Научная статья на тему 'Особенности преподавания экономики предприятия в вузе для технических направлений'

Особенности преподавания экономики предприятия в вузе для технических направлений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
204
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ / ЦЕЛИ / КОМПЕТЕНЦИИ / ЗНАНИЯ / РАСЧЕТЫ / УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Низовкина Наталья Геннадьевна

В статье рассматриваются цели дисциплины «экономика предприятия». Учебный план высвечивает ключевые идеи и концептуальные индикаторы стандартов третьего поколения и иллюстрирует, что должны знать и уметь студенты после изучения экономики предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности преподавания экономики предприятия в вузе для технических направлений»

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ В ВУЗЕ ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ

Низовкина Наталья Геннадьевна

кандидат экономических наук, доцент. Новосибирский государственный технический университет, кафедра экономики предприятий

г. Новосибирск, Российская Федерация. E-mail: nizovkina@ngs.ru

Аннотация. В статье рассматриваются цели дисциплины «экономика предприятия». Учебный план высвечивает ключевые идеи и концептуальные индикаторы стандартов третьего поколения и иллюстрирует, что должны знать и уметь студенты после изучения экономики предприятия.

Ключевые слова: учебный план; экономики предприятия; цели; компетенции; знания; расчеты

Код УДК: 658.1(075)

Annotation. The author examines the aims of Enterprise Economics. The curriculum highlights the key ideas and performance indicators for 3 level standards and describes what students should know and be able to do in their study of Enterprise economics.

Keywords: curriculum; enterprise economics; goals; competences; knowledge; computation

В большинстве учебных планов российских вузов экономика предприятия является самостоятельной экономической дисциплиной, предметом изучения которой является деятельность предприятия, процесс разработки и принятия хозяйственных решений. Однако на практике наблюдается другая картина, когда под экономикой предприятия подразумевают дисциплину, изучающую только средства предприятия, состав затрат, формирование цен и определение результатов деятельности предприятия, таких, как выручка, прибыль и рентабельность. Большего объема знаний за семестр не успевают преподать. Как показал процесс составления учебных планов под образовательные стандарты третьего поколения, определение названия и содержания дисциплины, которая заменила бы традиционный блок экономических дисциплин для технических специальностей и формировала необходимые компетенции (большинство из них не общекультурные, а профессиональные), является очень сложным процессом. Дисциплину с указанным выше содержанием можно называть: «основы экономики предприятия» или «основные категории и принципы экономики предприятия».

При рассмотрении содержания учебников, рабочих программ и централизованных тестовых заданий по этой дисциплине при мониторинге деятельности вуза наблюдается большое несоответствие. Автор придерживается той точки зрения, что экономика предприятия - это комплекс научных дисциплин и практических знаний, который включает в себя и менеджмент, и маркетинг, и управление инвестициями в основной и оборотный капитал предприятия, и управление его персоналом и т.д. Данный комплекс противопоставляется

«экономике народного хозяйства», в рамках которой развиваются самые разные научные школы: исследование всех (макроэкономика) и отдельных (микроэкономика) рынков, территориальными границами которых выступают границы регионов и государств, изучение комплекса институций в экономике, анализ возникающих в обществе политико-экономических отношений и прочее (табл. 1).

Таблица 1

Сравнение двух комплексов экономических дисциплин

Наименование комплекса дисциплин Дисциплины, входящие в данный комплекс Краткий комментарий

Экономика предприятия - основные категории и принципы экономики предприятия; - менеджмент; маркетинг; - управление инвестициями; - управление персоналом; прочее Изучаются отдельные хозяйственные единицы, их структуры и процессы, которые там происходят в связи с производством материальных благ, оказанием услуг и т.п.

Экономика народного хозяйства - макроэкономика; - микроэкономика; - институциональная экономика; - экономические отношения; - прочее Изучается принцип, которому подчинены действия хозяйствующих субъектов, а также то, каким образом их действия соответствуют принадлежности к определенным группам и как они обеспечивают взаимодействие этих групп в рамках народного хозяйства в целом.

У экономики предприятия есть ряд существенных особенностей, отличающих ее от других дисциплин:

• Ситуация в экономике вообще и экономике предприятия в частности не только изменяется с большой скоростью, но и уникальна для каждого отдельного случая и является функцией ряда обстоятельств и индивидуальных решений (критерий оценки правильности решения, горизонт планирования, разное отношение к риску, фундаментальная несовместимость разных целей и т.п.).

• Принятие любого хозяйственного решения направлено на выяснение сути вещей на систематической основе, выходящей за рамки одной дисциплины - экономики предприятия. Одна часть задачи является технической, другая часть задачи является экономической. Как правило, решение технической задачи на практике не успевает пройти проверку по запасу в цене, по потребительским свойствам продукции, по соотношению объемов рынка и вложенных затрат и т.д.

• Хозяйственные решения принимаются только на основе идеи, имеющей практическую ценность, и должны учитывать итеративную (многократную) природу всего процесса.

• Экономика предприятия является отчасти нормативно ориентированной наукой, на которую большое влияние оказывают действующие кодексы (налоговый, гражданский, трудовой) и положения по бухгалтерскому учету. Но с другой стороны, в настоящее время

уже осознается необходимость серьезного научного рассмотрения ценностных предпосылок при принятии отдельных хозяйственных решений на уровне предприятия.

Экономика предприятия, как научная дисциплина, традиционно делится на общую экономику предприятия и специальные области экономики предприятия в институциональной и функциональной классификации. На технических специальностях Новосибирского государственного технического университета преподается «Экономика предприятия», исходя из модели промышленного предприятия, из соображений дидактики, так как там имеют место все функциональные области. К тому же, характер современной экономики решающим образом определяется промышленностью и ее ведущими предприятиями. Если рассматривать содержание дисциплины в разных вузах страны, то становится понятным, что определение экономики предприятия как комплекса дисциплин является общепринятым.

В Российском экономическом университете им. Г.В. Плеханова в эту дисциплину включены 24 дидактические единицы (табл. 2).

Таблица 2

Содержание дисциплины в РЭУ им. Г.В. Плеханова

№ темы Название

1 Предприятие (организация)

2 Предпринимательство, предпринимательский риск

3 Управление предприятием

4 Организационно-правовые формы предприятий (фирм)

5 Ассоциативные (корпоративные) формы предпринимательства и некоммерческие организации

6 Рынок ценных бумаг

7 Организация производственного процесса на предприятии

8 Методы организации производства

9 Нововведения и техническая подготовка производства

10 Основные фонды предприятия

11 Инвестиционная деятельность предприятия

12 Управление качеством продукции на предприятии

13 Планирование хозяйственной деятельности предприятия

14 Производственная мощность и производственная программа предприятия

15 Нормирование труда на предприятии

16 Персонал (кадры) и производительность труда

17 Оплата труда на предприятии

№ темы Название

18 Расходы предприятия, себестоимость продукции

19 Прибыль предприятия, показатели рентабельности

20 Цены и ценообразование на предприятии

21 Управление финансами предприятия

22 Финансовая стратегия предприятия

23 Внешнеэкономическая деятельность предприятия

24 Несостоятельность (банкротство) предприятий

В Новосибирском государственном университете содержание курса «Экономика предприятия» включает пять разделов: предмет и метод, ресурсы, затраты, результаты и управление предприятием (табл. 3).

Таблица 3

Содержание курса «Экономика предприятия» в НГУ

№ раздела Наименование Содержание

1 Общая часть (предмет и метод) - предприятие как основное звено в хозяйственном обороте; - приватизация, организационно-правовые формы предприятий; - цели предприятия

2 Ресурсы - основные средства; - оборотные средства; - трудовые ресурсы

3 Затраты - издержки производства и хозяйственной деятельности; - управление издержками

4 Результаты хозяйственной деятельности - продукция и ее качество; - доходы предприятия, прибыль и рентабельность; - эффективность и ее измерение

5 Управление предприятием - экономические методы управления; - технико-экономическое планирование; - оперативно-календарное планирование; - организация управления на предприятии

В Новосибирском государственном техническом университете в курсе только два раздела (табл. 4).

Таблица 4

Содержание курса «Экономика предприятия» в НГТУ

№ раздела Наименование Содержание

1 Предприятие, его ресурсы и формы организации - организационно-правовые формы предприятия; - основные фонды предприятия; - оборотные средства предприятия; - материально-техническое обеспечение предприятия; - кадры предприятия и производительность труда; отраслевая структура промышленности; - формы организации промышленного производства

2 Экономическая деятельность предприятия - производственная программа и производственная мощность; - маркетинговая деятельность предприятия; - организация заработной платы; - себестоимость продукции, цена, прибыль и рентабельность; - финансы предприятия; - налогообложение; - оценка эффективности инвестиций; - управление научно-техническим прогрессом на предприятии; - планирование и прогнозирование деятельности предприятий

Все эти таблицы иллюстрируют определение экономики предприятия как комплекса дисциплин.

Реальные условия учебного процесса заставляют корректировать содержание дисциплины. Наши коллеги с технических факультетов традиционно требовали, чтобы студенты достаточно профессионально отвечали на вопросы по выпускным квалификационным работам о затратах, эффективности, производительности и т.д. в рамках своей разработки. К задачам дисциплины согласно государственному образовательному стандарту относятся следующие компетенции:

• Применять методы определения потребности (в соответствии с целями предприятия) и стоимостной оценки различных (трудовых, технических и материальных) ресурсов предприятия и показатели их использования;

• Знать подходы к формированию производственных затрат на изготовление продукции (работ, услуг).

Значительная часть тем дисциплины является «пограничной» между рядом дисциплин и в целостной системе взаимосвязей рассматривается только в этой дисциплине. Образовательные

стандарты третьего поколения кроме введения новой терминологии обязывают согласовывать с работодателем компетенции, которые формируются в вузе у студентов в процессе изучения дисциплины. Для технических специальностей читается дисциплина, которая соответствует дисциплине «Экономика предприятия», но, как правило, имеет другое название. Эта дисциплина отвечает за формирование, в основном, профессиональных компетенций. Интересно, что при общении с работодателем выяснилось, что более удобной логикой дисциплины является логика хозяйственного процесса: снабжение, производство, сбыт. Компетенции, которые формируются в процессе изучения этой дисциплины, напоминают некоторые общие правила (теорию экономики предприятия), которые позволяют ориентироваться в экономических задачах при выполнении дипломного исследования (решение в точке, на интервале, по издержкам, по прибыли, по рентабельности и т.д.). В дипломных проектах при расчете эффективности разработки расчет очень часто носит искусственный характер и прекращается на этапе сравнения отдельной статьи (экономия по отдельной статье). Очень редко может заканчиваться сравнением прибыли и рентабельности. Таким образом, базовой компетенцией студента является способность оценивать и интерпретировать результаты сравнения прибыли, если ни различный период использования, ни различный средний используемый капитал при альтернативных инвестиционных объектах не имеют значения при сравнении предпочтительности. Такая ситуация является нереалистичной, но имеет фундаментальное значение.

Второй уточненной компетенцией может быть названа способность решать задачи, когда структура затрат разная. Тогда для справедливого сравнения вариантов целесообразно дополнять расчеты прибыли расчетами рентабельности и анализом структуры прибыли с помощью анализа точки безубыточности. Инвестиционный проект тем предпочтительнее, чем ниже его безубыточный объем производства и чем выше его коэффициент безубыточности. Эти знания и умения соответствуют компетенции управления затратами. Расчеты рентабельности капитала требуются, если прибыль от инвестиций обеспечивается различным объемом капитала, а капитал всегда ограничен. При расчетах амортизации встает вопрос о периоде амортизации (сроке окупаемости). Расчеты амортизации отражают оценку рисков инвестиций. Таким образом, вопросы сопоставимости ситуаций влияют на алгоритм решения задачи или выбор показателя, на основе которого принимается управленческое решение о предпочтительности объекта (табл. 5).

Таблица 5

Способность ориентироваться в выборе показателей, определяющих управленческое решение

Различия в ситуациях Изменения в выборе определяющих показателей

Отдельная инвестиция критерий выбора предпочтительного варианта - положительная ежегодная чистая прибыль или превышение процентных издержек ежегодной валовой прибылью

Несколько инвестиционных альтернатив критерий - максимальная прибыль

Объем производства по разным вариантам оборудования разный необходимо определять средние издержки на единицу

Структура затрат разная определять предпочтения вариантов по загрузке на основе интервалов

Замена оборудования средняя прибыль за период, предельная прибыль по старому оборудованию

Разный объем капитала необходимо определять рентабельность

Различия в ситуациях Изменения в выборе определяющих показателей

При отсутствии узких мест на предприятии абсолютный уровень покрытия постоянных издержек

При наличии одного узкого места в производственной мощности относительный уровень покрытия постоянных издержек

Измерение капитала в конце периода принятие решения на основе оценки капитала с учетом экономии, ставки процента, ставки налога, инфляции и длительности планового периода.

Теоретический и традиционный бухгалтерский подход теоретический подход предполагает точные оценки, а традиционный метод основывается на субъективной оценке (например, остаточной стоимости)

Для технических специальностей особенно важно очень четко на основе иерархии экономических категорий в дисциплине определить минимально необходимый перечень (заменить некоторые традиционные категории новыми). К ним относятся категории экономичности и эластичности для гармонизации процессов, и покрытия постоянных издержек вместо прибыли. Универсальность и гибкость в использовании измеряется показателями производственно-технической и экономической эластичности средств производства. Эластичность есть в [4, с.237] и нет в [1,2,3]. В российских учебниках по экономике предприятия все еще преобладает подход полной себестоимости. Основополагающим для планирования является тот факт, что в его целях следует учитывать только те издержки и доходы, которые влияют на плановый результат, а именно:

• выручка от продажи единицы товара;

• переменные издержки на единицу продукции.

Менее значимы постоянные издержки, зависящие только от календарного размера планового периода и не зависящие от итоговой производственной программы. В оптимальную программу включаются все продукты с положительным уровнем покрытия постоянных издержек, который рассчитывается как разница между намеченной выручкой от продажи соответствующих товаров и переменными издержками на их производство. Этот современный подход некоторыми российскими учебниками игнорируется [3]. Как известно, необходимо отслеживать содержательность каждого изучаемого показателя. Например, традиционно содержательность показателя экономичности повышается, если вводится некая нормативная экономичность, и сравнивается с фактической экономичностью. Другой пример: при классификации предприятий остаются без внимания собственно экономические признаки классификации предприятий, связанные с оплатой предмета их деятельности (тарифы, цены, бесплатность).

Для технических специальностей следует представлять «сжатую» классификацию основных факторов в каждой категории. Это два важнейших разреза: заданные (неконтролируемые) и управляемые факторы. Конечно, необходимо использовать формы представления информации, где величины даны во взаимосвязи, например, показана взаимосвязь чистой настоящей стоимости, аннуитета и ставки внутреннего процента, как в [4, с.410]. Так как необходимо максимально сжато представлять информацию, то следует прибегать к формулам, таблицам и диаграммам при иллюстрации задач, например, «работы» форм заработной платы.

Учет фактора времени в российских учебниках [1, с. 206; 2, с. 120; 3, с. 225] осуществляется, как правило, только в форме традиционного дисконтирования денежных потоков, однако фактор времени проявляется также в эшелонировании во времени составляющих хозяйственных процессов, на что следует обращать внимание. При эшелонировании во времени составляющих финансовых процессов максимальная потребность в капитале меньше, чем она была бы в случае одновременного начала всех составляющих финансовых процессов. Тем более, что определение горизонта планирования означает установление в краткосрочном плане узких мест, а в долгосрочном плане расшивку узких мест. При калькулировании в [3] не рассматривается два принципиально важных подхода: «от цены/выручки» регрессивная калькуляция и «от затрат» прогрессивная калькуляция.

Главный вывод состоит в том, что дисциплина вносит существенный вклад в формирование многих профессиональных компетенций выпускников вуза технических направлений, поэтому детали проработки знаний, умений, навыков следует рассматривать в современном аспекте с учетом влияния ситуации при постановке экономической задачи. Любые несоответствия учебных планов, содержания учебных пособий, целей дисциплин отражаются на качестве образования. Сравнение [1, 2, 3] с [4] иллюстрирует наше отставание в методологии преподавания данной дисциплины. Современный подход требует достижения следующих целей: обеспечить комплексное системное видение экономики предприятия, дать возможность студентам независимо объяснять фундаментальные результаты развития бизнеса, учить студентов принимать решения в соответствии со стратегическими целями и оперативными возможностями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Поздняков, В.Я. Экономика предприятия (организации) / В.Я. Поздняков. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 640 с. - (Серия «Высшее образование»).

2. Экономика предприятия: учеб. пособие для экон. фак. НГУ / Е.А. Соломенникова [и др.]; Новосиб. гос. ун-т, Экон. фак. - Новосибирск: НГУ, 2003. - 121 с.

3. Экономика предприятия: учеб. пособие / колл. авт.; отв. ред. А.И. Карпович. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2008. - 292 с.

4. Ширенбек, X. Экономика предприятия: [учебник для вузов: пер. с нем.] / X. Ширенбек. - 15-е изд. - СПб. [и др.]: ПИТЕР, 2005. - 847 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.