Научная статья на тему 'Проектный метод обучения: «Виртуальная фирма»'

Проектный метод обучения: «Виртуальная фирма» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
442
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / ЭФФЕКТ АКТУАЛИЗАЦИИ / МОДЕЛЬ "ВИРТУАЛЬНАЯ ФИРМА" / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СТРУКТУРА / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / PROJECT METHOD / ACTUALIZATION EFFECT / VIRTUAL FIRM MODEL / ORGANIZATIONAL STRUCTURE / BUSINESS PROCESS / MANUFACTURING STRUCTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скаржинская Елена Матвеевна, Смирнова Татьяна Сергеевна

В статье рассматривается опыт применения в преподавании дисциплины «Экономика фирмы» одного из активных методов обучения метода проектов, описывается методика и анализируются результаты его применения, обсуждаются перспективы его развития и использования в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Applying the project teaching method: virtual firm

The article discusses our experience in applying one of the active educational approaches, namely projects, in teaching the college course “The Economy of the Firm”, analyzes the results of applying this method and contemplates future prospects of developing and utilizing this method in the teaching process.

Текст научной работы на тему «Проектный метод обучения: «Виртуальная фирма»»

10. Садовничий В.А. В поисках нового подхода к развитию образования и производительных сил России; университетские округа // Университетское управление: практика и анализ. - 2000. -№2 (13). - С. 7-11.

11. Садовничий В.А., Белокуров В.В., Суш-ко В.Т., Шикин Е.В. Университетское образование: приглашение к размышлению. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995. - 352 с

12. Сизов В.С., Сизова Е.Н. Проблемы оценки эффективности деятельности вуза // Вопросы новой экономики. - 2012. - №4. - С. 29-33.

13. Федоров И.Б., Еркович С.П., Коршунов С.В. Высшее профессиональное образование: Мировые тенденции: (Социальный и философский аспект). -М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998. - 368 с.

14. Урри Дж. Мобильность / пер. с англ. А.В. Лазарева. - М.: Издательская и консалтинговая группа «Праксис», 2012. - 576 с.

15. Шафранов-Куцев Г.Ф. Новая модель классического университета в условиях регионализации высшего образования // Университетское управление: практика и анализ. - 2000. - .№2 (13). -С. 12-19.

УДК 658.114

Окаржинская Елена Матвеевна

доктор экономических наук, профессор Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова

Yelena.skarzhinsky@gmail.com

Смирнова Татьяна Оергеевна

кандидат экономических наук, доцент Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова

tatianasmirn2010@mail.ru

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ: «ВИРТУАЛЬНАЯ ФИРМА»

В статье рассматривается опыт применения в преподавании дисциплины «Экономика фирмы» одного из активных методов обучения - метода проектов, описывается методика и анализируются результаты его применения, обсуждаются перспективы его развития и использования в учебном процессе.

Ключевые слова: проектный метод обучения, эффект актуализации, модель «виртуальная фирма», производственная структура, организационная структура, бизнес-процесс.

Эффективность высшего образования зависит от множества факторов, среди которых центральное место занимает содержание академических дисциплин вместе с инструментальными и дидактическими методами их преподавания, определяющими непосредственно процесс усвоения знаний. Как известно, усвоение знаний включает процесс их приема, смысловой переработки, сохранения полученных знаний и применения их в новых ситуациях для решения практических и теоретических задач. Все эти процессы основаны на активной интеллектуальной деятельности студента, поэтому обязательным условием их организации являются активные методы обучения, в которых студент выступает активным участником процесса присвоения знаний [1]. Активные методы обучения многообразны, в данной статье обсуждается опыт применения одного из них - метода проектов.

Метод проектов включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Метод проектов -это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом.

В США метод проектов возник в 20-е годы прошлого века. Его называли методом проблем, и он был связан с идеями, разработанными философом

и педагогом Дж. Дьюи и его учеником В.Х. Кил-патриком. Эта дидактическая технология не является принципиально новым в мировой педагогике. В 1905 году идеи проектного обучения возникли в России. Под руководством С.Т. Шацкого была организована группа сотрудников, пытавшаяся использовать проектные методы в практике преподавания. В 1931 году метод проектов был осужден. С тех пор серьёзных попыток возродить его в России не было.

В данной статье описывается метод проектов в преподавании дисциплины «Экономика фирмы», анализируются результаты его применения, обсуждаются перспективы его развития и использования в учебном процессе.

«Экономика фирмы» изучается как дисциплина по выбору на 3 курсе для студентов, обучающихся по направлению «Бизнес-информатика», а для студентов, обучающихся по направлению «Менеджмент» дисциплина «Экономика предприятия» находится в вариативной части учебного плана. Дисциплина по выбору имеет двойственный смысл: с одной стороны, предполагается осознанный выбор студентами именно этой дисциплины, что предполагает их изначальную заинтересованность, с другой стороны, возникает представление о необязательности этой дисциплины, не входящей в число основных [2]. Студенты довольно чутко воспринимают эту двойственность, поэтому возникают проблемы их мотивации.

96

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова . м l- № 5, 2014

© Скаржинская Е.М., Смирнова Т.С., 2014

К проблемам мотивации добавляются дидактические проблемы, связанные с особенностями «Экономики фирмы» как академической дисциплины. Каждый, кто знаком с этой дисциплиной, и в особенности тот, кому приходилось ее преподавать, хорошо представляет, насколько трудно увлечь студентов в освоении многочисленных классификаций, экономических и технико-экономических показателей и методов их расчета, из которых преимущественно состоит система дидактических единиц. При доминировании пассивных методов процесс обучения данной дисциплине представляет собой трансляцию и заучивание определений и методов, решение стандартных задач по расчету технико-экономических показателей, что мало приближает студентов к целостному и практико-ориентированному представлению о функционировании экономической организации. Добавим к этому, что у студентов, обучающихся по направлению бизнес информатика, есть основания сомневаться в том, что добытые с трудом знания по этой дисциплине пригодятся им впоследствии. Использование метода проектов в преподавании «Экономики фирмы» способствует одновременно решению проблемы мотивации и проблемы дидактики.

Описание методики. Суть применяемой нами методики проектов заключается в том, что студенческая группа разбивается на команды (как правило, из двух человек), создающие свой проект -модель экономической организации с описанием всех ее основных технологических, экономических и организационных характеристик, процессов, внутренних и внешних связей. Результатом работы является разработанная командой модель «виртуальной фирмы», отражающая все стороны деятельности предприятия - производственной, финансовой, организационной. В конце семестра команда защищает свой проект, оценка которого зависит от полноты охвата различных сторон деятельности фирмы, обоснования методов расчета, обоснований для определения цен и тарифов, логики построения модели и качества презентации. Оценка проекта может быть выставлена по желанию студентов как экзаменационная оценка по дисциплине «экономика фирмы».

Разработка модели «виртуальная фирма» включает несколько этапов, каждый из которых требует усвоения определенных разделов и дидактических единиц «Экономики фирмы», а также самостоятельного поиска знаний через Интернет.

Первый этап: товар, технология, производственная и организационная структура его производства. Вначале команда выбирает товар или услугу, которую фирма будет производить (рекомендация преподавателя - выбирать товары с наиболее простой технологией производства) и дает описание потребителей данного товара. В реальности, для того, чтобы обосновать спроса на товар,

требуется изучение рынка: выявление неудовлетворенного спроса, структурных и географических разрывов в производстве товаров и услуг и т.д. Исследование рынка относится в большей степени к дисциплине «Маркетинг», поэтому студентом было предложено исходить из предположения, что спрос выявлен на основе маркетингового исследования.

После того, как определено, что и для кого производит «виртуальная фирма», требуется определить, как осуществляется производство. Технологии производства студенты находят самостоятельно с использованием ресурсов интернета. Важно, чтобы студенты осознали, что именно характер товара и технология его производства являются тем базисом, на котором строится вся экономика фирмы, как реальной, так и виртуальной. На этом же этапе команда строит технологическую последовательность превращения сырья и материалов в товар с описанием видов оборудования, водных, земельных и энергетических ресурсов, необходимых для производства. Этот результат студенты представляют в виде бизнес-процесса производства.

Затем на этой основе команда определяет производственную структуру фирмы, которая включает: состав и размеры производственных подразделений предприятия, их кооперированные связи в едином производственном процессе, их состав и размеры, пропускную способность оборудования, численности работников.

После описания производственной структуры команда определяет организационную структуру предприятия. Интересно заметить, что студенты на основе представлений, полученных во время производственной практики, пытались задать организационную структуру в самом начале работы до описания производственных процессов, процессов сбыта и т.д. Это свидетельствует об искаженных представлениях студентов о функционировании фирмы, поэтому одной из дидактических задач нашей методики является формирование целостных представлений, согласно которым организационная структура носит вторичный характер по отношению к производству, ее функционал заключается в управлении имеющимся производством.

На этом этапе студенты создают модели бизнес-процессов в соответствии с основными процессами управления фирмой. Здесь же описывается информационное обеспечение предприятия, указываются применяемые информационные технологии и программные средства.

На втором этапе определяются основные фонды предприятия, описывается их структура и стоимостная оценка. Для оценки основных фондов студенты используют источники из интернета, содержащие стоимостные характеристики аналогичного оборудования, земельных участков и производственных площадей. На этом этапе опре-

деляется также механизм амортизации и размер амортизационных отчислений (исходя из сроков использования основных фондов). Также требуется найти коэффициенты фондоемкости и фондовооруженности, исходя из численности производственного персонала, определенного на первом этапе.

На третьем этапе команды определяют потребность в оборотных средствах, включая сырье и комплектующие, а также вспомогательные материалы, водные и энергетические ресурсы, используемы в производственном цикле. На этой основе с помощью информации о ценах, полученной из интернета, студенты определяют минимальный размер оборотных фондов предприятия, Исходя из механизма реализации продукции, скорости производственных процессов, процессов складирования и доставки, студенты определяют коэффициент оборачиваемости оборотных средств, а также анализируют возможности его увеличения.

Четвертый этап - персонал и заработная плата. Студенты определяют структуру персонала, исходя из элементов производственной и организационной структуры, описанных на предыдущих этапах. Для каждой категории работников команда должна выбрать и обосновать вид начисления заработной платы (тарифная, повременная и т.д.) Также требуется определить фонд рабочего времени, исходя из некоторого заданного объема выпуска, нормочасов и т.п.

Пятый этап - финансовые ресурсы предприятия. На этом этапе студенты определяют, во-первых, размер собственных средств фирмы, во-вторых, минимальный размер финансового обеспечения производства, в-третьих, необходимый размер финансовых заимствований. Команды выбирают кредитные договоры с банками, определяют затраты по кредитным договорам. Также студентам предлагается возможность привлечения средств от субсидий или субвенций на развитие бизнеса с помощью участия в федеральных и региональных целевых программах. За обоснование возможности участия бизнеса в целевых программах команды получают дополнительные баллы.

Шестой этап - организационно-правовая форма предприятия. Команда выбирает организационно-правовую форму, исходя из размеров предприятия, величины собственных и заемных средств, рисков и действующего механизма налогообложения. На этом же этапе команда формулирует миссию организации, определяет его учредителей и собственников, устанавливает размер уставного капитала.

Седьмой этап - затраты и себестоимость. Команды осуществляют калькуляцию себестоимости по отдельным статьям, исходя из определенных ими ранее цен на материалы и комплектующие, заработную плату с учетом социального налога,

амортизационные отчисления и т.д. Калькуляция производится по заданной схеме. Полнота охвата всех статей калькуляции и обоснование расходов по статьям учитываются при выставлении оценки.

Восьмой этап - цена продукции. При определении цены команды должны учитывать себестоимость продукции, цены конкурентов, эластичность спроса на товар, доходы потребителей, емкость рынка. Как показал наш опыт, студенты используют найденные в интернете цены предприятий-аналогов с коррекцией по доходам населения в регионе, по ценам на землю и аренду и налоговым тарифам в регионе. Обоснованность цены товара учитывается при выставлении оценки на экзамене.

Девятый этап - формирование прибыли. Команда выбирает несколько осуществимых объемов реализации, и для каждого из них производит расчет прибыли при установленной ранее цене товара. Для каждого выбранного объема реализации последовательно вычисляются:

1. Выручка (нетто) от продаж за вычетом НДС и акцизов - величина А.

2. Себестоимость реализованной продукции -величина В.

3. Валовая прибыль (брутто-прибыль) - величина С=А-В.

4. Коммерческие и управленческие расходы -величина D.

5. Прибыль от продаж - величина Е=С-Э.

6. Операционные и внереализационные доходы (расходы) - величина Е

7. Прибыль до налогообложения - величина G=G +Е

8. Прибыль от обычной деятельности - величина H=G (налог на прибыль) -(обязательные платежи).

9. Чистая прибыль П=Н±(чрезвычайные доходы и расходы)

Затем находят объем реализации, обеспечивающий наибольшую прибыль, и максимальное значение рентабельности.

Десятый этап - определение точки безубыточности. Команда возвращается к анализу затрат и разделяет их на переменные и условно-постоянные. После этого студенты находят функцию затрат (издержек), представляя ее в табличном виде, а также графически. При определенной на предыдущем этапе цене продукции студенты находят функцию выручки (нетто), представляя ее также таблично и графически. Затем находят приближенно координаты точки безубыточности, как точки пересечения функции издержек и функции выручки. Таким образом, определяются области прибыли и убытков, а также минимальный объем выручки и минимальный объем реализации, обеспечивающие безубыточность производства.

Одиннадцатый этап - интерпретация и анализ модели. Студенты анализируют полученные ре-

зультаты, делают выводы о перспективах деятельности «виртуальной фирмы» в реальной рыночной среде, условиях рентабельности, определяют стратегии развития.

Таким образом, предложенная методика следует логике бизнес-плана: исходная точка - выявленная (или предполагаемая) потребность в товаре или услуге, промежуточные пункты - производство и его организация, далее - расчет финансовых показателей деятельности фирмы и условий ее безубыточности, и в заключение - перспективы и стратегии.

Организация самостоятельной работа по проектной методике обеспечивается регулярным обсуждением проектов с преподавателем, практическими заданиями по темам дисциплины с привязкой к конкретным проектам, дискуссиями в группе и конечно, контролем работы по этапам выполнения проекта.

Результаты применения методики. Опыт использования данной методики для организации самостоятельной работы студентов над проектом мы оценивали с точки зрения достижения трех основных целей. Первая цель - повышение мотивации в силу заинтересованности в составлении проекта. Большая часть группы предпочла составление и защиту проектов в качестве экзаменационной технологии (студенты имели возможность не участвовать в проектах и сдавать экзамен на основе тестирования). Мы находим для этого следующие объяснения: во-первых, связь с жизнью, с реальными условиями бизнеса, чего так не хватает в учебном процессе; во-вторых, самостоятельность работы над проектом и ее творческий характер; в-третьих, создание собственными руками «виртуальной фирмы» отвечает потребности человека в игре (недаром в свое время были популярны игры типа «монополии»). Заинтересованность в составлении проекта привела к тому, что студенты активно изучали теоретический материал по экономике фирмы, содержащийся в лекционном курсе, а также за его пределами. Таким образом, можно считать, что цель повышения мотивации достигнута.

Вторая цель - формирование представлений о реальных условиях деятельности фирмы. С этой точки зрения интересен выбор основы для создания модели «виртуальной фирмы». Три команды буквально следовали предложенной методике, выбирая в качестве основы моделирования небольшие «виртуальные» производства. Это объясняется тем, что практику студенты проходили в основном в бюджетных организациях и о деятельности производственных фирм имели весьма слабое представление. В ходе работы над проектом они получали не только теоретические, но и практические знания об экономических и технологических сторонах деятельности предприятия.

Три команды выбрали за основу вполне реальные фирмы, на которых они проходили производственную практику. Но знания, полученные студентами в ходе практики, касались в основном организационной структуры и системы управления, а производственные процессы и финансовые показатели деятельности фирмы, студентам были практически неизвестны. В ходе выполнения проекта команды неоднократно общались с менеджерами фирм, получали и уточняли технологическую и экономическую информацию об их деятельности. В дальнейшем, эти студенты планируют прохождение практики на исследованных предприятиях, используя построенную модель при написании ВКР.

Три команды в качестве основы для проекта «виртуальной фирмы» выбрали бизнес-идеи, которые они хотели бы воплотить. Одна команда выбрала идею коммерческого проекта по созданию гостиничного комплекса в районном центре Суса-нино на месте недостроенного здания. В данном случае студенты рассчитывали оценки эффективности инвестиционного проекта, определив предварительно затраты и прибыли от его реализации. В результате команда создала вариант бизнес-плана гостиничного комплекса с учетом реальных условий. Другая команда разработала бизнес-план завода по производству сыра на основе современной автоматизированной технологии. В бизнес-плане рассчитаны производственные и финансовые показатели, найдены конкурентные преимущества, определены поставщики и схемы кредитования. Третья команда разработала бизнес-проект фирмы по производству пластиковых труб. В ходе защиты проектов выявились слабые места бизнес-планов, что вполне объясняется отсутствием у студентов практического опыта. Однако, процесс обсуждения бизнес-планов с точки зрения их практической реализации явился не менее полезным, чем процесс их составления, для получения и закрепления знаний по экономике фирмы. Заметим, что серьезность намерений по реализации бизнес-плана проявилась в реакциях студентов на высказанные замечания: они их записывали, предлагали варианты улучшения бизнес-плана.

Третья цель - повышение уровня знаний теоретического материала по дисциплине (по сравнению с уровнем, достигаемым без участия в работе над проектом). Очевидно, что для обоснованных выводов по достижению данной цели необходимо более углубленное исследование, основанное на эксперименте, включающем контрольную группу. Такого рода исследование мы не проводили, и сравнение уровней знаний студентов, участвовавших в проекте, с уровнем тех, кто в проектах не участвовал, также не является корректным, поскольку во вторую группу попали относительно слабые студенты. Тем не менее, по нашим наблюдениям уровень знаний, который студенты де-

монстрировали в ходе защиты проектов и ответов на теоретические вопросы, оказался достаточно высоким. Мы объясняем успешное усвоение знаний эффектом актуализации теоретических конструкций дисциплины, возникающим в результате «приземления» понятий и методик на экономику конкретной фирмы. Студенты осваивают понятия и методы по мере осознания проблемы, для решения которой эти методы предназначены, актуальность проблемы осознается на личностном уровне, потому что от ее решения зависит успешность разрабатываемого командой проекта.

Следует отметить, что работа над проектами и ее обсуждение способствовала повышению уровня знаний не только по экономике фирмы, но так же и по ряду других дисциплин: микроэкономике (издержки, выпуск, конкуренция), макроэкономике (налоги, экономическая политика), бухгалтерскому учету (счета), а также по профильной дисциплине - моделированию бизнес-процессов.

Организация самостоятельной работы студентов по методике проектов потребовала переосмысления содержания и формы аудиторных занятий, в особенности лекций. Мы использовали электронную презентацию как некий «скелет» теоретического содержания дисциплины, что избавило от необходимости конспектирования и оставило время для обсуждений и дискуссий по лекционному материалу. На практических занятиях мы применяли как традиционные формы (опрос, решение типовых примеров), так и формы текущих отчетов по проектам, привязанные к темам практических занятий. Оценки, выставленные по результатам практических занятий, учитывались при выстав-

лении итоговой оценки по дисциплине - это необходимо, чтобы не возникала уравниловка среди членов команды, работающей над одним проектом.

Достигнутые положительные эффекты от применения метода проектов в преподавании «Экономики фирмы» могут быть значительно усилены, если для «виртуальной фирмы» студенты будут проектировать ее информационную систему, описывать бухгалтерскую документацию, оплату и нормирование труда, разрабатывать стратегии управления и маркетинга. Итогом может стать не только усиление междисциплинарных связей, но также создание кейсов для последующего использования в учебном процессе. Организация междисциплинарных проектов, в которых могут участвовать студенты различных направлений подготовки, является, безусловно, задачей более сложной. Она требует организационных решений на уровне института экономики, взаимодействия различных кафедр и разработки междисциплинарной комплексной методики. Однако трудности решения этой задачи будут вознаграждены созданием инновационной, интерактивной и практико-ориентиро-ванной методики обучения.

Библиографический список

1. Брагина З.В. Монолог о совершенствовании экономического образования // Вестник Ивановского государственного университета. Серия Экономика. - 2013. - С. 73-77.

2. Скаржинская Е.М. Экономическая эффективность преподавания экономических дисциплин // Вестник Ивановского государственного университета. Серия Экономика. - 2013. - С. 60-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.