не характерны для человека и противоречат общему стилю ее поведения. Причинами возникновения таких состояний могут быть: неэффективность психической саморегуляции, переживание трагических событий (психология горя), психические срывы, обусловленные нарушением обмена веществ, эмоциональными спадами (биоритмами) [4]. Оказание психологической помощи лицам, подлежащим государственной защите, находящимся в кризисных психических состояниях, позволит снизить уровень негативных эмоциональных переживаний, минимизировать риски возможных деструктивных форм поведения защищаемого лица, включая суицидальные действия и, в конечном итоге, эффективно выполнить профессиональные задачи по защите лиц в процессе осуществления мер безопасности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Таганова А. А. Вопросы психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности подразделений государственной защиты. Краснодар: КрУ МВД России, 2012.

2. Линевич В. Л. Психологическое обеспечение лиц с личностными расстройствами, подлежащих государственной защите // Деятельность органов внутренних дел по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, в современных условиях: вопросы теории и практики: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Уфа: Уфимский ЮИ МВД России, 2017.

3. Гаврилова Т. В., Салпагарова С. Р. Методика экспресс-оценки и стабилизации психологического состояния защищаемого лица при осуществлении мер безопасности: методическое пособие. М.: Академия МВД России, 2015.

4. Сафронов В. П., Линевич В. Л., Сафронова Е. В. Психофизиологические механизмы влияния ритмов на девиантное поведение // Актуальные проблемы психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел: сборник материалов 5-й Республиканской научно-практической конференции. Уфа, 2001.

© Линевич В. Л.

УДК 378.016:34(470)(091)

Ю. В. БОНДАРЕНКО, доцент кафедры истории и теории государства и права Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук (г. Уфа)

J. V. BONDARENKO, senior lecturer of the department of history and theory of state and law Ufa Law Institute Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of legal sciences (Ufa)

МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ВИДЕОФРАГМЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ»

METHOD OF USING VIDEO FRAGMENTS IN THE PROCESS CONDUCTING LECTURES ON THE DISCIPLINE «HISTORY STATE AND LAW OF RUSSIA»

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты методики использования видеофрагментов в процессе проведения лекционных занятий по дисциплине «История государства и права России».

Ключевые слова: методика использования видеофрагментов, история государства и права России, наглядность обучения, кинематограф.

Annotation. Theoretical and practical aspects of the methodology for using video fragments in the course of conducting lecture classes on the discipline «History of the State and Law of Russia» are considered in the article.

Keywords: the method of using video fragments, the history of the state and law of Russia, the visibility of learning, cinematography.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.