Научная статья на тему 'Развитие предпринимательской активности современной молодежи в процессе обучения'

Развитие предпринимательской активности современной молодежи в процессе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2393
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / КОМПЕТЕНЦИИ / БИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ОБУЧЕНИЕ / УЧЕБНАЯ ФИРМА / LABOR MARKET / COMPETENCES / BUSINESS / ENTREPRENEURALSHIP / TEACHING / TRAINING COMPANY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панов Юрий Иванович

Автор актуализирует идею развития нового типа специалиста, раскрывает современные подходы к организации предпринимательской деятельности и выражает перспективный взгляд на развитие предпринимательской активности современной молодежи. Предпринимательская активность в обучении рассматривается с позиций ценностно-ориентационной парадигмы, направленной на становление позитивной мотивации к учебной и трудовой деятельности на современном этапе общественного развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панов Юрий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of entrepreneurial activity of the modern youth in a teaching process

The author actualizes the idea of development of the new specialist type, discloses modern approaches and expresses a prospective view at the development of entrepreneurial activity of the modern youth. Entrepreneurial activity in teaching is considered from the point of view of a value-oriented paradigm aimed at formation of positive motivation for educational and labor activity at the modern stage of social development

Текст научной работы на тему «Развитие предпринимательской активности современной молодежи в процессе обучения»

Ю. И. Панов

(Санкт-Петербург)

РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Автор актуализирует идею развития нового типа специалиста, раскрывает современные подходы к организации предпринимательской деятельности и выражает перспективный взгляд на развитие предпринимательской активности современной молодежи. Предпринимательская активность в обучении рассматривается с позиций ценностно-ориентационной парадигмы, направленной на становление позитивной мотивации к учебной и трудовой деятельности на современном этапе общественного развития

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования основная цель профессионального образования определена как «подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности» [1].

Создание необходимых предпосылок для формирования нового типа работника требует от образовательного учреждения новых подходов к организации своей деятельности, а именно нового взгляда на развитие предпринимательской активности в сфере образования. Под предпринимательской активностью необходимо понимать инициативную самостоятельную деятельность, направленную на удовлетворение потребности и получение прибыли.

Предпринимательство в образовании понимается как деятельность, направленная на разработку и воплощение в жизнь новаторских идей в условиях постоянных изменений в обществе и экономике с целью личной самореализации.

Неотъемлемыми качествами специалиста, обладающего предпринимательскими навыками, должны стать высокая мотивация на достижение успеха, готовность действовать в условиях предполагаемого рис-

ка, умения и навыки решения актуальных задач, творческий подход, коммуникативные умения, способность принимать на себя ответственность, умение строить конструктивно-деловые и межличностные отношения, умение управлять стрессовыми ситуациями и т.д.

В условиях современной рыночной экономики требования к работникам, занятым в крупных корпорациях и малом бизнесе, все больше сближаются. На первый план наряду с профессиональными знаниями и навыками выходят требования наличия у работников особого предпринимательского типа мышления. Оно включает в себя установку на постоянный поиск нового качества (в организации труда, результатах труда, отношениях с клиентами), ориентацию на достижение лучших результатов при минимальных издержках, способность работника воспринимать интересы любого предприятия, где он работает, как свои собственные, постоянную нацеленность на саморазвитие и обучение. Развитие предпринимательского типа мышления у обучаемых требует от системы профессионального образования внедрения нового содержания и стиля обучения, называемого предпринимательским подходом в образовании (обучении). Таким образом, предпринимательский подход в обучении обусловлен стремлением к переориентации политики в области образования и обучения [2].

Рынок труда в целом и работодатель в частности хотят получить грамотного специалиста, обладающего определенными

способностями и качествами, относящимися не только к профессиональной, но и к социальной сфере, - легко обучаемого, восприимчивого работника.

В настоящее время изменились требования работодателей к выпускникам профессионального образования. Основные тенденции в квалификационных требованиях работодателей - это расширение числа обязанностей (функций, зон ответственности); выделение групп приоритетных (важнейших) профессиональных навыков и умений; ориентация на более высокий уровень квалификации; рост значимости функциональных (ключевых) компетенций; требовательность к личностным качествам работников; требования нацеленности на саморазвитие и самообучение.

Особое значение работодатели придают ключевым, базовым навыкам работников. Считается, что недостаток профессионализма в выполнении каких-либо производственных операций, функций восполним. Работника, в том числе и выпускника системы профессионального образования, можно научить профессии уже на рабочем месте, он может сам или при помощи наставника освоить новую технику, инструменты. Но вызывает особые затруднения возможность изменить психологический настрой человека, отношение к делу, к людям, к самому себе.

Работодатель, особенно представляющий малый и средний бизнес, хочет видеть в современном работнике не просто профессионала, не просто исполнителя, а человека своей команды - надежного, ответственного, неравнодушного к интересам предприятия. Опросы работодателей позволили выявить наиболее важные, приоритетные для работодателей функциональные обязанности и человеческие качества, которыми должен обладать выпускник системы профессионального образования [4].

Приоритетными для работодателя являются такие функциональные качества работника, как коммуникабельность, умение работать в команде, самоорганизация и умение планировать рабочее время, умение работать с информацией, презентационные навыки, способность находить выход из конфликтных ситуаций, способность пере-

давать свой опыт, а также личностные качества: ответственность, гибкость, сообразительность, энергичность, толерантность.

Новые требования работодателей обуславливают необходимость формирования у молодого поколения мотивации и трудового поведения инновационного типа, а также современного мышления.

Особенность современной ситуации состоит в том, что вышеназванные качества и компетенции в равной степени необходимы как успешному работнику, так и его работодателю - предпринимателю. Невозможно воспитать грамотного, конструктивного, культурного предпринимателя, не привив ему профессионально-личностных свойств исполнителя.

На наш взгляд, системное обучение молодежи предпринимательской деятельности необходимо проводить на трех этапах непрерывного образования личности: в общеобразовательной школе, в вузе, а также в системе последипломного повышения квалификации. При этом значительное внимание нужно уделять практическому, «моделирующему» предпринимательству в ходе образования. Соответственно, необходимо специально готовить преподавателей к теоретическому и практическому обучению молодежи предпринимательской деятельности.

Сегодня можно даже говорить об особой предпринимательской компетенции -как практическом выражении деятельностный, методологической, коммуникативной и иных компетенций, востребованных в современном мире. Иными словами, каждый выпускник образовательного учреждения должен быть в той или иной степени быть предпринимателем. Предпринимательство становится необходимыми компонентом функциональной грамотности.

Задача предпринимательства в школьном образовании - раскрытие личностного потенциала и такая его трансформация, когда учащийся рассматривается как уникальная целостность в способности добиться поставленной цели. Такой подход, однако, в корне меняет лежащее в его основе представление о сущности труда. Ведь предприниматель отнюдь не является простым исполнителем кем-то предписанных функций. На первом плане находятся его

собственные идеи, именно их он и пытается реализовать. Он должен быть в состоянии определить ситуативные пределы своих возможностей к действию и самостоятельно брать на себя риск выхода за эти пределы. Это означает, что он должен уметь оценивать возможные последствия собственных поступков и уверенно отстаивать свою позицию. В основе его способности к действию - позиция экспериментатора, в конкретной ситуации стремящегося испробовать представляющиеся ему наиболее оптимальными формы работы. Поэтому предприниматель должен обладать таким качеством, как способность к индивидуальным действиям. Она, в свою очередь, основана на уверенности в своих силах -способности воспринимать возникающую неопределенность как шанс для ее творческого осмысления; способности к диалогу, отстаиванию собственной позиции; на умении уважать мнение других и достигать соглашения; на способности правильно оценивать объективную реальность, позволяющей находить решения, оптимальные в конкретных обстоятельствах [5]. Данные качества необходимо развивать с первых этапов школьного образования через профессиональное самоопределение старшеклассников и в течение жизнедеятельности человека.

С этой целью автор предлагает приступить к реализации проекта «Школа молодого предпринимателя», который направлен на стимулирование предпринимательских инициатив школьников (10 класс) путем организации бизнес-обучения. В качестве пилотной площадки создания инфраструктуры бизнес-обучения можно использовать различные площадки муниципальных общеобразовательных учреждений.

Программа состоит из трех блоков, которые изучаются параллельно: основы бизнеса; ключевые компетенции в бизнесе; практика бизнес-проектов.

Блок «основы бизнеса» дает ученикам представление в целом о том, что такое предпринимательская деятельность и кто такой бизнесмен. В рамках блока изучается история бизнеса и менеджмента; раскрывается связь бизнеса с государственной и муниципальной властью; производится обзор различных отраслей хозяйства с точки зре-

ния их привлекательности для бизнеса; организуются встречи с успешными предпринимателями.

Блок «ключевые компетенции в бизнесе» дает базовые знания и навыки в тех областях, которые необходимы для успешного ведения бизнеса в современных условиях. В состав блока входят такие дисциплины, как деловой английский язык, бизнес-математика, менеджмент и бизнес-планирование, психология общения и деловой этикет, самоменеджмент и управление карьерой, юридические аспекты предпринимательской деятельности, маркетинг, реклама и PR, информационные технологии в бизнесе, финансы и основы бухгалтерского учета.

Третий, практический, блок может эффективно быть реализован в виде учебной фирмы. Учебная фирма - одна из инновационных форм обучения предпринимательству. Это модель реального предприятия по выбранному виду деятельности. С помощью имитирующих моделей учебные фирмы предоставляют возможность учащимся столкнуться с требованиями реального мира в «защищенной» среде. Экспериментируя, находя наиболее эффективные способы выполнения профессиональных обязанностей, учащийся не испытывает страх за возможный убыток или упущенную выгоду. Это достигается основной концепцией учебной фирмы, так как товар, услуги и деньги - виртуальны.

Основной принцип деятельности учебной фирмы - стимулировать учащихся к более самостоятельной работе, выполняя проекты, предполагающие взаимодействие с реальными компаниями. Каждая компания становится ментором для двух учеников на срок два года. Регулярные контакты с компанией-ментором на протяжении всего периода становятся стержнем всей модели, позволяя старшеклассникам соотнести теорию и практику и, благодаря этому, понять, для чего им нужны теоретические знания, получаемые в школе.

В настоящее время в России происходит становление новой системы высшего профессионального образования, сопровождающееся существенными инновационными изменениями в выборе его содержания. Система инновационного образования

- это целенаправленное формирование определенных знаний, умений и методологической культуры, а также комплексная подготовка и воспитание специалистов за счет соответствующего содержания, методов обучения и наукоемких образовательных технологий. Система инновационного образования предполагает использование:

- мировых информационных ресурсов и баз данных;

- ориентации на лучшие отечественные и зарубежные образовательные программы (бенчмаркинг);

- международной аккредитации образовательных программ, позволяющей обеспечить их конкурентоспособность на мировом рынке;

- предпринимательских идей в содержании курсов;

- активных методов, «контекстного обучения» и «обучения на основе опыта»;

- методов, основанных на изучении практики;

- проектно-организационных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических задач [3].

Очевидно, что современная система обучения, особенно в вузах, должна ориентироваться на связь с предприятиями. Особое внимание среди программ занимает система стажировок студентов на предприятиях.

Рыночная экономика диктует новые принципы деятельности. Один из важнейших - креативный подход к решению технических, инновационных и организационных задач. Данный принцип сформировался в противовес репродуктивному, консервативному подходу, полностью исчерпавшему себя в последние два-три десятилетия. Сегодня процветает тот бизнес, который гибко реагирует на изменения рыночной конъюнктуры, расширяя спектр предлагаемых товаров и услуг. Поэтому в настоящее время перед большинством учебных заведений встает задача формирования людей с принципиально иной психологией: активных, предприимчивых, готовых к принятию решений, отстаиванию своих позиций и точки зрения, несущих ответственность за результаты и последствия своей деятельности [5].

Особая роль в обучении молодежи предпринимательству, на наш взгляд, принадлежит школьным учителям технологии, так как они по предмету своей деятельности ближе всех стоят к реальной экономике. Необходимо скорректировать процесс подготовки учителей технологии в педагогическом вузе. Специфика научно-методической подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства к обучению школьников основам рыночной экономики и предпринимательской деятельности заключается в том, что в период обучения студенты, будущие учителя, должны овладеть комплексом учебных предметов технического, экономического, психологопедагогического и методического блоков. Важным элементом при таком обучении является включение в учебный процесс творческих задач технологического, конструкторского, психолого-педагогического, предпринимательского характера [6].

Успешность формирования и развития профессиональных и личностных качеств педагога, его способности выполнять профессионально-педагогическую деятельность на современном уровне определяются целым рядом дидактических условий, реализуемых в процессе профессиональной подготовки, таких как:

- введение в учебный план значительного числа экономико-предпринимательских и развивающих дисциплин;

- внедрение в процесс преподавания новых форм и методов активного обучения, формирующих такие качества, как предприимчивость, инициатива, креативность, и требующих проявления самостоятельности в принятии решений;

- разработка новых форм учебной предпринимательской деятельности;

- участие студентов в различных формах реальной предпринимательской деятельности;

- информатизация процесса обучения.

В современном бизнесе успех определяется согласованными действиями многих людей. Поэтому, несомненно, необходимо учить студентов и учащихся работе в команде, в коллективе. Система организации коллективной деятельности предполагает многообразие форм связи между различными видами работы, их чередование и на-

полненность необходимым содержанием. Обязательным условием эффективности процесса коллективной деятельности и конечных результатов является четкое управление. Наиболее существенными признаками коллективной деятельности являются:

- осознание цели деятельности как единой и значимой, требующей объединения усилий каждого из членов коллектива;

- разделение функций и обязанностей между участниками деятельности;

- установление отношений взаимной ответственности и зависимости при выполнении работы;

- осуществление контроля, корректировки, оценки и самооценки деятельности.

О развитии коллектива можно судить по четырем основным показателям: организационному единству, психологическому (интеллектуальному, эмоциональному, волевому) единству, подготовленности каждого к совместной деятельности, направленности этой деятельности;

Способ организации коллективной творческой деятельности обучаемых является особым фактором совместной (коллективной) деятельности, которая оказывает мощное стимулирующее действие на их развитие. Коллективная деятельность предполагает:

- взаимное духовное обогащение участников группы; организацию совместных; действий, ведущую к активизации познавательных процессов;

- распределение действий и операций;

- коммуникацию, общение, без которого невозможно взаимопонимание и благодаря которому планируются условия деятельности и выбор соответствующих способов действия;

- обмен способами действия (задается необходимостью построения различных способов для получения совокупного продукта деятельности - решения проблемы);

- взаимопонимание (диктуется характером включения обучающихся в совместную деятельность);

- рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия;

- диалог всех возникающих точек зрения;

- свободные группы, в которых студент (учащийся) чувствует себя раскованно;

- сотрудничество, сотворчество педагога и обучающегося.

Коллективная творческая деятельность предусматривает следующие основные этапы: коллективное планирование, коллективная подготовка, проведение

творческого дела, коллективный анализ.

В итоге выпускники профессиональной школы должны быть готовы гибко реагировать на запросы рынка труда. Для этого необходимо еще в процессе обучения формировать у них предпринимательское отношение к работе, которое подразумевает мотивацию на достижение успеха, мобильность в решении задач, творческий подход, коммуникативные умения, способность принимать на себя ответственность, умение строить межличностные отношения, этичность, знание права и т. д. [4].

Ведущая роль в реализации креативного подхода к бизнесу принадлежит человеку, его потенциалу, внутреннему ресурсу. Речь идет о его способности отказаться от стереотипных способов мышления, способности обнаруживать новые способы решения проблем или новые способы выражения имеющегося опыта. Другими словами, подготовка предпринимателя предполагает формирование личности нового типа, соответствующего требованиям научной организации труда, современным информационным технологиям и технологиям принятия решений, творчески осуществляющего преобразующую деятельность в быстро изменяющихся социально-экономических условиях.

Исходя из задач предпринимательского подхода в обучении, необходимо создание такого социокультурного пространства в образовательном учреждении, которое бы способствовало подготовке учащихся (студентов, слушателей) к самостоятельному информационному усвоению знаний, развитию всего комплекса саморегуляции: мотивационно-потребностной сферы, целе-полагания, самоконтроля и проявления творческой активности будущего предпринимателя, включенного в процесс создания собственных образовательных продуктов в качестве субъекта и соавтора.

Модернизация внутренней среды образовательного учреждения должна предусматривать изменения в подходах к управлению, гибкое делегирование ответственности и полномочий педагогическим работникам, привлечение их к решению вопросов, связанных с дальнейшим развитием образовательного учреждения, повышение квалификации педагогических кадров в плане развития их самостоятельности и

предприимчивости, обновление содержания профессионального образования и методов преподавания [2].

Таким образом, современное образование представляется как становление человека, актуализирующего в себе предпринимательское и созидательное начало, что дает ему возможность обретения себя, своей неповторимой индивидуальности, духовности и творческой свободы.

Литература

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. [Электронный ресурс]. и^: http://www.ed.gov. ru/mm/pravo/276/#1.

2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования [Электронный ресурс]. и^: http://www.ed. gov.ru/ob-edu/noc/rub/groun/koncep.doc.

3. Инновации в профессиональном образовании и обучении: предпринимательский подход к подготовке кадров: Информационные материалы международного проекта / Под ред. Г. В. Борисовой, Т. Ю. Аветовой. - СПб.: Северо-Западное агентство международных программ, 2002.

4. Развитие предпринимательских качеств учащихся в учреждениях профессионального образования. По материалам международного проекта «Инновации в профессиональном образовании и обучении: предпринимательский подход к подготовке кадров». - СПб, 2003.

5. Образование и бизнес: предпринимательский подход в обучении как фактор социальной адаптации молодежи. - Петрозаводск, 2006.

6. Антонова И. И. Дидактические условия подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства основам менеджмента: Дис. ... канд. пед. наук. - Комсомольск-на-Амуре, 1999. - 172 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.