Научная статья на тему 'Особенности использования компьютерной графики на лекционных занятиях по экономическим дисциплинам'

Особенности использования компьютерной графики на лекционных занятиях по экономическим дисциплинам Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
202
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рахматуллин М.А.

В статье рассматривается методика использования компьютерной графики на лекционных занятиях. Особое внимание уделяется опыту использования компьютерной графики на занятиях по экономическим дисциплинам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности использования компьютерной графики на лекционных занятиях по экономическим дисциплинам»

ПРОСВЕЩЕНИЕ. ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ

УДК 378.147.31

М. А. РАХМАТУЛЛИН, доцент кафедры социально-гуманитарных и экономических дисциплин Уфимского юридического института МВД России, кандидат экономических наук, доцент (г. Уфа)

M. A. RAKHMATULLIN, associate professor of the department of social and humanitarian and economic disciplines of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of economic sciences, associate professor (Ufa)

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ НА ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

FEATURES OF USE OF COMPUTER GRAPHICS IN THE LECTURES

ON ECONOMIC SUBJECTS

Аннотация. В статье рассматривается методика использования компьютерной графики на лекционных занятиях. Особое внимание уделяется опыту использования компьютерной графики на занятиях по экономическим дисциплинам.

Ключевые слова: компьютерная графика, экономические дисциплины, процесс обучения, средство обучения, технология обучения.

Annotation. The article deals with the method of using computer graphics in lectures. Particular attention is paid to the experience of using computer graphics in the classroom of economic disciplines.

Keywords: computer graphics, economic disciplines, learning process, means of education, technology of training.

Среди разнообразных методов и средств совершенствования процесса обучения в высшей школе, а также интенсификации и повышения эффективности учебной деятельности важное место отводится использованию технических средств обучения, в частности, компьютерной графики. Компьютерная графика относится к наглядным методам обучения. Используя средства наглядности в учебном процессе, нужно исходить из дидактического правила о том, что использование средств наглядности не цель, а средство достижения цели. Компьютерная графика как средство обучения - это материальный и ин-

теллектуальный продукт, который используется преподавателем и обучающимися для усвоения новых знаний.

В отличие от плакатов, таблиц и т. п., компьютерная графика относится к сложным визуальным средствам обучения, так как содержит в себе динамический компонент. Также она значительно расширяет возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, мультипликации, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. По своим изобразительным возможностям нисколько не уступает ни кино, ни телевидению.

Как средство обучения компьютерная графика является неотъемлемым компонентом технологии обучения, его информационно-предметным обеспечением. Преподаватель должен не только уметь создавать и использовать компьютерную графику, но и научить обучающихся умению рассматривать и анализировать наблюдаемое, извлекать из него необходимую информацию. Для эффективного использования компьютерной графики на лекционных занятиях по экономическим дисциплинам необходимо соблюсти ряд условий:

Первое условие. Преподносимая при помощи средств обучения информация должна соответствовать современным научным знаниям, согласовываться с содержанием учебной программы и учебником и быть доступной.

Второе условие. Нужно выделить учебный материал, при изучении которого возможно и целесообразно использование компьютерной графики. В конкретной учебной ситуации необходимо установить, способствует ли использование компьютерной графики усвоению обучающимися знаний и умений по учебной теме, достижению учебной цели, воспитанию, активизации мыслительной деятельности.

Выбор материала для компьютерной графики на каждое учебное занятие - процесс индивидуально-творческий. По каждому предмету трудно централизованно разработать и

подобрать средства обучения в соответствии со спецификой и содержанием каждой темы. Индивидуальный стиль работы преподавателя и уровень развития обучаемых вносят свои коррективы в использование этих средств. Так, например, для курсантов в лекциях по экономическим дисциплинам текстовый материал в компьютерной форме мы стараемся использовать по минимуму. Как правило, с появлением текстового материала курсанты стараются как можно быстрее перенести текст лекции в свои конспекты и перестают слушать лектора. Для иностранных слушателей, наоборот, долю текстового материала увеличиваем. Кроме того, при использовании компьютерной графики на лекционных занятиях по экономическим дисциплинам мы учитываем особенности предмета и метода соответствующей дисциплины.

В научной литературе любая экономическая категория представляет собой теоретическое (абстрактное) выражение реально существующих производственных отношений. С помощью компьютерной графики мы создаем модель производственного отношения и наглядно раскрываем содержание любой экономической категории. На рисунке 1 представлена в общей форме абстрактная модель производственного отношения, на основе которой мы объясняем содержание любой экономической категории.

АБСТРАКТНАЯ МОДЕЛЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ (экономической категории)

Объект отношения

Производитель Товар Покупатель

Работодатель Зарплата Наемный

рабочий

Рис. 1. Абстрактная модель производственного отношения

Любое производственное отношение структурно предполагает наличие объекта и субъектов отношения, их интересов и противоречия между интересами. Объект отношения - это то, по поводу чего возникает производственное отношение. Субъекты отношения -это то, между кем возникает производственное отношение. Интересы субъектов отношения - это потребности, заставляющие их вступать в производственное отношение. Интересы субъектов производственного отношения, как правило, имеют разнонаправленный, противоречивый характер.

Для примера возьмем такую основополагающую категорию рыночной экономики, как товар. Для того чтобы продукт труда стал товаром, необходимо, чтобы по поводу него возникло отношение купли-продажи между покупателями и продавцами (производителями). Отношение купли-продажи, а не наличие самого продукта, делает его товаром. Нет отношения, нет товара, несмотря на то что есть продукт труда, потенциальный объект отношения купли-продажи.

Что заставляет людей вступать друг с другом в отношения купли-продажи? Что является побудительным мотивом для таких отношений? В первую очередь, их экономические интересы. Экономические интересы - это мотивы и стимулы для социальных действий субъектов отношения с целью получения определенных результатов в виде выгоды или пользы, удовлетворения разнообразных потребностей. Люди, вступая друг с другом в производственные отношения, реализуют свои экономические интересы. В нашем примере интерес продавца - избавиться от товара, выручив при этом как можно большую сумму денег. Интерес покупателя полностью противоположен интересу продавца. Он желает приобрести

товар, при этом заплатив за него по возможности как можно меньшую сумму денег. Таким образом, между интересами существует противоречие.

Следующая экономическая категория - заработная плата. Заработную плату, как и товар, следует рассматривать как производственное отношение. Только оно возникает, в отличие от товара, между другими субъектами отношения. Заработная плата - это отношение между наемными рабочими и работодателями по поводу части продукта, произведенного рабочими. Интерес рабочего - увеличить свою долю, а работодателя - свою долю в произведенном продукте. Интересы субъектов отношения, как и в первом случае с товаром, не совпадают.

В результате один и тот же объект отношения - продукт труда, в зависимости от того, между кем возникает производственное отношение, и какие преследуются экономические интересы, в одном случае будет называться товаром, а в другом - заработной платой.

Другая особенность экономических дисциплин обусловлена целью занятия. Главная цель преподавателя на занятиях по экономическим дисциплинам - научить курсантов экономически мыслить. В экономике изучают причинно-следственные связи. В ней влияние одного признака на другой в разные периоды времени может дать разные результаты. Почему так происходит?

Так, например, используя рисунок 2, покажем, как изменение доходов (спроса) влияет на рыночную цену товара в коротком и долгосрочном периодах времени. На графике увеличение доходов (спроса) с Б1 до Б2 в коротком периоде увеличивает цену товара, не влияя на объемы производства, а в долгосрочном периоде увеличивает объем предлагаемых на рынке товаров, снижая цену товара до начального уровня.

Р1

Ре

УЗ

81 82

01 02

Увеличение спроса 81 82 в коротком периоде вызывает рост

равновесной цены Р1 Р2, а в долгосрочном периоде - рост

равновесного объема

производства Р2

Рис. 2. Влияние дохода на рыночную цену товара

Р

0

Объясняется это тем, что в коротком периоде производители не могут мгновенно отреагировать на увеличение спроса, обусловленного увеличением доходов населения. В результате возникает дисбаланс между спросом и предложением в пользу спроса, что и приводит к росту цен на товары. В долгосрочном периоде производители товаров постепенно увеличивают объемы производства, что приводит к снижению рыночной цены товара и установлению баланса между спросом и предложением, но уже при новых условиях, старых ценах и новом большем объеме производства.

Третье условие. Необходимо определить момент подачи средства обучения на учебном занятии, наиболее соответствующей логике учебно-познавательного процесса. Любая наглядность на учебном занятии неэффективна, если она не сопровождается познавательной деятельностью обучаемых. Необходимо тщательно продумать, как активизировать и направить познавательную деятельность обучающихся в процессе их подготовки к восприятию наглядных средств, а также

после просмотра учебного кадра. Момент подачи компьютерной графики будет зависеть от цели использования средства обучения.

Компьютерная графика на занятиях по экономическим дисциплинам может использоваться как источник информации; средство поддержки деятельности преподавателя на разных этапах занятия; средство поддержки интереса обучающихся к предмету путем создания соответствующих красочных презентаций, схем, графиков и т. п.

По экономическим дисциплинам как обязательный элемент мы даем структурно-логическую схему лекции или отдельного вопроса. В экономике, чтобы глубже понять содержание той или иной проблемы, необходимо первоначально увидеть расположение всех составляющих компонентов проблемы, выяснить их взаимосвязи и взаимозависимости. Затем можно рассматривать каждую компоненту проблемы в отдельности. Так, например, по теме «Роль банков в рыночной экономике» мы используем рисунке 3.

Тема 9.

Роль банков в рыночной экономике Доходы

S \

С S -* БАНКИ - I

(погр.) (сбер.) (инвестиции)

Рис. 3. Структурно-логическая схема занятия

Данный рисунок представляет собой наиболее общую форму структурно-логической схемы лекционного занятия. Основными компонентами лекции будут доходы, банки, инвестиции. Из рисунка видно, что главная функция банков - превращение временно свободных денежных средств населения (сбережений) в инвестиции. Выяснив это, в последующем будем рассматривать каждую компоненту в отдельности.

По экономическим дисциплинам часто для раскрытия содержания той или иной категории приходится опери-

ровать всевозможными формулами. Можно просто представить формулу или же вывести ее. В последнем случае обучающиеся лучше усваивают смысл и значение формул. Проблема выведения формул легко решается с помощью компьютерной графики. С помощью таблиц и графиков создается проблемная ситуация, выход из которой предполагает нахождение соответствующей формулы для решения проблемы.

На рисунке 4 представлена исходная таблица, на базе которой мы определяем правила нахождения средней заработной платы на предприятии.

Таблица как источник информации и создания проблемной ситуации

Iles № Количество рабочих Зарплата Фонд "ï/n

Ф 0=) <fig

1 10 4 40

2 15 2 30

Всего 2F=25 =70

Общее правило

Средняя зарпnarra = Общин фонд ЗП/количество рабочих = 70123 =2.В

Рис. 4. Технико-экономическая характеристика условного предприятия

Предполагаем, что предприятие состоит из двух цехов. В первом цехе работает 10 человек, во втором - 15. Количество работающих людей обозначаем буквой (1). Буквой (х) обозначим среднею заработную плату по каждому цеху. Буквами (1х) - фонд заработной платы по цеху. Нам необходимо найти среднюю заработную плату по предприятию. Данную проблему легко решить, разделив общий фонд заработной платы по предприятию 70 на общее количество работающих людей 25. Это и есть общее правило нахождения средней заработной платы по предприятию.

Теперь изменим условие задачи. Предположим, что у нас нет данных по фонду заработной платы (см. рисунок 5). Как в этом случае найти среднюю заработную плату по предприятию? Умножив (1) на (х) получим фонд заработной платы по каждому цеху. Используя общее правило нахождения средней величины, получим формулу: Хср = ^х/^, где (£1Х) - общий фонд заработной

платы;

(£1) - общее количество людей, работающих на предприятии.

Средняя арифметическая взвешенная

Цея № Количество рабочих Зарплата Фонд з/п

<0 м (Ь )

1 10 4

2 15 2

Всего и =2.5

Общее правило

Средняя зарплата = Общий фонд ЗПУколичество рабочих = 70/25 =2,8 Средняя зарплата = ^ТХ 25=2,8

Рис. 5. Технико-экономическая характеристика условного предприятия

Данная формула используется для расчета так называемой средней арифметической взвешенной величины. Теперь предположим, что у нас нет

данных по количеству работающих в цехах людей. Как в этом случае найти среднюю заработную плату по предприятию (см. рис.6.)?

Средняя гармоническая

Цех Кг Количество рабочих Зарплата Фонд з/п

м (Ь)

1 4 40

2 2

Всего £Ь =70

Обшее правило

Средняя зарплата = Общин фонд ЗП/количество рабочих = 70/25 ?,В

Средняя зарплата = ^Х /^Х/Х=7Ш|25=2,В

Рис. 6. Технико-экономическая характеристика условного предприятия.

Количество людей, работающих в цехах, находится путем деления соответствующего фонда заработной платы на среднюю заработную плату в цехе ^х/х. Используя общее правило, получаем формулу так называемой средней гармонической величины: Хср = ^х/^х/х, где (£&) - общий фонд заработной

платы;

(^х/х) - общее количество людей, работающих на предприятии.

Теперь становится ясно, чем одна формула отличается от другой. Очевид-

но, что какую формулу мы будем использовать при исчислении средней величины, зависит от имеющихся данных.

В некоторых случаях компьютерную графику можно использовать как средство поддержки деятельности преподавателя на разных этапах занятия. Так, например, используя данные, приведенные в рисунке 7, преподаватель, используя табличный и графический методы, объясняет существующие причинно-следственные связи между доходом, ценой товара и спросом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Средство поддержки деятельности п реподавателя на разных этапах занятия

Выявление причинно-следственных связей

р

Доход 15 руб

Р -

цена спрос

1 15

3 5

□ - Кривая спроса.

15 Ц

Рис. 7. Причинно-следственные связи между доходом, ценой товара и спросом

Также компьютерная графика может использоваться как средство поддержки интереса обучающихся к

предмету или для микроотдыха. В этом случае мы создаем красочную презентацию, схему, графики и т. п. (рис. 8).

Рис. 8. Красочная презентация как средство поддержки интереса обучающихся

Таким образом, использование компьютерной графики на лекциях по экономическим дисциплинам позволяет

уплотнить занятие, сделать лекцию более доступной, повысить заинтересованность и активность обучающихся.

© Рахматуллин М. А.

УДК 159.98:343.123.12(470)

В. Л. ЛИНЕВИЧ, начальник кафедры педагогики и психологии в деятельности сотрудников органов внутренних дел Уфимского юридического института МВД России, кандидат психологических наук, доцент (г. Уфа)

V. L. LINEVICH, the head of the department of pedagogy and psychology in law enforcement bodies activity of Ufa Law Institute of the Ministry of internal affaires of Russia, candidate of psychological sciences, associate professor (Ufa)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ЛИЦАМ, ПОДЛЕЖАЩИМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ, ПРИ КРИЗИСНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЯХ

THE PSYCHOLOGICAL SUPPORTING FOR PEOPLE WHO ARE UNDER STATE PROTECTION DURING CRISIS PSYCHO CONDITION

Аннотация. Статья посвящена методам психологической поддержки лицам, подлежащим государственной защите, находящимся в кризисном психическом состоянии. Рассматриваются причины и условия возникновения кризисных состояний у данных лиц. Анализируются индивидуальные особенности личности защищаемых лиц, обусловливающие форму реагирования на драматические жизненные ситуации. Приведены общие принципы оказания психологической поддержки в кризисных психических состояниях.

Ключевые слова: кризисные психические состояния, психологическая помощь лицам, подлежащим государственной защите, индивидуальные формы реагирования.

Annotation. This article is about methods ofpsychological supporting for people who are under state protection during crisis psycho condition. Discussed reasons and objectives for development of critical psychological conditions of the people who are under state protection and have safety measures. Analyzed individual features person of the people under state protection which is formed reaction to drama life situation. Showed common principles caring of the psychological supporting during crisis psycho situation.

Keywords: crisis psycho condition, psychological supporting for people who are under state protection, individual forms of reaction.

Психологическое обеспечение лиц, подлежащих государственной за-

щите, в процессе осуществления мер безопасности является одним из основ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.